Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского,2015, № 2 (2), с. 33-38
УДК 82
ПРОБЛЕМА НЕОФАШИЗМА В РОМАНЕ С. ЛАРССОНА «ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА»
© 2015 г. И.О. Бельский
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
igor.belskiy.94@mail.ru
Поступило в рнСокцию 02.02.2015
Рассматривается тема неофашизма в романе Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Идейное содержание произведения предполагает анализ соотношения и взаимосвязи между двумя основными проблемами: жестокость мужчин по отношению к женщинам и проблема неофашизма. В ходе исследования используются принципы биографического и социологического методов. Авторская концепция анализируется на уровне сюжета и системы образов. Рассматривается образ главной героини романа Лисбет Саландер; в контексте темы неофашизма даётся характеристика образов семейства Вангер. Делается вывод, что авторитарные традиции по-прежнему существуют в шведском обществе, проблема насилия связывается С. Ларссоном с реваншистскими идеями шведских неонацистов. В то же время отмечается, что автору свойственна гиперболизация в изображении отрицательных сторон и он не предлагает решения поставленной проблемы. Жанровая структура произведения приводит к убеждению, что тема неофашизма придает детективному роману социальную остроту, но не является главным предметом осмысления.
Ключнвын слнво: неофашизм, Стиг Ларссон, шведская литература, гендер, шведский детектив.
Исследуя роман Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», нужно представлять, как выглядело нацистское движение в Швеции. Определенные предпосылки для восприятия идей фашизма проявились в начале 1920-х годов. Важно отметить, что появление праворадикального движения связано «с исторически сложившейся склонностью шведов к велико-державию и восприятию себя носителями богатых культурных традиций. В некоторых слоях шведского общества идеи реванша были еще живы даже после Первой мировой войны» [1]. В обществе были популярны идеи возрождения великой Швеции, возвращение государству его могущества. В послевоенные годы, когда страна пребывала в экономическом кризисе, была нехватка рабочих мест, нехватка продовольствия, в общество стали проникать эти мысли. Естественно, еще одним толчком стало появление германского нацизма. В одиночку шведам тяжело было бы реализовать свои амбиции, нужен был мощный друг. Именно в лице гитлеровской Германии шведские радикалы надеялись обрести союзника. В Швеции было популярно учение о путях улучшения наследственных свойств человека. Евгеника получила широкое развитие в Скандинавии, особенно в шведском государстве. К слову, в 1921 в Уппсале открылся первый в мировой истории государственный институт расовой биологии. Главной задачей было
решение проблемы дегенерации человека, вызываемой смешением рас. Идея национальной нетерпимости к евреям имела отличную от Германии природу. Подходы к решению этой задачи были иными. В Швеции начали с опаской относиться к теории «расовой чистоты». Правительство боялось, что в глазах мирового сообщества Швеция предстанет как страна, которая поддерживает режим Гитлера. В результате была изменена деятельность Института развития биологии. Социал-демократы, стоящие у власти, всячески старались показать, что соблюдается нейтралитет.
Появление первых правоэкстремистских партий в Швеции относят к началу 1920-х годов. Появление Шведского антисемитского объединения (ШАО) в 1923 году связывают с началом развития национал-социализма и антисемитизма в стране. Лозунгом объединения стала фраза его лидера Б. Лундена: «Швеция для шведов». Это общество спустя 8 лет распалось, сразу же после того, как отошел от дел лидер движения. Тем самым можно говорить о несостоятельности организации, её слабости и непопулярности в обществе. Однако стоит отметить, что Шведское антисемитское объединение стало первым толчком, в дальнейшем появились уже более мощные партии. Именно из ШАО вышел будущий лидер шведского нацистского движения - Биргер Фуругорд. И в 1924 году он
вместе со своими братьями основал Шведский национал-социалистический союз свободы (ШНСС). Фуругорд стремился заручиться поддержкой Гитлера, состоял в переписке с членами Национал-социалистической рабочей партии Германии.
В 1926 году появилась Фашистская боевая организация Швеции (ШФКО), которая составила конкуренцию Шведской национал-социалистической партии. Её возглавили Конрад Хальгрен - бывший германский унтер-офицер, лейтенант шведской армии С. Хеденгрен и С.О. Линдхольм. Первоначально эта партия ориентировалась на итальянский пример правого радикализма. Главная задача партии заключалась в борьбе с коммунистической угрозой. «Советский Союз как носитель идеологии большевизма, оплот коммунизма и традиционный противник шведского государства, стал главным объектом их нападок» [1]. Шведские фашисты считали, что Советский союз пытается проникнуть в их страну, подорвать устои общества, распространить свою идеологию и захватить власть. Спустя некоторое время стало заметно, что приоритеты изменились в сторону германского национал-социализма. Считается, что это связано с поездкой Хальгрена в Германию (1928 г.) и встречей с Гиммлером и Геббельсом. В результате перемены курса фактическим лидером партии стал Линдхольм. В итоге партия была переименована в Национал-социалистическую народную партию. Постепенно руководители обеих партий: Шведской национал-социалистической крестьянской и рабочей партии и Национал-социалистической народной партии - пришли к идее объединения, которая исходила от Германии. И в 1929 году состоялось соединение фашистских партий Фу-ругорда и Линдхольма. Теперь в Швеции начал работу Новый шведский национал-социалистический союз (НШСС), который также объединил и другие правоэкстремистские организации. Вскоре было принято решение переименовать партию в Шведскую национал-социалистическую партию (ШНСП). Основная деятельность заключалась в проведении митингов, пропаганде идеологии фашизма, организации встреч.
При всей своей активности националисты постоянно терпели неудачи на выборах и не могли войти в парламент. В результате поражения внутри партии произошел раскол. Линдхольм покинул партию в 1933 году, за ним последовали и его сторонники. Считается, что главным поводом, приведшим к разрыву, стала борьба за лидирующее положение в партии.
Ни Линдхольм, ни Фуругорд не заметили самого главного: в Швеции очень мощной волной развивалось антивоенное движение. Борьба за мирное существование привлекала большую часть общества в стране. Активная работа была проделана «Шведским союзом за мир и арбитраж», который возглавил пастор П. Гиберг. Но раскол не помешал Линдхольму собрать новые силы и основать свою Национал-социалистическую рабочую партию (НСРП), для которой характерна антикапиталистическая направленность. Он считал, что все блага должны быть направлены на поддержку истинной шведской нации. Нельзя допускать смешение рас. «В "чистоте" нации, по мнению Линдхольма, заключалась свобода и сила шведского государства» [1].
Правительство Швеции понимало, что нужно препятствовать развитию национал-социалистических партий. Поэтому были приняты меры по пресечению нацизма. Запрет на использование свастики, ношение формы и т. п. Постепенно НРСП отошла от крайне правых идей. Что касается Фуругорда, то в 1936 году он был смещен с поста лидера партии. Причин было много, но главное - провал на выборах в риксдаг, также Фуругорда обвинили в больших тратах средств партии. Его заменил Мартин Экс-трём, который вскоре признал поражение после неудачной попытки создать единую националистическую партию.
Во время Второй мировой войны фашисты из Швеции не смогли оказать настоящую поддержку Гитлеру. «Швеция педантично придерживалась буквы нейтралитета... и в то же время допускала многочисленные отступления от него в пользу гитлеровской Германии» [2, с. 492]. Известно, что некоторые шведы в качестве добровольцев уходили в финскую и германскую армии, также шведы транспортировали в Германию железную руду, занимались пропагандой. В их ведении находилось около 80 газет и журналов. Страна решила сохранить нейтралитет. Но нацистские идеи не исчезли. Например, была создана Шведская социалистическая партия под руководством Нильса Флюга. А в 1943 году партию возглавил Агатон Блом. С 1946 году деятельность фашистских партий в Швеции была запрещена. Но запрет существовал лишь до 1950 года.
Таким образом, мы видим, что в Швеции прогерманские партии проявили себя, но их слабость была очевидна. Большинство сил было направлено на борьбу за лидерство внутри партии. Раскол не мог способствовать сплочению людей. Среди шведских фашистов не нашлось
Прнблнмо нннфошизмо в рнмонн С. Лорсснно «Днвушко с тотуирнвкой Срокнно»
35
лидера, подобно Гитлеру или Муссолини, который смог бы создать единую партию. К тому же, в стране мощное положение занимала социал-демократическая партия. У общества не было серьезного повода к смене власти. Либеральные идеи способствовали развитию страны. Идеи и политика социал-демократов нашла поддержку у большинства шведов. Также о слабости радикальных идей в стране говорила, выбранная политика нейтралитета во Второй мировой войне.
Говоря об идейной составляющей романа «Девушка с татуировкой дракона», важно учитывать исторический контекст. Автор использует свои знания по истории шведского фашизма, по проблемам расизма. Создавая произведение, Ларссон, несомненно, опирается на собственный журналистский и жизненный опыт. Уже в детстве писатель проявлял интерес к политике. Здесь важно отметить влияние, которое оказал на Ларссона его дед - ярый противник нацизма и Гитлера. В результате Стиг Ларссон стал известным политическим журналистом, выступал с критикой неонацистских организаций. Также он активно отстаивал права женщин. Он опубликовал несколько книг, посвященных данным проблемам: «Крайне правые» (1991 год) в соавторстве с Анной-Леной Лодениус, «Шведские демократы: национальное движение» (2001 год) вместе с Микаэлем Экманом, книга «Спор о чести: феминизм или расизм» (2004 год), написанная в соавторстве с Идрис Ахмеди и Сесилией Энглунд. Стиг Ларссон долгое время являлся корреспондентом антифашистского журнала «Прожектор», а после основал собственное издательство «Экспо», которое жестко критиковало неонацистское, правоэкстремистское движение в Швеции. Эти факты помогают нам лучше, точнее понять авторскую концепцию.
Рассуждая над вопросом о содержании произведения, хочется выявить приоритеты автора. В романе внимание акцентируется на двух основных проблемах: жестокое обращение мужчин с женщинами и проблема неофашизма. Гендерная проблема вынесена автором в заглавие романа («Мужчины, которые ненавидят женщин») [3], причем Ларссон категорически не хотел идти на компромисс, настаивая именно на таком названии. Каждой части предшествует определенная статистическая сводка: 18 процентов женщин Швеции хоть раз подвергались угрозам со стороны мужчины, 48 процентов женщин Швеции подвергались насилию со стороны какого-нибудь мужчины, 13 процентов женщин Швеции подвергались формам сексуального насилия за рамками сексуальных отно-
шений, 92 процента женщин Швеции, подвергшихся сексуальному насилию, при последнем случае насилия не заявляли об этом в полицию. И каждый раз повторяется слово насилие. Акцент уже сделан, и, погружаясь в мир произведения, мы постоянно находим подтверждение данным фактам.
Обращаясь к проблеме неофашизма, важно понять, как она соотносится с темой насилия над женщинами и соотносится ли вообще? Зачем Ларссон дает нам краткую историю фашизма словами Хенрика Вангера? Впервые в романе вопрос фашизма возникает во время беседы Хенрика Вангера и Микаэля Блумкви-ста. Здесь нам даны портреты трех нацистов: Рикарда, Грегера и Харальда - братьев Хенрика Вангера. Рикард был поглощён фашистскими идеями, презирал евреев и являлся членом Шведского националистического союза борцов за свободу. Известно, что Рикард был знаком с такими реальными историческими лицами, лидерами фашистского движения в Швеции, как Биргер Фуругорд и Пер Энгдаль. Также Рикард в качестве добровольца отправился на финскую войну, где и погиб незадолго до заключения мира с Советским Союзом. А нацистское движение провозгласило его мучеником. Важно, что сыном Рикарда Вангера был Готфрид, который впоследствии окажется жестоким убийцей и насильником. Уже здесь отмечается, что Рикард истязал и бил своего ребенка. Готфрид рос забитым и затравленным мальчиком.
Другой брат Хенрика Харальд учился в медицинском университете и проявлял большой интерес к евгенике, посвятил студенческие годы работе в Шведском институте евгеники, выступал за стерилизацию части населения. К тому же упоминается, что Харальд был автором книги «Новая Европа народов». Он призывал провести чистку населения, считал, что необходимо упразднить инвалидов, избавиться от душевнобольных, бродяг, евреев, беспутных женщин. Также Харальд в 90-ые стал спонсором уцелевшего шведского фашизма. Что касается Грегера, то он скрывал свои политические взгляды, только после его смерти стало известно, что он являлся членом Северной рейхспар-тии, которая не предпринимала никаких активных действий. Вот такие портреты предстают перед нами. Говоря о своих братьях, Хенрик отмечает, что они были психичнсси больными в политичнссом отношннии [4, с. 193]. Интересно, как сложилась их судьба после войны. Гот-фрид, как ранее говорилось, погиб до заключения перемирия с СССР, Грегер стал учителем в
школе и скрывал свои политические взгляды до самой смерти, а Харальд живет и сейчас как отшельник, ненавидя все свое семейство и ни с кем не общаясь. Вот лицо шведского неофашизма. Забитого, старого, брюзжащего и беспомощного. Но возникает вопрос: всё ли так однозначно? Необходимо понять, как меняется сознание человека, социума на протяжении десятилетий. Перед нашими глазами предстает Швеция XXI века. Интересно, как работает сознание автора? Ведь при всем негативном отношении к национализму в романе нет ответа на вопрос: «что делать?» Ларссон отмечает, что общество находится в спячке, старается абстрагироваться от проблем. Здесь мне представляется важным исторический аспект. Еще во время Второй мировой войны Швеция заняла позицию нейтралитета, не вступая в активную борьбу на какой-либо стороне. Бездействие сохраняется и сейчас. Люди не замечают, что среди них живут подобные Мартину Вангеру и юристу Бьюрману. Понимая это, Ларссон старался акцентировать внимание общества на проблемах современной Швеции.
Не менее важным представляется вопрос, как соотносятся проблема неофашизма с ранее обозначенной проблемой жестокого обращения мужчин с женщинами, можно ли их соотносить или же это 2 разных вопроса. В романе представлено множество форм насилия и дискриминации, которым подвергаются женщины. Причём это насилие имеет систематический характер. Еще по рассказам Хенрика мы узнаем, что Рикард избивал свою жену. Позже станет известно, что дочь Харальда Сесилия разошлась с мужем из-за жестокого обращения, главная героиня романа Лисбет Саландер подвергается насилию со стороны своего опекуна Бьюрмана. А постепенно, по мере развития событий, мы узнаем о жестоких убийствах женщин, случившихся в разные годы в разных уголках Швеции. В романе Ларссоном делается акцент на том, что имена убитых женщин - еврейские. Естественно подозрение сразу же падает на брата Хенрика - Харальда. Микаэль Блумквист заключает: В семье Вангер антисемиты, нацисты и заговорщики-теоретики имеются в количестве, значительно превышающем норму. Живущий здесь Харальд Вангер, которому сейчас за девяносто, находился в шестидесятых годах в расцвете сил. Единственный раз, когда я его видел, он прошипел, что его собственная дочь шлюха. У него, несомненно, имеются проблемы с женщинами [4, с. 399]. Но впоследствии выясняется, что убийцей был не Харальд, а Готфрид, затем он привлек своего сына Мар-
тина. Хочется задать вопрос, какое отношение они имеют к фашизму? Мартин убивает женщин ради наслаждения. Он убежден, что они никому не нужны, ежегодно пропадает множество девушек, никому до этого нет дела. Его прельщает ощущение полной власти над жизнью и смертью человека. Во главе угла стоит не задача очищения нации, а получение наслаждения. Таким образом, перед нами человек с явными психическими отклонениями. Конечно, здесь важно учитывать влияние отца, который, по сути, создал из своего сына чудовище.
Возникает вопрос, а можно ли считать Мартина Вангера неофашистом? Если да, то возникает другой вопрос: что такое неофашизм? В чем его цель? По сути, перед нами тип искаженного фашиста. Он не пропагандирует идеи нацизма, не входит в современные организации. Но жестокость, с которой он расправляется со своими жертвами, вполне соответствует духу нацистского режима. Мужчины одержимы духом реваншизма, они демонстрируют свою силу на физически слабых. Такую трактовку поддерживает Ян-Эрик Петтерссон, утверждая, что «посягательства на чужие права, насилие имеют и в романах, и в реальности иные источники. Они коренятся в авторитарной традиции, которая сродни фашизму и должна была исчезнуть с окончанием Второй мировой войны, однако продолжает жить - и в презрении к женщине» [5, с. 316]. Случаи насилия не единичны. Мы находим это подтверждение в романе. Адвокат Бьюрман абсолютно соответствует Мартину. Со звериной яростью он подвергает насилию Лисбет Саландер. Мартин и Бьюрман - уважаемые обеспеченные люди. Внешне они ничем не отличаются от обычного населения. Именно на этом и акцентирует внимание Ларссон: нужно понимать, что зло живет в обществе, и за маской благополучного человека может скрываться настоящее животное. Не случайно Ларссон так жестоко расправляется с обоими насильниками. Здесь в полной мере проступает негодование автора. Бороться с ними нужно такими же методами, отвечая злом на зло. Подтверждение мы находим в романе. Достаточно увидеть, как Лисбет Саландер поступает со своим опекуном Бьюрманом. Она не хочет мириться с таким положением. Очевидно, Лисбет выступает alter ego Ларссона. За счет этой героини происходит раскрытие авторской позиции. Нельзя забывать, что на протяжении своей журналистской карьеры Ларссону приходилось неоднократно сталкиваться с жестокостью, насилием, убийствами, так что вполне вероятно, что личностное, субъективное начало сыграло немалую роль. Но все
Проблема неофашизма в романе С. Ларссона «Девушка с татуировкой дракона»
37
же нужно отметить гиперболизацию в изображении отрицательных сторон. Создается впечатление, что всё шведское общество погрязло в насилии и жестокости.
Также имеет смысл обратить внимание на жанр, к которому обращается Стиг Ларссон. Еще в середине XX века детективная литература не принималась шведским обществом, считалась низкопробной, примитивной, прославляющей насилие. Но жизнь меняется, приходит время новой литературы. Об этом же говорит Ян-Эрик Петтерссон: «Теперь требовалось нечто более подходящее к напряженному ритму нового десятилетия - нечто острое, откровенное, щекочущее нервы» [5, с. 258]. Первопроходцами стали Пер Валё и Май Шеваль, затем к ним присоединились Хеннинг Манкелль, Лиза Марклунд, Хокан Нессер и, конечно же, Стиг Ларссон. К началу XXI века позиции детектива в Швеции стали достаточно прочны, популярность жанра увеличивается, число читателей неизменно растет. В это время появляется никому не известный автор по имени Стиг Ларс-сон. Ему удалось превзойти всех, он добивается невероятного коммерческого успеха. И, вполне возможно, понимая, насколько сейчас популярна детективная литература, Ларссон осознано сделал выбор в пользу этого жанра. Ему удается увлечь читателя, заставить с интересом следить за перемещением героев. Конечно, поражает его необычная пара сыщиков: опальный журналист и девушка-гот с феноменальными, даже фантастическими способностями. Их отношения тоже подливают масла в огонь. Если вести разговор о детективной линии, то на чем она основывается? Это загадка исчезновения Харриет Вангер. Как её исчезновение связано с жестокими убийствами женщин в Швеции? При чем здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? По мере расследования Ларссон погружает нас в прошлое семейства Вангеров. Здесь появляются и братья-фашисты. Мы, не отрываясь, следим за развитием сюжета, пытаясь разгадать тайну. Так, может быть, Ларссон добивался именно этого? Положив в основу романа проблему нацизма, он решил сыграть на интересе читателей к его истории, овеянной многими мифами, заставил
связать настоящее с прошлым. Но развязка оказывается для нас неожиданной, ведь версия о том, что Харальд (ярый нацист) является убийцей, оказывается ложной. Это придает детективному повествованию интригу, запутанность. Это и завлекает читателей. Получается, что тема нацизма в детективе действительно может являться лишь приманкой, придавать тексту значение, социальную остроту, но по факту не является главным предметом осмысления и критики.
Подводя итоги, следует отметить, что Ларс-сон в своем романе акцентирует внимание на острых социальных проблемах, преувеличивая их. Он констатирует, что мужчины в Швеции по-прежнему одержимы жаждой власти, реваншистские настроения сохраняются в умах народа. Авторитаризм приобретает формы патологии. Но он не предлагает какого-то разумного решения. И здесь вновь обращаемся к коммерческой стороне, которая занимает далеко не последнее место. Таким образом, роман Стига Ларссона - увлекательный детектив с элементами фантастики, «черного рококо и неистового романтизма» [6, с. 68].
Список литературы
1. Корунова Е.В. Особенности шведского национал-социализма в 1920-1930-е годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://historystudies. org/2012/07/korunova-e-v-osobennosti-shvedskogo-nacional-socializma-v-1920-1930-e-gody/#respond (дата обращения 29.11.2014).
2. Кан А. История Швеции. М.: Наука, 1974. 724 с.
3. Larsson S. Man som hatar kvinnor. Stockholm: Manpocket, 2006. 631 s.
4. Ларссон С. Девушка с татуировкой дракона / пер. со шведск. А. Савицкой. М.: Эксмо, 2013. 608 с.
5. Петтерссон Я.-Э. Стиг Ларссон. Человек, который ушёл слишком рано / Пер. со шведск. О. Бо-ченковой, Ю. Колесовой. М.: Эксмо; СПБ.; Домино, 2011. 336 с.
6. Кобленкова Д.В. Шведский «Народный дом» (folkhem) к началу XXI века: трилогия С. Ларссона «Миллениум» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014, №2 (3). С. 63-69.
THE PROBLEM OF NEOFASCIM IN THE S. LARSSON'S NOVEL «THE GIRL WITH THE DRAGON TATTOO»
I.O. Belskiy
The problem of neofascism in Stieg Larsson's novel «The Girl with the Dragon Tattoo». The ideological content of the novel involves analysis of balance and correlation between the two main problems: the cruelty of men towards women and the problem of neo-fascism. The study used the principles of biographical and sociological methods of analysis. The author's concept is analyzed at the level of plot and the level of characters. We consider the image of the heroine of the novel
38
H.O. EenbCKm
Lisbeth Salander; characteristic of the Vagners is given in the context of neofascism. It is concluded that the authoritarian traditions still exist in Swedish society, violence is associated with S. Larsson revanchist ideas of Swedish neo-Nazis. At the same time it's noted that the author characterized by exaggeration of the negative aspects of the society and it does not offer the solution of the problem. Genre structure of the novel leads to the conclusion that the subject gives the detective novel social acuity, but is not the main subject of reflection.
Keywords: neofascism, Stieg Larsson, Swedish literature, gender, Swedish detective.
References
1. Korunova E.V. Osobennosti shvedskogo natsion-al-sotsializma v 1920-1930-e gody. [Elek-tronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://history studies. org/2012/07/korunova-e-v-osobennosti-shvedskogo-nacional-socializma-v-1920-1930-e-gody/#respond (data obrashcheniya 29.11.2014).
2. Kan A. Istoriya Shvetsii. M.: Nauka, 1974. 724 s.
3. Larsson S. Man som hatar kvinnor. Stock-holm: Manpocket, 2006. 631 s.
4. Larsson S. Devushka s tatuirovkoy dra-kona / per. so shvedsk. A. Savitskoy. M.: Eksmo, 2013. 608 s.
5. Pettersson Ya.-E. Stig Larsson. Chelovek, ko-toryy ushyel slishkom rano / Per. so shvedsk. O. Bochenkovoy, Yu. Kolesovoy. M.: Eksmo; SPB.; Domino, 2011. 336 s.
6. Koblenkova D.V. Shvedskiy «Narodnyy dom» (folkhem) k nachalu XXI veka: trilogiya S. Larssona «Millenium» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014, №2 (3). S. 63-69.