Научная статья на тему 'Проблемы интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕАЭС'

Проблемы интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1607
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / САНКЦИИ / ЕАЭС / ECONOMIC INTEGRATION / INTEGRATION EFFECTS / POST-SOVIET STATES / THE EURASIANECONOMIC UNION / EAEU / DIRECT INVESTMENT / FOREIGN TRADE / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна, Шарыкина Юлия Валерьевна

В статье рассматривается текущий уровень сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данные о внешнеторговом обороте, взаимных инвестиционных потоках, движении трудовых ресурсов отражают текущую макроэкономическую ситуацию в странах Союза. Достигнутый уровень кооперации не позволяет воспользоваться преимуществами синергетического эффекта. Однако проблемы сотрудничества разрешимы при повышении степени взаимной вовлеченности государств Союза в экономические процессы друг друга. Объективные сложности начального этапа интеграции серьезно за-медляют углубление экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС, но они могут быть значительно смягчены при условии осознания необходимости кооперации в данном формате и наличия политической воли государств Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration challenges in the Post-Soviet space within the EAEU

The article is devoted to the current cooperation within the Eurasian Economic Union (EAEU).The data on foreign trade, mutual investment flows and movement of the labor force represents the current macroeconomic situation in the countries of the Union. The achieved level of cooperation does not allow to take advantage of synergies. However, the cooperation issues might be settled through increased mutual involvement in the economic processes within the Union. The explicit challenges of the initial phase of the integration considerably decelerate enhancement of the economic cooperation within the EAEU, but they can be significantly mitigated subject to recognizing the need for such cooperation and political will of the EAEU Member states.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕАЭС»

Проблемы интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕАЭС

И.Ю. Ткаченко,

кандидат философских наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой и национальной экономики - профессор, Ю.В. Шарыкина,

Всероссийская академия внешней торговли, факультет экономистов-международников - студент магистратуры первого года обучения

УДК 339.924+061.1ЕАЭС

ББК 65.5

Т-484

Аннотация

В статье рассматривается текущий уровень сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данные о внешнеторговом обороте, взаимных инвестиционных потоках, движении трудовых ресурсов отражают текущую макроэкономическую ситуацию в странах Союза. Достигнутый уровень кооперации не позволяет воспользоваться преимуществами синергетического эффекта. Однако проблемы сотрудничества разрешимы при повышении степени взаимной вовлеченности государств Союза в экономические процессы друг друга. Объективные сложности начального этапа интеграции серьезно замедляют углубление экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС, но они могут быть значительно смягчены при условии осознания необходимости кооперации в данном формате и наличия политической воли государств Союза.

Ключевые слова: экономическая интеграция, интеграционные эффекты, постсоветское пространство, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), прямые инвестиции, внешняя торговля, санкции.

Integration challenges in the Post-Soviet space within the EAEU

I.Y. Tkachenko,

Candidate of philosophical sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of World and National Economy - Professor, Y. V. Sharyikina,

Russian Foreign Trade Academy, Faculty of international economists -1st year Master degree student

Abstract

The article is devoted to the current cooperation within the Eurasian Economic Union (EAEU). The data on foreign trade, mutual investment flows and movement of the labor force represents the current macroeconomic situation in the countries of the Union. The achieved level of cooperation does not allow to take advantage of synergies. However, the cooperation issues might be settled through increased mutual involvement in the economic processes within the Union. The

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

explicit challenges of the initial phase of the integration considerably decelerate enhancement of the economic cooperation within the EAEU, but they can be significantly mitigated subject to recognizing the need for such cooperation and political will of the EAEU Member states.

Ключевые слова: economic integration, integration effects, post-Soviet states, the Eurasian Economic Union (EAEU), direct investment, foreign trade, sanctions.

Вопрос использования мирового опыта экономической интеграции для модернизации и роста национальных экономик является актуальным для многих государств, не исключая и постсоветские республики. Общность социально-экономических и других задач, а также объективная необходимость поддержания хозяйственных связей стали причиной появления ряда интеграционных инициатив сразу после распада СССР. Но в силу политических и экономических противоречий они не смогли в полной мере реализовать свой потенциал, что привело к формированию «интеграционного ядра» в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Результатом их сотрудничества стало создание Евразийского экономического союза, к которому впоследствии присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Данный формат сотрудничества, будучи проектом амбициозным, но при этом опирающимся на просчитанные экономические преимущества и выгоды, должен вывести интеграционные процессы на постсоветском пространстве на качественно новый уровень экономического взаимодействия. Именно от глубины этих процессов будет зависеть эффективная реализация экономического потенциала ЕАЭС. Поэтому в сложившихся кризисных условиях актуальным становится вопрос оценки реального уровня интеграции Союза и выявления факторов, препятствующих ее осуществлению.

ЕАЭС сегодня - это международная организация региональной экономической интеграции, которая объединяет 5 постсоветских государств -Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан и Россию. Она призвана способствовать стабильному развитию, а также всесторонней модернизации экономической системы Союза на основе принципа обеспечения «четырех свобод»1, который подразумевает формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Наиболее высокая степень интеграции на сегодня достигнута в сфере торговли товарами, чья либерализация начала осуществляться еще в рамках зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза, который позволил устранить большую часть таможенно-тарифных барьеров во взаимной торговле его участников (на тот

1 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа://www.consultant.ru/document/ cons doc law 163855/

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

момент - Белоруссии, Казахстана и России) и создать единую таможенную территорию, которая стала основой формирования Единого экономического пространства и, впоследствии, самого ЕАЭС.

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи в создании единого рынка товаров, анализ динамических рядов за последние шесть лет показывает негативную тенденцию во взаимной торговле стран ЕЭАС. Постоянно снижаются показатели экспорта и импорта. Так, по итогам 2015 года взаимный экспорт составил 45,38 млрд долл., а импорт - 45,19 млрд долл. По сравнению с пиковым 2012 годом падение этих показателей составило 33,1% и 33,3% соответственно (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Взаимная торговля товарами между странами ЕАЭС за период 2010-2015 гг.,

в млрд долл.

Источник: Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx

Анализ данных статистики по взаимной торговле за первое полугодие 2016 года говорит о дальнейшем снижении ее объема, который в сравнении с аналогичными данными за первое полугодие 2015 года сократился на 17,2 % и составил 22 311, 7 млрд долл. (см. рисунок 2). Наибольшее сокращение взаимной торговли произошло по минеральным продуктам (на 27,6%), машинам, оборудованию и транспортным (на 13,5%), металлам и изделиям из них (на 14,7%)2

2 Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза1 Январь - июль 2016 года [Электронный ресурс] Режим оступа://www.eurasiancommission. org/m/act/integr_i_makшec/dep_stat/tradestat/andytics/Documents/expressЛuly2016.pdf

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Рисунок 2

Динамика взаимной торговли товарами стран - членов ЕАЭС в 2015-2016 гг.

Динамика взаимной торговли товарами государств - членов ЕАЭС (миллиардов долларов США)

1.3

аа, Г 4.0 <1 4.1

* у у 3.4 З.Т ------ з,а

✓ 2,5

2.5 •л"

I» III IV V V) VII VIII IX

— 201В т 2016

X! XII

Источник: Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/econstat/DocumentsЛndicators201608.pdf

Рисунок 3

Доли во взаимной торговле стран ЕАЭС

Источник: составлено по данным http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/July2016.pdf

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

37 ^

Главные торговые партнеры ЕАЭС - Россия, Казахстан и Белоруссия, на их долю в 2016 году приходится более 90% объемов взаимной торговли, что вполне объяснимо с той точки зрения, что, будучи давними партнерами по Таможенному союзу, эти страны в большей степени используют эффекты синергии от кооперации (см. рисунок 3).

Наибольшее сокращение произошло во взаимной торговле между Казахстаном и Кыргызстаном, Белоруссией и Казахстаном (см. рисунок 4).

Рисунок 4

Доли стран-членов ЕАЭС во взаимной торговле в январе-июле 2016 г. в сравнении

с январем-июлем 2015 г., %

■ В % к январю-июлю 2015 года

Источник: составлено по данным Евразийской экономической комиссии. http://www. eurasiancommissюn.org/m/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/ expressJuly2016.pdf

Однако такой показатель, как структура взаимной торговли, свидетельствует о том, что интеграция в рамках ЕАЭС позволяет в настоящий момент говорить о росте объемов взаимной торговли по ряду товаров. В частности, по сравнению с 2011 годом во взаимной торговле стран ЕАЭС увеличились доли поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (с 9,3% до 15,2%) и продукции химической промышленности (с 9,1% до 10,5%)3. Более того, взаимная торговля

3 Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа://www.eurasiancommission. org/m/act/integr_i_makшec/dep_stat/tradestat'Pages/defaultaspx

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

ЕАЭС более гармонична по сравнению с торговлей с третьими странами за счет более высокой степени диверсификации товарной структуры, в которой более существенную долю имеет несырьевой экспорт (см. рисунок 5).

Рисунок 5

Структура взаимной и внешней торговли ЕАЭС в 2015 г. по основным товарным группам, %

Источник: Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx

Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на отрицательную динамику взаимного товарооборота между странами ЕАЭС, сохраняются перспективы развития этой сферы сотрудничества и, в первую очередь, в направлении улучшения товарной структуры. Их реализация зависит от устранения нетарифных барьеров и от углубления сотрудничества стран ЕАЭС в реальном секторе экономики, способном улучшить экспортный потенциал ЕАЭС и, соответственно, структуру его товарооборота.

Помимо этого, содействие укреплению экономических взаимосвязей в рамках ЕАЭС способна оказать торговля услугами. О необходимости сотрудничества в этой сфере говорит тот факт, что в странах Союза - за исключением Белоруссии -импорт услуг превышает экспорт (см. таблицу 1). Но именно сфера услуг может способствовать модернизации экономики ЕЭАС за счет научно-технического и социально-экономического развития. Кроме того, развитие торговли услугами - это перспективное направление для углубления интеграции с точки зрения не только улучшения показателей торговли, но и стимулирования производства и инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

39 ^

Таблица 1

Экспорт и импорт услуг (в млн долл.) в рамках ЕАЭС в 2014-2015 гг.4

Экономика Экспорт, млн долл. Импорт, млн долл.

2014 2015 2014 2015

Армения 1 620,7 1 512,7 1 733,7 1 607,3

Беларусь 7 888,6 6 647,7 5 736,0 4 335,8

Казахстан 6 594,4 6 480,4 12 915,4 11 851,1

Кыргызстан 900,5 843,4 1 231,1 957,1

Россия 65 744,5 51 742,3 121 022,2 88 616,9

Источник: Источник: составлено по данным ЕЭК. Прямые инвестиции. Экспорт и импорт услуг в Евразийском экономическом союзе. 2015 год (по оперативным данным). Статистический бюллетень http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ finstat/Documents/DI_S_11072016.pdf

Приведенная выше таблица показывает, что в 2015 году имела место отрицательная динамика движения услуг по всем странам ЕАЭС. Причины этого коренятся, вероятно, в сложной экономической обстановке в странах Союза. Изменение тренда будет происходить по мере выправления макроэкономической ситуации в странах и росте их конкурентоспособности.

Те же макроэкономические проблемы повлияли и на динамику прямых иностранных инвестиций по странам, особенно в России (см. рисунок 6).

Рисунок 6

Взаимные прямые инвестиции в ЕАЭС, 2014- 2015 годы, с учетом данных зеркальной статистики, млн долл.

4 Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] Режим доступа://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201608.pdf

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Источник: составлено по данным ЕЭК. Прямые инвестиции. Экспорт и импорт услуг в Евразийском экономическом союзе. 2015 год (по оперативным данным). Статистический бюллетень http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/ Documents/DI_S_11072016.pdf

Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что к настоящему времени устойчивого тренда к наращиванию взаимных прямых инвестиций в странах ЕАЭС не наблюдается (см. рисунок 7). Вероятно, это можно объяснить тем обстоятельством, что самый крупный реальный инвестор среди стран объединения - Россия - не преодолела застойные явления в своем экономическом цикле и быть драйвером роста пока объективно не может.

Рисунок 7

Доля прямых инвестиций ЕАЭС в общем объеме прямых инвестиций в страну,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 г.

Источник: составлено по данным ЕЭК http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/DI_S_11072016.pdf

Модернизация экономики требует серьезных вложений в научно-исследовательские работы, внедрение новых разработок, обновление материально-технической базы и т.д. Поэтому странам ЕАЭС нужно стимулировать взаимные инвестиции, а также обеспечить их распределение по наиболее важным для повышения конкурентоспособности Союза секторам.

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

41 ^

Актуальность данного вопроса демонстрирует статистика, выявляющая проблемы инвестирования на пространстве ЕАЭС. Россия остается нетто-инвестором в экономики стран - партнеров по Союзу, что вполне объяснимо с точки зрения масштабов экономики РФ и ее инвестиционными возможностями (см. рисунок 8):

Рисунок 8

Инвестиционное сотрудничество России и стран ЕАЭС в 2012 -2015 гг.

Источник 1: составлено по данным ЦБ РФ. Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж. Операции по инструментам и странам-партнерам [Электронный ресурс] Режим доступа://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

Источник 2: составлено по данным ЦБ РФ. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. Операции по географическим и экономическим зонам. [Электронный ресурс] Режим доступа:://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

При этом ситуацию ухудшает неэффективное распределение инвестиций. Основные направления взаимных ПИИ на пространстве ЕАЭС - топливный комплекс и цветная металлургия (см. рисунок 9). Их удельный вес в этих секторах существенно выше, чем в целом на постсоветском пространстве. При этом объемы взаимных ПИИ в информационные технологии, финансовый сектор и инфраструктурные сети в регионе ЕАЭС ниже, чем даже в среднем по странам СНГ и Грузии. Таким образом, сохраняется ориентация на топливно-энергетический и сырьевой комплекс, что не позволяет странам ЕАЭС достичь более высокой конкурентоспособности на мировых рынках вопреки имеющемуся потенциалу, а также тормозит модернизацию реального сектора производства и развитие наукоемких отраслей.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Рисунок 9

Структура взаимных ПИИ в ЕАЭС по странам в 2014 г.

Источник: Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2015. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. - 54 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eabr. org/general//upload/CII%20-%20izdania/MonitoringVzaimnikhInvesticii/2015/MVI_2015_ Ezhegodnyy_Doklad_rus.pdf

Вопрос инвестиционного сотрудничества также тесно связан с взаимодействием в валютно-финансовой сфере, нацеленным на создание общего финансового рынка, который должен стать важнейшим механизмом для инвестирования реального сектора экономик стран ЕАЭС.

Эта задача особенно актуальна в сложившейся экономической ситуации, требующей значительных внутренних ресурсов для преодоления негативных явлений. Но ее реализация осложняется несоответствием ключевых показателей, которые - по мнению экспертов Евразийского банка развития - являются критериями готовности национальных финансовых рынков к объединению5. Речь идет об уровне инфляции, а также об отношении к ВВП годового дефицита консолидированного

5 Винокуров Е.Ю. Условия создания оптимального финансово-валютного пространства в ЕАЭС [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа:// eabr.org/general//upload/CП%20-%20izdania/2015/Finansovo-valutnoe%20prostranstvo.pdf

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

43 ^

бюджета и государственного долга стран ЕАЭС. Ни один из этих критериев на текущий момент не соблюден (см. таблицу 2), поэтому ключевой задачей валют-но-финансового сотрудничества сейчас является создание эффективной институциональной базы, в т.ч. разработка единых правил регулирования, стандартов и механизмов реализации согласованной финансовой политики.

Таблица 2

Основные финансовые показатели стран ЕАЭС в 2015 г.

Страны Отношение дефицита консолидированного бюджета к ВВП Отношение государственного долга к ВВП Уровень инфляции в годовом выражении

Армения 0,0% 48,7% 3,7%

Беларусь 1,8% 37,8% 12%

Казахстан 9,6% 22,1% 13,6%

Кыргызстан -1,5% 68,2% 3,4%

Россия -3,5% 10,3% 12,9%

Источник 1: Финансовая статистика ЕАЭС. Оперативные данные за 2015 год. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2015.pdf

Источник 2: Динамические ряды. Индекс потребительских цен. Официальная статистика Национальной статистической службы Республики Армении [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.armsШ.am/ru/?md=126&id=07001&submit=%D0%9F%D0%BE °/(^0%В8о/(С1%81о/(С0%ВА

Источник 3: Об индексе потребительских цен в Евразийском экономическом союзе. Декабрь 2015 года. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/ expressinflation201512.pdf

Наконец, последняя составляющая принципа «четырех свобод» - это сотрудничество в сфере трудовой миграции. Формирование единого рынка труда имеет для ЕАЭС большое значение в силу сложившейся после распада СССР миграционной системы с центрами притяжения в России и Казахстане. Свобода трудовой деятельности и признание документов об образовании должны обеспечить экономики Союза трудовыми ресурсами. Представленный ниже рисунок демонстрирует рост безработицы по странам ЕАЭС (рисунок 10). Складывание регулируемого трудового рынка может стать фактором снижения напряженности на национальных рынках труда стран-членов Союза.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Рисунок 10

Динамика численности зарегистрированных безработных в странах - членах ЕАЭС, 2015 - 2016 гг., на конец месяца, тыс. человек

II 01 IV V VI VII VIII IX X XI XII

■ 2015 а2016

Источник: составлено по данным ЕЭК. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союзаhttp://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201608.pdf

Но для того, чтобы единый рынок труда стал фактором модернизации, особое внимание необходимо уделить структуре занятости (см. рисунок 11). В перспективе нужно стимулировать перераспределение трудовых ресурсов в те отрасли экономики, которые могут повысить ее конкурентоспособность. Речь идет о высокотехнологичных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также об обеспечении квалифицированными кадрами сферы транспортных и деловых услуг.

Таким образом, анализ «четырех свобод» демонстрирует, что экономическое взаимодействие в рамках ЕАЭС остается на низком уровне в силу внешних и внутренних проблем.

Факторами их преодоления, а значит - усиления хозяйственных связей и роста экономик стран Союза, может стать углубление сотрудничества по таким направлениям, как интенсификация производства, модернизация инфраструктуры, инвестиционное сотрудничество и содействие реализации совместных проектов. Иными словами, ключом к экономическому росту ЕАЭС является комплексный подход к усилению интеграции, нацеленный на достижение синергетического эффекта, что подтверждают долгосрочные прогнозы, выполненные экспертами ЕЭК6.

6 Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyPrognoz/ Documents/Долгосрочный%20прогноз%20(краткая%20версия).pdf

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 0

Рисунок 11

Структура занятости населения ЕАЭС по видам экономической деятельности

(в %) в 2014 г.

Источник: Социально-экономическая статистика ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/default.aspx

Тем не менее, на этом пути государства ЕАЭС уже столкнулись с рядом проблем, которые серьезно замедляют темпы интеграции.

Во-первых, речь идет о недостатке политической воли всех участников объединения. Это одна из главных проблем, которая в свое время помешала успешной реализации других постсоветских интеграционных инициатив. Без твердой политической воли невозможны консолидация в рамках устойчивого объединения, согласование экономической политики по всем заявленным направлениям и ее реализация. Эта проблема также напрямую связана с необходимостью сбалансированности экономических интересов участников интеграционной инициативы, отсутствие которой может поставить под вопрос фактическую реализацию проекта. При прочих равных условиях Россия более всего заинтересована в реальной интеграции со стратегическими целями, так как именно формирование общего экономического пространства обеспечивает необходимые для России условия получения геоэкономических преимуществ, в то время как ее партнеры в основном

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

ориентированы на максимизацию текущих выгод, которые связаны, как правило, с получением различного рода субсидий и преференциального доступа на емкий российский рынок.

Во-вторых, темпы интеграции замедляются из-за трудоемкого и продолжительного подготовительного этапа, нацеленного на создание институциональной основы углубления интеграции. Без единых нормативных правовых актов и стандартов в заявленных сферах взаимодействия, формирования институтов и механизмов кооперации при реализации поставленных задач невозможно экономическое взаимодействие на заявленном высоком уровне. При этом их разработка и принятие зачастую осложняется не экономическими соображениями, а политическими.

В-третьих, на фактические результаты взаимодействия государств ЕАЭС оказывает негативное влияние состояние мировой экономики. Неустойчивость ее соответствующим образом влияет на темпы роста в рамках Союза, низкие цены на нефть, металлы и некоторое другое сырье ухудшает положение экспортеров сырья, которыми являются государства ЕАЭС, а резкие колебания валютных курсов усиливают риски. В совокупности эти факторы тормозят не только экономический рост стран ЕАЭС, но и углубление интеграционных процессов из-за стремления отдельных участников получить краткосрочную выгоду.

В-четвертых, еще одним фактором разногласий внутри Союза стали санкции и контрсанкции, введенные западными странами и Россией в отношении друг друга. Основная проблема санкционного режима заключается в том, что введение российской стороной контрсанкций формально нарушает принцип единой таможенной территории и единой торговой политики в отношении третьих стран. Это нивелирует достижения евразийской интеграции и провоцирует конфликты внутри ЕАЭС, страны которого должны проводить согласованную политику в общих интересах. Однако очевидным является тот факт, что в обозримой перспективе ни Россия не откажется от введенного эмбарго, ни ее партнеры по ЕАЭС не присоединятся к нему, т.к. в обоих случаях будут нарушены как экономические, так и политические интересы сторон.

В-пятых, причиной возникновения разногласий также являются сохраняющиеся внутри ЕАЭС барьеры. Речь идет об использовании нетарифных инструментов, включая запреты и ограничения, меры экономического и административного характера. В отсутствии внутренних таможенных границ эти инструменты выполняют не столько фискальную функцию, сколько протекционистскую для защиты внутреннего рынка без учета интересов стран-партнеров. В результате в рамках общего рынка вспыхивают так называемые «торговые войны», а взаимная торговля между странами ЕАЭС не растет, а падает, несмотря на создаваемые благоприятные условия для ее расширения.

Таким образом, несмотря на сложившуюся сложную ситуацию в мировой экономике, интеграция в формате ЕАЭС обладает существенным экономическим по-

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 ^

тенциалом даже в подобных кризисных условиях. Однако более-менее успешная реализация этого потенциала напрямую зависит от того, смогут ли государства Союза разрешить возникшие между ними противоречия, которые, наряду с вопросом сбалансированности экономических интересов и объективными сложностями начального этапа интеграции, серьезно замедляют процессы углубления экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/Pages/default.aspx (Vzaimnaja i vneshnjaja torgovlja EAJeS. Oficial'naja statistika EJeK [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Винокуров Е.Ю. Условия создания оптимального финансово-валютного пространства в ЕАЭС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eabr.org/general//upload/Cn%20-%20 izdania/2015/Finansovo-valutnoe%20prostranstvo.pdf (Vinokurov E.Ju. Uslovija sozdanija optimal'nogo finansovo-valjutnogo prostranstva v EAJeS [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Головнин М., Захаров А., Ушкалова Д. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства// Мировая экономика и международные отношения - 2016, № 4. С. 61-69 (Golovnin M., Zaharov A., Ushkalova D. Jekonomicheskaja integracija: uroki dlja postsovetskogo prostranstva// Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija - 2016, № 4. S. 61-69)

Динамические ряды. Индекс потребительских цен. Официальная статистика Национальной статистической службы Республики Армении [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.armstat.am/ru/?nid=126&id=07001&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B 8%D1%81%D0%BA (Dinamicheskie rjady. Indeks potrebitel'skih cen. Oficial'naja statistika Nacional'noj statisticheskoj sluzhby Respubliki Armenii [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_163855/ (Dogovor

0 Evrazijskom jekonomicheskom sojuze ot 29 maja 2014 goda [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Договор о Евразийском экономическом союзе. - М.: РГ-Пресс, 2015. - 496 с. (Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze. - M.: RG-Press, 2015. - 496 s.)

Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyPrognoz/Documents/Долгосрочный%20 прогноз%20(краткая%20версия).pdf (Dolgosrochnyj prognoz jekonomicheskogo razvitija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza do 2030 goda [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Журова А. В. Торговля услугами в Евразийском экономическом союзе. Учебное пособие. - М.: Клаудберри, 2016. - 176 с. (Zhurova A. V. Torgovlja uslugami v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze. Uchebnoe posobie. - M.: Klaudberri, 2016. - 176 s.)

Михневич С. ЕАЭС на современном этапе //Мировая экономика и международные отношения, 2016, № 4, с.71-76 (Mihnevich S. EAJeS na sovremennom jetape //Mirovaja jekonomika

1 mezhdunarodnye otnoshenija, 2016, № 4, s.71-76)

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Мокров Г. Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка. - М.: Проспект, 2016 -352 с. (Mokrov G. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz. Dempingovyj import i antidempingovye mery zashhity vnutrennego rynka. - M.: Prospekt, 2016 -352 s.)

Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2015. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. - 54 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eabr.org/general//upload/CII%20 -%20izdania/MonitoringVzaimnikhInvesticii/2015/MVI_2015_Ezhegodnyy_Doklad_rus. pdf (Monitoring vzaimnyh investicij v stranah SNG - 2015. - SPb.: CII EABR, 2015. - 54 s. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Об индексе потребительских цен в Евразийском экономическом союзе. Декабрь 2015 года. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/ expressinflation201512.pdf (Ob indekse potrebitel'skih cen v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze. Dekabr' 2015 goda. Oficial'naja statistika EJeK [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза Январь - июль 2016 года [Электронный ресурс] Режим оступа://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/July2016.pdf (Ob itogah vneshnej i vzaimnoj torgovli tovarami Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza Janvar' -ijul' 2016 goda [Jelektronnyj resurs] Rezhim ostupa)

Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] Режим доступа: //www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201608.pdf (Ob osnovnyh social'no-jekonomicheskih pokazateljah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Прямые инвестиции. Экспорт и импорт услуг. Первое полугодие 2015 года. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/DI_S_n122015.pdf (Pijamye investicii. Jeksport i import uslug. Pervoe polugodie 2015 goda. Oficial'naja statistika EJeK [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Социально-экономическая статистика ЕАЭС. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/econstat/Pages/default.aspx (Social'no-jekonomicheskaja statistika EAJeS. Oficial'naja statistika EJeK [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Финансовая статистика ЕАЭС. Оперативные данные за 2015 год. Официальная статистика ЕЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2015.pdf (Finansovaja statistika EAJeS. Operativnye dannye za 2015 god. Oficial'naja statistika EJeK [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.