РАЗДЕЛ IV ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 620.9
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Ю. Кирничный, д-р экон. наук, проф., Г. М. Зурнаджан, соискатель Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы оптимизации инвестиционного обеспечения проектов жилищно-коммунального комплекса Омской области, а также рассматриваются вопросы формирования тарифов на услуги жилищнокоммунального хозяйства.
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы ЖКХ, оптимизация
Введение
В основе развития жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ) региона лежит оптимизация процессов инвестиционного обеспечения проектов и совершенствование инфраструктуры ЖКХ региона. ПервыйО аспект развития ЖКХ региона - инвестиционное обеспечение проектов через оптимальное определение тарифов на услуги ЖКХ и, тем самым, через упорядочивание возможностей получения адекватной целям развития базы инвестиций для предприятий ЖКХ. Правильное определение тарифов ЖКХ позволит заложить в них как потенциал для воспроизводства текущей материально-технической базы ЖКХ, так и потенциал для долгосрочного развития ЖКХ региона.
Постановка задачи
В основе оптимизации процессов инвестиционного обеспечения проектов ЖКХ региона лежит уточнение и улучшение тарифной политики ЖКХ. Тарифная политика является наиболее остро воспринимаемым населением ключевым звеном реформы ЖКХ, обеспечивая основу финансового оздоровления ЖКК, привлечение и возвратность кредитов и в итоге -надежное коммунальное обслуживание, что,
собственно, и является целью развития ЖКХ [1].
Тарифы на жилищные и коммунальные услуги должны отражать стоимость услуг, сбалансированную по требованиям к качеству обслуживания (с соответствующими эксплуатационными и инвестиционными затратами) и финансовым возможностям поселения (платежеспособности населения и бюджетным потенциалом). В этом заключается принципиальная новация, требующая радикального изменения технологии ценообразования и действующей в округе нормативно-правовой базы.
Методы решения
Основными направлениями совершенствования ценообразования в рамках оптимизации базы инвестиционного обеспечения проектов ЖКХ являются:
■/ отражение в тарифе реальной стоимости услуги - объективно необходимых текущих расходов и инвестиционных затрат, соответствующих реальной платежеспособности территории;
■/ правовая регламентация на уровне округа и освоение предприятиями и регулирующими органами технологии расчета максимально допустимого по платежеспособности и оправданного по качеству услуг тарифа;
■/ обязательность при расчете тарифа реструктуризации себестоимости - снижения операционных затрат (основываясь на оценке их рациональности по нормативам-индикаторам) и увеличения инвестиционной составляющей тарифов (для решения задач развития);
■/ переход к мультиставочным (двухкомпонентным) тарифам для стимулирования ресурсосбережения, сокращения нерационального потребления услуг, стабильного финансирования замены изношенных фондов, обеспечения надежности услуг;
■/ формирование инвестиционной составляющей тарифа на основе объективной оценки инвестиционных потребностей: необходимых
масштабов и стоимости замены изношенных основных фондов, их модернизации и нового строительства коммунальных объектов, определения доли бюджетного финансирования;
■/ оптимизация тарифной политики на основе ежегодно уточняемых данных мониторинга реальной платежеспособности города (бюджета и населения), возможности оплачивать услуги для предотвращения роста неплатежей, чрезмерного увеличения числа субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты субсидий;
■/ корректировка себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат коммунальных предприятий с применением нормативов-индикаторов.
Для оптимизации процессов инвестиционного обеспечения проектов ЖКХ необходимо отказаться от традиционной технологии формирования тарифов на основе экстраполяции затрат «от достигнутого уровня» [2], которая не обеспечивает учета реального состояния сетей и оборудования, качества услуг, потребительских запросов, возможностей бюджетного финансирования развития ЖКК. Отсутствие инструмента оценки снижения надежности и качества услуг при занижении регулирующим органом планируемых тарифов приводит к безответственности, как предприятий-монополистов, так и органов местного самоуправления. Отсутствие связи между тарифной политикой и задачами по обеспечению качества условий проживания практически не стимулирует в полной мере реализацию взвешенной тарифной политики. Антимонопольное регулирование сводится к однобокому ценовому «прессу», отсутствует механизм управления качеством услуг проживания. Существенно завышается стоимость мероприятий по повышению надежности и качества услуг.
Исходя из указанного, необходимо перейти от методологии затратной (сметной) цены к цене
потребления, для чего необходимо изменить как технологию установления тарифов через расчет затрат, так и роль этого тарифа, как справедливой цены монополизированного рынка [2].
В основе «сметного» этапа формирования тарифов должна лежать четко установленная и прозрачная процедура обоснования себестоимости услуг, не позволяющая завышать тарифы или, наоборот, исключать объективно необходимые затраты, обеспечивающие качество и надежность обслуживания.
Согласованный с точки зрения обоснованности затрат тариф утверждается и рассматривается в дальнейшем как цена услуги, то есть фиксируется ее стоимость при определенных потребительских свойствах: качестве воды, очистки стоков, температуры теплоносителя, надежности транспортировки и др.
Процедура ценообразования предполагает расчет по утвержденному алгоритму экономически обоснованного тарифа как реальной стоимости услуги. При этом необходимым условием является стабильность тарифа и правила его пересчета в течение срока реализации инвестиционных проектов (5-7 лет). Затем относительно стабильный тариф с использованием «формулы цены» пересматривается не чаще, чем раз в год (синхронно с утверждением бюджета территории) с дисконтом, компенсирующим инфляцию. Кроме того, предусматривается возможность его корректировки в соответствии с заданиями по повышению качества и надежности услуг.
Расчет цены производства (ЭОТ) на первом этапе начинается с анализа фактических затрат, отражающих реальный технологический уровень процесса производства, ресурсную эффективность, уровень качества и надежности предлагаемых коммунальных услуг. Затем в результате проведения экспертизы тарифов выявляются нерациональные затраты, оценивается возможность снижения потерь (утечек), повышения ресурсной эффективности, сокращения удельного потребления услуг в результате мероприятий по ресурсосбережению. Также оцениваются дополнительные затраты для обеспечения минимальных стандартов качества, надежности и экологической безопасности обслуживания. Как рациональность затрат (ресурсная эффективность производства), так и результаты обслуживания (социальная эффективность) оцениваются соответствующими нормативами - индикаторами [3]. Одновременно следует проанализировать перечень работ, учитываемых в тарифе, и обеспечить реальное финансовое наполнение тех из них, которые в настоящее время не выполняются, либо финансируются в недостаточном объеме.
В основе расчета цены производства услуги лежит определение планового объема доходов предприятия, которые складываются из операционных (текущих) и инвестиционных затрат, а также прибыли, необходимой для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, социального развития и уплаты налогов. К инвестиционным составляющим тарифа относится амортизация, часть ремонтного фонда, направляемая на замену изношенных фондов и прибыль на капитализацию. К инвестиционным может относиться и арендная плата, если муниципальное имущество передается в аренду с правом использования арендной платы для внесения улучшений.
Инвестиционные составляющие тарифа должны обеспечить рациональное сочетание источников финансирования замены изношенных фондов, их модернизации, реконструкции и развития, а также наиболее эффективного использования и возврата кредитных ресурсов.
Большая часть работ по реабилитации основных фондов относится к ремонтным, поскольку в их результате не происходят изменения функционального использования заменяемых сетей и оборудования. Одним из условий рационализации источников финансирования замены изношенных основных фондов является понимание и признание того факта, что источником финансирования всех
видов работ по реабилитации, то есть замене изношенных фондов в режиме ремонта, является себестоимость. В составе себестоимости необходимо предусмотреть и обеспечить наполнение реальным финансовым содержанием ремонтного (резервного) фонда. Даже в условиях недофинансирования необходимо предусмотреть пропорциональную наполняемость всех статей, включая амортизационные отчисления и ремонтный фонд. При этом часть ремонтного фонда (30-35 %) направляется на финансирование текущей эксплуатационной деятельности, не связанной с заменой изношенных фондов (осмотр, профилактика, техническое обслуживание). Другая часть ремонтного фонда (50-70 % его величины) представляет собой инвестиционную составляющую тарифа. К инвестиционным, в частности, относятся затраты на ремонт сетей, сооружений и других основных фондов, имеющих длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки и высокую стоимость как самих фондов, так и ремонтных работ [3].
В таблице 1 приведены основные резервы снижения затрат, обеспечивающие возможность проведения реструктуризации себестоимости и увеличения доли и объемов инвестиционных затрат для оптимизации инвестиционного обеспечения проектов ЖКХ региона.
Таблица 1 - Основные резервы снижения затрат и включения в себестоимость дополнительна______________________________________________________________________________________
Статьи затрат Резервы снижения затрат, дополнительные инвестиционные затраты,% Мероприятия
Водопроводно-канализационное хозяйство
Резервы снижения затрат
1. Оплата труда 20-25% Сокращение численности работающих на 4050% при одновременном росте средней заработанной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов (как правило, не учитывающих состояние основных фондов, организационно-производственного процесса и технологии), а реального штатного расписания и нормативов-индикаторов.
2. Затраты на электроэнергию 30-35% Снижение потерь и неучтенных расходов воды на 15-20%, расходов воды на собственные нужды - на 25-30%, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на 1 км сети в год, диспетчеризация и автоматизация (предусмотрено инвестиционными проектами) и т.д.
3. Цеховые и общеэксплуатационные расходы 15-25% Совершенствование управления предприятием
Статьи затрат Резервы снижения затрат, дополнительные инвестиционные затраты,% Мероприятия
4. Нормативы потребления услуг 50-60% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения
Увеличение инвестиционных затрат
5. Амортизация 1,5-2 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости. Приведение норм амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов
6. Ремонтный (резервный) фонд 50-70% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере достаточном для замены изношенных сетей и оборудования
Теплоэнергетическое хозяйство
Резервы снижения затрат
1. Оплата труда 10-15% Сокращение численности работающих на 4050% при одновременном росте средней заработанной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов, а реальных задач и нормативов-индикаторов.
2. Затраты на топливо 10-15% Совершенствование технологии производства тепловой энергии, повышение КПД котлов; оптимизация процессов горения на котлах, сокращение потерь и утечек горячей воды, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на км сетей в год(предусмотрено инвестиционными проектами)
3. Затраты на электроэнергию 15-20% Сокращение потерь материального носителя услуги (горячей воды и тепловой энергии) на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, использование в населенных пунктах с малой плотностью населения (3 группа поселений) локальных источников (предусмотрено инвестиционными проектами)
4. Цеховые и общеэксплуатационные расходы 10-20% Совершенствование управления предприятием
5. Нормативы потребления услуг 15-20% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения, проведение модернизации жилищного фонда с целью снижения удельных затрат тепловой энергии на отопление зданий
Увеличение инвестиционных затрат
6. Амортизация 1,3-1,7 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости. Приведение нормы амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов
7. Ремонтный (резервный) фонд 20-30% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере достаточном для замены изношенных сетей и оборудования
Статьи затрат Резервы снижения затрат, дополнительные инвестиционные затраты,% Мероприятия
Жилищное хозяйство
Резервы снижения затрат
1. Оплата труда 20-25% Сокращение численности работающих на 4550% при одновременном росте средней заработанной платы. Использование для расчета численности нормативов-индикаторов.
2. Общеэксплуатационные расходы 15-20% Совершенствование системы управления, исключение не свойственных ремонтной жилищноэксплуатационной организации, функций (начисление и сбор платежей за ЖКУ, паспортный учет и др.)
3. Услуги сторонних организаций 12-17% Более четкое распределение функций по содержанию жилищного фонда между жилищно-эксплуатационной и подрядными организациями, определение предельного уровня цен на услуги сторонних организаций, проведение их конкурсного отбора
Условия выбора приемлемых для каждого населенного пункта региона параметров качества услуг и соответствующий тариф определяются утверждаемым Правительством региона Положением о предоставлении коммунальных услуг. В рамках процедуры ценообразования оцениваются социальные ограничения уровня платежей, исходя из рациональной структуры потребительского бюджета.
Определенный с учетом зафиксированных параметров качества тариф является ценой потребления, характеризующей стоимость единицы услуги определенных потребительских свойств, то есть экономически обоснованный тариф, обеспечивающий коммунальному предприятию нормальные условия функционирования. Тариф, обеспечивающий расширенное воспроизводство основных фондов ЖКК, является базовой величиной на установленный период действия тарифа (5-7 лет).
Тариф утверждается после подведения итогов конкурса на право выполнения муниципального заказа (победитель конкурса может заявить цену, более низкую, чем стартовая в условиях муниципального заказа). Договор, заключаемый муниципальным заказчиком с выигравшим тендер хозяйствующим субъектом должен отражать обязательства органа местного самоуправления по обеспечению объявленной в заказе ценовой политики, как по размеру тарифа, так и по условиям его пересмотра («формуле цены») в течение всего срока действия договора (который должен возрасти до 5-7 лет). В разделе договора, посвященного тарифной политике, должен найти отражение механизм обеспечения соот-
ветствия тарифа требованиям муниципального заказа по качеству и надежности обслуживания. Должны быть отражены обязательства муниципального заказчика по обеспечению участия городского бюджета в финансировании инвестиционных проектов, гарантии полного покрытия льгот и субсидий, ответственность органа местного самоуправления в случае их нарушений.
Несмотря на то, что при акционировании коммунальных предприятий функции регулирующего тарифы органа переходят к региональной энергетической комиссии, в соответствии с законодательством органы местного самоуправления сохраняют обязанности по обеспечению качества условий проживания на своей территории. Органы местной власти могут применять методы, входящие в систему ценового регулирования (налоговые льготы и другие преференции хозяйствующему субъекту при инвестициях в инфраструктуру и экологическую безопасность, повышение нормативов амортизационных отчислений и формирования ремонтного фонда и другие виды поддержки). Соответственно, муниципальный заказчик и контролирует соблюдение хозяйствующим субъектом эксплуатационных и инвестиционных обязательств, затраты на которые нашли отражение в тарифе [4].
В соответствии с федеральным законодательством в стоимость услуг (соответственно - в тариф) входят затраты на покрытие рисков [5], связанных с:
-неэффективной системой и низким уровнем собираемости платежей (списанием 3% дебиторской задолженности маргинальных потребителей),
-высоким износом и аварийностью сетей и оборудования (для покрытия затрат на их устранение и предупреждение, снижения оплачиваемых потребителями потерь и неучтенных расходов материального носителя услуги, часто являющихся приписками, должен формироваться ремонтный фонд);
-отсутствием приборов учета и низкой заинтересованностью коммунальных предприятий и потребителей в их установке, а как следствие - невозможность получения достоверной информации о количестве произведенного и реализованного ресурса (в себестоимость услуг входят затраты на биллинговые услуги, контроль и мониторинг качества).
Вывод
Для создания финансовых возможностей и стимулов замены изношенных фондов и их модернизации, сокращения потерь и утечек целесообразен для оптимизации инвестиционного обеспечения проектов развития ЖКХ региона переход на принципиально новую систему тарифов, состоящих из двух частей:
■/ абонентской платы (цены услуги) -стоимости права на обслуживание, которая определяется реальным уровнем надежности и затратами на его поддержание (руб./мес. на кв. м жилья за отопление и руб./мес. на чел. за остальные услуги);
■/ платы за фактическое потребление материального носителя услуги - цены ресурса (руб. за куб. м холодной и горячей воды, за Гкал тепла).
За счет этих источников финансирования проектов ЖКХ региона по этапам в рамках оптимизации инвестиционного обеспечения про-
ектов ЖКХ целесообразно постепенное увеличение доли собственных инвестиционных ресурсов предприятий отрасли.
Библиографический список
1. Жилищно-коммунальная сфера России и Германии на рубеже веков / под ред. Чернышова Л.Н. - М.: Госстрой России, 2001. - 240с.;
2. Кунин Л. Э. Причины неплатежей за ЖКУ и порядок их погашения //ЖКХ. - 2003. - №2. - часть 2, С. 20 - 23;
3. Вишневский Ю.А. Практика управления муниципальным унитарным предприятием // ЖКХ. -2003. - №2. - часть 1, С. 3 - 5;
4. Крючков Г. С. Как сделать ЖКХ эффективным // ЖКХ. - 2004. - №3. - часть 1, С. 28 - 37;
5. Распоряжение Правительства Омской области от 13.04.2006г. №55-рп (ред. от 20.09.2006г.) «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального комплекса и тарифообразованию в муниципальных образованиях Омской области»;
Formation of investment maintenance of projects of development of dwellings-but-municipal services of omsk area
V.U. Kirnichny, G.M. Zurnadgan
In given clause questions of optimization of investment maintenance of projects of a housing-and-municipal complex of Omsk area are considered, and also questions of formation of tariffs for services of housing and communal services are considered
Статья поступила 21.02.2008 г
УДК 339. 138
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
В.И. Белых, канд. техн. наук, доц., С.Г. Полковникова, канд. экон. наук Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Выполнен анализ маркетинговой деятельности предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка, определены показатели распределения рыночных долей между конкурирующими предприятиями и интенсивности конкуренции.
Ключевые слова: Маркетинговая деятельность на рынке, предприятия автомобильного транспорта, интенсивность конкуренции, долевое деление рынка, автотранспортная услуга.
Введение чивает транспортные потребности населения и
Автомобильный транспорт составляет, экономики за счет предоставления клиентуре
наряду с другими видами транспорта, основу различных видов транспортной продукции. транспортной системы нашей страны и обеспе-