Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»
Москва, 26-27 сентября 2013 г.
занятии необходимо присутствие опытного хирурга, который сможет направить обучающегося, и оценить результаты его занятий. Дебрифинг кардиохирургического тренинга включает подробное обсуждение ошибок, допущенных слушателями во время проведения тренинга. Ведущий и его ассистенты синтезируют информацию о работе каждого слушателя, планируют дальнейшую работу и исправление ошибок, допущенных ранее. Важной составляющей проведения дебрифинга являются критерии, по которым оценивается каждый участник. В ННИИПК оценки симуляционного тренинга проводятся с учетом заранее подготовленных балльных таблиц, включающих10 критериев оценки, разработанных кардиохирургом, профессором П. Сержантом (г. Левен, Бельгия). Организация симуляционного курса для сердечно-сосудистых хирургов зачастую не требует дорогостоящего симуляционного оборудования, прежде всего необходим хирургический инструментарий, а также искусственные ткани и изолированные органы животных. Один из вариантов решения проблемы обеспечения данных занятий хирургическим инструментарием, симуляторами и пр. — это государственно-частное партнерство с компаниями-производителями расходных материалов и медицинского оборудования. Однако, несмотря на определенную важность материально-технического оснащения симуляционного курса в сердечно-сосудистой хирургии, самым важным является наличие идеи, творческого подхода и энтузиазма со стороны преподавателей и сопровождающего процесс персонала.
Хузина Г.Р., Богданов Э.И. Современные образовательные тенденции в подготовке врача-специалиста клинического профиля
ГБОУВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Представлено обсуждение наиболее значимых аспектов современного клинического медицинского образования, которые являются определяющими в плане создания эффективной поэтапной системы непрерывного образования врача-клинициста. Обсуждены вопросы соответствия медицинского образования общеевропейским требованиям ВОЗ, международным стандартам всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), а также потребностям российского здравоохранения. Уделено внимание формам объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей, а также показаны наиболее значимые причинно-следственные связи в возникновении проблем и сложностей, сопутствующих процессам изменения системы медицинского образования. Только комплексный подход к организации поставленных перед медицинским образованием задач с учетом современных тенденций позволит добиться решения вопросов эффективной клинической подготовки врачей-специалистов, повышения качества медицинского образования и, как следствие, эффективной работы системы здравоохранения.
Введение. В многоплановом обсуждении современной ситуации в клиническом медицинском образовании следует выделять 3 важнейшие составляющие, или задачи:
• повышение качества клинической подготовки врача-специалиста в соответствии с общеевропейскими требованиями ВОЗ, международными стандартами ВФМО и потребностями российского здравоохранения;
• изучение опыта стран-членов ЕС по формированию клинических умений и навыков у студентов-медиков, а также формы объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей;
• разработка рекомендаций по необходимым мероприятиям как на региональном, так и на федеральном уровнях, для решения проблем клинической подготовки и повышения качества медицинского образования и эффективной работы системы здравоохранения. Результаты. Базовыми инструментами для решения этих основных задач следует рассматривать 2 непрерывных процесса: во-первых, проведение клинической подготовки от обще-
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [171]
го неструктурированного базового профессионального обучения до систематизированных программ, реализуемых на разнообразных клинических базах, и во-вторых, оценка клинической подготовки от классического устного опроса по ведению «индивидуального» больного до комбинации методов оценки с объективным структурированным клиническим экзаменом. Организация работы в этих направлениях должна строиться с учетом международных стандартов, что определяется выраженной миграцией врачебных кадров, потребностью в межгосударственном медицинском образовании, наличием общих учебных стандартов и программ и необходимостью управления тенденциями в их изменениях. Общеевропейская стандартизация медицинского образования является надежным инструментом улучшения качества медицинского образования, основой для международной аккредитации образовательных учреждений медицинского профиля и эффективным средством, обеспечивающим использование врачебных кадров в условиях интернационализации. К общим для медицинского образования тенденциям, которые определяют его качество, на сегодняшний день можно отнести следующие:
1. Тенденции в системе медицинских кадров:
• понимание взаимосвязи между дальнейшим развитием системы здравоохранения, качественными и количественными потребностями в медицинских кадрах;
• повышение уровня осознания социальной ответственности за медицинское образование; — понимание взаимосвязи между ролью врача в структуре кадров здравоохранения, предъявляемыми к нему квалификационными требованиями и медицинским образованием.
2. Тенденции в предметной структуре учебных планов медицинских вузов:
• исключение из учебного плана не связанных с медициной курсов или предметных областей;
• уменьшение объема преподавания фундаментальных медико-биологических дисциплин (ввиду повышенного внимания к многопредметности);
• интеграция или устранение резкого деления между доклиническим и клиническим разделами учебного плана;
• сокращение числа отдельных (небольших) учебных курсов.
3. Тенденции в организационной структуре учебных планов медицинских вузов:
• различие между стержневой или обязательной частью учебного плана и факультативными курсами, элективами или специальными учебными модулями наряду с последующим повышением значимости элективов;
• внедрение продольных курсов, сквозных дисциплин или потоков (например, навыки коммуникации);
• усиление преподавания и профессиональной подготовки в области изучения научных принципов и методов проведения научных исследований;
• совершенствование преподавания и подготовки по доказательной медицине.
4. Тенденции в методиках преподавания в медицинских вузах:
• использование активных методов обучения студентов (методы малых групп, проблемно-ориентированное обучение (ПОО), ведение тематических больных и т.д.);
• использование информационных технологий;
• изменение в соотношении между принципами выведения сводной оценки и формативным оцениванием;
• использование других, новых методов оценки знаний;
• осмысление релевантности, доверенности и применимости методов оценки знаний;
• повышение профессионализма в управлении медицинским образованием;
• укрепление руководящего начала в сфере образования, создание внутреннего механизма для непрерывного мониторинга и оценки качества программы обучения;
(!!!)
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»
Москва, 26-2! сентября 2013 г.
• передача полномочий учебно-методическим советам (включение в их состав представителей других кафедр/факультетов);
• более четкое распределение ответственности за использование бюджетных средств на образование;
• активизация участия студентов и усиление их влияния на формирование учебных программ. Кроме общих тенденций изменяющегося медицинского образования выявляется ряд частных тенденций изменения клинической подготовки специалистов, в частности к ним можно отнести следующие процессы:
1. Тенденции в структуре преподавания клинических дисциплин:
• увеличение продолжительности (числа учебных недель) клинической работы/циклов клинической подготовки и производственной практики;
• приобщение к ведению больных на начальных этапах обучения;
• использование разнообразных клинических баз (первичное звено, общая практика, районные клиники, местные стационары и базовые больницы при медицинских вузах, оказание стационарной и амбулаторной помощи).
2. Тенденции организации преподавания клинических дисциплин:
• совершенствование подготовительных (вводных) курсов;
• организация курсов с обучением коммуникационным и клиническим навыкам;
• использование лабораторий по отработке практических навыков, манекенов/анатомических моделей и мнимых/стандартизированных выборок больных и т.д.;
• расширение возможностей студентов для участия в лечебной работе и прохождения клинической практики.
3. Тенденции в клинической практике обучающихся:
• возрастание роли курирования студентов при прохождении клинической практики;
• использование контрольных перечней и регистрационных журналов;
• назначение клинических наставников;
• использование новых методов оценивания (например, оценка портфелей курсовых учебных модулей, объективных структурированных клинических экзаменов/ОСКЭ и др.). Проблемы, логично возникающие в процессе изменения медицинского образования на
современном этапе, включают проблемы национально-регионального характера и носят ведомственно-институциональный оттенок. В частности это сложности, связанные с изменениями в системах организации оказания медицинских услуг, институциональный консерватизм в медицинских подходах и недостаточное лидерство в организации медицинской помощи. В то же время, это ряд проблем, возникающих в медицинских вузах в связи с особенностями 2 причинно-следственных взаимосвязей: с одной стороны, это цепочка «миссия вуза — основа — технические и медицинские ресурсы», а с другой — взаимосвязь «клинические базы — научные достижения — авторские образовательные программы». В этой связи большое внимание должно быть уделено мониторированию таких внутривузовских процессов, как проведение анализа влияния пересмотренных учебных планов и программ на качество подготовки выпускников и их работу на практике; исключение увлечения экспериментированием и разнообразие дизайна учебных планов и программ; предпочтение комбинированным формам при разработке и пересмотре учебных планов и программ; основной акцент на клиническую подготовку в системе базового высшего медицинского образования; улучшение условий для обучения на рабочем месте и разработка методов оценки практической деятельности.
Заключение. Таким образом, образовательная подготовка врача-специалиста клинического профиля является очень сложной комплексной задачей, стоящей сегодня перед медицинским
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [1!3]
#
ПРИЛОЖЕНИЕ
вузом и системой здравоохранения и требующей продуманной организации образовательного процесса на всех 3 последовательных образовательных уровнях, имеющих свои закономерности и сложности: на этапе базового медицинского образования, на уровне последипломного медицинского образования и в системе непрерывного профессионального развития. При учете всех тенденций и требований, а также соблюдении условий контроля качества медицинского образования клиническое обучение становится управляемым и эффективным образовательным процессом.
Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Блохина Н.В. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги
ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» УД Президента РФ, Москва
Тезисы посвящены первым итогам работы симуляционного центра. Описывается подготовка врачей интенсивной терапии. Делается вывод о необходимости создания стандартов си-муляционного обучения для нашей страны.
Симуляционное обучение за последние два года получило широкое распространение в области подготовки медицинских специалистов, особенно интенсивных специальностей. Процесс обучения в анестезиологии и реаниматологии складывается из двух неразрывных составляющих: осмысления патофизиологической основы болезни и мануальной готовности специалиста. Теоретическое обучение врачей анестезиологов-реаниматологов носит фундаментальный характер и осуществляется по утвержденным программам вузовской и послевузовской подготовки. Освоение практических навыков всегда сопровождалось большим количеством организационных проблем, так как в основном проходило с участием пациентов и зависело от возможностей той или иной кафедры. Создание симуляционных центров в корне меняет процесс подготовки специалистов. В настоящий момент выделяется новый инновационный этап обучения — полноценная симуляционная клиника. Это и есть то недостающее звено, которого не хватало между доклиническим и клиническим этапами обучения. При этом сглаживается грубый переход, существовавший между обучением за партой и обучением в клинике. Это, несомненно, уменьшит стресс, который испытывает курсант при выполнении той или иной методики у постели больного, и благоприятно отразится на качестве лечения. В ФГБУ «УНМЦ» УД Президента РФ проводят подготовку как врачей анестезиологов-реаниматологов, так и обучение методам сердечно-легочной и мозговой реанимации врачей нереанимационных специальностей. 2-годичный опыт работы в современном симуляцион-ном центре свидетельствует о необходимости применения всех уровней реалистичности в процессе обучения. Использование манекенов позволяет отработать лишь механические навыки оказания неотложной помощи (непрямой массаж сердца, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д.). К сожалению, на манекенах невозможно обеспечить реалистичность ситуации, но использование роботов-симуляторов в корне меняет представление курсантов о реанимации. При обучении на манекенах реанимационные мероприятия начинаются по команде преподавателя. Работа с роботами-симуляторами подразумевает полную имитацию палаты, отделения интенсивной терапии, внебольничных условий (место катастрофы) и клинической ситуации (сценарий). Деятельность симуляционного центра зависит не только от набора оборудования, но и от организации процесса обучения и менеджмента. Особенно важна структура занятия, которая определяется профессорско-преподавательским составом. Здесь очень многое зависит от личного отношения педагогов к симуляционной медицине. В первые месяцы работы учреждения приходилось преодолевать представление о симуляци-онном центре как о «комнате с куклами», и это удалось. В центре структура каждого занятия включает 7 этапов — проведение исходного тестирования, брифинг, работа в зале симуляции,
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013