И.Б. Эйдельман,
аспирант
(Казанский (Приволжский) федеральный университет)
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ
Сложность правовой конструкции агентской деятельности в спорте на уровне национально-правового регулирования породила в отечественной правовой науке отдельные направления в понимании её сущности и правовой природы. В настоящей статье освещаются основные научные подходы к правовой идентификации деятельности спортивных агентов в Российской Федерации с целью обоснования авторских предложений по совершенствованию законодательной концепции регулирования агентских отношений в спорте.
Ключевые слова: спортивное право, спортивный агент, спортивные федерации, договор агентирования.
In jurisprudence there were separate concepts about understanding of activity of sports agents. The reason of it became complexity of legislative regulation of agency activity. To prove offers of the author on change of legal regulation in this area, in article these concepts are analysed.
Keywords: the sports law, the sports agent, the sports federations, the contract of agency service.
В отличие от правовой неопределённости, наблюдаемой на международном уровне по вопросам агентской деятельности в спорте, национальное законодательство Российской Федерации в этой связи представляется более обстоятельным. Агентские отношения первоначально подчинены нормам гражданского законодательства, содержащего положения о договоре агентирования, который оформляется между спортивным агентом и его клиентами. Однако недостаточное регулирование со стороны отечественного законодательства данной сферы отношений скрывает за собой серьёзную полемику в научном сообществе, которая берёт свои истоки из дискуссий о международно-правовой регламентации агентских отношений в спорте.
Камнем преткновения между учёными остаётся вопрос об источниках правового регулирования агентской деятельности. Многие сторонники самостоятельности отрасли спортивного права считают, что агентские отношения в спорте должны
подчиняться нормам специального физ-культурно-спортивного законодательства [2, С. 28; 4, С. 47]. Собственно, при установлении круга международно-правовых источников регулирования рассматриваемой деятельности мы вполне разделяем такую позицию, а опыт отдельных зарубежных стран в правовой регламентации агентских отношений в профессиональном спорте лишний раз заставляет задуматься о неполноте российской физкультурно-спортивной законодательной базы. Представителями этой концепции отмечается, что ряд государств разработали и внедрили в свои национальные правовые системы специальные нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность спортивных агентов. Так, в США действует два подобных акта - Универсальный акт о спортивных агентах 2000 г., который установил национальную систему лицензирования деятельности агентов в профессиональном спорте, и Акт о деятельности спортивных агентов 2004 г.,
который позволяет распространять услуги агентов также в любительском и студенческом спорте [1, Р. 10]. При этом следует учесть то обстоятельство, что многие штаты пользовались своей прерогативой в регулировании агентской деятельности до появления общефедеральных стандартов.
Однако первопроходцем в установлении специальных правовых норм о спортивных агентах считается Франция, при этом её законодательные положения о спортивной деятельности признаны наиболее строгими в мире [26, С. 25]. В отличие от США, во Франции отдельного закона, регламентирующего спортивную агентскую деятельность, нет. Вместе с тем ей посвящена статья 15-2 Закона о спортивной деятельности №84-610 от 16.07.1984 г. С 1992 года на территории французской республики введено обязательное лицензирование профессиональной деятельности спортивных агентов. Примечателен тот факт, что данное требование распространяется абсолютно на любого соискателя, претендующего на статус спортивного агента. Из перечня функций спортивного агента исключены юридические услуги, что также плохо согласуется со стандартами международных спортивных федераций. Агентом в профессиональном спорте может быть признано практически любое лицо, занимающееся подобной деятельностью, даже если его цель не заключалась в извлечении прибыли, а сама деятельность не имела систематического характера. В силу данного правила агентская деятельность в спорте выведена из сферы действия гражданского и торгового законодательства, что позволяется рассматривать её и в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности, и в плоскости социальной деятельности. Тем не менее, занятие такой деятельностью без специального разрешения карается достаточно сурово -тюремным заключением на срок до одного года со штрафом в размере 15 тысяч евро. При всём при этом французское законодательство устанавливает обязательность страхования профессиональной ответственности спортивного агента.
Таким образом, современные государ-
ства способны устанавливать особый правовой режим агентской деятельности в спорте и вовсе не обязаны руководствоваться неправовыми нормами спортивных федераций, даже если последние признаны на международном уровне.
Применительно к законодательству Российской Федерации говорить о наличии каких-либо специальных норм об агентской деятельности в спорте не представляется возможным, несмотря на тот факт, что физкультурно-спортивное законодательство развивается в нашей стране довольно динамично. На данный момент отечественное спортивное законодательство представлено лишь Федеральным законом от 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [28] (далее - Закон о спорте). Многие учёные оценивают его, в целом, как результат положительной динамики развития спортивного законодательства в России, поскольку он, несмотря на некоторые несовершенства, во многом соответствует современному состоянию спорта в стране [11, С. 20]. Определяя предмет регулирования данного закона, сторонники спортивно-правовой природы агентской деятельности отмечают, что Закон о спорте распространяется на правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта. Естественно, деятельность спортивных агентов, по мнению сторонников этой теории, в полной мере соответствует сформулированному в статье 1 Закона о спорте предмету его регулирования. Спортивный агент занимается выполнением поручений спортивных организаций и спортсменов в части установления между ними профессиональных отношений, юридическим сопровождением, решает многие финансовые и страховые вопросы, а также оказывает комплекс других сопутствующих услуг. В структуре данной деятельности можно наблюдать и правовые, и организационные, и экономические, и даже социальные аспекты, напрямую связанные со сферой спорта. Именно таким аргументом руководствуются сторонники спортивно-правовой природы агентской деятельности
на национальном уровне. Они отмечают, что благодаря принципам, закреплённым в Законе о спорте, национальные спортивные федерации обладают практически неограниченной возможностью вмешиваться в регулирование агентских отношений в спорте, что, в общем, является признанной мировой практикой. В частности, в статье 3 Закона о спорте подчёркивается сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. А в силу статьи 16 спортивные федерации наделены правом разрабатывать с учётом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Именно такую картину можно наблюдать сегодня в части регламентации спортивными федерациями агентской деятельности по соответствующему виду спорта.
В силу факта отсутствия на национальном уровне специальных правовых норм, посвящённых агентским отношениям в спорте, рассматриваемая модель регламентации данной деятельности кажется вполне удачной. Вместе с тем, на наш взгляд, применение положений Закона о спорте в нынешнем его состоянии к деятельности спортивных агентов неоправданно и порождает внутрисистемные юридические коллизии. Так, в статье 5 Закона о спорте приводится достаточно подробный перечень субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации, среди которых названы различные государственные и общественные организации, граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы, а также специалисты в данной области. На первый взгляд может показаться, что именно к такого рода специалистам могут относиться спортивные агенты. Однако по смыслу той же статьи 5 Закона о спорте к лицам, которые официально признаны государством спе-
циалистами физкультурно-спортивного сектора, относятся спортивные судьи, тренеры и иные категории, перечень которых утверждён соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Действительно, такой перечень был принят в 2010 г. Министерством спорта, туризма и молодёжной политики [25], но наименование «агент» в качестве спортивного специалиста там отсутствует.
Это позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, спортивные агенты законодательно не признаны субъектами физической культуры и спорта. Во-вторых, на их деятельность не могут распространяться положения Закона о спорте. В-третьих, многие спортивные федерации, присвоив себе нормотворческие функции, в настоящий момент незаконно устанавливают требования и ограничения к агентской деятельности в соответствующем виде спорта, поскольку Законом о спорте они имеют право разрабатывать подобные нормы исключительно к субъектам физической культуры и спорта, к которым спортивные агенты, в соответствии с логикой закона, не относятся.
Однако известно, что многие локально-нормативные акты российских спортивных федераций приняты на базе международных стандартов, разработанных неправительственными спортивными организациями. Не являются исключением на этом фоне и регламенты, призванные упорядочить деятельность спортивных агентов. Тот факт, что агентская деятельность в спорте не имеет на сегодняшний день спортивно-правовой природы, ещё не должен означать, что подобные документы, принятые спортивными федерациями, не имеют абсолютно никакой юридической силы. В этом вопросе следует обратиться к другой концепции, объясняющей агентскую деятельность в спорте с позиции гражданского законодательства [5, С. 16; 6, С. 3; 9, С. 63; ].
Гражданский кодекс Российской Федерации [3] (далее - ГК РФ) исходит из того признания, что предмет агентской деятельности довольно широк, поскольку под категорией «юридические и иные дейст-
вия» могут пониматься достаточно различные виды услуг. Судебная практика дополняет данную свободу выбора предмета агентского договора выводом о том, что объём действий агента не является существенным для определения предмета договора [15], а в целях квалификации деятельности агента в договоре достаточно установить лишь его общие полномочия [13; 14; 21; 22]. Вместе с тем круг обязательств агента, в том числе в сфере спорта, имеет свои пределы. В частности, правовой анализ и вообще анализ документов не может быть проведён от имени другого лица и потому не входит в предмет договора агентирования [16; 18]. Данный тезис плохо согласуется с предметом агентской деятельности в спорте, потому что спортивные агенты зачастую обеспечивают именно «юридическую чистоту» документов, сопровождающих спортивную карьеру своих клиентов. Вместе с тем выводы судебных инстанций на национальном уровне могут рассматриваться исключительно в качестве официального толкования закона и не являются абсолютной истиной. Анализируя многие судебные акты, по-свящённые договору агентирования, можно обнаружить довольно спорные суждения. Так, если между сторонами не был заключён агентский договор, но фактически одна из сторон согласно договору совершила в пользу другой определённые действия, которые были оплачены другой стороной как агентское вознаграждение, такие действия судами рассматриваются в качестве агентских [23]. В практике зачастую возникает вопрос о возможности применения законодательства об оказании возмездных услуг к агентским отношениям. Позиция судебных инстанций по этому поводу решительна - нормы, регулирующие договор возмездного оказания услуг, к договору агентирования не применяются [20], но если агентский договор признан недействительным, то фактические отношения сторон могут быть квалифицированы как отношения по возмездному оказанию услуг [24]. В силу комбинированности предмета агентского соглашения к нему субсидиарно применяются нормы о договорах поручения и
комиссии, но лишь в той части, в которой это не противоречит положениям о договоре агентирования [17].
Агентская деятельность в спорте подчиняется не только нормам о гражданско-правовых договорах. Учитывая предпринимательскую направленность деятельности спортивных агентов, положения ГК РФ о правосубъектности предпринимателей также распространяются на профессиональную деятельность агентов в спорте, равно как и правила имущественной ответственности за вред, причинённый как самому клиенту, так и третьим лицам. В связи с этим к кругу национальных источников правового регулирования агентской деятельности в спорте в полной мере относится Федеральный закон от 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [29] (далее - Закон о регистрации), устанавливающий требования к процедуре оформления специального статуса агента как индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следует отметить, что локальные акты спортивных организаций позволяют агентам игроков выступать как в качестве юридического лица (агентства), так и в качестве предпринимателя без образования юридического лица [10]. В то же время законодательно данное требование к юридическому профилю спортивных агентов не закреплено, а в положениях ГК РФ о договоре агентирования вовсе не усматривается обязательность наличия предпринимательского статуса агента. Отсюда можно сделать вывод, что в силу норм гражданского законодательства, устанавливающих специальные требования в области любой агентской деятельности, спортивный агент может выступать как в качестве физического лица, так и осуществлять профессиональную деятельность в форме организации, при этом коммерческая составляющая его деятельности вовсе не является определяющей. Спортивное агентство теоретически может иметь форму некоммерческой организации. При этом нормативно не закреплена специальная правоспособность спортивных агентов. Таким образом, агент в области спорта
может заниматься либо исключительно данным видом деятельности, либо такая деятельность может выступать лишь одним из направлений его бизнеса. Правовых барьеров на внутригосударственном уровне для этого не предусмотрено. Поэтому преждевременно относить Закон о регистрации к кругу универсальных источников правового регулирования агентской деятельности в спорте, поскольку законодательно отсутствуют требования о непре-менности предпринимательского статуса спортивного агента.
Если рассуждать с позиции экономического прагматизма, а именно в плане организации финансов, то официальная предпринимательская составляющая в деятельности спортивного агента позволяет довольно существенно оптимизировать расходы. Прежде всего, Налоговый кодекс Российской Федерации [7] (далее - НК РФ) позволяет субъектам предпринимательства использовать специальные налоговые режимы, которые качественным образом влияют на расходную часть деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и спортивных агентов. Обладая лишь статусом физического лица, агент не может, в частности, воспользоваться упрощённой системой налогообложения или использовать ряд налоговых льгот. Напротив, являясь индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом, как коммерческого, так и некоммерческого характера, спортивный агент (агентство) может заменить уплату налога на доходы (прибыль), налога на имущество и налога на добавленную стоимость уплатой единого налога, ставка которого зависит от выбранной налоговой базы. Так, если спортивный агент имеет незначительный объём профессиональных расходов, что на практике встречается довольно часто, то налоговая ставка по упрощённой системе составляет всего 6%. Если же налоговая база формируется исключительно из прибыли, ставка возрастает до 15%. Для спортивных агентств такой специальный налоговый режим позволяет приостановить обязанность ведения бухгалтерского учёта, установленную в Российской Федерации для
многих юридических лиц, и отчитываться в упрощённом порядке, аналогичном финансовой отчётности физических лиц. На этом фоне не случайно, на наш взгляд, закреплённое многими спортивными федерациями требование о наличии государственной регистрации спортивного агента в качестве субъекта предпринимательской деятельности, которое попросту констатирует сложившуюся в современных экономических условиях практику организации подобного рода бизнеса.
Вместе с тем налоговый аспект не может определять правовой природы агентской деятельности в спорте. Налоговое законодательство вовсе не снимает вопрос о правомерности установления спортивными организациями требований к личности спортивных агентов, среди которых наблюдаются не только условия о наличии акта государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, но и обязательное получение лицензии, причём последняя выдаётся спортивными организации без какого-либо согласования с государственными институтами. Прежде всего, следует отметить, что действующее в Российской Федерации гражданское законодательство не признаёт юридической силы актов локального уровня, устанавливающих нормы гражданско-правового характера. Статья 3 ГК РФ довольно предметно называет возможные источники гражданского права, среди которых отсутствуют документы локального характера, т.е. субъекты гражданских правоотношений не могут устанавливать нормы гражданско-правового характера в своих внутренних документах, к которым, безусловно, относятся в силу своей природы регламенты спортивных организаций. Учитывая также то обстоятельство, что многие спортивные федерации имеют статус юридического лица, они обязаны соблюдать, прежде всего, нормы гражданского законодательства. Между тем определить, где проходит грань действия гражданско-правовых законов и физкультурно-спортивного законодательства, довольно сложно. Поэтому концепция гражданско-правовой природы агентской деятельности
на национальном уровне также не разрешает многих юридических коллизий, наблюдаемых в области регулирования агентских отношений в спорте.
Признавая устоявшуюся практику лицензирования (аттестации) спортивных агентов, различные государства довольно специфичным образом определяют место локальных актов спортивных организаций в собственных правовых системах. Например, в Украине Закон 1993 г. признаёт нормативные документы международных спортивных федераций частью национального законодательства, в силу чего многие аспекты агентской деятельности в спорте вполне легально подчинены локальным правовым нормам. Напротив, в Бразилии акты международных спортивных организаций не имеют никакой юридической силы, если противоречат национальному законодательству. Системой прецедентов регламентируется агентская деятельность в спорте в Ирландии. При этом следует заметить, что требование о наличии лицензии в зарубежных странах также сформулировано неоднозначно. Так, в США, Франции, Греции, Португалии лицензирование выступает обязательной стадией при оформлении агентской деятельности в спорте. В Великобритании и Нидерландах лицензия для занятия спортивной агентской деятельностью не требуется.
В Российской Федерации лицензирование выступает областью действия административного законодательства, поскольку данной процедурой занимаются исключительно органы исполнительной власти. Основной массив правовых норм, регламентирующих лицензионный процесс, сконцентрирован в Федеральном законе от 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [27] (далее - Закон о лицензировании). Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом под лицензированием понимает-
ся деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, в случае если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Как можно заметить, среди субъектов, принимающих участие в лицензионном процессе, не наблюдается организаций, обладающих сколько-нибудь близким к спортивным федерациям статусом. В то же время Закон о лицензировании применяется далеко не ко всем видам деятельности, на занятие которыми в Российской Федерации необходимо получение лицензий. Однако перечень таких видов деятельности исчерпывающим образом представлен в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, и агентской деятельности в спорте там не наблюдается. Статья 12 Закона о лицензировании перечисляет виды деятельности, которые подлежат лицензированию, среди которых следует обратить внимание на оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод, что агентская деятельность в спорте подлежит лицензированию лишь в том случае, когда спортивный агент занимается трудоустройством российского гражданина в иностранный спортивный клуб, находящийся за пределами государственной территории Российской Федерации. Во всех остальных случаях наличие лицензии законодательно не требуется, поскольку сама по себе спортивная деятельность также лицензированию не подлежит. Отчасти это подтверждает и сложившаяся судебная практика, в соответствии с которой агент не вправе без лицензии осуществлять от имени принципала действия, на совершение которых требуется ее получение [12; 19]. Соответственно, использование в локальных актах
спортивных федераций категорий «лицензирование» и «лицензия», по меньшей мере, противоречит существующему лицензионному законодательству Российской Федерации. Даже в том случае, если рассматривать полномочия спортивных организаций по формированию требований к профессиональному облику спортивных агентов как легитимные, осуществлять их лицензирование они всё равно не вправе, равно как не компетентны они и в области установления аттестационных требований к лицам, желающим заниматься спортивной агентской деятельности. Как известно, аттестация является институтом трудового и служебного законодательства. Аттестационные условия устанавливаются либо органами государственной власти в отношении определённой категории государственных служащих и работников, либо работодателем, исходя из специфики трудовых функций соответствующего круга работников. Спортивные агенты не состоят в трудовых правоотношениях со спортивными федерациями, не признаны законодательно субъектами физкультурно-спортивного сектора и не относятся к категории публичной службы. Соответственно, решить проблему неправомерного лицензирования, сложившуюся в практике деятельности спортивных организаций, одной лишь заменой слов «лицензирования» на «аттестация» также не представляется возможным без нарушения определённых правовых норм. Более того, пристальное внимание спортивных федераций к личности агентов игроков наблюдается далеко не во многих видах спорта, вследствие чего складывается парадоксальная ситуация - агент, намеревающийся представлять ин-
тересы спортсмена в одном виде спорта, должен соответствовать разработанным спортивными организациями стандартам, а агент, оказывающий услуги спортсменам в других видах спорта, вообще не подчиняется никаких требованиям по причине их отсутствия.
Исходя из выявленных противоречий, решение сложившейся проблемы правового регулирования агентской деятельности в спорте на внутригосударственном уровне Российской Федерации возможно несколькими способами:
1. Спортивные агенты должны быть законодательно признаны субъектами физической культуры и спорта. Если Закон о спорте будет содержать такое положение, то существующие нормативные акты, разработанные спортивными федерациями применительно к агентской деятельности, приобретут легальный характер.
2. Изменение концепции законодательного регулирования лицензирования в части возможности делегирования полномочий по выдаче лицензий негосударственными образованиями позволит легализовать существующую практику лицензирования агентской деятельности спортивными организациями.
3. Принятие специального нормативного правового акта об агентской деятельности в спорте по аналогии с французской и североамериканской моделью правового регулирования агентских отношений в спорте позволит установить надлежащий правовой режим сложившейся на практике системы требований к профессиональному облику спортивных агентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Players agents worldwide. Legal aspects. Edited by Robert C.R. Siekmann, Richard Parrish, R.B. Martins, J. Soek. T.M.S. Asser Press, 2007. 230 p.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 123 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7014.
4. Жабин Н.А. Развитие нормативной базы Российской Федерации в области управления физической культурой и спортом // Административное право и процесс. 2011. № 8. С. 47-50.
5. Зикман Р.С. Цит. по: Прокопец М.А. Закат эры футбольных агентов // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 16-20.
6. Любимова М.Д. Особенности применения агентского договора в различных сферах хозяйственной деятельности // Юрист. 2011. № 16. С. 3-8.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340; 2011. № 50. Ст. 7347.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7070.
9. Николюкин С.В. Агентские соглашения в предпринимательском обороте: национальное и международно-правовое регулирование // Законодательство и экономика. 2011. № 10. С. 63-65.
10. П. 3 ст. 3 Регламента Российского Футбольного Союза об агентах.
11. Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011. 144 с.
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 № 9174/10 по делу № А31-8793/2009.
13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.12.2010 № Ф03-2352/2010 по делу № А37-1636/2008.
14. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2003 № Ф04/2645-668/А46-2003.
15. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2008 № Ф04-4241/2008(7912-А67-4) по делу № А67-2409/2007.
16. Постановление ФАС Московского округа от 17.06.2008 № КГ-А41/4789-08 по делу № А41-К1-18198/07.
17. Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2010 № КГ-А40/8697-10 по делу № А40-145477/09-41-1086.
18. Постановление ФАС Московского округа от 28.05.2009 № КГ-А41/4010-09-П по делу № А41-К1-18198/07.
19. Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 по делу № А12-7797/2010.
20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу № А56-35517/2006.
21. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2003 № Ф08-4500/2003.
22. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2006 № Ф08-1190/2006 по делу № А53-1757/2003-С3-40.
23. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2010 по делу № А53-3103/2009.
24. Постановление ФАС Уральского округа от 03.11.2009 № Ф09-8757/09-С5 по делу № А47-7035/2008.
25. Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации: приказ Минспорттуризма РФ от 23.03.2010 № 207: зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2010 № 16816 // Российская газета. 2010.№ 87.
26. Прокопец М.А., Рогачев Д.И. Ярмарка футбола : книга о футбольных агентах. Москва: Новая юстиция, 2009. 424 с.
27. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716; 2011. № 48. Ст. 6728.
28. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ: ред. от 06.12.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50.Ст. 6242; 2011. № 50. Ст. 7355.
29. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ: ред. от 03.12.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431; 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7061.