УДК 316.32:94(495) ББК 60.55:63.3 (4Шве)6
СОВРЕМЕННЫЕ НЕОНАЦИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ШВЕЦИИ В ЗЕРКАЛЕ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА 1920-1930-х ГОДОВ
Корунова Евгения Валерьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия) ekorunova@yandex.ru
Аннотация. В статье на основе представленной краткой истории шведского национал-социалистического движения в 1920-е - 1930-е годы, так и не ставшего в межвоенный период массовым явлением общественно-политической жизни в стране, освещаются современные неонацистские тенденции в Швеции. Автор проводит параллели и задается вопросом, насколько опасны ультраправые и нацистские настроения для шведского государства сегодня.
Ключевые слова: шведский национал-социализм, неонацизм, проблема иммиграции, фашистские и нацистские партии в 1920-е - 1930-е годы, антирасистские выступления.
MODERN NEO-NAZI TENDENCIES IN SWEDISH PUBLIC LIFE IN THE MIRROR OF NATIONAL SOCIALISM IN THE 1920s AND 1930s
E.V. Korunova
Candidate of Historical Sciences,
Senior Researcher, Department of Modern and
Contemporary History,
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Abstract. This article provides a brief history of the Swedish National Socialist movement in the 1920s and 1930s, which did not succeed in becoming a mass phenomenon in the country's social and political life; at the same time, it highlights modern neo-Nazi tendencies in Sweden. The author draws parallels between the two phenomena and considers how dangerous the extreme right and Nazi sentiment is for the Swedish state today.
Key words: Swedish national socialism, neo-Nazism, the problem of immigration, fascist and nazi parties in the 1920s and 1930s, anti-racist actions.
В мирной Швеции, не воевавшей вот уже двести лет, на сегодняшний момент не состоящей в военно-политических блоках, исповедующей на государственном уровне идеалы мультикультурализма, а терпимость друг к другу возводящей в высшую степень человеческой добродетели, о нацизме и фашизме знают не понаслышке.
Праворадикальные и националистические движения здесь появились достаточно рано. Уже в первой половине XX в. в разных уголках Швеции существовали десятки национал-социалистических, пра-воэкстремистских и антисемитских организаций. По данным шведских ученых, их численность составляла в 1920-1950-е годы от 40 до 100 [1].
История их возникновения имеет глубокие корни, и причины их распространения в нейтральном государстве в XX в. следует искать не в установлении фашизма в Италии или нацизма в Германии, как можно было бы предположить, зная, насколько идеи данных политических режимов были популярны в Европе в 1920-1930-е годы, а в самой Швеции. Сумевшие пронести через века свои национальные особенности шведы, в своей массе, всегда воспринимали себя носителями богатых культурных традиций и с ностальгией вспоминали, что именно они являлись наследниками легендарных викингов, державших в страхе соседей. В их памяти были еще живы картинки эпохи «великодержавия» (stormaktstiden), когда Швеция была одним из самых мощных государств не только на Балтике, но и в Европе. Об этом напоминают и слова национального гимна, в которых чувствуется гордость за великое прошлое: «Память о величии старины служит тебе троном, / Дней, когда славное имя твое разносилось над землей...» («Du tronar pá minnen frán fornstora dar,(/ Dá arat Ditt namn flog over jorden»).
Шведский национал-социализм стал своеобразной искривленной формой выражения любви к своей родине, в том числе на базе реваншистских устремлений отдельных слоев общества. Другой вопрос, что шведские ультраправые течения никогда не были решающей силой в своем государстве и реализовать великодержавные амбиции в одиночку, без надежных союзников, не представлялось им возможным. Отсюда и такое внимание шведских национал-социалистов к себе подобным за пределами Швеции. Именно поэтому они с надеждой следили то за фашизацией итальянцев, то за «пробуждением» Германии, впитывая в качестве так называемой «организованной» идеологии близкие им идеи германского нацизма.
О шведском национал-социализме и нацизме за пределами Швеции говорят и пишут крайне мало. И это не удивительно. Ведь на протяжении всего XX в. официальная шведская власть отвергала национал-социалистические идеи в качестве методов политического и экономического развития. Даже в один из сложнейших этапов исторического развития - в межвоенный период - ультраправым не удалось занять образовавшуюся политическую нишу, как это произошло, например, с германской НСДАП. Не стали они и партиями кризиса. Великая депрессия не воспринималась шведами катастрофой, способной перевернуть сознание нации [2]. Швеция продолжала развиваться в условиях так называемого относительного благосостояния. Кроме того, первые успехи антикризисной политики социал-демократического правительства смягчили националистичес-
кие проявления в обществе и показали, что националистические и антисемитские настроения в жесткой форме, которую можно было наблюдать, например, в Германии, не были свойственны шведским правым. Таким образом, первые партии национал-социалистического толка так и не добились политического успеха в своей стране. К началу Второй мировой войны их деятельность фактически была свернута, а лидеры движения либо сменили свои взгляды на менее радикальные, либо ушли в тень.
Сейчас после событий в Украине в 2013-2014 годы вопросы, связанные с деятельностью шведских неонацистских и правоэкстремистских партий и групп на территории Швеции, до определенного момента не привлекавшие столь пристального внимание шведской и мировой общественности, вновь актуализировалась. В этой связи важно отметить, что во-первых, шведские национал-социалисты и ультраправые течения после падения фашистских и нацистских режимов повсеместно в Европе, никуда не «испарились». Об этом свидетельствуют шведские специалисты [3], посвятившие свои исследования подробному изучению шведского национал-социализма. Сторонники и последователи нацистского движения продолжали свое существование в «подполье». Они вели свою «тихую» борьбу, даже когда идеология нацизма во всем мире была признана дискредитировавшей себя [4], дожидаясь более подходящего момента для своего возвращения. Начиная с 1950-х годов, в Швеции вновь были зафиксированы группы [5], подтвердившие свою преемственную связь с национал-социалистами межвоенного времени и фактически подготовившие почву для возникновения подобных им современных обье-динений.
На сегодняшний момент на территории шведского государства действует значительное число неонацистских и ультраправых партий и организаций. Список составляют десятки различных по своему численному составу и степени радикальности политических и общественных групп, многие из которых, не успев даже выработать четкой программы действий, распадаются, а ее члены ищут «пристанище» в новых образованиях. Ярким тому примером является история формирования Партии шведов (Svenskarnas parti) [6], недавно напомнившей о себе майской демонстрацией (2014 г.) в Иёнчёпинге. Партия была создана в 2008 г. после распада Национал-социалистического фронта (Nationalsocialistisk front, NSF), действовавшего на территории Швеции с 1994 г. по 2008 г. Большинство ее членов стали активными участниками Партии шведов, самым популярным лозунгом которых стал «Швеция для шведов». Аналогичным образом появилась партия Север-
ные национал-социалисты (Ког^ка па11опа180с1а1181ег), действовавшая в Швеции с 2009 г. по 2013 г. Она была образована на базе партии Народный фронт (Бо1к£гоп1еп), которая, в свою очередь, возникла, как и Партия шведов, после прекращения работы Национал-социалистического фронта.
Поддержку Партии шведов осуществляет еще одна известная радикальная организация - Объединение националистической молодежи (FоГbundet КайопеП Ungdom, FNU), взявшая на себя «заботу» о молодом поколении этнических шведов. Организация заявила о себе в 2011 г. и начала активно продвигать свои идеи через социальные сети в интернете. Однако в 2013 г. по неизвестным причинам прекратила вести публичную деятельность, продолжая тем не менее участвовать в демонстрациях и выступлениях неонацистских партий.
К откровенно нацистским организациям относится Шведское движение сопротивления (8уеп8ка motstandг6гe1sen), чья деятельность граничит с экстремистской [7]. Членам движения средства массовой информации приписывают ряд преступлений на почве расовой ненависти. Так, последним громким событием стало нападение на антирасистскую демонстрацию в пригороде Стокгольма (в Шеррторпе) в декабре 2013 г. Демонстранты были атакованы неонацистами, бросавшими в них бутылки, камни и петарды, провоцируя открытое столкновение. Однако численное превосходство мирных граждан позволило оттеснить неонацистов и заглушить их выкрики скандированием: «Нет нацистам на наших улицах!» Тем не менее столкновения избежать не удалось. В результате несколько участников получили ножевые ранения и около тридцати неонацистов были арестованы [8].
В современной Швеции действует и набирает популярность, казалось бы, весьма неопасная на первый взгляд праворадикальная националистическая партия Шведские демократы (Sveгigedemokгateгna) [9]. В последние годы она добилась серьезных политических успехов, перешагнув на парламентских выборах 2010 г. четырехпроцентный барьер. Полученные партией 5,7 % позволили ей впервые за всю историю своего существования (с 1988 г.) занять в риксдаге 20 депутатских мест. Событие стало резонансным и вызвало резкое отрицательные оценки в шведской и зарубежной прессе. Ведущая шведская газета «Свенска Дагбладет» («Svenska Dagb1adet»), обычно отличающаяся сдержанностью в формулировках, не преминула напомнить читателям, что в парламенте оказалась партия резко националистической ориентации. Своими громкими названиями статей («Шведские демократы - грандиозная победа на выборах», «На гребне волны», «Салин: "Шведские демократы -
партия расизма"») [10] журналисты сигнализировали об опасных настроениях, которые стали иметь место в некогда толерантном государстве.
На сайте партии обозначены несколько задач, которые предполагается решить в недалеком будущем. Это проведение жесткой иммиграционной политики, снижение криминогенной ситуации в стране и обеспечение достойной и безопасной старости пожилым людям. В понимании лидера партии Иим-ми Окессона и его сторонников, перечисленные проблемы тесно связаны друг с другом и нуждаются в комплексном подходе.
Данная точка зрения нашла выражение в предвыборном ролике Шведских демократов, открыто выражавшем ненависть к иммигрантам и в целом политике мультикультурализма, проводимой социал-демократическими правительствами на протяжении последних де сятилетий [11]. Тема обузы иммигрантов на бюджет страны не является новостью, но в шведском обществе по известным причинам этот вопрос долгое время намеренно замалчивался. В гостеприимной Швеции считается просто «не культурным» открыто обвинять иммигрантов в тех или иных проблемах общества. Именно поэтому ролик имел эффект разорвавшейся бомбы.
Таким образом выглядит ситуация с неонацизмом в современной Швеции. Вполне понятно, что многие в Швеции видят в этом опасные тенденции. По утверждению главного редактора журнала с антирасистской окраской - «Экспо» Даниэля Пооля, такого размаха антидемократических, экстремистских и нацистских настроений в Швеции не было со времен Второй мировой войны [12]. Фактически, нацизм в Скандинавии, по его мнению, переживает второе рождение. По его оценкам, значительно увеличилось в 2008-2012 годы и число преступлений, совершаемых скинхедами, национал-социалистами или правыми экстремистами, и что, определенно, является лакмусовой бумажкой возросшей популярности соответствующих сил среди населения Швеции.
Непроизвольно возникает вопрос, насколько опасны сегодняшние шведские неонацисты и сторонники ультраправых течений для Швеции? Не является ли эта проблема общей для ряда европейских стран? Прояснить этот вопрос может анализ ситуации, сложившейся в Швеции в межвоенный период, когда нацистские партии добились наивысшего успеха за всю историю своего существования.
Следовательно, изучая историю национал-социалистического движения в момент его первых взлетов и наибольших побед и проводя соответствующие параллели, можно получить ответы на целый ряд вопросов, которые естественным образом возникают и сегодня, когда с экранов телевизоров то и
372 -I
дело передают новости о происшествиях с участием активизировавшихся в последнее время неонацистов.
* * *
И для начала стоит вспомнить о шведском антисемитском объединении (далее ШАО) - 8уеп8ка Апй8еш18й8ка Рогеш^еп, развернувшем свою деятельность в Гётеборге в ноябре 1923 г. Идея создания сообщества принадлежала инженеру по образованию Бартольду Лундену, страстно ненавидевшему евреев. Ещё в апреле 1921 г. в бульварной газете антисемитского толка «Види» (ему же и принадлежащей), где в основном печатались всякого рода сплетни, он резко заявлял, что все евреи должны «убираться обратно в Палестину» [13]. Позже, когда газета стала фактически печатным органом ШАО, антисемитская риторика только усилилась. Впоследствии в ней стали появляться и более резкие высказывание, как, например: «Швеция для шведов». Слоган оказался настолько доступным и близким сторонникам ультраправых, что даже спустя много лет он продолжает использоваться в качестве лозунга современных неонацистов с единственной оговоркой, что теперь он относится не только и не столько к евреям, а ко всем иммигрантам, проживающим в Швеции.
О деятельности объединения почти не упоминается в контексте шведского национал-социализма, хотя, что немаловажно, в качестве эмблемы организации использовалась свастика, ставшая символом нацистской партии в Германии. И хотя роль шведского антисемитского объединения преувеличивать явно не стоит (его численный состав был невелик), само общество сыграло весьма значимую роль в процессе популяризации крайних форм шведского национализма и становления шведско-германской дружбы. Известно, что Лун-ден был знаком с Гитлером и оказывал идеологическую и пропагандистскую поддержку своим германским единомышленникам. Лунден призывал ничего не покупать у евреев, забрать деньги из «еврейских» банков, бойкотировать «еврейские» газеты и препятствовать заключению смешенных шведско-еврейских браков. Ничего принципиально нового в этой антисемитской демагогии, конечно, не было, подобные высказывания и раньше неоднократно звучали в Швеции. Однако ШАО стало, в определенном смысле, «кузницей» кадров нацистских партий, причем не только шведских. Так, членом этой организации в свое время был сам Г. Геринг, принадлежавший к нацистской элите.
Объединение просуществовало около десяти лет и после отхода от дел его идейного лидера прак-
тически прекратило свою работу. Это свидетельствует, в целом, о малой поддержке идей, пропагандой которых занимались члены сообщества. Одной из причин их непопулярности следует считать относительную гомогенность населения Швеции. Если проводить параллели с сегодняшней ситуацией в Скандинавии, можно предположить, что ксенофобия, разжигаемая Лунденом и его сторонниками, могла иметь больший резонанс.
К другим организациям, о которых важно говорить в контексте шведского национал-социализма, относятся много раз реорганизованные и менявшие названия партии, возглавляемые личностями, чьи имена навсегда вошли в историю мирового фашистского и нацистского движения, Биргиром Фуругор-дом и Свеном Улофом Линдхольмом. Их деятельность нашла более значительный отклик в шведском обществе. Однако они достаточно быстро поддались мощному влиянию извне.
Изначально мировоззренческие взгляды Б. Фу-ругорда, будущего шведского фюрера, формировались под влиянием профессора лундского университета Б. Линдфорсса [14], известного своей любовью ко всему «арийскому». Среди своих слушателей, в число которых входил и Фуругорд, он распространял идеи расовой гигиены [15], и будучи человеком, мнение которого вдохновляло, оказал серьезное влияние на своих учеников. Он умело вступал в споры с представителями других политических течений и вызывал восхищение у местных националистов, хотя относил себя к социалистам, - контактировал с видными деятелями социал-демократической рабочей партии Швеции Я. Брантингом и А. Даниель-ссоном.
Однако своего рода образцом для подражания и эталоном для Фуругорда стала Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Задолго до личного знакомства он с упоением зачитывался статьями одного из ее основателей, журналиста Д. Эккар-да. Таким образом, к моменту их первой встречи в 1922 г., политические взгляды Фуругорда были уже окончательно сформированы.
И вскоре, ориентируясь на немецкий образец, 12 августа 1924 г. Биргир Фуругорд совместно со своими братьями Гуннаром и Сигурдом образовал Шведский национал-социалистический союз свободы (далее ШНСС) - 8уеп8ка Кай0па1-80с1аП8й8ка Рг1Ье18£огЬип^ Эмблемой партии стали свастика и традиционный шведский символ - сноп Васы [16].
С самых первых дней своего существования союз Фуругорда сотрудничал с НСДАП. Завязалась активная переписка с немецким евгенистом Г. Гюн-тером, будущим рейхскомиссаром Норвегии И. Тер-бовеном, издателем антисемитского журнала «Мо-
лот» Т. Фричем. Особые отношения у Б. Фуругорда сложились с рейхсфюрером СС Г. Гиммлером, питавшим почти патерналистские чувства к шведским нацистам. Гиммлер надеялся, что ТТТНСС станет влиятельной партией и, достигнув популярности и политического веса в Скандинавии, сможет стать частью «общеарийского» национал-социалистического движения. Этим, кстати, объяснялось и глубокое погружение Гиммлера в дела шведских нацистов. Но в ответ на свою благосклонность он требовал от Фуругорда детальной отчетности, а тот, в свою очередь, рассматривал такое отношение не иначе, как проявление «отеческой заботы» Гиммлера. Не секрет, что финансирование ТТТНСС поступало в основном извне, а именно от национал-социалистических кругов Германии.
А истинным авторитетом для Фуругордов стал сам Гитлер. Национал-социалистический опыт настолько его вдохновлял, что он даже не задумывался над вопросом его адаптации к шведской действительности. Фуругорд полагал достаточным реорганизовать свою партию по образцу НСДАП, чтобы обеспечить ее поступательное развитие, политический статус и популярность в народе. Он слепо верил, что возможно, как под кальку, скопировать политический успех Гитлера.
В задачи партии входило решительно бороться с так называемыми «низшими расами» и смешением «чистой» шведской нации с представителями других народов, в особенности с евреями. В этой связи важно отметить, для шведов антисемитизм, подобный немецкому, не был характерен. Шведские евреи не представляли угрозу шведскому обществу, ибо не являлись консолидированной экономической прослойкой и были разрознены географически и социально. Ещё меньше у населения находили отклик высказывания против иммиграции.
Идеология другой шведской партии, ставшей своеобразным конкурентом партии Фуругорда - Фашистская боевая организация Швеции (далее ШФКО) - Sveгiges Fascistiska Kampoгganisation, появившийся на политической арене в октябре 1926 г., поначалу вообще отвергала антисемитские лозунги, так как формировалась под влиянием итальянского фашизма. Достоверно известно, что в первой половине 1930-х гг. итальянский дуче Б. Муссолини смело называл антисемитизм «немецкой болезнью» и жестко критиковал расовые постулаты нацизма. В 1932 г. в ходе беседы с немецким писателем Э. Людвигом он резко осудил нацистскую теорию расизма и антисемитизма и подчеркнул, что не верит ни в какие биологические эксперименты, ни в превосходство одной расы над другими. Подобным образом рассуждали поначалу и лидеры ШФКО. В интервью
газете «Национен» («Nationen») один из лидеров организации Конрад Хальгрен заявил, что антисемитизм не являлся темой, достойной обсуждения [17].
В первые годы работы внимание шведских фашистов из ШФКО было приковано к другой проблеме - коммунистической угрозе, идеологом которой был Советский Союз. Он и стал основным объектом их нападок. И хотя оснований для обвинения большевиков в «советизации» Швеции не было, шведские фашисты с завидным упорством говорили о стремлении «невежественных русских» «поглотить» Швецию, «подчинить» ее морально и экономически, «обезличить» национальную культуру. Сказывался традиционный страх перед русскими («rysskräck» -«боязнь русских»), уходящий корнями в историю, начиная с Полтавской битвы 1709 г. и заканчивая отторжением от Швеции Финляндии и ее включением в состав Российской империи в 1809 г., выраженный, как следствие, в русофобии. В газете «Фашина» [18], в основном печатном издании ШФКО, то и дело появлялись статьи, в которых фашисты под лозунгом «Долой большевизм!» призывали встать на защиту своей родины и положиться на шведских фашистов, способных спасти шведов от большевистской угрозы и вывести страну из хаоса.
В итоге агитация Фашистской боевой организации против коммунистической угрозы превратилась в борьбу с ветряными мельницами, отчего у партийного руководства возникло понимание необходимости серьезных перемен. Стимулом к пересмотру идеологических установок послужили поездки в Германию. В 1929 г. руководство ШФКО совершило ознакомительную поездку в «партийную столицу НСДАП» Нюрнберг, где встретилось с И. Геббельсом, А. Розенбергом, Г. Гиммлером и другими нацистскими лидерами [19]. По итогам визита в Германию руководители ШФКО окончательно пришли к выводу, что им ближе идеологические установки не итальянских фашистов, а германских национал-социалистов. По возвращению в Швецию было принято решение изменить вектор партийных интересов.
Подражание НСДАП коснулось, как внешней атрибутики, так и распространилось на программу партии. Вместо черных рубашек члены партии стали теперь носить коричневые, подчеркивая тем самым связь с НСДАП. Строку из поэмы немца Д. Эк-карда «Иойрио» (1919 г.) «Германия, проснись!», ставшую одним из лозунгов НСДАП и вышитую на флаге этой партии, шведские нацисты заменили лозунгом «Швеция, проснись!».
Перемены в ориентации привели к партийно-политическим перестановкам, в результате которых во главе партии встал Свен Улоф Линдхольм, ставший фактически шведским «фюрером». Следуя за
немецкими нацистами, Линдхольм теперь выдвигал крайние националистические и антисемитские лозунги, которые коробили даже многих шведов: «Сиди дома, еврей», «Евреям вход воспрещен» и вновь «Швеция для шведов» [20].
А в 1929 г. произошло слияние нацистских организаций Фуругорда и Линдхольма [21]. По отдельности партии не представляли реальной силы, способной консолидировать вокруг себя множество мелких сообществ и групп, а также создать базу для продвижения во властные структуры: парламент и правительство Швеции. В нацистских кругах Германии не просто поддержали эту идею, но и по большому счету инициировали ее, - это упрощало контроль над шведскими правыми.
26 сентября 1929 г. в Швеции начал работу Новый шведский национал-социалистический союз (НТТТНСС) - Ку8уешка КаЙ0па180с1аП8й8ка Рагйе!. К нему присоединились более мелкие фашистские организации, в частности, Новый шведский народный союз С. Билле. Спустя некоторое время партийное руководство решило поменять название, и объединение стало именоваться Шведской национал-социалистической партией (ШНСП) - 8уеп8ка Кайопа18оааН8й8ка Рагйе! Обосновалась эта партия в г. Гётеборге; ее лидером по настоянию германской стороны стал Б. Фуругорд, а Линдхольм - его правой рукой и главным редактором партийной газеты «Наша борьба» («Уаг катр»).
Основная деятельность партии сводилась к пропаганде, которая выражалась главным образом в митингах и встречах, а также распространении нацистской и антисемитской литературы. Шведские национал-социалисты активно разъезжали по стране. Только за период с января по июль 1935 г. было проведено около 300 официальных встреч в различных городах Швеции [22]. Излюбленным местом проведения нацистских сборищ стал Стокгольм: Фу-ругорд предполагал превратить столицу Швеции в оплот национал-социализма. В 1932 г. был проведен митинг сторонников нацизма в Стокгольме, на котором должны были выступить Гитлер и Геббельс. Однако их приезд в Швецию был запрещен властями страны. Это не помешало лидерам шведских нацистов собрать на главной площади столицы Хёто-рьет почти 6 тыс. своих сторонников [23].
Таким образом, можно наблюдать, что к началу 1930-х гг. шведские национал-социалисты окончательно потеряли свою идентичность и превратились в скандинавский плацдарм для распространения идей Гитлера, став фактически исполнителями поручений НСДАП. Несмотря на имевшиеся предпосылки - в Швеции в начале XX в. действовало организованное евгеническое движение, функцио-
нировал институт расовой биологии - национал-социализм как политическое учение стал чужеродным для шведов и структурно оформленным силами извне.
Важным показателем отношения населения к национал-социализму были выборы. Согласно данным, полученным в результате муниципальных выборов в Стокгольме в 1931 г., можно констатировать непопулярность шведских нацистов. Они набрали крайне мало голосов: всего 297 из 220 тыс. возможных. На парламентских выборах 17-18 сентября 1932 г. они снова потерпели неудачу: было собрано около 15 тыс. голосов (0,61%) [24]. Таким образом, в 1932 г. ни одного мандата в парламент они не получили. Наибольшую поддержку ШНСП оказали жители Гётеборга, где удалось насчитать около 6 071 голосов, провинции Вермланд, традиционно считавшейся оплотом национал-социалистов -3 088 голосов и Стокгольма - 1940 голосов шведских избирателей. Провалу ШНСП способствовали порочившие репутацию шведских национал-социалистов тесные связи с НСДАП и объективно высокая популярность Социал-демократической рабочей партии Швеции, утверждавшей принцип: «Демократия - это мир» [25].
Проигрыш ШНСП стал поводом к внутрипартийным разбирательствам, истинной причиной которых была борьба за первенство. На IV съезде НСДАП в Нюрнберге (Германия) Фугугорд и Лин-дхольм демонстративно игнорировали друг друга. В итоге ссора закончилась расколом партии: Линд-хольм вышел из состава ШНСП, уведя за собой своих единомышленников. После раскола партии сторонники Фуругорда стали называться «фуругордов-цами», а сподвижники Линдхольма - «линдхольмов-цами».
Но проблема заключалась не только в лидерах. Шведскими национал-социалистами не было учтено значения пацифистских и религиозных объединений в общественной жизни Швеции, имевших большие заслуги на поприще борьбы с милитаризмом и военной агитацией. Деятельность этих организаций способствовала укреплению антивоенных и пацифистских настроений и упрочению идеи нейтралитета среди шведских граждан. Активную роль в деле мира играла, например, организация «Шведский союз за мир и арбитраж», которая в лице своего председателя пастора П. Гиберга развернула антифашистскую пропаганду [26].
Линдхольм покинул партию, но от своих взглядов не отказался. Пользуясь поддержкой своих сподвижников он в короткие сроки основал свою собственную Национал-социалистическую рабочую партию (НСРП) - Кай0па180с1аП8й8ка Айегагерагйе^
■Щ&Г- 375
щщШ-
которая подчеркнуто пропагандировала антикапиталистические идеи, выступая за национализацию банков, участие рабочих в доходах предпринимателей и введение корпоративной системы, обещала социальные блага для всех социальных групп и достижения солидарности общества на базе идеи трудолюбия «несмешанного» народа.
Главным лозунгом партии и одновременно ее двигателем стали слова Линдхольма о том, что «национализм и социализм являются двумя сторонами одной любви к народу». Его партия боролась за национализм, который выражался в приверженности к своему народу и стране, и социализм, основанный на трех базовых ценностях - свободе, справедливости и солидарности. В программе НСРП подчеркивалось, что идеи социализма должны быть направлены на удовлетворение потребностей исключительно одной «чистой шведской» нации или одного «несмешанного» шведского народа. Только в таком случае социализм в отдельно взятой стране возможен. В «чистоте» нации, по мнению Линдхольма, заключалась свобода и сила шведского государства.
По большому счету это была попытка заигрывать с народом, ибо в 1930-е гг. игнорировать рабочий вопрос стало «не модно». Поэтому, чтобы конкурировать с другими политическими силами, нужно было соответствовать реалиям времени и отвечать потребностям общества. Социальные потрясения в Стрипе, Кируне, Луоссаваре в 1926 г. и, как кульминация, конфликт в Одалене в 1931 г., завершившийся трагедией и гибелью нескольких рабочих, повысили в обществе степень доверия к социал-демократам и в итоге привели их в 1932 г. к власти.
Расчет оказался верным: через два года своего существования партия Линдхольма насчитывала около 10 тыс. членов, включая молодежную организацию Северная молодежь, в состав которой входила приблизительно 1 тыс. чел. [27].
На коммунальных выборах 1934 г. Линдхольм завоевал 11 800 голосов. Фуругорд тогда получил вдвое меньше - 5 тыс. [28]. На парламентских выборах 1936 г. партия Фуругорда собрала лишь 3 025 голосов (0,10%), в то время как Линдхольму оказали поддержку 17 483 избирателей (0,61%) [29]. Это был самый удачный год для Национал-социалистической рабочей партии. Но даже при преимуществе одной нацистской организации над другой результаты выборов показали, что влияние фашистов в стране невелико. На результаты выборов не повлияло даже объединение c Национал-социалистическим блоком полковника М. Экстрема. В последующие годы влияние национал-социалистов Швеции слабело. Линдхольм связывал непопулярность сво-
ей партии с непрекращающимися спорами и расколом внутри шведского нацистского движения [30]. На выборах в риксдаг в 1940 г. нацисты участия не приняли, а в 1944 г. партия Линдхольма набрала всего лишь 4 204 голоса (0,14%) [31].
Свою лепту внесла и Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). Находясь у власти и опасаясь усиления влияния нацистской Германии в Швеции, были предприняты меры по пресечению фашистского движения в стране. Так, в июне 1935 г. в Швеции вступил в силу закон, запрещавший ношение военной или похожей на нее формы, а также повязок на рукаве и других знаков, относящихся к военной атрибутике. В случае несоблюдения закона нарушителю грозил штраф [32].
Фуругорд вскоре после провала на парламентских выборах в 1936 г. был смещен своими соратниками, которые обвинили его в нерациональном использовании партийной казны, попросту говоря, в расхищении партийных денег. В качестве преемника был выбран новый лидер М. Экстрём, который после Второй мировой войны назвал свою деятельность в партии самой большой глупостью в жизни. Экстрёму принадлежала идея объединить различные национал-социалистические и фашистские группировки под эгидой собственной партии, однако все попытки оказались тщетны. Немногочисленные члены блока Экстрёма примкнули к более удачливому Линдхольму.
В свою очередь руководство НСРП приняло решение отойти от экстремальных фашистских установок и не идти наперекор шведскому руководству. В 1938 г. Лидхольм вполне ясно выразился: «Гитлер
- нацизм - война - убийства - горе. Остановить это безумие не представляется возможным, поэтому единственный выход поменять название и символы...» [33]. Он отказался от свастики, высоких сапог, коричневой формы, выбрав привычный синий цвет, и сменил традиционное нацистское приветствие «Да здравствует Гитлер!» на лозунг: «Швеция
- для шведов!». Название партии было изменено на Шведское социалистическое единение - Svensk Socia1istisk Sam1ing, а эмблемой партии стал сноп Васы.
***
При определенных условиях национал-социалистическое движение в Швеции могло бы стать опорой гитлеровского режима, а ее территория -превратиться в германскую военную базу [34]. Однако, в годы Второй мировой войны Швеция, вопреки всем трудностям, так и не стала официальным политическим союзником гитлеровского рейха и выбрала путь нейтралитета. Пик популярности в
Швеции фашистских, национал-социалистических, расистских и антисемитских идей пришелся на последнюю четверть XIX в. - первые десятилетия XX в.; а затухание интереса к ним совпало с расцветом аналогичных тенденций в Германии.
Наоборот, в ответ на появление нацистских партий, которые явно переоценивали свою значимость и популярность в стране, сформировался народный антифашистский фронт, объединявший всех антифашистов вне зависимости от их партийной и социальной принадлежности [35]. Подобную ситуацию можно наблюдать и сейчас. Так, реакцией на события в Шеррторпе стала антирасистская демонстрация, собравшая по оценкам полиции от 15 тыс. до 20 тыс. человек.
Отмежеванию от нацистов способствовали и внешнеполитические факторы, а также опыт предыдущих десятилетий и выработанная с годами у шведов привычка мыслить неконфликтно. В 1930-е годы пропаганда шведских нацистских организаций просто померкла на фоне набирающего силы движения за нейтралитет. Важную роль играла приверженность христианским традициям. Кроме того, шведы так же возлагали большие надежды на социал-демократическую рабочую партию, которая обещала светлое будущее своему народу и во многом оправдала их чаяния и надежды.
В итоге национал-социализм так и не стал массовым явлением в стране. Напротив, он приобрел характер маргинального политического движения, вспоминать о котором в Швеции не любят. Так и сегодня появление на политической арене пронаци-стских партий большинством не приветствуется и считается постыдным фактом. Косвенным свидетельством этому является то, что в Швеции нередко слова «нацист» или «фашист» используются как ругательства.
Действительно, шведских «фюреров» не принимали всерьез, а их партии рассматривали в качестве «импортного товара», не имевшего национальных корней. Несмотря на то, что Фуругорд и Линдхольм стремились навязать народу мысль, что именно Швеция являлась «колыбелью арийской расы», им так и не удалось убедить своих сограждан в необходимости следовать за Германией. Реваншистские настроения, свойственные шведским национал-социалистам и «активистам» в начале XX в., в межвоенный период сменились ностальгией по былому величию Швеции.
С тех пор Швеция сильно изменилась. И оценивать ситуацию, связанную с ростом неонацистских настроений и усилением ультраправого движения в целом по стране за последние годы, следует, исходя из других императив: изменившегося этни-
ческого состава населения Швеции, имеющейся партийно-политической расстановки сил (на анализе результатов общенациональных выборов и формирующихся правительств), а также складывающейся новой внешнеполитической доктрины.
На протяжении многих десятилетий вплоть до середины XX в. Швеция оставалась в этническом и языковом отношении гомогенным государством. В стране шли эмиграционные процессы, а число иностранцев, въезжавших в страну, не превышало 10 тысяч в год [36]. Однако уже в конце 1960-х гг. -начале 1970-х гг. стало очевидно, что этнический состав скандинавского государства перестал быть однородным. Усиливавшийся год от года масштаб иммиграции породил множество экономических и социальных проблем, в ряду которых стояли в том числе трудности, связанные с процессом интеграции и адаптации новых граждан в среду этнических шведов. Это послужило своего рода предлогом для активизации неонацистов, спекулирующих на чувствах шведов, с ностальгией вспоминающих о былой Швеции. Если раньше на обсуждение тем иммиграции и связанных с ней проблем в течение достаточно длительного времени было наложено своеобразное табу [37], так как это могло повлечь за собой обвинения в национализме, расизме, ксенофобии, то теперь вполне открыто стали звучать речи с ярко выраженными элементами националистической риторики.
Больше всего нападок испытывает мусульманское население Швеции, которое обвиняют в отказе работать, безусловном стремлении пользоваться благами шведского общества, создании криминогенной обстановки в стране и желании навязать шариатские законы шведам. Так, за год до успеха на парламентских выборах, Шведские демократы в газете «Автонбладет» («АйопЬ^еЪ») не побоялись открыто высказаться против ислама, назвав его «величайшей угрозой шведскому обществу» [38].
Партийно-политическая ситуация в стране тоже не стабильна. СДРПШ, вплоть до конца 1990-х гг. определявшая политику государства, постепенно стала терять позиции ведущей партии. Складывавшаяся новая обстановка в стране требовала от ее лидеров принятия более жестких решений, которые шли в разрез с их моральными ценностям и идеологическими установками. В итоге колебания стоили им потери части электората, переметнувшегося в лагерь буржуазных сил во главе с Умеренной коалиционной партией (УКП), поставившей в центр внимания ряд проблем, в том числе и иммиграционную политику, на которую более закрывать глаза было невозможно.
Значительное влияние на обстановку в стране оказал распад Советского Союза и биполярного миропорядка в целом, изменивший характер внешних угроз. В Швеции вновь начались дискуссии по вопросу национальной безопасности. А события 11 сентября 2001 г. в США и участившиеся повсеместно в мире террористические атаки привели к вполне ожидаемым действиям и шведских властей. В начале 2002 г. была принята новая военно-стратегическая доктрина государства, не предполагавшая более обязательного нейтралитета в случае военного конфликта. Данное решение многие посчитали отказом от традиционной политики «неучастия в военных союзах в мирное время и сохранение нейтралитета во время войны» [39] и первым шагом на пути к сближению с НАТО. Как заявил бывший премьер-министр Швеции И. Перссон [40], «нейтралитет не покрывает всех аспектов политики Швеции в области безопасности» [41]. Данная тема широко обсуждается шведами и привела к поляризации мнений в обществе.
Вместе с тем, что не менее важно, все это отвлекло внимание от постепенно набирающих силу новых национал-социалистических и ультраправых течений, способных в будущем стать дестабилизирующим фактором в жизни Швеции. В стране вновь заработала машина нетерпимости и ксенофобии, управление которой взяли на себе неонацистские движения и партии. И только последние выходки неонацистов и успех Шведских демократов на выборах 2010 г., превративший их в парламентскую партию, заставили власти и народ обратить внимание на проблему.
На данный момент не следует спешить делать выводы и строить неутешительные прогнозы. Многое покажут результаты парламентских выборов 2014 г., по итогам которых будет сформировано новое правительство, способное либо усугубить ситуацию с неонацизмом в Швеции, либо свести ее к минимуму, как когда-то удалось сделать шведским социал-демократам.
Примечания:
1. Bojerud, S. Nazismen i Sverige 1924-1945. - Stockholm, 2008,. - S. 12; Lööw, H. Hakkorset och Wasakarven. -Göteborg, 1990. - S. 37.
2. Böök, F. Tysk vasen och svensk losen. - Malmo, 1940. -S. 268.
3. Gardell, C. J. Hó'gerextremism i Europa. - Kalmar, 1998; Lindstrom, U. Fascism in Scandinavia. - Lund. 1985; Lööw, H. Nazismen i Sverige 1924-1979. Pionjarerna, partierna, propagandan. - Stockholm, 2004; Nilsson, K.N. Alvar, Svensk overklass och hogerextremism under 1900-talet. - Stockholm, 2002; Warenstam, E Fascismen och nazismen i Sverige, 1920-1940. Studie i den svenska nationalsocialismens, fascismens och antisemitismens organisationer, ideologier och propaganda under
mellankrigseren - Stockholm, 1970.
4. Lööw, H. Nazism i Sverige. - S. 121.
5. Шведское национальное движение свободы (Sveriges Nationella Frihetsrorelse), Либеральная союзная партия (Frisinnade Unionspartiet), Национальная партия Севера (Nordiska Rikspartiet) и др. См. подробнее: Lööw, H. Nazismen i Sverige. - S.147-194.
6. Официальный сайт партии Партия шведов: https:// www.svenskarnasparti.se
7. Официальный сайт Шведского движения сопротивления: https://www.nordfront.se
S. См. подробнее: http://www.aftonbladet.se/nyheter/ article1S026469.ab
9. Официальный сайт партии Шведские демократы: http://sverigedemokraterna.se
10. Svenska Dagbladet (SvD) 20.09.2010; 27.09.2010; 03.11.2010.
11. Sverigedemokraterna valfilm 2010. // https:// www.youtube.com/watch?v=XkRRdth8AHc
12. «Daniel Poohl: Nazismen har funnits här hela tiden». // Dagens Nyheter. - 23.04.2014.
13. Wá'renstam, E. Op. cit. - S. 25.
14. Линдфорсс Бенгт (1S6S-1913) - профессор биологии и публицист.
15. См. подробнее: Корунова, E.B. Особенности шведского национал-социализма в 1920-1930-е годы. // Новая и новейшая история. - 2012. - № 3. - С. 60-62.
16. Сноп Васы - знак, который имел в своем гербе собиратель шведских земель король Густав Васа (15231560).
17. Wärenstam, E. Op. cit. - S. 57.
1S. «ФашUна» («Spoknippet») - печатный орган фашистской боевой организации Швеции в 1926-1931 гг. Редактор - K. Хальгрен.
19. Lööw, H. Nazismen i Sverige. - S. 14.
20. Riksarkivet. Stockholm. Utrikesdepartementets arkiv 1920 ârs dossiersysstem. HP 20 Bihang Nazisterna. -V1042. -S. 12-13.
21. Thulstrup, Ä. Med lock och pock. Tyska forsok att pâverka svensk opinion 1933-1945. - Stockholm, 1962. - S. 232-233.
22. Корунова, E.B. Указ. соч. - С. 66.
23. См., напр.: Norran. - 1932. - 22.I.
24. Bojerud, S. Op. cit. - S. 121.
25. Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. - M., 2001. - C. 426.
26. См. подробнее: Чернышева, O.B. Церковь и демократия. Опыт Швеции. - M., 1994.
27. Riksarkivet. Stockholm. Utrikesdepartementets arkiv 1920 ârs dossiersysstem. HP 20 Bihang Nazisterna. -V1042. -S. 15.
2S. Ibid. - S. 19.
29. Statistiska centralbyrân. Valstatistik Ш1-1999. Данные за 1933-1936 гг.: http://www.scb.se/Pages/ List_292050.aspx
30. Linder, J. Svâr neutralitet: Sverige under tvâ sekel. -Stockholm, 2003. - S. 15.
31. Statistiskacentralbyran. Valstatistik 1891-1999. Данные за 1937-1940 и 1941-1944 гг.: http://www.scb.se/Pages/ List_292050.aspx
32. Riksarkivet. Stockholm. Utrikesdepartementets arkiv 1920 ers dossiersysstem. HP 01 Ab v. 26. - S. 26-27.
33. Bojerud, S. Op. cit. - S. 32.
34. Tingsten, H. Mitt liv. Mellan trettio och femtio. -Stockholm, 1962. - S. 268.
35. Drangel, L. Den kämpande demokrati. En studie i antinazistisk opinionsrörelse, 19335-1945. - Stockholm, 1976; Bokholm, R. Om glomda antinazistiska sanningssägare i svensk 30-och 40-tal. - Stockholm, 2001.
36. Nilsson, Ä. Efterkrigstidens invandring och utvandring / / http://www. scb. se/statistik/_ publikationer/BE0701_1950I02_BR_BE51ST0405.pdf - S. 6.
37. Arnstberg, K.-O. Svenska tabun. - Stockholm, 2007. -S. 379.
38. Äkesson, J. Muslimerna är vart största utländska hot. Debattartikel av Sverigedemokraterna // Aftonbladet. -19.10.2009.
39. Формулировка принадлежит шведскому министру иностранных дел Эстену Ундену (19451962).
40. Перссон Йоран - премьер-министр Швеции в 19962006 гг., лидер социал-демократической партии Швеции в 1997-2007 гг.
41. Волхонский, Б. Швеция теряет нейтралитет. Когда нейтралитет теряет смысл. // Коммерсант. -01.12.2000.
■W-- 379
1iÜjÜP -