4. Современный толковый словарь русского языка /Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2002. - 960 с.
5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Академический проект. - 2004. - 992 с.
6. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотики и информатика. Вып. 35. -М.: «Русские словари». - 1997. - С. 146-152.
7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1936-1940. Т. 1-4.
8. Roger's 21st Century Thesaurus in Dictionary Form. - New York: A Delta Book, 2005. - 962 p.
9. Wierzbicka A. Emotional Universals //Language Design. - 1999. - # 2. - P. 23-69.
УДК 374
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Новочук ПЛ., 2018 г.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, doifenm кафедры народной художественной культуры, г. Тамбов
Раннее А. О., 2018 г.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, студент 1 курса магистратуры кафедры народной художественной культуры, г. Тамбов
Аннотация: в статье раскрываются педагогические возможности декоративно-прикладного творчества и проблемы организации учебно-воспитательного процесса в этом направлении. Представлен анализ современных моделей возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования детей в форме объединений декоративно-прикладного творчества, дистанционных курсов и школ ремёсел. Выявлены недостатки и положительные моменты каждого из подходов, позволившие разработать авторскую учебную программу школы ремесел.
Ключевые слова: народные ремесла, дополнительное образование детей, образовательные модели.
MODERN REVIVAL MODELS NATIONAL CRAFTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL
EDUCATION OF CHILDREN
NovochukP.А., 2018 г.
Tambov State Musical Pedagogical Institute them. Rachmaninov, associate professor of the
department folk art culture, Tambov RannevA.O., 2018г.
State Musical Pedagogical Institute them. Rachmaninov, master's student of the department folk art
culture, Tambov
Abstract: the article reveals the pedagogical possibilities of decorative and applied arts and the problems of organizing the educational process in this direction. The analysis of modern models of the revival of national crafts in the system of additional education of children in the form of associations of decorative and applied arts, distance learning courses and crafts schools is presented. Identified the shortcomings and positive aspects of each of the approaches, which allowed to develop the author's curriculum of the school of crafts.
Key words: national crafts, additional education of children, educational models.
Народное искусство, народные ремёсла и традиции в декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни. Столетиями отрабатывались творческие приёмы обработки различных материалов, формировались традиции, что создавало неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью.
В настоящее время народные ремёсла в условиях рыночной экономики переживают период серьёзного кризиса. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремёсел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.
Воспитательный потенциал, заключенный в народном прикладном творчестве, может быть успешно реализован, если педагоги смогут с детского возраста сформировать в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры. Результативность применения материалов народной культуры в образовательном процессе состоит не в применении её отдельных компонентов, а в создании целостной системы работы.
Складывающаяся ситуация, показывает особенную важность сохранения традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел, начиная с начального художественного образования (Детских школ искусств, детских художественных школ и детских школ ремёсел) и последующее развитие указанных направлений в учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Школу ремёсел можно считать новым институтом в системе дополнительного образования детей.
Технологии различных видов народных ремёсел рассмотрены в работах И.В. Ловцовой, П.Д. Бобикова, Т.А. Матвеевой, И.И. Яковлева, Ю.Д. Орлова. Исследованиями в области методики обучения детей народным ремёслам занимались: Е.И. Абакумова, С.М. Аглаева, С.В. Белоус, А.В. Бычков, Г.Н. Иванов, Д.М. Скильский, И.М. Фадеева. Несмотря на разносторонний интерес к этой проблеме научного сообщества и педагогов-практиков, отдельного рассмотрения требует вопрос выявления организационно-педагогических условий возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования детей.
Национальное изобразительное искусство, народные промыслы, ремёсла и традиции в декоративно-прикладном творчестве имеют глубокие культурные и исторические корни. Технологические приёмы ручного труда, и сохранение культурной идентичности самого народа явилось результатом коллективного характера творчества и преемственности традиций народных мастеров.
Снижение интереса к отдельным видам народных ремёсел, их разобщенное существование, и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере культурного и исторического наследия.
Применение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного творчества в рамках учебно-воспитательного процесса может дать возможность значительно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своём содержании познавательное, художественное и трудовое начало, а поэтому может рассматриваться в качестве важного средства формирования разнообразных творческих интересов обучающихся, положительно влияющих на их разностороннее развитие.
Современные художественные промыслы — это «собственно художественные производства, заменившие ранее признанные «кустарные промыслы», которые характеризует их направленность на первоочерёдное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе» [1, с. 31].
Нынешнее состояние и развитие художественных промыслов РФ закреплено Федеральным законом РФ № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). Здесь дается определение: «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов» [2, с.2].
В 2008 году Комиссией Совета Федерации по культуре при участии организаций, заинтересованных в деле развития и сохранении народных художественных промыслов России, были подготовлены и проведены парламентские слушания на тему «Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов России». Итогом слушаний стало
принятие рекомендаций и ряда предложений, адресованных органам законодательной и исполнительной власти всех уровней, направленных на сохранение и развитие народных художественных промыслов.
В 1990 году по инициативе ряда предприятий целях сохранения и защиты народных художественных ремёсел в условиях рыночной экономики, в федеральных и региональных органах власти была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Сегодня она насчитывает 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. В Ассоциацию входят 10 учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для предприятий народных промыслов и ремёсел, кроме этого, созданы специализированные магазины-салоны [3, с. 12].
Тем не менее, не смотря на указанные меры поддержки, одним из главных вопросов стал вопрос приумножения ремесленников. На сегодняшний день он решается на разном уровне и разными способами. В целом это выставки и фестивали как косвенный способ и различные формы обучения как прямой. В системе обучения ремёслам и промыслам задействованы различные бюджетные и коммерческие учреждения, а также интернет ресурсы и обучают они не только детей, но и взрослых.
Специфика этого процесса заключается в том, что в нём нет чёткой единой линии. Порой это свободные к посещению мастер-классы, которые скорее лишь популяризируют творчество, порой дорогостоящие практические или дистанционные курсы, которые превращают традиционное искусство в сувенирную лавку, это могут быть и вполне грамотные, с чёткой структурой и программой образовательные курсы. Так или иначе, они формируют представление о ремесле, дают определённый набор знаний, умений и навыков. Однако в зависимости от возрастных особенностей обучаемых степень усвоения материала, и как следствие, овладение навыками ремёсла могут быть различны. Не секрет, что наиболее подходящая категория для обучения — это дети. Но при обучении ремёслам следует учитывать, что они требуют сосредоточенности, терпения, определённых физических сил и знаний и это наиболее полно соответствует подростковому возрасту.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день существуют социально-экономические и административные предпосылки для возрождения и развития народных промыслов и ремёсел. Процесс этот будет возможен при организации четкого взаимодействия общественного и административного ресурсов. Однако не решён вопрос о кадровом потенциале мастеров. Мастеров, владеющих народными ремёслами, осталось не много, а новый пласт формируется слабо и здесь возникает потребность в обучении ремёслам детей и молодежи, которые в будущем станут не только носителями, но и распространителями народной культуры.
Для выявления наиболее эффективных технологий обучения народным ремёслам необходимо рассмотреть деятельность учреждений различных типов. При изучении информации в информационной телекоммуникационной сети интернет, где не сегодняшний день каждая образовательная организация представляет свой сайт, можно выделить несколько основных направлений по обучению ремёслам. Первое - это кружки учреждений дополнительного образования, занимающиеся декоративно-прикладным творчеством. Следует уточнить, что учреждения дополнительного образования детей ставят своей целью не конкретное обучение ремеслу на предпрофессиональном уровне, а ознакомление с видом народного декоративно-прикладного творчества. Однако нужно отметить их главенствующую роль в формировании мотивации к познанию и научению у детей. Организации на своих сайтах порой лишь косвенно упоминают о наличии таких кружков, не показывая их результативность и методический инструментарий. В случае наличия на сайте учреждения дополнительного образования детей образовательной общеразвивающей программы по обучению ремеслу создаётся возможность отследить суть и полноту работы объединения.
Как показывает практика, чаще всего объединения (кружки) декоративно-прикладной направленности в учреждениях дополнительного образования детей предлагают к реализации довольно примитивные занятия, суть которых сводится к изготовлению поделок, выполненных по народным мотивам. Часто допускается смешение стилей и техник, некоторые принципиальные технологические операции упраздняются, для достижения скорейшего результата. Нередко это зависит от знаний и умений самого педагога, от его компетентности в данном виде деятельности.
Занятия в основном рассчитаны на детей младшего и реже среднего школьного возраста, что, в общем, соответствует общеознакомительному уровню, а работа с подростками практически не ведется, как правило, из-за слабого интереса детей этого возраста. И, тем не менее, даже знакомство с основами ремёсла в виде общеразвивающих занятий в младшем возрасте может дать ребёнку толчок для дальнейшего освоения ремёсла на предпрофессиональном и профессиональном уровне в подростковом возрасте.
К следующей группе, довольно ярко представленной в сети, можно отнести дистанционные курсы по обучению народным ремёслам. Дистанционные курсы, как правило, платные и предполагают только заочную форму обучения. Спектр предоставляемых услуг дистанционных курсов достаточно широк, но качество предлагаемых занятий, которое, зависит только от мастера, не редко имеет крайне низкий образовательный уровень, который уступает даже занятиям в учреждениях дополнительного образования детей. К тому же полное отсутствие практических занятий затрудняет освоение ремёсла. Однако грамотно организованная система менеджмента позволяет позиционировать эти образовательные услуги на высоком уровне.
Отдельного рассмотрения требует такая организационная форма, как школы ремёсел. Они могут являться как самостоятельными учреждениями, так и входить в структуру учреждений дополнительного образования. Анализ деятельности ГОУ ДОД «Детская школа народных ремесел» г. Архангельска [4], Русская академия ремесел г. Москва [5], Школа художественных ремёсел ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» [6] позволил сделать вывод, что учебно-воспитательных процесс в детских школах ремесел выстроен методически грамотно, учитывает возрастные и психологические особенности детей, характерно бережное отношение к технологии отдельных ремесел, учет этнокультурного и регионального аспекта.
Анализ существующих на сегодняшний момент моделей возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования позволил разработать учебную программу «Резьба по дереву» образовательного курса «Школа ремёсел» действующего в рамках Областной школы юных краеведов на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Это образовательный курс практической направленности, в рамках которого дети 12-17 лет знакомятся с основами определённого вида народного ремёсла Тамбовского региона. В течение учебного года дети не только постигают приёмы работы в определённом ремесле, но и исследуют его исторические и национальные основы. По окончанию курса дети представляют исследовательскую работу по выбранному направлению и результат практической работы в виде готового изделия.
Преподавание осуществляется очно в учебных мастерских и заочно (дистанционно) через интернет ресурс. В рамках очного цикла обучающимся даётся информация по основам ремесла, технике безопасности и основным приёмам работы. В рамках дистанционного обучения педагоги готовят видеоуроки и методические материалы, которые размещаются на интернет ресурсе.
По итогам цикла очно-заочных занятий был проведен итоговый опрос, который показал, что мотивация ребят к занятиям стала носить ярко выраженный характер, основанный на желании приобрести профессиональные трудовые навыки в сфере народных ремёсел, появилась цель более углублённого освоения изученных техник. У большинства появился интерес и удовлетворённость, более половины подростков планируют и в дальнейшем заниматься народным творчеством и ждут от этого высоких результатов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что одной из наиболее эффективных форм возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования является Школа ремесел, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом всех необходимых организационно-педагогических условий, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей и этнокультурный компонент региона.
Список литературы
1. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев [Текст]: монография / Л. П. Потапов. - М.: Просвещение, 1989. - 322 с.
2. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw
3. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw
4. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw
5. Русская академия ремесел [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://artkursy.ш/index.php?page=material§ion_id=637
6. Школа художественных ремёсел ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://col09.mskobr.ru/add_edu/shkola_hudozhestvennyh_remesel
УДК 377.018.48
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Яковлева Е.И., 2018
Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного
университета им. Н. И. Лобачевского, Ооцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, г.
Дзержинск Немцев С.А., 2018
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И.
Лобачевского, старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической
культуры и спорта, г. Нижний Новгород
Аннотация: при внедрении профессиональных стандартов на практике появляются проблемы, которые возникают из-за отсутствия у руководителей достаточных знаний нормативно-правовой базы в области образования. В данной статье представлен ряд типичных ошибок, допускаемых при выборе образовательной организации в процессе обучения сотрудников, которые возможно избежать на начальном этапе применения профессиональных стандартов.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, профессиональный стандарт, физическая культура и спорт.
THE ORGANIZATION OF EMPLOYEE TRAINING IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS ONE OF THE FACTORS FOR THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS
Yakovleva E.I., 2018
Dzerzhinsk branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Associate Professor of the chair of humanitarian and legal disciplines, Dzerzhinsk
Nemtsev S.A., 2018
the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Senior lecturer of the chair ofphysical education, faculty of physical education and sport, Nizhni Novgorod
Abstract: when introducing professional standards in practice, there are some essential problems that arise due to the lack of sufficient knowledge of the regulatory framework in the field of education. This article presents a number of typical mistakes made when choosing an educational organization in the process of employee retraining that can be avoided at the initial stage of professional standard implementation.