EDN: OCBPFI
М.В. Полинская - к.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Polinskaya - candidate of economics, professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar,
Russia;
Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected],
D.Sh. Musostova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia;
М.В. Макаров - аспирант, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск, Россия,
M.V. Makarov - graduate student, Bryansk State Engineering and Technology University, Bryansk, Russia.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ НА БАЗЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ANALYSIS OF MODERN METHODS OF WORK OF TAX AUTHORITIES ON PROPERTY TAXES BASED ON DIGITALIZATION
Аннотация. В статье освещены новые методы работы налоговой службы в части выставления налоговых уведомлений с применением не только почтовых отправлений, но и личного кабинета налогоплательщика и портала предоставления государственных и муниципальных услуг. Представлены основные результаты работы налоговых органов России по вопросам взыскания и урегулирования налоговой задолженности по имущественным налогам юридических и физических лиц, в том числе в результате внедрения единого налогового счета и в коллаборации налоговых органов и некоммерческой организации Фонд содействия реструктуризации долга. Проанализированы последние изменения, а также особенности, на которые нужно обратить особое внимание налогоплательщикам, в части механизмов исчисления и уплаты таких имущественных налогов, как транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Раскрыты подходы ФНС России в части информирования налогоплательщиков о суммах имущественных налогов и возможности уплаты налогов физическими лицами через портал государственных и муниципальных услуг, личный кабинет налогоплательщика. Проведен анализ качества работы налоговых органов Краснодарского края по сбору имущественных налогов и урегулированию налоговой задолженности, сделаны выводы о необходимости повышения эффективности работы.
Abstract. The article highlights new methods of work of the tax service in terms of issuing tax notices using not only mail, but also the taxpayer's personal account and the portal for the provision of state and municipal services. The main results of the work of the Russian tax authorities on the collection and settlement of tax debts on property taxes of legal entities and individuals, including as a result of the introduction of a single tax account and in collaboration between the tax authorities and the non-profit organization Debt Restructuring Assistance Fund, are presented. The latest changes are analyzed, as well as the features that taxpayers need to pay special attention to, in terms of the mechanisms for calculating and paying such property taxes as transport tax, land tax, property tax of individuals. The approaches of the Federal Tax Service of Russia in terms of informing taxpayers about the amount of property taxes and the possibility of paying taxes by individuals through the portal of state and municipal services and the taxpayer's personal account are revealed. An analysis of the quality of the work of the tax authorities of the Krasnodar Territory on the collection of property taxes and the settlement of tax debts is carried out, conclusions are made about the need to improve the efficiency of work.
Ключевые слова: невыясненные платежи, единый налоговый счет, банкротство, задолженность по налогам, налоговые уведомления, портал госуслуг, личный кабинет налогоплательщика, льготы, ставки, имущественные налоги, сервисы.
Keywords: unexplained payments, single tax account, bankruptcy, tax debts, tax notifications, public services portal, taxpayer's personal account, benefits, rates, property taxes, services.
В 24 раза сократилось количество невыясненных платежей в связи с введением единого налогового счета - это налоговые поступления, отправителя которых казначейство не может установить из-за ошибок в заполнении платежного поручения. В денежном выражении объем невыясненных платежей сократился в 23,6 раза с 613 млрд. руб. до 26 млрд. руб. Кроме того, с переходом на единый налоговый платеж, в 2 раза сократилось количество должников-юридических лиц, то есть с 1,9 млн. ед. до 0,9 млн. ед.
Получилось сохранить 13000 рабочих мест за 2023 год в результате избежания банкротства предприятий благодаря работе Фонда содействия реструктуризации долга, который является некоммерческой организацией и партнером ФНС России, которая помогает предпринимателям, имеющим задолженность по налогам и прочим платежам, провести переговоры с кредиторами и разработать индивидуальный план выхода из сложной ситуации. Всего с момента создания в сентябре 2022 года, Фонд помог урегулировать налоговую задолженность более чем на 11,4 млрд. руб. Выручка предприятий, которые избежали банкротства, превысила 65 млрд. руб.
В 2023 году налоговая служба направила более 70 миллионов налоговых уведомлений тем лицам, которые владели налогооблагаемыми объектами недвижимости, транспортными средствами и земельными участками, то есть по имущественным налогам. Порядка 36 миллионов налоговых уведомлений были направлены заказными письмами с уведомлением о вручении через почту. Оставшаяся часть 34 миллиона уведомлений были направлены в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика и личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГМУ).
С 2023 года ФНС России реализовала изменения в законодательстве, которые позволяют получать налоговые уведомления не только через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы, но и всем пользователям единого портала государственных и муниципальных услуг. Необходимо отметить, что общее количество пользователей портала, которые подключились к услуге по получению налоговых уведомлений, составляет порядка 3 миллионов человек. На портале размещено около 2 миллионов налоговых уведомлений для оплаты именно имущественных налогов онлайн способом такими лицами [ 1].
Уплата налогов на имущество осуществляется, так же как и их расчет, с применением тех элементов налогообложения, которые предусмотрены как федеральным налоговым законодательством, так и законодательством субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований [6]. Так, например, примени-
тельно к транспортному налогу, налоговые ставки, а также система налоговых льгот предусмотрена в законах субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств. На федеральном уровне произошли изменения, связанные с перечнем дорогостоящих автомобилей, которые связывают с «налогом на роскошь», среднюю стоимостью которых определили от 10 млн. руб., в отношении которых осуществляется уплата транспортного налога с применением повышающего коэффициента 3. С перечнем таких автомобилей можно ознакомиться на официальном сайте Минпромторга России.
Информацию о ставках и льготах по имущественным налогам, которая применена для формирования налоговых уведомлений, можно найти на официальном сайте ФНС России в рубрике и одновременно интерактивном сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/tax/) [3].
В отношении земельного налога расчет производится с применением нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Именно такими актами устанавливается система налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу. Однако необходимо заметить, что имеются общефедеральные налоговые льготы, уменьшающие налоговую базу на 6 соток. Такие льготы предусмотрены 391 статьей Налогового кодекса в отношении одного земельного участка для пенсионеров, инвалидов 1 и 2 группы, ветераном и многодетных семей.
Рассмотрим изменения по налогу на имущество физических лиц в субъектах РФ. Ставки и льготы определяются также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объектов капитального строительства или законами городов федерального значения. В настоящее время применяется система федеральных налоговых льгот по указанному налогу для 15 категорий налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты налога за один, подчеркиваем, объект определенного вида, например, за одну квартиру, за одну хозяйственную постройку не более 50 кв. м, за одно машино-место и т.д. С перечнем льготополучателей можно ознакомиться также на официальном сайте ФНС России в разделе «Действующие налоги и сборы РФ. Налог на имущество физических лиц».
Кроме этого, к основным изменениям в исчислении налога на имущество физических лиц относится применение системы понижающих коэффициентов. В зависимости от того, в каком налоговом периоде для расчета налога применяется кадастровая стоимость, в налоговом уведомлении можно увидеть соответствующие понижающие коэффициенты. Так, для второго налогового периода применения кадастровой стоимости в городе федерального значения г. Севастополь, применяется понижающий коэффициент 4. Для расчета налога за третий налоговый период применения кадастровой стоимости для субъекта РФ, а таких субъектов в России 10, например, Республика Алтай, Свердловская область, Приморский край и другие, применяется понижающий коэффициент 0,6. Для остальных регионов, в которых налоговая база применяется как кадастровая стоимость четвертый и более налоговый период, действует система понижающих коэффициентов. В частности, коэффициент 1,1, который ограничивает предельный рост суммы налога не более чем на 10% применительно к предыдущему налоговому периоду, за рядом исключений, например, по таким объектам недвижимости, как объекты торгово-офисного назначения [2].
Итак, необходимо знать, что получив налоговое уведомление по имущественным налогам, физические лица оплачивают налоги до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, например, за 2023 год - до 1 декабря 2024 года. Этот срок уже несколько лет как не изменялся. Однако, если налоговое уведомление не получено по почте собственником имущества по объективным причинам, таким как сумма налога по всем объектам налогообложения составляет за истекший период менее 100 руб., а также уведомления направлены в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и портал государственных и муниципальных услуг, то такие налоговые уведомления направляются один раз в три года. Если налогоплательщик является получателем льготы в размере 100% от суммы налога, то уведомления тоже не высылаются. В том случае, если налогоплательщик не подпадает ни под одну из вышеперечисленных категорий и до 1 ноября не получил налоговое уведомление, он должен обратиться в налоговый орган или подать обращение на сайте ФНС в рубрике «Обратиться в ФНС России» [4].
С 2023 года налогоплательщики, которые являются пользователями ЕПГМУ, могут подключиться к информированию о своих налоговых начислениях в части уведомлений по налогам на имущество. Для этого лица, которые прошли идентификацию и аутентификацию на портале, могут направить через портал согласие на получение налоговых уведомлений в электронном виде. В ответ налоговые органы направляют на портал налоговые уведомления с возможностью их онлайн-оплаты. Так же на портале реализован комплекс ответов на типовые жизненные ситуации. В том случае, если налогоплательщики не используют электронные возможности получения налоговых уведомлений, они могут получить бумажный вариант уведомления в налоговой инспекции или в МФЦ. Если у налогоплательщиков остались вопросы по налоговым уведомлениям, то можно зайти на промостраницу ФНС России «Налоговые уведомления 2023» и ознакомиться с информацией.
Проанализируем результаты работы налоговых органов по вопросам сбора и урегулирования налоговой задолженности по имущественным налогам в Краснодарском крае (таблица 1).
Таблица 1 - Структура и динамика поступлений по имущественным налогам в бюджетную систему РФ с территории Краснодарского края
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в % к 2021 г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Всего налоговых поступлений, из них: 491 880 100 525 169 100 630 104 100 128,1
Налог на имущество организаций 38 106 7,7 42 508 8,1 43 560 6,9 114,3
Транспортный налог 8 371 1,7 8 984 1,7 9 141 1,5 109,2
Земельный налог 8 598 1,7 8 200 1,6 8 043 1,3 93,5
Налог на имущество физических лиц 4 337 0,9 5 019 1,0 5 879 0,9 135,6
Как можно заметить из таблицы 1, доля имущественных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет РФ незначительна и колеблется от 6,9 % до 8,1 %. Поступления практически по всем имущественным налогам показывают рост в динамике за три года, за исключением земельного налога. Наибольшие темпы роста демонстрирует налог на имущество физических лиц, далее идет налог на имущество организаций. Незначительны темпы роста транспортного налога - 109,2 %. Несмотря на проблемы в экономике, налоговым органами в основном удалось удержать положительную динамику сбора имущественных налогов.
На рисунке 1 покажем наглядно динамику имущественных налогов в Краснодарском крае.
Налогня ТрянсггсртвыЭ Земельный налог Налог на
ичмимщо налог щпшесгво
оргазщашгЯ фвш'гескэдлиц
Рисунок 1 - Динамика сбора имущественных налогов в Краснодарском крае, млн. руб.
Из рисунка 1 видны недоработки налоговых органов Краснодарского края в организации сбора земельного налога.
Далее необходимо проанализировать динамику транспортного и земельного налога в разрезе юридических и физических лиц (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика поступлений по транспортному и земельному налогам в разрезе юридических и
физических лиц с тер ритории Краснода рского края, млн. руб.
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в % к 2021 г.
Транспортный налог всего, в т.ч.: 8 371 8 984 9 141 109,2
- с юридических лиц 1 354 1 404 1 301 96,1
- с физических лиц 7 017 7 580 7 840 111,7
Земельный налог всего, в т.ч.: 8 598 8 200 8 043 93,5
- с юридических лиц 5 579 5 085 4 675 83,8
- с физических лиц 3 019 3 115 3 367 111,5
Из таблицы 2 замечаем, что темпы роста поступлений по имущественным налогам в части транспортного и земельного налогов демонстрируют физические лица, в то время как организации за три года снизили данные показатели. Это конечно можно связать с проблемами в экономической сфере, в снижении объемов производства и прибыли организаций.
Для более объективной оценки качества работы налоговых органов необходимо проанализировать результаты взыскания налоговой задолженности и ее урегулирования налоговыми органами Краснодарского края. Однако, в открытых данных, а именно, в отчете ФНС России по форме 4-НМ разбивки по видам имущественных налогов не предусмотрено. По этой причине анализ коснется региональных и местных налогов (таблица 3).
Период исследования - с 2020 г. по 2022 г., так как за 2023 год данных по состоянию на 29 февраля 2023 г. еще нет в отчетности ФНС России [5].
Таблица 3 наглядно иллюстрирует серьезный рост задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в Краснодарском крае за период с 2020 по 2022 год. Во-первых, это связано с пандемией, а во вторых с проблемами экономического характера. По региональным и местным налогам темпы роста задолженности ниже, чем в целом по всем налогам и сборам. Неудовлетворительно налоговые органы региона сработали в части урегулирования налоговой задолженности, включая предоставления отсрочек и рассрочек, в том числе по региональным и местным налогам.
Таблица 3 - Структура и динамика налоговой задолженности по имущественным налогам в бюджетную
систему РФ с территории Краснодарского края
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2020 г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям всего, в т.ч. 20 448 100 28 854 100 32 664 100 159,7
- по региональным налогам 3 950 19,3 5 455 18,9 5 454 16,7 138,1
- по местным налогам 2 701 13,2 3 009 10,4 3 145 9,6 116,4
Урегулированная налоговая задолженность всего, в т.ч.: 9 104 44,5 790 2,7 1 170 3,6 - в 7,8 раза
- по региональным налогам 1 376 6,7 0 0 1 - -
- по местным налогам 535 2,6 11 - 4 - - в 133,8 раза
Реструктурировано (отсрочка/рассрочка) всего, в т.ч.: 1 500 7,3 207 0,7 440 1,3 - в 3,4 раза
- по региональным налогам 120 0,6 20 - 24 - - в 5,0 раза
- по местным налогам 1 - 0 0 0 0 -
Таким образом, необходимо заключить, что не достаточно выставлять уведомления по уплате налогов, необходимо повысить эффективность работы в части взыскания налоговой задолженности, ее урегулирования, в том числе особое внимание обратить на качество работы по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Источники
1. Алексей Лащенов рассказал об имущественных налогах и льготах [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/smi/13976079/ (дата обращения: 29.02.2024 г.)
2. Мировые тенденции в налоговом администрировании //А.А. Максименко, Е.В. Поликанова, М.В. Полинская //Эпомен. 2021. № 57. С. 24-29.
3. 3. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства : монография / М. В. Полинская. - Краснодар : изд-во Магарин О.Г., 2023. - 100 с.
4. Совершенствование форм и методов налогового контроля в России /М.В. Полинская, В.Д. Семакина //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 67.
5. Статистика и аналитика. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.nalog.gov.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.02.2024 г.)
6. Купина В.В. Сущность, преимущества и недостатки учета налогов на едином налоговом счете юридического лица / В.В. Купина, М.В. Маничкина, Л.Ф. Васильева // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 3(56). - С. 319-323.
EDN: DHJECW
Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
F.M. Uzdenova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Accounting, Head of the Department of Accounting, North Caucasian State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia;
Л.У. Семенова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
L.U. Semenova - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Accounting, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia;
М.А.Мамхягов - магистрант, направление подготовки 38.04.01 Экономика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
M.A.Mamkhyagov - master's student, direction of training 04/38/01 Economics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ TAX ADMINISTRATION IN ENSURING TAX REVENUES
Аннотация. На сегодняшний день налоговое администрирование играет важную в национальной экономике и экономике субъектов Российской Федерации, так как влияет на собираемости налогов, на обеспечение доходов бюджетов всех уровней в полном объеме. В представленной статье анализируются собираемость налогов, его динамика и факторы, повлиявшие на данные показатели. Отдельно показаны основные виды доходов, повлиявшие на увеличение объемов поступлений и расходов, имевшие наиболее значительное влияние на уменьшение объемов поступлений. В заключение сделан вывод о необходимости повышения эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования, что будет способствовать повышению собираемости налогов и соответственно увеличению доходной части бюджета.
Absrtract. Today, tax administration plays an important role in the national economy and the economy of the constituent entities of the Russian Federation, as it affects tax collection and ensuring full revenues for budgets of all levels. This article analyzes tax collection, its dynamics and factors that influenced these indicators. The main types of income that influenced the increase in revenues and expenses, which had the most significant impact on the decrease in revenues, are shown separately. In conclusion, it is concluded that it is necessary to increase the efficiency of the incentive function of the tax system and improve the quality of administration, which will help increase tax collection and, accordingly, increase budget revenues.
Ключевые слова. Налоги, налоговая система, налоговое администрирование, налоговый мониторинг, экономика, методы, бюджетная система, собираемость налогов.
Keywords. Taxes, tax system, tax administration, tax monitoring, economics, methods, budget system, tax collection.
Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями в государстве, функционирует на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях [6].
Налоговое администрирование в России определяет порядок сбора налогов и сборов, а также контроль за исполнением налогового законодательства. В России налоги уплачиваются по различным видам дохода, таким как доходы физических лиц, прибыль предприятий, имущество и транспортные средства. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением налоговых обязательств и обеспечивает правильность расчетов по