Научная статья на тему 'Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи'

Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
983
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / INTERNET COMMUNICATIONS / INFORMATION SOCIETY / VALUES / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожевников Алексей Михайлович, Масликов Вадим Александрович

Развитие информационного общества трансформирует среду социального взаимодействия, воздействуя на все стороны человеческой жизни, в том числе на ее наиболее фундаментальный, ценностный уровень. Ряд исследований показывает, что вовлеченность в интернет-коммуникации способствует принятию более либеральных ценностей, в частности, свободы самовыражения. Вместе с тем известно, что для интернет-поколений, социализация которых проходит в условиях новой информационной среды, высокую значимость имеют ценности солидарности, доверия, социальные связи, просоциальные установки. Наличие разнонаправленных тенденций отмечается и в российских исследованиях. Это позволяет предположить, что рост индивидуалистических ценностей самовыражения и достижения уравновешивается развитием и социально-ориентированных ценностей. Ограниченность и неполная согласованность имеющихся эмпирических данных, а также отсутствие общепринятой теории ценностей и их связи с интернет коммуникациями требует проведения дополнительных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кожевников Алексей Михайлович, Масликов Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of internet communications on value orientations: a review

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Emergence of information society changes the environment of social interaction, influencing all aspects of human life including the deepest one, values. Some studies show that the greater involvement in the internet communications contributes to the acceptance of liberal values, including freedom of expression. At the same time, there is evidence that the internet-generations socializing in the new information milieu, value solidarity and affiliation, trust, prosocial attitudes. Existence of multidirectional trends is also identified in studies conducted in Russia. It can be argued that the growth of individualistic values of self-expression and achievement is counterbalanced by the more socially-oriented values. Importantly, value orientations have a reverse impact on the internet use, both at the individual and societal level. As the existing data is fragmented and not always coherent, and the theory is not elaborated yet, more research is needed to clarify the relations between internet communications and values.

Текст научной работы на тему «Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи»

Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Кожевников Алексей Михайлович,

преподаватель Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, reporterkorg@yandex.ru

Масликов Вадим Александрович,

кандидат социологических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, virtu69@mail.ru

Развитие информационного общества трансформирует среду социального взаимодействия, воздействуя на все стороны человеческой жизни, в том числе на ее наиболее фундаментальный, ценностный уровень. Ряд исследований показывает, что вовлеченность в интернет-коммуникации способствует принятию более либеральных ценностей, в частности, свободы самовыражения. Вместе с тем известно, что для интернет-поколений, социализация которых проходит в условиях новой информационной среды, высокую значимость имеют ценности солидарности, доверия, социальные связи, просоциальные установки. Наличие разнонаправленных тенденций отмечается и в российских исследованиях. Это позволяет предположить, что рост индивидуалистических ценностей самовыражения и достижения уравновешивается развитием и социально-ориентированных ценностей. Ограниченность и неполная согласованность имеющихся эмпирических данных, а также отсутствие общепринятой теории ценностей и их связи с интернет коммуникациями требует проведения дополнительных исследований.

Ключевые слова: интернет-коммуникации; информационное общество; ценности; социальные медиа

Введение

Ценности относятся к числу наиболее значимых понятий социальных и психологических наук, используемых для объяснения человеческого поведения и мнений, различий между социальными группами и обществами, содержания и динамики социальных процессов. Понятие ценностей играло важную роль во многих социологических теориях, особенно теориях действия, таких как теории М. Вебера или Т. Парсонса. В самом общем смысле, под базовыми ценностями, имеющими наиболее универсальную значимость, понимаются наиболее общие критерии оценки социальных ситуаций, принципы действия и целеполагания, способы организации социальных отношений, воспринимаемые как правильные и желаемые [1].

Понятие ценностей плодотворно используется для описания и объяснения различий как на индивидуальном уровне, так и на уровне наций (обществ) [2; 3]. С социологической точки зрения, оно особенно важно при объяснении значимых различий между крупными социальными группами, как фактор, оказывающий влияние на разные стороны социальной жизни: экономическую деятельность, политические предпочтения, организационные процессы, семейные отношения, досуг и т.п. При этом объяснение ге-

незиса и эволюции самих ценностных систем остается одной из наиболее сложных научных проблем. Формирование и динамика ценностей находятся под влиянием широкого спектра факторов: генетических и экологических, социально-экономических, политических, технологических, исторических и др.

Для современного общества особую актуальность представляет изучение влияния на ценности принципиально иной информационной среды, сформированной современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Теоретики информационного общества указывают, что формирование нового технологического уклада не просто задает контуры новой экономической модели, но меняет фундаментальную логику социальных отношений, избавляя их от «диктата пространства» [4]. В настоящее время в мире насчитывается более 4,3 млрд интернет-пользователей и более 3,4 млрд пользователей социальных медиа, причем только за последний год эти цифры увеличились более чем на 9% [5]. В наиболее развитых регионах уровень проникновения сети Интернет превышает 90%, а социальными медиа охвачено более 70% населения (в ряде случаев около 90%). Каждый день современный человек проводит в интернете в среднем более 6,5 часов, а в ряде стран этот показатель достигает 9 и даже 10 часов [5]. Есть все основания полагать, что такая кардинальная трансформация информационно-коммуникационной среды не может не повлиять на самые фундаментальные аспекты социальной жизни, в том числе ценностные ориентации различных социальных групп. В данной

статье мы анализируем современное состояние исследований ключевых вопросов влияния интернет-коммуникаций на ценностные ориентации.

Интернет-коммуникации и ценностные ориентиры поколений У и Z

Один из наиболее очевидных подходов к изучению влияния интернет-коммуникаций на ценностные ориентации заключается в сравнении ценностей различных поколений. Теория поколений, хоть и является дискуссионной, справедливо обращает внимание на тот факт, что социализация различных поколений проходит в разных условиях, совокупность которых задает контекст, влияющий в том числе на ценностные ориентации. Новая информационная среда, ставшая следствием технологического развития современных обществ, считается одной из ключевых характеристик исторического контекста, в котором проходит социализация поколений У (приблизительно 1980-2000 года рождения) и особенно Z (родившиеся после 2001 г.).

Для этих поколений новые ИКТ -привычная с детства часть жизни, важное средство взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Различные исследования показывают, что доля молодых людей среди пользователей сети Интернет и социальных медиа значительно выше, чем для более старших поколений [5]. Их повседневный опыт существенно отличается от опыта предыдущих поколений, и можно ожидать, что погруженность в интернет-коммуникации, с их высоким разнообразием, высокими темпами обновления информации,

ролью визуальных образов, развлекательной ориентацией и другими специфическими свойствами, проявляется и на ценностном уровне. Современные исследования, в целом, подтверждают такой вывод.

В исследовании М. МакКриндла отмечается, что для поколения У характерна высокая потребность в общности, прочных и комфортных социальных связях, отказ от простого консьюмеризма в пользу более сложных жизненных ценностей, в которых большую роль могут играть забота об окружающей среде, социальных проблемах, правах человека и т.п. [6]. Одновременно из-за высокой погруженности в медиа-среду, заполненной «хайпом» и яркими стимулами, они нуждаются в определенном авторитете, которому они доверяют и который поможет им осуществлять навигацию в этой среде. Согласно другим исследованиям, интернет-поколения отличаются высокими запросами и ценностями достижения и развития, потребностью в групповом, командном взаимодействии при сохранении индивидуальности, высокая ценность личной жизни, развлечений, нового опыта, ориентация на сравнительно кратковременные карьерные траектории и регулярную смену деятельности [7-9].

Логика «поколенческого» подхода к проблеме влияния интернет-коммуникаций выглядит обоснованной, однако не может считаться достаточной и исчерпывающей. Во-первых, эмпирических свидетельств уникальности ценностных ори-ентаций поколений У и Z пока не так много, и они не всегда полностью согласованы друг с другом. Во-вторых, и это более важно, их ценностные особенности невозможно атрибутировать именно медиа-среде и

интернет-коммуникациям. Хотя новый тип информационного потребления и коммуникационного поведения и являются важной характеристикой условий социализации и жизни молодых поколений, последние не сводятся к ним. Интернет-поколения существуют в мире, отличающемся от предыдущих эпох не только информационной средой, но и другими важными характеристиками: трансформирующейся экономикой и рынком занятости, ростом мобильности, в том числе международной, появлением новых социальных проблем, рисков и угроз (миграция, терроризм, экологические проблемы и др.), старением населения, изменениями глобального и регионального политического ландшафта. Все эти процессы могут вносить свой вклад в формирование ценностных ориентаций, и поколен-ческий подход не позволяет отделить их влияние от влияния собственно трансформирующейся информационно-коммуникационной среды. Поэтому существует очевидная потребность в более сфокусированном изучении роли интернет-коммуникаций в динамике ценностных ориентаций как молодежи, так и более старших поколений, имеющих уже сложившуюся систему норм и ценностей.

Эмпирические свидетельства влияния интернет-коммуникаций на ценностные ориентации в зарубежных исследованиях

Мануэль Кастельс, был одним из первых крупных теоретиков, напрямую поставивших вопрос о влиянии новой информационной среды на культуру и ценности (эта установка, в значительной мере, также нашла отражение в исследованиях М. Фуко, П.

Блау, П. Бурдье, Ж. Деррида, Ю. Ха-бермаса, И. Воллерстайна, Р. Ро-бертсона, Дж. Ритцера и других западных социологов). Анализируя логику сетевого принципа организации, характерного для информационного общества, Кастельс предположил, что развитие процессов информатизации и сетевизации должно способствовать росту индивидуалистических ценностей [4]. Главный аргумент заключается в том, что индивиды, избавляясь от «пространственного диктата», в значительной степени перестают зависеть от локальных сообществ как основной и неизбежной среды социальных взаимодействий. Имея возможность выстраивать многообразные социальные связи с людьми, независимо от их местонахождения, входить и покидать социальные сети и виртуальные сообщества, индивиды неизбежно становятся более самостоятельными, превращаясь в полноценных акторов, отвечающих за конфигурацию собственного социального круга. Усиление их активности и независимости делает неизбежным и рост индивидуализма, понимаемого как автономность и независимость в своих действиях и оценках.

Хотя эта логика представляется обоснованной, ее эмпирическая проверка не является тривиальной задачей. Действительно, как было показано выше, исследования ценностных ориентаций поколений У и Z показывают, скорее, обратную тенденцию к увеличению ценности содержательных и значимых социальных связей, аффилиации, доверия и просоциальных установок.

Ряд важных исследований, позволяющих оценить влияние новой информационной среды на ценности, был проведен европейскими

специалистами в рамках проекта по изучению интернет-ценностей. Масштабное социологическое исследование ^ = 5400 чел.) интернет-пользователей из 13 стран, проведенное в 2010 году, показало, что в мире формируется общая, глобальная интернет-культура, в основе которой лежат ценности свободы выражения, приватности, доверия и безопасности [10]. Тот факт, что разные страны с сопоставимым уровнем развития интернет-коммуникаций характеризуются схожими ценностными ориентациями, позволяет предположить, что именно информатизация и развитие информационного общества оказываются тем фактором, который воздействует на доминирование определенных ценностей. При этом исследование показало, что пользователи в странах с более поздним развитием интернета, в целом, также принимают универсальные индивидуалистические ценности интернет-культуры и готовы демонстрировать приверженность им.

Несколько лет спустя та же группа провела повторное, еще более масштабное исследование, уже в рамках работы Всемирного экономического форума. На основе опроса более чем 11 тыс. чел. из 63 стран с разным уровнем проникновения интернета, они подтвердили ключевое значение, которое для пользователей играет свобода самовыражения [11].

Также вновь было подтверждено, что страны с более поздним развитием интернет-сферы, зачастую имеющие достаточно жесткое регулирование (например, Китай, Египет, Мексика) тем не менее, демонстрируют более выраженную

поддержку ценности свободы выражения, чем пользователи из стран с развитыми демократическими институтами. Хотя, конечно, факторы, обуславливающие этот феномен, достаточно различные. Такие результаты, в целом, согласуются с гипотезой М. Кастельса, показывая, что развитие интернет-технологий и коммуникаций может считаться самостоятельным фактором, способствующим формированию особой культуры информационного общества.

Возможности глобальной коммуникации становятся тем условием, которое способствует согласованию различных культурных перспектив и распространению тех ценностно-нормативных моделей, которые предполагают уважение и ценность личности. Ценности свободы выражения и, в меньшей степени, другие Интернет-ценности, могут рассматриваться как индивидуалистические по своей сути, однако они не противоречат, а в чем-то и согласуются и с ценностями социализации и общности (прежде всего, это касается доверия). При этом необходимо сделать важную оговорку: принятие интернет-пользователями более индивидуалистических ценностей не означает, что эти ценности воплощены в практике; напротив, они регулярно вступают в противоречие с фактически сложившимися системами интернет-регулирования со стороны как правительств, так и компаний.

Вывод о том, что использование интернета способствует росту демократических и индивидуалистических ценностей, был подтвержден и в исследовании гонконгских специалистов, сфокусированном на изучении азиатских стран - региона с выраженной коллективистской

культурой и ориентацией на самоконтроль, эмоциональную сдержанность, уважение традиции [12]. На материале 11 стран исследователи выявили, что частота использования интернетом положительно связана с ценностями свободы выражения, свободы слова и интернета. Такая связь была установлена как на социетальном, так и индивидуальном уровне. Авторы прямо интерпретируют полученные данные как проявление того, что интернет выступает в эмансипирующей роли, меняя традиционную систему ценностей азиатских стран.

Исследования, проведенные в странах с демократической организацией и либеральной культурой, дали похожие результаты. Американский политолог и социолог Н. Свиггер, опросив почти тысячу американских граждан, выяснил, что те, кто больше использует социальные сети и блоги, демонстрируют также и более выраженную поддержку гражданских свобод [13]. Одновременно они менее склонны беспокоиться о сохранении приватности. Автор связывает такие результаты с тем, что социальные медиа вовлекают индивида в новые практики, в которых они больше склонны делиться информацией о себе и искать информацию о других. Это формирует запрос на свободу выражения, как своего, так и других, а утрата приватности рассматривается как неизбежная плата за это.

Новый опыт социального взаимодействия постепенно меняет представления о социальном мире, затрагивая, в конечном счете, и фундаментальный ценностный уровень. Представляет интерес, что эти эффекты оказались суще-

ственно более значимыми для молодой части респондентов (младше 25 лет), что находится в соответствии с «поколенческой» гипотезой. Учитывая, что время появления первых социальных сетей - середина 2000-х годов, можно предположить, что влияние социальных сетей на ценности среди молодых людей объясняется тем, что этот новый опыт оказывает такое воздействие именно как часть процесса социализации.

Если это так, то, по-видимому, влияние интернет-коммуникаций на ценности основано на механизмах усвоения и формирования, а не изменения ценностных ориентаций. Психологические исследования подтверждают, что онлайн-комму-никации становятся для современных подростков самостоятельным фактором социализации, особенно важным для формирования моральных и этических концепций, представлений о социальном мире и социальных отношениях, поиска образцов для подражания и ролевых моделей [14]. Это интересная гипотеза, поскольку в настоящее время и обозримом будущем новые социальные медиа превратятся в постоянно действующий фактор социализации, и по мере смены поколений следует ожидать фундаментальных сдвигов в ценностных моделях всех развитых и развивающихся стран. Воздействие опыта социализации в социальных медиа может не ограничиваться признанием ценностей гражданских свобод, но и влиять на восприятие социально-групповых отношений и социальную идентичность. Однако проверка этой гипотезы требует дополнительных исследований.

Влияние интернет-коммуникаций на ценности в российских исследованиях

В современной российской науке проблема влияния новых интернет-коммуникаций на динамику ценностных ориентаций общества и отдельных групп признается крайне значимой и актуальной. Тенденции информатизации и расширения участия в интернет-коммуникациях, прежде всего, социальных медиа, характерны для России в той же мере, что и для остального мира. Согласно данным Левада-центра, доля населения, использующего интернет на ежедневной основе (конец 2019 г.), составляет 65%, а среди молодежи 18-24 лет этот показатель достигает 94% [15], что полностью укладывается в логику «поколенческого» подхода.

Для российских специалистов характерно достаточно критичное отношение к роли интернет-коммуникаций в динамике ценностных ориентаций. Признавая возможности, которые интернет предоставляет для получения информации, общения, работы, обучения, они склонны рассматривать его как фактор утраты традиционных ценностей, атомизации и радикализации (см., напр. [16-17]). Однако исследования, которые позволили бы эмпирически обосновать и конкретизировать тезис о влиянии интернет-коммуникаций на ценностные ориентации, на сегодняшний день остаются достаточно редкими, а аргументация авторов носит, как правило, сугубо теоретический характер. При этом признается исключительное влияние интернет-коммуникаций на ценностные ориентации именно в

молодежной среде, отражая представление о них как о важном факторе социализации.

Некоторые исследования специалистов из Института социологии РАН показывают существование определенной тенденции к росту индивидуалистических ценностей, что может быть связано с распространением «информационной культуры», однако отмечают, что ценностная динамика носит более сложный характер и содержит в себе и противоположные тенденции [18-19]. К сожалению, оценить именно роль интернет-коммуникаций в данном случае крайне затруднительно.

В исследовании М.В. Ячменовой на основе контент-анализа социальных медиа был сделан вывод о существовании сложной связи между использованием социальных сетей и ценностей семьи: если для людей, уже находящихся в семейных отношениях социальные медиа используются для их укрепления и развития, то формирование семейных ценностей у молодых людей вне таких отношений происходит под значительным влиянием лидеров мнений и закладываемых ими ролевых моделей [20]. Это исследование представляет интерес, поскольку показывает, что отношения между включенностью в интернет-коммуникации и ценностными ори-ентациями носят взаимный характер и требуют учета более сложной системы факторов, действующих в обществе.

В целом, для российских авторов характерен высокий интерес к проблеме влияния интернет-коммуникаций на ценности, однако недостаточность глубоких эмпирических исследований, которые позволили бы

описать динамику ценностных ори-ентаций именно как следствие развития интернет-коммуникаций, и предложить убедительное описание действующих механизмов. Также следует отметить некоторую неопределенность в понимании самого понятия ценностей и отсутствие консенсуса относительно их типологии и взаимосвязи.

Заключение

Связь между современными интернет-коммуникациями и ценностными ориентациями - важное, но в значительной мере неисследованное направление для современной социальной науки. На фоне признаваемых радикальных трансформаций информационно-коммуникативной среды, уровень теоретических знаний и эмпирических данных, позволяющих судить о направлении, формах и механизмах их связи с ценностными ориентациями различных социальных групп, пока не соответствует сложности и важности проблемы. Хотя предварительные данные, полученные к настоящему моменту, позволяют утверждать, что включение в интернет-коммуникации оказывают существенное влияние на ценностные ориентации, особенно в рамках процесса социализации, они остаются достаточно фрагментарными, разрозненными и не всегда соответствующими друг другу. Это касается как зарубежных, так и российских исследований.

Для устранения существующих проблем и пробелов в знаниях, наиболее актуальными являются несколько направлений исследований. Во-первых, многообразие моделей ценностных ориентаций, ис-

пользуемых социологами и психологами, требует разработки методологических решений, повышающих возможности теоретической интерпретации данных отдельных исследований. Во-вторых, следует принимать во внимание многообразие самих интернет-коммуникаций, особенностей взаимодействия, накладываемых функционалом и правилами конкретных платформ и социальных медиа. В-третьих, при исследовании и анализе проблемы влияния интернет-коммуникаций на ценности необходимо учитывать и обратное воздействие ценностей на использование интернета. В-четвертых, помимо фиксации связи между интернет-коммуникациями и ценностями, необходимо выявлять и специфические механизмы, которые лежат в ее основе, позволяют объяснять и предсказывать наблюдаемые эффекты.

Литература

1. Schwartz S.H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol.2 (1). P.1-20.

2. Schwartz S.H. Values: cultural and individual. In: Fundamental Questions in Cross-Cultural Psychology / Ed. by F.J.R. van de Vijver, A. Chasiotis, S.M. Breugelmans. Cambridge: Cambridge University Press. P.463-493.

3. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. 2nd ed. Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

4. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

5. Global Digital Report 2019 / We Are Social. - URL: https://wearesocial.com/global-digital-report-2019. Дата обращения: 30.01.2020.

6. McCrindle M. Understanding Generation Y // Principle Matters. 2003. № 55. P.28-33.

7. Berkup S.B. Working with Generations X and Y in Generation Z period: management of different generations in business life // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol.5. №19. P.218-229.

8. lorgulescu M.-C. Generation Z and its perception of work // Cross-Cultural Management Journal. 2016. Vol. XVIII. №1. P. 47-54.

9. Torocsik M., Szucs K., Kehl D. How generations think: Research on Generation Z // Acta Universitatis Sapientiae, Communicatio. 2014. Vol.1. P.23-45.

10. Dutta S., Dutton W.H., Law G. The New Internet World: A Global Perspective on Freedom of Expression, Privacy, Trust and Security Online. INSEAD Faculty and Research Working Paper, 2011. - URL: http://ssrn.com/abstract=1916005.

11. Dutton W.H., Law G., Bolsover G., Dutta S. The Internet Trust Bubble: Global Values, Beliefs and Practices. Geneva: World Economic Forum, 2013.

12.Shen F., Tsui L. Revisiting the Asian Values Thesis: An empirical study of Asian values, Internet use, and support for freedom of expression in 11 societies // Asian Survey. 2018. Vol. 58. №3. P.535-556.

13.Swigger N. The online citizen: Is social media changing citizens' beliefs about democratic values? // Political Behavior. 2013. Vol.35. №3. P.589-603.

14.Adolescent Online Social Communication and Behavior : Relationship Formation on the Internet / Ed. by R. Zheng, J. Burrow-Sanchez, C. Drew. Hershey; New York: Information Science Reference, 2010.

15. Динамика пользования интернетом / Левада-центр. - 05.12.2019. - URL: https://www.levada.ru/2019/12/05/din amika-polzovaniya-internetom.

16. Гугуева Д.А., Фетисова О.В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий юга России. - 2016. - №5. - С.85-92.

17.Хвыля-Олинтер Н.А. Интернет-фактор в ценностном развитии молодежи России // Alma Mater. -2016. - №5 - С.104-109.

18. Актуализированные ценности современного российского общества / Отв. ред. И.А.Халий. - М.: ИС РАН, 2015.

19.Яковлева М.Н. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи // Смыслы жизни российской интеллигенции / Под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: РГГУ, 2018. - С.212-219.

20.Ячменева М.В. Влияние социальных медиа на формирование семейных и гражданских ценностей молодежи в современной России: опыт социологического исследования // Управление устойчивым развитием. 2019. №3. С.83-88.

The impact of internet communications on

value orientations: a review Kozhevnikov A.M., Maslikov V.A.

Military University of the Ministry of Defense of

the Russian Federation Emergence of information society changes the environment of social interaction, influencing all aspects of human life including the deepest one, values. Some studies show that the greater involvement in the internet communications contributes to the acceptance of liberal values, including freedom of

expression. At the same time, there is evidence that the internet-generations socializing in the new information milieu, value solidarity and affiliation, trust, prosocial attitudes. Existence of multidirectional trends is also identified in studies conducted in Russia. It can be argued that the growth of individualistic values of self-expression and achievement is counterbalanced by the more socially-oriented values. Importantly, value orientations have a reverse impact on the internet use, both at the individual and societal level. As the existing data is fragmented and not always coherent, and the theory is not elaborated yet, more research is needed to clarify the relations between internet communications and values. Keywords: internet communications;

information society; values; social media References

1. Schwartz S.H. An overview of the Schwartz

theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2 (1). P.1-20.

2. Schwartz S.H. Values: cultural and individual.

In: Fundamental Questions in Cross-Cultural Psychology / Ed. by F.J.R. van de Vijver, A. Chasiotis, S.M. Breugelmans. Cambridge: Cambridge University Press. P.463-493.

3. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. 2nd ed. Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

4. Castells, M. Galaxy Internet: Reflections on

the Internet, business, and society. -Yekaterinburg: U-Factoria, 2004.

5. Global Digital Report 2019 / We Are Social. -

URL: https://wearesocial.com/global-digital-report-2019. Date of appeal: 01/30/2020.

6. McCrindle M. Understanding Generation Y //

Principle Matters. 2003. No. 55. P.28-33.

7. Berkup S.B. Working with Generations X and

Y in Generation Z period: management of different generations in business life // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. No. 19. P.218-229.

8. Iorgulescu M.-C. Generation Z and its perception of work // Cross-Cultural Management Journal. 2016. Vol. Xviii. No. 1. P. 47-54.

9. Torocsik M., Szucs K., Kehl D. How generations think: Research on Generation Z // Acta Universitatis Sapientiae, Communicatio. 2014. Vol. 1. P.23-45.

10. Dutta S., Dutton W.H., Law G. The New Internet World: A Global Perspective on Freedom of Expression, Privacy, Trust and Security Online. INSEAD Faculty and

ц rn::¿ 1

Research Working Paper, 2011. - URL: http://ssrn.com/abstract=1916005.

11. Dutton W.H., Law G., Bolsover G., Dutta S. The Internet Trust Bubble: Global Values, Beliefs and Practices. Geneva: World Economic Forum, 2013.

12. Shen F., Tsui L. Revisiting the Asian Values Thesis: An empirical study of Asian values, Internet use, and support for freedom of expression in 11 societies // Asian Survey. 2018. Vol. 58. No. 3. P.535-556.

13. Swigger N. The online citizen: Is social media changing citizens 'beliefs about democratic values? // Political Behavior. 2013. Vol. 35. No. 3. P.589-603.

14. Adolescent Online Social Communication and Behavior: Relationship Formation on the Internet / Ed. by R. Zheng, J. Burrow-Sanchez, C. Drew. Hershey; New York: Information Science Reference, 2010.

15. Dynamics of using the Internet / Levada Center. - December 5, 2019. - URL: https://www.levada.ru/2019/12/05/dinamika -polzovaniya-internetom.

16. Gugueva D.A., Fetisova O.V. Values of modern Russian youth in real and virtual societies // Humanitarian of the South of Russia. - 2016. - No. 5. - S.85-92.

17. Khvylya-Olinter N.A. Internet factor in the value development of youth of Russia // Alma Mater. - 2016. - No. 5 - S.104-109.

18. Actualized values of modern Russian society / Ed. ed. I.A. Khali. - M.: IS RAS, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Yakovleva M.N. The dynamics of value orientations of modern youth // Sense of life of the Russian intelligentsia / Ed. J.T. Toshchenko. - M .: RGGU, 2018 .-- S.212-219.

20. Yachmeneva M.V. The influence of social media on the formation of family and civic values of youth in modern Russia: the experience of sociological research // Management of sustainable development. 2019. №3. S.83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.