Такие значимые микросоциальные компоненты социального благополучия, как «несчастная любовь, смерть любимого (ой) в недавнем прошлом» (р=0,008), в 2.2. раза увеличивает вероятность суицидального риска ( Ехр(В)=2.2). Очевидно влияние такой переменной на вероятность суицидального риска, как «Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями» (р=0,04), реализация данной тенденции также способно увеличивать суицидальный риск Ехр(В)=1,0.
Наибольший вклад в формирование социального неблагополучия и суицидальных рисков выявили тенденции, связанные с распространением девиаций среди населения Красноярского края. Так, наиболее значимыми переменными явились: «Допустимость нанесения себе повреждений ради удовольствия, идеи» (р=0.000), то есть увеличение степени аутоагрессии к себе в любых формах увеличивает шанс совершения суицида-Ехр(В)=1,0. Выявлены сексуальные девиации, повышающие шансы суицида, так «допустимость занятием проституцией»
Библиографический список
(р=0.04), также может являться индикатором суицидального риска - Ехр(В)=1,0. Кроме того, в процессе регрессионного анализа была выявлена значительная опасность алкоголизма, и в том числе опасность пивного алкоголизма, которая увеличивает суицидальный риск (р=0.009; р=0.007), шанс попасть в группу риска составляет Ехр(В)=1,4. и 0,7 соответственно. Такой фактор, как «Проблемы у близких, связанные с попыткой самоубийства» (р=0.01), вероятно связан с наследственными или другими значимыми медико-социальными факторами. Опасность этого фактора в том, что он многократно увеличивает суицидальный риск Ехр(В)=8,9 и поэтому требует самого тщательного и подробного анализа.
Таким образом, комплексный и системный анализ компонентов социального благополучия населения Красноярского края позволяет оценивать и прогнозировать суицидальные настроения в обществе с целью разработки дифференцированных превентивных форм в профилактической деятельности по преодолению суицидального поведения.
1. Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. - М., 2000.
2. Официальный сайт Госкомстата [Э/р]. - Р/д: http://www.gks.ru.htm
3. Мягков, А.Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева, С.Л. Журавлева [Э/р]. - Р/д: http://www.zipsites.ru/psy/info/
4. Богданов, И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты. - М., 1999.
5. Jarosz, M. Suicide as an indicator of disintegration of the Polish society // Polish Sociological Review, 1999. - № 3.
6. Гилинский, Я.Ю. Основные тенденции динамики самоубийств в Росиии / Я.Ю. Гилинский, Г. Румянцева. - М., 2000.
Bibliography
1. Ayjvazyan, S.A. Integraljnihe indikatorih kachestva zhizni naseleniya: ikh postroenie i ispoljzovanie v socialjno-ehkonomicheskom upravlenii i mezhregionaljnihkh sopostavleniyakh. - M., 2000.
2. Oficialjnihyj sayjt Goskomstata [Eh/r]. - R/d: http://www.gks.ru.htm
3. Myagkov, A.Yu. Suicidaljnoe povedenie molodezhi: masshtabih, osnovnihe formih i faktorih / A.Yu. Myagkov, I.V. Zhuravleva, S.L. Zhuravleva
[Eh/r]. - R/d: http://www.zipsites.ru/psy/info/
4. Bogdanov, I.Ya. Ehkonomicheskaya bezopasnostj Rossii: cifrih i faktih. - M., 1999.
5. Jarosz, M. Suicide as an indicator of disintegration of the Polish society // Polish Sociological Review, 1999. - № 3.
6. Gilinskiyj, Ya.Yu. Osnovnihe tendencii dinamiki samoubiyjstv v Rosiii / Ya.Yu. Gilinskiyj, G. Rumyanceva. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 04.03.12
УДК: 32.019.51(47+57):004.738.5
Sushchenko M.A. INTERNET ROLE IN DEVELOPMENT OF THE CIVIL SOCIETY OF RUSSIA AND THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINA. The following work analyses the Internet popularization as a factor of development of the civil society in Russia and China. In examines general tendencies of the development of the political systems of the both countries. Also the author evaluates the “Arabic spring” events in the Near East in 2010-11 in context of the Internet-
communication spreading in Arabic countries and possibility of repletion of the similar situation in Russia and China.
Key words: Internet, civil society, scientific progress, electronic government, Arabic spring, human rights, democracy.
М.А. Сущенко, преп. МБНОУ Лицей, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ И КНР
В работе анализируется популяризация Интернета как фактора развития гражданского общества в России и КНР Рассматриваются общие тенденции развития политической системы в обеих странах. Также автором предложена оценка событий «Арабской весны» на Ближнем Востоке в 2010-2011 гг в контексте распространения интернет-коммуникаций в арабских странах и возможность повторения данного сценария в России и КНР
Ключевые слова: Интернет, гражданское общество, научно-технический прогресс, электронное правительство, Арабская весна, twitter и facebook-революции, права человека, демократия.
Активное развитие Интернета в Китае и России приходится на время формирования в наших странах гражданского общества. Вторая половина 1980-х гг. в России и Китае ознаменовалась циклом реформ, которые обозначили вектор развития по пути рыночной экономики и демократизации. Модернизация в КНР носит, по большей части, экономический характер, в то время как в СССР была сделана ставка на политические реформы. Результаты рыночных реформ имеют разный характер для России и КНР, но тенденции развития с 2000-х гг. демонстрирует некоторые общие черты - высокая роль государства в экономике, неприятие либерального вектора в политической системе. Однако, при этом, к началу 1990-х гг. относится появление первых политических признаков гражданского общества в наших странах.
Научно-технический прогресс привёл к массовому распространению Интернета в России и Китае с 1990-х гг. Повсеместное развитие Интернета связано со снижением его себестоимости, увеличением доступности для широких слоев населения, что сделало общество и государство в КНР и России более открытым.
Это нашло отражение в создании концепции так называемого «электронного правительства», посредством которого гражданам и бизнесу предоставляется информация, при котором личное взаимодействие между государством и обществом минимизировано. Первые шаги в сторону развития «электронного правительства» КНР сделала посредством указа N 492 от 24 апреля 2007 г. премьера Госсовета Вэнь Цзябао о «Правилах
о публичной административной информации КНР», в которых перечисляются базовые условия, согласно которым определяется, какая правительственная информация может быть засекречена или доступна общественности [1].
Проект электронного правительства был утверждён 6 мая
2008 года также и Правительством России. Согласно плану «электронное правительство» будет создаваться в два этапа: а) 2008 г. - разработка и утверждение необходимых документов; б) 2009-2010 гг. - практическое внедрение. 10 сентября
2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002-2010 годы)”» [2].
В России и Китае онлайн-пространство в равной степени характеризуется наличием публичных дискуссий, постановки важных общественных проблем в социуме, тем самым оно выполняет важную коммуникативную функцию между властью и обществом.
Интернет-технологии в КНР позволили появиться ресурсам для он-лайн коммуникаций, включающих чат-салоны, Интернет-услуги в ассортименте, блоки новостей, электронные журналы, доски объявлений, социальные сети и т.д. В Интернете граждане могут поднимать дискуссии, высказывать жалобы и претензии к местным властям, результативность подобных обращений значительно выше, чем публикаций в печатной прессе. Роль Интернет-коммуникаций в становлении гражданского общества сложно переоценить в КНР На сегодня Интернет-аудитория страны составляет 384 млн. чел. (для сравнения, это больше, чем все население США) или почти треть общей численности населения КНР. Притом, что даже в сельской местности процент пользователей всемирной компьютерной сети достаточно велик - 27,8% [3].
По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория составляет 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826 % [4].
На наш взгляд, развитие интернет-коммуникаций в работе правительства углубляет обратную связь между властью и населением, укрепляя тем самым предпосылки для развития современного гражданского общества в России и КНР
Ставка на экономические реформы, не затрагивающих принципиальных основ политической системы, позволила китайскому правительству сохранить устойчивость и стабильность политической системы. В то время как в нашей стране изначально проводились политические реформы, которые закончились развалом СССР Китайское руководство всегда обращало внимание на советский опыт и старалось делать ставку преимущественно на экономическую модернизацию.
Важную роль в развитии социальной коммуникации в 2000ые гг. стал играть мобильный Интернет. Применение мобильной коммуникации способствует не только развитию более оперативного метода передачи информации, но и переходу современного общества на более высокую ступень социального, культурного и экономического развития.
Глобализация коммуникативных Интернет-сетей привела к усложнению социальных отношений. Политические процессы и система публичного управления в сети Интернет послужили факторами появления принципиально новых субъектов гражданского общества в виде локальных структур - комьюнити (community) или сетевых сообществ. Они способствуют формированию «сетевого гражданского общества», посредством которого осуществляется виртуальное общение в режиме on-line для решения реально существующих социальных проблем. Под влиянием интернет-коммуникации развивается «openspace» - пространство, в котором открываются новые возможности для развития гражданского общества, усложняя тем самым социальные отношения [5].
Внедрение Интернет-технологии в общественную жизнь ряда азиатских государств послужило факторами так называемой «Арабской весны», революционной волны демонстраций и протестов, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года. Важную роль в этих событиях сыграли социальные Интернет-сети. Протестующие в ограниченный период времени посредством коммуникации в социальных сетях смогли оперативно собирать большие группы протестующих люди в определённой местности.
В социологическом исследовании Американского Красного креста [SocialMedia... 2010], посвященного роли социальных
сетей в информационной работе при чрезвычайных ситуациях, 42% опрошенных респондентов получали информацию в сети Интернет, среди них 6% - через Twitter, 14% - через Facebook, 12% - через сайты местных властей, 10% - через сайты профильных ведомств, 7% - через мобильные приложения [6].
В КНР и Российской Федерации социальные сети также широко популярны. Однако, после событий «Арабской весны» власти КНР усилили контроль и за цензурой в Интернете. Доступ к иностранным сайтам изнутри КНР был ограничен правительством Китая в целях цензуры. Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанных с государственной безопасностью, а также по «чёрному списку» адресов сайтов. Иностранные поисковые машины, работающие в Китае, включая Google, Yahoo и Microsoft (поиск LiveSearch), по договорённости с китайским правительством, также должны фильтровать результаты поиска. После декабря 2010 г. усиливается контроль за рядом популярных социальных сетей.
Усиление цензуры в китайском сегменте Интернета, о которой так много говорят западные СМИ, связано также с прямыми заявлениями некоторых американских лидеров. Так, сенатор Джон Маккейн во время 48-й конференции по вопросам безопасности, проходящей в Мюнхене в феврале 2012 г., прямо заявил в полемике заместителю министра иностранных дел КНР Чжай Цзюнь: «Я уже не раз говорил и скажу вновь: в Китай придет «арабская весна», и не существует способа полностью задушить это, вот из-за таких устройств», - заявил экс-кандидат в президенты США дипломату из Китая, показывая на свой мобильный телефон [7].
22 февраля 2011 года во Владикавказе президент России Дмитрий Медведев высказал следующее мнение по поводу событий на Ближнем Востоке: «Такой сценарий они раньше готовили для нас, а сейчас они тем более будут пытаться его осуществлять. В любом случае, этот сценарий не пройдёт. Но всё происходящее там будет оказывать прямое воздействие на нашу ситуацию, причём речь идёт о достаточно длительной перспективе, речь идёт о перспективе десятилетий. Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение, это большая, сложная проблема, по которой нам придётся предпринимать очень серьёзные усилия на протяжении очень длительного периода» [8].
На наш взгляд, события подобные «twitter и facebook-революциям» являются маловероятными в Российской Федерации. У российского гражданского общества сегодня есть возможности для канализации протестной энергии. В Рунете, в отличие от Китая, цензура ограничена, государственные СМИ в России имеют возможность проводить относительно независимую редакционную политику, поскольку государство может легко игнорировать то, что пишут СМИ и обсуждают на телеканалах. Лидеры внесистемной оппозиции приглашаются на федеральные каналы в политические ток-шоу, где прямо высказывают свою критичную позицию относительно власти. Свободно в РФ имеет возможность функционировать интернет-телевидение и интернет-радио. Подобная гибкая политика российского руководства обеспечивает канализацию протестной энергии оппозиции и позволяет избегать негативные сценарии арабских потрясений. Мирный характер митингов оппозиции 10 декабря 2011 года на Болотной площади и 24 декабря 2011 года на проспекте Академика Сахарова в Москве подтверждают нашу оценку маловероятного сценария событий «Арабской весны» для России.
На наш взгляд, в КНР сценарий «twitter и facebook-революций» также маловероятен. Политический режим в КНР обеспечивает прочную обратную связь между правительством и обществом. Концепция гармоничного общества подразумевает, что демократия занимает высокое положение внутри страны. Китайское руководство открыто признает, что демократия и уважение прав человека в Китае очень далеки от идеала. Роскошь, коррупция и пассивность чиновников, а также постоянно тлеющие очаги национальных сепаратистских движений в Синьцзян-Уй-гурском автономном районе и Тибете - главные объекты критики для оппозиции КПК. Однако гибкая национальная политика КПК и идея гармоничного общества подразумевает постоянный рост активного участия населения в политической жизни страны. Все эти обстоятельства позволяют совершенствоваться политическому строю, развиваться демократическим формам взаимодействия власти и общества при том, что китайское руководство проводит внимательный мониторинг ситуации в Интернете, предотвращая тем самым возникновение очагов возможной нестабильности.
Библиографический список
1. Ершов, А. Процесс реформирования госаппарата КНР: использование новых технологий // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 6.
2. В.В. Путин подписал Постановление Правительства Российской Федерации №721 от 10 сентября 2009г // Сообщения пресс-службы Правительства Российской Федерации. 17.09.2009 [Э/р]. - Р/д: URL: http://government.ru/smi/messages/5021/
3. Ганшин, В. Роль Интернета в процессе формирования гражданского общества в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 4.
4. Развитие Интернета в России // РИА Новости. 30.09.10. [Э/р]. - Р/д: URL: http://ria.ru/infografika/20100930/280796937.html/
5. Морозова, Е.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти / Е.В. Морозова, И.В. Мирошниченко // Полис. - 2011. - № 1.
6. Морозова, Е.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти / Е.В. Морозова, И.В. Мирошниченко // Полис. - 2011. - № 1.
7. Крымов, А. Экспорт «Арабской весны» в Китай: США надеются на Тибет, Синьцзян и мобильные телефоны // WIn.ru Сетевой интеллектуальный клуб [Э/р]. - Р/д: URL: http://win.ru/geopolitika/1328939136/
8. Пономарёв, А. Не так поняли. Президент Медведев дал конспирологам пищу для размышлений // Lenta.ru. [Э/р]. - Р/д: URL: http:// lenta.ru/articles/2011/02/24/consp/
Bibliography
1. Ershov, A. Process reformirovaniya gosapparata KNR: ispoljzovanie novihkh tekhnologiyj // Problemih Daljnego Vostoka. - 2009. - № 6.
2. V.V. Putin podpisal Postanovlenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii №721 ot 10 sentyabrya 2009g // Soobtheniya press-sluzhbih Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii. 17.09.2009 [Eh/r]. - R/d: URL: http://government.ru/smi/messages/5021/
3. Ganshin, V. Rolj Interneta v processe formirovaniya grazhdanskogo obthestva v KNR // Problemih Daljnego Vostoka. - 2010. - № 4.
4. Razvitie Interneta v Rossii // RIA Novosti. 30.09.10. [Eh/r]. - R/d: URL: http://ria.ru/infografika/20100930/280796937.html/
5. Morozova, E.V. Setevihe soobthestva v usloviyakh chrezvihchayjnihkh situaciyj: novihe vozmozhnosti dlya grazhdan i dlya vlasti / E.V. Morozova, I.V. Miroshnichenko // Polis. - 2011. - № 1.
6. Morozova, E.V. Setevihe soobthestva v usloviyakh chrezvihchayjnihkh situaciyj: novihe vozmozhnosti dlya grazhdan i dlya vlasti / E.V. Morozova, I.V. Miroshnichenko // Polis. - 2011. - № 1.
7. Krihmov, A. Ehksport «Arabskoyj vesnih» v Kitayj: SShA nadeyutsya na Tibet, Sinjczyan i mobiljnihe telefonih // WIn.ru Setevoyj intellektualjnihyj klub [Eh/r]. - R/d: URL: http://win.ru/geopolitika/1328939136/
8. Ponomaryov, A. Ne tak ponyali. Prezident Medvedev dal konspirologam pithu dlya razmihshleniyj // Lenta.ru. [Eh/r]. - R/d: URL: http://lenta.ru/ articles/2011/02/24/consp/
Статья поступила в редакцию 27.02.12