УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Р.Г. Габдрахманова1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: Скорость модернизации в сфере образования с каждым годом увеличивается. Меняется не только содержание образования, что является естественным, так как наука не стоит на месте, но и методы, средства и формы обучения. Вопросы формирования компетенций и способы проверки сформированности компетенций интересны многим учителям школ и преподавателям вузов. В статье предлагается описание групповой формы организации учебного занятия
Ключевые слова: компетенция, форма, форма организации учебного занятия, творческий проект, кейсметод
MODERN FORMS OF ORGANIZATION OF LEARNING ACTIVITIES STUDENTS
R.G. Gabdrakhmanova
Abstract: The speed of modernization in education is increasing every year. Not only changing the content of education, which is natural because science does not stand still, change methods, means and forms of education. The issues of formation of competences and methods of validation of competences of interest to many school teachers and University lecturers. The article offers a description of the group form of organization of training sessions
Keywords: competence, form, form of organization of training sessions, a creative project, the case study method
Форма организации учебного занятия - совокупность правил и процедур, определяющих деятельность преподавателя, студента, характер взаимодействия между ними, направленных на достижение планируемого, проверяемого результата. Предлагаемый автором творческий проект - «Кейс-видеоситуация», как групповая форма организации учебного процесса, ранее использовалась в основном для развития рефлексивных умений студента.
Кейс - метод обучения представляет собой обучение на основе реальных ситуаций. Кейс -это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс-видеоситуация, по нашему мнению, направлен не только на обсуждение, анализ ситуации, принятию решения, но и на формирование конструктивных, прогностических, коммуникативных, рефлексивных умений будущего учителя [8].
Полученный продукт коллективной творческой деятельности (кейс-видеоситуация) дает возможность преподавателю и студенту определить степень теоретической готовности, а также оценить самостоятельность студента в тех или иных ситуациях, умение быть партнером, членом творческой группы.
Опишем в рамках реализуемого проекта данную форму организации учебного занятия:
1. Цели, задачи применения данной формы организации образовательного процесса. Чтобы сформировать компетенции, предусмотренные учебным планом (таких как: владение основами профессиональной этики и речевой культуры, готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия и проч.), необходимо создать условия, в которых эти компетенции формируются [3,7]. На наш взгляд, работа над коллективным творческим проектом «кейс-видеоситуация» - это ситуация, в которой каждому студенту необходимо мобилизовать все свои знания, умения, навыки для того, чтобы проект получился, т.к. от степени участия каждого члена команды зависит результат [5,6]. Для выполнения данного творческого проекта студентам необходимо будет применить трудовые
действия, соответствующие новым трудовым функциям в профессиональном стандарте педагога, а именно: А/02.6. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; А/02.6. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики; А/02.6. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач и др.
2. Области применения данной процедуры. Это форму организации учебного занятия можно применить на занятиях по психологии и педагогике, биологии, химии, физики и др. [2, 4] в конце изучения дисциплины или модуля, т.к. для создания данного проекта необходимо обладать компетенциями из разных областей. Для того, чтобы придумать сложную задачу, необходимо хорошо знать материал, обладать многими компетенциями, необходимо приложить максимум усилий и продемонстрировать уровень сформированности необходимых профессиональных компетенций.
3. Место в модуле. Данная форма организации учебной деятельности студентов применима лишь в конце изучения модуля, например:
- Возможна отработка навыка проектирования, конструирования, анализа и др.
- Этот метод поможет определить достигли ли студенты желаемых результатов по модулю, дисциплине.
- Создание условия для пробной попытки применить свои профессиональные знания, умения, навыки.
Очень важно, чтобы создание проекта происходило совместно с преподавателем, т.е. преподаватель является партнером в каждой группе. Это продолжение обучения, но в «творческой мастерской». Преподаватель может корректировать творческую деятельность студентов.
4. Адресная группа. Данная форма организации учебного занятия может быть предложена для студентов, которые не имеют опыта самостоятельной работы в общеобразовательной школе, и для студентов, которые уже имели опыт работы в общеобразовательной школе.
5. Описание процедуры. Группа студентов определяет сюжет кейса. Затем распределяются обязанности между членами группы. Продумывается возможность привлечения к выполнению проекта других людей (не студентов), использование материально -технического оснащения института. Распределяются обязанности между членами группы [1]. Затем каждый участник составляет план своих действий и приступает к выполнению данного плана. Каждый участник проекта предоставляет индивидуальный план своей деятельности в проекте и фактическое выполнение данного плана. Далее: репетиция, съемка и монтаж видеоситуации.
Продолжительность видеоситуации не менее 1 -2 минуты. Должна быть возможность проанализировать стиль педагогического общения, внешний вид учителя или учеников, речь учителя или учеников, действия учителя или учеников, оснащенность (использование наглядности, технических средств учителем), работу в группах. Рекомендуется сделать упор на проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ученика.
6. Требования к обеспечению образовательного процесса. Для реализации данной формы организации учебной деятельности студентов в образовательном процессе можно использовать видеокамеру института, телефон, на который можно запечатлеть сюжет. Далее необходим класс-кабинет, в котором на большом экране можно посмотреть этот сюжет, чтобы проанализировать сам проект, работу группы.
7.Особые условия. Возможен выход в школу. Сюжет может быть с участием школьников, при согласии на это самих школьников.
Студент, участвовавший в творческом проекте «кейс-видеоситуация», должен твердо знать: какие компетенции он приобрел в ходе работы над проектом. Для того, чтобы студент убедился (осознал в полной мере) в том, что он действительно обладает определенной компетенцией, необходимо создать следующую ситуацию, в которой ему необходимо применить эту компетенцию. Это может быть следующий проект, более сложный, но состав группы студентов должен быть обязательно другой.
Работа над творческим проектом «кейс-видеоситуация» поможет студентам посмотреть на свою работу в записи (возможно несколько раз), увидеть свои промахи и недочеты в работе
своих партнеров по проекту, проявить максимум творческих способностей, сочетая их с профессиональными компетенциями.
Литература:
1. Габдрахманова Р.Г. Условия успешной социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях/Образование и саморазвитие,№4, 2013-С.120-126.
2. Габдрахманова Р.Г., Егерева С.Ф. Полипрофессиональный подход к антинаркотическому воспитанию молодежи как фактор саморазвития личности//Образование и саморазвитие.- №4, 2012.- С. 126-131.
3. Габдрахманова Р.Г. Хузиахметов А.Н. Педагогические условия культурной социализации студентов
педагогического отделения // Материалы III Международной научно-практической конференции):
"Фундаментальные и прикладные науки сегодня". - North Charleston, USA, 2014. - pp. 79-82
4. Габдрахманова Р.Г., Хузиахметов А.Н. Работа преподавателя по культурной социализации
студентов/Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31.03.2014. Тамбов:ООО"Колсандиговая компания Юком",
2014.184 с.
5. Габдрахманова Р.Г., Яруллин И.Ф. Социальное проектирование в формировании гражданской
ответственности студентов / Вестник ГУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей", - Казань: ГУ "НЦ БЖД", 2012, №3(13). - С. 78-84.
6. Габдрахманова Р.Г., Яруллин И.Ф. Технологии социального проектирования в формировании
гражданской ответственности студентов. Образование и саморазвитие: научный журнал. - Казань, 2012. -№5(33). - С. 124-130/
7. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во "Хэтер", 2011. - 274 с.
8. Khusainova R.M., Chirkina, S.E. &Gabdrakhmanova, R.G. (2015).The Role of the Reflective Activity of Students in Individual Educational Trajectory..Review of European studies, 7(5) (146-152).
9. Zaripova I.M., Merlina N.I., Valeyev A.S., Upshinskaya A.E., Zaripov, R.N., Khuziakhmetov A.N., &Kayumova L.A. (2015). Methodological support for professional development of physical-mathematical sciences teachers, aimed at forming the project-technical competency of technical university students. Review of European Studies, 7(3) (313-318).
References:
1. Gabdrahmanova R.G. Uslovija uspeshnoj socializacii starsheklassnikov v shkol'nyh trudovyh ob#edinenijah//Obrazovanie i samorazvitie. Kazan.2013.S.120-126.
2. Gabdrahmanova R.G., Egereva S.F. Poliprofessional'nyj podhod k antinarkoticheskomu vospitaniju molodezhi kak faktor samorazvitija lichnosti//Obrazovanie i samorazvitie. Kazan .2012. S.126-131.
3. Gabdrahmanova R.G. Huziahmetov A.N. Pedagogicheskie uslovija kul'turnoj socializacii studentov pedagogicheskogo otdelenija // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii): "Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnja". North Charleston, USA. 2014. p. 79-82.
4. Gabdrahmanova R.G., Huziahmetov A.N. Rabota prepodavatelja po kul'turnoj socializacii studentov/Teoreticheskie i prikladnye voprosy obrazovanija i nauki: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 31.03.2014. Tambov:OOO"Kolsandigovaja kompanija Jukom".
2014.184 s.
5. Gabdrahmanova R.G., Jarullin I.F. Social'noe proektirovanie v formirovanii grazhdanskoj otvetstvennosti studentov / /Vestnik GU "Nauchnyj centr bezopasnosti zhiznedejatel'nosti detej".Kazan': GU "NC BZhD". 2012. S. 7884.
6. Gabdrahmanova R.G., Jarullin I.F. Tehnologii social'nogo proektirovanija v formirovanii grazhdanskoj otvetstvennosti studentov. Obrazovanie i samorazvitie: nauchnyj zhurnal. - Kazan'. 2012. S. 124-130.
7. Huziahmetov A.N., Gabdrahmanova R.G. Socializacija lichnosti shkol'nika: problemy, poiski, reshenija. Uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': Izd-vo "Hjeter".2011. -274 s.
8. Khusainova R.M., Chirkina, S.E. &Gabdrakhmanova, R.G. (2015).The Role of the Reflective Activity of Students in Individual Educational Trajectory..Review of European studies, 7(5) (146-152).
9. Zaripova I.M., Merlina N.I., Valeyev A.S., Upshinskaya A.E., Zaripov, R.N., Khuziakhmetov A.N., &Kayumova L.A. (2015). Methodological support for professional development of physical-mathematical sciences teachers, aimed at forming the project-technical competency of technical university students. Review of European Studies, 7(3) (313-318).
Сведения об авторе:
Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии обучения и воспитания, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Information on author:
Gabdrahmanova R.G. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kazan (Volga region) Federal University