ЗУЧЕНИЕ ОСНОВ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
УДК 37.036:745
Г. К. Гамзатова1, М. К. Меджидова2
Дагестанский государственный педагогический университет 2Филиал Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте, Республика Дагестан
В предлагаемой статье показано большое значение народных художественных промыслов в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. Освещаются проблемы формирования знаний учащихся о традиционных народных ремёслах на примере изучения декоративно-прикладного искусства Дагестана, определяется воспитательный потенциал народных художественных промыслов в системе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школах Дагестана.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие.
G. K. Gamzatova1, M. K.Medzhidova2
Dagestan State Pedagogical University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, M. Yaragskogo, 57, 367003, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation
2Branch of Daghestan State Pedagogical University in Derbent town (Branch DSPU in Derbent town), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sovetskaya str., 15-A, Derbent, 368601, Republic of Dagestan, Russian Federation
STUDYING OF BASES OF NATIONAL ART CRAFTS AS DEVELOPMENT TOOL OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS (ON MATERIAL OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
The great importance of national art crafts in system of art and esthetic education of pupils is shown in the offered article. Problems of formation of knowledge of pupils of traditional national crafts on the example of studying of arts and crafts of Dagestan are covered, the educational potential of national art crafts in system of training graphic and to arts and crafts at schools of Dagestan is defined. Keywords: national art crafts, arts and crafts, art and esthetic education, spiritual and moral development.
ГАМЗАТОВА ГУЛЬПЕРИ КАДЫРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Дагестанский государственный педагогический университет
GAMZATOVA GULPERI KADYROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of Decorative Applied Art, Daghestan State Pedagogical University
2МЕДЖИДОВА МАРИНА КАДЫРОВНА — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филологии, Филиал Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте, Республика Дагестан
MEDZHIDOVA MARINA KADYROVNA — Ph.D. (Philology), Senior Teacher of Department of the Philology, Branch of Daghestan State Pedagogical University in Derbent town (Branch DSPU in Derbent town)
e-mail: gamzatova.69@mail.ru1, mgm2209@mail.ru2 © Гамзатова Г. К., Меджидова М. К., 2016
По уровню концентрации на достаточно ограниченной территории исторически сложившихся центров народного художественного творчества (среди них в первую очередь надо назвать искусство кубачин-ских и гоцатлинских ювелиров, табасаранских ковровщиц, в ворсовой, сложной технологии, унцукульскую насечку металлом по дереву, со сложным сочетанием декоративных и технологических свойств материалов) мировая эстетическая и искусствоведческая наука справедливо относит Дагестан к уникальным территориально-этническим образованиям, а комплекс его народов — к единственному в своём роде хранилищу традиций народных мастеров и художников.
Дагестанские народные художественные и ремесленно-декоративные промыслы, благодаря труду десятков и сотен тысяч мастеров различных специальностей, приобрели известность не только в Российской Федерации, но и во всём мире, а вместе с тем накопили огромный потенциал для творческого развития подрастающего поколения.
Всемерное развитие народного искусства, возрождение традиционных художественных полузабытых промыслов и их бережная поддержка создают базу для подготовки кадров для предприятий художественных народных промыслов [1, с. 17].
По решению Правительства Республики Дагестан во многих дагестанских школах с учётом региональных особенностей введено обучение на уроках труда технологическим приёмам и навыкам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, искони присущих Дагестану. Основополагающая цель таких занятий — сформировать эвристически эстетическое отношение учащихся к явлениям и предметам окружающей действительности, научить их чувствовать и творчески вос-
принимать прекрасное, воспитать интерес и любовь к искусству, развить художественный вкус. В то же время планомерная и гармонически сочетающая в себе общечеловеческие и регионально-национальные традиции подготовка детей к созданию декоративно-прикладных изделий станет залогом сохранения народных промыслов, развития и приумножения богатых, веками накопленных традиций [2, с. 13].
В конце XIX века в Дагестане плодотворно функционировало более тридцати производств — ювелирных и оружейных (при гармоническом сочетании функциональных и эстетических свойств) «народных артелей» [3, с. 32]. А такие центры народных художественных промыслов, как Кубачи, Гоцатль, Кумух, Балхар, Унцу-куль, Дербент и другие, и поныне славятся художественными достижениями. Поэтому необходимо, по нашему убеждению, чтобы учитель в каждой школе, находящейся в местах бытования того или иного вида традиционных искусств и художественных промыслов, знакомил с ними учащихся на основе местных художественных и технических приёмов, что позволит педагогу интенсивнее привлекать учащихся к творческой работе по восстановлению угасших художественных промыслов и декоративных ремёсел.
Однако это требует участия специалистов разного профиля, а также энтузиастов, в том числе и самих преподавателей средних школ. Им, по нашему убеждению, следует активнее привлекать учащихся к сбору, оценке и обобщению материалов по местным видам искусства. Только на этой основе в тесном творческом содружестве художников, искусствоведов, мастеров, методистов и педагогов можно и должно достичь стройной дидактической системы наглядных пособий по народным художественным промыслам Дагестана.
Преподаватель при этом должен, учитывая непосредственное, спонтанное общение учащихся из различных этнических районов, на основе своих знаний знакомить их с различными видами художественных промыслов как в познавательном, так и в художественно обучающем аспектах. Выбирая для изучения и посильного освоения учащимися те или иные виды и жанры художественного народного творчества или декоративно-прикладного ремесла, преподаватель соответствующих дисциплин непременно должен тщательно продумать и умело сочетать познавательные интересы и эвристические возможности учащихся различных возрастных групп (в смысле их способности к плодотворному восприятию материала) со спецификой традиционного развития в данном районе, селении или ауле определённых направлений художественных ремёсел.
Тем не менее с глубоким сожалением приходится признать тот факт, что в обычных средних общеобразовательных школах республики учащиеся до сих пор имеют весьма смутное и поверхностное представление о народных художественных промыслах и декоративно-прикладных ремёслах Дагестана, демонстрируют крайне недостаточные знания об основных признаках художественности изделия, о богатейших традициях обширного наследия народного искусства. Отчасти это положение можно объяснить отсутствием на сегодняшний день целенаправленной, продуманной и чётко ориентированной на региональные, локальные условия методики изучения и посильного практического освоения учащимися основных видов и жанров народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремёсел (основы традиционных народных художественных промыслов и декоративно-приклад-
ных ремёсел — ювелирного искусства, ковроткачества, керамики, художественной обработки дерева и техники насечки металлом по твёрдым древесным породам — более или менее успешно преподаются лишь в немногих общеобразовательных школах Дагестана), отчасти — недостаточной специальной подготовкой некоторых учителей и отсутствием у них должного воспитательного энтузиазма. Однако широкоохватная проверка знаний учащихся тех учебных заведений, в которых преподаются основы народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремёсел, наглядно показала, что наличие соответствующей действенной системы занятий и бесед с конкретной целью — глубоко и подробно ознакомить детей и подростков с богатейшим творческим наследием и его проблематикой — помогает им по-настоящему понять и практически освоить эстетические идеалы и художественное наследие предыдущих поколений.
Постараемся более глубоко рассмотреть основы народных художественных промыслов как средства развития творческих способностей учащихся школ Дагестана.
В числе других особый интерес представляет обучение основам ковроделия. Ковроделие и ковроткачество в Дагестане — древняя традиционная отрасль народного художественного промысла и специфически женского ремесла. В многонациональной республике буквально каждый народ, национальная или социально-этническая группа, даже каждое селение исторически выработало и плодотворно использует до настоящего времени свои традиционные орнаментальные мотивы, веками выверенные композиционные решения, устоявшуюся цветовую гамму, обусловленную, как правило, местными минеральными и растительными, естественными, природными ресурсами для
изготовления соответствующих красящих составов [4, с. 22].
По технике исполнения и органолеп-тическим качествам материала традиционные дагестанские ковры можно чётко подразделить на три значительно различающиеся между собой по технологическим (при изготовлении)и потребительским (при практическом использовании) характеристикам группы — ворсовые, безворсовые и войлочные. Каждая из перечисленных техник обязательно связана со строго определёнными особенностями орнамента и цветового решения, причём оба этих компонента несут традиционный, веками выработанный и выверенный отпечаток конкретного национального характера, эстетических представлений и художественного вкуса.
Ковроделие позволяет ознакомить подрастающее поколение с композиционным ритмическим построением орнамента в значительном плоскостном масштабе. Причём изучение этого вида народного художественного производства неизбежно расширит краеведческие сведения детей и подростков.
В зависимости от конкретно поставленной воспитательной и эстетической задачи преподаватель может выбрать для её наиболее успешного решения любую из разновидностей этого художественного ремесла. Дагестанские традиции ков-родельческого и ковроткаческого искусства предоставляют для этого практически неограниченный ассортимент изделий и, следовательно, возможности. Можно назвать и наиболее распространённые безворсовые ковры — давагьины, думы, паласы, сумахи, туруты и другие, а также ворсовые, махровые, войлочные и ковровые изделия.
Учащиеся, чьё детство прошло в районах и семьях, где основным художественным ремеслом является ковроделие или
ковроткачество, как правило, очень тонко и точно чувствуют оттенки цвета, точно улавливают соотношения цветовых масс и пятен, достаточно легко усваивают и воспроизводят (более того — сами создают) образцы геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного орнаментов. Практически любой из предложенных преподавателем графических изобразительных мотивов они с достаточной лёгкостью перекладывают, «переводят» на условный «ковровый язык». Даже относительно сложный композиционный комплекс элементов трансформируется при этом в строгом соответствии с традиционными законами строго регламентированной «ковровой» орнаментики.
Обработка дерева, как одного из самых доступных природных материалов, является у народов Дагестана древним и распространённым видом народного искусства. Обширные лесные массивы с разнообразными породами деревьев и, следовательно, многочисленной по технологическим и декоративным свойствам древесиной способствовали применению этого материала в быту горцев [5, с. 41].
Обнаруженные археологами при раскопках селищ и могильников, датирующихся даже II тыс. до н.э., в Кафыркумухе и Чиркее Буйнакского района изделия из резного дерева убедительно показывают, что этот вид народного художественного творчества уже к тому времени был развит на высоком уровне. Широко известные памятники — стенка ларя и точёный деревянный сосуд, украшенные геометрическим орнаментом, характерны и для дальнейшего периода.
Плодотворным фактором эстетического и художественного воспитания является архитектурная резьба. Она сочетает в себе как чисто художественные, так и идеологические мотивы — стремление украсить своё жилище и посредством определён-
ных изобразительных символов уберечь его от злого влияния. Многовековой опыт народа в художественно-практической деятельности нашёл отражение в выборе древесных пород, как обладающих «несущими» особенностями,так и пригодных к декоративной обработке. В Дагестане это дуб, чинара, сосна, липа, орех и другие.
В конце XIX столетия в Дагестане получил распространение такой архитектурный элемент, как навесной балкон, предоставляющий достаточно широкие возможности для художественного оформления (кованая решётка, точёные или резные балясины, вывешенный ковёр и т.д.). Это одно из характерных для данного региона проявлений общей закономерности перенесения декоративного, эстетического акцента с интерьера на экстерьер.
Соответственно, снижается роль резьбы по дереву и возрастает значение про-пильного орнамента в создании достойного архитектурного облика жилища. Важно подчеркнуть, что при этом, хотя и в достаточно изменённом, обобщённом виде, сохраняются традиционные мотивы — розетки, пальметки, многоконечные звезды и т.д. Однако следует считать это лишь слабым отголоском былого мастерства. Текущий период необходимо, по нашему мнению, однозначно характеризовать как этап значительного (хотя далеко не окончательного) упадка такого замечательного в прошлом традиционного вида народного искусства дагестанцев, как резьба по дереву.
От художественной обработки дерева в достаточной мере логичным представляется переход к декоративной обработке рога и костя. Это тоже чисто природный материал, почти столь же податливый и удобный в обработке, как и дерево, но обладающий несколько иными «рабочими» свойствами и декоративными качествами. Например, кость, так же, впрочем,
как и рог, даже будучи влажной и тщательнейшим образом отполированной, обладает особым и весьма ценным органолеп-тическим качеством — высокой степенью торможения при тенденции к скольжению. Поэтому она издревле использовалась для изготовления или отделки рукояток холодного, а позднее и огнестрельного оружия (рукоятка плотно «сидит» в кулаке), а также тростей, опорных палок для пожилых или больных людей — достаточно широкого круга предметов домашнего обихода и кухонной утвари. Кроме того, из-за её «податливости» к резьбе и орнаментации, а также достаточной прочности и долговечности кость нашла весьма широкое применение в художественных и декоративно-прикладных промыслах и ремёслах. Археологические находки свидетельствуют, что костяные изделия, как гладкие, так и орнаментированные, широко изготовлялись и применялись от крайнего запада Евразии (Альтамирская пещера и другие) до крайнего востока (стоянка Бурети на Камчатке и другие).
Весьма широкие педагогические и обучающие возможности для воспитания у школьников надлежащего чувства формы объёмного тела, объёмной композиции — сочетания ряда разнородных геометрических форм (шар, конус, цилиндр, куб и т.д.) в единое целое, наиболее целесообразного декоративного использования поверхности изделия предоставляет изучение гончарного дела. В курс занятий по этой теме входят изготовление учащимися образцов посуды разного рода и назначения, лепных рельефных (барельефных, горельефных и других) изображений, достаточно подробное знакомство с эстетическими и художественными принципами, а также технологическими приёмами декоративной отделки, оформления изделия, такими, например, как роспись ангобом, поливная техника, глазурование.
Керамика, как свидетельствуют данные археологических раскопок и этнографических изысканий, одно из наиболее древних и широко распространённых ремёсел, освоенных человечеством. В Дагестане кустарное керамическое производство сохраняется до сих пор, вполне успешно функционирует и имеет не только сугубо традиционное, но и практическое значение.
Дети из любого сельского района республики с малых лет пользуются в повседневном обиходе разнообразными керамическими предметами (игрушки, посуда и т.п.), постоянно наблюдают за процессом их изготовления старшими (керамическая посуда хрупка как никакая другая, поэтому набор кухонных и столовых глиняных изделий нуждается в перманентном пополнении). Это естественным образом в значительной степени облегчает работу преподавателя на занятиях, посвящённых «керамической теме». Учащиеся практически, органолептически постигают и осваивают основные технологические свойства гончарной глины, овладевают начальными, необходимыми приёмами лепки.
Несомненный интерес представляет изучение и освоение учащимися кузнечного и гравировального дела по меди как необходимого элемента ювелирного и оружейного производства.
Археологические находки, исследованные в процессе раскопок и камеральной обработки накопленных материалов на базе Аркасского и других могильников, позволяют с достаточной обоснованностью утверждать, что металлообработка, бытовавшая в таких аулах, как Гоцатль, Кази-Кумух и других, имела весьма богатую предысторию. Даже сравнительно немногочисленные образцы изделий дают возможность проследить и объяснить учащимся особенности техники их изготовления.
Наиболее распространённым видом художественной обработки металла у лакцев, как и у других народов Дагестана, было изготовление медной посуды, которая ввиду практичности и относительной дешевизны имела широкое распространение в быту местного населения. Из меди изготовляли разнофункциональную недорогую бытовую утварь, отличающуюся, как правило, изяществом формы и богатством, обусловленным технологической простотой орнаментального оформления поверхности, наносимого ручным резцом (штихелем) по посуде.
По особенностям техники изготовления и нюансам декоративной отделки медную посуду лакцев можно подразделить на три основные группы. Первая — чеканные изделия из листовой меди, произведения мастеров сёл Кумух и Хури; вторая — объединяющая толстостенную, выкованную вручную медную утварь с гравированным традиционным узором из села Хурукра;третья — наименее сохранившаяся и в значительной степени компилятивная по технологическим и эстетическим характеристикам категория изделий из села Тумуша. Изделия первой группы являются наиболее распространёнными в быту предметами медной посуды лакцев. Чтобы изготовить её, мастера брали лист нужной толщины, вырезали из него нужное количество обдуманных в конструктивном отношении частей и монтировали, собирали изделие, скрепляя детали заклёпками или тщательной прочеканкой механически совмещаемых краёв. К концу XIX века в сборке и скреплении посуды на должном технологическом и потребительском уровне начала применяться и постепенно приобрела приоритетное значение пайка оловом.
Изготовляемая в этих селениях посуда имела ряд черт, аналогичных подобным медночеканным изделиям соседних наро-
дов. Так, большой кувшин для переноски воды — «вараки» — был наиболее распространённым и популярным видом этих изделий. Его потребительская и бытовая ценность базируется на специфических условиях жизни горцев — источники воды в горах, как правило, находились на значительном отдалении от жилища, поэтому для оптимального обеспечения семьи требовало доставить за один раз максимальное её количество.
Тулово кувшина имело необходимое орнаментальное украшение, гармонически включающее в себя параллельные полоски в местах скрепления. Крышка была покрыта гармонично расположенными по кромке куполовидной крышки крупными чеканными полукругами.
Таким образом, кузнечное искусство, как одна из отраслей народной художественной культуры Дагестана, играет значительную роль в трудовом и эстетическом воспитании школьников.
Актуальная в настоящее время необходимость развития сложившейся системы эстетического воспитания учащихся средней школы обусловлена не только соответствующими социальными и экономическими предпосылками, но и, что характерно для нынешней национальной политики государства, пристальным и бережным вниманием к обычаям и традициям, народному искусству каждого интересного в этом отношении региона.
На сегодняшний день принципиально важно тщательно изучить, творчески обобщить накопленный многими поколениями опыт передачи знаний, умений и навыков «от старшего к младшему», «от мастера к ученику» — опыт, которым столь умело и плодотворно пользовались наши предки. Причём изучить и обобщить не академически, а творчески, чтобы умело, эффективно и с максимальной отдачей использовать его в современной школе.
Примечания
1. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. Москва : Советский художник, 1965. 72 с.
2. Бакланов Н. Б. Художественная культура Дагестана // Новый Восток. 1924. № 5. С. 255—265.
3. Гаджимурадов С. М. Основы ковроделия. Махачкала : Дагучпедгиз, 1989. 69 с. ил.
4. Рашидов О. К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному искусству в педагогических университетах (институтах) : методическое пособие. Махачкала, 2005.
References
1. Allekseeva V. V. Rol' khudozhestvennogo naslediya v esteticheskom vosritanii naroda [Role of art heritage in esthetic education of the people]. Moscow, Publishing house "Soviet artist", 1965. 72 p.
2. Baklanov N. B. Khudozhestvennaya kul'tura Dagestana [The art culture of Dagestan]. Novyi Vostok [New East]. 1924, No. 5, pp. 255—256.
3. Gadzhimuradov S. M. Osnovy kovrodeliya [Bases of carpetcraft]. Makhachkala, 1989. 69 p.
4. Rashidov O. K. Metodicheskie osnovy obucheniya studentov khudozhestvenno-graficheskikh fakul'tetov narodnomu ornamental'nomu iskusstvu v pedagogicheskikh universitetakh (institutakh) [Methodical bases of training of students of art and graphic faculties in folk ornamental art at pedagogical universities (institutes)]. Makhachkala, 2005.
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ