Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / методы обучения РКИ / методика в РКИ / преподавание РКИ / инофоны / иностранные студенты / лингвистические навыки и компетенции / Russian as a foreign language / methods of teaching Russian as a foreign language / methodology of Russian as a foreign language / teaching Russian as a foreign language / foreign languages / foreign students / linguistic skills and competencies

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Хожибекова М. А.

В статье рассматриваются основные современные методы в преподавании русского языка как иностранного, проводится их сравнительный анализ. Также рассматриваются некоторые инновационные и интерактивные технологии в преподавании русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the main modern methods in teaching Russian as a foreign language and conducts a comparative analysis of them. Some innovative and interactive technologies in teaching Russian as a foreign language are also discussed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

УДК:371.015

Хожибекова М. А.

Независимый исследователь Андижанский государственный педагогический институт

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО

Аннотация: В статье рассматриваются основные современные методы в преподавании русского языка как иностранного, проводится их сравнительный анализ. Также рассматриваются некоторые инновационные и интерактивные технологии в преподавании русского языка как иностранного.

Ключевые слова: РКИ, методы обучения РКИ, методика в РКИ, преподавание РКИ, инофоны, иностранные студенты, лингвистические навыки и компетенции

Khojibekova M. A.

Independent researcher at Andijan State Pedagogical Institute

MODERN METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

LANGUAGE

Abstract: The article discusses the main modern methods in teaching Russian as a foreign language and conducts a comparative analysis of them. Some innovative and interactive technologies in teaching Russian as a foreign language are also discussed.

Keywords: Russian as a foreign language, methods of teaching Russian as a foreign language, methodology of Russian as a foreign language, teaching Russian as a foreign language, foreign languages, foreign students, linguistic skills and competencies

Разные народы мира всегда были заинтересованы в изучении иностранных языков, так как это было и предметом их личного интереса, и приносило им определённую пользу в ходе общения с инофонами.

Методика обучения русскому языку как иностранному представляет собой, несомненно, устойчивую самостоятельную педагогическую дисциплину, в которой образовательная и воспитательная функции являются основными. Она устанавливает закономерности, составляющие основу учебно - познавательной деятельности, направленной на овладение речевым аппаратом на русском языке.

Безусловно, знание и грамотное использование передовых методов и методик преподавания РКИ помогает преподавателям -русистам успешно

планировать и выстраивать учебный процесс, упрощает подбор необходимых учебных материалов.

Научное сообщество справедливо отмечает, что, не смотря на выход на передний план электронного образования с использованием ^-технологий, дистанционного обучения, центральное положение продолжает занимать коммуникативный метод. Здесь главным является непосредственно сам коммуникативный процесс между иностранным студентом и преподавателем, в ходе которого не носитель языка усваивает различные языковые навыки. В современных условиях коммуникативный метод трудно представить без внедрения в него определённых страноведческих материалов и разделов, которые посвящены не только российской истории и русской культуре, но также и другим странам (в зависимости от аудитории слушателей).

Наряду с коммуникативным среди ключевых методов принято выделять сознательно-сопоставительный и сознательно-практический подходы. Первый подход заключается в возможности и использовании переноса навыков и компетенций из родного языка в изучаемый язык. Второй подход предусматривает применение языковых компетенций в практической речевой деятельности.

Важно понимать, что применение новейших компьютерных и технологий в обучении позволяет иностранным студентам научиться эффективно и оперативно находить верную актуальную информацию на русском языке, представленную на различных информационных площадках, а затем эффективно использовать её в официальной коммуникации.

В процессе обучения РКИ успешным признаётся кейс-метод. Данный метод связан с самостоятельным мыслительным процессом студентов и представляет собой решение конкретной ситуации (кейса), подготовленной преподавателем по определённому формату и предназначенной для обучения навыкам анализа разных видов информации, её обобщению и выработки возможных вариантов решения, в соответствии с установленными критериями.

При использовании кейс-метода в процессе профессиональной коммуникации происходит развитие интеллекта обучающихся. Выступая интерактивным методом по своей классификации и являясь частью самостоятельной работы, он способствует повышению мотивации у студентов к изучению русского языка. Использование кейс-метода заставляет иностранных студентов проводить поиск информации в разных источниках, проделывать коллективную работу, то есть создаёт профессиональную дискуссию и обсуждение. В этом контексте весьма важен подготовительный этап и проработка конкретного кейса, подбор тематики, определение цели и задач со стороны преподавателя.

Мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество современных и инновационных методов преподавания РКИ. Данная отрасль развивается в условиях прорыва и

распространения информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет. Это делает образовательный процесс более эффективным и в то же время более доступным.

Однако полагаться только на технологические аспекты в образовательном процессе не представляется правильным решением. Необходим комплексный подход, при котором важное внимание уделяется традиционным методам и приёмам.

Эти методы помогают создать более эффективную и интересную среду для обучения русскому языку как иностранному.

1. Коммуникативный метод: учащиеся учатся использовать язык для общения в реальных ситуациях, развивая навыки говорения, аудирования, чтения и письма.

2. Интерактивные технологии: использование современных технологий, таких как интерактивные доски, приложения и онлайн-ресурсы для улучшения обучения иностранному языку.

3. Ролевые игры и симуляции: учащиеся могут играть роли и участвовать в симуляциях, чтобы практиковать языковые навыки в реальных ситуациях.

4. Метод обратной связи: учащиеся получают обратную связь от преподавателя и своих сверстников, чтобы улучшить свои навыки владения языком.

5. Мультимодальный подход: использование различных методов обучения, включая визуальные, аудио и текстовые материалы, чтобы удовлетворить потребности различных типов учащихся.

Частая лексическая ошибка появляется в употреблении слов "знать" и

"уметь".

я знаю

ты знаешь

он, она

Я знаю

Я знаю

я умею

ты умеешь

он, она

Виктор умеет

знает

-мы знаем

- вы знаете

- они знают

этого актёра.

этот театр.

-мы умеем

- вы умеете

- они умеют

готовить плов.

умеет

Анжелика умеет прекрасно танцевать.

В современный период перед преподавателями-русистами стоит важная задача по обучению иноязычных студентов профессиональным компетенциям и навыкам, так как от этого в том числе зависит их дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда.

В этой связи является целесообразным использование эффективных, передовых и инновационных методов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. Правильный

подбор и использование современных методов преподавания РКИ влияет на мотивацию студентов, которая играет значимую роль в повышении эффективности обучения РКИ в иностранной аудитории.

Использованные источники:

1. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного // Москва, МАДИ. 2015. 2 изд. С. 15.

2. Шкабара Н.И. Новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Волгоград, ВГСПУ. Конференция «Языки и культуры». 2019. С. 500.

3. Кулинич Е.Н. Использование кейс-метода на занятиях по русскому языку как иностранному // Сборник статей XXII Международной научной конференции «Русистика и современность». 2019. С. 199

4. Сун Хунхай. «Современные методы в преподавании РКИ» Научно -образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.