Научная статья на тему 'Обеспечение качества образования в России: реалии и перспективы'

Обеспечение качества образования в России: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КАЧЕСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY / HIGHER EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бонюшко Наталья Анатольевна, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В данной статье проанализированы основные современные подходы в области обеспечения качества, среди которых авторами отмечаются наиболее востребованные отечественные и зарубежные модели систем качества, также в статье проанализированы гарантии уровня качества образования и выделены факторы, обеспечивающие интерес со стороны вузов к принципам и инструментам менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality assurance of education in Russia: reality and prospects

This article analyzes the main current approaches to quality assurance, the authors note the most popular domestic and international quality assurance systems, as in the article the level guarantees the quality of education and identified factors of the interest of universities to the quality assurance principles and instruments.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества образования в России: реалии и перспективы»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

3. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. — 2-е изд., испр., доп. — М. : Дело, 2002. — С. 472.

4. Шелобаев, С. И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе : учеб. пособие / С. И. Шелобаев. - М. : ЮНИТИ, 2000. - С. 246.

5. Андреева, Е. Г. Математические методы в экономике : учеб. пособие / Е. Г. Андреева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2004. — С. 40.

6. Колемаев, В. А. Экономико-математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем : учебник для студентов вузов / В. А. Колемаев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 295.

7. Математика в экономике : учебник. В 2 ч. Ч. 2 / А. С. Солодовников [и др.]. — М. : Финансы и статистика, 2000. — С. 376.

8. Чеканский, А. Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень : учебник / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова. — М. : ИНФА-М, 2005. — С. 685.

9. Замков, О. О. Математические методы в экономике : учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. — М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд. «ДИС», 1998. — С. 368.

10. История экономических учений : учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М. : ИНФА-М, 2002. — С. 784.

АНДРЕЕВА Елена Григорьевна, доктор технических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и информационные технологии в экономике». СУХОВА Анастасия Николаевна, ассистент, аспирант кафедры «Экономическая теория и информационные технологии в экономике».

Адрес для переписки: e-mail: SukhovaN. [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2011 г.

© Е. Г. Андреева, А. Н. Сухова

УДК 37.014.54 Н. А. БОНЮШКО

А. А. СЕМЧЕНКО

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ_______________________

В данной статье проанализированы основные современные подходы в области обеспечения качества, среди которых авторами отмечаются наиболее востребованные отечественные и зарубежные модели систем качества, также в статье проанализированы гарантии уровня качества образования и выделены факторы, обеспечивающие интерес со стороны вузов к принципам и инструментам менеджмента качества. Ключевые слова: система качества, высшее образование, управление качеством.

В настоящее время, в условиях перехода на стандарты третьего поколения, интеграции российского образования в международное образовательное пространство, представляется актуальным изучение направлений повышения качества предоставляемых образовательных услуг, которое зависит от наличия системы качества в образовательном учреждении, от степени заинтересованности персонала вуза, а также от многих других факторов. В условиях рыночной экономики устойчивое функционирование вуза невозможно без постоянного совершенствования его управленческой деятельности, направленной на обеспечение и повышение качества предоставляемых образовательных услуг. В этой связи вузы уделяют значительное внимание проблеме управления качеством, использованию современных средств и методов менеджмента в этой области.

Однако, как показывает зарубежный и отечественный опыт, значительного успеха в области обеспечения качества добиваются только те вузы, которые ориентируются на долгосрочные цели и задачи, базируясь на методах стратегического управления. В этой связи исследование современных подходов,

методов стратегического управления и возможностей их применения в области менеджмента качества представляется весьма актуальной проблемой.

В современной экономической ситуации качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого вуза, она требует целенаправленных и скоординированных усилий как государства и общества, так и самих образовательных учреждений.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы главной целью российской образовательной политики является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентирован-

ного развития Российской Федерации [1]. Рассматривая понятие «качество образования», необходимо учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [2]. В свою очередь, другое важное определение — требования к качеству — представляет собой выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам (отличительным свойствам) объекта для возможности их реализации и проверки [3]. На наш взгляд, эти понятия составляют основу для исследования проблем качества высшего образования.

Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают студенты, их семьи, вузы-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут использовать потенциал выпускников образовательных учреждений. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, вузами и организациями, обществом и государством в целом.

Под управлением качеством условимся понимать управление качеством образовательного процесса и другими видами деятельности, обеспечивающими формирование компетенций обучаемых и выпускников образовательного учреждения (ОУ). Деятельность по управлению качеством, на наш взгляд, включает в себя централизованное управление процессами качества, организацию мониторинга и контроля, в том числе проведение внутреннего аудита, анализ функционирования системы качества, координацию деятельности по улучшению системы качества, управление документацией и записями системы качества, а также подготовку и представление высшему руководству данных для анализа результатов деятельности образовательного учреждения по качеству для принятия решений.

Система качества образовательного учреждения (СК ОУ) представляет собой систему для разработки политики, целей и достижения гарантий качества образования. СК является частью системы менеджмента и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон, а также основой постоянного улучшения процессов вуза и предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей.

Система качества образовательного учреждения распространяется на:

— образовательную деятельность;

— научную деятельность;

— иные виды деятельности, определяемые уставом вуза.

Модель системы качества является определенной совокупностью принципов, методов, требований и рекомендаций к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства рабочих процессов и

способов их оценки, которые в совокупности обеспечивают управление организацией с целью достижения требуемых результатов по качеству и удовлетворенности потребителя.

В настоящее время в российских вузах применяются различные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

— модель системы менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) [4];

— модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM — European Foundation for Quality Management) [5];

— модели национальных и региональных премий по качеству и их модификации для высшего образования (в т.ч. Модель премии Правительства РФ в области качества, Министерства науки и образования РФ, премии Правительства Санкт-Петербурга в области качества и др.);

— типовая модель системы качества высшего и дополнительного профессионального образования.

Каждый конкретный вуз выбирает наиболее подходящую ему модель системы менеджмента качества, исходя из своей миссии, целей и политики в области качества, а также ориентируясь на решение других задач — например, возможность сертификации выбранной системы качества, прохождение государственной аккредитации и т. д.

Рассмотрим более подробно вышеуказанные модели систем менеджмента качества, применяемые в вузах. Сначала остановимся на модели системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ISO серии 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), которая во многом является основой и типовой модели СК.

Современные организационные основы формирования механизма менеджмента качества заложены в международных стандартах ISO серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества в организациях.

Данные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for standardization) существующей с 1948 года. В соответствии с уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности« (ст. 2.1 устава). ISO содействует развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также расширяет сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ISO является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, насчитывающей более 150 стран-членов, по одному представителю от каждой страны. Рабочими органами ISO являются Генеральная ассамблея, совет, техническое руководящее бюро и центральный секретариат.

Первые международные стандарты ISO серии 9000 были разработаны и утверждены в 1987 году. В 1994 и 2000 годах осуществлялась работа по пересмотру ISO серии 9000 с учетом накопленного опыта по их применению и прогноза мировых тенденций развития проблем качества. 15 ноября 2008 года опубликован международный стандарт ISO 9001:2008 (ИСО 9001:2008), который заменил ИСО 9001:2000.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Изменения в стандарте связаны с более глубоким разъяснением существующих требований ИСО 9001:2000 и основаны на восьмилетнем опыте внедрения стандарта во всем мире. Внесенные изменения также призваны улучшить совместимость с международными стандартами ИСО 14001:2004 «Сертификация системы экологического менеджмента» и ОНБАБ 18001:2007. В Российской Федерации в настоящий момент действует национальный эквивалент МС серии 1БО 9001:2008 - ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования» и ГОСТ Р ИСО 9004-2008. «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению».

В соответствии с терминологией международных стандартов (МС) 1БО «Система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству» [6]. Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества 1БО 9001:2008, предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов:

— ориентация на потребителя;

— лидерство руководства;

— вовлечение работников;

— процессный подход;

— системный подход к менеджменту;

— постоянное улучшение деятельности;

— принятие решений, основанное на фактах;

— взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В данной модели основным инструментом менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.

Необходимо отметить, что данная модель системы менеджмента качества направлена не только на обеспечение соответствия качества продукции и/или услуги, но также и на повышение степени удовлетворенности потребителей, в частности, за счет улучшения качества выпускаемой продукции и производимых услуг.

Одним из основополагающих принципов модели является процессный подход, под которым понимается систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, обеспечение их взаимодействия. Под процессом при этом понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы».

К основным достоинствам процессного подхода можно отнести:

— описание деятельности организации в виде серии взаимосвязанных «входов» и «выходов», что обеспечивает прозрачность протекания процессов;

— снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов;

— управление качеством продукции переходит от управления результатами процесса к управлению самим процессом;

— усиление ориентации работы на запросы и интересы потребителей;

— каждый сотрудник видит свою роль в общих процессах организации;

— обеспечиваются четко соориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения.

Следует отметить, что только в том случае, если определены потребители процессов, установлены и формализованы их требования, определены и измеряются характеристики процесса, осуществляются корректирующие и предупреждающие действия,

можно говорить о том, что в организации применяется процессный подход.

По нашему мнению, главным преимуществом процессного подхода является организация непрерывности управления. Наиболее важным достижением является при этом обеспечение непрерывности на стыках отдельных процессов, в частности, при их комбинации и взаимодействии в результате объединения всех процессов организации в единую систему.

Необходимо отметить, что модель системы менеджмента качества МС ИСО 9001:2008, как правило, выбирают технические и медицинские вузы, которые по роду своей деятельности тесно связаны со структуризацией и технологизацией процессов. Также значимой причиной выбора СМК, соответствующей требованиями МС серии ИСО 9001:2008, является возможность получения подтверждения соответствия требованиям стандарта качества, т.е. сертификата международного образца.

Обобщенной моделью идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности, является модель Европейского фонда по менеджменту качества (European Foundation for Quality Management — EFQM).

Европейский фонд управления качеством был основан в 1988 г. президентами 14 европейских компаний (Bosch, ВТ, Electrolux, Fiat, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Volkswagen и др.) и поддержан Европейской комиссией.

Импульсом к созданию сети EFQM, насчитывающей в настоящее время более 800 членов в 38 странах, послужила потребность в установлении европейской структуры улучшения качества по аналогии с моделями премий Малькольма Болдриджа в США и Деминга в Японии. Обе модели доказательно продемонстрировали улучшение качества и услуг в применивших их организациях.

Модель EFQM основана на философии всеобщего управления качеством (TQM — Total Quality Management) и качества производства, системном подходе к управлению, учитывающем интересы всех заинтересованных сторон, включая потребителей, работников, собственников и акционеров, партнеров и поставщиков, общество и государство. На основании модели EFQM во многих европейских странах с 1992 г. проводятся конкурсы по качеству в различных организациях, независимо от их численности, сферы деятельности и формы собственности. В России первый подобный конкурс («Премия Правительства Российской Федерации в области качества») состоялся в 1997 г.

В 1998 г. в структуре Европейской премии по качеству появилась отдельная категория для общественного сектора. А в результате пересмотра модели 1999 г. была предложена адаптированная версия модели EFQM для общественных и некоммерческих организаций — Public and Voluntary Sector Model.

На базе модели EFQM для общественного сектора в 2003 г. была разработана версия для сферы образования. Разработка адаптированной модели проводилась центром интегрального совершенства университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM «Качество в сфере высшего образования». В отраслевой версии модели заложен опыт ее применения более чем в 150 европейских вузах из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества EFQM Education Community of Practice.

Модель делового совершенства ББОМ представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству, основанную на использовании девяти критериев. ББОМ признает право на существование различных подходов к достижению устойчивого совершенства в различных аспектах деятельности. Вместе с тем модель ББОМ исходит из следующих предпосылок. Уровень совершенства вуза оценивается деловыми показателями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собственных сотрудников и общества в целом [6]. Достигается же он за счет правильного управления, основанного на выработанных стратегии и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов.

После проведения сопоставления с Американской национальной премией качества Малколма Болдриджа (критериями для сферы образования), помимо восьми фундаментальных концепций ББОМ, в структуру Модели совершенствования для высшего образования было добавлено еще две концепции: «быстрота» и «нацеленность в будущее». Эти факторы являются действительно важными для успешного управления организацией в сфере образования.

В конце 2001 года ББОМ принял схему признания соответствия организаций. Среди российских вузов есть как обладатели сертификата ББОМ «Признанное Совершенство» — это Ставропольский государственный аграрный университет, Российский государственный социальный университет, Кубанский государственный технологический университет; так и обладатели сертификата ББОМ «Стремление к Совершенству» — филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Твери, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Государственный университет управления (г. Москва), Ивановский государственный энергетический университет.

Гарантии уровня качества образования обеспечиваются мониторинговым контролем всех процессов за соблюдением внутренних локальных актов, внешних нормативных актов, законодательства РФ в области образования, требований работодателей. На основе вышеизложенного можно выделить следующие факторы, влияющие на принятие решения вузом о внедрении и использовании методов и технологий управления качеством.

Освоение процессно-ориентированного подхода к управлению в образовании, неотъемлемой частью которого является управление качеством, должно решить двойственную задачу: обеспечить гармонизацию отношений вузов с организациями-работода-телями и повысить уровень подготовки выпускников в области инновационных технологий управления.

Отечественные вузы в условиях интеграции в Европейское и международное образовательное пространство должны придерживаться общепринятых принципов и гарантий обеспечения качества образования с целью обеспечения конкурентоспособности предлагаемых ими образовательных услуг.

Рассмотренные выше модели обеспечения качества деятельности вузов взаимосвязаны и используют в целом одинаковые инструменты и методы управления качеством. Безусловно, есть и отличия между ними, в части реализации и ориентированности на принципы менеджмента качества. Поэтому каждому образовательному учреждению следует выбирать ту модель, которая в наибольшей степени соответствует и обеспечивает реализацию его стратегических целей и задач, получение дополнительных конкурентных преимуществ, что в условиях ужесточения конкуренции является весьма актуальным.

Библиографический список

1. Министерство образования и науки РФ. Распоряжение Правительства РФ от 7.02.2011 № 163-р Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: / http://mon.gov.ru (дата обращения: 07.10.2011).

2. Бонюшко, Н. А. Стратегическое управление качеством

образования: аспекты интеграционного взаимодействия : монография / Н. А. Бонюшко. — СПб. : СПбГПУ, 2009. — 152 с.

3. Азарьева, В. В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В. В. Азарьева, О. А. Горленко, В. М. Григорьев. — СПб. : ПИФ, 2007. — 64 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. — М. : Изд-во стандартов, 2008. - 32 с.

5. Европейский Фонд менеджмента качества [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.efqm-rus.ru (дата обращения: 03.10.2011).

6. ISO 9000:2008. Quality management systems - fundamentals and vocabulary [Электронный ресурс]. — Режим доступа: / http://www.iso.org (дата обращения: 05.10.2011).

БОНЮШКО Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.

СЕМЧЕНКО Анжелика Ахмеджановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.10.2011 г.

© Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко

Книжная полка

Кравченко, А. И. Социология : учебник для вузов / А. И. Кравченко. - 12-е изд. - М. : Академический проект, 2009. - 512 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-8291-1167-0.

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии — науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.