ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.9 ББК 67
© Калусова О.М.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ ГРАЖДАН НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОЛЬГА МУУЧНАЕВНА КАЛУСОВА,
адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность — 12.00.14 административное право
административный процесс Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Е.О. Бондарь
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Административное производство по жалобам граждан на неправомерные действия сотрудников полиции сегодня остается актуальной проблемой, которые требующей своего адекватного разрешения в административной науке. В современном мире имеется опыт зарубежных стран по вопросу рассмотрения жалоб на неправомерные действия полиции.
Ключевые слова: административное право, жалоба, права человека, независимая комиссия по рассмотрению жалоб граждан.
Annotation. Issues of administrative proceedings on complaints of citizens against unlawful actions of police officers are urgent problems that require their adequate resolution in administrative science. In the modern world, there is the experience of foreign countries on the issue of handling complaints about police misconduct.
Keywords: administrative law, complaint, human rights, enforcement, аn independent police complaints commission.
Для цитирования: Калусова О.М. Современные модели систем, обеспечивающих рассмотрение жалоб граждан на неправомерные действия сотрудников полиции: Зарубежный опыт. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):157-8.
Проблема разрешения жалоб граждан приобретает большую актуальность в связи с административно-правовыми отношениями, где сторонами выступают сотрудник полиции и гражданин. В такого рода отношениях полиция занимает уникальное положение, как орган, наделенный властными полномочиями и обязанностью действовать для укрепления правопорядка. Неизбежно такие обстоятельства приводят к положению спора и конфликта. Адекватные меры ответственности имеют крайне важное значение для общественного доверия к полиции и органам внутренних дел в целом.
Можно предположить, что права общественности и сотрудников полиции можно надлежащим образом защитить только с помощью независимого органа по рассмотрению жалоб.
В опыте зарубежных стран накоплен большой опыт создания и функционирования эффективных систем и институтов, которые обеспечивают административное производство по жалобам граждан на неправомерные действия сотрудников полиции.
Видится целесообразным представить следующие системы, эффективно функционирующие в современном мире.
Комиссия по уголовной юстиции Квинсленд Австралия
Комиссия по уголовной юстиции в Квинсленде (ОС) была создана в результате работы Комиссии Фицджграль-да по расследованию возможной незаконной деятельности и сопутствующих правонарушений. Это расследование вскрыло широко распространённую сеть правонарушений и коррупции в масштабах всей Полицейской службы Квинсленда (QPS). Отчёт об этом расследовании содержал много критики в том, что касалось внутреннего расследования жалоб на полицию, и был сделан вывод о том, что создание независимого гражданского надзорного органа имело крайне важное значение для благополучия системы по работе с жалобами граждан.
Комиссия по уголовной юстиции (ОС) представляет собой передовую форму гражданского надзора и в дополнение к своим большим следственным возможностям выполняет ряд иных функций. Хотя большая
№ 2/2018
Вестник Московского университета МВД России
157
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
доля времени и ресурсов этой комиссии тратится на сотрудничество с полицейскими органами, также комиссия уполномочена расследовать серьёзные правонарушения прочих государственных чиновников, таких как политические деятели, тюремные работники и местные органы власти. Примерно 30% жалоб — это жалобы на действия иных органов, а не Полицейской службы Квинсленда. В Комиссии по уголовной юстиции (СГС) имеется Председатель и четыре Комиссара. На пост Председателя назначается человек, обладающий юридической квалификацией и опытом в этой области. Что касается Комиссаров, то один из них должен быть юристом, а другие три должны продемонстрировать интерес и способности к работе с населением. Кроме того, как минимум, один из Комиссаров должен иметь опыт работы топ-менеджера в большой организации. Все вместе — Председатель и Комиссары -образуют «Совет» Комиссии, который проводит свои заседания, как правило, раз в две недели. Роль Комиссаров Совета можно подытожить следующим образом: «... делать информированный и уместный вклад в работу Комиссии; предлагать Комиссии широкий ряд компетенций, опыта и знаний в помощь для достижения целей Комиссии; выступать в качестве внутреннего механизма подотчётности для обеспечения надлежащей работы Комиссии».
Особый отдел расследований Онтарио, Канада Особый отдел расследований ^Ш) был образован в 1998 г. в результате отчёта Оперативной группы по расовым отношениям и полицейской службе. Он был создан по причине опасений, которые были высказаны во время слушаний Оперативной группы «о добросовестности процесса, при котором полиция проводила расследования дел, в которых замешаны другие офицеры полиции или полицейские службы». Мандат этого отдела состоит в расследовании «обстоятельств, повлекших серьёзную травму, сексуальное нападение или смерть, которые могли бы быть следствием уголовных преступлений, совершённых офицерами полиции».
Полицейский омбудсмен по Северной Ирландии Офис полицейского Омбудсмена был создан после отчёта доктора Мориса Хайеса о реформе системы рассмотрения жалоб на полицию в Северной Ирландии, которое начало свою работу в октября 2000 г., поэтому большинство упоминаний этой системы относится к отчёту доктора Хайеса или к Закону о полиции (Северной Ирландии) от 1998 г., в рамках которого создаётся это Управление. В Отчёте Хайеса излагается модель того, как должно функционировать Управление Омбудсмена, и какими полномочиями оно должно обладать. Ниже перечислены самые важные полномочия: омбудсмен обладает полным контролем за процессом рассмотрения жалоб; принимает решение о том, что представляет собой жалобу, регистрирует все жалобы, определяет порядок работы с жалобами и ответственных лиц. Омбудсмен также полномочен расследовать любые подозрения на правонарушения со стороны полиции даже при отсутствии жалоб. Омбудсмен несёт установленную законом обязанность по расследованию всех серьёзных жалоб (таких как смерть во время заключения под стражу, серьёзные травмы и т.д.). Омбудсмен обладает правом ус-
мотрения по расследованию всех прочих жалоб, подпадающих под критерии расследования или, как вариант, позволяет полиции проводить расследование, однако, повсеместно осуществляет надзор за расследованием. Все жалобы, подходящие для неформального урегулирования, направляются в полицию для их разрешения. Омбудсмен может вести мониторинг использования неформального урегулирования, имеет свой контингент следователей и право усмотрения по найму бывших или командированных офицеров полиции из числа Королевской вспомогательной полиции Ольстера или из военно-полицейских формирований Великобритании. Омбудсмен дает Директору по государственному обвинению рекомендации по обвинениям в уголовных преступлениях, а Главному констеблю — рекомендации по обвинениям в дисциплинарных нарушениях. Омбудсмен будет представлять дело в дисциплинарном трибунале и докладывать о тенденциях, отражающихся в жалобах, привлекать внимание к политике и практике, вследствие которых появляется чрезмерное количество жалоб.
Цель изучения зарубежного опыта является обнаружение независимой эффективной и практической модели по рассмотрению жалоб граждан на сотрудников полиции, которая обеспечит больше доверия полиции.
Веским аргументом в пользу полицейского ом-будсмена служит то, что необходимо вернуть доверие граждан к полиции. С позиции гражданина омбудсмен представляет собой должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворения административным решением, процессом его принятия, а также действиями сотрудников полиции.
Таким образом, прежде всего задача омбудсме-на — охрана прав гражданина, что определяет его позицию как части элемента системы правопорядка в широком смысле. Модель полицейского омбудсмена в противоположность надзору является ключом к доверию общественности. Возможно предположить, что модель полицейского омбудсмена обладает следующим преимуществами:
• может пользоваться доверием у общественности,
• также может вызвать доверие у сотрудников полиции,
• может пользоваться доверием у граждан,
• обеспечивает справедливую ответственность сотрудников полиции перед законом и предоставляет им полную защиту,
• открытая, доступная, подотчетная общественности и имеющая надлежащее ресурсное обеспечение,
• обеспечит высокие стандарты поведения со стороны сотрудников полиции,
• защитит сотрудников полиции от умышленных злонамеренных обвинений.
Литература
1. The Role and Functions of the Criminal Justice Commission, CJC, Queensland, 1998 («Роль и функции Комиссии по уголовной юстиции», Квинсленд, 1998 г.)
158
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2018