Научная статья на тему 'Перспективы повышения результативности функционирования инновационной системы мегаполиса'

Перспективы повышения результативности функционирования инновационной системы мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ СПРОС / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КЛАСТЕРЫ / INNOVATIVE SYSTEM / DEMAND FOR INNOVATION / INNOVATION RECEPTIVITY / IMPORT SUBSTITUTION / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смех Алексей Георгиевич

В статье анализируются перспективные направления развития инновационной системы Санкт-Петербурга в предстоящий период. Автор обращает особое внимание на необходимость смены ряда приоритетов инновационной политики в сторону стимулирования спроса на инновационные продукты и повышения инновационной восприимчивости предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for Increasing the Effectiveness of the Functioning of the Innovation System of the Megapolis

The article analyzes the prospects for development of the innovative system of St. Petersburg in the coming period. The author pays attention to the need to change priorities in urban innovation policy to stimulate demand for innovative products and increase the innovative receptivity of local enterprises.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения результативности функционирования инновационной системы мегаполиса»

А. Г. Смех A. G. Smekh

Перспективы повышения результативности функционирования инновационной системы мегаполиса

Prospects for Increasing the Effectiveness of the Functioning of the Innovation System of the Megapolis

Смех Алексей Георгиевич Smekh Aleksey Georgievich

АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, The Autonomous Educational Institution of Leningrad финансов, права и технологий» Region — the State Institute of Economics, Finance,

Соискатель Law and Technology

Директор ОАО «Опытный завод „Интеграл"» (Санкт- Applicant of PhD degree in Economics Петербург) Director of JSC "Opitniy zavod Integral" (Saint-

[email protected] Petersburg)

oz_integral@mail .ru

РЕФЕРАТ

В статье анализируются перспективные направления развития инновационной системы Санкт-Петербурга в предстоящий период. Автор обращает особое внимание на необходимость смены ряда приоритетов инновационной политики в сторону стимулирования спроса на инновационные продукты и повышения инновационной восприимчивости предприятий.

ABSTRACT

The article analyzes the prospects for development of the innovative system of St. Petersburg in the coming period. The author pays attention to the need to change priorities in urban innovation policy to stimulate demand for innovative products and increase the innovative receptivity of local enterprises.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

инновационная система, инновационный спрос, инновационная восприимчивость, им-портозамещение, кластеры

KEY WORDS

innovative system, demand for innovation, innovation receptivity, import substitution, clusters

о ©

3

Принятые концепции и программы инновационного развития1, результаты инновационной политики в Санкт-Петербурге в период 2008-2013 гг., их целевая направленность позволяют сделать выводы о проявившихся вызовах в процессе раз-

1 Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012 2015 гг.: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. иЯ1_: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_ industrial/current_activities/programs_list/ котр!е1«пауа-ргодгатта-паика-ргот^Ь|-lennost-innovacii-v-sankt-peterbur/.

вития инновационной системы, о степени их преодоления в настоящее время (табл. 1).

Следует обратить внимание, что в 2017 г. завершается намеченный подготовительный этап инновационного развития мегаполиса, а в последующий период предполагается старт перехода промышленности города к стадии интенсивного развития. Это означает, что к этому времени инновационный сектор должен накопить необходимые ресурсы и потенциал для осуществления инновационного рывка, характеризующегося диверсификацией

Таблица 1

вызовы инновационного развития санкт-Петербурга и их преодоление

Вызов Результат

Низкий спрос на инновационную продукцию на рынке Спрос на инновации остается низким. Восприимчивость к инновациям, в целом, отсутствует

Слабая инновационная активность предприятий Динамика инновационной активности положительная, но недостаточная для запуска механизма самостоятельного функционирования инновационной экономики

Неиспользованный инновационный потенциал мегаполиса Потенциал остается недоиспользованным (в ведущих отраслях промышленности, в высших учебных заведениях, в учреждениях науки)

Проведение инновационной политики не влияет на повышение уровня социально-экономического развития мегаполиса, другие макроэкономические показатели Внедрение инноваций не влияет на рост промышленного производства, улучшение социально-экономической ситуации в мегаполисе

Разорванность инновационного процесса Этап поиска оптимальных путей и установления подходов к эффективной интеграции участников инновационного процесса

Государственная политика препятствует внедрению инноваций либо безразлична к ним Государством предпринимаются значительные усилия по стимулированию инновационной активности. Однако государственная инновационная политика ориентирована на поддержку предложения инновационной продукции, а не на создание условий для спроса на инновации

Спрос со стороны государства (бюджетные субсидии, льготы, госзаказ) превалирует над рыночным спросом Государство остается основным заказчиком инновационных продуктов

Рыночные институты не активны в развитии инноваций Участие рыночных институтов в инновационной деятельности невлиятельно

экономики, в структуре которой ведущая роль должна перейти к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.

Предполагается, что в 2018-2020 гг. доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВРП города должна составить не менее 17-20%. При этом вклад инновационных факторов в годовой прирост ВРП должен составить не менее 2-3 процентных пунктов.

Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50%,

инновационной продукции в объеме выпуска — до 25-35%. Ожидается, что основным источником роста эффективности и конкурентоспособности экономики Санкт-Петербурга, вместо наращивания производственных ресурсов, станет создание новых технологий, повышение производительности труда, которая к 2020 г. должна увеличиться в 2,4-2,6 раза (а в ряде ведущих секторов до 3-5 раз), повышение энергоэффективности в 1,6-1,8 раза.

Значительное повышение инновационной активности предприятий города

ожидается вследствие освоения новых рынков, обновления ассортимента продукции, применения новых технологий и создания инновационных форм организации предпринимательства. Социальное значение инновационного рывка проявится в повышении качества трудовых ресурсов и эффективности их использования в промышленности. Предполагается, что оно будет характеризоваться опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Например, среднемесячная заработная плата в промышленном секторе Санкт-Петербурга должна будет повыситься к 2020 г. до 2300-2700 долл. США.

Сравним некоторые современные показатели с прогнозируемыми в 2020 г. Удельный вес инновационной продукции и услуг в их общем объеме в 2011 г. составил 9,0%, в 2008 г. он составлял 2,8%. Для 2020 г. нами взят средний из прогнозируемых показателей — 30%, удельный вес инновационной продукции за 9 лет должен возрасти более чем в 3 раза, т. е. в среднем расти на 2,3% в год. За предыдущий период средний ежегодный прирост доли инновационных товаров и услуг в общем объеме товаров и услуг составлял 2,1%. Это свидетельствует о теоретической сопоставимости прогнозных и текущих показателей.

Доля предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем количестве крупных предприятий Санкт-Петербурга в 2011 г. составила 16,1%, в 2012 г. — 16,6%. В 2020 г. прогнозируется их количество довести до 40-50% (взят средний показатель — 45%), т. е. увеличение должно быть почти в 3 раза.

В области НИОКР предполагается активизация фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. При этом затраты на НИОКР должны составлять к 2020 г. до 3,5-4% ВРП. Затраты на исследования и разработки, осуществляемые организациями и предприятиями Санкт-Петербурга, колеблются в пределах 3,5%. Негативным является то обстоятельство, что, несмотря на вполне достижимые умеренные

целевые показатели, инновационной си- з стеме Санкт-Петербурга фактически сь предстоит вернуться к позициям, утра- ^ ченным именно в годы реализации инно- £ вационных программ и стратегий, тогда ^ как теоретически именно в эти годы за- ° траты на НИОКР должны были возрастать. о За период 2009-2011 гг. они снижались ^ с 3,6% в 2009 г. до 3,3% в 2011 г. из

Желаемый рост заработной платы работников промышленности также показывает значительный рост: с 1000-1060 долл. США в 2009-2012 гг. до 2300-2700 долл. США, т. е. примерно в 2,5 раза, к 2020 г.

Таким образом, к 2020 г. экономика мегаполиса должна совершить определенный скачок в инновационном развитии. Однако для совершения такого подъема инновационной системе Санкт-Петербурга предстоит совершить рывок, а для него необходимо накопить соответствующий потенциал и ресурсы.

С использованием метода регрессионного анализа и аналитического сглаживания нами выполнен прогноз некоторых параметров инновационной деятельности предприятий Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 гг. (табл. 2). Коэффициенты детерминации колеблются от 90,1% до 96,5% для каждого конкретного случая, что свидетельствует о приемлемой точности прогноза.

Как свидетельствуют данные табл. 2, по расчетам прогноза на 2015 г. затраты (общие и тем более внутренние) предприятий Санкт-Петербурга на НИОКР с большой долей вероятности не достигнут планируемых показателей в 175 млрд руб., так же как и численность работников, выполняющих исследования и разработки, не будет обеспечена. При этом показатели, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, вероятно, будут достигнуты. Большая доля вероятности, что за рассматриваемый период вырастет до запланированного показателя количество предприятий, осуществляющих инновации. А количество созданных передовых технологий по прогнозу на 2015 г. (с уровнем точности 90,1%) составит около 380 единиц, т. е. может превысить

-а Таблица 2

2

а- сравнение планируемых и прогнозных показателей инновационного развития

2 санкт-Петербурга в 2015 г.

ш

CL X О Наименование показателя План Программы Прогноз на 2015 г. Прогнозная тен-

CQ 2015 г.* денция

О ш Затраты на НИОКР 175 000 млн руб. Внутренние затраты Снижение

ш о на НИОКР составят

88 082,8 (млн руб.) Затраты на НИОКР в целом составят 128 523,3 (млн руб.)

Количество патентных за- 3150 Около 2900-3000 Равно

явок

Количество выданных па- 2700 Около 2400 Равно

тентов

Количество организаций, 300 Около 300 ед. Равно

осуществляющих технологи-

ческие инновации

Число созданных передовых 300 380 Превыше-

производственных технологий ние

Численность работников, 82,0 тыс. чело- 74 тыс. Снижение

выполняющих НИОКР век

* — Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 20122015 гг.: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/current_activities/programs_list/kompleksnaya-programma-nauka-promyshlennost-innovacii-v-sankt-peterbur/

запланированный показатель на 27%. Также можно ожидать рост используемых передовых технологий в 2014 и 2015 гг. (92,48% точности): в 2014 г. — 6524 ед., в 2015 г. — 7153 ед.

Таким образом, прогнозные показатели фиксируют продолжение роста инновационной активности. Следует при этом учитывать, что показатели достижимы при заданных позитивных темпах экономического роста (на 2011-2012 гг.) и благоприятном инвестиционном и инновационном климате. Вместе с тем представляется, что даже при достижении запланированных показателей инновационного развития после 2015 г. экономика Санкт-Петербурга не выйдет на уровень интенсивного инновационного развития, не сумеет преодолеть обозначившиеся вызовы, тогда как именно они являются основными препятствиями эффективно

функционирующего инновационного механизма.

Следует подчеркнуть, что в реализуемой инновационной комплексной программе ставится цель достижения лидерства в отдельных ведущих научно-технических секторах и в области фундаментальных исследований, что требует значительных усилий государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, концентрации на прорывных научно-технологических направлениях, так как пока инновационное развитие двигается по сценарию догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, т. е. ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на точечное стимулирование отечественных разработок. Это проявляется в заимствовании рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам

технологий в качестве мер технологической модернизации.

Для совершения инновационного рывка необходима эффективно действующая инновационная система, вышедшая за пределы субсидирования проектов в рамках государственных программ поддержки. Она должна представлять собой самостоятельно и непрерывно функционирующий механизм спроса и предложения на инновации. Инновационная среда должна обеспечивать востребованность инновационных предприятий рынком, т. е. необходимо осуществить переход от инновационной активности к инновационной экономике.

Можно предположить, что инновационный скачок при благоприятных экономических обстоятельствах может состояться после 2020 г. Следует также отметить, что дискутируемыми остаются острые теоретические проблемы движения к инновационной экономике, например, возможен ли инновационный рывок в отдельно взятом мегаполисе, обгоняющий развитие страны в целом? Возможно ли достижение инновационного рывка теми, ставшими уже традиционными, методами, которые используются повсеместно в настоящее время?

На наш взгляд, Санкт-Петербург имеет потенциал ускоренного движения по пути инновационного развития, имеет возможности для создания инновационных каналов роста экономики и диверсификации ее структуры, расширения инновационных производств с целью достижения уровня, при котором использование инноваций и высокотехнологичных производств станет влиять на социально-экономическое развитие города.

Одна из задач инновационных производств заключается в создании новых хозяйственных связей, институтов нового типа. Достижению этих целей может способствовать дальнейшее развитие кластерного подхода, как новой управленческой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность отдельных отраслей и Санкт-Петербурга в целом. В мегаполисе кластерно-отраслевой принцип продолжает развиваться: например,

в 2012 г. был создан кластер станкоин- з струментальной промышленности — объ- сь единение предприятий станкостроитель- ^ ной отрасли, цель которого заключается £ в возвращении Санкт-Петербургу преж- ^ него статуса центра станкостроения Рос- ° сии. о

Одним из ожидаемых результатов объ- ^ единения станкостроительных предпри- ш ятий в кластер является содействие в импортозамещении компонентов и комплектующих (систем ЧПУ, измерительных систем, гидрооборудования, программно-математического обеспечения). Функционируют инновационный аэрокосмический кластер, в который помимо крупнейших авиакосмических предприятий («Ленинец», «Арсенал») входят ведущие вузы Петербурга (ГУАП и Военмех), инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки, кластер лазерного оборудования и технологий, кластер радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуни-каций. В настоящее время обсуждается создание Арктического территориального инновационного кластера.

В рамках кластерной политики важны разработки для нужд городского хозяйства, так, например, аэрокосмический кластер разработал систему аэрокосмического мониторинга природных и техногенных катастроф с помощью беспилотных летательных аппаратов. Актуальны для жилищно-коммунального хозяйства разработки полимерного кластера — технологии по нанесению покрытий на различных частях жилых домов, разработка светофоров из полимеров, обладающих антивандальными, антикоррозионными свойствами.

Среди социально значимых проектов кластера транспортного машиностроения «метрополитены и железнодорожная техника» — организация эскалаторного производства в Санкт-Петербурге. Кластер радиоэлектроники разработал инновации в области энергоэффективности, ресурсосбережения и комплексной безопасности. Большое число разработок для жилищно-коммунального хозяйства имеет кластер машиностроения и ме-

з таллообработки: светодиодные светильники, термокарниз, снегоплавилка, при-0 боры учета тепловой энергии, анти-£ обледенительные покрытия для крыш, ^ новая отопительная техника и техника ° для переработки мусора, фильтры для о воды. 1Т-кластер разработал систему д дистанционного управления объектами ш не только с помощью голоса, но и с помощью жестов.

Таким образом, развитие кластеров предприятий мегаполиса обладает большим инновационным потенциалом, а стимулирование инновационной деятельности в рамках кластера должно стать важным направлением региональной политики. Необходимым условием эффективной деятельности кластеров в целях инновационного развития является организация устойчивых связей участников кластера для формирования цепочки и сети производства и реализации инновационной продукции, развитие инновационной инфраструктуры. При этом необходимым условием является то, чтобы во всех кластерах Санкт-Петербурга создавались центры компетенций, технологические платформы.

Анализ деятельности петербургских кластеров показывает эффективность взаимодействия крупных промышленных и малых инновационных предприятий, в сотрудничестве с научно-образовательными учреждениями. В кластерах с развитой инновационной инфраструктурой инновационные предприятия легче могут рассчитывать на содействие (научно-исследовательское, производственно-технологическое, финансовое, маркетинговое, кадровое) в осуществлении своей деятельности. Для этого в стимулировании кластерной политики необходимо добиваться реальных и конкретных интеграционных процессов внутри кластеров.

Позитивным показателем для инновационного развития экономики Санкт-Петербурга является рост продукции высокотехнологичных отраслей в промышленности Санкт-Петербурга за последние годы (производство летательных и космических аппаратов, фармацевтической продукции, электронных приборов, опти-

ческого оборудования, вычислительной техники). Например, в 2012 г. рост выпуска высокотехнологичной продукции составил 35,2% по отношению к 2011 г., в общем объеме выпуска промышленной продукции это составило 11,3%, в абсолютных цифрах — 166,7 млрд руб. В первом полугодии наблюдался дальнейший рост выпуска данной продукции — на 9% больше соответствующего периода 2012 г.1.

В среднесрочной перспективе для модернизации и инновационного развития промышленности Санкт-Петербурга необходимо увеличение привлечения инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата. На долгосрочную перспективу — активное содействие развитию науки и инноваций2.

Одним из важнейших направлений развития промышленности является решение проблемы импорта. Например, доля отечественной продукции в сфере радиоэлектронного приборостроения в Петербурге составляет всего 17%, тогда как задача заключается в доведении ее до 40%. При этом значительная часть продукции должна использовать новые технологии. Сделать это в рамках уже имеющихся у предприятий техники и технологий при отсутствии собственной отечественной машиностроительной и станкостроительной продукции практически невозможно. Таким образом, импорт необходимого для производства оборудования в значительной мере носит вынужденный характер3.

1 Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности Санкт-Петербурга в 20122013 гг.: [Электронный ресурс] / Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/static/ writable/ckeditor/uploads/2013/10/08/Razvitie-VT-otraslej_2013-08.pdf.

2 Турчак А. А. Промышленность — это локомотив стратегического развития: интервью с А. А. Турчаком: [Электронный ресурс] // Петербургский дневник. 2013. 28 июня. URL: http://www.spbdnevnik.ru/.

3 Губернатор предлагает перейти от слов к делу: [Электронный ресурс] // Новости Петербурга. 2013, 25 июня. URL: http://ppt.ru/ news/119154.

Несмотря на то, что подавляющая часть отечественных специалистов, теоретиков и практиков признает принципиальное преимущество и необходимость импортозамещения, импорт технологического оборудования продолжает расти. В связи с этим пришло время для многофакторного анализа данной проблемы в рамках стратегии, позволившей бы разработать концепцию сбалансированного соотношения между вынужденным импортом и предпочтительной опорой на самостоятельные разработки. Результатом анализа должна быть разработка программы, которая бы позволяла целенаправленно и поэтапно сократить удельный вес импорта в высокотехнологичных отраслях, постепенно вытесняя его за счет поощрения инновационных разработок отечественных предприятий и доводя импорт оборудования до приемлемой в целях экономической и технологической безопасности доли. При импорте технологий должен осуществляться такой жесткий принцип, как открытие отечественного рынка в обмен на предоставление прав на технологию и при условии отсутствия аналогичных отечественных инновационных технологий и продуктов.

В целях качественной разработки, оформления и реализации стратегии им-портозамещения и технологического перевооружения предприятий Санкт-Петербурга можно порекомендовать использование метода дорожных карт. Данный метод, появившийся в технологическом прогнозировании в конце XX века, показал себя как эффективный способ построения долгосрочных стратегий в политике и экономике. В предпринимательском сообществе на основе дорожных карт осуществлялось развитие ряда крупнейших мировых компаний.

Прикладная ценность корпоративной дорожной карты состоит в том, что «по итогам ее разработки закладывается экспертно-аналитическая и информационная база для принятия решений в области инвестиций или инновационного развития компании в целом, но и в том, что в процессе коммуникаций по выбору стратегий эксперты настраиваются

на максимально эффективное движение з к намеченным целям (при котором учи- сь тываются интересы всех ключевых ак- ^ торов) и в какой-то мере достигают со- £ гласованности действий»1. ^

В качестве одного из важных направ- ° лений осуществления стратегии импор- о тозамещения должна стать разработка ^ и осуществление государственной по- ш литики стимулирования восстановления и развития сектора разработок на промышленных предприятиях, модернизации организации производства, создания центров инновационных технологий, центров коммерциализации технологий. Как показывают исследования, затраты на НИОКР в Российской Федерации и Санкт-Петербурге в основном производятся за счет внутренних ресурсов самих предприятий (например, одна из ведущих петербургских компаний «Силовые машины» не получает поддержки на НИОКР в течение 10 лет), тогда как в ведущих странах (США, ЕС, Япония) значительная часть затрат на исследования и разработки предприятий финансируется государством2.

В связи с существующей проблемой импортозамещения следует учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство создаваемых в Санкт-Петербурге технологий относится к модер-низационным, а не инновационным. Это так называемые «улучшающие», или «догоняющие», технологии, т. е. технологии сегодняшнего и даже вчерашнего дня. Их задача, в большинстве случаев, заключается в усилении существующих конкурентных преимуществ или в сокращении технологического отставания. Внедрение данного типа технологий хотя и позволяет выдерживать конкурен-

1 Дорожные карты — инструмент управления инновационным развитием крупных компаний: [Электронный ресурс] // МНО Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Официальный сайт. 05.02.2013 г. URL: http://foresight.hse.ru/ news/73248090.html.

2 Инновационная активность крупного бизнеса: [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт-РА. URL: http://www. raexpert.ru/researches/Inno-broshura-02.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з цию на внутреннем российском рынке и рынке стран СНГ, но не позволяет 0 создать новые экспортные рынки или £ ниши или выйти на передовой мировой ^ уровень. Подобная ситуация относится ° не только к промышленности Санкт-Пе-о тербурга, но в целом к промышленному д сектору Российской Федерации, вклю-ш чая и наиболее инновационно-активные и высокотехнологичные предприятия1.

С другой стороны, следует учитывать мировой опыт технологического развития, в частности таких стран, как Япония (в 1960-70-х гг.), Южная Корея (1970-80-е гг.) и КНР в настоящее время, которые начинали модернизацию с заимствования, копирования, внедрения передовых чужих технологий, а в настоящее время входят в группу мировых лидеров по созданию инновационной продукции.

Дальнейшее развитие инновационной системы в Санкт-Петербурге, по нашему мнению, по-прежнему будет осуществляться при ведущей роли государства, за которым останется общая координация экономических процессов, регулирование и стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами инновационного развития. Особое внимание будет уделяться реализации долгосрочной экономической стратегии: структурным преобразованиям промышленности, научно-техническому развитию, социальным вопросам (образованию, здравоохранению, энергетическим и экологическим проблемам).

В области развития инновационной среды государство будет заниматься поддержкой конкурентоспособности отдельных секторов, нуждающихся в ресурсном обеспечении, регулированием качественных параметров инновационного развития. За государством сохраняется задача построения разветвленной инновационной инфраструктуры, укрепление законодательной и нормативной базы, связанной с инновациями, развитие кана-

1 Инновационная активность крупного бизнеса: [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт-РА. URL: http://www. raexpert.ru/researches/Inno-broshura-02.pdf.

лов для инвестиций, т. е. формирующие, закрепляющие и обеспечивающие функции инновационного развития мегаполиса, интенсификация развития малого и среднего инновационного бизнеса.

Дальнейшее развитие инновационной системы Санкт-Петербурга будет проходить в рамках принимаемых правительством города инновационных программ. В связи с этим представляется необходимым тщательный анализ стратегических направлений государственной поддержки, оказываемой в различных секторах промышленного, научного и инновационного развития. Анализ хода и результатов реализации комплексной программы 2012-2015 гг., а также состояния инновационной системы Санкт-Петербурга в настоящее время приводит к выводу о том, что основные направления инновационного развития мегаполиса приняты верно, однако при разработке дальнейших программ требуется пересмотр приоритетов и акцентов.

Как видно из рисунка, доминирующим направлением инновационной политики должен стать, прежде всего, блок проблем, связанных со стимулированием спроса на инновации и восприимчивости к ним, на содействии интеграционным процессам науки, образовательных учреждений и бизнеса, коммерциализации инноваций, защите интеллектуальной собственности, на продвижении инновационной продукции. Целенаправленное сосредоточение на этих направлениях организационно-экономических мер и ресурсного потенциала позволит преодолеть перекос в инновационном развитии мегаполиса, перейти к развитию внутреннего рынка на инновационный продукт, стимулировать частную заинтересованность и уйти от преимущественного влияния государства, сделать заметный шаг в сторону развития постоянного устойчивого спроса на инновации, обеспечить широкий выход отечественной инновационной продукции на внешний рынок за счет сильной поддержки государства в области патентования, прежде всего патентования за рубежом.

1. Развитие инновационной инфраструктуры

2. Кадровое обеспечение

3. Содействие развитию интеграционных процессов и коммерциализация инноваций

4. Ресурсосбережение и энергоэффективность

9. Защита интеллектуальной собственности

8. Развитие научного потенциала

7. Стимулирование спроса

6. Содействие технологическому развитию и модернизации

5. Продвижение инновационной продукции

о Ö

о

ш

ш

О

Перспективные направления финансирования инновационной деятельности в Санкт-Петербурге на 2015 и последующие годы

Необходимо также учитывать, что реформирование и модернизация будут продолжаться в период кризисного развития экономики Санкт-Петербурга. По статистическим данным, с конца 2012 г. наблюдается заметное замедление промышленного развития. Снижаются доходность (следовательно, и объем собираемых налогов), инвестиции в основной капитал, практически исчерпаны ресурсы местного рынка труда1.

Инновационному развитию промышленности Санкт-Петербурга должно

1 Петростат: [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/ Sant_Petersburg/grp/.

способствовать скорейшее принятие Концепции развития промышленности Петербурга до 2020 г., проект которой разрабатывается с 2010 г. При этом главная задача в доработке Концепции заключается в корректировке промышленной политики таким образом, чтобы движение в направлении использования и создания новых технологий стало обязательным, постоянным и необратимым. На наш взгляд, доработка Концепции в направлении приоритета целенаправленного развития импор-тозамещения высокотехнологической продукцией петербургского производства была бы наиболее обоснованной в целях стратегического развития Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.