ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Эффективность бизнеса
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Ксения Игоревна СЕРГЕЕВА^, Ольга Сергеевна ЗАКОРЕЦКАЯЬ
а старший преподаватель кафедры экономики,
филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в Северодвинске Архангельской
области, Северодвинск, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,
филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в Северодвинске Архангельской
области, Северодвинск, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 26.04.2016 Принята в доработанном виде 12.08.2016
Одобрена 23.09.2016
УДК 658.1 JEL: L26, 018
Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес-климат, микрозайм, микрофинансирование
Аннотация
Предмет. В современных условиях важную роль играет малый бизнес как инструмент регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Анализ экономической ситуации в России свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния.
Цели. Проблемы становления малого предпринимательства длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, политиков, социологов, общественности. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов социально-экономической политики государства. В статье рассматриваются проблемы развития малого предпринимательства, его роль в экономике Северо-Западного федерального округа. Методы. Использованы методы анализа, синтеза, обобщения, причинно-следственный анализ.
Результаты. Значительная часть исследования посвящена финансовым, организационно-экономическим и социальным аспектам функционирования малого бизнеса Архангельской области, результаты которого применимы при выявлении наиболее действенных и жизнеспособных направлений и форм поддержки и развития этой сферы. Выводы. Сделан вывод, что малое предпринимательство - это неотъемлемый базис экономики развитых стран. Отсутствие такого базиса в России является тормозом для перехода к инновационной модели экономики, что наиболее явно проявилось в условиях кризиса.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Развитие малого предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.
Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов1 [1-16].
На современном этапе организация рыночных отношений приводит к закономерному процессу
1 Хаирова С.М., Метелев И.С., Хаиров Б.Г. Организация предпринимательской деятельности. Омск: Омскбланкиздат, 2012. 254 с.
изменения состояния экономики региона, повышая роль малого бизнеса.
В результате меняющихся направлений в развитии экономики возникают новые предпосылки для становления экономической стратегии, проводимой органами государственной и муниципальной власти регионов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства -один из ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики региона, создание новых рабочих мест, развитие инноваций и рост налоговых поступлений в бюджет.
Малый бизнес в силу своей специфики не требует от начинающего предпринимателя специальных технических знаний. Как правило, для создания предприятия малого бизнеса не требуется большой
начальный капитал.ю за исключением таких отраслей, как наука и научное обслуживание.
Основными факторами, оказывающими влияние на развитие субъектов малого бизнеса, являются:
• условия спроса в регионе;
• специфика отраслевой структуры экономики региона;
• региональный бизнес-климат.
Региональный бизнес-климат в большей степени, чем первые два фактора, определяется политикой региональных властей, а его качество служит оценкой работы администраций регионов.
Роль и значение субъектов малого предпринимательства состоят в том, что работая и развиваясь в собственных интересах, они содействуют развитию экономики государства в целом. Деятельность субъектов малого бизнеса полезна как для каждого гражданина в отдельности, так и для экономики страны в целом.
Важнейшие экономические функции малого бизнеса определяются его ролью как работодателя, как производителя товаров и услуг, как налогоплательщика, как инноватора и как экономического агента. Так, через организацию малых предприятий некоторые люди реализуют свой творческий и предпринимательский потенциал, в процесс производства вовлекаются социально уязвимые группы населения (женщины, молодежь, учащиеся, инвалиды, пенсионеры и др.), на предприятиях сферы обслуживания активно реализуется потребность людей в общении.
Малое предпринимательство играет определенную роль в экономике Северо-Западного федерального округа, формировании налогооблагаемой базы, обеспечении потребностей населения и промышленного производства, а также в научно-технической и инновационной деятельности.
Важна роль малого бизнеса и в социальном плане. Прежде всего это создание новых рабочих мест, что серьезно влияет на уровень безработицы в округе. В сфере малого бизнеса занята наиболее активная в социально-экономическом плане часть населения.
Малое предпринимательство в последние годы представляет собой устойчивую сферу экономики в регионах Северо-Западного федерального округа. Субъекты малого бизнеса функционируют
в международной, внешней и внутренней экономике регионов и занимают существенную долю на рынках.
Северо-Западный федеральный округ лидирует по сравнению с другими регионами Российской Федерации по количеству зарегистрированных малых предприятий на душу населения
Количество малых предприятий Северо-Западного федерального округа в расчете на 100 тыс. жителей за 2014 г. увеличилось на 0,9 ед. и составило 2 410 ед. В большинстве федеральных округов отмечается рост количества малых предприятий (табл. 1).
Наибольший рост в Северо-Западном федеральном округе отмечен в 2013 г. (на 1,7%, или 39,3 ед.). В 2014 г. наблюдалось снижение интенсивности роста малого предпринимательства. Скорее всего, это связано с осложнением ситуации в мировой экономике, негативными изменениями цен на международных сырьевых рынках и введением экономических санкций по отношению к России со стороны Запада. Развитие и само состояние российского малого бизнеса усложнилось.
Каждое территориальное образование имеет свои плюсы и минусы. Архангельская область уникальна во многих отношениях. У жителей и у специалистов она ассоциируется прежде всего с богатейшими природными ресурсами, достаточным производственно-техническим и научным потенциалом, трудолюбивым населением. На конец первого полугодия 2015 г. Архангельская область занимала пятое место в Северо-Западном федеральном округе по количеству малых предприятий (рис. 1).
Самые высокие показатели по насыщенности малых предприятий на 100 тыс. чел. населения достигнуты в Санкт-Петербурге (19,7 тыс. ед.), самые низкие - в Ненецком автономном округе, что обусловлено, скорее всего, масштабом и особенностями структуры экономики. В Архангельской области на конец 2015 г. зарегистрировано 1,7 тыс. малых предприятий.
Доля поступлений налогов на совокупный доход в консолидированном бюджете Архангельской области остается невысокой. Так, поступления от единого налога на вмененный доход составляют около 1,68% от общего объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - около 3,2%,
патентной системы налогообложения - около 0,03%, а поступления от единого сельскохозяйственного налога - 0,09%.
Таким образом, основной целью всех действий, определяющих налоговую политику в отношении субъектов малого предпринимательства, является установление баланса между стимулирующей и фискальной функциями применения специальных налоговых режимов.
Объем продукции, произведенной малыми предприятиями Архангельской области с 2012 по 2014 г., представлен на рис. 2. Одна из основных задач властей - увеличить долю малого и среднего бизнеса в структуре валового регионального продукта.
Несмотря на то, что вклад предприятий малого бизнеса в ВРП Архангельской области пока крайне незначителен, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России является восходящей: в 2012 г. - 9,6%, в 2013 г. - 10,4%, в 2014 г. - 11,2%.
Доля малых предприятий в ВВП России составляет около 21%, тогда как в США - 50%, в Японии - 60%, странах Евросоюза - до 70%. В большинстве развитых стран представители малого бизнеса являются главными налогоплательщиками, внося основной вклад в бюджеты регионального и местного уровней.
Роль малого бизнеса в социальном плане определяется прежде всего созданием новых рабочих мест. Но малый бизнес не может рассматриваться как средство устранения безработицы. Его роль не выходит за рамки средства поддержания безработицы на уровне, необходимом для нормального функционирования рыночной экономики. Это означает, что условием реализации созидательных возможностей малого бизнеса как фактора, противодействующего росту безработицы, является целенаправленная, систематическая государственная политика генерирования и поддержки малого бизнеса.
Рассмотрим показатель численности работников, занятых на предприятиях малого бизнеса (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) в процентном отношении к общей численности работников, занятых в экономике Архангельской области (табл. 2).
Доля занятых на предприятиях малого предпринимательства очень мала и практически не меняется, что в достаточно высокой степени является отражением предпринимательского климата. На начало 2015 г. численность
работников малого бизнеса составляла 13,2% от всего трудозанятого населения Архангельской области, что значительно ниже, чем в целом по округу.
По Северо-Западному федеральному округу этот показатель составляет 19%, где лидерами среди муниципальных образований по среднему значению среднесписочной численности являются Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В целом по Российской Федерации доля занятых в малом бизнесе составляет порядка 16%. В то же время в США этот показатель равен 54%, в Японии - 78%, в странах Евросоюза - от 40 до 70%. Правительство Российской Федерации планирует к 2020 г. этот показатель довести до 6070%, но Минэкономразвития России на ближайшую перспективу не ставит такой цели, оценивая реальную ситуацию развития малого предпринимательства в нашей стране, тем более в условиях кризиса.
Таким образом, можно констатировать, что вклад предприятий малого бизнеса Архангельской области в развитие экономики пока незначителен, что соответствует общероссийским тенденциям.
Тем не менее малое предпринимательство играет определенную роль в экономике Северо-Западного федерального округа, выводя его на лидирующую позицию среди других округов. Малый бизнес участвует в формировании налогооблагаемой базы, обеспечении потребностей населения и промышленного производства. Ощутима роль малого бизнеса и в социальном плане. Прежде всего это создание новых рабочих мест. Доля занятых в сфере малого бизнеса пока около 13%, в планах - повышение этого показателя.
На 1 января 2015 г. в Архангельской области зарегистрировано 44,3 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них на малые предприятия приходится 1,5 тыс., на микропредприятия - 12,7 тыс., на индивидуальных предпринимателей - 30,1 тыс. Наименьшее количество приходится на субъекты среднего предпринимательства - 0,9 тыс. Структура малого и среднего бизнеса области на 1 января 2015 г. представлена на рис. 3.
С одной стороны, преобладание индивидуальных предпринимателей и микропредприятий в структуре малого бизнеса можно считать положительной тенденцией с точки зрения разукрупнения бизнеса, снижения его концентрации. С другой стороны, если предположить, что средние предприятия, переставшие существовать в 2014 г., были реорганизованы в несколько микропредприятий
для оптимизации налогообложения, то это свидетельствует об усилении налоговой нагрузки на малый бизнес, об административных барьерах. Такая тенденция не способствует развитию здоровой рыночной конкуренции за счет естественного роста количества малых предприятий.
Распределение малых предприятий Архангельской области по видам экономической деятельности представлено в табл. 3 и 4.
В структуре субъектов малого бизнеса Архангельской области традиционно около 30% осуществляют свою деятельность в сфере торговли, 15% - в производстве, порядка 20% осуществляют операции с недвижимостью и 11% -работают в строительной сфере.
Для выравнивания отраслевой структуры необходимо сформулировать приоритетные направления развития экономики области в целом и отдельно по малому предпринимательству, которые можно будет применять с учетом выявленных ограничений, определяющих развитие предпринимательства и поиск путей роста. Также необходимо сформулировать алгоритм поддержки субъектов малого предпринимательства крупными предприятиями по отраслевому или региональному признаку, что должно подразумевать создание условий развития инновационной деятельности, предоставление производственных площадей, специалистов высокой квалификации, заказы работ и помощь в реализации товаров и услуг.
Структура субъектов малого предпринимательства в Архангельской области сложилась и в течение нескольких лет не меняется, что соответствует общероссийским показателям.
Одной из ключевых проблем Архангельской области является слабо развитая инфраструктура муниципальных районов, вызванная особенностями территории и климата области, острый дисбаланс между уровнем деловой активности в крупных городах и поселениях.
Наблюдается неравномерное распределение предприятий по городским округам и муниципальным районам области. Каждое второе малое предприятие функционирует в областном центре и каждое седьмое - в Северодвинске. Почти треть субъектов среднего предпринимательства находится в Архангельске.
Отрасли, в которых задействованы субъекты малого предпринимательства, разнообразны - от традиционной торговли и оказания услуг до изобретений и инноваций.
В настоящее время в области на фоне сложившегося неравномерного развития административных территорий наблюдается отток трудовых и финансовых ресурсов в центральные и экономически развитые районы. Все это приводит к снижению в регионе количества малых предприятий (табл. 5).
За 2012-2014 гг. количество малых предприятий сократилось с 1 863 до 1 544, однако к сентябрю 2015 г. стало наблюдаться увеличение, которое составило 5% (80 ед.) по сравнению с 2014 г. Необходимо отметить, что в течение последних лет структура распределения малых предприятий Архангельской области по видам экономической деятельности остается практически неизменной.
Такое явление как снижение количества малых предприятий - это результат налоговой политики, которая сильно ослабила малый и средний бизнес. По мнению большинства представителей малого бизнеса, если выплачивать все налоги в полном объеме, то бизнес становится нерентабельным и убыточным.
Государство пытается регулировать эту сферу экономики, постоянно дорабатывая законодательные акты. Но предприятия просто не успевают адаптироваться к новым условиям и зачастую прибегают к схемам теневой экономики.
Сокращение количества малых предприятий области с каждым годом нарастает (с 3,7% в 2013 г. до 14% в 2014 г.), что соответствует общероссийской динамике. Основные причины такой тенденции кроются, во-первых, в достаточно сложном и объемном законодательстве, которое к тому же часто изменяется, во-вторых, в постоянно повышающихся ценах на сырье в результате скачков курса рубля и высоких ставкок по кредитам, роста отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. С 1 января 2013 г. взносы с индивидуальных предпринимателей составляли 32 479,2 руб. независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 г., они были уменьшены до 20 727,53 руб. А 2015 г. встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Вновь выросли взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, теперь они составляют 22 261,38 руб. плюс 1% с выручки, если она больше 300 тыс. руб.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
В связи с неблагоприятными процессами в экономике, сокращением количества предприятий в 2014 г., уменьшились численность занятых в сфере малого предпринимательства и роль этого сектора в создании рабочих мест.
Численность работающих на малых предприятиях Архангельской области за первые девять месяцев 2015 г. составила более 45 тыс. чел. Наибольшее количество работающих занято в сфере торговли (29,9%), в обрабатывающем производстве (16,8%) и в сфере операций с недвижимостью и предоставления услуг (18,3%). В 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдалось снижение численности занятых на малых предприятиях региона на 3,4 тыс. чел. Особенно это характерно для малых предприятий строительного сектора (спад до 4,4 тыс. чел.), торговли (до 13,8 тыс. чел.) операций с недвижимым имуществом (табл. 6).
В динамике общей численности работников малых предприятий в 2014 г. относительно предыдущего года практически во всех сферах экономической деятельности прослеживалась отрицательная тенденция. Однако на сентябрь 2015 г. наблюдалось увеличение темпов роста показателя при сравнении с аналогичным периодом 2014 г.
Анализ показателя оборота организаций, отражающий коммерческую деятельность малых хозяйствующих субъектов, свидетельствует о разнонаправленных тенденциях в деятельности малых предприятий. В структуре оборота малых предприятий лидируют оптовая и розничная торговля (60,8%), обрабатывающие производства (9,5%) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,7%)
Оборот малых предприятий Архангельской области составил в целом за первое полугодие 2015 г. 44 115,7 млн руб. При этом 2014 г. стал для малого бизнеса самым тяжелым за последние пять лет. Очевидно, что основной причиной стали проблемы в экономике страны. Этим объясняется снижение показателя оборота предприятий по сравнению с 2012 и 2013 гг.
Если посмотреть в отраслевом разрезе динамику оборота малых предприятий, то видна неоднородность положения дел в отраслях (табл. 7).
В 2014 г. оборот малых предприятий Архангельской области по сравнению с 2013 г. в целом снизился на 1,9%. Но некоторые отрасли продемонстрировали рост оборота. Например, по
сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству рост составил 20,4%, по рыболовству и рыбоводству -4,4%.
Рост оборота малых предприятий Архангельской области в сельском хозяйстве, в рыболовстве и рыбоводстве является свидетельством положительных тенденций в повышении уровня обеспеченности области продуктами питания. Многие предприятия взяли курс на поддержку политики импортозамещения, что, несомненно, является одним из важнейших показателей улучшения социально-экономической ситуации в регионе.
Однако в ряде важных сфер деятельности малые предприятия продемонстрировали динамику снижения: по обрабатывающему производству снижение составило 5%, по строительству - 9,5%, по оптовой и розничной торговле - 2,6%.
Снижение оборота малых предприятий Архангельской области в сфере обрабатывающего производства свидетельствует об увеличении зависимости промышленности от других регионов страны и от импорта, что влечет рост высвобожденных высокопрофессиональных
специалистов, рост количества безработных, возможный рост миграции квалифицированных специалистов, снижение доходов и ухудшение жизненного уровня части населения области.
В свете кризисной ситуации в стране и западных санкций такая тенденция является крайне негативной и выступает одним из факторов возможного ухудшения социально-экономической ситуации в регионе на стратегическую перспективу.
Снижение оборота малых предприятий Архангельской области в строительной сфере влечет спад объемов строящегося жилья, что свидетельствует об ухудшении жизненного уровня населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Снижение объемов строительства также проявляется в сокращении производственных предприятий, что само по себе предопределяет в будущем снижение объемов производства.
Снижение оборота в сфере оптовой и розничной торговли не является настолько негативным в сравнении со снижением объемов в сфере производства и строительстве.
Несмотря на преимущественно негативные ожидания, отказываться от развития бизнеса
предприниматели не намерены. Более того, многие из них считают нынешнее время подходящим для модернизации или расширения производственных мощностей. Инвестиции в основной капитал - это инвестиции в будущее, то есть увеличение прибыли и производительности труда будет реализовано не в короткие сроки. Чтобы капитальные вложения были эффективными, вложенные средства должны вернуться в большем объеме.
Для определения перспектив отраслевого развития необходимо проанализировать объемы инвестиций по видам экономической деятельности. Всего инвестиции в основной капитал по малым предприятиям Архангельской области на сентябрь 2015 г. составляли 269,64 млн руб., наибольший удельный вес занимают сельское хозяйство (28,8%) и торговля (24,5%).
Если проанализировать динамику инвестиций в основной капитал, можно также увидеть неоднородность по отраслям: малые предприятия не всех отраслей продемонстрировали рост инвестиций и не все отрасли осуществляли инвестиции (табл. 8).
Ряд сфер деятельности продемонстрировали снижение инвестиций в основной капитал малых предприятий, что свидетельствует о замедлении развития и может негативно отразиться на будущем экономики Архангельской области в целом. Например, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования снижение инвестиций в основной капитал составило 73,7%, в сфере операций с недвижимостью и предоставления услуг - 15,9%.
Значительный рост инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в 2014 г. по сравнению с 2013 г. (на 16,7%) обеспечивает базу для развития отрасли в будущем и закладывает основы эффективного развития этой сферы. Рост инвестиций в основной капитал в сфере рыболовства на 69% обеспечивает определенный задел на будущее, тем более в условиях полного отсутствия инвестиций в 2013 г. (-96%).
Важно отметить стабильное увеличение инвестиций обрабатывающих отраслей
промышленности на протяжении всего анализируемого периода. С 2012 г. этот показатель вырос в 4,5 раза на начало 2015 г. Высокая инвестиционная активность в этой отрасли является одним из основных факторов,
ускоряющих темпы экономического роста в регионе. Но пока существует ряд факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность малых предприятий.
По данным Росстата, около 60% малых предприятий не занимаются инвестиционной деятельностью из-за недостатка собственных финансовых средств. По причине высокого процента коммерческого кредита не инвестируют в свой бизнес около 30% предпринимателей, еще 17% - из-за сложного механизма получения кредита для реализации инвестиционных проектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что малый бизнес области недостаточно развит и нуждается в поддержке со стороны государства. На 1 января 2015 г. в Архангельской области зарегистрировано 44,3 тыс. субъектов малого предпринимательства, основную часть занимают индивидуальные предприниматели. Структура по видам деятельности соответствует общероссийским показателям, наибольшую долю составляют торговля, предоставление услуг и производство.
В связи с кризисом 2014 г. снизились обороты и инвестиции в основной капитал практически по всем видам деятельности. Но благодаря своей мобильности и возможности быстро адаптироваться к сложившейся ситуации, малый бизнес уже к сентябрю 2015 г. продемонстрировал динамику роста показателей. Стали усиленно развиваться сельское хозяйство и рыбоводство.
Тенденции развития системы поддержки видятся в переводе акцентов с федерального уровня на региональный, внедрении схем поддержки малого бизнеса с участием государства и коммерческих структур.
Ключевые направления поддержки малого и среднего бизнеса на 2015-2017 гг. предусматривают как прямые, так и непрямые меры, в том числе:
• поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства;
• поддержку и развитие молодежного предпринимательства;
• создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
• поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);
• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);
• создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств.
Развитие малого и среднего бизнеса - один из экономических приоритетов Архангельской области. Этот бизнес мобилен и гибок. В нынешней экономической реальности это резерв увеличения занятости и самозанятости населения области, а также и путь к повышению социального комфорта жителей региона.
На заседании Государственного совета Российской Федерации в апреле 2015 г., на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства, Президент России В.В. Путин предложил упростить условия входа в бизнес, субсидировать некоторые виды деятельности, не допускать резкого роста налога на имущество в связи с переходом исчисления налога по кадастровой стоимости недвижимости.
В Архангельской области уже многое делается в этом направлении. В частности, по инициативе губернатора И.А. Орлова принят областной закон о двухлетних налоговых каникулах для начинающих предпринимателей. Новая льгота будет действовать до 2020 г.
Важная мера поддержки - субсидии по восьми направлениям деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса, которые на конкурсной основе распределяет министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области. В 2015 г. на эти цели выделено 198 млн руб., утвержден календарь проведения конкурсов. Кроме того, с 2015 г. для предпринимателей упрощена отчетность по использованию этих средств.
Упомянутый перевод на определение налога на имущество по кадастровой стоимости также коснется индивидуальных предпринимателей Архангельской области. Чтобы не допустить резкого скачка сумм к уплате, в случае, если новый налог оказывается больше старого, в регионе определен пятилетний переходный период.
Предусмотрены следующие стимулирующие меры:
• стимулирование граждан, в том числе молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности (пропаганда предпринимательства);
• обеспечение доступности инфраструктуры поддержки, а также повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
• стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусматривается финансирование общим объемом 2,28 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 1,66 млрд руб., из областного бюджета - 567,2 млн руб., из местных бюджетов - 53,5 млн руб.
Для поддержки малого предпринимательства созданы подведомственные организации министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области.
Это фонд «Архангельский региональный центр (АРЦ) микрофинансирования». Фонд предоставляет микрозаймы от 30 тыс. до 1 млн руб. на срок от трех месяцев до года, которые необходимо погашать аннуитетными платежами по ставке 10% годовых (для крестьянских (фермерских) хозяйств - 7%). С 2016 г. предельный размер микрозаймов увеличивается с 1 млн до 3 млн руб. По займам нет комиссий и скрытых платежей, есть льготный период (1-3 месяца), во время которого предлагается только уплата процентов.
В 2015 г. фонд заключил с субъектами малого и среднего предпринимательства из 17 городов и районов области 142 договора займа на 76,05 млн руб. По количеству полученных в этом году займов первое место занимает Архангельск (77 займов), второе - Вельский район (18 займов), далее идут Холмогорский (7 займов), Плесецкий и Шенкурский (по 5 займов), Коношский и Ленский районы, Коряжма и Северодвинск (по 4 займа).
Всего за пять лет своей деятельности фондом с субъектами малого и среднего бизнеса региона заключено 785 договоров займа на 423,6 млн руб. Совокупный портфель займов фонда составляет 134,44 млн руб., количество активных заемщиков достигло 300, средний размер займов в портфеле -448,14 тыс. руб. В структуре портфеля 22,3% приходится на сферу производства, 9,8% - на
сельское хозяйство, 2,6% - на строительство, 38,4% составляет доля сферы услуг, 26,9% - доля оптовой и розничной торговли.
В фонде действуют специальные программы для начинающих предпринимателей, малых инновационных предприятий, участников госзакупок, крестьянских (фермерских) хозяйств. С января 2016 г. началась реализация льготной программы поддержки сельского туризма.
Вносит свой вклад в поддержку малого бизнеса ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск». Она специализируется на предоставлении поручительств в обеспечении кредитов предприятиям малого бизнеса. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства может обратиться в компанию за поддержкой.
Предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда осуществляется путем заключения договора поручительства с банком в обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитному договору или договору банковской гарантии. Говоря проще, инвестиционная компания становится поручителем по кредиту, предоставление которого было бы невозможно из-за недостатка залога.
Размер гарантийного фонда, сформированного за счет средств федерального и областного бюджетов, составляет 322 млн руб. Эти средства служат своего рода залогом по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего бизнеса. Поручительством ГУП «ИК «Архангельск» можно обеспечить до 70% суммы кредита на срок до пяти лет.
Годовая величина выдаваемых поручительств постоянно растет. Если в 2013 г. поручительства были выданы на 78,9 млн руб., то в 2014 - на 106 млн руб.
Областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор» специализируется на предоставлении помещений начинающим предпринимателям на льготных условиях. Помещения оборудованы мебелью, оргтехникой, точками доступа к Интернету и телефонной связи.
В области работает еще ряд организаций для поддержки предприятий малого бизнеса, Это,
в частности, государственное автономное учреждение и «Фонд имущества и инвестиций», негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования, учебно-деловой центр «Предприниматель».
Лизинговые операции представлены компанией «Арктика» и филиалом компании «Балтийский лизинг». Также на территории области функционируют кредитные кооперативы. Они предоставляют займы субъектам малого предпринимательства, условия различны, срок займа, как правило, от 6 месяцев до 1 года с ежемесячной уплатой процентов и возможностью отсрочки возврата суммы основного долга.
Для стимулирования создания новых производств в приоритетных секторах экономики ГУП «Фонд имущества и инвестиций» совместно с областным правительством намерено создать на территории региона сеть промышленных парков -обособленных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, для предоставления их в пользование инициаторам инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях экономики (табл. 9).
Однако все эти формы поддержки в современных экономических условиях малоэффективны. Поддержка сферы малого предпринимательства требует реализации специфических мер, решения ряда фундаментальных вопросов, в частности, разработки эффективной методологии
идентификации малого предпринимательства, а также оценки эффективности данного бизнеса.
Требуется значительное увеличение объемов финансирования программ поддержки малого бизнеса. Соответственно, при формировании областного и местного бюджетов необходимо закладывать на поддержку малого бизнеса большие ресурсы, вместе с тем следует начать работу по поиску меценатов из уже состоявшихся представителей бизнеса. Оптимизация
налогооблагаемой базы, налоговые каникулы для компаний позволят сформировать конкурентный рынок кредитования, а субъектам малого бизнеса -выбирать оптимальный финансовый продукт. Также необходимо создавать лучшие условия, чем в других регионах, для прихода инвесторов, в том числе иностранных, чтобы они инвестировали в современное инновационное производство в области.
Таблица 1
Динамика зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации Table 1
Trends in registered small businesses by federal districts of the Russian Federation
2012- -2013 гг. 2013- -2014 гг.
Федеральный округ Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное
отклонение, ед. отклонение, % отклонение, ед. отклонение, %
Северо-Западный 39,3 1,7 0,9 0,04
Центральный 29,5 2 0,3 0,02
Южный 24,7 2,3 33 2,9
Северо-Кавказский 16,9 3,2 10,6 1,9
Приволжский 51,4 4,3 -16,9 -1,3
Уральский 60,3 4 63,2 4,02
Сибирский 62,9 4,4 60,7 4,03
Дальневосточный 57,6 3,9 -33,7 -2,2
Всего по Российской Федерации 42,8 3,1 25,6 1,8
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 2
Среднегодовая численность работников малого бизнеса по отношению к общей численности занятых в экономике в 2012-2014 гг.
Table 2
Average annual number of employees of small businesses to the total number of people employed in the economy in 2012-2014
Показатель 2012 1 2013 2014
Архангельская область
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел 602 592,7 570
Среднегодовая численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 69,9 72,6 75,2
Доля среднегодовой численности занятых на малых предприятиях, % 11,6 12,3 13,2
Северо-Западный федеральный округ
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 7 346,9 7 253,9 7 225
Среднегодовая численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 1 378,4 1 392,1 1 407,1
Доля среднегодовой численности занятых на малых предприятиях, % 18,8 19,2 19,5
Российская Федерация
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 71 545,4 71 391,5 71 539
Среднегодовая численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 11 683,9 11 695,7 11 744,2
Доля среднегодовой численности занятых на малых предприятиях, % 16,3 16,4 16,4
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Таблица 3
Структура малых предприятий Архангельской области по видам экономический деятельности в 2015 г., % Table 3
The structure of small businesses of the Arkhangelsk oblast by economic activity in 2015, percentage
Вид деятельности Значение
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6
Обрабатывающие производства 14
Строительство 11
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 29
Операции с недвижимым имуществом, аренда и 21
предоставление услуг
Прочие 19
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 4
Динамика структуры малых предприятий Архангельской области по видам экономический деятельности в 2012-2014 гг., ед. Table 4
Trends in the structure of small businesses of the Arkhangelsk oblast by economic activity in 2012-2014, units
Вид деятельности 2012 2013 2014
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 149 113 98
Обрабатывающие производства 265 259 232
Строительство 211 214 175
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 676 523 466
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 271 362 273
Прочие 291 324 300
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 5
Динамика количества малых предприятий Архангельской области по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг. Table 5
Trends in the number of small businesses of the Arkhangelsk oblast by economic activity in 2012-2014
2012 -2013 2013-2014
Вид деятельности Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное
отклонение, ед. отклонение, % отклонение, ед. отклонение, %
Сельское хозяйство, охота и лесное -36 -24,2 -15 -13,3
хозяйство
Обрабатывающие производства -6 -2,3 -27 -13
Строительство 3 -1,4 -39 -18,6
Оптовая и розничная торговля, ремонт -153 -22,6 -57 -10,1
автотранспортных средств, бытовых
изделий
Операции с недвижимым имуществом, 91 33,6 -89 -23,3
аренда и предоставление услуг
Прочие 33 11,3 -24 -16,6
Итого... -68 -3,7 -251 -14
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Таблица 6
Динамика средней численности работников малых предприятий Архангельской области в 2012-2014 гг. Table 6
Trends in the average number of employees of small businesses of the Arkhangelsk oblast in 2012-2014
2012- -2013 2013-2014
Вид деятельности Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное
отклонение, ед. отклонение, % отклонение, ед. отклонение, %
Сельское хозяйство 101 2,8 -47 -1,3
Рыболовство, рыбоводство -56 -9 -59 -10,5
Обрабатывающие производства 348 4,9 -129 -1,7
Строительство 1 174 26,4 -1 249 -22,2
Оптовая и розничная торговля, ремонт 1 262 9,6 -643 -4,5
автотранспортных средств, бытовых
изделий
Операции с недвижимым имуществом, 1 084 13,2 -1 066 -11,5
аренда и предоставление услуг
Прочие 1 149 15,5 -152 -1,8
Итого... 5 062 11,4 -3 345 -6,7
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 7
Динамика оборота малых предприятий за 2012-2014 гг.
Table 7
Trends in the turnover of small businesses over 2012-2014
2012 -2013 2013- -2014
Вид деятельности Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное
отклонение, ед. отклонение, % отклонение, ед. отклонение, %
Сельское и лесное хозяйство, охота 586,85 29,1 530,69 20,4
Рыболовство, рыбоводство -1 321,24 -64,6 32,02 4,4
Обрабатывающие производства 790,01 10,8 -407,54 -5
Строительство 3 183,1 49,4 -917,58 -9,5
Оптовая и розничная торговля 9 014,44 18,2 -1 496,07 -2,6
Операции с недвижимостью 2 519,8 44,7 -356,02 -4,4
Прочие 883,97 11,8 769,63 9,2
Итого... 15 656,92 19,5 -1 844,86 -1,9
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 8
Динамика инвестиций в основной капитал в 2012-2014 гг. Table 8
Trends in investment in fixed capital in 2012-2014
2012- 2013 гг. 2013-2014 гг.
Вид деятельности Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное
отклонение, ед. отклонение, % отклонение, ед. отклонение, %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -93,76 -45,8 18,48 16,7
Рыболовство, рыбоводство -159,53 -96,7 12,15 69
Обрабатывающие производства 99,1 228,2 50,18 26
Оптовая и розничная торговля, ремонт -211,63 -47,4 -99,64 -73,7
автотранспортных средств, бытовых изделий
Операции с недвижимым имуществом, -90,52 -42,5 -16,8 -15,9
аренда и предоставление услуг
Прочие -34,2 -38,8 136,1 71,6
Итого... -490,54 -42,3 100,47 13
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Таблица 9
Меры поддержки малого бизнеса в Архангельской области Table 9
Measures to support small businesses in the Arkhangelsk oblast
Направление Содержание
Государственная программа «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)» Финансирование общим объемом 2,28 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 1,66 млрд руб., из областного бюджета - 567,2 млн руб., из местных бюджетов -53,5 млн руб.
Фонд «Архангельский региональный центр (АРЦ) микрофинансирования» В 2015 г. фонд заключил с субъектами малого и среднего предпринимательства из 17 городов и районов области 142 договора займа на 76,05 млн руб. Совокупный портфель займов фонда составляет 134,44 млн руб., количество активных заемщиков достигло 300, средний размер займов в портфеле - 448,14 тыс. руб.
Создание ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск» За 2015 г. размер предоставленных поручительств составляет порядка 96,7 млн руб. при объеме кредитования на сумму 153,5 млн руб.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Субсидии на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (5 проектов) на общую сумму 11,4 млн руб. Субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (6 субъектов) на общую сумму 3 млн руб. Субсидии по процентным ставкам по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга (9 проектов), на общую сумму 2,41 млн руб. Субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности (4 проекта), на общую сумму 2 млн руб.
ГУП АО «Фонд имущества и инвестиций» В областные объекты инвестировано более 10 млн руб., в том числе внешних инвестиций - 2 млн руб. Было оценено более 600 объектов. За получением разрешительной документации в сфере строительства и реконструкции, приватизации жилых помещений, за юридическими услугами обратилось более 250 физических и юридических лиц
Областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор» Предоставление помещений на льготных условиях. Консультирование, предоставление доступа к базам данных, аренда офисов, конференции, тренинги, семинары, круглые столы
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Количество малых предприятий (без микропредприятий) в Северо-Западном федеральном округе на конец 2015 г., тыс. ед. на 100 тыс. чел. населения
Figure 1
The number of small businesses (excluding micro-sized enterprises) in the Northwestern Federal District at the end of 2015, thousand entities per 100 thousand people
Источник: данные Росстата Source: Rosstat
Рисунок 2
Объем продукции, произведенной малыми предприятиями Архангельской области с 2012 по 2014 г., млрд руб. Figure 2
The output produced by small businesses of the Arkhangelsk oblast from 2012 to 2014, billion RUB
Источник: данные Росстата Source: Rosstat
Рисунок 3
Структура малого и среднего бизнеса Архангельской области на 1 января 2015 г., % Figure 3
The structure of small and medium-sized businesses in the Arkhangelsk oblast as of January 1, 2015, percentage
0,2 4
■ Средние предприятия
□ Малые предприятия
■ Микр о предцриятия
□ Индивидуальные предприниматели
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Список литературы
1. Васильева А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях // Современные технологии управления. 2015. № 3. URL: http://sovman.ru/article/5103/.
2. Пластинина В.Г., Сергеева К.И. Меры поддержки и регулирования малого бизнеса в Архангельской области // Потенциал современной науки. 2014. № 3. C. 25-33.
3. Моляков Д.С., Докучаев М.В., Большаков С.В. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. 2011. № 4. С. 3-7.
4. Надеждина Г.В., Василенко В.В. О государственном регулировании в сфере малого бизнеса // Экономический журнал. 2010. № 17. С. 140-143.
5. Альхимович И.Н. Усиление регулирующей роли органов власти Архангельской области в обеспечении конкурентоспособности малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 20-24.
6. Альхимович И.Н. Взаимодействие крупных и малых предприятий в региональной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 10. С. 97-101.
7. Альхимович И.Н. Государственная поддержка малых предприятий на основе взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 6.
8. Рыбкина А.Г., Черемисина Н.В. Современные проблемы кредитования малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 157-160.
С.43-49.
9. Высоцкая Т.Р. Совершенствование механизма управления развитием малого и среднего предпринимательства Архангельской области // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 4. С. 110-114.
10. Васильева А.С. Проблемы занятости населения Архангельской области // Экономика и социум. 2016. № 4. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Vasileva%20AS%20-%202%20).pdf.
11. Закорецкая О.С., Суполова М.К. Развитие сектора микрофинансирования субъектов малого и среднего бизнеса // Научная перспектива. 2012. № 12. С. 7-10.
12. Теребова С.В., Подолякин О.В., Усков В.С., Егорихина С.Ю. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 160 с.
13. Волкова-Гончарова Т.А., Воробей Е.К., Гварлиани Т.Е., Мулыкина В.П., Сивкова С.В. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. М.: Университетская книга, 2013. 231 с.
14. Филимонова Н.М. Региональные аспекты развития малого предпринимательства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 4. С. 72-75.
15. Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. 2003. № 9-10. С. 30-51.
16. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 60-73.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Business Performance
THE ROLE OF SMALL BUSINESSES IN THE ARKHANGELSK OBLAST ECONOMY DEVELOPMENT Kseniya I. SERGEEVAa% Ol'ga S. ZAKORETSKAYAb
a Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk Branch, Severodvinsk, Arkhangelsk Oblast,
Russian Federation
b Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk Branch, Severodvinsk, Arkhangelsk Oblast,
Russian Federation
• Corresponding author
Article history:
Received 26 April 2016 Received in revised form 12 August 2016 Accepted 23 September 2016
JEL classification: L26, O18
Keywords: small business, business climate, microloan, microfinance
Abstract
Importance Analysis of economic situation in Russia highlights the significant enhancement of the role of small businesses being the most important strategic resource, which is able to ensure economic growth, efficiency of economic interactions, and improve national welfare. Objectives Support to small businesses should be among the priorities of socio-economic policy of the State. The aim of the study is to consider problems related to development of small business, and its role in the economy of the Northwestern Federal District.
Methods The study draws upon methods of analysis, synthesis, and the cause-and-effect analysis. Results A large part of the study addresses financial, organizational, economic and social aspects of small business operations in the Arkhangelsk oblast. The findings may be applied to identify the most efficient and viable areas and forms of support and development in this sphere. Conclusions and Relevance Small businesses are an essential basis of developed countries' economies. The absence of such a basis in Russia impedes the transition to innovation-driven economy, and this became apparent during the crisis.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Vasil'eva A.S. [Specifics of small business development in the Arkhangelsk oblast under modern conditions]. Modern Control Technology, 2015, no. 3. (In Russ.) Available at: http://sovman.ru/article/5103/.
2. Plastinina V.G., Sergeeva K.I. [Measures to support and regulate small business in the Arkhangelsk oblast].
Potentsial sovremennoi nauki = Potential of Modern Science, 2014, no. 3, pp. 25-33. (In Russ.)
3. Molyakov D.S., Dokuchaev M.V., Bol'shakov S.V. [Topical issues of corporate finance]. Finansy = Finance, 2011, no. 4, pp. 3-7. (In Russ.)
4. Nadezhdina G.V., Vasilenko V.V. [On State regulation in the sphere of small business]. Ekonomicheskii zhurnal = Economic Journal, 2010, no. 17, pp. 140-143. (In Russ.)
5. Al'khimovich I.N. [Strengthening the regulatory role of the Arkhangelsk oblast authorities in ensuring the competitiveness of small businesses]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2012, no. 4, pp. 20-24. (In Russ.)
6. Al'khimovich I.N. [Interaction between large and small enterprises in the regional economy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2011, no. 10, pp. 97-101. (In Russ.)
7. Al'khimovich I.N. [State support for small businesses through collaboration with major business entities].
Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2015, no. 6, pp. 43-49. (In Russ.)
8. Rybkina A.G., Cheremisina N.V. [Modern problems of lending to small business]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2013, no. 5, pp. 157-160. (In Russ.)
9. Vysotskaya T.R. [Improving the mechanism of management of small and medium-sized business development in the Arkhangelsk oblast]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya = Modern Science: Current Problems and Solutions, 2015, no. 4, pp. 110-114. (In Russ.)
10. Vasil'eva A.S. [Problems related to employment in the Arkhangelsk oblast]. Ekonomika i Sotsium, 2016, no. 4. (In Russ.) Available at: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Vasileva%20AS%20-%202%20).pdf.
11. Zakoretskaya O.S., Supolova M.K. [Developing the sector of small and medium-sized business microfinancing]. Nauchnayaperspektiva = Scientific Perspective, 2012, no. 12, pp. 7-10. (In Russ.)
12. Terebova S.V., Podolyakin O.V., Uskov V.S., Egorikhina S.Yu. Predprinimatel'stvo v regione: sostoyanie, perspektivy [Entrepreneurship in the region: status, prospects]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences Publ., 2011, 160 p.
13. Volkova-Goncharova T.A., Vorobei E.K., Gvarliani T.E., Mulykina V.P., Sivkova S.V. Sovremennaya otsenka ekonomicheskogo i nalogovogo potentsiala malogo predprinimatel'stva: regional'nyi aspekt [Updated assessment of economic and fiscal capacity of small businesses: A regional perspective]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2013, 231 p.
14. Filimonova N.M. [Regional aspects of small business development]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2004, no. 4, pp. 72-75. (In Russ.)
15. Evalenko M. [The potential of small business and the economy of Russian regions]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2003, no. 9-10, pp. 30-51. (In Russ.)
16. Evalenko M. [Regional interpretation of general problems of small business development in Russia].
Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2003, no. 2, pp. 60-73. (In Russ.)