Научная статья на тему 'Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг'

Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МОДЕЛИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА / QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / MODELS OF QUALITY ASSURANCE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бонюшко Наталья Анатольевна, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В данной статье рассмотрены основные современные модели систем качества, применяемые в сфере высшего образования в целях обеспечения качества, проведен анализ лучших практик по обеспечению гарантий качества образования и определены основные особенности национальных и региональных гарантий качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бонюшко Наталья Анатольевна, Семченко Анжелика Ахмеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern models of quality assurance systems in assurance of the quality of educational services

This article analyzes the basic modern model of quality systems in higher education; the authors identify the most popular national and foreign quality assurance models, analysis of best practices to guarantee the quality of education and highlighted the main features of national and regional quality assurance in higher education.

Текст научной работы на тему «Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг»

УДК 37.014.54

Н. А. БОНЮШКО щ А. А. СЕМЧЕНКО И

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

СИСТЕМ КАЧЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В данной статье рассмотрены основные современные модели систем качества, применяемые в сфере высшего образования в целях обеспечения качества, проведен анализ лучших практик по обеспечению гарантий качества образования и определены основные особенности национальных и региональных гарантий качества высшего образования.

Ключевые слова: гарантии качества высшего образования, управление качеством, модели систем качества.

В современных условиях развития — ориентации на технологическую модернизацию российской экономики возникает необходимость подготовки кадров с новыми компетенциями, формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. Важным направлением является развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями — лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах. Решение указанных задач невозможно без кардинального наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов, которые позволят занять позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления. Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества.

На этом фоне в настоящее время в условиях развития экономики знаний, усиления конкуренции и необходимости повышения конкурентоспособности образования значительный научный интерес представляет исследование вопросов обеспечения качества, предоставляемых высшими учебными заведениями образовательных услуг. В настоящее

время ключевыми ресурсами, определяющими развитие экономики и общества, являются знание, информация и система образования. Именно интенсивное развитие этих факторов определяет качество и уровень жизни населения, позиции и конкурентоспособность стран на мировых рынках. В этой связи в Концепции модернизации российского образования определена главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с вышеизложенным представляется важным проведение анализа современных тенденций в области обеспечения качества образования, а именно возможностей реализации конкурентных преимуществ, максимального учета требований потребителей образовательных услуг, студентов, работодателей, на основе рассмотрения современных моделей систем управления качеством.

В настоящее время широко используются следующие модели систем управления качеством подготовки специалистов:

— модель системы менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) [1];

— модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM — European Foundation for Quality Management) [2];

— модели национальных и региональных премий по качеству и их модификации для высшего образования (в т.ч. Модель премии Правительства РФ в области качества, Министерства науки и образования РФ, премии Правительства СПб в области качества и др.);

— типовая модель системы качества высшего и дополнительного профессионального образования.

Приоритет при выборе той или иной модели определяется самим вузом. По нашему мнению, значительный практический интерес представляют различные модели национальных и региональных премий по качеству и их модификации для высшего образования. Модели премий по качеству в настоящее время разрабатываются и действуют на различных уровнях управления — международном, региональном, национальном, отраслевом, корпоративном.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

Национальные и международные премии по качеству являются действенным средством повышения конкурентоспособности организаций. В их основе лежит самооценка организации по установленным критериям в рамках отчета-конкурсанта, с последующей экспертизой данного отчета конкурсной комиссией, выявлением победителей конкурса и предоставлением организациям-участникам обратных отчетов экспертов с отмеченными преимуществами и недостатками деятельности организации.

Проведение самооценки на основе критериев различных премий в области качества дает вузам такие преимущества, как:

— использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев;

— систематический подход к совершенствованию деятельности;

—получение объективных оценок, основанных на фактах;

— согласованное понимание того, что в данной ситуации должен сделать вуз в целом, его отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой концептуальной базы и, прежде всего, на ключевых направлениях и др.

К числу международных премий относится Европейская премия по качеству — European Quality Award (EQA), созданная на основе модели EFQM. В настоящее время национальные премии по качеству учреждены более чем в 40 государствах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Тихоокеанского региона. Среди национальных премий по качеству наибольшую известность получили премии, учрежденные в Японии (премия имени Деминга, 1951 г.) и США (премия Малколма Болдриджа, 1987 г.).

Российская премия в области качества является модификацией Европейской премии по качеству, учреждена в 1996 г. Премия присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Критерии и методы оценки участников конкурса гармонизированы с принципами и подходами Европейской премии по качеству, охватывают все аспекты деятельности организации по качеству и ее результаты. Так же как и критерии Европейской премии по качеству, критерии российской премии предназначены не только для всесторонней оценки деятельности конкурсантов, но и являются для любой организации ориентирами внедрения передовых международных подходов к менеджменту и повышению конкурентоспособности.

В целях стимулирования вузов к поиску современных методов управления, определения ориентиров в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов, Министерство образования России в 2000 г. объявило конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Методической основой для его проведения явилась модель Премии Правительства РФ в области качества. Базовым вузом по проведению конкурса Минобразования был назначен Московский государственный институт стали и сплавов (лауреат конкурса Премии Правительства РФ в области качества 2000 г.). В большинстве субъектов РФ существуют региональные премии в области качества. Так, модель премии Правительства Санкт-Петербурга в области качества учреждена распоряжением губернатора от 09.07.1997 № 680-р. Присуждается премия ежегодно на конкурсной ос-

нове организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение эффективных методов управления качеством. Критерии премии гармонизированы с критериями Премии Правительства РФ в области качества. Вузы Санкт-Петербурга активно участвуют в этом конкурсе. Первый конкурс на соискание премии по качеству состоялся в 2000 г. Премия Правительства Санкт - Петербурга по качеству (далее — Премия) учреждена постановлением Правительства Санкт - Петербурга от 25.08.2008 № 1064 взамен премии Санкт-Петербурга по качеству, конкурсы на соискание которой проходили с 1998 по 2007 г.

Организации — лауреаты премии получают право использовать в документации и рекламных материалах звание «Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству» и изображение эмблемы Премии с указанием года получения Премии. Постановление Правительства Санкт-Петербурга о присуждении Премии и дипломов публикуется в средствах массовой информации.

В конкурсах на соискание премии по качеству 2000-2010 г. приняли участие 106 заявок, в том числе, 63 заявки от промышленных организаций и 43 заявки от организаций сферы услуг. Участвовало 86 организаций, в том числе 49 промышленных организаций и 37 организаций сферы услуг [3].

Необходимо отметить, что современные модели, применяемые в целях обеспечения качества и конкурентоспособности деятельности, по своим требованиям и критериям коррелированы между собой.

Модель EFQM, как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержит в явном виде ряда критериев и требований, без которых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости системы менеджмента качества, но которые явно содержатся в требованиях МС ISO 9001:2008 [4].

Типовая модель системы качества высшего и дополнительного профессионального образования включает в себя базовые критерии РФ вышеперечисленных моделей систем управления качеством с учетом их положительных сторон, и, следовательно, наиболее полно охватывает все сферы деятельности ОУ и представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании [5]. В основе типовой модели лежат требования:

1. Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы, разработанные Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (European Network of Quality Assurance — ENQA);

2. Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 90012008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Следует отметить, что одной из особенностей типовой модели является отсутствие формализма и строгого исполнения рекомендаций, которые не должны интерпретироваться как предписания, не подлежащие изменениям по форме или составу.

Несомненно, современные модели систем качества играют важнейшую роль в обеспечении качества образовательных услуг. Можно утверждать, что практическую значимость представляет применение не только типовой модели СК ОУ, которая позволяет создать эффективную систему обеспечения как внешних, так и внутренних гарантий качества образования. Актуальным также является приме-

нение зарубежных моделей, таких например, как модель МС ИСО 9001:2008 в вузах, поскольку соответствие международным стандартам становится необходимым условием в условиях глобализации и выхода России на международные рынки образовательных услуг.

Рассмотрим национальные концепции по обеспечению качества образовательных услуг. Так, система обеспечения качества высшего образования Финляндии состоит из трех основных компонентов: государственной национальной политики в области высшего образования, обеспечения качества в отдельных высших учебных заведениях и национального аудита, который проводится в соответствии с международными требованиями. Главным органом государственной власти, отвечающим за высшее образования в Финляндии, является Министерство образования и культуры, которое разрабатывает государственную политику в области высшего образования, принимает основные решения и контролирует проведение всех видов оценки деятельности вузов.

По нашему мнению, можно выделить следующие черты современного этапа развития финской системы высшего образования:

— интернационализация системы образования;

— создание национальной сети обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, контролируемой Советом по оценке;

— совершенствования систем менеджмента качества университетов с учетом современных общемировых тенденций;

— увеличение роли студентов в оценке качества образовательного процесса;

— постепенный перевод университетов на самофинансирование, поощрение Министерством образования и культуры Финляндии их автономности и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также рост кооперации с частным бизнесом [6].

Указанные выше тенденции прослеживаются в той или мной мере во многих европейских странах. Основной задачей, решаемой в настоящее время Министерством образования Швейцарии, является обеспечение привлекательности и конкурентоспособности вузов на международном уровне в области научных исследований и образования. Для достижения этой цели Совет ректоров швейцарских университетов (CRUS) установил принципы управления политикой в области качества в системе высшего образования.

Конкурентоспособность и сотрудничество имеют решающее значение для повышения качества швейцарской системы высшего образования. CRUS обеспечение качества образования в вузе рассматривает в двух направлениях. С одной стороны, обеспечение качества образования, связанное с конкретными потребностями различных заинтересованных групп, при этом достигнутые параметры качества определяют степень международной конкурентоспособности каждого конкретного университета. С другой стороны, обеспечение качества образования за счет развития и укрепления межвузовского сотрудничества. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь, развитие и совершенствование системы образования в этих двух направлениях.

Во французской системе образования в настоящее время действует принцип регулярной национальной оценки качества программ высших учебных заведений, образовательных предложений и системы сертификации; результаты таких оценок

принимаются во внимание до принятия государством решения об «аккредитации» на ограниченный период времени [7]. В этом контексте система 4-летнего контракта, введённая в начале 1990-х гг., основывается, главным образом, на внешних оценках всей деятельности учреждения, касающихся менеджмента, образовательных программ и методов, социальной активности, научной работы и др.

Шведская система высшего образования состоит из двух ступеней, первая из которых включает базовый уровень, осуществляющийся в форме учебных курсов. Студенты могут выбирать отдельные курсы и комбинировать их в рамках программы первой ступени высшего образования. За каждый курс присуждаются зачетные единицы или баллы.

Вторая ступень высшего образования на получение степени лиценциата требует два года обучения и исследовательской деятельности, включая большую дипломную работу. Эта степень может присуждаться как промежуточная при обучении на программе на соискание степени доктора наук. Для получения степени доктора, в свою очередь, необходимо минимум четыре года обучения, включающего активное участие в семинарах, методических курсах, работу со специальной литературой, индивидуальное исследование научной проблемы. Докторская диссертация должна описывать проведенную научную деятельность и включать результаты исследования. Обязательным требованием выступает публикация и официальная защита диссертации. Качество образовательного процесса в данном случае достигается путем серьезного отбора и постоянного контроля на каждом этапе оценки знаний.

Все иностранные студенты должны обращаться напрямую в университеты для запроса возможности обучения. Специалисты по работе с иностранными студентами и члены приемной комиссии могут предоставить всю необходимую информацию и формы заявок. Работа ведется довольно активно, однако в последние годы шведское правительство пришло к выводу о необходимости ограничения притока иностранных студентов на бюджетные места национальных вузов. Однако в то же время существует множество международных проектов и связей, нацеленных на стимулирование долгосрочного сотрудничества между образовательными учреждениями высшей школы.

По нашему мнению, специфика функционирования национальных систем оценки и контроля качества образовательных услуг, а также анализ лучших практик позволяет выявить их достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при развитии российской национальной системы оценки качества, что особенно важно с учетом реализации современного этапа модернизации российской экономики.

Развитие процессов, направленных на обеспечение качества образования в различных странах зависит от двух факторов: от национальных особенностей и общемировых тенденций в области развития высшего образования, а также интеграционных процессов, происходящих в сфере высшего образования. На современном этапе экономического развития одним из важнейших условий обеспечения качества российского образования является интеграция системы высшего профессионального образования в международное образовательное пространство в условиях глобализации.

В условиях необходимости выхода на международные рынки в целях поддержания конкуренто-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

способности страны особенно важна возможность реализации амбициозных планов по повышению качества предоставляемых российскими вузами образовательных услуг, заявленная так же как одно из приоритетных направлений в проекте Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, разработанной Министерством образования и науки РФ [8].

В результате анализа особенностей применения национальных и региональных гарантий качества высшего образования следует отметить, что они во многом зависят от современных тенденций реализации моделей систем качества в обеспечении качества образовательных услуг во всем мире. Таким образом, не только условия развития международного рынка образовательных услуг, необходимость выдерживать конкурентную борьбу, но также, в скором времени, и соответствующие изменения в государственной политике будут способствовать повышению актуальности вопросов обеспечения качества высшего образования.

4. ISO 9000:2008. Quality management systems — fundamentals and vocabulary. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : /http://www.iso.org (дата обращения: 05.10.2011).

5. Азарьева, В. В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В. В. Азарьева, О. А. Горленко, В. М. Григорьев. — СПб. : ПИФ, 2007. — 64 с.

6. Бонюшко, Н. А. Обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации : учеб. пособие / Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко. - СПб. : СПбГПУ, 2011. - 96 с.

7. Горбашко, Е. А. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции : учеб. пособие / Е. А. Горбашко, Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 104 с.

8. Министерство образования и науки РФ: проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : /http://mon.gov.ru (дата обращения: 07.10.2011).

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. — М. : Изд-во стандартов, 2008. — 32 с.

2. Европейский Фонд менеджмента качества [Электронный ресурс]. — Режим доступа : /http://www.efqm-rus.ru (дата обращения: 03.10.2011).

3. Федеральное государственное учреждение «Центр испытаний и сертификации — С.-Петербург». [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.rustest.spb.ru (дата обращения: 05.10.2011).

БОНЮШКО Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.

СЕМЧЕНКО Анжелика Ахмеджановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.11.2011 г.

© Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко

УДК 658 01 А. Е. МИЛЛЕР

И. Г. ГОРЛОВСКАЯ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрыта процедура развития изменений производственной деятельности предприятия. Обоснован функционально-модульный подход к планированию изменений производственной деятельности. Предложена методика планирования изменений производственной деятельности.

Ключевые слова: планирование, изменения, предприятие, производственная деятельность.

Характерной особенностью производственной деятельности является то, что, с одной стороны, на предприятии происходит изменение объема и структуры выпускаемой продукции, с другой — возможно одновременное увеличение основных и оборотных средств. Иными словами, происходит изменение как производительных сил и технологического процесса, так и производительности, капиталоемкости и других важнейших показателей промышленного предприятия. При этом актуализируется задача планирования изменений большинства указанных по-

казателей, вызванных влиянием как факторов внешней, так и внутренней среды.

В связи с этим становится необходимым планирование изменений производственной деятельности не только сквозь призму непосредственных доходов и расходов предприятия, но и возможностями расчета изменений в производственной деятельности предприятия.

Потребности развития промышленного производства обуславливают постановку задач планирования, характерными особенностями которых являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.