УДК:371.015
Хожибекова М. А.
Независимый исследователь Андижанский государственный педагогический институт
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация: В статье рассматриваются основные современные методы в преподавании русского языка как иностранного, проводится их сравнительный анализ. Также рассматриваются некоторые инновационные и интерактивные технологии в преподавании русского языка как иностранного.
Ключевые слова: РКИ, методы обучения РКИ, методика в РКИ, преподавание РКИ, инофоны, иностранные студенты, лингвистические навыки и компетенции
Khojibekova M. A.
Independent researcher at Andijan State Pedagogical Institute
MODERN METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN
LANGUAGE
Abstract: The article discusses the main modern methods in teaching Russian as a foreign language and conducts a comparative analysis of them. Some innovative and interactive technologies in teaching Russian as a foreign language are also discussed.
Keywords: Russian as a foreign language, methods of teaching Russian as a foreign language, methodology of Russian as a foreign language, teaching Russian as a foreign language, foreign languages, foreign students, linguistic skills and competencies
Разные народы мира всегда были заинтересованы в изучении иностранных языков, так как это было и предметом их личного интереса, и приносило им определённую пользу в ходе общения с инофонами.
Методика обучения русскому языку как иностранному представляет собой, несомненно, устойчивую самостоятельную педагогическую дисциплину, в которой образовательная и воспитательная функции являются основными. Она устанавливает закономерности, составляющие основу учебно - познавательной деятельности, направленной на овладение речевым аппаратом на русском языке.
Безусловно, знание и грамотное использование передовых методов и методик преподавания РКИ помогает преподавателям -русистам успешно
планировать и выстраивать учебный процесс, упрощает подбор необходимых учебных материалов.
Научное сообщество справедливо отмечает, что, не смотря на выход на передний план электронного образования с использованием ^-технологий, дистанционного обучения, центральное положение продолжает занимать коммуникативный метод. Здесь главным является непосредственно сам коммуникативный процесс между иностранным студентом и преподавателем, в ходе которого не носитель языка усваивает различные языковые навыки. В современных условиях коммуникативный метод трудно представить без внедрения в него определённых страноведческих материалов и разделов, которые посвящены не только российской истории и русской культуре, но также и другим странам (в зависимости от аудитории слушателей).
Наряду с коммуникативным среди ключевых методов принято выделять сознательно-сопоставительный и сознательно-практический подходы. Первый подход заключается в возможности и использовании переноса навыков и компетенций из родного языка в изучаемый язык. Второй подход предусматривает применение языковых компетенций в практической речевой деятельности.
Важно понимать, что применение новейших компьютерных и технологий в обучении позволяет иностранным студентам научиться эффективно и оперативно находить верную актуальную информацию на русском языке, представленную на различных информационных площадках, а затем эффективно использовать её в официальной коммуникации.
В процессе обучения РКИ успешным признаётся кейс-метод. Данный метод связан с самостоятельным мыслительным процессом студентов и представляет собой решение конкретной ситуации (кейса), подготовленной преподавателем по определённому формату и предназначенной для обучения навыкам анализа разных видов информации, её обобщению и выработки возможных вариантов решения, в соответствии с установленными критериями.
При использовании кейс-метода в процессе профессиональной коммуникации происходит развитие интеллекта обучающихся. Выступая интерактивным методом по своей классификации и являясь частью самостоятельной работы, он способствует повышению мотивации у студентов к изучению русского языка. Использование кейс-метода заставляет иностранных студентов проводить поиск информации в разных источниках, проделывать коллективную работу, то есть создаёт профессиональную дискуссию и обсуждение. В этом контексте весьма важен подготовительный этап и проработка конкретного кейса, подбор тематики, определение цели и задач со стороны преподавателя.
Мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество современных и инновационных методов преподавания РКИ. Данная отрасль развивается в условиях прорыва и
распространения информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет. Это делает образовательный процесс более эффективным и в то же время более доступным.
Однако полагаться только на технологические аспекты в образовательном процессе не представляется правильным решением. Необходим комплексный подход, при котором важное внимание уделяется традиционным методам и приёмам.
Эти методы помогают создать более эффективную и интересную среду для обучения русскому языку как иностранному.
1. Коммуникативный метод: учащиеся учатся использовать язык для общения в реальных ситуациях, развивая навыки говорения, аудирования, чтения и письма.
2. Интерактивные технологии: использование современных технологий, таких как интерактивные доски, приложения и онлайн-ресурсы для улучшения обучения иностранному языку.
3. Ролевые игры и симуляции: учащиеся могут играть роли и участвовать в симуляциях, чтобы практиковать языковые навыки в реальных ситуациях.
4. Метод обратной связи: учащиеся получают обратную связь от преподавателя и своих сверстников, чтобы улучшить свои навыки владения языком.
5. Мультимодальный подход: использование различных методов обучения, включая визуальные, аудио и текстовые материалы, чтобы удовлетворить потребности различных типов учащихся.
Частая лексическая ошибка появляется в употреблении слов "знать" и
"уметь".
я знаю
ты знаешь
он, она
Я знаю
Я знаю
я умею
ты умеешь
он, она
Виктор умеет
знает
-мы знаем
- вы знаете
- они знают
этого актёра.
этот театр.
-мы умеем
- вы умеете
- они умеют
готовить плов.
умеет
Анжелика умеет прекрасно танцевать.
В современный период перед преподавателями-русистами стоит важная задача по обучению иноязычных студентов профессиональным компетенциям и навыкам, так как от этого в том числе зависит их дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда.
В этой связи является целесообразным использование эффективных, передовых и инновационных методов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. Правильный
подбор и использование современных методов преподавания РКИ влияет на мотивацию студентов, которая играет значимую роль в повышении эффективности обучения РКИ в иностранной аудитории.
Использованные источники:
1. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного // Москва, МАДИ. 2015. 2 изд. С. 15.
2. Шкабара Н.И. Новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Волгоград, ВГСПУ. Конференция «Языки и культуры». 2019. С. 500.
3. Кулинич Е.Н. Использование кейс-метода на занятиях по русскому языку как иностранному // Сборник статей XXII Международной научной конференции «Русистика и современность». 2019. С. 199
4. Сун Хунхай. «Современные методы в преподавании РКИ» Научно -образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2021