• N01 -201 6 • КазНМУ • кагпти.кг
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В КАЗАХСТАНЕ
Н.В. ТЁ , М.К. КАЙДАУЛОВ, У.А. АЛТЫНБЕКОВА, М.К. КОШИМБЕКОВ
КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, кафедра политики и управления здравоохранением
УДК 614.253.52:378.147(574)
В статье рассматриваются вопросы дальнейшего потенциала развития специалистов сестринского дела, особенности подготовки сестринского персонала на основе зарубежного опыта на примере Финляндии, а также тенденции развития сестринского дела в Республике Казахстан. Немаловажным становится анализ профессиональной траектории студентов сестринского дела, а также рассмотрение особенностей становления современного пpoфeccиoнaльного cтaтуcа мeдицинcкoй cecтpы с высшим сестринским образованием.
Ключевые слова: сестринское дело, средне-профессиональное образование, высшее образование, постдипломное образование, международный опыт.
Введение. Во всем мире системы здравоохранения переживают острый кризис из-за хронической нехватки медработников, сложившихся в результате десятилетий недостаточных инвестиций в их обучение, подготовку, заработную плату, условия труда и управление. Это привело к острой нехватке ключевых специалистов, росту показателей смены занятий и раннего выхода на пенсию, а также к национальной и международной миграции. По существующим оценкам, в настоящее время в мире примерный дефицит врачей, акушерок, медицинских сестер, фармацевтов, стоматологов и другого персонала составляет более 4 млн. человек. Неудовлетворительное распределение ресурсов, неэффективное использование знаний или пренебрежение ими, а также миграция работников здравоохранения ухудшают и без того неблагополучную ситуацию [1].
Анализ тенденций развития сестринского дела также свидетельствуют на протяжении лет о уменьшении соотношения врач-медсестра с 1:4,1 в 1960 г. к 1:2,6 в 1999 г. до 1:2,2 в 2002 г., что противоречит мировым тенденциям по этому показателю (1:4) [2]. Также немаловажно отметить, что с внедрением современных медицинских технологий и повышением объема техногенных вмешательств увеличивается перегрузка как врачей сестринскими манипуляциями, так и сестринского персонала с расширением объема несвойственных вспомогательных технических функций, не требующих сестринской квалификации с одновременным сокращением объема медицинских услуг при сестринском уходе. [1] На современном этапе Всемирная организация здравоохранения рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. Важным для здравоохранения на современном этапе является подготовка медицинских сестер нового поколения, создание нормативно-правовой базы, обеспечение условий для полной реализации профессионального уровня для эффективного управления сестринским делом, а также обеспечения реального соотношения и партнерства между врачами и специалистами сестринского дела. При подготовке медицинских сестер главный упор нужно делать на улучшение качества образования и обучения, развития практических навыков. В системе образования после окончания медицинского колледжа средний медицинский персонал имеет теоретические и практические знания и навыки.
Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры.
Международный опыт. Рассмотрим международный опыт в подготовке медицинских сестер в Финляндии. Финская система образования медицинских сестер оценивается как одна из лучших в мире. Профессия медицинских сестер в Финляндии пользуется популярностью и огромным уважением. Медицинские сестры ведут широкую профилактическую деятельность, проводят
консультирование пациентов и членов его семьи, могут выписывать больничные листы, рецепты, назначают некоторую медикаментозную терапию и т.д. При первичном обращении в поликлинику, пациент вначале консультируется с медицинской сестрой, которая оценивает ситуацию, назначает необходимое обследование и отправляет пациента к специалисту.
Задача среднего медицинского персонала состоит в предоставлении профессионального медицинского
обслуживания, в том числе в поддержании и укреплении здоровья и лечения больных. Средний медицинский персонал самостоятельно выполняет свои
профессиональные функции и осуществляет предписанное врачом лечение пациентов. В задачу среднего медицинского персонала также входит совершенствование своей работы и взаимодействие с другими специалистами в области социального обеспечения и здравоохранения, кроме того он должен вносить свой профессиональный вклад в процесс принятия общественнозначимых решений и участвовать в публичных дискуссиях.
В Финляндии обучение и профессиональная деятельность медицинского персонала строго регламентируются законом и положением о медицинских специалистах. При поступлении в университет абитуриенты проходят испытания на мотивацию, способность к обучению. В Финляндии огромное значение уделяют практическому обучению. Для этого выделено достаточное количество часов и созданы все необходимые условия. Необходимо отметить, что в Финляндии обязательно ведется оценка качества образования - как внешняя, так и внутренняя. Таким образом, опыт подготовки и работы в здравоохранении Финляндии, а также в области сестринского дела, несомненно, представляет большой интерес.
Для Казахстана развитие системы сестринского дела означает его развитие на всех уровнях образования, контроль качества образования на уровне международных стандартов, внедрение в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования. Наряду с реформированием сестринского образования,
предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра
kaznmu.kz • КазНМУ • №1-201 6*
специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней (2). Особое место в решении этой задачи отводится повышению роли медицинских работников со средним образованием, число которых в 2 раза превышает численность врачебных кадров. Освобождение среднего медперсонала от несвойственных функций по уходу за больным, расширение их должностных обязанностей в сторону повышения сложности и ответственности труда при введении адекватной системы заработной планы призваны повысить мотивацию работников к совершенствованию профессионализма и личностному развитию, снизить отток медицинских кадров из отрасли.[3].
Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования,
профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу. Вывод. В настоящее время у нас в республике осуществляет трёхуровневая подготовка медицинских сестер: среднее-профессиональное образование, высшее и послевузовское образование. А также непосредственно осуществляет переподготовка специалистов и курсы повышения квалификации.
Подготовка медицинских сестер с высшим образованием осуществляется на факультетах «Менеджмент в здравоохранении и фармации» и негосударственным медицинским центром «Эмили». Деятельность факультета основывается на системном подходе к разработке и внедрению политике в области подготовки высококвалифицированных менеджеров в соответствии с государственными стандартами образования Республики Казахстан. Миссией факультета является обеспечение системы здравоохранения востребованными,
конкурентоспособными, гармонично развитыми
специалистами, способными обеспечить разработку и внедрение управленческих решений по повышению эффективности работы организации, отвечающей потребностям общества и отрасли.
Выпускникам присуждается академическая степень -«бакалавр сестринского дела», выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации - «медицинская сестра - менеджер». Бакалавр сестринского дела может осуществлять профессиональную деятельность в качестве заместителя главного врача по сестринскому делу, главной медицинской сестры, заведующей больницей сестринского ухода, хосписом, здравпунктом, старшей медицинской сестры отделения ЛПО, преподавателя по подготовке специалистов сестринского дела в медицинских колледжах, а так же имеет право продолжить дальнейшее обучение в магистратуре.
При обучении в профильной магистратуре по специальности «Сестринское дело» реализуется
образовательная программы прикладного характера, направленная на подготовку ведущих специалистов сестринской службы по узкому профильному направлению, привитие управленческих навыков и обеспечение подготовки профессиональных менеджеров сестринской службы.
Научная и педагогическая магистратура реализует образовательные программы послевузовской подготовки кадров для системы высшего и послевузовского образования и научно-исследовательского сектора, обладающих углубленной научной и педагогической подготовкой.
Лицам, освоившим образовательные программы профильной магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр здравоохранения» по специальности 6М110300 -«Сестринское дело».
Лицам, освоившим образовательные программы научной и педагогической магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр медицинских наук» по специальности 6М110300 -«Сестринское дело».
Выпускники магистратуры по специальности 6М110300 -«Сестринское дело» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
административно-управленческая (специалисты органов управления здравоохранением и административно-управленческий персонал организаций здравоохранения); лечебно-профилактическая и диагностическая (ведущие специалисты сестринской службы по узкому профильному направлению);
аналитическая (сотрудники информационно-аналитических центров);
экспертно-консультативная (эксперты, консультанты в организациях здравоохранения и социального обеспечения).
педагогическая (преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений); научно-исследовательская (научные сотрудники
институтов, научных центров);
педагогическая (преподаватели организаций высшего и послевузовского образования);
научно-исследовательская (сотрудники организаций науки);
административно-управленческая (специалисты органов управления здравоохранением и административно-управленческий персонал организаций здравоохранения); аналитическая (сотрудники информационно-аналитических центров);
экспертно-консультативная (эксперты, консультанты в организациях здравоохранения и социального обеспечения).
В результате проведенного анализа ряда зарубежных исследований, посвященных современным проблемам подготовки сестринского персонала, как за рубежом, так и в Республике Казахстан необходимо отметить, что что в международной практике должности главных медицинских сестер занимают только специалисты со степенью бакалавра и магистра требуется дальнейшее
совершенствование образовательного процесса в системе подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела в РК, с созданием реальной преемственности знаний и навыков согласно уровню обучения, для использования в практике последипломного обучения сестер с высшим образованием, определяющих новый профессиональный статус медицинской сестры, а также осуществлять анализ профессиональной траектории студентов сестринского дела и целенаправленную подготовку специалистов этого профиля в соответствии с современными тенденциями развития сестринского дела, потребностями медицинских учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Доклад о состояний здравоохранений в мире / Lincoln Chen, David Evans, Tim Evans, Ritu Sadana, Barbara Stilwell, Phyllida Travis, Wim Van Lerberghe и Pascal Zurn., Под ред. Leo Vita-Finzi и Barbara Campanini. - Женева: 2006. - 153 с.
2 Liese, B., Blanchet, N., and Dussault, G. The Human Resource Crisis in Health Services in Sub-Saharan Africa // The World Bank. - 2003. -120 с.
3 Тахтарова Ю. Н. Совершенствование организации деятельности среднего медицинского персонала (структурно-функциональный аспект): дисс. ... канд. мед. - М., 2007. - 152 c.
4 Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 320 с.
• Nq1 -201 6 • КазНМУ • kaznmu.kz
Н.В. ТЁ , М.К. КАЙДАУЛОВ, У.А. АЛТЫНБЕКОВА, М.К. КОШИМБЕКОВ
С.Ж.Асфендияров атындагы %аз¥МУ, Денсаулыц сацтаудагы саясат пен басцару кафедрасы
КАЗАЦСТАНДМЫ МЕЙ1РБИКЕЛ1К ЦЫЗМЕТКЕРЛЕРД1 ДАЙЫНДАУ МЕН ОЦЫТУДЬЩ ЗАМАНАУИ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
ТYЙiн: ма;алада мейiрбике iсi ;ызметкерлершщ болаша; даму потенциалына байланысты мэселелер, Финляндия мемлекетшщ орта медициналы; к;ызметкерлердi дайындау тэжiрибиесiнiц ерекшелiктерi, сонымен катар Каза;стан Республикасындагы мейiрбике iсi дамуыныц тенденциясы ;арастырылган. К^рп тацда мейiрбикелiк студенттердiц кэйби траекториясы мен жогаргы бiлiмдi мешрбикелш ;ызметкерлердщ кэсiби мэртебесi мэселелерiне анализ жасау мацыздылыгы туындап. ТYЙiндi сездер: мейiрбике iсi, орта мамандандырылган бтм беру, жогаргы бiлiм беру, дипломнан кейшп бiлiм беру, хальщаральщ тэж1рибе
N.V. TYO , M.K. KAIDAULOV, U.A. ALTYNBEKOVA, M.K. KOSHIMBEKOV
KazNMU named after S.D.Asfendiyarov, Department of Health Policy and Management
MODERN FEATURES OF TRAINING AND EDUCATION OF NURSES IN KAZAKHSTAN
Resume: The article is devoted to issues of further development of nursing professionals, features of international experience in nursing training, on the example of Finland, as well as trends of nursing development in Republic of Kazakhstan. It is become very important to analyze the career path of nursing students, as well as professional status of nurses with higher education. Keywords: nursing, secondary vocational education, higher education, postgraduate education, international experience.
ПЕРИНАТАЛДЫ ЖЭНЕ БАЛАЛАР
КАРДИОЛОГИЯЛЬЩ ХИРУРГИЯСЫ ОРТАЛЫГЫНЫН, МЕДИЦИНАЛЫ^ ЦЫЗМЕТКЕРЛЕР1НЩ КЭС1БИ ДАМУ БАГЫТТАРЫН ТАЛДАУ
Ж.А. КОЖЕКЕНОВА, Н.Ж. ДАРМЕН, Н.Б. АБИЫРОВА, А.Н. НУРБАКЫТ, Н.А. ТАЛКИМБАЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, К.С. АБСАТАРОВА, Ж.С.ИСАЕВА, Л.С.ЕРМУХАНОВА
СЖАсфендияров атындагы К,аз¥МУ, Алматы цаласы К,огамдыц денсаулъщ сацтау жогары MeKme6i М.Оспанов атындагы Батыс Цазацстан медицина университетi, Ацтвбе цаласы
ЭОЖ 616.329-25.9:575-9.15
Мацалада перинаталды жэне балалар кардиологиялыц хирургиясы орталыгыныц медициналыц цызметкерлершц кэаби даму багыттарына цатысты мэселелер царастырылган. Дэр^ерлЫ цауымдастыц цатысушылардыц кепшыг кэаби дамуга талпынады. Дэр^ерлер дипломнан ^üi^i бшм беру жуйесш жацсарту цажет екенд^н талап еmедi. Tyttmdi сездер: кэаби даму, медициналыц цызметкерлер, дипломнан ^üirni бшм беру.
Та^ырыптьщ езектШй. К^рп уа;ытта денсаульщ са;тау жуйесш ;алыптастырудыц непзп мшдет халы;;а керсетшетш медициналы; кемектщ сапасы мен ;олже^мдШгш арттыру болып табылады. Саланы дамытудыц стратегиялы; басымды;тарына сэйкес бул процесте жогары мамандандырылган медициналы; кызметкерлерд дайындау мацызды рел ат;арады. К0рсетiлетiн медициналы; кемектiц сапасы уйымдармен жэне медициналы; уйымныц материалды;-техникалы; базасыныц жагдайымен гана емес, сондай-а; кеп жагдайда заманауи мамандандырылган бiлiмi мен кэйби машыгы бар бiлiктi мамандардыц болуымен де аны;талады. Керсетiлетiн медициналы; кемектщ сапасын жа;сарту медициналы; ;ызметкердщ iскерлiгi мен кэсiби бiлiмiн жетiлдiрумен тiкелей байланыстылыгы дэлелдендi. Сонды;тан медициналы; ;ызметкерлердщ кэсiби даму ЖYЙесi тура;тылы; пен дурыс дамудыц кепiлi бола отырып, ЖYЙелi сипат алу ;ажет [1].
Кызметкердщ кэсiби дамуын ЖYзеге асырудыц негiзгi жолы Yздiксiз кэйби бтм алуында жатыр. Медициналы; мекемелер мен жеке емханаларда ез ;ызметкерлершщ бШктшшн арттыру мен дамытуга жумсалатын барлы;
шыгындарды ;ызметiнiц экономикалы; тшмдшшн арттыратын негiзгi капиталда инвестиция ретшде ;арастыру ;ажет [2].
Зерттеу материалдары жэне эдктерь Перинаталды жэне балалар кардиологиялы; хирургиясы орталыгыныц медициналы; ;ызметкерлершщ сухбат алу мен сауалнама журпзу ар;ылы социологиялы; зерттеу ЖYргiзiлдi. Сауалнама Алматы ;аласыныц Перинаталды орталы; базасында бiрнеше кезецде ЖYргiзiлдi.
Жалпы саны 147 сауалнама парагы алынды. Алынган мэлiметтер негiзiнде зерттеу сура;тарыныц эр;айсысыныц жиiлiгi мен ;урылымы аны;талган, непзп зерттелетш ;убылыстыц бiр;атар белгiлерге тэуелдШп дэлелденiп, сонымен ;атар Стьюдент критерий кемепмен салыстырмалы жиынты;тардагы керстекiштердiц айырмашылыгы есептелдi.
Зерттеу нэтижелеpi. Крлданыстагы дипломнан кейшп медициналы; бтм беру ЖYЙесi ;аншалы;ты тиiмдiлiгi туралы сура;ты зерттеу кезшде сауалнамага жауап берушiлердiц 70%-ы тиiмдi деп жауап бердi, 20%-ы жауап беруге ;иналды, тек 10%-ы тиiмдiлiгi жеткiлiксiз деп санайды. О;ытудыц практикалы; белiмiне жеткiлiктi кецiл