УДК 330.101
НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Чижик доктор экономических наук,
Андрей профессор кафедры «Инновационная экономика»,
Станиславович Московский авиационный институт (МАИ)
(125993, Россия, г. Москва, Волоколамское ш., 4). E-mail: [email protected]
Аннотация
Раскрыта экономическая сущность понятия «устойчивое развитие», адаптированное к современным условиям глобального кризиса. На основе анализа существующих мнений в мировой и отечественной литературе выделены основные принципы устойчивого развития экономики страны. Сделан вывод, что стратегия устойчивого развития должна базироваться на достижении гармонии между людьми, обществом и природой. Определены концептуальные направления устойчивого развития страны.
Ключевые слова: экономика страны, принципы, устойчивое развитие, концептуальные направления, антропоцентрический и биосфероцентрический признаки развития.
Устойчивое развитие - это позитивный непрерывный процесс развития, который удовлетворяет потребности населения в настоящее время и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности при условии сохранения окружающей среды [1]. Как показал анализ, стабильное развитие предприятий, достигших высоких показателей, во многом определяется эффективностью методов, форм и механизмов управления.
Объективно выбранная стратегия управления бизнес-процессами особенно актуальна, так как от ее результативности использования зависят социально-экономический уровень жизни населения, обеспечение продовольственной безопасности страны, увеличение бюджета страны и создание условий для расширенного воспроизводства.
Внедрение инновационных адаптивных систем управления предусматривает прежде всего обновление методов и подходов к процессу управлению, изменение технологических процессов производства, переход к более рациональному использованию всех видов ресурсов [2, с. 60-63].
Понятие «устойчивое развитие» распространилось в глобальном масштабе после публикации доклада, подготовленного по заданию ООН в 1987 г. созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию. Чаще всего на английском языке этот термин означает развитие, которое может поддерживаться неопределенно долго. Поэтому его наиболее адекватным значением может быть непрерывное развитие. Для того, чтобы развитие было устойчивым, непрерывным, следует учитывать не только, экономические аспекты, но и социальные, инновационные, экологические и другие аспекты.
Устойчивое развитие, в первую очередь, предполагает улучшение качества жизни людей в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, которое не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.
Стратегия устойчивого развития должна быть направлена на достижение гармонии между людьми, между обществом и природой. Устойчивое развитие должно содержать два основополагающих признака - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества
и способность его дальнейшего постоянно поддерживаемого непрерывно долговременного развития.
Биосфероцентрический, то есть экологический признак обусловлен сохранением биосферы как естественной основы жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции.
Стратегия развития цивилизации в условиях глобального политического и экономического кризиса вызывает решение многих жизненно важных вопросов мирового порядка, к которым в первую очередь относится сохранение мира на Земле, производство качественных пищевых продуктов в количестве, необходимом для всего населения земного шара, сохранение окружающей среды и выработка механизмов по ее сохранению даже при росте объемов потребления. Устойчивое развитие должно быть не перманентным движением без цели и изменения качества, а регулируемым устойчивым движением к ноосфере как новому качественному состоянию человечества.
Для того, чтобы человечество могло эффективно регулировать действия своих государств и организаций, нужно сформировать новое сознание и мышление людей. До сих пор общественное сознание отстает от социального бытия, особенно от темпов созидательной деятельности в сфере охраны природы, которое, стихийно развиваясь, стремительно снижает потенциал биосферы планеты. Переход к устойчивому развитию должен сопровождаться определенными регулирующими решениями и действиями, упреждающими риски весьма высокой неопределенности. Регулирование должно основываться на декларируемом принципе предосторожности Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и развитию. Прежде всего, функции упреждения должны осуществлять наука и образование, призванные в глобальном масштабе определять приоритеты развития ноосферы при условии, что процессы, разрушающие общество и биосферу, должны замедляться.
Упреждающие управленческие действия по реализации переходного процесса должны выполнять две общие функции.
Во-первых, общество обязано стимулировать те механизмы и тенденции, которые уже существуют и ориентированы на устойчивое развитие и создание новых процессов, ускоряющих прирост материальных благ в мировом масштабе.
В первую очередь необходимо обеспечить разработку и реализацию перспективных направлений по индустриализации России, способствующих углубленной, безотходной переработке всех видов сырьевых ресурсов, ускоренным темпам обновления активной части основного капитала.
Во-вторых, потребуется сконцентрировать и внедрить механизмы создания условий для выпуска качественных пищевых продуктов при условии внедрения стандартов, адаптированных к показателям развитых стран мира. Такое преобразование возможно только при участии всех сфер деятельности и органов управления в создании жесткой системы запретов и ограничений на выпуск некачественных товаров [3]. Идея выпуска качественных конкурентных товаров должна стать Законом руководства и правительства страны, Приказом, призывом для всех государственных и муниципальных органов управления соблюдать и контролировать выполнение этого важного для цивилизованной страны решения. Данный Закон должен пронизывать деятельность цепочки всех участников рынка: от производителей сырья, его переработчиков, предприятий различных форм собственности и масштабов производства до сферы торговли и услуг, осуществляющих удовлетворение потребностей населения в продуктах питания.
Введение жесткой меры контроля и развития экономики обусловлено следующими аргументами:
каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде;
социально-экономическое формирование человеческого капитала должно базир о-ваться на: улучшении качества потребляемых пищевых продуктов, повышении уровня жизни людей, формировании интеллектуального потенциала, укреплении здоровья нации, удлинении продолжительности жизни [4];
устойчивое развитие экономики должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений при сохранении окружающей природной среды;
сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса развития: в одно целое должно быть соединено экономическое развитие, справедливое развитие социальной сферы и экологическая безопасность;
улучшение качества жизни должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости экосистем, превышение которых не приводит к их разрушению;
выживание населения и стабильное социально-экономическое развитие должно базироваться на приоритетах биологической стабилизации окружающей среды, сохранении биоразнообразия и устойчивости биосферы;
рациональное природопользование должно быть основано на рациональном использовании возобновляемых природных ресурсов, максимально возможном уменьшении использования не возобновляемых их видов, расширенном использовании вторичных ресурсов, безопасной утилизации, обезвреживании и захоронении отходов, разработке для этих целей соответствующих прогрессивных технологий;
уменьшение и устранение нежизнеспособных в экономическом и опасных в экологическом планах моделей производства и потребления, оздоровление структуры потребностей населения, рационально обоснованное размещение производительных сил;
существенное усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование единой экономической системы развития как системы полной и всесторонней интенсификации использования трудовых и природных ресурсов;
реализация благоприятной демографической стратегии, уравновешивающей численность, плотность населения и его деятельность по регионам страны в соответствии с фундаментальными законами природы и возможностями обеспечения устойчивости экосистем;
широкое использование принципа по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды, превентивных действий по предотвращению экологических катастроф;
повышение уровня доходов беднейших слоев населения до среднего уровня по стране или региону, заработной платы;
эффективное использование разнообразных форм собственности и многоукладности, механизма рыночных отношений, процессов демократизации и общественно-политических движений в становлении открытого гражданского общества;
усиление концентрации производства и капитала, способствующего развитию международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли, оздоровления нарушенных экосистем и экологически неблагополучных регионов, направление усилий на принятие эффективных законов, защищающих природную среду;
разработка индикаторов устойчивого развития страны, создание необходимых для этого баз данных, глобальных и национальных коммуникаций и использование других средств информатики в целях решения роста индустриального общества;
формирование цивилизованной законодательной базы, адаптированной к условиям сотрудничества в мировом масштабе и новых принципов государственного регулирования в области рационального природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
экологизация сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания, образования, морали, культуры, искусства, науки и техники на новые цивилизационные ценности и цели, совершенствование структуры потребления продовольствия населением для укрепления здоровья, усиление внимания интеллектуально-духовным ценностям;
ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию задач устойчивого экономического развития должна принадлежать государству как гаранту обеспечения социальной справедливости;
ведение хозяйственной деятельности должно быть ориентировано преимущественно на уже освоенные территории и на постепенный отказ от использования новых территорий, а также от проектов, наносящих невосполнимый ущерб окружающей среде.
Из изложенного выше становится очевидной направленность новой цивилизацион-ной парадигмы, соединяющей в единую систему развития экономические, социальные и экологические характеристики. Ориентация на системный социально-экономический и экологический подход развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Новая стратегия развития должна базироваться прежде всего на сохранении окружающей природы, соблюдении ее законов и вытекающих из них ограничений и запретов.
В условиях, когда Россия находится в глубоком не только экономическом, но и системном кризисе и ее весьма хрупкая стабильность может нарушиться социальным взрывом, проблема перехода к устойчивому развитию может показаться не актуальной. У части общества сложилось четкое убеждение, что прежде всего необходимо решить экономические проблемы и лишь затем взяться за экологию.
В процессе проводимых реформ жизненно важная проблема охраны окружающей среды отошла на периферию социальной деятельности. Это можно понять, если за более чем 10-летний период количество людей, живущих за чертой бедности, по российским меркам составляло более чем пятую часть населения. Экология пока не оказалась той национальной стратегической целью, которая, казалось бы, могла объединить россиян, помочь достижению согласия и единства, ослабить центробежно-конфронтационные тенденции. Дело, однако, не только в ориентации на экологию, но и в том, что выбрана была сугубо рыночная стратегия реформ без учета опыта концепций цивилизационных стран мира, ставящих целью устойчивого развития в первую очередь обеспечение населения качественными пищевыми продуктами.
Несмотря на сделанное заявление России о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития, а также на принятую концепцию перехода страны к устойчивому развитию, реальностью сегодня стало движение по пути неустойчивого развития. Свидетельством этого является спад промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение банковской системы и ухудшение экологической ситуации во многих регионах страны, выразившееся в росте числа техногенных аварий и катастроф, слабо контролируемом использовании природных ресурсов, составляющих основу для жизни будущих поколений, истощении почв, уничтожении зеленых насаждений городов и других населенных пунктов.
Возрастает социальное неравенство между богатым меньшинством и массой обездоленных, снижается продолжительность жизни людей. Угрозой для миллионов стала безработица, утрата надежды на будущее. При этом снижаются бюджетные ассигнования на охрану окружающей среды, социальную защиту граждан и здравоохранение. Проводятся постоянные необоснованные реорганизации государственных органов по надзору за состоянием окружающей среды и по социальной защите населения. Отсутствует координация по обеспечению устойчивого развития страны в масштабах государства и мира. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям с их безжалостным отношением к природе и человеку не способствует устойчивому развитию страны, глобальному
партнерству в целях вхождения в мировое сообщество на равных правах по качеству пищевых продуктов.
Специфика перехода России к устойчивому развитию должна заключаться в выравнивании приоритетов национального развития по тем целям и критериям, которые обеспечивают создание социальной структуры общества и рост объемов производства качественных национальных товаров. Появление приоритетов и целей устойчивого развития выдвигает перед страной целый ряд насущных специфических целей, интересов, ценностей и т.д.
Российская Федерация, включаясь в глобальный процесс перехода к устойчивому развитию, должна сделать акцент на решении внутренних проблем и гармонизации региональной и социальной структуры общества [5].
Только государство способно концентрировать в себе все многообразие экономических интересов, регулируя явления жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в экономической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Именно государство призвано выполнять основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность [6].
Особенности перехода России к устойчивому экономическому развитию зависят во многом от успешного решения внутренних проблем, которые будут способствовать росту ВВП страны, увеличению национального дохода на душу населения. В первую очередь, как свидетельствуют исследования отечественных ученых, необходимо:
- преобразовать сферу производства, труда и управления с целью активизации деятельности менеджеров и повышения их ответственности за выполняемую работу. В условиях новой экономической формации появилась настоятельная необходимость внедрить реформирование производства, труда и управления для обеспечения эффективности функционирования промышленных предприятий и роста объемов национальной продукции [7];
- принять решение о построении социальной структуры общества страны. Эта проблема связана с сокращением соотношения доходов богатых и бедных слоев населения, приведением в соответствие с коэффициентами Джинни и Рейнбоу. Чем больше коэффициент Джинни, тем неравномернее распределено богатство в обществе. Коэффициент Рейнбоу отражает социальное состояние страны, соизмеряя доходы самого богатого и самого бедного слоя населения [8];
- создать государственную концепцию по повышению инновационного развития страны; контролировать использование финансовых ресурсов и не допускать их перерасход;
- вывести из зоны производства устаревшее оборудование и заменить его новым. Внедрение в организациях структуры, осуществляющей управление качественной эксплуатацией оборудования, обеспечивает: обновление оборудования; внедрение инноваций; рост объемов производства продовольствия; эффективное использование оборудования за счет снижения простоев; рост квалификации персонала; улучшение условий труда; внедрение культуры производства; снижение себестоимости продукции и др. [9];
- создать единую для страны систему контроля качества конечной продукции, ориентированной на расширение ниши мирового рынка. Контроль качества за продовольственными товарами необходимо осуществлять на производственном, ведомственном, государственном и общественном уровнях. Производственный контроль напрямую связан с сертификацией продукции [10];
- повысить коэффициент использования производственных мощностей предприятий, что будет содействовать росту объемов производства продукции;
- освоить новые методы менеджмента экономики. Внедрение новых обоснованных методов и механизмов изменения системы менеджмента призвано обеспечивать наращивание
объема прибыли, создание отечественных инноваций, соответствующих мировым стандартам, повышение конкурентоспособности товаров, завоевание мирового рынка, импортоза-мещение, повышение социально-экономического уровня жизни населения и эффективное использование материальных и нематериальных факторов развития экономики. Как полагают некоторые ученые, управление трансформацией - это совокупность принципов, целей, критериев, методов и мероприятий по комплексному изменению системы управления, структуры производства, разработке и внедрению отечественных высокопроизводительных технологических процессов [2].
- ввести государственные стандарты на готовую продукцию и контролировать их применение;
- осуществить трансформацию и диверсификацию производства предприятия. Реструктуризация способствует формированию цивилизованных методов конкурентной борьбы между товаропроизводителями, снижению рисков и расширению номенклатуры продукции. В условиях новой экономической формации появилась настоятельная необходимость в реформировании производства, труда и управления для обеспечения роста объемов национальной продукции [2];
- повышать заработную плату персонала в зависимости от роста объема реализованной продукции;
- создать дополнительные рабочие места за счет франчайзинга, обеспечивающего продвижение продукции в сферу рынка;
- ввести дифференцированный налог на заработную плату богатых слоев населения;
- разработать выгодную экспортно-импортную политику страны, нацеленную на экспорт качественных конечных товаров, а не сырья.
Литература
1. Чижик А.С., Ободянский В.А. Экономическая природа управления бизнес-процессами на предприятиях АПК // Мир агробизнеса. 2012. № 1. - С. 37 - 40.
2. Минаева Е.В., Маслюкова Е.А. Современные адаптивные системы управления организациями // Экономика, социология и право. 2014. № 3. - С. 60 - 63.
3. Игнатов В.Г., Игнатова Т.В. Взаимодействие государства и бизнеса на Юге России: экспертные оценки и посткризисное регулирование // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 1 (51). - С. 118 - 121.
4. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Повышение значимости теории человеческого капитала для управления модернизацией российской экономики // Journal of Economic Regulation. 2013. Т. 4. № 2. - С. 49 - 55.
5. Галазова С.С. Региональные факторы экономического роста: современные тенденции // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-2. - С. 141 - 143.
6. Рябова Н.В. Управление финансовой безопасностью организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. - С. 209 - 213.
7. Минаева Е.В. Теория реструктуризации в условиях инновационного экономического роста // Экономические науки. 2011. № 9 (82). - С. 126 - 130.
8. Рябова Т.Ф. Контроль качества как основа конкурентоспособности продукции на рынке // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3 (42-3) - С. 442 - 444.
9. Павлюкова А.В. Теоретические аспекты управления трансформацией региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). - С. 386 - 390.
10. Проскурина З.Б. Диверсификация как один из элементов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). - С. 614 - 618.
Chizhik Andrey Stanislavovich, doctor of economic Sciences, Professor of the Department "Innovation economy", Moscow aviation Institute (MAI) (4, Volokolamskoye Highway, Moscow, 125993, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY Abstract
The economic essence of the concept of "sustainable development", adapted to modern conditions of the global crisis. Based on the analysis of existing views on the world and national literature, the basic principles of sustainable development of the economy. It is concluded that the strategy of sustainable development should be based on the achievement of harmony between people, society and nature, defined conceptual directions of sustainable development of the country.
Keywords: the country's economy, principles, sustainable development, conceptual directions, anthropocen-tric signs of development.
References
1. Chizhik A.S., Obodjanskij V.A. Jekonomicheskaja priroda upravlenija biznes-processami na predprijatijah
APK // Mir agrobiznesa. 2012. № 1. - S. 37 - 40.
2. Minaeva E.V., Masljukova E.A. Sovremennye adaptivnye sistemy upravlenija organizacijami // Jekonomika, sociologija i pravo. 2014. № 3. - S. 60 - 63.
3. Ignatov V.G., Ignatova T.V. Vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa na Juge Rossii: jekspertnye ocenki i
postkrizisnoe regulirovanie // Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2013. № 1 (51). - S. 118 - 121.
4. Ignatova T.V., Vasil'ev P.P. Povyshenie znachimosti teorii chelovecheskogo kapitala dlja upravlenija
modernizaciej rossijskoj jekonomiki // Journal of Economic Regulation. 2013. T. 4. № 2. - S. 49 - 55.
5. Galazova S.S. Regional'nye faktory jekonomicheskogo rosta: sovremennye tendencii // Terra Economicus.
2012. T. 10. № 4-2. - S. 141 - 143.
6. Rjabova N.V. Upravlenie finansovoj bezopasnost'ju organizacij // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2012. № 2. - S. 209 - 213.
7. Minaeva E.V. Teorija restrukturizacii v uslovijah innovacionnogo jekonomicheskogo rosta // Jekonomicheskie nauki. 2011. № 9 (82). - S. 126 - 130.
8. Rjabova T.F. Kontrol' kachestva kak osnova konkurentosposobnosti produkcii na rynke // Jekonomika i
predprinimatel'stvo. 2014. № 1-3 (42-3) - S. 442 - 444.
9. Pavljukova A.V. Teoreticheskie aspekty upravlenija transformaciej regional'noj jekonomiki // Jekonomika
i predprinimatel'stvo. 2014. № 9 (50). - S. 386 - 390.
10. Proskurina Z.B. Diversifikacija kak odin iz jelementov jekonomicheskogo rosta // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 6 (47). - S. 614 - 618.