УДК 330.101
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТРАТЕ ГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Юткина кандидат экономических наук, доцент кафедры
Ольга «Экономика и управление народным хозяйством»,
Владимировна Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73). E-mail: [email protected]
Аннотация
Установлено, что в практике повышения продовольственной безопасности выделяются три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое. Используются методы планирования, зависящие от конкретной его формы. В статье рассматривается система методов, включающая в свой состав нормативный, балансовый, программно-целевой, экономико-математический, экспертный, фактографический, системный и другие методы, способствующие объективности показателей стратегических планов.
Ключевые слова: стратегическое планирование, продовольственная безопасность, методы, формы, направления, обоснование, прогнозы, стратегические программы, текущие планы, классификация.
Важной составной частью методологии стратегического планирования в условиях обеспечения продовольственной безопасности считаются методы, конкретные способы, формы, приемы, которые позволяют получать предприятию объективные показатели на перспективу, осуществлять определение объективных числовых прогнозируемых показателей, являющихся целью деятельности организации или региона. Стратегические программы и планы обосновываются с помощью комплекса научных методов, применяемых во всех развитых странах. В связи с различиями в структурировании состава производственных цехов организаций, ассортимента выпускаемой продукции, масштаба производства, качества и уровня конкурентоспособности продукции при решении проблем стратегического планирования используются различные методы его разработки. Соблюдение основных экономических законов способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы [1].
Методы планирования как основная экономическая категория перспективного развития экономики призваны выработать систему принципов, средств, способов осуществления процесса планирования, приемов изучения и обобщения эффективности функционирования различных социально-экономических объектов в условиях обеспечения продовольственной безопасности страны.
Использование метода планирования зависит от цели, периода и конкретной формы планирования, которая включает в свой состав: направление планирования; средства обоснования плановых параметров; сроки планирования. Формирование корпоративной стратегии функционирования и развития необходимо предварять изучением ниши рынка, основными элементами которой являются объем предложения, цена, качество, конкуренты, сильные и слабые стороны. Указанные составляющие исследуются по отношению к каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, что повышает значимость полученных результатов [2].
Наряду с этим процесс стратегического планирования предваряют следующие виды деятельности, являющиеся предпосылкой объективности плана: внедрение высокопроизводительных, безотходных технологий и новых видов оборудования; технологий, обеспечивающих углубленную переработку сырья с целью извлечения максимума полезных
веществ, способствующих снижению себестоимости продукции; применение прогрессивных методов контроля качества сырья и готовой продукции, отсутствие которого может привести к негативным социальным и экономическим последствиям [3]; поиск наиболее выгодных финансовых потоков от реализации товаров; управление качественной эксплуатацией оборудования, что обеспечивает «обновление оборудования; внедрение инноваций; рост объемов производства продовольствия...эффективное использование оборудования за счет снижения простоев; рост квалификации персонала; улучшение условий труда; внедрение культуры производства; снижение себестоимости продукции и др.» [4]; использование резервов собственного производства по увеличению доли выпуска высококачественной продукции, в том числе ассортимента новых товаров; сокращение затрат на закупку сырья, его обработку и выработку качественной продукции; изучение возможностей конкурентов, объемов предложений ими конкурентоспособной продукции; сравнение уровня организации производства, труда и управления, обеспечение благоприятных условий труда; развитие системы специалистов по маркетингу, способных изучить экономическую доступность для населения высококачественных товаров, выбрать эффективную нишу рынка для их продажи; реализация готовой продукции в ускоренные сроки, обеспечивающая рост прибыли, и др.
После предварительного поиска имеющихся резервов как главной составляющей конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта выбирается одно (прогрессивное, ретроградное или круговое) или несколько направлений планирования. Особенностью прогрессивного планирования является внедрение процесса осуществления от низших уровней управления (структурных подразделений: цехов, участков) до планирования деятельности в целом предприятия, ответственность за объективность которого несут высшие эшелоны власти (директор, его заместители и главные специалисты). Структурные подразделения самостоятельно определяют объемы производства и ассортимент продукции, долю конкурентоспособности, составляют подробные планы, которые согласовываются на верхнем уровне и интегрируются в общем перспективном плане.
Ретроградное планирование осуществляется исходя из общих показателей плана предприятия детализацией его показателей сверху вниз по иерархии управления. Структурные подразделения должны адаптировать свои показатели к установленным свыше.
Круговое планирование, или встречное, является синтезом представленных выше планов. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. Важное значение в стратегическом планировании имеет классификация методов и их назначение, их отличие, сферы применения. Число методов планирования очень велико, как показывают нижеприведенные литературные источники, каждый автор рассматривает сразу несколько методов.
На основе выполненного изучения и критического рассмотрения предложенных методов разработана классификация наиболее вероятностных методов стратегического планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертный, экономико-математический, системный, фактографический.
Так, нормативный метод имеет свои преимущества в том, что устанавливается связь между ресурсами и конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Балансовый метод позволяет отразить в плановых документах основные пропорции макроэкономической системы в целом и осуществить анализ их изменения. Программно-целевой метод предполагает широкое использование его аппарата от уровня общегосударственных задач до уровня предприятий и организаций, однако его использование предусматривает длительный трудоемкий комплекс работ. Экспертный метод используется при проведении планирования возможных рынков сбыта, сроков обновления выпускаемой продукции, изучении научно-технического уровня производства. Экспертный
метод основан на создании экспертной группы из высококвалифицированных специалистов в данной области, которые проводят оценку данного плана по косвенной и неполной информации, когда нет количественных показателей. Экономико-математический метод обеспечивает пересмотр большого числа вариантов плана и выбор наиболее оптимального. Системный анализ и синтез позволяют провести более точный анализ потоков информации об исследуемом объекте. Фактографический метод базируется на фактическом материале о прошлом и настоящем развитии объекта планирования. Этот метод используется, когда вероятность сохранения факторов, обуславливающих процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения в будущем периоде. Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, которые предназначены для обоснования плановых решений микроэкономических проблем и важнейших народно -хозяйственных задач социально-экономического, инфраструктурного, инновационного характера. Системный анализ и синтез, открытый видными учеными мира, позволяет определять производственные показатели, ожидаемые значения, активные статьи баланса. Сферой применения системного анализа и синтеза является дифференциация экономических систем и протекающих в них процессов на их составные части.
В процессе повышения продовольственной безопасности страны особенно важно при стратегическом планировании использовать концептуальный подход к определению роста объемов производства конкурентоспособной продукции, определяющий условия и методы достижения заданных показателей. При этом должны учитываться следующие стороны производственной конкуренции: взаимосвязи производителей с поставщиками, посредниками и потребителями; фактические на рынке цены и прогнозы их роста в ожидаемой перспективе; внутренние и межотраслевые условия конкуренции с удовлетворением конкретных потребностей; условия и уровень конкурентного состояния с возможными путями преодоления негативных ситуаций.
Усиление конкуренции между отечественными производителями и зарубежными поставщиками ослабляет продовольственную безопасность, способствует росту импортируемых в Россию товаров, требует от отечественных хозяйственных субъектов мобилизации усилий для удержания имеющихся позиций на отечественном рынке. В настоящее время предприятия преодолевают трудности, продиктованные внутренней российской и внешнеэкономической средой [5].
Повышение конкурентоспособности российских товаров на отечественном и внешнем рынках уже давно поставлено в центр реформ страны и ее промышленной политики. Однако до последнего времени вопросы обеспечения конкурентоспособности многих отраслей экономики и российских предприятий-товаропроизводителей не вошли в центр внимания законодательных и исполнительных органов власти [6].
В этой связи не случайно в число приоритетов программ развития в рамках государственной и структурной политики России включена задача «повышения конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития корпоративных связей с иностранными компаниями». Выходом из создавшегося положения является реструктуризация, которая способствует формированию цивилизованных методов конкурентной борьбы между товаропроизводителями, снижению рисков и расширению номенклатуры продукции. В условиях новой экономической формации появилась настоятельная необходимость в реформировании производства, труда и управления для обеспечения роста объемов национальной продукции [7].
Несомненно, что по мере развития рыночных преобразований в России, продолжения процесса реформирования отдельных предприятий и различных их объединений, углубления знаний о состоянии рынка, внедрения современных методов бухгалтерского и управленческого учета и повышения квалификации персонала имеющиеся знания в отношении конкурентоспособности во всех аспектах проявления и методов повышения будут транс-
формироваться, уточняться и развиваться. Результаты оценки конкурентоспособности являются отправной точкой для анализа причин неблагоприятных тенденций в производстве и отработки направленных на их преодоление корректирующих мер в рамках общей конкурентной стратегии определенного предприятия.
Для обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть разработаны перспективные стратегии не только планирования и прогнозирования, но и развития конкурентоспособности продукции. Разрабатываемые стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главной задачей должно быть обеспечение конкретного предприятия определенными рыночными преимуществами перед конкурентами.
По-существу любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций и поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей в общей системе мер по обеспечению эффективности производства.
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно существовать.
Вместе с тем, наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи особо важное значение имеет проведение рациональной политики распределения продукции и, в конечном итоге, приобретение предприятием способности своевременно доводить продукцию до конечных потребителей, учитывая то, что эффективность товаропроводящих сетей предприятия является важным условием обеспечения должной его конкурентоспособности производства.
В настоящее время современными факторами, определяющими успех стратегического планирования деятельности предприятий, являются: реструктуризация и диверсификация производства, имеющиеся льготы, преференции и барьеры; наличие на рынке сильных конкурентов; фиксирование издержек по всем направлениям. Эти и ряд других факторов, характеризующих хозяйственную деятельность, позволяют достаточно всесторонне оценивать реальное положение на рынке относительно конкретного вида продукции и определять направления развития предприятия для усиления его позиций в конкурентной борьбе.
Таким образом, среди стратегических альтернатив обеспечения продовольственной безопасности можно выделить некоторые основные варианты: необходимость быстрой адаптации предприятий к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды, требующей использования эффективных инструментов управления преобразованиями предприятий [1]; возрастание конкурентных преимуществ и возможностей производства; ограничение снижения целевых показателей по сравнению с уже достигнутыми; сохранение и расширение завоеванных на рынке позиций при проведении стратегического планирования; развитие процесса импортозамещения, укрепления человеческого капитала и интеллектуального потенциала.
Следовательно, стратегическое планирование в условиях обеспечения продовольственной безопасности должно быть основано на взаимодействии высокого инновационного уровня и показателей конкурентоспособности конечной отечественной продукции как основы перспективного восстановления экономического потенциала, роста прибыли и валового внутреннего продукта страны.
Литература
1. Рябова Т.Ф. Контроль качества, как основа конкурентоспособности продукции на рынке
// Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 3. - С. 442 - 444.
2. Минаева Е.В. Инновационное формирование корпоративной бизнес-стратегий организа-
ции // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 14. -С. 208 - 213.
3. Рябова Н.В. Управление финансовой безопасностью организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. - С. 209 - 213.
4. Проскурина З.Б. Диверсификация как один из элементов экономического роста // Эконо-
мика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). - С. 614 - 618.
5. Игнатова Т.В., Мальцева О.В., Харитонов Г.Б. Пределы антимонопольного регулирова-
ния в управлении водохозяйственной безопасностью // Научное обозрение. 2014. № 6. -С. 249 - 255.
6. Игнатова Т.В. Проблемы управления региональной социально-трудовой и демографиче-
ской безопасностью в посткризисный период // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 8 (51). - С. 42 - 47.
7. Юткина О.В., Маслюкова Е.А., Огнева Т.В. Реструктуризация как эффективный инстру-
мент повышения конкурентоспособности предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). - С. 740 - 743.
Yutkina Olga Vladimirovna, PhD, associate Professor of Department "Economics and national economy management", Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy (73, Zemljanoj Val St., Moscow, 109004, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MODERN METHODS OF STRATEGIC PLANNING FOR ENSURING FOOD SECURITY
Abstract
It is found that in practice, increase food security there are three domains of planning: progressive, retrograde and circular. Used planning methods, depending on the specific form. A system of methods includes: regulatory, company, program-oriented, economic-mathematical, expert, factual, systematic, and others that contribute to the objectivity of the performance of strategic plans.
Keywords: strategic planning, food safety, methods, forms, directions, justification, forecasts and strategic programs, current plans, classification.
References
1. Rjabova T.F. Kontrol' kachestva, kak osnova konkurentosposobnosti produkcii na rynke // Jekonomika i
predprinimatel'stvo. 2014. № 1. Ch. 3. - S. 442 - 444.
2. Minaeva E.V. Innovacionnoe formirovanie korporativnoj biznes-strategij organizacii // Vestnik universiteta
(Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2013. № 14. - S. 208 - 213.
3. Rjabova N.V. Upravlenie finansovoj bezopasnost'ju organizacij // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2012. № 2. - S. 209 - 213.
4. Proskurina Z.B. Diversifikacija kak odin iz jelementov jekonomicheskogo rosta // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 6 (47). - S. 614 - 618.
5. Ignatova T.V., Mal'ceva O.V., Haritonov G.B. Predely antimonopol'nogo regulirovanija v upravlenii vodohozjajstvennoj bezopasnost'ju // Nauchnoe obozrenie. 2014. № 6. - S. 249 - 255.
6. Ignatova T.V. Problemy upravlenija regional'noj social'no-trudovoj i demograficheskoj bezopasnost'ju v
postkrizisnyj period // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2014. № 8 (51). - S. 42 - 47.
7. Jutkina O.V., Masljukova E.A., Ogneva T.V. Restrukturizacija kak jeffektivnyj instrument povyshenija konkurentosposobnosti predprijatij // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 12-2 (41-2). - S. 740 - 743.