Health Care Reforms
Реформы здравоохранения
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2023 УДК 614.2
Снегирева Ю. Ю.\ Ананченкова П. И.1, Сейфиева Е. Н.2, Ковалева И. П.2, СтрижакМ. С.2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
'ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,
г. Москва;
Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353907, г. Новороссийск
В статье рассмотрены механизмы сотрудничества медицинских организаций различных форм собственности, межведомственное взаимодействие с целью объединения ресурсов организаций для решения поставленных задач, формирование крупных медицинских кластеров и взаимодействие медицинских организаций с рекреационными структурами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние здоровья населения является наиболее важной ценностью общества, без которой немыслимы процветание и благополучие любого государства, и зависит от качества медицинской помощи и эффективности работы системы здравоохранения. Во многих странах в настоящее время осуществляется поиск новых механизмов, которые позволят повысить уровень качества медицинской помощи и ее доступность, вопросы взаимодействия частного сектора с государственной системой финансирования системы здравоохранения и государственными медицинскими организациями, перспективы развития интеграционных механизмов в системе здравоохранения и потенциал частной медицины для модернизации системы здравоохранения. Цель исследования состоит в рассмотрении современных механизмов интеграции организаций в системе здравоохранения и их практической реализации.
Ключевые слова: система здравоохранения; механизмы интеграции; медицинская помощь; государ-ственно-частное партнерство; рынок медицинских услуг.
Для цитирования: Снегирева Ю. Ю., Ананченкова П. И., Сейфиева Е. Н., Ковалева И. П., Стрижак М. С. Современные механизмы интеграции медицинских организаций в системе здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(6):1402—1407. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1402-1407
Для корреспонденции: Снегирева Юлия Юрьевна, канд. экон. наук, магистрант ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, e-mail: [email protected]
Snegireva Yu. Yu.1, Ananchenkova P. I.1, Seyfieva E. N.2, Kovaleva I. P.2, Strizhak M. S.2 THE MODERN MECHANISMS OF INTEGRATION OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN HEALTH CARE
SYSTEM
'N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia; 2The Novorossiysk Branch of The Federal State Educational Budget Institution "The Financial University under the Government of the Russian Federation", 353907, Novorossiysk, Russia
The article considers mechanisms of cooperation of medical organizations of various forms of property, intersectoral interaction with purpose to unify resources of organizations to resolve established tasks, to form large medical clusters and to organize interaction of medical organizations with recreation structures. The actuality of issue is conditioned by the fact that population health is the most important value of society. This value is ultimate condition of prosperity and well-being of any state and depends on quality of medical care and efficiency of functioning of medical care system. In many countries occurs search for new mechanisms permitting to increase quality of medical care and its accessibility. The issues of interaction private sector with state system of financing of health care and state medical organizations, including development of integration mechanisms in health care system with private medicine potentials to update health care system is agenda priority. The purpose of the study is to consider modern mechanisms of integration of organizations in health care system and practical involvement into action.
Keywords: health care system; integration; mechanisms; medical care; public-private partnership; medical services; market.
For citation: Snegireva Yu. Yu., Ananchenkova P. I., Seyfieva E. N., Kovaleva I. P., Strizhak M. S. The modern mechanisms of integration of medical organizations in health care system. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2023;31(6): 1402-1407 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1402-1407
For correspondence: Snegireva Yu. Yu., candidate of economic sciences, the Undergraduate of the N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 16.03.2023 Accepted 30.05.2023
Введение в настоящее время осуществляется поиск новых ме-
Состояние здоровья населения является наибо- ханизмов, которые позволят повысить уровень ка-лее важной ценностью общества. Во многих странах чества медицинской помощи и ее доступность.
Реформы здравоохранения
Современные механизмы интеграции медицинских организаций в системе здравоохранения заключаются в сотрудничестве медицинских организаций различных форм собственности (государ-ственно-частное партнерство), межведомственном взаимодействии, формировании крупных медицинских кластеров и взаимодействии медицинских организаций с рекреационными структурами.
Сегодня прослеживается тенденция к развитию интеграционных процессов в национальных системах здравоохранения, в предоставлении медицинских услуг участвует не только государственный сектор, но и частные медицинские организации, несмотря на то что доля участия каждого сектора может существенно колебаться в зависимости от модели системы здравоохранения. В последние несколько лет идет активное развитие частного сектора медицины, поставщики платных медицинских услуг во многих государствах признаются в роли важного источника медицинской помощи, что обусловлено высокой неудовлетворенностью потребителей медицинской помощи функционированием системы здравоохранения в целом и работой медицинских организаций в частности.
В части оказания медицинской помощи коммерческий сектор системы здравоохранения включает как частные, так и некоммерческие организации, объединяя медицинских работников, занимающихся частной практикой, государственные медицинские структуры, оказывающие платные услуги, и частные медицинские центры. Поэтому вопросы взаимодействия частного сектора с государственной системой финансирования системы здравоохранения и государственными медицинскими организациями, перспективы развития интеграционных механизмов в системе здравоохранения и потенциал частной медицины для модернизации системы здравоохранения в настоящее время являются актуальными и вызывают интерес российских и зарубежных исследователей.
Цель исследования состоит в рассмотрении современных механизмов интеграции организаций в системе здравоохранения и их практической реализации.
Материалы и методы
Исследование современных механизмов интеграции медицинских организаций в системе здравоохранения проведено на основе трудов отечественных авторов в сфере здравоохранения и норм законодательства, регулирующих охрану здоровья, данных Росстата. Авторами применен контент-анализ научной литературы, содержащей теоретические подходы к интеграционным механизмам в медицинской сфере и таким формам интеграции, как государ-ственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие, формирование медицинских кластеров, а также практики реализации интеграционного взаимодействия медицинских организаций и рекреационных структур.
Результаты исследования
В российской системе здравоохранения сегодня идет активный поиск новых механизмов интеграции медицинских организаций с целью повышения качества и доступности медицинской помощи. Реализация новых механизмов взаимодействия различных структур в системе здравоохранения каждой страны нацелена на улучшение лечебно-профилактической помощи населению и осуществляется постоянно.
Современные механизмы взаимодействия в медицинской сфере выступают альтернативным источником финансового обеспечения отрасли в условиях хронического недофинансирования системы здравоохранения. Аналогичные процессы интеграции медицинских организаций отмечены и в зарубежных системах здравоохранения [1].
В последние годы во многих странах происходит процесс интенсивного объединения больниц с целью масштабирования и укрупнения медицинских организаций. Однако в ряде зарубежных стран этот процесс, в отличие от России, преследует более глобальную цель — не только объединить медицинские организации, но и обеспечить интеграцию медицинских служб для достижения более высоких результатов работы системы здравоохранения в целом [2].
Будущие достижения России в сфере экономики и инновационных технологиях зависят в первую очередь от благополучия населения, основой которого является крепкое здоровья. С 2018 г. приоритетными стратегическими документами выступают национальные проекты, которые реализуются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [3].
Стратегически важный вектор сегодня в рамках Национального проекта «Здравоохранение» имеют следующие направления:
— развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
— совершенствование детского здравоохранения;
— предотвращение роста онкологических заболеваний;
— борьба с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (см. рисунок).
Важно отметить, что результативность реализации основных задач отечественного здравоохранения определяется достижением ключевых показателей в установленные сроки. Так, определено, что к 2024 г. по сравнению с 2018 г. должно быть достигнуто снижение следующих показателей:
— смертности от всех причин на 18,5%;
— младенческой смертности на 25,5%;
— смертности от новообразований на 22,4%;
— смертности от заболеваний системы кровообращения на 26,4%.
Однако пандемия СОУП)-19 внесла коррективы в показатель смертности в период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г., в который вошли три волны
Health Care Reforms
Основные зялачн здравоохранения
Развитие системы оказания первичной м едико-сан L парной помощи
/ Санавиация; ^ Бережливое производство;
Ремонт, переоснащение ¡1 строительство фельдшере ко-аку шереких пунктов (ФАП) н медицинских организаций (МО)
Совершен ствован не детского здравоохранения
V Профилактика it педиатрии; / 11ереоснашенне детских отделений и Mi)
Предотвращение роста онкологических заболеваний
^ Создание центров амбулаторной
онкологической помощи (IIAUII); * Строительство опкодиепансеров: / Переоснащение МО
Борьба с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
S Оснащение региональных сосудистых центов и первичных сосудистых отделений
Задачи системы здравоохранения [4].
вспышки коронавирусной инфекции и который оказался одним из худших за последние 75 лет. Но уже в 2022 г. смертность упала на 22,1% и появились признаки положительных демографических тенденций. Ожидается, что к концу 2023 г. показатель смертности в России снизится на 1,5—2% по сравнению с допандемийным 2019 г., а продолжительность жизни достигнет 73,5 года [5].
На первый взгляд может показаться, что реализация направлений, предусмотренных Национальным проектом «Здравоохранение», предполагает довольно очевидные вещи:
— строительство новых и/или ремонт и реконструкция существующих объектов системы здравоохранения и укрепление материально-технической базы за счет заключения контрактов на поставку медицинского оборудования;
— расширение мероприятий по профилактике заболеваемости;
— повышение эффективности диспансеризации;
— реорганизация путем укрупнения медицинских организаций и слияния маломощных и неэффективных подразделений;
— развитие стационарзамещающих технологий;
— формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи и создания межрайонных центров специализированной помощи и диагностики;
— развитие сектора высокотехнологичной медицинской помощи.
Однако практика реализации предыдущих национальных проектов свидетельствует, что вышеперечисленных решений для значительного снижения показателя смертности мало. На наш взгляд, эффективность реализации поставленных перед отечественным здравоохранением задач заключается в поиске и внедрении в сферу медицины более эффективных механизмов организации медицинской
помощи с помощью интеграции и использования ресурсного потенциала.
Так, привлечение частных медицинских организаций к решению вышеперечисленных задач в отрасли здравоохранения способно сократить время достижения результатов и повысить эффективность работы системы здравоохранения за счет привлечения и внедрения уже существующих медицинских технологий, что также снизит расходы на создание инфраструктуры со стороны государственного сектора.
Преимущества частного сектора здравоохранения заключаются в том, что частные медицинские клиники свободны от недостатков административного и бюрократического характера, присущих государственным структурам. При этом следует ожидать, что государственные ресурсы системы здравоохранения, которые в настоящее время все еще характеризуются своей ограниченностью, можно будет направить в сторону предоставления необходимой медицинской помощи малоимущим слоям населения, а те потребители медицинских услуг, которые имеют возможность оплачивать медицинское обслуживание и желают его получить с высоким уровнем качества и сервиса, будут искать их в частном секторе. В то же время воздействие факторов, присутствующих на современном рынке медицинских услуг (высокая конкуренция и материальные стимулы), будет способствовать повышению уровня их качества.
В рамках исследования следует отметить и недостатки, присущие частному сектору здравоохранения: высокая зависимость от финансового обеспечения может в итоге привести к нарушению принципа равенства и доступности в отношении медицинской помощи. Ряд экспертов считают, что негативное воздействие может сложиться из-за недоо-цененности роли финансирования системы здравоохранения со стороны государства для малообеспеченных граждан, особенно отрицательно это может сказаться в сельских районах. Второй негативный момент связан с тем фактором, что частный рынок здравоохранения имеет некоторые особенности: службы здравоохранения обладают особой властью, назначая лечение и лекарственные средства пациентам и одновременно оказывая предписанные медицинские услуги. Иногда такая чрезмерная власть может идти вразрез с интересами пациента, поскольку большинство больных не могут самостоятельно определить, насколько рекомендации обоснованны или целесообразны.
На наш взгляд, среди современных механизмов интеграции медицинских организаций в системе здравоохранения заслуживают рассмотрения следующие варианты сотрудничества.
1. Взаимодействие медицинских организаций различной формы собственности реализуется на ос-
Реформы здравоохранения
нове принципов государственно-частного партнерства. Существенные результаты частных медицинских организаций в обеспечении доступности и качества медицинской помощи населению на современном этапе реализуются по трем направлениям: —участие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, объем оказания медицинских услуг негосударственными медицинскими структурами по программе ОМС в стационарных условиях составляет 2,6% от общего количества услуг здравоохранения, в условиях дневного стационара — 11%, в амбулаторных условиях — 3% (посещения с целью профилактики и диагностики — 2,8%, обращения в связи с заболеваниями — 4,8%, неотложная медицинская помощь — 1,9%) от общего объема оказанной амбулаторной помощи [4]; — оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). В оказании ВМП сегодня участвуют 143 медицинские организации. В рамках базовой программы ОМС доля участия негосударственного сектора в оказании ВМП составляет 6,5% (43,5 тыс. случаев) от общего объема ВМП; не в рамках базовой программы ОМС объемы ВМП выполняются в количестве 4,9 тыс. госпитализаций [4]; —участие медицинских бизнес-структур в развитии инфраструктуры здравоохранения. Сегодня в регионах Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства реализуется более 180 проектов создания, реконструкции (капитального ремонта) и последующей эксплуатации объектов системы здравоохранения. Проекты с участием частного сектора при поддержке со стороны государства направлены на создание и эксплуатацию центров ядерной медицины, онкологических диспансеров, объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи и других направлений. 2. Межведомственное взаимодействие медицинских организаций с организациями социальной сферы заключается в объединении ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности и частных предпринимательских структур для выработки и реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения и фармацевтической деятельности, оказания специализированных видов медицинской помощи, организации профилактических и диагностических мероприятий, охраны здоровья матери и ребенка, медицинского обслуживания населения, осуществления медицинской реабилитации. Организации социальной сферы осуществляют функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населе-
ния, защиты прав потребителей и рынка медицинских услуг [6].
3. Формирование крупных медицинских кластеров в российской системе здравоохранения основывается на положительном опыте кластерного развития медицинских структур в зарубежной практике. Так, внедрение кластеров в российскую экономику и формирование инновационных высокотехнологичных кластеров было определено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития и Стратегией инновационного развития, которые определили кластерный подход в качестве эффективного вида экономического и территориального развития региона. В связи с этим получил рассмотрение вопрос о необходимости перехода к модели многополюсного пространственного развития и формирования в Российской Федерации «полюсов конкурентоспособности» — кластеров [7].
Рассматривая этот механизм интеграции медицинских организаций, следует определить состав участников кластера, в него входят:
— якорная профильная медицинская организация — ядро кластера;
— малые и средние медицинские организации различных форм собственности (государственные и частные) — участники кластера той же специализации, что и ядро;
— предприятия — поставщики сопутствующих товаров и услуг;
— научно-исследовательские и образовательные организации в системе здравоохранения;
— объекты инновационной инфраструктуры;
— объекты сервисного обслуживания;
— объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Отличительной чертой кластеров является их автономность, наличие ядра, внутрикластерных связей и границ, а также ротационность. Формирование и развитие медицинских кластеров в разных регионах может происходить по различным сценариям, которые определяются историческими, демографическими, географическими особенностями развития государств, поэтому такой состав кластера определен в качестве типового, но в каждом конкретном случае подлежит корректировке.
4. Взаимодействие медицинских организаций с рекреационными структурами направлено на эффективное партнерство медицинских организаций и организаций рекреационной системы и основывается на сочетании различных форм конкуренции и сотрудничества, образующих взаимодействие между ними. Рассмотрим модели взаимодействия биз-нес-структур в рекреационном партнерстве между медицинскими организациями и рекреационными предприятиями:
— франчайзинг, в соответствии с которым крупная организация, обладающая известным брендом, выдает право на использование товарного знака на осуществление предпринимательской деятельности под ее маркой структурам, действующим в рекреационном класте-
Health Care Reforms
ре. В настоящее время модель франчайзинга активно используют гостиничные сети мирового уровня, внедряющиеся в рынок рекреационных услуг;
— аутсорсинг в настоящее время также получил широкое распространение; договоры аутсорсинга ориентированы на создание и поддержание партнерских отношений между рекреационными и сопутствующими организациями [8].
Обсуждение
В настоящее время в глобальном здравоохранении присутствует убеждение об обеспечении будущего мировых систем здравоохранения за счет баланса между частным и государственным секторами. При этом подразумевается, что с целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения частные медицинские организации должны существовать в качестве поддержки государственной системы здравоохранения, вместе с тем обеспечивая повышение эффективности и справедливости распределения ресурсов системы оказания медицинской помощи населению.
Механизмы интеграции медицинских организаций в системе здравоохранения различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия, формирования крупных медицинских кластеров и взаимодействия медицинских организаций с рекреационными структурами сегодня рассматриваются как взаимодействие государственной и частной сфер, направленное на достижение совместной общественно полезной цели. Так, участие частных медицинских организаций в государственных программах, в том числе по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, позволяет сократить государственные расходы на 10% в год [9].
Механизмы интеграции в системе здравоохранения в определенной степени могут компенсировать ослабление государственных функций и появление взаимно объединяющих лечебно-диагностические службы функций.
Заключение
Современные механизмы интеграции, рассмотренные в рамках настоящего исследования, являются сотрудничеством государственного и частного секторов системы здравоохранения и представляют собой инструмент повышения эффективности социально значимой сферы — здравоохранения.
Сегодня в Российской Федерации государственно-частное партнерство используется в большей степени для решения управленческих вопросов органов государственной власти. Государство, участвуя в реализации таких проектов, может повысить эффективность системы здравоохранения за счет развития конкуренции на рынке медицинских услуг, в то же время сами партнерства могут способствовать созданию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию необходимых га-
рантий для ведения бизнеса российских граждан и стабильности развития здравоохранения как отрасли [10].
Характерной положительной чертой частного сектора системы здравоохранения выступает тот факт, что в коммерческих медицинских организациях уделяется больше внимания вопросам эффективности и управления ресурсами, чем в государственных, что объясняется отсутствием уверенности в финансовом благополучии коммерческих предприятий медицинской сферы в сложных экономических условиях.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шейман И. М., Шевский В. И. Процессы руководителей и медицинских служб в зарубежном и отечественном здравоохранении: есть ли эффект приращения? Вопросы государственного и муниципального управления. 2019;(1):18—23.
2. Шевский В. И., Шейман И. М. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013;(3):24—47.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: https://www.consultant.ru/docviment/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 03.10.2023).
4. Щербаткина М. А., Асророва Н. Ш., Аникеева О. Б., Фалец-кая Е. А., Алимова Д. Р., Ушакова Т. Л. Роль негосударственных медицинских организаций в обеспечении доступности и качества медицинской помощи. Аналитический вестник. 2021;19:76.
5. Демография. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 03.10.2023).
6. Веретенникова А. А., Камышников А. И. Межведомственное взаимодействие в системе здравоохранения. Регион: системы, экономика, управление. 2019;45(2):31—5.
7. Аналитический доклад «О повышении роли регионов в модернизации экономики России». Президиум Государственного совета. Городское управление: Институт муниципального управления. 2011;(12):2—24.
8. Яковлева-Чернышева А. Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011;25:32—8.
9. Акулин И. М., Ионкина И. В. Проблемы и перспективы госу-дарственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации (обзор литературы). Общественное здоровье и здравоохранение. 2023;(2): 77.
10. Анесянц С. А., Голотина В. Ю. Проблемы развития государ-ственно-частного партнерства в области здравоохранения в условиях современной России. Новые технологии. 2015;(2):75—9.
Поступила 16.03.2023 Принята в печать 30.05.2023
REFERENCES
1. Sheiman I. М., Shevskiy V. I. Processes of managers and medical services in foreign and domestic healthcare: is there an increment effect? Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Issues of State and Municipal Administration. 2019;(l):18-23 (in Russian).
2. Shevskiy V. I., Sheiman I. M. Problems of formation of an integrated healthcare system. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo
Реформы здравоохранения
upravleniya = Issues of State and Municipal administration. 2013;(3):24-47 (in Russian).
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 N 204 (ed. dated 21.07.2020) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". Available at: https://www.consultant.ru/docviment/ cons_doc_LAW_297432/ (accessed 03.10.2023).
4. Shcherbatkina M. A., Asrorova N. Sh., Anikeeva O. B., Falet-skaya E. A., Alimova D. R., Ushakova T. L. The role of non-govern-mental medical organizations in ensuring the availability and quality of medical care. Analiticheskiy vestnik = Analytical Bulletin. 2021;19:76 (in Russian).
5. Demographics. Federal State Statistics Service. Available at: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781 (accessed 03.10.2023).
6. Veretennikova A. A., Kamyshnikov A. I. Interdepartmental interaction in the healthcare system. Region: sistemy, ekonomika, upravleni-ye. 2019;45(2):31-5 (in Russian).
7. Analytical report "On increasing the role of regions in the modernization of the Russian economy", Presidium of the State Council. Gorodskoye upravleniye: Instituí munitsipal'nogo upravleniya = City Administration: Institute of Municipal Management. 2011;( 12):2-24 (in Russian).
8. Yakovleva-Chernysheva A. Yu. Features of interaction of entrepreneurial structures in a recreational cl uster. Upravleniye ekonomich-eskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2011;25:1-8 (in Russian).
9. Akulin I. M., Ionkina I. V. Problems and prospects of public-private partnership in healthcare of the Russian Federation (literature review). Obshchestvennoye zdorov'ye i zdravookhraneniye = Public Health and Healthcare. 2023;(2):32-8 (in Russian).
10. Anesyants S. A., Golotina V. Yu. Problems of development of pub-lic-private partnership in the field of healthcare in the conditions of Modern Russia. Novyye tekhnologii = New Technologies. 2015;(2):75-9 (in Russian).