ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА
Тащёва А.И., Нагоева Р.А.
В данной статье описаны психологические особенности феномена замещающего родительства: факторы, влияющие на формирование родительства; мотивы формирования принимающего родительства; типы семей и замещающих семей, в частности. Статья может заинтересовать психологов, социальных педагогов, педагогов и потенциальных замещающих родителей.
Ключевые слова: семья, родительство, семейные ценности, родительское отношение, родительские чувства, мотивы принятия ребенка-сироты в некровнородственную семью.
В наши дни проблема родительства особенно актуальна в связи со значительным ростом детей-сирот в России и в мире в целом, с неоднозначностью трактовки этого феномена в психолого-педагогической литературе [10]. Как отмечает Р.В. Овчарова, вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обычного сознания выглядит просто и очевидно: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение определяется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств или навыков рассматриваются как нарушение универсальной биологической и социально-нравственной нормы [1]. Однако при всей значимости этого института родительство, и, тем более, замещающее родительство, воспитание детей-сирот, принятых в некровнородственную семью как психологический феномен исследованы недостаточно [8].
Рассматривая особенности родительства, психологи отмечают его тесную связь с семейной системой. По мнению Р.В. Овчаровой, семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми [9]. Семья понимается учеными как малая группа, члены которой связаны между собой кровнородственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [6, 13]. Форм устройства семьи бесконечное множество [14]. Теме данной статьи соответствует классификация по критерию своеобразия родительско-детских отношений, условно разделяющего семьи на традиционные, детоцен-тричные и супружеские [7].
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; родительское воздействие
осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в общественную структуру; дети в ней могут вырасти инфантильными, конформными.
В детоцентричной семье главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх, в итоге у детей формируется ощущение собственной значимости. Может сформироваться неадекватно высокая самооценка, эгоцентризм, затрудняющий социализацию.
Главная цель супружеской семьи - взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Родители и дети в ней занимают равные позиции. Дети часто испытывают трудности в подчинении социальным требованиям [7, 11].
С психологической точки зрения, родительство рассматривается как часть личности отца и матери, как подсистема в системе семьи, на формирование которой влияют социум, родительская семья, индивидуальные особенности родителей [1, 4, 9]. Считается, что родительство как феномен развивается в человеке с самого рождения, в момент запечатления образа собственных родителей и идентификации себя с ними [9, 10, 16]. По мнению Р.В. Овчаровой, родительство как интегральное образование личности включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания [9]. Родительство как феномен формируется в результате осознания и переживания семейных ценностей и путем передачи ценностей от поколения к поколению. В свою очередь, семейный ценности, родительские
установки и ожидания являются основополагающими в направленности личности родителя и направленности его поведения.
Родительские чувства - группа чувств, занимающие важное место в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из значимых чувств -это родительская любовь, являющаяся гарантией эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья [14].
Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения, может изменяться в определенных пределах [2].
Родительство обычно включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям. Одновременно родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в несогласованности некоторых компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций и в большей подвижности семейной структуры [10]. Центр семьи в наше время сместился с родительско-детских отношений в сторону супружеских. Становление родительства как свойства супружеской пары характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей и родительства в целом [2]. Родительство - высшая фаза индивидуального развития матери и отца, которая неизбежно влечет за собой определенные изменения в идентичности и внутренней жизни, перераспределение ролей и изменения в супружеских отношениях, новые родительские отношения, а также изменения ролей за пределами семьи [8]. Родительская семья является первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения. Большинство исследователей сходятся в том, что супружеская семейная система во многом копирует родительскую семейную систему [9, 10].
На формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи [8]. По мнению многих авторов, существует семейная и индивидуальная потребность в детях [11, 12]. Под индивидуальной потребностью понимается степень любви к детям, свойственная субъекту; а семейной - потребность, определяемая силой мотивации к деторождению или приему ребенка у обоих супругов. Наличие потребности в детях может быть обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими
условиями жизни семьи. Эти условия отражаются в сознании и «социальной психике» партнеров в соответствии с личностными особенностями каждого человека и детерминируют его репродуктивную мотивацию и мотивацию принятия ребенка в семью [1].
Родительство представлено на субъективно-личностном уровне и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства [5].
Как показывают исследования психологов, потребность в принятии детей-сирот, а также эффективность их воспитания в значительной степени может быть вызвана несколькими мотивами [7].
1. Мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода, при котором причины усыновления связаны с бесплодием супругов, на протяжении ряда лет безуспешно пытающихся с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает женщина в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка в этом случае являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка.
2. Мотив «смысла жизни», когда приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи.
3. Мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. У ребенка могут возникнуть трудности в поло-ролевой идентификации, в создании собственной семьи [11]. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т. д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя.
4. Альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот
вид мотивации особенно продуктивен, т. к. в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель [13, 15].
5. Мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть своего ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением [16]. Такая мотивация может стать причиной трудностей родительско-детских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое на осознанном и неосознанном уровнях, часто ведут к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления.
6. Мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает, в первую очередь, как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений [9]. Здесь воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития может стать становится еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Но при определенных условиях возможен и вариант объединения супругов для реализации общей цели воспитания.
7. Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения супругов [11].
Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность родительской роли взрослого и взаимной адаптации родителей и детей, в случае необходимости корректировать психологическую готовность супругов к усыновлению и детско-родительское взаимодействие [7, 9, 13]. О.Г. Япарова выявила различия между успешными и неуспешными приемными родителями, вытекающие из феномена общности приемной семьи как малой группы и формирования родительства в течение всей жизни человека, которые выражаются в том, что люди, имеющие опыт воспитания родных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей.
Прежде как неуспешных рассматривали родителей, отказавшихся от приемных детей в течение двух лет с момента их приема в семью [3, 10, 14].
Успешными же родителями считались те, кто и после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали трудности взаимной адаптации как временные
и считали ребенка полноправным членом семьи, а ребенок стремился остаться в семье [9, 13, 16].
Детерминантами успешного родительства, по мнению В.Н. Ослон, являются собственный опыт воспитания родных детей и прием новых детей в семью, когда собственные дети выросли [16]. При этом успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, которые способствуют эффективным взаимосвязям и взаимоотношениям в приемной семье как малой группе: открытостью, гибкостью установок, терпимостью, откровенностью, потребностью в принадлежности к группе, самоконтролем, спокойным отношением к неудачам, предшествующим опытом воспитания родных детей, лидерскими качествами и отношением к родительству как механизму самореализации. Таким родителям свойственны эмоциональная стабильность и сниженная агрессивность. Успешное родительство предполагает отношение к собственному родительству как механизму самореализации [9, 16].
Однако эти работы были ориентированы, прежде всего, на адаптацию детей.
Замещающее родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны обоих родителей. Г. Крайг отмечает, что с появлением ребенка в семье возрастает психологическая нагрузка родителей, связанная с нарушениями сна, изменением семейного уклада [8]. Появление нового члена семьи может ослабить связи, общение между супругами, сконцентрировать все внимание на ребенке [8]. Таким образом, принимающее родительство - социально-психологический феномен, который не может быть проанализирован вне индивидуально-личностного и социального аспектов.
Проблемы принимающих семей объясняются особенностью социума, в котором формируется семья; специфическими особенностями детей, принимаемых в семью после проживания в детском доме, и, наконец, характером самого родительства в данной семье [2, 6, 7].
Авторы в полной мере принимают представление психологов о том, что эффективность успешного родительства обеспечивается зрелым родительством (то есть наличием опыта воспитания собственных детей до взрослого состояния), комплексом личностных черт замещающих родителей, стратегиями совладающего поведения, навыками их социально-психологической адаптации, а также особенностью восприятия себя и других.
Анализ литературы позволил вычленить следующие социально-психологические характеристики, которыми должны обладать потенциальные замещающие родители: активная жизненная позиция, позитивная самооценка, высокий уровень само-
контроля; наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей со всеми вытекающими отсюда обязанностями; ответственность и терпимость в отношениях; ориентация на семейные интересы; установление эмоционального контакта с приемным ребенком; умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе [11, 13, 15].
Родительство как феномен включает процессы становления и развития личности и играет огромную роль в воспитании детей и развитии родительско-детских отношений. Именно поэтому одним из наиболее важных критериев отбора кандидатов в замещающие родители являются личностные качества такие как: открытость, эмоциональность, эмпатийность, коммуникабельность и родительские установки, предполагающие близость и адекватность требований [8, 9]. На формирование родительства влияет общественный строй, который задает для личности, в том числе и определенные образцы родительства.
Мы полагаем необходимым исследовать в большей мере психологические аспекты явления родительства, в частности, изучить закономерности и механизмы психологического содержания сложного феномена социально-психологической взаимной адаптации замещающих родителей и принимаемых в семью детей-сирот, личностные детерминанты этой адаптации. Объектом такого исследования, на наш взгляд, должны стать реальные замещающие родители, кровнородственные и принимаемые дети, воспитываемые данными людьми. Сравнительный анализ взаимной адаптации родителей и детей в этих семьях позволит выявить те личностные особенности взрослых, которые детерминируют успешное и неуспешное выполнение родителями принятых на себя обязанностей по воспитанию сирот.
Данная статья может представлять интерес для психологов, социальных педагогов и педагогов в предупреждении и решении ряда проблем родительско-детских отношений, может быть полезна при разработке программ психологического сопровождения родительства для обеспечения оптимальных социально-психологических условий развития родительских чувств и родительской ответственности, формирования гибких родительских позиций и родительского отношения, становления родителей полноценными субъектами семейного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной
регуляции репродуктивного поведения и плани-
рования семьи // Материалы Всесоюзн. научно-практич. конференции «Планирование семьи и национальные традиции». - М., 1988. - С. 15.
2. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: монография. - М., 1989. - 208 с.
3. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учеб. пособие. -М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
4. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 26 с.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис.... канд. психол. наук. - М.,1986. -206 с.
6. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного
ребенка в замещающей семье: автореф. дис....
канд. психол. наук. - Кострома, 2009. - 18 с.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
8. Крайг Г. Психология развития. - Спб.: Питер, 2000. - 992 с.
9. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
10. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. - М: Генезиз, 2006. - 366 с.
11. Печникова Л.С., Жукова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
12. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений: хрестоматия. -М.: Просвещение, 1991. - 171 с.
13. Тащева А.И. Психология семейных отношений: учеб.пособие. - Ростов-на-Дону: УПЛ ЮФУ, 2000. - 50 с.
14. Шпакова В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения // Психология и педагогика. - 2008. - № 6.
15. Хеллингер Б. Порядок любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 400 с.
16. Япарова О.Г., Николаева Е.И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 37-43.