Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ
MODERN METHODS IN TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE
УДК 371
Сун Хунхай, Магистр, Санкт-Петербургского Государственного Университета Санкт-Петербург, Россия
Song Honghai, Master of Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, honhais@mail .ru
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные современные методы в преподавании русского языка как иностранного, проводится их сравнительный анализ. Также рассматриваются некоторые инновационные и интерактивные технологии в преподавании русского языка как иностранного.
ABSTRACT
The article examines the main modern methods in teaching Russian as a foreign language, carries out their comparative analysis. Some innovative and interactive technologies in teaching Russian as a foreign language are also considered.
Ключевые слова: РКИ, методы обучения РКИ, методика в РКИ, преподавание РКИ, инофоны, иностранные студенты, лингвистические навыки и компетенции
Keywords: RFL, methods of teaching RFL, methodology in RFL, teaching RFL, foreign students, linguistic skills and competence
Разные народы мира всегда были заинтересованы в изучении иностранных языков, так как это было и предметом их личного интереса, и приносило им определённую пользу в ходе общения с инофонами. Методика обучения русскому языку как иностранному (далее - РКИ)
представляет собой, несомненно, устойчивую самостоятельную педагогическую дисциплину, в которой образовательная и воспитательная функции являются основными. Она устанавливает закономерности, составляющие основу учебно-познавательной деятельности, направленной
на овладение речевым аппаратом на русском языке [1]. Безусловно, знание и грамотное использование передовых методов и методик преподавания РКИ помогает преподавателям-русистам успешно планировать и выстраивать учебный процесс, упрощает подбор необходимых учебных материалов.
Научное сообщество справедливо отмечает, что, не смотря на выход на передний план электронного образования (e-education) с использованием ^-технологий, дистанционного обучения, центральное положение продолжает занимать коммуникативный метод [2]. Здесь главным является непосредственно сам коммуникативный процесс между иностранным студентом и преподавателем, в ходе которого не носитель языка усваивает различные языковые навыки. В современных условиях коммуникативный метод трудно представить без внедрения в него определённых страноведческих материалов и разделов, которые посвящены не только российской истории
и русской культуре, но также и другим странам (в зависимости от аудитории слушателей).
В конце XX - начале XXI века тема межкультурной коммуникации, взаимопроникновения культур стала особенно актуальной и популярной, что объясняется многими факторами развития современного мира. Прежде всего, изменениями на глобальном уровне, появлением новых акторов в мировой политике, новых стран, а также одновременным усилением интеграционных процессов и проявлением дезинтеграционных процессов в самых разных сферах. Согласимся с мнением о том, что метод лингвострановедения способствует успешному овладению студентами из-за рубежа базовыми лингвистическими знаниями, благодаря чему они могут лучше понимать традиции и национальные особенности страны изучаемого языка.
Наряду с коммуникативным среди ключевых методов принято выделять сознательно-сопоставительный и сознательно-практический подходы [3]. Первый
подход заключается в возможности и использовании переноса навыков и компетенций из родного языка в изучаемый язык. Второй подход предусматривает применение языковых компетенций в практической речевой деятельности.
Важно понимать, что применение новейших компьютерных и ^-технологий в обучении позволяет иностранным студентам научиться эффективно и оперативно находить верную актуальную информацию на русском языке, представленную на различных информационных площадках, а затем эффективно использовать её в официальной коммуникации.
Широким потенциалом для саморазвития студентов обладают творческие задания по созданию мультимедийных презентаций, которые учащиеся создают и тщательно прорабатывают, а затем презентуют и защищают перед аудиторией [4]. Данные проекты являются важной частью самостоятельной работы учащихся.
В процессе обучения РКИ успешным признаётся кейс-метод. Данный метод связан с самостоятельным мыслительным процессом студентов и представляет собой решение конкретной ситуации (кейса), подготовленной преподавателем по определённому формату и предназначенной для обучения навыкам анализа разных видов информации, её обобщению и выработки возможных вариантов решения, в соответствии с установленными критериями [5]. При использовании кейс-метода в процессе профессиональной коммуникации происходит развитие интеллекта обучающихся. Выступая интерактивным методом по своей классификации и являясь частью самостоятельной работы, он способствует повышению мотивации у студентов к изучению русского языка. Использование кейс-метода заставляет иностранных студентов проводить поиск информации в разных источниках, проделывать коллективную работу, то есть создаёт профессиональную дискуссию и обсуждение. В этом контексте весьма важен подготовительный этап и проработка конкретного кейса, подбор тематики, определение цели и задач со стороны преподавателя.
Мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество современных и инновационных методов преподавания РКИ. Данная отрасль развивается в условиях прорыва и распространения информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет. Это делает образовательный процесс более эффективным и в то же время более доступным. Однако полагаться только на технологические аспекты в образовательном процессе не представляется правильным решением. Необходим комплексный подход, при котором важное внимание уделяется традиционным методам и приёмам.
Научно-педагогическое сообщество сходится во мнении, что электронное образование будет развиваться в русле глобализации образования. Примером здесь может служить ситуация с глобальной пандемией 2020 года, когда дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В свою очередь, эффективность дистанционного образования будет зависеть от учёта личностных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.
В современный период перед преподавателями-русистами стоит важная задача по обучению иноязычных студентов профессиональным компетенциям и навыкам, так как от этого в том числе зависит их дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда. В этой связи является целесообразным использование эффективных, передовых и инновационных методов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. Правильный подбор и использование современных методов преподавания РКИ влияет на мотивацию студентов, которая играет значимую роль в повышении эффективности обучения РКИ в иностранной аудитории.
Литература
1. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного // Москва, МАДИ. 2015. 2 изд. С. 15.
2. Шкабара Н.И. Новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Волгоград, ВГСПУ. Конференция «Языки и культуры». 2019. С. 500.
3. Ван Ямэн. Современные подходы к преподаванию русского языка как иностранного в высших учебных заведениях Китая // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». № 8. 2019. С. 57.
4. Евтушенко С.Я. Современные методы в преподавании РКИ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск. № 19. 2013. С. 156.
5. Кулинич Е.Н. Использование кейс-метода на занятиях по русскому языку как иностранному // Сборник статей XXII Международной научной конференции «Русистика и современность». 2019. С. 199.
Literature
1. Chesnokova M.P. Methods of teaching Russian as a foreign language// Moscow, MADI. 2015.2 ed. P. 15.
2. Shkabara N.I. New in the methodology of teaching Russian as a foreign language // Volgograd, VGSPU. Conference "Languages and Cultures". 2019.S. 500.
3. Wang Yameng. Modern approaches to teaching Russian as a foreign language in higher educational institutions of China // "Modern science: actual problems of theory and practice." No. 8. 2019, p. 57.
4. Evtushenko S.Ya. Modern methods in teaching RFL // Problems and prospects for the development of education in Russia. Novosibirsk. No. 19. 2013. P. 156.
5. Kulinich E.N. Using the case-method in the classroom on Russian as a foreign language // Collection of articles of the XXII International Scientific Conference "Russian Studies and Modernity". 2019.S. 199.