EDN: IXPVIN
М.В. Полинская - к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, [email protected],
M.V. Polinskaya - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar;
Р.Р. Аванесова - к.э.н., доцент кафедры правовых, психолого-педагогических и экономических дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске, Белореченск, Россия, [email protected],
R.R. Avanesova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of legal, psychological, pedagogical and economic disciplines, branch of the Adyghe State University in Belorechensk, Belorechensk, Russia;
М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,
M.M. Musaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ С ДОЛЖНИКАМИ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ, ВЗНОСАМ: ПЛОЩАДКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ, СКОРИНГ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА MODERN METHODS OF WORK OF THE TAX SERVICE WITH DEBTORS ON TAXES, FEES, CONTRIBUTIONS: RESTRUCTURING PLATFORM, SCORING, METHODOLOGY FOR ASSESSING THE FINANCIAL MODEL OF THE TAXPAYER
Аннотация. Дан анализ состава и тенденций налоговой задолженности в Краснодарском крае за последние три года, в том числе динамики урегулированной и реструктурированной налоговой задолженности. Выявлены проблемы в части роста налоговой задолженности, недостаточно эффективной работы налоговых органов региона в вопросах урегулирования и реструктуризации долгов по налогам. Представлены новые современные методы урегулирования задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, применяемые налоговыми органами РФ в последние несколько лет. Раскрыта суть понятий «клиентоцентричность», «кассовый разрыв», даны основные параметры площадки реструктуризации долга, отражена суть перехода от линейного подхода к системному структурному институту мер поддержки задолжников по налогам, затронуты положения методики оценки финансовой модели должника. Внесены предложения в части повышения эффективности работы по урегулированию задолженности налоговыми органами, касающиеся методики оценки финансовой модели должника, внесения соответствующих поправок в нормативные акты, внедрения двухтактной модели применения критериев для начала реструктуризации.
Abstract. An analysis of the composition and trends of tax debt in the Krasnodar region over the past three years, including the dynamics of settled and restructured tax debts, is given. Problems in terms of the growth of tax debts, insufficiently effective work of the tax authorities of the region in the settlement and restructuring of tax debts are revealed. New modern methods of settling debts on taxes, fees, insurance premiums, used by the tax authorities of the Russian Federation over the past few years are presented. The essence of the concepts of "client-centricity" and "cash gap" is revealed, the main parameters of the debt restructuring platform are given, the essence of the transition from a linear approach to a systemic structural institution of measures to support tax arrears is reflected, the provisions of the methodology for assessing the financial model of the debtor are touched upon. Proposals have been made to improve the efficiency of debt settlement by the tax authorities regarding the methodology for assessing the debtor's financial model, making appropriate amendments to regulatory acts, and introducing a two-stroke model for applying criteria for the start of restructuring.
Ключевые слова: налоговая служба, налоговая задолженность, клиентоцентричность, разумный кредитор, кассовый разрыв, поведенческая модель, площадка реструктуризации долга.
Keywords: tax service, tax debt, client-centricity, reasonable creditor, cash gap, behavioral model, debt restructuring platform.
Основная цель налоговых органов - максимизация сбора налогов в бюджет на основе эффективного контроля за своевременностью и полнотой уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ. Для достижения цели налоговые органы ведут активную работу в части постановки на налоговый учет налогоплательщиков и в отношении урегулирования налоговой задолженности и ее взыскания в бесспорном порядке с недобросовестных налогоплательщиков и тех, которые, по очевидным причинам, не могут вовремя или в полном объеме внести налоговые платежи в бюджет. При этом основное современное правило, положение, принцип налоговых органов - не навредить бизнесу, не разрушить его, отличить недобросовестных налогоплательщиков от тех, кто испытывает временные затруднения [3].
Для начала проведем анализ состава и динамики налоговой задолженности в Краснодарском крае (таблица 1).
Как можно заметить из таблицы 1, совокупная налоговая задолженность, которая включает в себя задолженность налогоплательщиков по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, составила в Краснодарском крае по итогам 2022 года (данных по итогам 2023 года пока нет в открытых данных налоговых органов на официальном сайте ФНС России) 62 млрд. руб., что выше аналогичного показателя 2020 года на 6,7 %, а показателя 2021 года - на 10,1 %. Задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам за три года выросла на 13,2 %, аналогичные темпы роста демонстрирует как недоимка, так и задолженность по пеням и налоговым санкциям.
Таблица 1 - Анализ состава и динамики налоговой задолженности в Краснодарском крае
в 2020-2022 гг., тыс. руб.
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к
2020 г. 2021 г.
Совокупная задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям всего 58090768 56288321 62000777 106,7 110,1
Задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям всего, в т.ч.: 20447770 28853724 32663787 159,7 113,2
недоимка, из нее: 15061368 22193075 25107050 166,7 113,1
недоимка организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства 5205209 4881876 4531518 87,1 92,8
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям всего, из нее: 5386402 6660649 7556737 140,3 113,5
задолженность по пеням и налоговым санкциям организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства 2596902 2549131 2740409 105,5 107,5
Урегулированная и невозможная к взысканию задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям 29840887 19992320 22048255 73,9 110,3
Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_335
Несмотря на эти негативные тенденции, недоимка организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства, напротив, сократилась на 7,2 %, то есть все больше налогов в будущем будет уплачено в бюджет должниками. Радует тот факт, что урегулированная налоговая задолженность выросла на 10,3 % за исследуемый период, то есть та, что взыскивается судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, та, которая приостановлена ко взысканию в связи с вынесением судебного акта о приостановлении решения налогового органа о взыскании задолженности, в связи с вынесением решения вышестоящего налогового органа о приостановлении акта или действия налогового органа. Невозможная ко взысканию налоговая задолженность формируется в результате наличия невозможной к взысканию задолженности по судебным решениям и решениям вышестоящего налогового органа, по умершим физическим лицам, по ликвидированным организациям и индивидуальным предпринимателям, задолженности организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство [2].
На рисунке 1 покажем динамику совокупной налоговой задолженности и недоимки организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства в регионе.
Из рисунка 1 наглядно видны пробелы в работе налоговых органов Краснодарского края, которые приводят к росту налоговой задолженности. Однако за счет роста реструктурированных сумм задолженности, снижается недоимка организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства.
Рисунок 1 - Динамика совокупной налоговой задолженности и недоимки организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства в Краснодарском крае, тыс. руб.
Проанализируем динамику реструктурированной налоговой задолженности и совокупной задолженности налогоплательщиков, находящихся в процедуре банкротства в Краснодарском крае за 2020-2022 года (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ динамики реструктурированной налоговой задолженности и совокупной задолженности
налогоплательщиков в процедуре банкротства в Краснодарском крае в 2020-2022 году, тыс. руб.
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к
2020 г. 2021 г.
Отсроченные (рассроченные) платежи 1 500 071 206 952 440 042 - в 3,4 раза 212,6
Совокупная задолженность организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства, в т.ч.: 7 802 111 7 431 007 7 271 927 93,2 97,9
мировое соглашение 69 638 201 727 45 987 66,0 - в 4,4 раза
В соответствии со ст. 64 НК РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки», отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы;
2) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
3) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
4) прочие.
Из таблицы 2 можно заключить, что по итогам 2022 года объемы реструктурированной налоговой задолженности в регионе выросли более чем в 2 раза и составили 440 млн. руб. Положительная динамика работы налоговых органов Краснодарского края налицо, хотя темпы роста низкие по сравнению с общероссийскими, а
объем незначительный. Из года в год уменьшается объем задолженности предприятий, попадающих в процедуру банкротства, и это является прямым доказательством роста эффективности работы налоговой службы по урегулированию и, в том числе, реструктуризации налоговой задолженности.
Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (глава VIII Закона о банкротстве).
Не утешительна динамика работы налоговых органов по вопросу заключения мировых соглашений с должниками, что подтверждено снижением суммы задолженности, которая выведена из процедуры банкротства в целях ее дальнейшего погашения или реструктуризации.
На рисунке 2 наглядно отразим динамику реструктурированной налоговой задолженности в Краснодарском крае.
Рисунок 2 - Динамика реструктурированной налоговой задолженности в Краснодарском крае, тыс. руб.
Далее хотелось бы остановиться на методах выстраивания взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в указанном вопросе, на уместности заявленного ФНС России принципа «клиентоцентрично-сти», на том, на какие меры поддержки можно претендовать налогоплательщикам, у которых сформировался, так называемый, «кассовый разрыв».
Налоговая служба уже не первый год вырабатывает системный подход к взысканию долгов налогоплательщиков, учитывая необходимость пересмотра линейного подхода, когда методы ко всем налогоплательщикам применяются в совокупности и они едины. Учитывая финансовое состояние должников, то есть ту ситуацию, в которую они попали, налоговые органы начали кусторизировать их, смотреть на их поведенческую модель, выделяя тех, кто является системными должниками, кто желает уклониться от уплаты налогов, но таких единицы. В основном бизнес добросовестный, желает вовремя уплатить налоги, и это особенно проявляется сейчас, когда не самая простая ситуация в целом в экономике [4].
Налоговая служба, как эффективный кредитор, должна видеть необходимость адекватного реагирования на разнонаправленное состояние бизнеса, чтобы полностью вернуть денежные средства в бюджет, особенно в части временных кассовых разрывов налогоплательщиков, когда формируется разница во времени между датами поступлений и расходов налогоплательщика, и в этот промежуток бизнес остается без денег. При такой сложившейся ситуации налогоплательщик может войти в диалог с налоговыми органами, как кредитором, и получить меры поддержки, такие как, предусмотренные Налоговым кодексом, отсрочка, рассрочка налоговых платежей.
Системная работа налоговой службы с должниками должна усиливаться, тем более в последние годы, в которой налоговики не должны отделять клиентоцентричный подход от рачительности кредитора, разумного экономического поведения государства. Интересы разумного кредитора и разумного должника всегда должны совпадать. При этом разумный должник желает погасить долг таким образом, чтобы и в дальнейшем вести предпринимательскую деятельность, иметь ликвидность для получения доходов, содержания себя, своих активов и своих работников, что должно совпадать с желанием разумного кредитора - государства как системного получателя доходов с бизнеса [1].
Как же происходит общение налоговой службы с должниками в вопросе погашения налоговой задолженности?
В течение последних двух лет налоговая служба осознала необходимость системного структурного института мер поддержки непосредственно по реструктуризации долга (реструктуризация предусматривает изменение сроков, размера выплат, процентных ставок и других условий кредитного соглашения с целью облегчения погашения задолженности). Была создана совместная с Минфином РФ, так называемая, площадка по реструктуризации долга, для этого федеральный центр ФНС России по урегулированию задолженности был специализирован, в нем выделен сегмент сотрудников и технологический сегмент, который позволил принимать должников, для того, чтобы они могли быть обслужены с точки зрения анализа их финансового состояния, где они могли быть услышаны, их финансовая модель рассмотрена индивидуально, их потребности в реструктури-
Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_337
зации объективно оценены, а это отсрочка, рассрочка, мировые соглашения, отложенные требования налоговых органов на срок, не более установленного Налоговым кодексом, в связи с кассовыми разрывами.
В период действия «площадки реструктуризации долга» с 1 апреля 2022 года по 1 сентября 2023 года такую поддержку должники получили более чем на 860 млрд. руб. Каковы же результаты такой поддержки? Сохранено 273 тыс. рабочих мест, сохранено активов на сумму 3 трлн. руб. и эти бизнес -структуры не вошли в процедуру банкротства и остались в здоровой экономике и не ушли с молотка, а самое главное - у этих предприятий растет размер выручки, более того, сальдированный финансовый результат у них не ухудшается, а увеличивается, в том числе растет прибыль. При этом 96 % такой задолженности погашено (оплачено), 280 млрд. руб. новых налогов эти предприятия как налогоплательщики заплатили.
Как же выглядит площадка для общения с налогоплательщиками в части урегулирования налоговой задолженности? Площадка представляет собой совокупность решений технологического (электронного) и методологического характера и плюс команда работников налоговых органов. Налоговыми органами разработана и применяется система скоринга (кредитная история), система финансового анализа, буквально по кнопке позволяет понять, что из себя представляет налогоплательщик, какова его платежеспособность, ждет ли его неминуемое банкротство или ему просто нужно дать немного времени для погашения долга перед бюджетом. Налоговики, перед тем, как применять тяжелые меры взыскания налоговой задолженности, по QR-коду направляют должникам листовки в виде информационных сообщений о том, что имеется возможность обратиться на площадку, где действует партнер для ФНС - некоммерческая организация «Фонд содействия реструктуризации долга» (бесплатная услуга), который имеет информацию обо всех кредиторах должника, включая бюджет, используемую для подготовки Соглашений о реструктуризации по разным кредитным ресурсам [5].
Что можно предложить налоговой службе в части повышения эффективности работы по урегулированию задолженности?
Во-первых, усилить работу по взысканию налоговой задолженности, применяя все законодательно установленные методы.
Во-вторых, нужно внести изменения в методику оценки финансовой модели должника с целью повышения ее эффективности.
В-третьих, внесение соответствующих изменений в нормативную базу.
В-четвертых, активное внедрение во всех регионах РФ новой двухтактной модели применения критериев для начала реструктуризации в целях большей вовлеченности желающих должников в указанный процесс, основанной на автоматическом получении права на реструктуризацию для более успешных налогоплательщиков или на применении прогнозных моделей развития бизнеса для определения целесообразности рассрочек по долгам и жизнеспособности бизнеса вообще. Именно по второй модели налоговики РФ получили колоссальный эффект - в 8 раз увеличилось количество полученных должниками рассрочек, которые, в итоге, избежали банкротства.
Источники:
1. Константин Чекмышев о работе с должниками и клиентоцентричности ФНС [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/about_fts/video/ (дата обращения: 24.02.2024 г.).
2. Налоговый менеджмент: курс лекций в блок-схемах / М. В. Полинская // учебное наглядное пособие / Краснодар, 2018.
3. Налоговый потенциал: дискуссионные подходы к определению и методы оценки / М. В. Полинская, В. С. Зачишигрива // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133. С. 861-871.
4. Особенности исчисления и уплаты специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в Краснодарском крае / М. В. Полинская // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. N° 5. С. 342-347.
5. Совершенствование форм и методов налогового контроля в России / М.В. Полинская, В.Д. Семакина В.Д. // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 67.