УДК 37.013.77
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Н.Н. Исаева*
В статье поднимается проблема совместимости, раскрывается теоретическое и экспериментальное обоснование организационно-педагогических условий обеспечения психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: совместимость; психологическая совместимость; педагогическое обеспечение; воспитание; военнослужащие.
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY OF MILITARY UNITS INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA
N.N. Isayeva
The article raises the problem of compatibility, opens the theoretical and experimental study of organizational-pedagogical conditions for ensuring the compatibility of psychological personnel in the divisions of internal troops of Russia.
Keywords:compatibility; psychological compatibility; pedagogical support; education; soldiers.
Сокращение срока военной службы по призыву до одного года ставит перед офицерами задачи по оптимизации системы воспитательной работы, по изучению индивидуально-психологических особенностей подчиненных, формированию у них в более короткие сроки качеств, необходимых для построения уставных отношений в воинском коллективе, способном успешно выполнять поставленные служебно-боевые задачи.
В настоящее время отмечается постоянный рост правонарушений на почве межличностных конфликтов в воинских подразделениях. Несовместимость в воинском подразделении даже нескольких человек, выливающаяся в трагедию (уход с боевого поста с оружием, дезертирство, расстрел караула), становится серьезным проис-
шествием в рамках не только отдельной воинской части, но и внутренних войск в целом.
Одним из путей укрепления воинской дисциплины и правопорядка, позволяющим улучшить морально-психологический климат в коллективе, снизить конфликтность в межличностных отношениях, и тем самым повысить качество решения служебно-боевых задач, является педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих внутренних войск.
Анализ научных источников показал что, военные ученые ранее рассматривали психологическую совместимость в рамках исследований сплоченности воинских коллективов, взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, конфликтов между ними; рассматривая
* Исаева Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук. E-mail: Belyi07@inbox.ru
психологическую совместимость в качестве важного феномена, определяющего эффективность совместной деятельности воинских коллективов (отделение, экипаж, расчет, смена), не выделяли ее в качестве самостоятельного предмета научного исследования, однако указывали на необходимость исследования и учет при достижении сплоченности воинского подразделения. Таким образом, в настоящее время в науке не существует однозначного определения совместимости, различные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. Автор, под психологической совместимостью понимает взаимное принятие военнослужащими друг друга в процессе общения и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических качеств.
Особенности психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России определяются профессиональным отбором и спецификой деятельности: постоянной боевой готовностью по охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, напряженным режимом деятельности (в период между отдыхом и подготовкой к несению боевого дежурства выполнение задач, связанных с обучением и воспитанием личного состава, обслуживанием оружия и техники, несением службы в карауле и наряде), ограниченным пространством, не всегда достаточным сном, информацией, свободой общения и передвижения, совпадением сферы службы и быта и экстремальными условиями выполнения боевых задач.
Отечественные психологи в рамках изучения совместимости, сплоченности и сработанности выделяют следующие уровни совместимости: физиологический, психофизиологический - низшие уровни, психологический, социально-психологический, социологический, социально-идеологический - высшие.
Выделение вышеназванных уровней известными учеными во многом различно и условно, но по содержанию исследуемого явления - они во многом схожи. Несмотря на отсутствие четких границ между уровнями совместимости, возможно, их взаимовлияние. Высшие уровни совместимости не являются достаточно устойчивыми, таким образом, психологическая совместимость, которая объединяет данные уровни, может быть повышена
целенаправленным педагогическим воздействием офицеров подразделений и воспитательных структур. В данном случае речь идет о социально-психологической адаптации, формировании общей военно-профессиональной направленности, мотивации к толерантному (терпимому) поведению, эмоционального, ценностно-ориентационного и организационно-деятельного сотрудничества воинского подразделения.
Рассмотрение психологической совместимости в зависимости от содержания совместной деятельности и характера межличностных отношений военнослужащих подразделений, позволило автору выделить, помимо вышеописанных, и другие основания для классификации феномена совместимости: с позиций результата или процесса взаимодействия людей. В первом случае совместимость - это эффект, получаемый от взаимодействия индивидов и их индивидуально-психологических характеристик. Во втором случае - это межличностный феномен, существующий в рамках личностных отношений, основанных на симпатии, притяжении, и служащий «общению ради общения». Психологическая совместимость проявляется объективно (в высокой эффективности совместной деятельности, в бесконфликтности общения) и субъективно (как быстрота достижения взаимопонимания в служебно-боевой, профессиональной и личностной сферах). Показателем психологической совместимости является эмоциональная удовлетворенность военнослужащего взаимодействием и общением с каждым из сослуживцев или с подразделением в целом.
Психологическая совместимость как явление может быть рассмотрена с точки зрения состояния или свойства личности. В первом случае совместимость является ситуативным феноменом, возникающим на определенное время у одного из субъектов взаимодействия по отношению к другому. Если же данное состояние, фиксируясь в переживаниях или поведении, проявляется в различных ситуациях постоянно или в большинстве случаев, то мы можем говорить уже о психологической совместимости как о свойстве личности по отношению к субъекту взаимодействия.
В настоящее время в науке выявлены три основных подхода к изучению феномена совместимости: структурный, функциональный
и адаптивный. Экспериментальное исследование
педагогического обеспечения психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России, в основу которого лег структурный подход, позволило автору обосновать критерии и показатели оценки уровня психологической совместимости военнослужащих; провести проверку факторов, детерминирующих психологическую совместимость военнослужащих, и, осуществить формирующий эксперимент. В эксперименте принимало участие 52 офицера и 467 рядовых и сержантов; в экспериментальных подразделениях - 236 рядовых и сержантов, в контрольных — 231 человек.
Для оценки психологической совместимости в подразделениях использовались такие методы, как анализ документов, наблюдение, беседа, экспертная оценка, опрос, разработанные автором опросники «Определение психологической совместимости военнослужащих», «Свойства личности» и тест «Индекс групповой сплоченности Сишора». На основе полученных данных были выделены критерии психологической совместимости военнослужащих: эмоциональное единство, единство целей и различие мнений, организационное и деятельностное сотрудничество. Соответственно показателями, которых являются: идентичность настроений при переживании того или иного события; совпадение позиций и оценок по отношению к целям и способам их достижения, нормам взаимоотношений между военнослужащими, происходящим событиям; высокая активность, организованность, слаженность подразделения.
При внедрении в жизнедеятельность экспериментальных подразделений авторской педагогической Программы особое внимание обращалось на повышение профессиональной подготовки военнослужащих и психолого-педагогической культуры офицеров, формирование групповых ценностей, развитие мотивации к успешной коллективной деятельности, формированию уставных отношений, стремлению к сотрудничеству, терпимости во взаимоотношениях.
В ходе проведения формирующего эксперимента в воинской части № 1 получены следующие результаты: уровень психологической совместимости военнослужащих в экспериментальном подразделении вырос на 6,21 балла, а в контрольном, результат остался практически не изменившемся - показатель увеличился на 0,44 балла.
Похожие результаты получены и по воинским частям № 2 и № 3.
В процессе экспериментального исследования психологической совместимости военнослужащих выявлена взаимосвязь: значительное повышение уровня психологической совместимости военнослужащих в экспериментальных подразделениях (на 15 % - 22 %) ведет к повышению результативности служебно-боевой деятельности в этих подразделениях. Кроме того, хорошо прослеживается закономерность: чем ниже первоначальный уровень психологической совместимости военнослужащих, тем более значительные изменения происходят в процессе целенаправленной воспитательной работы офицеров, направленной на педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих.
Для построения профиля психологической совместимости военнослужащих в подразделении автором был разработан и внедрен опросник «Личностные свойства», который позволил судить об отношении военнослужащего к себе, к сослуживцам, стилю взаимоотношений, тактике поведения в конфликте, психологической совместимости или несовместимости военнослужащих. На заключительном этапе эксперимента профиль всех трех экспериментальных подразделений претерпел изменения: показатели по шкалам враждебность, доминантность - уменьшились, а по шкале дружественность - увеличились. Это является показателем снижения агрессивности и вероятности возникновения конфликтов, более высокого уровня психологической совместимости военнослужащих.
Основными педагогическими путями и условиями педагогического обеспечения психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России, по мнению автора, являются: совершенствование психолого-педагогической культуры офицеров внутренних войск, формирование сознательности и личной ответственности у военнослужащих за уставные отношения, развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих.
Психолого-педагогическая культура, являясь личностно-деятельностной характеристикой, отражает уровень педагогического развития офицера, который выражается в специфических
способах организации обучения и воспитания подчиненных, в утверждаемых духовно-нравственных ценностях, в системе принципов, которыми руководствуются командиры в решении проблемы психологической совместимости военнослужащих.
Опрос военнослужащих экспериментальных подразделений показал, что к ним стали более уважительно относиться их командиры, проявлять больше внимания, уменьшилось количество оскорблений, грубости. Следствием этого стало снижение эмоциональной напряженности и числа конфликтов между военнослужащими, улучшение морально-психологического климата, большее удовлетворение общением и службой.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что не у всех офицеров произошли положительные изменения (11% младших офицеров остались на неудовлетворительном уровне пси-холого-педагогической культуры), и решить эту проблему только педагогическими средствами невозможно.
В процессе работы по педагогическому обеспечению психологической совместимости военнослужащих автор определил основные принципы формирования уставных, психологически совместимых взаимоотношений в воинских коллективах: во-первых, равное и ровное отношение, проникнутое уважением к достоинству подчиненных, уставная требовательность и умение прогнозировать их поведение; во-вторых, формирование этнической толерантности, основанное на личном авторитете офицера, его компетентности, наблюдательности; в-третьих, высокая личная ответственность командира, достаточные знания и умения управленческой работы с подчиненными.
Как показала проделанная в воинских частях работа, для развития мотивации в самовоспитании военнослужащих целесообразно чаще обращаться к конкретным примерам передовых офицеров, достигших наилучших результатов в формировании психологической совместимости своих подчиненных, что основными направлениями развития мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости военнослужащих являются: формирование адекватного, самокритичного представления об уровне своего саморазвития; воспитание стремления к постоянному самосовершенствованию; пропа-
ганда передового опыта авторитетных офицеров и методов их профессиональной самореализации; обучение методам саморегуляции и конструктивного общения.
Исследование педагогического обеспечения психологической совместимости военнослужащих внутренних войск показывает, что это целенаправленный процесс, представляющий систему организационно-педагогических и методических мероприятий, осуществляемых последовательно и непрерывно в процессе совместной учебно-служебной, боевой деятельности, воинского быта, направленных на оптимальное сочетание ценностных ориентаций, социально-нравственных и моральных установок военнослужащих, осуществляемых в соответствии с требованиями Российского законодательства и Общевоинских Уставов Вооруженных Сил РФ.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: целенаправленная воспитательная работа в подразделениях по обеспечению психологической совместимости военнослужащих положительно сказалась на уровне психологической совместимости в подразделениях (увеличение составило 15 % - 22 %), улучшился морально-психологический климат в воинских коллективах, снизилось число межличностных конфликтов и правонарушений, это привело к укреплению воинской дисциплины и повышению результативности служебно-боевой деятельности.
Основными педагогическими условиями эффективного обеспечения психологической совместимости военнослужащих являются: единство взглядов и действий у воспитателей всех категорий на педагогическое обеспечение психологической совместимости у подчиненных; необходимый уровень психолого-педагогической культуры; осознанный уровень мотивации в самовоспитании уставных отношений и формирование личной ответственности за уставные отношения; позитивные групповые ориентации на ценности, нормы и традиции внутренних войск; использование в воспитательной деятельности офицеров разработанной автором педагогической Программы.
Полученные автором результаты эксперимента позволяют офицерам подразделений, отделов по работе с личным составом, войсковым психологам осуществлять постоянный контроль над характером межличностных отношений в
подразделении, прогнозировать и своевременно принимать адресные меры по недопущению неуставных отношений, нарушений воинской дисциплины, снижению уровня боевой готовности и качества решаемых служебно-боевых задач. Применяемые в исследовании методики диагностики психологической совместимости могут быть использованы командирами воинских частей при решении практических задач в целях коррекции состава подразделений, выполняющих задачи в особых условиях деятельности.
При возникновении в воинском подразделении психологической несовместимости между отдельными военнослужащими, при недостаточной
Литература
эффективности, проводимой офицерами воспитательной работы, командирам воинских частей рекомендуется распределить несовместимых военнослужащих по разным подразделениям, что бы избежать преступлений, нарушений уставных правил взаимоотношений, самовольного оставления части, суицидальных попыток.
Дальнейшее развитие системы психологической совместимости военнослужащих требует целенаправленной методологической проработки, совершенствования понятийного аппарата, интеграции существующих подходов и обобщения уже полученных фактов.
1. Жиров В.М. Формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных группах вуза МВД России: дисс... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 208 с.
2. Исаева Н.Н. Критерии совместимости характеров // Войсковой вестник. - 2009. - № 6. - С. 96.
3. Исаева Н.Н. Психолого-педагогическая культура офицеров и ее значение в решении задач психологической совместимости подчиненных // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2010. -№45. - С. 167-171.
4. Исаева Н.Н. Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2009.-№44.-С. 241.
5. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 192 с.
6. Лаптев Ю.В., Слепов В.Я., Шарухин А.П. Морально-психологическое обеспечение служебнобоевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: Учебник для вузов внутренних войск МВД России / под общ. ред. генерал-майора, профессора М.М. Тарасова. - СПб., 2002. - 644 с.
7. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. - СПб.: Изд-во «Облик», 2000. - 212 с.