DYNAMICS OF PERSONALITY CHARACTERISTICS STUDENT-ATHLETES DURING THE
TEACHING PRACTICE
N.V. Lutkova
Pedagogical practice in sports university professional cycle refers to the variable part of the Federal state educational standards. The purpose of this course is the development of students of scientific and practical knowledge, skills and competences in the field of pedagogical practice and implements them in their professional activities. At the same time, teaching practice affects personality student-athletes. Study the dynamics of personality characteristics student-athletes during the teaching practice to determine the performance and personal development of students sharpen them as targets ofpractice.
Key words: teaching practice, the structure of personality, personality traits.
Lutkova Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, professor, nataliya lutkova@mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health
УДК 796.075.8
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ: СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова
Проблема исследования связана с поиском путей совершенствования физического воспитания студентов в соответствие с вызовами времени на основе компетентностного подхода. Целью исследования стала разработка структуры и содержания унифицированных физкультурных компетенций бакалавров и педагогического инструментария для их оценки и формирования. Авторами показаны возможности физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения в формировании физкультурных компетенций и самореализации студентов средствами физической культуры и массового спорта.
Ключевые слова: физическое воспитание, формирование физкультурной
компетентности, физкультурно-спортивная среда, информационные ресурсы.
Резкое увеличение наукоемких производств, интенсивный рост объема научно-технической информации и быстрое ее старение в начале XXI века актуализировали необходимость повышения качества профессионального образования на основе овладения методологией самостоятельного добывания знаний, непрерывности образования в течение всей жизни, обеспечивающего профессиональную и социальную компетентность и мобильность специалиста [5, 8, 13].
В ответ на вызовы времени система профессионального образования ведущих стран мира начала многоплановый перестроечный процесс, в котором особое место занял компетентностный подход.
История данного вопроса начиналась в 70-е годы прошлого столетия в связи с изменением квалификационных требований к специалистам на основе запросов рынка труда и решалась в Германии (Мартенс Д.) через введение «ключевых квалификаций» как характеристик личности, не связанных с конкретной специальностью, а в России - через подготовку рабочих широкого профиля на основе интеграции рабочих профессий как характеристик деятельности (Атутов П.Р., Батышев С.Я., Беляева А.П. и др.).
Идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой обобщения лучшего опыта индивидуализации обучения в образовательных учреждениях в процессе разработки теории каррикулума (поиска эффективности через придание процессу обучения большей осмысленности и рефлексивности). Главная идея интегрированного развития компетентности состояла в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования (в основной школе), чтобы достичь подлинной эффективности эти знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных человеком вне системы формального образования (семейное воспитание, культурнопросветительская деятельность и т. д.) [3].
Для отечественной педагогики такая постановка вопроса не является новой. Исследования в сфере проблемы формирования умений и навыков учащихся часто выходили на уровни компетенций, только без употребления данного термина. Достаточно назвать исследования А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, Н.А. Лошкаревой, И.С. Якиманской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и многих других ученых. В целом же идея компетентностного подхода, пришедшая к нам с Запада, согласуется с отечественной идей личностно-деятельностного подхода [3].
Причем, если сформулированный к середине 80-х годов личностнодеятельностный подход к обучению традиционно рассматривается с позиции преподавателя, как преимущественно субъектно ориентированное управление учебной деятельностью в процессе решения специально организованных учебных задач, развивающих не только предметную и коммуникативную компетентность, но и личность обучающегося, то основываясь на определении учебной деятельности Д.Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции обучающегося [6, 15].
Кроме того, на современном этапе развития общественного производства одной из важнейших для мирового педагогического сообщества является проблема сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи.
Причем осуществление в первой половине ХХ века многочисленных международных исследований с применением, в первую очередь, медикобиологических методов позволило определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей (Брехман И.И., Давиденко Д.Н., Царегородцев Г.И. и др.). Однако констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств на производство различных лекарственных препаратов, и не позволяла разработать и, тем более, реализовать комплексные программы оздоровления населения.
«Сегодня общество с большим трудом начинает понимать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека - функция главным образом воспитания, а не лечения, поскольку известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15 %» [2].
В этой связи в начале 70-х годов XX века в международных исследовательских проектах особое внимание было уделено изучению проблем образа жизни и его влияния на здоровье различных групп населения, а также вопросам самосохранительного поведения на основе анализа ценностно-мотивационной структуры личности и значимости в ней здоровья [14].
В начале 90-х годов XX века к реализации социологических исследований, ориентированных на изучение образа жизни подростков (Международный научный проект «Health Behaviour in School-aged Children») и студентов (Здоровье студентов: кросс-европейский анализ) подключились специалисты отрасли «Физическая культура и спорт», поскольку именно им принадлежит решающая роль в формировании у детей и молодежи установок на освоение ценностного потенциала физической культуры, здорового стиля жизни, актуализации физкультурного самосовершенствования, что обеспечивает самосохранительное поведение.
В настоящее время приоритетным становится не просто физическое развитие молодого поколения, приобретение детьми и студенческой молодежью двигательных умений и навыков, а формирование физкультурных компетенций, культуры здоровья, физической и спортивной культуры личности, приобщение к спортивному стилю жизни, что успешно осуществляется в рамках спортизированного [1] и спортивнорекреативного физического воспитания [10].
Особая роль в формировании компетентной личности бакалавра отводится системе вузовского физического воспитания.
Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) третьего поколения разработаны на основе компетентностного подхода, который предполагает существенную
реконструкцию содержания и организации образования, в том числе и физического воспитания студентов.
Сегодня педагогическое сообщество активно разрабатывает критериально-измерительный инструментарий и педагогические технологии для оценки и формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров. Причем в нашем случае речь пойдет о традиционном понимании педагогической технологии как способа (средств, методов и форм) реализации содержания образования.
В ряду общекультурных компетенций ФГОС основных образовательных программ подготовки бакалавров по различным направлениям профессионального образования присутствуют неоднозначные требования, которым должен соответствовать бакалавр после освоения раздела «Физическая культура». Возникает вопрос: «Каким образом, выделить, оценить и сформировать компетенции такого, на наш взгляд, важного раздела как «Физическая культура», который, согласно стандартам, измеряется всего 2-мя кредитными единицами при 400-х часах аудиторной работы, отведенных на его изучение?».
Изучение стандартов по различным направлениям подготовки (в Тюменском государственном университете их 47) показало наличие различных формулировок общекультурных компетенций, имеющих отношение к физической культуре. Для облегчения работы преподавателей при составлении карт компетенций в учебно-методические комплексы по разделу «Физическая культура» различных направлений подготовки бакалавров, нами была поставлена задача: разработать структуру,
содержание ключевых унифицированных физкультурных компетенций, а также педагогический инструментарий для их формирования и оценки.
Физкультурную компетенцию, вслед за А.В. Хуторским [15], мы понимаем как требуемую готовность личности для осуществления разного рода физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) (заданное требование к образовательной подготовке бакалавра), а физкультурную компетентность - как способность реализовать эту готовность на практике (состоявшееся личностное качество - характеристика). В широком смысле физкультурная компетентность способствует личностной самореализации, определению студентами своего места в пространстве физической культуры и массового спорта. Физкультурная компетентность характеризует не только уровень освоенных знаний, умений и способов действий, но и отражает направленность и готовность субъекта осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность, способность глубоко анализировать и выбирать из большого числа вариантов программ двигательной активности наиболее целесообразный и эффективный в данных условиях способ решения двигательных задач.
Обобщение теоретических основ личностно-деятельного подхода (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Зимняя И.А. и др.), положений о структуре физической культуры и
физкультурно-спортивной деятельности (Наталов Г.Г., Сулейманов И.И. и др.), а также идей о ключевых и предметных компетенциях (Зеер Э.Ф., Хуторской А.В.) позволило нам выделить следующие унифицированные ключевые физкультурные компетенции, наиболее полно отражающие человекотворческий потенциал физической культуры: оздоровительноадаптивная; оздоровительно-коррекционная; двигательно-кондиционная; двигательно-прикладная; спортивно-рекреативная, каждая из которых имеет интегративную природу и представляет собой сплав физкультурноспортивных ценностных ориентаций, знаний и умений, психофизических кондиций и физкультурно-спортивного опыта бакалавра [12].
Нами были составлены карты физкультурных компетенций. В таблице 1 приведена карта оздоровительно-адаптивной компетенции, которая предполагает: владеет знаниями и умениями здорового образа жизни (ЗОЖ), способами сохранения и укрепления здоровья; способен следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни.
Таблица 1
Карта оздоровительно-адаптивной компетенции
Результаты обучения в целом Уровень сформированности компетенции Оценочные средства
минимальный базовый повышенный
Знает понятия и факторы, определяющие здоровье и ЗОЖ. Понимает взаимосвязь общей культуры бакалавра и его образа жизни знает понятия и компоненты здоровья и ЗОЖ; знает способы организации ЗОЖ понимает значение компонентов ЗОЖ и их взаимосвязи; осознает место здоровья и ЗОЖ в системе ценностей человека интерпретирует составляющие ЗОЖ; оценивает значение здоровья и ЗОЖ тесты; реферат; контрольная работа и доклад
Умеет следовать социально-значимым представлениям о ЗОЖ и придержи-ватся их умеет вести ЗОЖ средствами и методами физической культуры и спорта умеет изучать влияние различных факторов на здоровье и ЗОЖ способен интегрировать опыт ФСД в формирование профессионально значимых качеств тесты; реферат; контрольная работа; портфолио; участие в спортивно-массовых мероприятиях
Владеет современными технологиями формирования ЗОЖ владеет способами сохранения и укрепления здоровья владеет способами организации ЗОЖ и технологиями оценки его эффективности способен организовать исследование состояния здоровья человека и ЗОЖ тесты; реферат; контрольная работа; портфолио; участие в спортивно-массовых мероприятиях
Общая логика составления карты компетенции универсальна для практико-ориентированных предметных областей и основывается на психологических закономерностях освоения знаний и умений [4, 7], а именно:
1 уровень освоения компетенции (минимальный) - владение предметными понятиями:
• знает предметные понятия;
• понимает связи между отдельными понятиями системы;
• осознает место понятия в системе понятий.
2 уровень освоения компетенции (базовый) - владение способами действий, принятыми в данной предметности, и степень их автоматизации:
• знает о существовании способа действий;
• может применить способ действия в типичной ситуации;
• может применить способ действия в нестандартной ситуации;
• может модифицировать данный способ действия, приспособить его к наличным условиям, понимает границы его применения.
3 уровень освоения компетенции (повышенный «А») - владение способами изучения данной предметности:
• знает о способах изучения данной предметности;
• может выдвинуть гипотезу и организовать исследование;
• может интерпретировать результаты исследования и оценить его эффективность.
4 уровень освоения компетенции (повышенный «Б») - сформирована способность к творческой деятельности в рамках данной предметности.
Следует отметить, что логика формирования компетенции также традиционна: знание, понимание, применение. Причем каждый
последующий уровень освоения компетенции вбирает в себя предыдущий. При формировании компетенций максимум внимания необходимо уделять формированию личностного опыта физкультурно-спортивной деятельности через интеграцию учебной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Кроме того, необходима организация различного рода физкультурно-спортивных сред и практик на основе интегративных связей с учреждениями дополнительного образования и с социокультурной средой муниципального образования [10].
Содержание раздела «Физическая культура», состоит из следующих модулей учебного материала, направленных на формирование определенных физкультурных компетенций:
• Общефизическая подготовка бакалавра.
• Оздоровительные системы.
• Занятия избранным видом спорта.
• Физическая культура в общекультурной подготовке бакалавра.
• Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни.
• Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра (табл. 2).
Таблица 2
Содержание раздела «Физическая культура»
Физкультурные компетенции
Макромодули учебного материала раздела «Физическая культура»
е
т
с
и
с
е
ы
н
ь
л
е
т
и
в
о
р
о
д
з
Оз
ей
к в о т о г д о
а п р я в аа кл са ек ча иб з и ф е
ЕЇ
б
О_____
о
д
и
в
м
ы
на
т
ан рт ра о бп зс
£3
я
и
т
я
н
а
З
а р урт ь л
ук
яа
к
с
е
ч
и
з
и
Ф
о н р у ть л улк е ЕЇ б о
е
ио к го со ев чо
к
и
О
ч
о
к
ю
но Ф
ри ор н
д
з
ь
л
а
и
ц
о
о
з
и
%
а
р
б
о
о
н
ь
л
а
н
о
и
с
с
е
ф
о
р
С
яа а
сак вра
еа чл иа из к
иа ^ ю
НИ ^
я ка
р
с
Оздоровительно-адаптивная
□©®
V©®
V©®
□©®
V©®
Оздоровительно-
коррекционная
□©®
□©®
V©®
V©®
□©®
V©®
Двигательно-кондиционная
□©
□©®
□©®
V©®
V©®
□V©
Двигательно-прикладная
V©®
□©®
□©®
V©®
□©®
Спортивно-рекреативная
V©®
□©®
□©®
V©®
V©®
V©®
Примечание: □ - целенаправленное формирование; V- сопряженное формирование;
ситуационное применение;
творческое применение.
Вариативность учебного материала определяет не преподаватель, выбирая те или иные модули учебного материала в соответствии со своими представлениями о необходимой системе знаний, умений и навыков, а студент, исходя из желаемых для него «на выходе» результатов процесса обучения (16 элективных курсов по видам спорта).
Следует отметить, что в силу специфики раздела «Физическая культура», его практико-ориентированного характера, отдельные модули учебного материала, являются сквозными, то есть изучаются не в одном, а в нескольких семестрах, и обозначаются как модули, привязанные к семестру обучения.
При организации физического воспитания целесообразно:
- во-первых, строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными, половыми, этническими и др. специфическими индивидуально-личностными особенностями;
- во-вторых, актуализировать все механизмы личностного развития (потребности в самосохранении и самосовершенствовании; противоречия между требования среды и способностями личности, между потребностями личности и возможностями среды: между «МОГУ» и «ХОЧУ», между «МОГУ» и «ДОЛЖЕН», между «Я» и «МЫ», между «МЫ» и «ОНИ» и др.);
- в-третьих, предоставить возможности для реализации свободы выбора содержания, форм, средств и методов физического воспитания через построение дифференцированного воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции учебной и внеучебной работы и построения практико-ориентированных сред, ситуаций включения [10].
В процессе физического воспитания органично взаимосвязаны учебная работа по разделу «Физическая культура»; элективные курсы (по видам спорта и дополнительные курсы «Основы самомассажа», «Здоровьесберегающие технологии» и т. д.), самостоятельные и факультативные занятия; волонтерская деятельность в качестве судей и пресс-секретарей на соревнованиях, совместная исследовательская деятельность педагогов и обучающихся (конференции, проекты и др.); занятия в группах спортивного совершенствования и в группах высшего спортивного мастерства; оздоровительные и двигательно-рекреативные мероприятия в режиме учебного дня; внеучебная оздоровительная и физкультурно-спортивная деятельность (ОФСД) внутри образовательного учреждения (секции, клубы, конкурсы, спартакиады, турслеты и т. д.) и за его пределами (в районе, городе, регионе и т. д.); ОФСД по месту жительства, во время летнего отдыха, во время практики.
Причем при организации процесса физического воспитания в Тюменском государственном университете создана интегративно -динамическая среда, в которой количество микросред и соотношение компонентов (пространственно-предметного, технологического и социального) может изменяться в зависимости от потребностей студентов и направленности образовательного процесса, осуществлена информатизация образовательной среды (создана база данных «Мониторинг физического состояния студентов»; «Портфолио», «Маршрут здоровья», «Электронное учебное пособие»); внедрена блочномодульная система структурирования учебного материала, рейтинговая оценка учебных достижений студентов и метод проектов [9]. Каждый студент имеет возможность выбрать для себя собственную траекторию самореализации в физкультурно-спортивной среде вуза (рис.).
© - студент
1 - элективный курс ФК 2' факультатив ФК З' секции по видам спорта 4- Дни здоровья Б' Спартакиады, фестивали 6' дополнительные ОУ
(обучение на инструктора) 7'волонтерская деятельность
Структура физкультурно-спортивной среды и уровни ее освоения
субъектами
Студенту предоставляется возможность на учебный год самостоятельно выбрать, исходя из своих целевых установок, уровня здоровья и двигательной подготовленности, наиболее целесообразный «маршрут» обучения по разделу «Физическая культура». В начале учебного года все студенты заносятся в базу данных. Студенты основной и подготовительной групп выбирают себе элективный курс для занятий по разделу «Физическая культура» из предложенных 16 видов спорта. Студенты с ослабленным здоровьем занимаются в специальных медицинских группах с учетом диагноза заболеваний и идут по «Маршруту здоровья», в рамках которого после самодиагностики они заполняют электронную карту здоровья и компьютерная программа дает рекомендации по коррекции текущего физического состояния. Одаренные студенты занимаются в группах спортивного совершенствования и заполняют «Физкультурно-спортивное портфолио». Для контроля знаний применяется электронное тестирование, подготовиться к которому можно освоив электронное учебное пособие. При аттестации студенты набирают рейтинговую оценку успеваемости по разделу «Физическая культура» (61100 баллов) не только посещая учебные занятия и выполняя различные задания, но и активно участвуя в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни вуза. Для студентов заочной формы обучения созданы электронные ресурсы, которые позволяют оценить успешность их самостоятельной работы по разделу «Физическая культура» [11].
Такая физкультурно-спортивная среда расширяет границы раздела «Физическая культура» за счет интеграции учебной и внеучебной работы,
персонифицирует процесс физического воспитания, реализует возможности обратной связи в системе «педагог - студент», создает базу для сбора, обработки, хранения и использования информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента и методах его коррекции. Более того, отражение «реального и потребного состояния» в сознании студента побуждает молодых людей к активности, направленной на «построение» собственного маршрута творческого освоения физкультурно-спортивных ценностей.
Много внимания в вузе уделяется символической функции среды и условиям для развития физкультурно-спортивных ценностей, идеалов и традиций: создан музей спортивной славы; на сайте вуза в колонке новостей, а также на специальной страничке «Университет здорового образа жизни» и в газете «Университет и регион» отражаются все спортивные события, персонифицировано подводятся итоги Спартакиад и «Дней Здоровья»; студенты награждаются дипломами, медалями, памятными призами с символикой университета; каждый студент имеет возможность выбрать для себя траекторию самореализации в физкультурно-спортивной среде вуза.
Таким образом, для формирования физкультурных компетенций необходимо построение в образовательном учреждении такой физкультурно-спортивной среды, которая была бы насыщена различными микросредами и стимулами, побуждающими студента к поиску собственных результатов учебной и внеучебной деятельности, была благоприятна для самовыражения его индивидуальности средствами физической культуры и массового спорта.
Список литературы
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры, 2003. № 5. С. 19.
2. Берсиков Б.М., Машгетов К.Ю. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников // Теория и практика физической культуры, 1995. № 4. С.2-7.
3. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. М., Воронеж, 2002. С.56-59.
4. Давыдов В.В. Теоретико-методологические основы
психологического исследования умственный действий // Формирование умственный действий школьников / под ред. В.В. Давыдова, И. Ломшера, А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. С 24-45.
5. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука, 2011. №7. С. 14-22.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: «Логос», 2000. С. 38-84.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. С. 23.
8. Красноженова Г.Ф. Высшая школа России (Проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: «Мысль», 1998. С. 58-69.
9. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. Тюмень, 2010. 144 с.
10. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография. Тюмень: Изд-во «ТюмГУ», 2005. С. 118-191.
11 Манжелей И.В., Молодкин А.Г. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура»: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 12-53.
12. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: «Академия», 2008. С. 29.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. С.12-22.
14. Федоров А.И., Шарманова С.Б. Исследование образа жизни детей: архив социальных данных // Формирование здорового образа жизни: мат. всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2004. С. 31.
15. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. С. 54.
Манжелей Ирина Владимировна, д-р пед. наук, проф., директор центра оздоровительной физической культуры, manseley60@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет,
Чернякова Светлана Николаевна, ст. тренер-преподаватель, 4er sn@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет
BACHELOR'S PHYSICAL CULTURE COMPETENCES: CONTENT AND CONDITIONS
OF FORMATION
I.V. Mangeley, S.N. Cherhyakova
The subject of the research is to find ways for improving physical education of students in accordance with the current challenges based on the competence building approach. The purpose of the paper is to develop a structure and content of the unified physical culture competences and criterion-evaluating tools for their assessment as well as due pedagogical environment for the development of bachelor s physical culture competences. Authors have showed the possibilities for organization of a proper physical culture and sports environment depending on the subject’s needs and direction of the educational process.
Key words: physical education, physical culture and sporting environment; formation of physical culture awareness, information resources.
Mangeley Irina Vladimirovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, director of the Wellness Physical Culture Center, mangeley60@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Chernyakova Svetlana Nikolaevna, senior coach-teacher for sport of the Wellness Physical Culture Center, 4er sn@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО АКВААЭРОБИКЕ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ
Н.Н. Новикова, Н.В. Синева
Рассматривается эффективность использования комплекса учебных занятий по оздоровлению и физическому развитию студентов специальной медицинской группы на занятиях аквааэробикой в вузе.
Ключевые слова: оздоровительные свойства воды, комплекс учебных занятий, критерии оценки.
Современные условия жизни предъявляют довольно жёсткие требования к физическим и психическим качествам и способностям члена общества. Поэтому вопросы восстановления и реабилитации находят своё отражение в режиме труда и отдыха любого человека. Учитывая ухудшающееся здоровье молодёжи, необходимо уделять пристальное внимание организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп [3]. Одним из средств физической реабилитации можно с уверенностью назвать гидрореабилитацию, которая, несмотря на свою сравнительную «молодость», пользуется широкой популярностью у людей с различными физическими возможностями и потребностями.
Одним из эффективных средств оздоровления и физического развития людей являются физические упражнения аэробного характера. Среди их различных видов ведущее место занимает «водная гимнастика» или аквааэробика [1, 2] . Она отличается: облегченными и комфортными условиями выполнения упражнений, возможностью общего и локального воздействия на опорно-двигательный аппарат и отдельные мышечные группы, кардиореспираторную систему и другими возможностями оздоровительного характера.
Аквааэробика - это эффективная тренировка в воде на укрепление всех групп мышц и особенно мышц брюшного пресса и спины. Один из самых жиро сжигающих видов нагрузки. Физические упражнения в воде дают совершенно другие ощущения, нежели на суше. А все потому, что