sergunova@inbox. т ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»
(Москва, Московский городской психолого - педагогический университет, аспирант,
специальность 19.00.01) под научным руководством к.пс.н., доцента Ослон Вероники Нисоновны
Современные исследования психологической готовности семьи к приему
ребенка
Понятие психологической готовности к приему ребенка часто используется на всех этапах создания замещающей семьи. Особое значение придается ей на этапе подготовки и обучения граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.
Исследование понятия готовности в психологии имеет достаточно практикоориентированную направленность и центрируется на таких понятиях, как готовность ребенка к обучению [Абдурасулова Т.Д., 2007, Гусова А.Д., 2013, Родина Е.А., 2007 и др.], психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу [Егорова У.Г., 2009], психологическая готовность молодых
специалистов к осуществлению профессиональной деятельности [Орлова Е.А., 1998], психологической готовности молодых людей к материнству и отцовству [Демчук Е.А., 2006, Федосеева А.А.. 2010], а также понятие психологической готовности к приему ребенка [Ослон В.Н., 2009, 2011, Котова Т.Е., 2011].
В самом общем виде психологическая готовность является одной из составляющих общей готовности к действиям, определяемой психологическими факторами. Психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность [2,3].
Ситуативная готовность предполагает использование ранее приобретенных установок, знаний, умений и навыков, для выполнения текущих задач
деятельности. Ситуативная готовность предполагает мобилизацию всех имеющихся сил и возможностей для выполнения успешных действий в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение.
Общая готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и проведение дополнительных мер по формированию знаний, умений и навыков.
Понятие психологической готовности принято рассматривать с точки зрения её структурных компонентов [2, 325]:
а) мотивационных (стремление добиться успеха, интерес к деятельности, потребность успешно выполнить поставленную задачу, и т. п.);
б) познавательных (знание средств достижения цели, понимание обязанностей, задачи, оценка их значимости,);
в) эмоциональных (уверенность в успехе, чувство ответственности, воодушевление);
г) волевых (отвлечение от мешающих воздействий, сосредоточение на задаче, управление собой и мобилизация сил, преодоление сомнений, болезни).
Психологическая готовность человека (особенно, к успешным действиям в экстренной ситуации) складывается из его личностных особенностей, полноты информации, уровня подготовленности, наличия времени и средств, наличия информации об эффективности принимаемых мер и успешности деятельности). Анализ поведения человека в стрессовой ситуации показывает, что наиболее сильно действующим раздражителем, приводящим к ошибкам, является именно неполнота и неточность информации.
Психологическая готовность к взаимодействию с ребенком выделена в исследовании Антонович О.С. [1;45]. Автор выделяет несколько компонентов готовности в соответствии с различными типами личности будущего родителя.
Мотивационный компонент включает в себя выявление и формирование адекватных мотивов рождения ребенка, проявляющихся при сохранении беременности (рождение ребенка ради себя самого и ради любимого человека). Указывается, что данный компонент является значимым для определённых типов личности.
Эмоциональный компонент демонстрирует эмоциональное восприятие ситуации родительства (комфорт/дискомфорт), (+/-) фон настроения, удовлетворенность/неудовлетворенность ролью родителя, эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку, сопровождающее взаимодействие с ребенком,. Исследование показало, что данный компонент является одним из наиболее значимых в определении готовности взрослого к взаимодействию с ребенком.
Когнитивный компонент предполагает систему знаний о собственных характерологических особенностях, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания.
Поведенческий компонент отражает положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.
Исследователем доказано, что характерологические особенности родителей предопределяют их психологическую готовность к взаимоотношению с будущим ребенком [1; 79]. Уровень психологической готовности родителей к взаимоотношению со своим будущим ребенком для каждого социальнопсихологического типа личности является специфичным.
Психологическая готовность к приему ребенка изучается на данный момент достаточно активно. В исследованиях составляющие компоненты готовности представлены в различных психологических факторах.
Ослон В.Н. предлагает одним из условий готовности рассматривать реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного
ребенка (детей) друг к другу [4; 26 ]. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование при столкновении с реальностью нередко создает почву для неприятия ситуации и формирования страхов взаимного разрушения, что является следствием недостаточной общей психологической готовности. В целях формирования более осознанной готовности к приему автор предлагает обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.
Другим немаловажным условием готовности является поддержание баланса в замещающей семье между автономией и зависимостью ее членов. Следствием нарушения баланса являются деструктивные стили воспитания.. По результатам исследования Ослон В.Н. [5; 87], для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Особенно сильно эта ситуация проявляется при принятии ребенка с ведущей мотивацией «ожидания пустого гнезда» или «пустого гнезда». Развитие страха не справиться с ребенком и как следствие сверхконтроль за поведением ребенка также является показателем недостаточной готовности. Необходимыми мерами в таких случаях является уделение особого внимания при подготовке родителей вопросам контролирующего поведения, родительских компетенций и способности справляться с собственной тревогой.
Несомненно, одним из компонентов психологической готовности к приему ребенка является формирование положительного отношения к ребенку у замещающих матерей [5; 67]. Образ будущего приемного ребенка зачастую носит достаточно негативный и тревожащий характер.
Котова Т.Е. [7] в своем исследовании выделяет личностные особенности, влияющие на готовность к приему ребенка.:
- возраст как психологически значимая характеристика в контексте развития потребности человека в собственной продуктивности, самоактуализации, реализующихся на основе желания вносить вклад в социальную жизнь общества и личного желания заботы о ребенке;
- способность модифицировать неуспешный родительский сценарий в эффективную родительскую позицию;
- осознание семейной истории, опыта детско-родительских отношений как значимого в построении собственной родительской позиции; ориентация на внутренние ресурсы в решении затруднительных ситуаций;
- устойчивость к проживанию неопределенности времени жизни в построении своих отношений с будущим; субъективная удовлетворенность авторством принимаемых жизненно важных решений;
- наличие опыта проживания кризисных состояний (потеря значимого близкого, разрыв отношений, переживание одиночества, бессмысленности) как фактора создания других жизненных изменений;
- следование своим мировоззренческим и ценностным убеждениям в отношениях с окружающими; стремление к поиску субъективно-значимых, личных смыслов своего существования в мире; высокая осознанность своих возможностей и ограничений, критичность по отношению к себе; внутренняя диалогичность, открытость новому опыту в процессе познания себя.
Перечисленные характеристики важны для определения уровня готовности к замещающему родительству, однако автор отмечает, что их выявление возможно только при реализации субъект-субъектного подхода в процессе диагностики.
Важно понимать, что на уровень готовности родителей к приему ребенка влияют такие факторы как личностные особенности родителей, адекватные представления о себе и о будущем ребенке, информированность, наличие знаний, умений и навыков взаимодействия с ребенком. Многие авторы отмечают трудности подбора психодиагностического инструментария по определению готовности к приему ребенка. С 2013 года в РФ прошел апробацию «Психодиагностический комплекс для оценки ресурсности семьи для приему ребенка» (В.Н.Ослон). Пакет психодиагностического исследования [6, 15] предполагает качественную и количественную оценку ресурсности
будущих замещающих родителей, а также готовность к приему ребенка с точки зрения факторов описанных выше.
Таким образом, можно отметить, что современные исследования готовности будущих замещающих родителей к приему ребенка отмечают как личностные характеристики ситуативной и общей готовности, так и социо - культурные компоненты. Дефицитарной областью исследований остается сфера
представлений о будущем приемном ребенке, как негативных, так и позитивных.
Список использованной литературы
1. Антонович О.С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Самара, 2009.
2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Москва: Академический проект, Деловая книга. Серия: Gaudeamus., 2005.
- 848с.
3. Жукова В. Ф. Психолого - педагогический анализ категории "психологическая готовность" // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6 / том 320 .
4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная
замещающая семья». /Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». - Генезис, 2006. - 15,2п.л.
5. Ослон В.Н. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи. Методическое пособие. - Москва: Департамент семейной и молодежной политики, 2009. - -396 с.
6. Ослон В.Н. Руководство по психологическому обследованию граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (рукопись)
7. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. Ярославль, 2011.