#
ПРИЛОЖЕНИЕ
вузом и системой здравоохранения и требующей продуманной организации образовательного процесса на всех 3 последовательных образовательных уровнях, имеющих свои закономерности и сложности: на этапе базового медицинского образования, на уровне последипломного медицинского образования и в системе непрерывного профессионального развития. При учете всех тенденций и требований, а также соблюдении условий контроля качества медицинского образования клиническое обучение становится управляемым и эффективным образовательным процессом.
Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Блохина Н.В. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги
ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» УД Президента РФ, Москва
Тезисы посвящены первым итогам работы симуляционного центра. Описывается подготовка врачей интенсивной терапии. Делается вывод о необходимости создания стандартов симуляционного обучения для нашей страны.
Симуляционное обучение за последние два года получило широкое распространение в области подготовки медицинских специалистов, особенно интенсивных специальностей. Процесс обучения в анестезиологии и реаниматологии складывается из двух неразрывных составляющих: осмысления патофизиологической основы болезни и мануальной готовности специалиста. Теоретическое обучение врачей анестезиологов-реаниматологов носит фундаментальный характер и осуществляется по утвержденным программам вузовской и послевузовской подготовки. Освоение практических навыков всегда сопровождалось большим количеством организационных проблем, так как в основном проходило с участием пациентов и зависело от возможностей той или иной кафедры. Создание симуляционных центров в корне меняет процесс подготовки специалистов. В настоящий момент выделяется новый инновационный этап обучения — полноценная симуляционная клиника. Это и есть то недостающее звено, которого не хватало между доклиническим и клиническим этапами обучения. При этом сглаживается грубый переход, существовавший между обучением за партой и обучением в клинике. Это, несомненно, уменьшит стресс, который испытывает курсант при выполнении той или иной методики у постели больного, и благоприятно отразится на качестве лечения. В ФГБУ «УНМЦ» УД Президента РФ проводят подготовку как врачей анестезиологов-реаниматологов, так и обучение методам сердечно-легочной и мозговой реанимации врачей нереанимационных специальностей. 2-годичный опыт работы в современном симуляцион-ном центре свидетельствует о необходимости применения всех уровней реалистичности в процессе обучения. Использование манекенов позволяет отработать лишь механические навыки оказания неотложной помощи (непрямой массаж сердца, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д.). К сожалению, на манекенах невозможно обеспечить реалистичность ситуации, но использование роботов-симуляторов в корне меняет представление курсантов о реанимации. При обучении на манекенах реанимационные мероприятия начинаются по команде преподавателя. Работа с роботами-симуляторами подразумевает полную имитацию палаты, отделения интенсивной терапии, внебольничных условий (место катастрофы) и клинической ситуации (сценарий). Деятельность симуляционного центра зависит не только от набора оборудования, но и от организации процесса обучения и менеджмента. Особенно важна структура занятия, которая определяется профессорско-преподавательским составом. Здесь очень многое зависит от личного отношения педагогов к симуляционной медицине. В первые месяцы работы учреждения приходилось преодолевать представление о симуляци-онном центре как о «комнате с куклами», и это удалось. В центре структура каждого занятия включает 7 этапов — проведение исходного тестирования, брифинг, работа в зале симуляции,
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
блок_МОИПР_2_2013.шМ 174
25.12.2013 18:08:11
Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»
Москва, 26-27 сентября 2013 г.
дебрифинг, заключительное тестирование и подведение итогов с анонимным анкетированием. Обычно продолжительность занятия составляет 6 ч. Такая структура занятия приемлема для обучения врачей нереанимационных специальностей, клинических ординаторов кафедр и врачей анестезиологов-реаниматологов. Для последней категории слушателей перспективной является отработка навыков на роботе МЕТ1-НР8, позволяющем имитировать анестезию. Эффективность обучения любой группы складывается из подготовленности педагогов, наличия симуляторов, исходного уровня знаний курсантов и их мотивированности. От педагогов не зависит исходный уровень подготовленности, частично зависит наличие симуляторов и полностью — компетенция. Здесь начинаются проблемы роста и развития симуляционной медицины в РФ. Уже есть понимание необходимости симуляционной медицины, закупается оборудование, открываются симуляционные центры, но нет главного — стандартов обучения. Сейчас каждый симуляционный центр работает по своей программе. Написаны программы для клинической ординатуры, врачей-реаниматологов и нереанимационных специальностей, парамедиков. Скорее всего, по стране существует разброс в подходах к обучению, методам, структуре занятий, способах оценки. Это связано как с возможностями, так и с традициями той или кафедры. Актуальна стандартизация программ преподавания симуляционной медицины. Учитывая важность проблемы, необходимо учесть гигантский опыт зарубежных клиник и на основе их программ написать российские стандарты. Безусловно, адаптация зарубежного опыта займет какое-то время, но это все равно будет быстрее и эффективнее, чем разработка с нуля. Создание экспертных групп по специальностям позволит систематизировать написание рекомендаций. Обсуждение и первичное утверждение таких рекомендаций может пройти на съезде РОСОМЕДА, в дальнейшем они могут быть утверждены на уровне министерства.
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [175|
блок МОИПР 2 2013.шМ 175 <®+ 25.12.2013 18:08:11