воспитательной, культурно-просветительской, коррекционноразвивающей, управленческой, физкультурно-спортивной, оздоровительно-рекреативной.
В структуру личностно-профессиональной компетентности как обобщенной интегральной характеристики качества выпускника входят более конкретные виды компетентностей, формирующиеся на базе научных, целостных и профессиональных системных знаний. К таким видам компетентностей отнесены: универсальная, методологическая, готовность к управленческой деятельности, педагогическая, социально-правовая, социально-коммуникативная, проектно-исследовательская, информационная, аутопсихологическая, психолого-синергетическая.
Взаимодействие формируемых у студента в образовательном процессе названных видов компетентностей приводит к появлению интегративной личностно-профессиональной компетентности специалиста, которая в сочетании с устойчивой профессиональной мотивацией обеспечивает высокий уровень профессионализма педагога, обладающего целостным профессиональным мировоззрением.
Линия личностного развития предполагает формирование гуманистической направленности личности, приоритета духовнонравственных ценностей в жизнедеятельности специалиста, его общекультурное развитие, наличие системного, прогностического и методологического мышления, высокого уровня социальной ответственности за воспитуемых, творческое развитие, формирование организационных способностей, интеллектуальное и физическое развитие, психомоторное развитие, высокий уровень двигательной подготовленности, коммуникативная культура и социальная зрелость.
Разработанная модель качества выпускника факультета физической культуры представляет собой результативно-целевой компонент образовательного процесса, создает ориентиры для его организации и содержит оценки качества результатов образования.
Н. В. Журавская, И. Ю. Асмолов
Современные особенности формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов гуманитарных вузов
Значимая роль в модернизации современного образовательного процесса высшей школы должна принадлежать физической культуре, здоровьесберегающие функции которой нацелены на формирование социально ориентированной личности, важным ком-
235
понентом при этом становится здоровый образ жизни (далее -ЗОЖ) студента. Ведь неслучайно ученые и практики в области спорта и физической культуры, предлагая различные подходы к решению проблемы формирования ЗОЖ, сходятся в одном: необходима перестройка системы физического воспитания студенческой молодежи на основе принципов гуманистической педагогики, этики и психологии (Ильинич В.И., 2005).
Физическая подготовленность и физическое развитие обучающихся, знания, умения и двигательные навыки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени, в том числе и на основе использования средств физической культуры, становятся социально и личностно значимыми результатами физического воспитания. К результатам физического воспитания относятся также физическое, духовное и нравственное оздоровление, повышение сопротивляемости организма к социально-опасным и высокопатогенным заболеваниям, физическая реабилитация и двигательная рекреация. Следовательно, физическое воспитание оказывает разностороннее гуманистически ориентированное воздействие на личность студента.
Реалии сегодняшнего дня позволяют, с высокой долей вероятности, говорить о том, что студенты не обладают достоверными и полнообъемными знаниями как о здоровье и индивидуальных особенностях своего организма, так и о факторах, оказывающих на них значительное влияние. Недостаточная сформированность личностной ориентации и мотивации к физкультурной деятельности способна снижать результативность как физических, так и профессионально значимых качеств личности, следствием чего у подавляющего большинства студентов наблюдается неадекватный уровень отношения как здоровому образу жизни в целом, так и к своему здоровью в частности.
К сожалению, далеко не все учащиеся имеют верное представление о самом ЗОЖ, считая его основными элементами соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, выполнение гигиенических требований и хотя бы нечастые занятия физической культурой. Заблуждениями большинства является и верование в то, что отказ от большинства социально-пагубных явлений и привычек способен дать положительный результат.
Как показали исследования в нашем вузе, содержание ЗОЖ студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, а также качество их общения и организации жизнедеятельности, и может быть представлен следующим образом: 16 % респондентов систематически придерживаются правил ЗОЖ, 21 % - почти всегда, 29 % - иногда, 14 % - почти нико-
236
гда и 20 % никогда не следуют им. Как выяснилось, более 60 % студентов не следуют правилам ЗОЖ. Количество же студентов, регулярно следующих правилам здорового образа жизни (37 %), практически совпадает с данными Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о количестве здоровых молодых людей до 20 лет (35 %) (Егорычев, А.О., 2006). Это в очередной раз подтверждает данные о том, что здоровье студентов во многом обусловлено их образом жизни.
Исходя из данных фактов, мы разработали еще одну анкету, в которой индивид оценивает степень своего поведенческого отношения к различным элементам ЗОЖ по 5-ти бальной шкале. Затем по среднему арифметическому высчитывался «вес» каждого элемента в баллах.
Самый высокий балл, как выяснилось, имеет элемент ЗОЖ, обозначающий неупотребление наркотических веществ - 4,74. Вторым идет показатель, обозначающий гигиенические процедуры -3,89 балла, третьим и четвертым - неупотребление алкоголя и никотина, соответственно 3,64 и 3,51 балла. Не может ни вызывать настороженности тот факт, что определяющий элемент ЗОЖ - двигательная активность - набрал всего 3,25 балла, при этом регулярно занимаются физическими упражнениями лишь 13 % опрошенных. Последние места по количеству баллов заняли такие элементы, как режимы дня и питания, нетрадиционные системы оздоровления, приемы психорегуляции, закаливания и массажа. Это, видимо, связано с недостаточной информированностью студентов о благотворном влиянии названных факторов на здоровье и отсутствием навыков применения данных элементов ЗОЖ.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что одной из основных гуманистических задач физического воспитания в вузах должно являться формирование устойчивой мотивации к физическому самосовершенствованию. Решение этой задачи возможно путем разработки преподавателем специальных педагогических воздействий в процессе физического воспитания, позволяющих оказать позитивное влияние на эмоциональную и мотивационную сферу студентов. Причем, основными факторами, которые способствовали бы формированию мотивационной сферы, должны стать, прежде всего, содержание физического воспитания, способ его реализации и система предъявляемых требований, как групповых так и индивидуальных.
В большинстве образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенно гуманитарного профиля, страны в соответствии с Государственными образовательными стандартами обязательные занятия по физической культуре проводятся только на первом и втором курсах обучения и, как нам пред-
237
ставляется, это не может удовлетворить потребности молодежи в физической активности. Две экзаменационные сессии в году и каникулы сводят на нет и без того скромные результаты, достигнутые в процессе учебно-тренировочных занятий. После прекращения обязательных занятий физической культурой резко возрастает количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в 23 раза увеличивается количество пропусков учебных занятий по причине заболеваемости.
По нашему мнению, образовательные задачи вузовского физического воспитания, призванные вооружать студентов соответствующими знаниями, методическими умениями и навыками, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Одна из причин - в исторически сложившемся утилитарном подходе к физическому воспитанию, преимущественно как к средству физической подготовки молодежи. При таком подходе основным критерием эффективности физического воспитания является норматив или результат, отражающий лишь только уровень физической подготовленности отдельной личности. Но в рамках проводимой модернизации высшего профессионального образования важное значение должно отводиться физическому воспитанию, основной целью которого является формирование физкультурных и спортивных интересов личности. А для этого студент должен быть как можно более информирован о видах и содержании физкультурно-спортивной деятельности, ее влиянии на организм занимающихся, и, как следствие, физическое воспитание должно быть эмоционально насыщенным, способствовать достижению полезных результатов, побуждать и удовлетворять потребность в самопознании, вызывать чувство естественного позитивного удовлетворения от двигательной деятельности (Калашников, А.Ф., 2002).
При этом подчеркнем, что гарантией поддержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры, продления творческого долголетия является способность человека делать это самостоятельно.
Таким образом, как в целом стратегическая задача - укрепление здоровья студентов, так и ее тактическая составляющая - формирование у обучаемых здорового образа жизни в гуманитарных вузах становится одной из главных проблем. Как нам представляется, ее решение возможно только на основе придания физическому воспитанию компетентностной направленности, при этом главной целью всего образовательного процесса становится формирования у обучающихся осознанной личной необходимости в сохранении собственного здоровья и неукоснительному следованию нормам здорового образа жизни.
238