ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
УДК 338.45:661.12 А.П. ПЕТРОВ, к.экон.н., председатель совета директоров
Холдинг «Юнона», г. Екатеринбург, ул. Кирова, 28/1 Электронный адрес: [email protected]
И.В. МАКАРОВА, д.экон.н., доцент, зав. сектором развития промышленности
Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Электронный адрес: [email protected]
КЛАСТЕРЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Развитие здравоохранения связано с ростом инновационной активности и инвестиционной привлекательности фармацевтической, медицинской и биотехнологической промышленности, производств по созданию медицинской техники и инструмента.
Привлечь инвестиционные ресурсы в разработку отечественной фармацевтической продукции, медицинских техники, технологий и инструментов возможно в условиях государственно-частного партнерства, направленного на возрождение фармацевтической, медицинской и биотехнологической промышленности, что в конечном итоге позволит значительно улучшить ситуацию с лекарственным обеспечением населения Российской Федерации отечественными инновационными препаратами. Наиболее полно связанность власти, науки, образования и бизнеса реализуется в рамках кластерных форм организации.
Кластер, как объект экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории, является важным фактором лидирующего экономического развития. Такая организация промышленности способствует укреплению взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками
В статье обоснована целесообразность кластерных форм организации фармацевтического бизнеса в регионах. Рассматриваются предпосылки, структура и этапы формирования Уральского фармацевтического кластера. Дана оценка эффективности его создания. Систематизированы меры поддержки создания и развития кластерных структур со стороны региональных органов государственной власти и муниципалитетов.
Ключевые слова: инновационная струк-
тура; фармацевтический кластер; механизмы государственной поддержки
© Петров А.П., Макарова И.В., 2011
75
кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, а также распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе в форме совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации специалистов [8]. Кроме того, позициями отдельных кластеров в значительной степени определяется конкурентоспособность территорий. Кластеризация оказывает влияние на социально-политическое и экономическое развитие таких территорий, способствуя мультипликативному эффекту в отношении роста занятости, инвестиций и ускорения трансфертов передовых технологий, увеличения заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности [1].
Современный этап экономического развития России характеризуется активным формированием кластеров в фармацевтической промышленности. По данным Министерства экономического развития РФ на территории страны выделены пять фармацевтических кластеров (в Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, в Ставропольском и Алтайском краях), которые формируют платформу для объединения имеющихся на территории образовательного и научного потенциала, а также высокотехнологических производств фармацевтической отрасли. Кроме того, создание кластеров инициируется в Зеленограде, а также Калужской, Ростовской, Новосибирской, Самарской областях и прочих регионах. Формируемый в Свердловской области Уральский фармацевтический кластер предполагает объединение фармацевтических предприятий ряда субъектов Уральского федерального округа. Можно обозначить следующие предпосылки формирования такого кластера.
1. Емкий и быстрорастущий рынок сбыта фармацевтической продукции. Перспективы развития фармацевтической промышленности прописаны в «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» и « Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г.», они обусловлены расширением рынков сбыта фармацевтической продукции (регионального, российского и мирового).
Несомненными преимуществами Свердловской области как центра локализации кластера является емкий Уральский региональный рынок потребления (12,5 млн чел.) и выгодное евроазиатское географическое положение, что позволяет планировать современную транспортно-логистическую инфраструктуру для оперативного, масштабного выхода на общероссийский и мировой фармацевтические рынки.
Так, только в Свердловской области объем продаж лекарственных средств в 2009 г. составил 16,6 млрд руб. (или 3,7 тыс. руб. на одного жителя), увеличившись в 2 раза по сравнению с уровнем 2005 г. (рисунок). Согласно прогнозным данным, отраженным в «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г.», в фармацевтической отрасли продолжится ежегодный рост объемов продаж. К 2020 г. региональный фармацевтический рынок увеличится до 50 - 60 млрд. руб. и составит 5% от общероссийского. В качестве основного мотива увеличения объемов
продаж и потребления лекарственных средств можно отметить рост объемов финансирования лекарственной помощи в государственном и муниципальном секторах здравоохранения.
2009 2008
2007 2006 2005
Объем продаж лекарственных средств в Свердловской области, млрд руб.
Кроме того, рынок сбыта отечественной фармацевтической продукции может быть увеличен за счет импортозамещения. Доля зарубежных лекарственных препаратов в общем объеме реализованных в Свердловской области лекарственных средств крайне высокая (она составляет более 60%). При этом растет импорт высокотехнологичных и биотехнологических субстанций, поскольку в России отсутствует их производство. Основными поставщиками субстанций для производства готовых лекарственных средств являются страны Центральной Европы и Китай.
Такие же тенденции наблюдаются и в прочих регионах Урала.
Российский фармацевтический рынок является одним из самых быстрорастущих в Европе [4]. По общему объему фармацевтического рынка Россия уже опережает Индию ($ 9 млрд) и приближается к показателям Китая ($ 22 млрд) [2]. Прогнозируется, что через 10 лет объем продаж лекарственных средств в России будет составлять более 1,0 трлн руб., что соответствует среднеевропейскому уровню потребления лекарственных препаратов [6].
Достижению прогнозных параметров и развитию отечественной фарминдустрии будут способствовать вытеснение большого количества иностранных производителей и дистрибьюторов лекарственных средств с отечественного рынка фармацевтических препаратов, активное импортозамещение, повышение качеств потребляемой фармацевтической продукции. Сегодня из более 3000 лекарственных средств, обращающихся на российском рынке, в перечень жизненнонеобходимых и важнейших лекарственных средств включены 650, из которых 248 не производятся в России [2].
Объем мирового рынка фармацевтической продукции по прогнозам аналитиков должен был составить в 2011 г. 967 млрд долларов США [9]. Расширению, или росту, рынка лекарств способствуют несколько различных факторов, в том числе общий рост заболеваемости из-за усиливающегося влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки; тенденция «старения населения» (на сегодняшний день в мире около 450 млн. человек, или порядка 7%, старше 65 лет, к 2020 г. эта цифра удвоится; рост уровня
т 1 ! I
1 [ I 1 ] 1 , 13,9
' II
11,6
-— И
| Ю,1
1 ] ! ! ! ) J ; . 4| 8,5
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18
доходов населения в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, что приводит к повышению спроса на более дорогостоящие и качественные препараты; развитие новых направлений в фармацевтике [3].
Тем самым у региональных производителей лекарственных средств имеются большие перспективы развития с точки зрения освоения новых и расширения традиционных внутренних и внешних рынков.
2. Наличие потенциала развития фармацевтической промышленности на территории Свердловской области и других регионов Урала. Основная идея создания кластера - возможность оптимального использования потенциала Свердловской области в сфере создания, производства и внедрения в медицинскую практику инновационных лекарственных препаратов и воспроизведенных лекарственных средств. Можно обозначить следующие базовые элементы потенциала развития фармацевтической промышленности на территории Свердловской области.
2.1. Наличие предприятий - потенциальных участников кластера.
Доля фармацевтической промышленности Свердловской области составляет всего около 3 % в общероссийских показателях, однако регион является лидером по выпуску ряда уникальных лекарственных препаратов и субстанций. На территории региона располагается 10 предприятий, имеющих лицензии на производство лекарственных средств. Среди них крупнейшие
- ООО «Завод Медсинтез», ОАО «Уралбиофарм», ОАО «Ирбитский химикофармацевтический завод».
На фармацевтических предприятиях области выпускаются 55 наименований из общероссийского перечня 650 жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в стадии регистрации находятся 23 наименования и в перспективном освоении - 332 препарата. Лекарственные средства в основном представлены следующими группами препаратов: антибактериальные; для лечения сердечно-сосудистых и психоневрологических заболеваний; болеутоляющие, жаропонижающие; противовоспалительными; витаминные. Наибольший удельный вес (более 80 %) продукции приходится на готовые лекарственные средства.
Объемы производства лекарственных средств в Свердловской области за 2005-2010 гг. динамично росли. В 2009 году объем производства химикофармацевтической продукции увеличился в 1,6 раза по сравнению с уровнем
2008 г. По оценкам специалистов объем выпуска фармацевтической продукции в 2010 г. составит 5,2 млрд руб. и возрастет по сравнению с уровнем 2005 г. в 5,3 раза.
Однако развитие областной и в целом в уральской фармацевтической промышленности испытывает серьезные проблемы, главными из которых являются:
- значительный износ мощностей, необходимость модернизации и приведения производства в соответствии с требованиями международных стандартов (вМР, 1БО);
- практически полная зависимость от производителей субстанций и в целом импортного сырья, из которого производится большинство препаратов;
- недостаточное количество в ассортименте продукции фармпроизводите-лей инновационных отечественных лекарственных средств.
Данные проблемы могут быть решены в результате кластерной организации фармацевтической промышленности.
2.2. Богатый опыт предприятий и организаций в области разработки фармацевтических препаратов, наличие научных медицинских школ и направлений, квалифицированных кадров, способных к восприятию новых знаний и современных технологий.
На территории области работают: пять академических институтов (Институт органического синтеза им И.Я. Постовского, Институт физики металлов, Институт электрофизики, Институт высокотемпературной электрохимии, Институт химии твердого тела Уральского отделения РАН) и шесть отраслевых НИИ, имеющих серьезные наработки в области лекарственных средств; ГУП «Уральский НИИ технологии медицинских препаратов», обеспечивающий возможность доведения инновационных фармацевтических разработок до серийного производства.
В России из 48 вузов, которые готовят специалистов для фармации, всего лишь 2 - в Курске и Санкт-Петербурге - готовят технологов для фармацевтических производств. В образовательных учреждениях Свердловской области нет специальности «Промышленная фармация». Однако в области существует целая сеть образовательных центров высокого уровня, готовящих кадры для предприятий фармацевтической отрасли: УрФУ, Центр коллективного пользования УрО РАН «Спектроскопия и анализ органических соединений», лаборатория Уральского научно-образовательного центра «Перспективные материалы», научнообразовательные центры «ИОС - УрФУ», УрГМА. В регионе накоплен богатый опыт в исследовательской, экспертной областях и подготовке кадров фармацевтов, химиков-технологов, бизнес-менеджеров, экономистов, юристов и специалистов других профессий, которые будут востребованы при развитии фармацевтической отрасли. Немаловажным фактором является наличие в образовательных учреждениях области возможности для организации подготовки и переподготовки специалистов необходимой квалификации исходя из потребностей рынка труда на современной производственной базе учебных заведений.
2.3. Наличие программно-целевых механизмов государственной поддержки фармацевтического производства со стороны региональных органов государственной власти. В Свердловской области, одной из немногих субъектов Российской Федерации, с 2002 г. действуют программы по поддержке фармацевтического производства, предусматривающие инвестиции на реализацию проектов в сфере производства и освоения новых видов лекарственных средств, а также реализуется программа по развитию производственной коо -перации, которая охватывает и фармацевтические предприятия.
2.4. Развитая инновационная инфраструктура. В регионе представлена достаточно развитая инновационная инфраструктура: технопарки, три бизнес-инкубатора, десять региональных промышленных центров, два венчурных фонда (Финансово-промышленный венчурный фонд ВПК; Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области). Ее наличие говорит об инновационной емкости и инвестиционной привлекательности региона, его готовности к созданию инновационного кластера.
3. Наличие ключевых факторов успеха у предприятий - потенциальных участников кластера:
• присутствие креативной лидерской команды менеджмента - идеологов комплексного развития региональной фармотрасли, работающих в ключевых, социально-критичных (непосредственно влияющих на поддержание жизненных функций человека) секторах российского здравоохранения, которые отличаются высокими рыночными рисками в связи с политизированностью данной сферы;
• наличие опыта работы по стандартам ОЫР, в состав кластера входит ООО «Завод Медсинтез», являющийся единственным фармацевтическим предприятием в России, удостоенным премии Правительства РФ и премии Содружества Независимых Государств в области качества;
• сочетание высокоэффективного менеджмента и конкретной, действенной поддержки со стороны исполнительной региональной власти, оказывающей организационное, административное, финансовое, налоговое и др. содействие созданию и развертыванию деятельности кластера;
• реальная кооперация и взаимодействия предприятий и служб - потенциальных участников предлагаемого кластера;
• осуществление предприятиями кластера высоких расходов на Я&Б (расходы на исследования и разработки);
• успешно работающая группа коммерческих топ-менеджеров, сформированная на базе ООО «Фармацевт» и «Мединвест» и организовавшая торговую электронную площадку для непрерывного мониторинга и участия в торгах, тендерах, конкурсах на поставку продукции всех предприятий кластера в регионы России и страны СНГ;
• широкие возможности реализации продукции кластера - на госпитальном уровне и через специализированные медицинские центры, а не только через розничную аптечную сеть;
• надежная, соответствующая международным требованиям, система доставки по принципу «от двери до двери».
Таким образом, в УрФО существуют все предпосылки и ресурсы для формирования фармацевтического кластера, который будет способствовать удо -влетворению потребностей населения округа и России в лекарственных препаратах, укреплению устойчивости и иммунитета региональной экономики, получению дополнительных доходов и оптимизации затрат бюджетов всех уровней на лекарственное обеспечение.
В декабре 2010 г. было создано и зарегистрировано некоммерческое партнерство «Уральский фармацевтический кластер», которое представляет собой комплекс предприятий и компаний, объединенных целью формирования в регионе высокотехнологичного комплекса взаимосвязанных производств для разработки, выпуска и реализации современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения высокого качества. В настоящий момент кластер объединяет 25 участников, среди которых учреждения науки, фармацевтические и инновационные компании, банки. Структура кластера обеспечивает полный технологический цикл производства конечного продукта (включающего четыре базовых этапа - научноисследовательский, научно-конструкторский, опытно-промышленный и промышленный, в рамках которых будет проходить разработка новых препаратов,
их доклинические и клинические исследования, доводка, масштабирование технологий и организация промышленных производств субстанций и готовых лекарственных форм препаратов, а также их реализация).
Формирование и развитие Уральского фармацевтического кластера предполагается осуществлять в три этапа.
Основные задачи Первый этап (2010-2011 гг.) Формализация кластерной инициативы: А разработка и согласование с участниками кластера Концепции; определение круга потенциальных участников кластера; А формирование стратегии выхода на национальный и мировой рынки фармацевтической продукции; А разработка механизма координации деятельности кластера; А отработка механизмов взаимодействия предприятий в кластере: организации совместного обучения (в форме создания центра развития персонала Уральского кластера медицинской промышленности; совместного финансирования учебных программ и программ тренингов; проведения учебных семинаров и научных конференций по управлению качеством, персоналом и т.д.); проведения совместного маркетинга (в форме создания общего веб-сайта, рекламы и отраслевого буклета, участия в общих торговых миссиях, выставках и др.); осуществления совместных закупок сырья, материалов, комплектующих, оборудования, услуг; организации совместных производств; совместного развития экономических фондов; А сертификация производств по критериям ОМР ЕС для предприятий - участников кластера, что позволит им обеспечить необходимый мировой уровень качества своей продукции. Финансирование и реализация 1-й очереди инвестиционных проектов.
Результаты 1. Активизация инвестиционной деятельности на территории Свердловской области. Это обосновано тем, что в мировой практике инвесторы охотнее вкладывают средства в кластеры, чем в отдельные производства. 2. Рост объемов производства фармацевтической промышленности Свердловской области.
Основные задачи Второй этап (2012-2015 гг.) 1. Создание инфраструктуры Кластера - Уральского фармацевтического научно-исследовательского центра с группой лабораторий, опытно - экспериментальным полигоном и виварием, Ядерного медицинского центра, Центра трансфера технологий, Бизнес-инкубатора, Кадрового центра, Логистического хаба и т.д. Модернизация и создание новой инженернотехнологической инфраструктуры в г. Новоуральске и пос. Уфимский. 2. Рост производства и реализации на российском рынке нового поколения фармацевтических препаратов и медицинской техники. 3. Развитие процессов импортозамещения на инсулиновом, противовирусном, противоопухолевом, диализном и др. рынках России.
Результаты 1. Рост инновационной активности территории за счет локализации на предприятиях кластера фармацевтических и медицинских технологий мирового уровня. 2. Освоение порядка 50 инновационных отечественных и дженериковых препаратов; создание соответствующих новых производств субстанций и готовых лекарственных форм препаратов.
Основные задачи Третий этап (2016-2020 гг.) 1. Устойчивый рост объемов продаж продукции предприятий -участников Кластера в Свердловской области, на Урале, в России, выход на мировой фармацевтический рынок. 2. Развитие производства импортозамещающей продукции. 3. Разработка и принятие Стратегии дальнейшего развития кластера. 4. Расширение территориальных границ кластера (области Уральского федерального округа, а также в других регионах России).
Результаты 1. Становление тактического и стратегического архетипов кластера, включающих оформление системы связей предприятий отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также инфраструктуры. 2. Создание новых производств и отраслей. 3. Расширение традиционных и выход на новые внутренние и мировые рынки фармацевтической продукции и услуг на фармацевтическом рынке. 4. Обеспечение не менее 50% российского фармацевтического рынка отечественными препаратами.
Социально-экономическая эффективность создания кластера определяется созданием в региональной экономике комплекса новых высокотехнологичных производств конкурентоспособной фармацевтической и медицинской продукции, отвечающей современным международным требованиям. Уже к 2020 г. только в Свердловской области будут выпускать лекарства на 100 млрд. руб. против сегодняшних 3 млрд. Предприятия отдельных фармацевтических отраслей в условиях эффективной государственной поддержки даже смогут полностью выйти на самообеспечение.
Государственная поддержка является условием полноценного функционирования фармацевтического кластера. Согласно мировому опыту большинство развитых стран мира (Дания, Франция, Нидерланды, Португалия, Шотландия и Швеция) проводят политику поддержки кластеров на общенациональном и региональном уровнях. При этом такие меры разрабатываются с учетом особенностей создания и функционирования каждого кластера и носят адресный характер. Однако, ряд стран (Бельгия и Испания) используют только региональные меры поддержки. Австрия, Финляндия, Германия, Италия и Норвегия не выделяют данную сферу как самостоятельную и определяют меры по развитию кластеров как инструменты проведения инновационной, технологической и региональной политики.
В качестве классических или традиционно сложившихся в мировой практике инструментов стимулирования инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем, можно использовать [1]:
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (используются во Франции, США и других странах);
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
- целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Гер -мания);
- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);
- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).
При этом важно осознавать, что меры поддержки должны носить комплексный характер, рамки государственной кластерной политики не должны быть слишком узкими. От этого зависит успешность создания и функционирования кластерных структур. Основные функции государства [5]:
• поддержание стабильной экономической политики;
• активное участие в собраниях руководителей кластеров и в процессе принятия решений, имеющих отношение к развитию кластеров;
• содействие кластерным инициативам (наиболее успешными кластерными инициативами являются совместные проекты государства и бизнеса, причем ведущую роль должны играть представители бизнеса, являющиеся ключевыми участниками кластера);
• привлечение прямых иностранных инвестиций;
• развитие специфической деловой среды кластеров;
• разработка целевых программ, направленных на развитие кластеров;
• активная деятельность по установлению связей между образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и бизнесом;
• оказание помощи в установлении международных связей.
В соответствии с «Методическими рекомендациями Министерства экономического развития РФ по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» в целом могут быть реализованы следующие направления региональной и муниципальной поддержки создания Уральского фармацевтического кластера:
1. С целью получения дополнительного финансирования из средств федерального бюджета инфраструктуры фармацевтического кластера при содействии Правительства Свердловской области начать работу по получению г. Новоуральском статуса наукограда Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ).
2. Поддержка инновационных проектов предприятий кластера по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по фармацевтической и медицинской тематике, а также по коммерциализации результатов проведенных НИОКР - с целью их
• включения в ФЦП«Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613;
• финансирования (в т.ч. на безвозмездной и безвозвратной основе) из средств «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский банк развития», Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации «Роснанотех», Инвестиционному фонду Российской Федерации.
3. Содействие в осуществлении целевых инвестиций в разработку проектной документации и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластера, с привлечением средств:
• Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694;
• Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р;
• бюджета, имущества, гарантий и других активов и возможностей Свердловской области.
4. Предоставление субсидий и других форм поддержки со стороны исполнительной власти Свердловской области и местного самоуправления на организационное развитие кластеров и реализацию кооперационных проектов кластера для решения следующих приоритетных задач:
• повышение качества управления на предприятиях кластера, включая создание и сертификацию систем управления качеством в соответствии со стандартами ОМР ЕС, 1БО 9001 - 2000, и содействие развитию механизмов субконтрактации;
• содействие выходу предприятий на внешние рынки, совместные рекламные кампании, регистрация и продвижение коллективных товарных марок, продукции и т. д., организация экспозиций кластера на зарубежных выставках и ярмарках;
• реализации коллективных маркетинговых проектов, включая сертификацию, регистрацию или другие формы подтверждения соответствия товаров и услуг, совместные маркетинговые исследования, коллективное юридическое сопровождение;
• стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и коммерциализации технологий, содействие созданию новых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров
трансфера технологий, развитие механизмов «технологического аудита», регистрации и правовой охраны за рубежом результатов интеллектуальной деятельности;
• перечисленные формы поддержки могут осуществляться в т.ч. в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
5. Реализация мер налогового регулирования для участников кластера - в соответствии с правом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на установление льгот по уплате соответственно региональных и местных налогов и сборов, а также ставки налога на прибыль в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ.
6. Снижение административных барьеров, включая введение принципа «одного окна» и ускоренный порядок получения результатов экспертизы проектной документации и разрешения на строительство (с учетом имеющегося опыта реализации соответствующего порядка для резидентов особых экономических зон - в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Оказание содействие Министерством здравоохранения и социального развития РФ в получении в первоочередном порядке предприятиями кластера госзаказа (федерального и регионального) на выпускаемую ими продукцию. Освобождение от обложения таможенной пошлиной отдельных товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему), производимых резидентами фармацевтических кластеров, осуществляющими режим «промышленной сборки» (в соответствии с утвержденным Таможенным комитетом РФ перечнем предприятий).
7. Предоставление информационной поддержки в продвижении бренда кластеров, направленной на привлечение иностранных инвестиций, содействие экспорту производимых на территории кластера товаров и услуг, в том числе с использованием инфраструктуры торговых представительств Российской Федерации за рубежом.
В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики администрациями муниципальных образований могут быть реализованы следующие мероприятия:
1) содействие передаче в кластер согласованных участков земли, зданий, сооружений, элементов инфраструктуры, находящихся в областной собственности - с целью создания и размещения на их основе новых фармацевтических производств и элементов инфраструктуры кластера;
2) содействие передаче в долгосрочную аренду (либо иные формы передачи) отдельных зданий и инфраструктуры Филиала ФГУ «48 Центральный научно-исследовательский институт МО РФ» - «Центра военно-технических проблем биологической защиты» в г. Екатеринбурге для размещения в них фармацевтических, в т.ч. токсичных, производств кластера;
3) содействие в вопросах включения ФГУ «Екатеринбургский научноисследовательский институт вирусных инспекций Роспотребнадзора РФ» в состав кластера и передаче его согласованных объектов для целей создания на их базе современного производства субстанций фармпрепаратов;
4) содействие модернизации существующей и расширении сети аптек, складов и других элементов торговой, дистрибьюторской, транспортнологистической инфраструктуры кластера в городах и районных центрах Свердловской области - в том числе на базе торгово-складских мощностей ГУП СО «Фармация»;
5) содействие в получении предприятиями кластера госзаказа (федерального и регионального) на выпускаемую ими продукцию;
6) содействие в подписании Соглашения о предоставлении ряду предприятий кластера режима «промышленной сборки» - освобождения от обложения таможенной пошлиной отдельных товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему) в соответствии с утвержденным Порядком;
7) содействие предприятиям кластера в поиске российских и иностранных инвесторов для развития фармацевтических и других производств.
В целом, основной задачей государства сегодня является организация согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти с целью вывести кластерные инструменты развития на системный уровень, на основе конструктивного взаимодействия выработать конкретный механизм государственной поддержки кластерных инициатив и кластерных организаций. Используя кластерную политику как инструмент инновационного развития, необходимо определить целевые параметры фармацевтического кластера. Механизмы государственной кластерной политики должны обеспечивать максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ региона. Располагая ресурсами, органы государственной власти и муниципалитетов могут регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инновационного климата фармацевтического кластера.
Чтобы добиться быстрого конкурентного роста, бизнес и правительство, а также прочие участники кластера должны прийти к единому: 1) видению направлений экономического роста региона его дислокации; 2) пониманию преимуществ и недостатков деловой среды, разработать меры нивелирования недостатков. Конструктивный диалог между государством и бизнесом помогает определять приоритеты при принятии и исполнении решений.
Таким образом, имеющиеся предпосылки, ресурсы и формируемые условия создания и развития Уральского фармацевтического кластера являются тем базисом, который способствует воплощению на Ураленациональной идеи объединения науки, промышленности, поддержки государства и общества в области фармацевтики, инициирует создание точек роста и модернизации экономики региона, ее перевода на инновационные рельсы. Реализация бизнес-проектов кластера обеспечит повышение лекарственной безопасности России через импортозамещение жизненно важных инсулиновых, противоопухолевых, противовирусных и других препаратов, создаст эффективный инструмент реализации государственной политики в области сохранения здоровья, трудоспособности населения и улучшения качества жизни, решения проблем демографии и народосбережения.
Список литературы
1. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Киселев А.Н., Шестакова М.В. Принципы и механизмы интеграции малого и крупного бизнеса // Взаимодействие малого и крупного бизнеса: информ.-аналит. сб. М.: Ин-т предпринимательства и инвестиций, 2003. Апрель.
2. Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России рассмотрела вопросы развития фармакологической индустрии и производства медицинской техники. иКЬ: http://www.minzdravsoc.ru/health/ remedy/39 (дата обращения: 31.09.2009).
3. Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор
Христенко принял участие в заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию российской экономики при Президенте Российской Федерации иЯЬ: http://www.minpromtorg.gov.ru/actions/modern/103 (дата
обращения: 31.08.2009).
4. Российский фармацевтический рынок растет, несмотря на мировой экономический кризис. иКЬ: http://www.dsm.ru/marketnews/1087_15.03.2010 (дата обращения: 15.03.2010).
5. Руководство по развитию кластеров. Алма-Аты: АО «ЦМАИ», 2006.
6. Усольцева Ю. Аптекари борются с «антителами»// Новый компаньон. 2010. № 43 (627).
7. Фармацевтический рынок: состояние, тенденции, перспективы // Лица бизнеса. 2005. № 10/2 (106).
8. Чененова Р.И., Макарова И.В. Развитие инновационных форм бизнеса // Экономика региона / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. 2009. № 3 (19). С. 100-107.