Научная статья на тему 'Современные информационные технологии обучения залог успешной реализации ФГОС НОО'

Современные информационные технологии обучения залог успешной реализации ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1727
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / КОМПЬЮТЕР / ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWER POINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Галина Александровна

В данной статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта: работа с презентациями PowerPoint, готовыми электронными пособиями, интерактивной доской Smart, системой голосования. Приведены различные примеры заданий по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии обучения залог успешной реализации ФГОС НОО»

Раздел III

Технологические аспекты организации образовательного процесса в контексте современных требований к качеству образования

УДК 371.315 ББК Ч420.23

Г.А. Степанова

Современные

информационные технологии обучения — залог успешной реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта: работа с презентациями PowerPoint, готовыми электронными пособиями, интерактивной доской Smart, системой голосования. Приведены различные примеры заданий по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, мотивация, компьютер, презентация Power Point.

В современном мире педагог -это не только профессионал, знающий методику преподавания своего предмета, но и человек, готовый психологически и технически использовать информационные технологии в преподавании. Внедрение

федерального государственного образовательного стандарта требует от педагога применения новых методов и форм организации учебного и воспитательного процесса.

Федеральный государственный стандарт ориентирует на формирование личности, которая творчески мыслит и находит решения в проблемных ситуациях. Мы должны научить ребенка не только писать и считать, но и находить, анализировать нужную информацию. Учителю нужно выбрать такие способы организации деятельности учащих -ся, чтобы весь урок был направлен на получение новых результатов. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

В настоящее время у большинства учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении по многим причинам, это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, и разные способности обучающихся, их интересы и потребности. Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес

детей к учению. Кроме того, перед педагогом стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

На мой взгляд, новые информационные технологии предоставляют учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, «раздвигают» стены школьного кабинета и позволяют погрузиться в яркий, красочный мир.

Информационные технологии обучения - это все технологии с использованием специальных технических средств (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерной и информационной техники.

Компьютер — мой помощник на всех этапах урока. Вот только некоторые возможные направления его использования:

1. Мультимедийные презентации, которые позволяют наглядно представить материал, виртуально посетить любой уголок мира, увлечь детей. Использую презентацию не весь урок, а на отдельных его этапах, рассматривая наиболее сложные вопросы для понимания детей. При подготовке презентаций учитываю возрастные особенности учащихся, а также соблюдение санитарных норм. Ведь использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.

Презентация может быть использована как сопровождение объяснения учителя (иллюстративный ряд, ключевые слова, схемы и т.д.) или как компьютерное тестирование. Я выполняю тесты, кроссворды в среде PowerPoint с помощью Visual Basic for Applications. Вот, например, тест по теме «Звуки и буквы» (рис. 1, 2):

Обучающийся выбирает ответ на вопрос маркером на интерактивной доске или индивидуально за компьютером и нажимает кнопку «Далее», тем самым переходя к другому вопросу. При завершении теста ученик получит оценку своей работы, также

у него есть возможность повтора задания.

2. Готовые электронные пособия по учебным дисциплинам.

3. Интерактивная доска Smart. Она делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет боль-

ше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.

Работаем с ней при объяснении нового материала, первичном закреплении, повторении и контроле учета знаний. Например, темы «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением», «Правописание парных согласных в корне слова» вызывают наибольшие затруднения у обучающихся в начальной школе. Однако вставка этих орфограмм «волшебным пером» на интерактивной доске заставляет работать даже самых немотивированных учащихся.

Таблица 1

Текст для работы по теме «Орфограммы корня».

Зима

Пришла з_ма. Петя надел теплую шу_ку, ша_ку и варе_ки. Вышел в сад. В с.ду на д_ро_ках л_жал снег. У б_се_ки нам_ло сугро_. На пруду блестел гла_кий лед. По льду мальчики к_тались на к_ньках. Петя сел в с_ла_ки и съехал с горки.

При изучении темы «Род имен существительных» я предлагаю учащимся задание на интерактивной доске: прочитать пословицы, объяснить их смысл и написать имена существительные в начальной форме в соответствии с шифром (табл. 1, 2).

Съешь морковку, коли яблочка нет.

Тот же медведь, да в другой шерсти.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с водою.

№ Имена существительные

М.р. Ж.р. С.р.

1 — 1 1

2 1 1 —

3 2 1 —

Таблица 2 Таблица для записи результатов

№ Имена существительные

М.р. Ж.р. С.р.

1 морковка яблочко

2 медведь шерсть

3 хлеб пирог вода

Очень действенно использовать художественное перо для простейшего упражнения на распознавание частей речи, предметов, признаков, действий предметов. Работа проходит так: на доске написаны слова под номерами, а внизу находится

таблица, куда нужно поставить соответствующий знак:

имя существительное - ^

имя прилагательное - @

глагол - |

1) облако 6) танец

2) зеленый 7) гроза

3) стол 8) высокий

4) говорит 9) быстрый

5) добежал 10) пишем

В результате учащиеся заполняют таблицу, устно объясняя свой выбор (табл. 3).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Имя существительное ☆ ☆ ☆ ☆

Имя прилагательное @ @

Глагол !• I* I*

Эта работа много раньше проводилась на перфокартах, что занимало большое количество времени, а особого интереса у детей не вызывало. Теперь же все хотят быть вызванными к доске для работы с интерактивным заданием.

Уроки окружающего мира с использованием ИКТ стали намного ярче, привлекательнее и эффектив-

Пресмыкающиеся

нее. При изучении темы «Материки и океаны», мы с ребятами отдельно рассматриваем каждый материк, океан работая с интерактивной картой.

Незаинтересованных обучающихся просто не остается, когда мы разгадываем загадки.

Тема «Группы животных» (презентация выполнена в программе Notebook).

Земноводные

1 2 3 4 5

Загадки появляются, а после разгадывания уступают место новым.

Учащиеся отгадывают загадки, касаясь маркером нужной цифры. На месте карточки с цифрой проявляется картинка с угаданным животным. Затем ученик перемещает иллюстрацию в нужную группу.

С помощью интерактивной доски удобно проводить различные математические диктанты. Я заранее готовлю определенное количество заданий или числовых вы-

Карточка обучающегося:

ражений, каждое из которых через определенное время исчезает при помощи анимационного эффекта, уступая место новому. Ученик вписывает ответ в таблицу, выданную и распечатанную мною для каждого ученика. Такие карточки можно применять на любых уроках.

Математический диктант на тему «Устные приемы сложения и вычитания»:

550-200, 310+50, 370-20, 600+270, 140+300, 930-700, 720-400, 580-300, 460-30, 820+40.

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответ

Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.

Можно импортировать любой материал, находящийся вне доски, в интерактивный режим и, наоборот, экспортировать слайды доски в другое место.

Доска SMART — незаменимый помощник при проведении внеклассных мероприятий: ребята раз-

гадывают ребусы, измеряют углы, строят различные фигуры, прослушивают звучание инструментов, угадывают мелодии, просматривают видеофрагменты.

Игра «Помоги клоуну!» (одно из заданий внеклассного мероприятия по математике, составленное в среде PowerPoint с использованием триггеров) (рис. 3): ученик выходит к доске, называет число, аргументируя свой выбор, и нажимает маркером на него. Если учащийся правильно выбрал число, то мячик с этим значением будет двигаться вверх для жонглирования клоуном.

При неверном выборе ответа мячик исчезает.

Использую доску как стимул для немотивированных учащихся в индивидуальной работе по какой-либо теме.

Задание для класса: выписать из словаря по два слова в разделах «Одежда», «Инструменты», «Цвет».

Индивидуальное задание у доски: данные слова распределить по группам (путем перетаскивания

объектов), вставляя пропущенные буквы («работа волшебным пером»).

о а

в_кзал с_пог к_пуста

м_рковь к_рова к_р_даш

Индивидуальное задание у доски (рис. 4): расшифровать слова с непроверяемыми написаниями, перетаскивая буквы, составить слова (сапоги, пальто; лопата, медведь).

Засекреченные слова

Конечно, чтобы выполнить работу на доске Smart, нужно, чтобы у учащихся были первоначальные навыки работы с компьютером. Информатика в нашей школе ведется с 3-го класса, поэтому ребята владеют основами работы на компьютере.

Хотелось бы сказать также и о системе голосования SMART Response PE. Благодаря интеграции с программным обеспечением SMART Notebook удается быстро проводить опросы учащихся, а результаты проверки автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные. Создавая тест для опроса можно при помощи «мастера вопросов» выбирать разные варианты: с одним или несколькими вариантами ответов, истина или ложь, да или нет.

Вот, например, тест по теме «Состав слова»:

2. В каком словосочетании к глаголу можно поставить приставку под-?

A. бежать к дому

B. бежать от дома

C. бежать на работу Д. бежать по делам

3. Найди слово, которое образовано от слова «звери» с помощью суффикса -к-.

A. зверек

B. зверушки

C. зверьки Д. зверский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Какой суффикс может придать слову оттенок увеличения?

A. -онк-

B. -ищ-

C. -ушк-Д. -еньк-

1. Какая часть слова является основной частью основы?

A. суффикс

B. приставка

C. корень

Д. окончание

5. Какое из слов соответствует схеме: корень, суффикс, окончание?

A. кормушка

B. подберезовик

C. трава

Д. записать

Регистрация обучающихся проводится перед уроком, если опрос запланирован в начале урока, и непосредственно перед выполнением теста, если опрос перенесен на другой этап урока. Каждому ученику присвоен свой идентификационный номер, что указано в электронном журнале голосования. По команде учителя (кнопка «Старт») ребята начинают выбирать на дисплее своего пульта ответы на поставленные вопросы. По окончании голосования учащиеся могут посмотреть, где допустили ошибку. Напротив номера каждого ответа стоит знак: правильно («галочка»), неправильно («крестик»). Эта деятельность учит не только самоконтролю, но и анализу собственного труда.

Таким образом, при активном использовании ИКТ достигаются такие цели образования, как умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты (самоорганизация), легче формируются компетенции в области коммуникации: умение работать с информацией, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуж-

дать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Работа по новым стандартам с использованием информационных технологий интересна, увлекательна как для учителя, так и для ученика.

Список литературы:

1.Применение современных информационно-коммуникационных технологий для реализации требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. Материалы курсов повышения квалификации учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Пермского края / сост.: А.В. Худякова. - Пермь, 2011.

2.Русский язык. 3 класс. Тематические тестовые задания в формате экзамена / авт.-сост.: Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. - Ярославль: Академия развития, 2011.

3.Сабыров Б.Е. Компьютерное обучение предмету «Окружающий мир» // Начальная школа. - 2011. - № 11.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.

5.www.polymedia.ru/oborudovanie/ pulty-dlya-oprosa-smart-response-senteo/7881/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.