Научная статья на тему 'Исследование социально-психологических характеристик подростков большого и малого города'

Исследование социально-психологических характеристик подростков большого и малого города Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
922
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ГОРОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ДОСУГ / ЗДОРОВЬЕ / ПРАВА / ИНТЕРНЕТ / ОБЩЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ADOLESCENTS / LARGE AND SMALL CITIES / SOCIALIZATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / VALUE ORIENTATIONS / LIFE GOALS / LEISURE / HEALTH / RIGHTS / INTERNET / COMMUNICATION / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич

Социальная среда оказывает огромное влияние на человека. В подростковом возрасте среда жизнедеятельности является определяющей в формировании ценностей, жизненных и профессиональных целей, представлений о себе и людях, образе жизни. Малый и большой город качеством социальной среды влияют на социализационные процессы, поэтому формируются специфические черты и характеристики личности подростка. В этой связи представляется актуальным исследование социально-психологических характеристик современных подростков, живущих в разных по численности городах. В статье представлено исследование ценностей и целей, досуговых практик, отношения к здоровью, представления о правах подростков разного типа поселений. Выявлено, что социальная среда малого города формирует личность с более выраженной духовной направленностью, стремлением к здоровому образу жизни. Подростки малого города проводят больше времени в реальном пространстве, занимаясь спортом, просмотром телепередач. Но в то же время они осознают недостаток правовой грамотности, зависимость будущего от ситуации в стране и материального положения семьи. В отличие от них подростки большого города более уверены в достижении цели, не мыслят жизни без интернета, менее активны в реальной жизни, чаще выступают представителями субкультурных сообществ. В целом же характеристики подростков малого и большого города в отношении их ценностных ориентаций и целей совпадают (семейные ценности, ценности дружбы) и отражают особенности поколения, растущего в информационной среде (жизнь в интернете), в обществе потребления (жизнь в свое удовольствие, без обязательств), обществе без идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS OF A BIG AND SMALL CITY

Social environment has a huge impact on the person. In adolescence, the living environment is decisive in the formation of values, life and professional goals, ideas about yourself and people, lifestyle. A small and big city influences socialization processes with the quality of a social environment, therefore specific features and characteristics of a teenager's personality are formed. In this regard, it seems relevant to study the socio-psychological characteristics of modern adolescents living in cities of different size. The article presents a study of values and goals, leisure practices, attitudes towards health, ideas about the rights of adolescents of different types of settlements. It is revealed that the social environment of a small city forms a personality with a more pronounced spiritual orientation, the desire for a healthy lifestyle. Teenagers of a small city spend more time in real space, playing sports, watching TV. But at the same time, they are aware of the lack of legal literacy, the dependence of the future on the situation in the country and the financial situation of the family. In contrast, adolescents of a big city are more confident in achieving the goal, do not think of life without the Internet, are less active in real life, and more often act as representatives of subcultural communities. In general, the characteristics of adolescents in a small and large city in terms of their value orientations and goals coincide (family values, friendship values) and reflect the characteristics of a generation growing in the information environment (life on the Internet), in a consumer society (life for pleasure, without obligations ), a society without ideals.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-психологических характеристик подростков большого и малого города»

Roslyakova Svetlana Vasilievna, Ptashko Tatyana Gennadievna, Chernikova Elena Gennadievna and others STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS ...

psychological science

УДК 373:151.8

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0091

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ БОЛЬШОГО И МАЛОГО ГОРОДА

© 2019

Рослякова Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Пташко Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Черникова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Перебейнос Артем Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: roslyakova71@mail.ru)

Аннотация. Социальная среда оказывает огромное влияние на человека. В подростковом возрасте среда жизнедеятельности является определяющей в формировании ценностей, жизненных и профессиональных целей, представлений о себе и людях, образе жизни. Малый и большой город качеством социальной среды влияют на социали-зационные процессы, поэтому формируются специфические черты и характеристики личности подростка. В этой связи представляется актуальным исследование социально-психологических характеристик современных подростков, живущих в разных по численности городах. В статье представлено исследование ценностей и целей, досуговых практик, отношения к здоровью, представления о правах подростков разного типа поселений. Выявлено, что социальная среда малого города формирует личность с более выраженной духовной направленностью, стремлением к здоровому образу жизни. Подростки малого города проводят больше времени в реальном пространстве, занимаясь спортом, просмотром телепередач. Но в то же время они осознают недостаток правовой грамотности, зависимость будущего от ситуации в стране и материального положения семьи. В отличие от них подростки большого города более уверены в достижении цели, не мыслят жизни без интернета, менее активны в реальной жизни, чаще выступают представителями субкультурных сообществ. В целом же характеристики подростков малого и большого города в отношении их ценностных ориентаций и целей совпадают (семейные ценности, ценности дружбы) и отражают особенности поколения, растущего в информационной среде (жизнь в интернете), в обществе потребления (жизнь в свое удовольствие, без обязательств), обществе без идеалов.

Ключевые слова: подростки, большой и малый город, социализация, социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, жизненные цели, досуг, здоровье, права, интернет, общение, сравнительный анализ.

STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS

OF A BIG AND SMALL CITY

© 2019

Roslyakova Svetlana Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of «Social work, pedagogy and psychology» Ptashko Tatyana Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Social work, pedagogy and psychology» Chernikova Elena Gennadievna, candidate of sociology, associate professor of the department of «Social work, pedagogy and psychology» Perebeynos Artem Evgenyevich, сandidate of historical sciences, associate professor of the department of «General history» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail:roslyakova71@mail.ru)

Abstract. Social environment has a huge impact on the person. In adolescence, the living environment is decisive in the formation of values, life and professional goals, ideas about yourself and people, lifestyle. A small and big city influences socialization processes with the quality of a social environment, therefore specific features and characteristics of a teenager's personality are formed. In this regard, it seems relevant to study the socio-psychological characteristics of modern adolescents living in cities of different size. The article presents a study of values and goals, leisure practices, attitudes towards health, ideas about the rights of adolescents of different types of settlements. It is revealed that the social environment of a small city forms a personality with a more pronounced spiritual orientation, the desire for a healthy lifestyle. Teenagers of a small city spend more time in real space, playing sports, watching TV. But at the same time, they are aware of the lack of legal literacy, the dependence of the future on the situation in the country and the financial situation of the family. In contrast, adolescents of a big city are more confident in achieving the goal, do not think of life without the Internet, are less active in real life, and more often act as representatives of subcultural communities. In general, the characteristics of adolescents in a small and large city in terms of their value orientations and goals coincide (family values, friendship values) and reflect the characteristics of a generation growing in the information environment (life on the Internet), in a consumer society (life for pleasure, without obligations ), a society without ideals.

Keywords: adolescents, large and small cities, socialization, socio-psychological characteristics, value orientations, life goals, leisure, health, rights, the Internet, communication, comparative analysis.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На развитие личности, особенно в подростковом возрасте, огромное влияние оказывает среда, являясь значимым социализационным фактором (А.В. Мудрик) [1]. От ее качества, безопасности, комфортности зависит успешность процесса социализации. По-разному влияет на становление личности среда большого и малого города. Особую среду социального развития представляет малый город. Особенности его месторасположения,

специфические архитектурные, психологические, культурные, образовательные характеристики, особый социальный климат создают условия для специфичности протекания процесса социализации. Однако большие города предоставляют подростку потенциально широкие возможности выбора кругов общения, системы ценностей, стиля жизни, а также возможности для самореализации и самоутверждения. Эти факты говорят о том, что специфическая среда малого и большого города (мегаполиса) по-разному влияет на формирование личности

366

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна и другие ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ...

подростка, а также дают основание полагать, что подростки разных по численности городов имеют особенные характеристики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблема среды как социализирующего фактора привлекает внимание исследователей нечасто. Среди ученых, посвятивших работы данной проблеме, можно назвать С.Б. Абрамову [2], О.А. Гордееву [3], А.В. Мудрика [1], М.В. Никитского [4],Н.А. Соколову [5]. А.В. Мудрик предлагает в условиях трансформации общества использовать новый подход к поселению как фактору социализации [1]. Следует отметить, что в основном исследования по проблеме осуществлялись в первом десятилетии XXI века. М.Ю. Сибирева в 20082009 гг. изучала особенности восприятия детьми среды мегаполиса [6], М.В. Никитский исследовал социальный климат малых городов России, их социализирующие возможности [7]. Учеными указано на отсутствие принципиальных отличий в притязаниях молодых людей, живущих в разных типах поселений, поскольку они пребывают в одном информационном и товарном пространстве. В то же время отмечено наличие «запаздывания» изменений в малых городах, что сказывается на процессе социализации молодежи [1]. В 2019 году проведено исследование социализационных возможностей крупного города и сделан вывод: город - фактор интенсификации мобильности личности, привлекательная среда для реализации жизненных планов [2].

Исследователями [8-11] изучены ценности и цели подростков, особенности их социализации [12] и отмечено, что существуют отличия в ценностных ориентаци-ях детей разного рода поселений. О.А. Гордеевой выявлено, что для подростков мегаполиса характерны такие ценности, как согласие с самим собой и разнообразная жизнь, ориентация на личностное развитие. Дети же малого города ценят уважение к старшему поколению, уважение и одобрение другими, т.е. уважение традиций социума [3]. В то же время З.К. Селиванова указывает на то, что изменений базовых цивилизационных ценностей среди подростков малого, среднего и большого города практически не происходит, но резко изменилась степень социальной востребованности этих ценностей, например, альтруизма, познания, творчества, высокой духовности [10].

Г.Ф. Шафрановой-Куцевой и Г.З. Ефимовой выявлено, что подростков большого города отличает больший оптимизм, более прагматичный подход к профессиональному самоопределению и более активная социальная позиция [13]. Это находит подтверждение в работах А.М. Скотниковой и А.Г. Дерябиной. Для подростков большого города, по их мнению, жизненным ориентиром является активная жизненная позиция, а также стремление к достижению личного успеха, желание самостоятельно принимать решения, быть независимыми в поступках, успешными, квалифицированными, влиятельными, вести интересную, насыщенную, деятельную жизнь. Такие ценностные ориентации создают внутренние условия для самореализации, активного самоутверждения. Для подростков малого города ценным является наличие семьи и способность обеспечивать ее материально, а также стабильность общества [14].

Анализ работ позволил сделать два вывода: 1) у обследуемых в первые десятилетия XXI века подростков большого и малого города есть различия в ценностных, жизненных ориентациях, но при этом отношение к базовым ценностям у них одинаково; отличия заключатся в том, что подростки мегаполиса более позитивно настроены, прагматичны, социально активны, нацелены на активное самоутверждение, нежели их сверстники, проживающие в малом городе; 2) работы исследователей в основном направлены на изучение ценностных ориента-

ции и жизненных перспектив подростков разного типа поселений; содержат данные прошлого десятилетия и не дают полного и адекватного представления об их социально-психологических характеристиках и об особенностях социализации, обусловленных влиянием факторов большого и малого города.

Формирование целей статьи (постановка задания). В этой связи цель нашей работы состояла в изучении, описании и сравнении социально-психологических характеристик современных подростков, проживающих в малом и большом городе, выявить отличительные их характеристики. Для сбора эмпирических данных использовалась специально разработанная анкета, состоящая из четырех блоков вопросов, позволяющих выявить характеристики современных подростков: 1) жизненные цели и ценностные ориентации; риски в достижении жизненных целей; 2) досуговые практики; 3) отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; 4) представление о своих правах и их реализации в жизни.

Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных 2018 г. в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска (областной центр) и г. Пласта Челябинской области (районный центр). Выборка исследования: 192 подростка 8 и 9 классов (возраст 14-15 лет).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Изучение социально-психологических характеристик современного подростка (в рамках первого блока вопросов) мы начали с выявления восприятия подростками окружающей действительности и самых важных, по их мнению, проблем человечества. Более половины подростков всей выборки обеспокоены возможностью новой мировой войны (64,2%). Важность сохранения и защиты природы от уничтожения волнует 54,7% респондентов, поиски способов борьбы с болезнями XXI века (СПИД, рак и др.) - 49,7%, мирное сосуществование и сотрудничество с другими государствами - 29,6% подростков, развитие науки и техники во имя мира и созидания - 29,5% [12]. Результаты показали, что нынешние подростки знают о существующих мировых проблемах, осознают важность их решения. Анализ результатов исследования с применением точного критерия Фишера позволил установить различия по двум критериям: у подростков малого города достоверно чаще проявляется потребность жить по законам справедливости ^=6,714, р<0,01), «свободно ездить в любые страны» ^=3,475, р<0,06).

Исследование ценностных ориентаций подростков показало, что первое место в иерархии ценностей занимает семья - 77,6%. На втором месте в рейтинге ценностей находится здоровье (76,0%), на третьем - любовь (63,4%). Интересно, что замыкают пятерку важнейших ценностей материальная обеспеченность (53,6%) и дружба (52,1%). При этом для подростков малого города материальная обеспеченность оказалась достоверно менее значима, чем для подростков большого города (45,3% против 64,0%, F=6,023, р<0,01).

Образование и карьера являются значимыми для 45,6% подростков. В то же время выбор наиболее значимых жизненных ценностей отражает противоречивость нравственных норм и ценностей подрастающего поколения. Так, наряду с вышеназванными ценностями, 62,1% подростков в качестве наиболее важных в жизни считают жизнь в свое удовольствие, 44,3% - жизнь без всяких обязательств перед кем-либо, 22,6% - развлечение и отдых. К непопулярным среди подростков ценностям относятся саморазвитие и самосовершенствование (14,2%), нравственность (13,0%), власть (6,8%).

Жизненные цели у подростков малого и большого города совпадают. Это благополучная и счастливая семья (69,3%), любимая профессия (68,2%), верные, надежные друзья (61,3%). В будущем подростки хотели бы иметь высокое материальное положение (57,4%), более четверти респондентов мечтают жить за границей,

Roslyakova Svetlana Vasilievna, Ptashko Tatyana Gennadievna, Chernikova Elena Gennadievna and others psychological

STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS ... science

путешествовать по миру (28,4%) и иметь престижный автомобиль (24,1%), дачу и загородный дом (21,4%), животных в доме (19,5%). Продолжение обучения для подростков является способом получения престижной профессии (66,1%), достижения статуса хорошего специалиста (31,5%), материального благополучия (41,2%), основой в воспитании своих детей (21,3%). Хотят быть по-настоящему культурными и образованными людьми только 15,6% подростков. Данные подтверждают мнение о том, что современные школьники рассматривают образование не как самоцель и ценность, а как лифт в успешное будущее [15].

Почти треть подростков (27,3%) считают, что помешать достижению цели могут невысокое материальное положение семьи и нестабильность экономики в стране, а также плохое образование, полученное в школе (23,1%) и незнание иностранных языков (30,4%). Они самокритичны, наиболее значимыми помехами в достижении цели называют свои личные качества, такие как лень (61,6%) и отсутствие целеустремленности (25,8%). Каждый шестой опрашиваемый (15,3%) таким препятствием считает плохое окружение (в школе, семье или во дворе). Подростки из малого города считают наиболее важными препятствиями в достижении поставленных целей невысокое материальное положение семьи (Б=3,916, р<0,01) и нестабильность экономики в стране (Б=4,731, р<0,01), а также отсутствие правовых знаний ^=4,439, р<0,01).

Самыми значимыми качествами для подростков являются: честность (72,4%), доброта (64,1%), чувство юмора (63,2%), надежность (45,4%) и искренность (44,0%). Наряду с нравственными качествами (честность, доброта), они отмечают важные для общения в подростковом возрасте искренность и надежность, а также чувство юмора, позволяющее облегчить коммуникацию и справляться с негативными моментами в жизни. Достоверных различий в выборе значимых качеств подростками малого и большого города не обнаружено.

Проведенное нами исследование показало, что более половины подростков не имеют кумиров, образцов для подражания, и это характерно для подростков разных типов поселений (значимые различия отсутствуют). 58,9% опрошенных не хотели бы походить ни на кого, а только на самих себя. 25,3% девочек хотят быть похожими на мать ^=8,130, р<0,05), а 24,3% мальчиков на отца (Р=6,438,р<0,01). Следует отметить, что наши результаты отличаются от данных, полученных ранее П.К. Макеевым, по данным исследования которого подростки ориентированы на своих родителей и прародителей: на мать хотели быть похожими 43% подростков, на отца - 25%, 15% - на бабушку или дедушку [16]. Если автор исследования утверждал, что идеалы подростков формируют детско-родительские отношения, а не общество, то сегодня можно сказать, что эта тенденция изменилась в сторону подросткового нигилизма.

Примерно каждый девятый подросток хотел бы быть похожим на героя фильма, причем зарубежного. Кроме того, кумирами являются для небольшого числа опрошенных российские политики, в том числе президент. Появились новые кумиры, являющиеся порождением информационного общества - блогеры. Привлекают внимание подростков известные бизнесмены и предприниматели (10%), но реже, чем в предшествующие годы (12,5%) [17].

Второй блок вопросов позволил изучить особенности досуга современных подростков. Свое свободное время более половины подростков (54,1%) посвящают общению в социальных сетях. Немного меньше (51,3%) предпочитают реальное общение с друзьями и подругами. На третьем месте стоят занятия спортом (31,0%). Около четверти респондентов в свободное время читают книги (23,4%) и смотрят телевизор (22,3%). Только каждый седьмой посещает кружки по интересам (15,0%). Отдельные подростки любят в свободное время общать-368

ся с родственниками, слушать музыку в тишине, играть в компьютерные игры.

В исследовании было подтверждено бытующее мнение о том, что современные дети мало читают художественную литературу. Значимых различий в отношении к чтению между подростками малого и большого города не обнаружено. 49,1% опрошенных подростков читают иногда, а каждый десятый (10,1%) не читает. Больше половины подростков либо вообще не читают книг, либо занимаются этим крайне редко.

В структуре свободного времени современных подростков приоритетное место занимает общение в Интернете. Практически каждый третий (30%) общается в Интернете ежедневно 2-3 часа. 40,3% опрашиваемых ответили, что «почти все свободное время», «все свободное время и даже на уроках» находятся в Интернете. В большом городе подростков, проводящих все свободное время в Интернете, в пять раз больше, чем в малом (Р=6,786, р<0,01). При этом количество девочек, больше, чем мальчиков 4,556, р<0,03).

Подростки большого города в два раза чаще считают, что Интернет не оказал никакого влияния на их жизнь (Р=3,708, р<0,01). К преимуществам пользования социальной сетью 69,0% девочек и 38,8% мальчиков отнесли, увеличение количества друзей. Каждый четвертый (25,2%) стал смелее высказывать свое мнение, 15,4% подростков считают, что стали более терпимыми. Также подростки указали на негативное влияние Интернета. Так, 6,8% подростков указали на то, что стали более нервными и 3,7% - более агрессивными. Таким образом, виртуальное пространство дает подросткам возможность для личностной идентификации, позволяет встретить интересного собеседника, способствует формированию коммуникативных качеств, навыков взаимодействия. Однако оно и негативно влияет на подростков, провоцируя агрессию, неуравновешенность.

Вторым по значимости источником медийного потребления для подростков является телевидение. Значительная часть респондентов предпочитает зарубежные кинофильмы (39,4%) отечественным (15,1%). Учебные передачи интересуют лишь небольшое число школьников (3,7%), подростки из малого города в десять раз чаще, чем из большого (7,7% и 0,8%, ^=6,736, р<0,01) смотрят их. Молодежным программам отдают предпочтение 16,2% респондентов, причем в малом городе таких подростков в два раза больше, чем в большом (25% и 12%, ^=5,189, р<0,01). Каждый третий подросток смотрит телесериалы и мультфильмы (по 31,3%), чаще это делают девочки. Результаты сравнительного анализа досуговых занятий подростков показывают, что почти в два раза больше подростков из малого города занимаются спортом по сравнению с подростками из большого города ^=6,612, р<0,01).

Четвертый блок вопросов был посвящен изучению отношения подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни. Анализ ответов на них показал, что более половины подростков (51,5%) ведут здоровый и активный образ жизни, однако спортом занимаются почти вдвое меньше (31,3%). Каждый пятый (21,0%) ведет здоровый, но малоактивный образ жизни. Таких подростков оказалось в два раза больше в большом городе (24,8%) по сравнению с малым (12,5%), F=3,890, р<0,01. Относятся положительно, но не придерживаются здорового образа жизни 17,3% респондентов; 11,4% не считают нужным вести здоровый образ жизни; 6,2% указали, что им все равно, что будет с их здоровьем. Таким образом, только третья часть подростков, участвовавших в исследовании, имеет представление о пользе и необходимости здорового образа жизни и прикладывает усилия для его сохранения, что говорит о важности работы в этом направлении [17].

Пятый блок вопросов, направленный на исследование представлений подростков о своих правах и их реализации в жизни, позволил выявить, что большинство

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна и другие ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ...

опрашиваемых как из малого, так и из большого города считают, что пользуются правом на жизнь (82,3%), правом на образование (74,1%). Больше половины (54,4%) опрашиваемых пользуются правом на жилище, правом на охрану здоровья (51,9%). При этом четвертая часть подростков убеждены, что их право на образование не реализуется в полном объеме. Современные подростки (10,6%), в отличие от подростков 90-х, отметили, что пользуются правом иметь свою культуру. Скорее всего это связано с распространением и достаточно толерантным отношением общества к подростковым и молодежным субкультурам. Причем подростки большого города достоверно чаще указывают, что пользуются данным правом (13,7% против 4,6%, F=3,535 р<0,01).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Проведенное нами исследование, позволило выделить общие и отличительные черты в социально-психологических характеристиках современных подростков малого и большого города.

1. У подростков как большого, так и малого города сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Они ценят семейное счастье, успех в профессии, материальный достаток, общение с друзьями. В большинстве своем подростки не имеют жизненных идеалов и образцов для подражания, мало читают, много времени проводят в интернете, предпочитают смотреть зарубежные кинофильмы. Современные подростки недостаточно внимания уделяют своему здоровью, не осознают до конца ценности здорового образа жизни.

2. Различия в социально-психологических характеристиках подростков малого и большого города заключаются в следующем: для подростков из малого города материальный достаток оказался менее значимым, чем для подростков из большого города. При этом, первые считают наиболее важными препятствиями к достижению поставленных целей невысокое материальное положение семьи, нестабильность экономики в стране, отсутствие правовых знаний. Почти в два раза больше подростков из малого города занимаются спортом по сравнению с подростками из большого города, что, скорее всего, говорит о низкой доступности учреждений для занятий. В то же время среди них почти в пять раз меньше тех, кто свое свободное время проводит в Интернете, что говорит о наличии других занятий, возможно, более частом реальном общении. Подростки из малого города достоверно чаще подростков из большого города смотрят молодежные и учебные программы, что свидетельствует об ограниченном доступе к другим источникам информации.

3. Социализационные особенности малого и большого города определяют разницу в характеристиках современных подростках, растущих в этих социальных средах. Социальная среда малого города обусловливает формирование личности с более выраженной духовной направленностью, стремлением к здоровому образу жизни. Подростки малого города проводят больше времени в реальном пространстве, занимаясь спортом, просмотром телепередач. При этом, они осознают свою правовую безграмотность, зависимость будущего от ситуации в стране и материального положения семьи. Подростки же большого города - это цифровые подростки [18], которые не мыслят жизни без интернета, они менее активны в реальной жизни, чаще являются представителями субкультурных сообществ, что отражает менее тесные социальные связи и зависимости в большом городе. Подростки мегаполиса более уверены в достижении цели, поскольку они имеют в рамках социальной среды больше возможностей в удовлетворении социокультурных потребностей.

В целом же характеристики подростков малого и большого города в отношении их ценностных ориента-ций и целей совпадают: семейные ценности, ценности

дружбы. Но в то же время эти характеристики отражают особенности поколения, растущего в информационной среде (жизнь в интернете), в обществе потребления (жизнь в свое удовольствие, без обязательств), обществе без идеалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мудрик А.В. исследование трансформации механизмов социализации: проект и первые результаты // Вестник ПСТГУ: IV Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 44-51.

2. Абрамова С.Б., Платонова Н.Л. Пименова О.И. Привлекательность города как фактор территориальной мобильности в оценках студентов (на примере города Екатеринбурга) // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 1. С. 97-123.

3. Гордеева О.А. Ценностные ориентации подростков из малого и большого городов // Система ценностей современного общества. 2010. № 12. С. 272-277.

4. Никитский М.В. Малый город как фактор социализации учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 212 с.

5. Соколова Н.А., Дмитриева Е.Ю. Исследование влияния микрофакторов социализации как условие социально-педагогической поддержки личности современного подростка // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. 2004. № 25. С. 40-45.

6. Сибирева М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Образование и общество // Всероссийская социологическая конференция к 20-летию Российского общества социологов. Издательство: Институт социологии Российской академии наук, 2009. С. 103.

7. Никитский М.В. Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому портрету российской глубинки // Вестник ПСТГУ: IVПедагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 57-67.

8. Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков. 2017. Т.10. № 56.

9. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 70.

10. Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориента-ций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. 2013. С. 80-86.

11. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

12. Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т 7. № 4 (25). С. 292-296.

13. Шафранова-Куцева Г.Ф., Ефимова Г.З. Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере Образование и наука. 2014. № 10 (119). С. 76-92.

14. Скотникова А.М., Дерябина А.Г. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в больших и малых городах // Личность в современном мире: сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конференции. УрГПУ; Институт психологии. 2014. С. 253-263.

15. Рослякова С.В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников //Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25). С. 125-131.

16. Макеев П.К. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 3. Ч. 1. С.52 - 62.

17. Черникова Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков //Вестник ЧГПУ. 2014. № 4 (333). С. 169-172.

18. Димухаметов Р.С. Цифровые аборигены... Какие они? // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1(5). С. 88-96.

Статья поступила в редакцию 11.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.