Научная статья на тему 'Современные механизмы развития высокотехнологичной фармацевтической промышленности в регионе'

Современные механизмы развития высокотехнологичной фармацевтической промышленности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова И. В., Петров А. П., Аверина Л. М.

В статье отмечается, что российская фармацевтическая промышленность испытала на себе все разрушительные процессы 1090-х гг. Успешность ее восстановления на инновационной основе определяется эффективностью использования таких современных механизмов развития, как технологические платформы и кластеры. Проведена эмпирическая оценка возможного влияния существующих федеральных технологических платформ и кластеров на развитие фармацевтического сектора; обоснована целесообразность формирования региональной технологической платформы «Новые технологии в медицине» в таком регионе, как Средний Урал; представлен отечественный и зарубежный опыт формирования и развития кластеров в фармацевтической промышленности. Разработаны основные параметры развития в значительной степени уже сформировавшегося Уральского фармацевтического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы развития высокотехнологичной фармацевтической промышленности в регионе»

УДК 332.122

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ

И. В. МАКАРОВА, доктор экономических наук, доцент, заведующая сектором комплексных проблем развития промышленности E-mail: k511@mail. ru Институт экономики Уральского отделения РАН А. П. ПЕТРОВ, кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы, член Комитета по охране здоровья E-mail: apetrov@duma. gov. ru Л. М. АВЕРИНА, ведущий экономист E-mail: laverina@mail. ru Институт экономики Уральского отделения РАН

В статье отмечается, что российская фармацевтическая промышленность испытала на себе все разрушительные процессы 1990-х гг. Успешность ее восстановления на инновационной основе определяется эффективностью использования таких современных механизмов развития, как технологические платформы и кластеры. Проведена эмпирическая оценка возможного влияния существующих федеральных технологических платформ и кластеров на развитие фармацевтического сектора; обоснована целесообразность формирования региональной технологической платформы «Новые технологии в медицине» в таком регионе, как Средний Урал; представлен отечественный и зарубежный опыт формирования и развития кластеров в фармацевтической

* Статья подготовлена в рамках программ Президиума РАН: № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал» при финансовой поддержке Уральского отделения РАН (проект «Разработка стратегических ориентиров развития и институтов освоения северных, полярных и арктических территорий» №12-П-47-2013).

промышленности. Разработаны основные параметры развития в значительной степени уже сформировавшегося Уральского фармацевтического кластера.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, механизмы, технологические платформы, кластеры.

Введение

Высокотехнологичный фармацевтический рынок в России только формируется. Отечественная фармацевтическая промышленность на современном этапе развития является догоняющей по отношению к мировому сектору производства. Уровень и потенциал развития отечественных фармацевтических предприятий не соответствуют мировым требованиям. Поэтому они существенно уступают зарубежным компаниям не только на мировом, но и на российском фармацевтическом рынке.

Рынок лекарственных средств в России

На отечественном фармацевтическом рынке представлена главным образом продукция импортного производства (см. рисунок).

В 2011 г. доля импортных лекарственных средств на рынке в денежном выражении составляла 76 %. Российские производители обеспечивают лишь 63 % потребности населения в жизненно необходимых и стратегически значимых препаратах. Они присутствуют в основном в сегментах рынка с низкой добавленной стоимостью (дженериковые препараты) и,

кроме того, сильно зависят от импорта сырья для изготовления лекарственных средств.

Ключевой проблемой российской фармацевтической промышленности является провал в системе доведения результатов фундаментальных исследований до промышленного производства. Отсутствие взаимосвязи между разработкой лекарственных препаратов, выпуском и внедрением в практику фармацевтической продукции, низкая эффективность механизмов коммерциализации и внедрения разработок в промышленное производство увеличивают риски инвестиций в научные исследования как со стороны государства, так и частных инвесторов. Это способствует наращиванию технологического отставания отечественных производителей от зарубежных компаний на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства, от научных исследований до внедрения в медицинскую практику, что объясняет низкую долю инновационной продукции в общем объеме производимых лекарственных средств. По данным Росстата, доля инновационной продукции в общем объеме фармацевтических предприятий на протяжении 2006—2010 гг. не превышала 4—7 %.

Однако по мере роста экономики в течение последнего десятилетия на территории России были созданы производства, в которых не только разрабатывается и производится конкурентоспособная продукция, но и осуществляются прикладные исследования и разработки, позволяющие в перспективе выводить на рынок высокотехнологичные лекарственные средства и медицинские изделия. Данные производства являются основой для фор-

Всего зарегистрировано лекарственных средств в РФ - 2 619 ед.

j^j/j -Произведено зарубежными компаниями

-------- Жизненно необходимые и стратегически значимые лекарственные препараты- 500 ед.

-* —= 84 ед. ййййй;163 едУЙЙ^ ШУ/////Ш! — >— 84 ед

Лекарственные препараты с прямым влиянием на летальность и смертность - 65 ед.

| - Произведено отечественными компаниями

мирования научно-производственных кластеров и стимулом для формирования технологических платформ. Научно-производственные кластеры, а также технологические платформы являются инновационной формой организации высокотехнологичных фармацевтических производств полного цикла (от открытия потенциального лекарства до его производства). В их рамках в результате объединения усилий бизнеса, науки, образования и государства реализуются приоритетные направления технологического развития фармацевтической промышленности.

Технологические платформы (ТП)

Впервые термин «технологическая платформа» был применен Европейской комиссией в 2003 г. в документе, называемом «План инвестиций» (Investing in Research: An Action Plan for Europe), в качестве одного из средств реализации Лиссабонской стратегии по достижению доли инвестиций в исследования и разработки в размере 3 % от ВРП. Дальнейшее развитие концепция технологической платформы получила при разработке Европейской Седьмой рамочной программы. В современном понимании технологическая платформа может рассматриваться в качестве нового формата государственно-частного партнерства или своего рода механизма инновационного развития, который дает возможность:

1) интегрировать возможности, интересы и ресурсы государства, бизнеса, научного сообщества и потребителей для выработки и реализация дол-

госрочных приоритетов развития того или иного вида экономической деятельности на основе общего видения его будущего;

2) координировать усилия сторон по созданию перспективных коммерческих технологий и наукоемких продуктов (услуг), модернизации, привлечению ресурсов для осуществления исследований и разработок на их доконкурентных стадиях, а также совместного использования научного и экспериментального лабораторного оборудования.

Тем самым целью формирования технологической платформы рассматривается организация создания и производства инновационной продукции в отдельных видах экономической деятельности на основе прорывных технологий и перспективных научно-технических решений. Таким образом, технологические платформы создаются в тех видах экономической деятельности, где инновационное развитие требует решения масштабной и технически сложной задачи — объединения усилия заинтересованных сторон по организации и поддержке инновационного процесса в рамках приоритетных направлений развития вида деятельности.

В России сформирована новая концепция реализации и поддержки инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инновации, основанная на стратегическом планировании, — концепция создания технологических платформ в ключевых видах деятельности народного хозяйства, определяющих экономический рост и научно-техническое развитие государства. В настоящее время в России утвержден перечень из 28 технологических платформ, которые должны стать базой для развития инноваций. Государственной программой РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013—2020 гг. (далее — Программа) технологическая платформа определяется как «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества)». В настоящее время созданы и функционируют технологические платформы «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы» («Биотех 2030»). Целью формирования технологической платформы «Медицина будущего» является создание сегмента медицины

будущего, базирующегося на совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность появления новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг, а также быстрого распространения передовых технологий в медицинской и фармацевтической промышленности. Назначение технологической платформы можно определить:

- как формирование контактной площадки, создание условий и формата для эффективного взаимодействия участников медицинского и фармацевтического секторов экономики, в том числе бизнеса, науки, государства;

- как оптимизацию государственного регулирования научных и инновационных процессов, стандартизацию технологических регламентов и процедур, изменение таможенного регулирования в области биомедицины в целях ускорения выведения продуктов на рынок;

- как гармонизацию ТП «Медицина будущего» с ТП Евросоюза, организацию совместного пространства с ТП стран СНГ.

Прогнозируется, что к 2020 г. рост спроса на фармацевтические препараты на основе биотехнологий, относящиеся к компетенции технологической платформы «Медицина будущего», составит 140 млрд руб. в год (или более чем в 60 раз).

Среди регионов, выступивших в качестве инициаторов формирования технологических платформ, находятся такие инновационно активные территории, как Москва и Московская область (24 ТП), Санкт-Петербург (ТП «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», «Освоение океана»), Томская область (ТП «Медицина будущего»), Самарская область (ТП «Национальная программная платформа»), Красноярский край (ТП «Национальная информационная спутниковая система»), Республика Татарстан (ТП «Текстильная и легкая промышленность»), Ярославская область (ТП «Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа»). Первая очередь технологических платформ, одобренная Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, показывает низкую степень включенности регионов страны в данный процесс. Предприятия Свердловской области не являются координаторами федеральных технологических платформ и только два предприятия относятся к их участникам (ФГУП «Уральский оптико-механический завод» — ТП «Инновационные лазерные, оптические и опто-

электронные технологии «Фотоника»», подгруппа «Световоды, энергоэффективная светотехника, дисплеи»; Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» — ТП «СВЧ-технологии»). Однако, согласно проведенным исследованиям, потенциал науки, образования и бизнеса Свердловской области позволяет выступить инициаторами или участниками федеральных технологических платформ «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы — БИОТЕХ 2030», «Радиационные технологии» или создания федеральной/региональной технологической платформы «Новые технологии в медицине».

Анализ соответствия проводимых предприятиями и организациями Свердловской области исследований направлениям федеральной технологической платформы «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы — БИОТЕХ 2030», «Радиационные технологии» представлен в табл. 1.

Обоснование возможностей территории по формированию федеральной/региональной технологической платформы «Новые технологии в медицине». Потенциал территории по созданию платформы: — признанная на мировом уровне авторитетная научная школа в области биотехнологического и

Таблица 1

Федеральные технологические платформы

Направления федеральной технологической платформы Направления научных исследований, проводимых областными предприятиями и организациями (основные участники), на основе согласования интересов науки и бизнеса. основные инвестиционные проекты

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 4. Клеточные технологии; разд. 5. Нанотехнологии и наноматериалы (в части технологий и материалов для медицины); разд. 6. Технологии биоинженерии) Инвестиционный проект «Производство субстанции и готовой лекарственной формы генно-инженерного инсулина человека для лечения сахарного диабета». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 5. Нанотехно-логии и наноматериалы (в части технологий и материалов для медицины) Инвестиционный проект «Производство линейки препаратов для лечения злокачественных новообразований». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 3. Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств) Инвестиционный проект «Комплекс производств по выпуску персонифицированных препаратов на основе генно-клеточных технологий» (технология получения тканеспецифичной клеточной массы в целях заместительной терапии; технологии по биоскринингу эффектов разрабатываемых лекарственных средств; технологии и организация производства противораковой вакцины на основе принципа адаптивной иммунотерапии; средство для терапии недостаточности функций печени; технологии эквивалента кожи на основе модифицированных клеток человека различной степени дифференцировки для терапии тяжелых повреждений кожи: нейротрофических и трофических язв, термических и аутоиммунных поражений; средство для терапии сосудистой недостаточности). Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Технологическая платформа «Радиационные технологии» (разд. 1. Радиационные технологии в ядерной медицине) Инвестиционный проект «Ядерная медицина». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 6. Технологии биоинженерии) Инвестиционный проект «Комплексное производство субстанций и готовых лекарственных форм противовирусных препаратов мирового уровня на основе инновационного отечественного препарата «Триазавирин». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 8. Технологии создания электронной компонентной базы (в части создания приборов и оборудования для диагностики и лечения) Инвестиционный проект «Производство широкого спектра инфузионных, диализных и других растворов». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Инвестиционный проект «Комплекс производств по выпуску аппарата «Искусственная почка «Малахит», оборудования для водоподготовки, концентратов для гемодиализа». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

Окончание табл. 1

направления федеральной технологической платформы направления научных исследований, проводимых областными предприятиями и организациями (основные участники), на основе согласования интересов науки и бизнеса. основные инвестиционные проекты

Технологическая платформа «Медицина будущего» (разд. 8. Технологии создания электронной компонентной базы (в части создания приборов и оборудования для диагностики и лечения) Инвестиционный проект «Создание распределенной на территории России сети специализированых и многопрофильных Центров высоких медицинских технологий». Основные участники проекта: Уральский фармацевтический кластер

химического синтеза фармпрепаратов, представленная 5 академическими и 7 отраслевыми НИИ, Уральским федеральным университетом и Уральской медицинской академией с их высококвалифицированными учеными и технологами, базой для научных исследований и подготовки кадров для фармацевтической промышленности;

— развитая производственная (12 фармацевтических предприятий области, в том числе имеющих высокотехнологичные фармацевтические производства, действующие по стандартам европейского GMP) и логистическая инфраструктура;

— наличие крупнейших на Урале учебных заведений как основы для проведения научных исследований и формирования кадровой базы (Уральский федеральный университет, Уральская государственная медицинская академия), обеспечивающих подготовку и повышение квалификации высококвалифицированных кадров, способных к восприятию новых знаний и современных технологий по разработке и производству лекарственных средств;

— возможность доведения до серийного производства инновационных разработок в области фармации обеспечивается наличием в Екатеринбурге ГУП «Уральский НИИ технологии медицинских препаратов»;

— участие в реализации проектов потенциальных инвесторов: ГК «Внешэкономбанк», ГК «Роснано»;

— тесное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти и управления;

— кооперация с кластером «Биологические и медицинские технологии», двумя компаниями — резидентами Инновационного фонда «Скол-ково» и Федеральным ядерным центром «ВНИИ технической физики» (г. Снежинск»). Поступают предложения о сотрудничестве от ряда профильных федеральных предприятий и учреждений Москвы (Российский онкологический научный центр РАМН,

НИИ вирусологии РАМН), Санкт-Петербурга (Национальный центр ВОЗ по гриппу и ОРЗ, НИИ гриппа РАМН). Установлено успешное международное сотрудничество с мировыми производителями медицинской продукции (Bayer AG и Nobel Dynamit AG (Германия), Medtronic (США, Швейцария), General Electric Healthcare (США), Nipro Corporation (Япония), Словацкая Академия наук).

Потенциальные участники технологической платформы. Участники технологической платформы и их характеристики представлены в табл. 2.

Технологические направления:

- технологии производства субстанции и готовых лекарственных форм генно-инженерного инсулина человека марки «Росинсулин»®;

- технологии производства субстанций и готовых лекарственных форм противовирусных препаратов;

- технологии производства инфузионных, перитонеальных и HF-растворов для гемодиафиль-трации, а также упаковочных пластиковых пакетов для них;

- технологии производства биотехнологических субстанций, липосомальных и др. лекарственных форм противоопухолевых, противотуберкулезных, сердечно-сосудистых, антибактериальных препаратов;

- технологии производства персонифицированных лекарственных средств на основе клеток самого пациента для проведения индивидуальной генной и генно-клеточной терапии по широкому спектру заболеваний;

- технологии производства новой модели аппаратов для внепочечного очищения крови, установок автоматизированной водоочистки и водоподготовки для гемодиализа, модулей тепловой и озоновой дезинфекции, а также автономных модулей приготовления и централизованной раздачи жидкого концентрата, сухих и жидких ацетатных и бикарбонат-

Таблица 2

Потенциальные участники технологической платформы Показатель Состав, характеристика

Координатор ТП Уральское отделение РАН Участники ТП РАН:

- Институт органического синтеза;

- Институт физики металлов;

- Институт электрофизики;

- Институт химии твердого тела

Институты по видам экономической деятельности:

- Филиал ФГУ «48 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации» — «Центр военно-технических проблем биологической защиты»;

- ФГУ «Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инспекций Роспотребнад-зора»;

- НИИ вирусной инфекции;

- НИИ технологии медицинских препаратов;

- Уральский медицинский ядерный центр;

- Центр проведения доклинических испытаний_

Промышленные предприятия:

- ООО «Завод Медсинтез»;

- ООО «Завод ДИЗЕТ»;

- ООО «УРАЛДИАЛ»;

- ООО «Уральский стекольный завод»;

- ООО «УралНанотех»;

- НПК «Химсинтез»;

- ОАО «Уральский фармацевтический холдинг»;

- ООО «Холдинг Юнона»;

- ОАО «Березовский фармацевтический завод»;

- ООО «Фармацевт»;

- ООО «Сплав-2»;

- Уральская машиностроительная корпорация «Пу-мори-СИЗ»;

- предприятия фармацевтической промышленности РФ и др. предприятия промышленности

Вузы:

- УГМА;

- УрФУ;

- Химико-фармацевтический институт УрФУ Государственное регулирование и стандартизация: Правительство РФ, Свердловской, Челябинской, Курганской и прочих областей и др. Финансовая поддержка:

- бюджеты РФ и регионов;

- средства партнеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства международных, федеральных (РГНФ, РФФИ) и региональных (РГНФ — Урал, РФФИ — Урал) фондов;

- средства, выделяемые на реализацию федеральных и региональных целевых программ из бюджетов различных уровней;

- Инвестиционный фонд «Сколково»;

- ГК «РОСНАНО» и т. д.

ных концентратов для гемодиализа, бикарда (биокарбонатный картридж) для диализных центров;

- технологии 3D-диагностики, лечения и протезирования заболеваний челюстно-лицевых отделов и опорно-двигательного аппарата;

- создание комплексных центров высоких медицинских технологий, включающих отделения гемодиализа, сахарного диабета, брахитерапии и других отделений, оснащенных отечественным оборудованием и расходными материалами;

- производство препаратов, а также биосовместимых наноком-позитов 3D-металлов для адресной доставки в целях диагностики и терапии широкого спектра онкозаболеваний, включая изотоп Це-зий-131 для лечения рака простаты у мужчин, организация выпуска микроисточников радиоизлучения для диагностики злокачественных новообразований.

Цель технологической платформы — концентрация финансовых, административных и организационных ресурсов, объединение усилий представителей науки, промышленности, образования и государственной власти для разработки новых лекарственных препаратов, а также средств диагностики и лечения социально значимых заболеваний.

Задачи формирования технологической платформы:

- создание оригинальных субстанций фармпрепаратов;

- обеспечение импортозаме-щения инновационными лекарственными формами отечественных препаратов;

- создание дженериковых фармпрепаратов;

- разработка и создание аппаратуры и установок для водоочистки, водоподготовки и гемодиализа, а также для диагностики и лечения опухолей.

К числу факторов, определяющих успешность участия в федеральных технологических платформах «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы — БИОТЕХ 2030», «Радиационные технологии» и создания новой федеральной/региональной платформы, можно отнести:

1) четкий «фокус» технологической платформы;

2) мультиструктурное управление, сильное руководство и представительство бизнеса, представительство регулирующих государственных органов;

3) четкие и прозрачные «правила игры»;

4) индивидуальность каждой платформы;

4) открытость платформы для «входа» новых участников.

Такая инициатива может дать возможность предприятиям Свердловской области использовать механизмы софинансирования расходов организаций на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, участия в федеральных программах и проектах.

Однако необходимо учитывать, что технологические платформы не являются совершенным механизмом инновационного развития. Их формирование, с одной стороны, обеспечивает технологический прорыв территории, с другой — не позволяет достичь комплексности производственного процесса, реализуемого в кластерах (для осуществления технологического процесса необходимо использовать достижения нескольких технологических платформ).

Научно-производственные и инновационные кластеры

Программой развития фармацевтической промышленности России в качестве важнейшего инструмента партнерства государства, инновационно ориентированных промышленных предприятий, науки и образования выделены формирование и развитие научно-производственных кластеров.

Формирование сети территориально-производственных кластеров было заявлено в качестве одного из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008. В декабре 2008 г. Министерством экономического развития РФ были одобрены Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, где сформулиро-

ваны базовые подходы и принципы поддержки кластерного развития. В 2010 г. началась практическая реализация мер поддержки кластерного развития в регионах Российской Федерации совместными усилиями федерального центра (в лице Министерства экономического развития РФ) и правительств субъектов Федерации. Значительный потенциал в плане кластерного развития имеет Свердловская область, в которой осуществление кластерных инициатив способно дать мощный импульс росту конкурентоспособности как традиционных (химическая промышленность, тяжелое машиностроение, металлургия), так и новых, динамично развивающихся секторов экономики (фармацевтика, сектор информационных технологий).

Создание кластера в фармацевтической промышленности ставит своей главной задачей координацию целей участников для достижения кумулятивного эффекта при продвижении производимой продукции на фармацевтический рынок России и за ее пределы. Данная структура объединяет локализованные взаимосвязанные инновационные фирмы—разработчики лекарств и производственные компании, а также поставщиков сырья, оборудования, комплектующих и специализированных услуг, объекты инфраструктуры (научно-исследовательские институты, вузы, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие организации), дополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Формирование и развитие кластеров способствует росту конкурентоспособности за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, с доступом к научному знанию, образовательным и производственным инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, со снижением транзакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов. В рамках кластера, пользующегося государственной поддержкой, могут успешно решаться особенно сложные для нашей страны проблемы коммерциализации инноваций. Активная роль государственных органов в формировании кластеров и в содействии их эффективному функционированию позволяет рассматривать кластер как одну из форм государственно-частного партнерства: институциональный альянс государства и бизнеса в интересах реализации конкретных проектов. Тем самым

реализация государственной кластерной политики является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции, что позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, а также повысить скорость экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования и получения доступа к современным методам управления.

Как мировой, так и российский опыт развития фармацевтических производств и промышленности медицинского оборудования свидетельствует в пользу кластерного подхода как эффективного способа организации производства, предоставляющего возможность достичь значительной синергии за счет тесной кооперации участников кластера между собой и — с использованием институциональных преимуществ, предоставляемых кластером — с внешним окружением.

Мировой опыт. На территории Европейского союза насчитывается несколько десятков фармацевтических кластеров, численность занятых на предприятиях, входящих в крупнейшие из них, достигает 30—40 тыс. чел. (например, RheinhessenPfalz, Маинц, Германия; Lombardia, Милан, Италия; Са1а1иса, Барселона, Испания). Основными факторами успеха европейских медико-фармацевтических кластеров являются:

1) развитые системы вспомогательных структур, объединяющие в одно целое университетские исследовательские центры и бизнес и способствующие развитию инновационных стартапов в медицинской сфере;

2) эффективная система разделения рисков, связанных с разработкой новых фармацевтических продуктов, между исследовательскими организациями, небольшими инновационными компаниями, венчурными инвесторами, крупными фармацевтическими концернами и государственными институтами;

3) меры государственной поддержки развития компаний (сниженная ставка по налогообложению и другие налоговые льготы, финансовое содействие компаниям в выходе на зарубежные рынки, другие меры);

4) эффективная система деловых коммуникаций, позволяющая интегрировать как небольшие исследовательские, так и крупнейшие произ-

водственные компании в единую экономическую цепочку, а также обеспечить участникам доступ к международному опыту и на международные рынки за счет развитой информационной инфраструктуры, в том числе «инфраструктуры событий» (организация выставок, конференций и др.).

Россия. Правительством РФ 28.08.2012 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, в который включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Согласно перечню, в субъектах РФ сформировано 7 медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров (Московская область — 2 кластера, Калужская область — 1 кластер, Санкт-Петербург — 1 кластер, Томская область — 1 кластер, Новосибирская область — 1 кластер, Алтайский край — 1 кластер), которые объединяют наиболее активные организации, осуществляющие разработку и выпуск инновационной фармацевтической и медицинской продукции. Активно формируются фармацевтические кластеры в особых экономических зонах в Санкт-Петербурге и в Томске (с центрами в Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии и Томском НИИ фармакологии СО РАН), в Ярославле и Волгограде (с центрами в Ярославском государственном педагогическом университете им. Ушинского и в Волгоградском государственном медицинском университете). В Республике Татарстан кластер формируется с центром в Казанском (Приволжском) федеральном университете. В ряде кластеров их резидентами стали не только крупные российские компании, но и международные фармацевтические концерны, такие как Novartis, Nycomed, Berlin-Chemie, Novo-Nordisk.

Реализации кластерной модели в развитии фармацевтической промышленности способствует наличие в России рыночных условий для ускоренного развития сектора, а также действующая государственная политика по поддержке развития медицины и сопутствующих видов экономической деятельности. Основной инструмент государственной поддержки — Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 гг.». Основной целью федеральной целевой программы

является переход российской фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития, основными инструментами признаны технологические платформы и инновационные кластеры. Развитие медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным направлениям:

- развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию науки, образования и промышленности в научно-технической сфере;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

- развитие производственного потенциала и международной кооперации;

- развитие инфраструктуры кластеров и организационное развитие кластеров.

Предполагается финансирование реализации программ развития медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров в 2013 — 2017 гг. за счет средств федерального бюджета.

Примером эффективного и в значительной степени уже сформировавшегося фармацевтического кластера является Уральский фармацевтический кластер (далее — Кластер). К 2010 г. фактически сформировалась группа предприятий, принадлежащих к фармацевтическому сектору, сектору производства медицинского оборудования, а также к смежным секторам, расположенных как на территории Свердловской области, так и за ее пределами, характеризующихся интеграцией производственных цепочек с предприятиями Свердловской области и наличием информационного обмена между членами кластера и их сотрудниками (за счет которых повышается конкурентоспособность предприятий — участников (резидентов) кластера и достигаются стратегические цели региона в отношении социально-экономического развития и здравоохранения). Формирование производственного ядра кластера основано на следующих принципах:

- оптимальное использование потенциала Свердловской области в сфере создания, производства и внедрения в медицинскую практику инновационных лекарственных препаратов и воспроизведенных лекарственных средств;

- обеспечение максимально широких возможностей для взаимодействия резидентов кластера и взаимной интеграции в производственные цепочки. В этих целях в состав кластера привлечены пред-

приятия, работающие во всех звеньях цепочки создания стоимости медицинской промышленности;

— принцип экстерриториальности: предприятиям-участникам не предъявляется условие обязательного физического размещения производства на территории области, если их участие в проекте без размещения производства может способствовать достижению целей развития кластера. Экстерриториальность проекта позволяет Свердловской области стать центром экономического «притяжения» для видовых предприятий как сопредельных, так и более удаленных регионов России.

В целом Кластер ориентирован на удовлетворение спроса на современную конкурентоспособную фармацевтическую продукцию на территории России и стран СНГ. Исходя из этого основными приоритетами его развития являются:

1) технологические приоритеты (разработка новых материалов; приобретение и внедрение современных технологий и новейшего оборудования; создание импортозамещающих и абсолютно новых фармпрепаратов и оборудования);

2) продуктовые приоритеты (оригинальные субстанции фармпрепаратов; инновационные лекарственные формы отечественных препаратов; дже-нериковые фармпрепараты; аппаратура и установки для водоочистки, водоподготовки и гемодиализа, а также для диагностики и лечения опухолей и прочее);

3) организационные приоритеты (создание новых организационных структур).

Целевыми ориентирами создания и развития Кластера можно обозначить:

— организацию годового объема производства лекарственных средств (включая их упаковку), выпускаемых предприятиями — участниками Кластера, к 2015 г. в размере до 35 млрд руб. и к 2020 г. — до 63 млрд руб.;

— обеспечение импортозамещения лекарственных средств (до 70 % по отдельным позициям препаратов и изделий, выпускаемых предприятиями — участниками Кластера) за счет организации их производства в Свердловской области с суммарным годовым объемом к 2015 г. до 23 млрд руб.

Общая стоимость создания инфраструктуры Кластера, а также реализации базовых инвестиционных проектов на ближайшие 10 лет составит 27,5 млрд руб. (700 млн евро).

Нацеленность Кластера на выпуск конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках фармацевтической продукции призвана повысить

национальную лекарственную безопасность России в наиболее социально значимых сферах обеспечения россиян жизненно важными диагностическими препаратами и лекарственными средствами. На достижение поставленных целей направлено решение следующих задач:

• реализация в рамках Стратегии «Фарма—2020» пилотного регионального проекта организации на территории Свердловской области комплекса высокотехнологичных импортозамещающих производств и сопутствующей инфраструктуры для разработки, выпуска и реализации нового поколения инновационных, в том числе уникальных лекарственных средств, химических и биотехнологических субстанций и изделий медицинского назначения в соответствии с европейским стандартом GMP;

• обеспечение полного технологического цикла производства новых импортозамещающих препаратов, их доклинических и клинических исследований, доводку и масштабирование технологий;

• повышение технологического уровня участников кластера на основе доработки систем менеджмента качества до требований стандартов качества GMP и с сертификацией качества по ISO 9001 — 2000 и использования новейших технологий в области фармацевтического производства, усиление инновационной активности участников Кластера;

• создание бизнес-инкубатора для поддержки и формирования инновационного фармацевтического малого бизнеса;

• инициирование и участие в создании Центра трансфера фармацевтических технологий в Россию и привлечении в Свердловскую область высококлассных западных специалистов, в первую очередь российского происхождения, имеющих современный индустриальный опыт разработки и производства лекарственных средств;

• создание современного фармацевтического логистического и коммерческого комплекса, обеспечивающего необходимые условия хранения, транспортировки и реализации лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов качества и безопасности;

• повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и инвестиционной привлекательности территорий базирования

предприятий кластера за счет технического перевооружения, расширения существующих и создания новых современных медицинских производств в соответствии с требованиями международных стандартов качества и безопасности, а также за счет консолидации активов и возможности привлечения кредитных ресурсов на более выгодных условиях;

• инициирование и участие в формировании доступной и оперативной системы финансирования разработок инновационных лекарственных средств, субстанций и их доводки до реального производства;

• формирование конкретных крупных инвестиционных бизнес-проектов, реализующих приоритетные направления развития уральской фармотрасли;

• привлечение в регион инвестиций, в том числе финансовых ресурсов Инвестиционного фонда РФ и средств государственных корпораций, получение федеральных субсидий на создание объектов инфраструктуры, а также финансирование объектов инфраструктуры Кластера за счет средств бюджета Свердловской области;

• участие в обеспечении лекарственной безопасности России и повышении до среднеевропейского уровня обеспеченности населения и учреждений здравоохранения Свердловской области и в целом РФ жизненно необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отечественного производства;

• повышение эффективности бюджета здравоохранения, который, инвестируя в закупку медикаментов и медицинских изделий, превращается из расходного в бюджет развития;

• получение синергетического эффекта от функционирования кластера.

По своей структуре Кластер носит фокусный (ядерный) характер, поскольку в нем присутствует ярко выраженное лидирующее крупное предприятие ООО «Завод Медсинтез» (г. Новоуральск), вокруг которого сосредоточены прочие компании. Принцип создания Кластера—«снизу — вверх», т. е. на основе координации частных программ и проектов. Вместе с тем важнейшую роль играет поддержка кластера со стороны правительства Свердловской области и органов местного самоуправления.

Технологической основой формирования Кластера являются вертикальные и горизонталь-

ные технологические цепочки, объединяющие поставщиков сырья, материалов и компонент упаковки, комплектующих для аппаратуры и финишное производство: оригинальных субстанций фармпрепаратов; инновационных лекарственных форм отечественных препаратов; дженериковых фармпрепаратов; аппаратуры и установок для водоочистки, водоподготовки и гемодиализа, а также для диагностики и лечения опухолей. Высокотех-нологичность Кластера и его наукоемкость обеспечиваются благодаря тесному взаимодействию производителей с научными и образовательными организациями, инжиниринговыми компаниями.

Организационно-правовой формой фармацевтического кластера обозначено некоммерческое партнерство, созданное в декабре 2010 г. Основной задачей данной структуры является содействие институциональному развитию Кластера, а также деятельности по стратегическому планированию его развития, установлению эффективного информационного взаимодействия и стимулирование укрепления сотрудничества между его участниками. Кроме того, важную координирующую и консолидирующую роль при создании и дальнейшем развитии Уральского фармацевтического кластера призвано сыграть некоммерческое партнерство «Ассоциация производителей медицинской техники и изделий медицинского назначения Свердловской области «Уралмедпром». Данная организация была создана при активной поддержке правительства Свердловской области в 2006 г.

Реализация бизнес-проектов кластера обеспечит повышение лекарственной безопасности России через импортозамещение жизненно важных инсулиновых, противоопухолевых, противовирусных и других препаратов, создаст эффективный инструмент реализации государственной политики в области сохранения здоровья, трудоспособности населения и улучшения качества жизни, решения проблем демографии и сбережения народа Российской Федерации. В целом формирование и развитие Уральского фармацевтического кластера станет воплощением на Урале национальной идеи объединения науки, промышленности, поддержки государства и общества в области фармацевтики, инициирует создание точек роста и модернизации экономики Свердловской области, ее перевода на инновационные рельсы.

Современный этап развития высокотехнологичной фармацевтической промышленности России характеризуется активным формированием техно-

логических платформ и кластеров, и именно эти структуры будут определять развитие фармацевтической промышленности страны в ближайшие годы.

Список литературы

1. Бабкин А. В., Уткина С. А. Формирование инновационно-промышленного кластера на основе виртуального предприятия // Экономика и управление. 2012. № 10. С. 58—61.

2. Батенева Т. Двери откроются для всех. Вступление России во Всемирную торговую организацию рождает новые надежды // Рос. газ. Спец. вып. № 5717 от 01.03.2012. URL: http//www. ig. ru/2012/03/01/cyb. html.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 гг.»: утв. распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 № 2057-р.

4. Злывко О. В., Лисин Е.М., Стриелковски В. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта создания технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства // Экономика и управление. 2012. № 11. С. 41—45.

5. Макарова И. В., Петров А. П., Аверина Л. М. Теория и практика формирования кластерной политики региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2012. 169 с.

6. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации / Министерство экономического развития РФ. URL: http//www. economy. gov. iu. (дата обращения: 01.01.2010).

7. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: утв. распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р.

8. Перечень стратегически значимых лекарственных средств: утв. распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 № 1141-р.

9. Современное состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности: доклад департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, июль 2012 г. URL: http//www. fingazeta. iu/pdf3/doclad_faima. pdf.

10. ЧалдаеваЛ. А. Экономика предприятия. М.: Юрайт. 2011. 348 с.

11. Черешнев В. А. Законодательное регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий: доклад на Четвертом Всероссийском съезде работников медицинской промышленности. 21.11.2011. URL: http://www. viosmp. iu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.