Современные направления экономического сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза: результаты и перспективы
УДК 339.9 + 061.1 ЕАЭС ББК 65.5 + 65.428 (4+5) Р-623
И.А. Рождественская,
доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - профессор, Е.И. Москвитина,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации -бакалавр
Аннотация
Статья посвящена проблеме экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза. На основе анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Союза, выделены приоритетные направления экономического сотрудничества, определены ключевые инструменты и механизмы их реализации, обозначены перспективы и основные результаты, ожидаемые от интеграционного экономического взаимодействия стран Союза. Приведена оценка интеграционного эффекта к 2030 году, согласно которой вклад экономической интеграции стран ЕАЭС в развитие Союза обеспечит общий совокупный эффект: 210 млрд долл. США, дополнительный прирост ВВП государств-членов - до 13%. Особое внимание уделено вопросам создания в странах ЕАЭС условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности. По официальным данным в период 2008-2014 годы объем накопленных прямых иностранных инвестиций стран ЕАЭС в Евразии вырос на 38 млрд долларов США и составил в конце 2014 года 71 млрд долларов США. Рассмотрены наиболее масштабные инвестиционные проекты в таких сферах, как машиностроение, авиапромышленное производство, строительная индустрия, глубокая нефтепереработка, транспортная инфраструктура.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, страны ЕАЭС, направления экономического сотрудничества, инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика, совместные проекты, прямые инвестиции, интеграционный эффект.
Modern directions of economic cooperation between the countries of the Eurasian Economic Union: results and prospects
I.A. Rozhdestvenskaya,
Doctor of Economics, Professor,
Financial University under the Government of the Russian Federation - Professor, E. I. Moskvitina,
Financial University under the Government of the Russian Federation - Bachelor
Q 50
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Abstract
The article is devoted to the economic development of the Eurasian Economic Union member states. On consideration of the legislative and regulatory framework the priority areas of economic cooperation are identified, key tools and mechanisms for their implementation are considered, the prospects and main results expected from the integration of economic development of the EAEU countries are explored. The evaluation of integration effect by 2030 provided in the article suggests that the contribution of EAEU countries' economic integration in the development of the Union will provide an overall cumulative effect: $210 billion, GDP growth of the member States to 13%. Special attention is given to the questions of creating the conditions for the increase in business activity and investment attractiveness in EAEU countries. According to official figures the volumes of accumulated foreign direct investment of the EAEU countries in Eurasia increased by $38 billion over the 2008-2014 period and amounted to $71 billion at the end of 2014. The most large-scale investment projects in such fields as engineering, aviation industry manufacturing, construction industry, deep oil refining and transport infrastructure are considered.
Keywords: The Eurasian economic Union, EAEU countries, areas of economic cooperation, investment attractiveness, investment policy, results and prospects, joint projects, direct investment, integration effect.
Современные тенденции развития международных отношений свидетельствуют о глобальной трансформации системы формирования эффективных экономических отношений между государствами, проявляющейся в перераспределении факторов экономического роста и перестановке приоритетов внешней экономической деятельности. Подобные изменения нашли отражение и в усилении интеграции дружественных государств на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).1
Сегодня Евразийский экономический союз представляет собой особую форму международной организации региональной экономической интеграции, основанной на ожидании конкретных взаимных выгод, и обладает правосубъектностью на мировой арене.2 В состав Союза на данном этапе функционирования входят Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика. В качестве основной цели формирования данной международной интеграционной структуры можно отметить получение государствами-участниками максимального полезного эффекта от сотрудничества, построенного на взаимных обязательствах по реализации совместных проектов.
1 Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Избор-ский клуб, №2 (14), 2014. С. 47.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
51 Q
С целью координации и реализации общеэкономических мер, способствующих обеспечению конкурентоспособности Союза и государств-членов, решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года были утверждены основные направления экономического сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза, сотрудничество в которых является экономически целесообразным. В результате анализа данного документа можно выделить ряд приоритетных направлений экономического сотрудничества, определить ключевые инструменты и механизмы реализации данных направлений и отметить основные результаты, ожидаемые от интеграционного экономического развития членов Союза (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристика основных направлений экономического развития Евразийского
экономического союза
Направление экономического сотрудничества стран ЕАЭС Ключевые инструменты и механизмы для реализации направления Основные ожидаемые результаты от реализации направления
1.Обеспечение макроэкономической устойчивости У Модернизация механизмов макроэкономического анализа и прогнозирования П Согласованная политика в области разработки антициклических и стимулирующих мер П Обеспечение достаточного уровня сбережений, снижение внешней задолженности У Стабильность макроэкономических показателей Ц Рост технологического уровня П Диверсификация производства и экспорта П Достижение устойчивости платежных балансов
2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности У Сокращение избыточного государственного регулирования предпринимательства; П Организация информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, потенциальных инвесторов П Создание условий для участия предпринимателей в профессионально-деловых мероприятиях (форумах, конференциях, ярмарках и др) У Формирование благоприятной инвестиционной среды П Развитие малого и среднего предпринимательства П Повышения эффективности реализации государственных функций и предоставлении государственных услуг
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Направление экономического сотрудничества стран ЕАЭС Ключевые инструменты и механизмы для реализации направления Основные ожидаемые результаты от реализации направления
З.Инновационное развитие и модернизация экономики У Формирование условий для инновационных структурных сдвигов, особенно в области коммерциализации научных разработок П Обеспечение достаточного финансирования П Содействие с точки зрения правового и институционального регулирования инновационного развития П Осуществление трансфера технологий из развитых стран в ЕАЭС У Рост темпов реализации национальных планов П Увеличение объемов производства инновационной продукции и технологий У Повышение производительности труда □ Обеспечение привлекательно сти инновационной продукции П Увеличение доли инвестиций в высокотехнологических секторах экономики и рост экономического эффекта от реализации инновационных проектов
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза У Проведение согласованной валютной политики ^ Интеграция биржевого пространства П Обеспечение доступа инвесторам к финансовым рынкам и доступности кредитных ресурсов 0 Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг У Формирование единого финансового рынка □ Расширение инвестиционных возможностей □ Обеспечение свободного эффективного движения капитала
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
53 0
Направление экономического сотрудничества стран ЕАЭС Ключевые инструменты и механизмы для реализации направления Основные ожидаемые результаты от реализации направления
5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала У Гармонизация нормативно-правового регулирования транспортного сектора П Строительство инфраструктурных объектов П Создание транспортных коридоров и транспортно-логистических центров с учетом фактора востребованности на определенных маршрутах ^ Применение сквозных тарифных ставок на участках маршрутов, проходящих транзитом по территориям двух и более государств-членов П Обеспечение участия стран ЕАЭС в международных транспортных проектах У Рост стратегического и транзитного потенциала инфраструктурных объектов У Снижение транспортных издержек П Увеличение доходной части бюджета □ Упрощение таможенных операций, пограничных процедур контроля ^ Повышение качества транспортных услуг П Создание оптимальных логистических цепочек ^ Интеграция транспортных систем стран ЕАЭС в мировую транспортную систему
6. Развитие кадрового потенциала У Создание благоприятных условий для проживания ^ Мониторинг миграции рабочей силы (внутренней и внешней) и ее учет П Развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест П Проведение согласованной политики в области защиты прав потребителей У Повышение уровня жизни населения П Реализация кадрового потенциала ^ Повышение производительности труда ^ Развитие высокотехнологичных секторов
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Направление экономического сотрудничества стран ЕАЭС Ключевые инструменты и механизмы для реализации направления Основные ожидаемые результаты от реализации направления
7. Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности У Разработка единых стандартов и требований в области энергоэффективности и ресурсосбережению (к ввозимой и выпускаемой в ЕАЭС продукции) □ Производство энергосберегающих технологий П Создание единой научной платформы для совместной разработки и коммерциализации энергоэффективных технологий ^ Развитие возобновляемых источников энергии П Совершенствование системы переработки отходов и вторичного использования сырья У Снижение энерго-и ресурсоемкости экономик стран ЕАЭС П Сокращение издержек при производстве продукции/услуг □ Рост конкурентоспособности производств и обеспечение их экологической безопасности ^ Формирование и развитие рынка работ и услуг в сфере ресурсосбережения и энегроэффективности
8. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество) У Поэтапное привлечение различных административно-территориальных образований П Создание условий для взаимодействия и обмена опытом П Поддержка региональных инициатив сотрудничества ^ Развитие промышленного сотрудничества и производственной кооперации У Повышение взаимной значимости рынков У Формирование новых производственных связей У Рост эффективности рынка труда
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
55 0
Направление Ключевые инструменты и Основные ожидаемые
экономического механизмы для реализации результаты от реализации
сотрудничества направления направления
стран ЕАЭС
9. Реализация и Интенсификация и Расширение рынка
внешнеторгового производства сбыта продукции
потенциала конкурентоспособной □ Рост объемов торговли
продукции на мировом рынке
□ Диверсификация товарных □ Обеспечение
потоков доверительных
□ Организация отношений с
институционального, внутренними и
организационного внешними торговыми
и информационно- партнерами
аналитического обеспечения □ Развитие
продвижения товаров, взаимодействия в
произведенных в ЕАЭС научно-технической
□ Заключение сфере
непреференциальных и □ Организация
преференциальных торгово- эффективного
экономических соглашений информационного
сотрудничества
□ Повышение
конкурентоспособности
продукции стран ЕАЭС
Источник: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148814/scd_19102015_28.
Выбор основных направлений экономики для интеграционного развития был обусловлен тремя основными факторами: национальные приоритеты, проблемы, ожидаемый от взаимного сотрудничества стран результат. В качестве основных условий, которые определяют целесообразность формирования основных направлений экономического сотрудничества, выделяются такие, как возможность достижения «масштабного» эффекта, наличие и выявление новых точек экономического роста, рациональная эксплуатация имеющихся ресурсов, сокращение административных и финансовых, издержек.3
Реализация основных направлений экономического сотрудничества стран ЕАЭС предполагает достижение цели по обеспечению и поддержанию устойчи-
3 Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: вызовы и императивы // Мир перемен, 2015, № 1. С. 153-154.
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
вого роста экономики данных государств и Союза в целом посредством решения сложнейшего комплекса задач, ориентированного на использование конкурентных преимуществ евразийских стран при проведении согласованной политики в различных секторах экономики.4
Согласно оценке интеграционных эффектов к 2030 году вклад экономической интеграции стран ЕАЭС в развитие Союза в числовом выражении должен составить:5
□ общий совокупный эффект: 210 млрд долл. США;
□ дополнительный прирост ВВП государств-членов - до 13%;
□ диверсификация структуры взаимной торговли - прирост торговли продукцией промежуточного потребления до 80%;
□ дополнительный приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран - до 90 млрд долл. США.
В роли ключевых инструментов реализации основных направлений экономического сотрудничества выступают программы, проекты и планы по взаимодействию в различных сферах экономики (см. таблицу 2).
Таблица 2
Инструменты реализации основных направлений экономического сотрудничества странЕАЭС
Инструмент Документ
Проект рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии «О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере производства продукции черной металлургии» Распоряжение Коллегии ЕЭК от 20 октября 2015 г. №117
План мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования моторных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах - членах Евразийского экономического союза на 20152017 годы Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 29 мая 2015 г. №10
Создание условий для развития производства машин и оборудования для сельского хозяйства в государствах -членах Евразийского экономического союза Решение Евразийского Межправительственного Совета от 29 мая 2015 г. №4
Развитие сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства Рекомендация Совета ЕЭК от 28 мая 2015 г. №2
4 Зиядуллаев Н.С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 5. С.6-7.
5 Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г. Евразийская экономическая комиссия.- Москва, 2015 г. С. 5.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
57 ^
Инструмент Документ
Проект рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии «О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере производства строительных материалов, включая производство цемента и стекла» Распоряжение Коллегии ЕЭК от 25 мая 2015 г. №49
Проект распоряжения Евразийского межправительственного совета «О формировании евразийских технологических платформ» Распоряжение Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 г. №6
Проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Евразийского межправительственного совета «О плане мероприятий по развитию легкой промышленности государств -членов Евразийского экономического союза на 2015 -2016 годы» Распоряжение Коллегии ЕЭК от 14 апреля 2015 г. №28
другие проекты, программы, планы
Источник: Евразийский экономический союз. Правовой портал. Раздел «Промышленная политика». URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/.
Нельзя не отметить, что начало функционирования Евразийского экономического союза в 2014 году происходило в сложнейший период, характеризующийся снижением экономической активности в странах ЕАЭС на фоне медленных темпов восстановления экономики на мировых рынках, роста геополитической напряженности, введения санкционных ограничений в отношении к России, стремительного падения цен на топливно-энергетические товары и на металлы, негативного влияния внутренних национальных факторов.
Для преодоления этих сложностей по поручению глав Правительств и Президентов государств Евразийского экономического союза было решено утвердить ключевые ориентиры для разработки и проведения согласованной макроэкономической политики на уровне Президентов стран ЕАЭС. В первую очередь, речь идет о создании в странах ЕАЭС условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности, как приоритетного направления экономического сотрудничества стран ЕАЭС. Можно утверждать, что инвестиционная политика - одно из важнейших условий экономического роста Союза. Результаты инвестиционной политики во многом отражают объемы накопленных прямых иностранных инвестиций.
Согласно данным доклада, подготовленного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), в период 2008-2014 годы объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стран ЕАЭС в Евразии вырос на 38 млрд долларов США и составил в конце 2014 года 71 млрд долларов
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
США (см. рисисунок 1). При этом наибольший рост прямых иностранных инвестиций в рамках ЕАЭС продемонстрировали инвесторы из Китая (с 11 млрд. долларов до 27,1 млрд долларов).6
Рисунок 1
Динамика накопленных прямых иностранных инвестиций ЕАЭС в 2008 - 2014 годах, млрд долларов США
Источник: Доклад Евразийского Банка Развития №34. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций.— СПб: ЦИИ ЕАБР, 2015. С. 7.
Сотрудничество в области реализации совместных инвестиционных проектов в таких сферах, как машиностроение, авиапромышленное производство, строительная индустрия, глубокая нефтепереработка, перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса и т.п., - способствуют увеличению доли товаров с высокой добавленной стоимостью.
Анализируя результаты интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС в данных сферах, наиболее масштабные инвестиционные проекты можно отметить среди компаний России, Беларуси и Казахстана: в автомобилестроении - «Силовые машины», «ГАЗ», «КамАЗ» (Россия); «МАЗ», «БелАЗ» (Беларусь); в тракторостроении: «ЧТЗ-Уралтрак», «Ростсельмаш» (Россия); «Гомсельмаш», МТЗ, (Беларусь); в производстве дизельных двигателей: Тутаевский моторный завод (Россия); Минский моторный завод (Беларусь), интегрирование в уставной капитал локомоти-восборочного завода г. Астаны со стороны российского «Трансмашхолдинга» и другие.
6 Доклад Евразийского Банка Развития №34. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций.— СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. С. 12.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
В рамках создания благоприятных условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС крупнейшим инвестиционным проектом в области инфраструктурного развития и реализации транзитного потенциала на сегодняшний день выступают разработка и внедрение различных механизмов по стыковке Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Данные проект представляет собой формирование системы современных логистических центров и хабов по главным международным транспортным коридорам на евразийском пространстве (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Перспективные направления Экономического пояса Шелкового пути
Источник: Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». «К Великому океану -3. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств». Москва, июнь 2015. С. 18. // URL: http://ru.valdaiclub. com/files/11300/.
Для ЕАЭС представляется важным следующий эффект от реализации проекта:
□ стимулирование развития транспортной инфраструктуры на территории Евразийского экономического союза;
□ рост инвестиционной привлекательности стран Союза;
□ расширение взаимной торговли между государствами Союза;
□ ускорение развития различных отраслей экономики.
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Первостепенными задачами по достижению желаемого эффекта является разработка перечня конкретных мероприятий по совершенствованию транспортных коридоров на основе взаимодействия ЕАЭС и КНР, в частности гармонизация нормативных, технологических и тарифных отношений.
Кроме того, важно отметить, что система железнодорожного транспорта ЕАЭС обладает не свойственными альтернативным коридорам достоинствами, к числу которых в первую очередь относятся достаточно высокий уровень развития инфраструктуры и технологий перевозок, единые технологические стандарты (стандарты колеи: 1520 мм), отсутствие которых является существенным препятствием на пути унификации железнодорожных систем в Евросоюзе.7
Эксперты прогнозируют, реализация совместных проектов в рамках единого рынка ЕАЭС обеспечит ускоренное развитие возможностей для привлечения прямых иностранных инвестиций из третьих стран, которые в период до 2030 года могут достигнуть 90 млрд долл. США и таким образом сыграть значительную роль в совокупном интеграционном эффекте.8
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на все экономические и геополитические сложности и риски, стремление стран-участниц ЕАЭС к достижению экономического роста и макроэкономической устойчивости посредством поэтапной интеграции национальных ресурсов на межнациональном уровне в различных областях в рамках единой организационно-правовой системы создает достаточно устойчивую основу для взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочную перспективу.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». «К Великому океану -3. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств». Москва, июнь 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.valdaiclub.com/files/11300/ (Analiticheskij doklad Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». «K Velikomu okeanu -3. Jekonomicheskij pojas Shelkovogo puti i prioritety sovmestnogo razvitija evrazijskih gosudarstv». Moskva, ijun' 2015. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa)
Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Из-борский клуб, 2014, №2 (14). С. 44-58 (Glaz'ev S.Ju. Evrazijskaja integracija - kljuchevoe napravlenie politiki RF // Izborskij klub, 2014, №2 (14). S. 44-58)
7 Хазин М.Л., Веремеев В.А. Экономические проблемы евразийской интеграции. Евразийская экономическая перспектива: Материалы Третьего Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 года. - М.: Издание Государственной Думы, 2015. С. 34.
8 Евразийская экономическая комиссия. Новости и события «Представители Департамента макроэкономической политики ЕЭК рассказали о стратегии экономического развития ЕАЭС до 2030 года»:. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (28.10.2015г.)
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/ (Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 08.05.2015). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
Доклад Евразийского Банка Развития №34. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций.— СПб: ЦИИ ЕАБР, 2015. - 70 с. (Doklad Evrazijskogo Banka Razvitija №34. EAJeS i strany Evrazijskogo kontinenta: monitoring i analiz pijamyh investicij.— SPb: CII EABR, 2015. - 70 s.)
Евразийская экономическая комиссия. Новости и события: «Представители Департамента макроэкономической политики ЕЭК рассказали о стратегии экономического развития ЕАЭС до 2030 года». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ (28.10.2015 г.) (Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Novosti i sobytija: «Predstaviteli Departamenta makrojekonomicheskoj politiki EJeK rasskazali o strategii jekonomicheskogo razvitija EAJeS do 2030 goda». [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: вызовы и императивы // Мир перемен, 2015, № 1. С. 149-164 (Zijadullaev N.S. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: vyzovy i imperativy // Mir peremen, 2015, № 1. S. 149-164)
Зиядуллаев Н.С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 5. С. 3-18 (Zijadullaev N.S. Formirovanie Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: riski i shansy v period turbulentnosti // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015, № 5. S. 3-18)
Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г. Евразийская экономическая комиссия.- М., 2015. - 67 с. (Osnovnye napravlenija jekonomicheskogo razvitija EAJeS do 2030 g. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija.- M., 2015. - 67 s.)
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза». [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148814/ scd_19102015_28 (Reshenie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta ot 16 oktjabrja 2015 g. № 28 «Ob Osnovnyh napravlenijah jekonomicheskogo razvitija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza». [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
Хазин М.Л., Веремеев В.А. Экономические проблемы евразийской интеграции. Евразийская экономическая перспектива: Материалы Третьего Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 года. - М.: Издание Государственной Думы, 2015. С. 3381 (Hazin M.L., Veremeev V.A. Jekonomicheskie problemy evrazijskoj integracii. Evrazijskaja jekonomicheskaja perspektiva: Materialy Tret'ego Mezhdunarodnogo foruma. Sankt-Peterburg, 16 aprelja 2015 goda. - M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2015. S. 33-81)
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016