Научная статья на тему 'Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России'

Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ / ПОДХОД / КОМАНДИРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / UPBRINGING / MILITARY MEN / INTERNAL TROOPS / SUBJECT / SUBJECT-SUBJECTIVE / APPROACH / COMMANDERS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотосов Андрей Александрович

В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России. Анализ сущности и содержания воспитательного процесса имеет практическое значение для разработки современных педагогических методик при работе с военнослужащими внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотосов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Pedagogical Approaches to Soldiers of Russian Interior Ministry Forces Training

Modern approaches to upbringing of military men of the Russian Interior Ministry Forces are considered in the article. The analysis of the essence and the content of upbringing process has practical value for working out of modern pedagogical technology in work with military men of the Russian Interior Ministry Forces.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России»

Литература

1. Берулава А.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Международный конгресс по проблеме гуманизации образования. - Бийск, 2005.

2. Богданова Р.У. Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: метод. пособие. Вып. 9. - СПб.: Центр информатизации образования КИО, 2008. - 87 с.

4. Воспитание как педагогический процесс / под общ. ред. Н.Е. Щурковой. - М., 2004.

5. Воспитательная работа в вузе: сб. ст / отв. ред. А.И. Козлов, Л.К. Гребенкина. - Рязань, 2003.

6. Воспитательная деятельность: день за днем (из опыта работы Бурятского государственного университета).- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 163 с.

7. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. Стратегия развития воспитательной деятельности вуза // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всерос. пед. конгресса (19-21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО): в 4-х ч. - Ч. 3, 4. - М., 2007. - С. 135-141; 61-67.

8.Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - 35 с.

9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Правительство РФ. - М., 2006.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета.

E-mail: galina.rogaleva@mail.ru.

УДК 37.035.7

© А.А. Сотосов

Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России

В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России. Анализ сущности и содержания воспитательного процесса имеет практическое значение для разработки современных педагогических методик при работе с военнослужащими внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: воспитание, военнослужащие, внутренние войска, субъект, субъект-субъектный, подход, командиры, деятельность.

A. A. Sotosov

Modern Pedagogical Approaches to Soldiers of Russian Interior Ministry Forces Training

Modern approaches to upbringing of military men of the Russian Interior Ministry Forces are considered in the article. The analysis of the essence and the content of upbringing process has practical value for working out of modern pedagogical technology in work with military men of the Russian Interior Ministry Forces.

Keywords: upbringing, military men, internal troops, subject, subject-subjective, approach, commanders, activity.

В связи с проводимыми в настоящее время во внутренних войсках России преобразованиями, наличием целого ряда проблем в области воспитания военнослужащих, особую актуальность с теоретической и практической точки зрения приобретают вопросы, связанные с совершенствованием и модернизацией подходов в воспитательном процессе.

Сегодня возросло негативное отношение значительной части молодых людей к военной службе, происходит проникновение идей пацифизма в армейскую среду, что оказывает существенное воздействие на состояние боевой готовности внутренних войск МВД России, взаимоотношения между военнослужащими.

Это связано с такими вопросами, как идеоло-

гическая неразбериха в сознании воинов; национальные распри и конфликты в обществе, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе, тенденция возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий. Одной из главных задач воспитательного процесса является подготовка офицеров, способных эффективно исполнять должностные обязанности.

Воспитание становится сегодня приоритетной составляющей педагогического процесса, так как его объектом выступает личность. Значение обучения не умаляется, а рассматривается как возможность обеспечения культуроформирующей функции воспитания, которое следует организовывать на основе гуманитарного под-

хода как его методологической основы и средства гуманизации воспитательных отношений [1, с. 16].

Основной целью воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России является формирование и развитие у них качеств гражда-нина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, главной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил России [9, с. 52].

Организация воспитательного процесса в частях и подразделениях внутренних войск МВД России должна носить научный характер и соответствовать современной педагогической парадигме. Под педагогической парадигмой понимаются признанные в научном мире на определенном этапе развития педагогической мысли достижения, которые в течение некоторого времени дают научному сообществу модель видения окружающей действительности, постановки проблем и их решений [3, с. 22].

Выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И. Дра-гомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей» [5, с. 36].

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил России по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства [4, с. 292].

В таком понимании воспитание предполагает включение воспитуемого в специально организованные обстоятельства и отношения, в которых он мог бы эффективно накапливать общественно одобряемый и необходимый индивидуальный жизненный опыт посредством успешной самореализации в социально-полезной деятельности. При этом такие обстоятельства и отношения должны охватывать все сферы жизнедеятельности человека. Для военнослужащих внутренних войск речь идет о боевой и общественногосударственной подготовке, служебно-боевой, хозяйственно-бытовой, внутриколлективной,

досуговой и других областях их жизни.

Таким образом, под воспитанием военнослужащих внутренних войск МВД России следует понимать целесообразно организованную с педагогических позиций воинскую деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, в ходе которой они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих их творческую самореализацию, непрерывное личностное и профессиональное развитие, накопление общественно одобряемого жизненного и профессионального опыта, формирование качеств, необходимых для безусловного и безупречного выполнения своего конституционного и воинского долга [7, с. 239].

Выбор принципиально иного типа социокультурного развития общества предполагает внесение изменений и в организацию воспитательного процесса военнослужащих внутренних войск МВД России, в частности, в характер взаимодействия «начальник-подчиненный», которое должно соответствовать социальному контексту конкретного исторического периода. Без становления ценностной сферы офицера как воспитателя, в которой подчиненные солдаты, сержанты и прапорщики будут восприниматься как субъекты военной и специально организованной деятельности по саморазвитию, невозможна гуманизация сферы воспитания.

Субъект - обобщенная характеристика человека как самореализующегося существа, способного самостоятельно разрешать противоречия, возникающие в ходе взаимодействия с миром, имеющего как реальные возможности, так и потенциал развития. Человек, способный проявлять себя субъектом, умеет противостоять в жизнедеятельности принципу удовольствия, потере своего Я, регрессу своей личности. Субъект проявляет целостность в автономной деятельности и самоуправлении [6, с. 468].

Военнослужащий становится субъектом деятельности, когда проявляет активность и разумную инициативу в ходе решения поставленных задач. Но, кроме показателей активности и инициативы, можно говорить еще и о смысловом значении понятия «субъект служебно-боевой деятельности» с позиций изучения его субъектных характеристик.

Субъектность - свойство субъекта, которое проявляется как комплекс способностей или интегральная способность, обеспечивающая человеку эффективное функционирование вне заданной полностью системе жизненных координат [6, с. 469].

Субъектность личности военнослужащего связана с эффективностью, действенностью, успешностью осуществляемой деятельности, при оценке которой должны учитываться не только результаты, но и условия ее достижения [7, с 263].

Поскольку военнослужащий живет в сложном мире, действует не только в общественносоциальном контексте, он - субъект уникальной активности: биологическо-витальной (как

особь), активности в физической среде (как индивид) и индивидуально-социальной (как личность) [2, с. 85].

Общественно-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на общественные ценности.

Индивидуально-социальная субъектность

проявляется как активность с ориентировкой на личностные смыслы. Эта субъектность также имеет социальную природу. Однако самоосоз-нание позволяет личности выделить себя, понимать свою самостоятельность и уникальность, считать себя автором своей активности и держать перед собой и обществом ответ за принятое решение и полученный результат. Данный вид субъектности проявляется в ответственности.

Деятельность командиров (начальников) по реализации субъект-субъектного подхода в воспитательном процессе направлена на преодоление тех недостатков, которые сегодня имеются. К таким недостаткам, прежде всего, следует отнести отсутствие личностно-направленного характера воспитания. При его отсутствии военнослужащий не становится активным субъектом своего собственного преобразования, нацеленным на максимальное раскрытие познавательного и творческого потенциала. Такой процесс воспитания не приносит ему удовлетворения и радости, не будит в нем стремления к творческой самореализации [8, с. 46].

Субъект-субъектный подход в воспитании означает такую организацию взаимодействия начальников как воспитателей, так и подчиненных, при которой:

- на все и на всех хватает времени и внимания;

- каждое мероприятие, занятие, событие является для военнослужащих определенным открытием, проверкой своих сил и возможностей;

- максимально реализуется личностно-формирующая функция;

- усилия офицеров-педагогов направлены на обеспечение не безропотного послушания подчиненных, а их активной интеллектуальной, волевой и нравственной деятельности.

Сегодня необходимо четко представлять, без чего невозможно полноценное воспитание воен-

нослужащих внутренних войск. На этот вопрос отвечает состав структуры воспитания военнослужащих, который включает в себя:

• комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего в соответствии с потребностями общества, государства, практики деятельности внутренних войск и его индивидуальных потребностей;

• воспитательную деятельность командиров (начальников), органов по работе с личным составом, воинских коллективов, клубов, общественных объединений, средств массовой информации, различных государственных институтов и других субъектов воспитания, обеспечивающую формирование и развитие солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в соответствии с поставленными воспитательными целями;

• управляемую со стороны командиров (начальников) работу с личным составом и другими субъектами воспитания; деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров по самосовершенствованию в соответствии с осознанным идеалом личности военнослужащего внутренних войск МВД России;

• педагогически целесообразно организованную среду жизни и деятельности военнослужащего.

Весьма показательным является тот факт, что наряду с традиционными субъектами системы воспитания, каковыми являются: командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры, важнейшими субъектами системы воспитания признаны: общество; государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; общественные организации в воинских частях.

Необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц внутренних войск МВД России всех степеней.

Военное воспитание отличается рядом специфических черт, во многом обусловленных жесткой регламентированностью армейской жизни. Тем не менее, условия современной армейской действительности дают возможность осуществлять личностно-ориентированное (гуманистическое) воспитание военнослужащих при условии, что командир (начальник) обладает высоким уровнем профессиональной компетентности и способен вывести военнослужащих на уровень автономного развития.

Таким образом, современное воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России -это средство формирования личностно-

профессионального саморазвития военнослужащего, становления его как субъекта истории, проявление позитивных социальных качеств:

гражданственности, ответственности, любви к родине, стремления к приумножению традиций русского народа, сохранению национальной культуры и памяти о боевых подвигах, готовности встать на защиту Отечества.

Литература

1. Бермус А.Г. Г уманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика - 2008. - №6. - С. 15-22.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков; Russian Academy of Sciences. - СПб.: Алетейя, 2003. - 268 с.

3. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно - логических схемах и таблицах: учеб. пособие; Воен. ун-т. - М., 1996. - 68 с.

4. Военная педагогика: учебник / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 638 с.

5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. - М.: Воениздат, 1956. - 620 с.

6. Знаков В. В. Психология субъекта - новая методология понимания человеческого бытия // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов (25-28 июня 2003 г.): в 8 т. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. - Т. 3. - С. 467-470.

7. Колпаков В.Ю., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России / под ред. А.П. Шарухина. - СПб., 2011. - 686 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Шарухин А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания. - СПб: СП ВИ ВВ МВД России, 2002. - 97 с.

Сотосов Андрей Александрович, адъюнкт 3 курса Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России., тел. 8-911-278-51-10

УДК 377.8

© Т.Н. Талых

Особенности формирования нравственно-профессиональной ориентации

будущих учителей

Формирование нравственно-профессиональных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии предопределяет формирование исполнительского компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития. В статье определено понятие нравственно-профессиональных ориентаций, рассмотрен механизм управления нравственно-профессиональной мотивацией, выявлены педагогические условия формирования нравственно-профессиональных ориентаций будущих учителей.

Ключевые слова: ценности, ценности педагогической деятельности, ценностные ориентации, нравственно-

профессиональные ориентации.

T.N. Tafyfifi

The Peculiarities of Future Teachers’ Moral and Professional Orientation Formation

The article shows that one of the most important tasks of a future teacher professional development as a competent specialist and a cultural person is to acquaint the student with the pedagogical values. The formation of moral-professional orientations as the basis of moral-professional attitude to the teaching profession determines the formation of the mastery component of professional readiness as it is a part of a student's development level. The article depicts the definition of moral-professional orientations; it also reveals the mechanism of moral-professional motivation management. Furthermore, the pedagogical conditions of the moral-professional orientations formation of future teachers are analyzed in the article.

Keywords: values, teaching profession values, valuable orientations, moral-professional orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.