ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
© Р. А. ЖИДКОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: [email protected]
Жидкова Р. А. - Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779-782. - В статье рассматриваются современные подходы к оценке результатов обучения: портфолио, контекстные задачи, кейс-измерители, катанотесты, проекты. Применение указанных методов является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: педагогическая диагностика; компетенции, портфолио, контекстные задачи, катанотесты, кейс-измерители, проекты.
Jidkova R. A. - Contemporary methods to assessment of the results of education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 779-782. - The article deals with the contemporary approaches to assessment of the results of education: portfolio, contextual task, catanotests, projects. Application of the mentioned methods is considered to be the way of improving informative interests and creative abilities of the pupils.
Keywords: pedagogical diagnostics; competence, portfolio, contextual tasks, catanotests, case measuring instrument, projects.
Все классификации методов обучения предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся -обеспечить качество их знаний, уровень их развития.
Актуальность темы нашего исследования бесспорна, так как создание условий, позволяющих в рамках образовательных учреждений решать специальные задачи развития, обеспечивает возможность формирования самостоятельного человека, способного жить в современном обществе. Уже выявлен набор компетенций, относящихся к школьному образованию, и активно формируется набор компетенций, относящихся к высшему образованию, результатом которого будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле этого понятия: человека умеющего, знающего, социально определенного, активного и самодостаточного. Актуальность темы исследования обусловлена также требованиями к повышению качества образования, обозначенные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предопределяющие поиск инновационных форм оценивания.
Цель исследования: обобщить и дополнить сведения о методах оценивания знаний учащихся на современном этапе обучения.
Методики: анализ литературы, мониторинг, наблюдения.
На объективную закономерность перехода к новой модели образования, т. е. такой системе целепо-
лагания, планирования, организации и оценки результатов обучения, которая обеспечивает достижение определенного качества образования, указывают многие отечественные и зарубежные ученые. известно, что компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же -это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции относятся к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко -то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.
В содержании компетенций мы выделяем знани-евую и деятельностную составляющие. индикаторами сформированности компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация
к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в нашей отечественной школе не оставалась неизменной. Так, до 1935 г. существовала трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Потом ее признали непригодной, так как она приводит к уравниловке в знаниях учащихся. Тогда была введена сохранившаяся до наших дней пятибалльная система. Сохраняя объективность, необходимо тем не менее учитывать при оценке знаний и некоторые привходящие моменты: например, оцениваются текущие знания или итоговые (экзамен, четвертная оценка и т. п.), старательность ученика, стабильность его учебной работы и т. д. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразной методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по
мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний - экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»), методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, но в 1935 г. такой подход был осужден, так как требования должны быть едиными по всем соответствующим учебным предметам. До 1954 г. экзамены проводились по всем основным учебным предметам, начиная с 4-го класса. С 1954 г. экзамены остались только в 7 и 10 классах (с 1988 г. - в 9 и 11 классах). Сейчас это ЕГЭ, ГИА. В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.
Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Отечественный ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля.
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оцени-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
вания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ЕГЭ, ГИА), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.
Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.
Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участ-
ников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.
к современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.
В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.
Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообу-
чения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А - нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В - расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их - до 15 знаков - и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается.
Один из современных методов оценивания знаний - контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. к контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им
для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества.
Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. Нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы создаем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся и студентом определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.
Перспектива дальнейшего исследования видится в том, чтобы выявить возможности рассмотренных методов для развития самооценки учащихся. Применение описанных методов придаёт урокам привлекательность, является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2.
2. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ори-ентированный подход в образовании. Казань: Изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.
3. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
5. Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы // Химия. 2009. № 13 (1-15 июля).