Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как фактор повышения качества образования в системе высшего профессионального образования'

Дистанционное обучение как фактор повышения качества образования в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1789
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КЕЙСЫ / КАЧЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DISTANT LEARNING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / FOREIGN EXPERIENCE / CASES / EFFECTIVE LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Р. З., Валеев Э. Р.

В данной статье освещаются актуальные вопросы организации дистанционного обучения и его роли в образовательной политике в странах Западной Европы, Азии (Сингапур), США и России. Рассматривается роль данной формы обучения как фактора повышения качества образования в высшей школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Р. З., Валеев Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning as a factor in improving the quality of education in a system of higher educational institutions

The article is devoted to the topical questions of distant education in education policy in West Europe, Asia (Singapore), the US and the Russian Federation. Distant learning as a factor in improving the quality of education in higher education is in the focus of the article

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как фактор повышения качества образования в системе высшего профессионального образования»

УДК 378:800

Р.З.Валеева, Э.Р.Валеев

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье освещаются актуальные вопросы организации дистанционного обучения и его роли в образовательной политике в странах Западной Европы, Азии (Сингапур), США и России. Рассматривается роль данной формы обучения как фактора повышения качества образования в высшей школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, новые информационные технологии, зарубежный опыт, кейсы, качественная образовательная среда

Valeeva Roza Zakarievna, Valeev Emil Ramilevich DISTANCE LEARNING AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN A SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the topical questions of distant éducation in éducation policy in West Europe, Asia (Singapore), the US and the Russian Federation. Distant learning as a factor in improving the quality of education in higher education is in the focus of the article.

Key words: distant learning, higher educational institutions, new information technologies, foreign experience, cases, effective learning environment

Радикальные политические, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе на рубеже XX-XXI вв., коренным образом влияют на развитие нового информационного общества и, соответственно, новой инновационной экономики. Процессы глобализации научно-педагогического знания и интернационализации образования объективно требуют существенных перемен в системе высшего профессионального образования и предъявляют возросшие требования к специалистам высшего профессионального звена. Современному обществу нужны конкурентоспособные, компетентные и профессионально мобильные специалисты, обладающие творческим потенциалом, умениями находить нетрадиционные пути решения проблем, работать в команде, способностью обрабатывать, структурировать массивы информации - т.е. обладать ключевыми компетенциями, востребованными инновационной экономикой [1, с.50]. Образование становится главным стратегическим ресурсом при переходе на новый этап развития общества, основным источником приращения финансового, производственного и интеллектуального потенциала государства. Современная государственная политика в сфере образования направлена на модернизацию российского образования, на решение одной из главных ее задач - повышение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям развития как всего общества в целом, так и личности каждого его гражданина. Понятие «качество» - многоаспектная категория, включающая в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные компоненты образования и воспринимаемая как универсальная интегративная характеристика образовательной деятельности и ее результатов [2, с.45].

Одним из факторов повышения качества обучения в системе высшего профессионального образования является широкое внедрение современных информационных технологий, включая мультимедиа и виртуальные. Современные информационные технологии в сочетании с педагогическими технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса; добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков студентов, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Применение этих «технологий существенно трансформирует традиционное обучение, поскольку значительно расширяет интеллектуальную деятельность обучаемых, опосредующие педагогические инновации дистанционного обучения» [3, с.17], дополняет традиционные формы организации образовательного процесса, способствуя реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняя деятельность преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя постоянно совершенствовать преподаваемые курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Под дистанционным обучением следует понимать вид обучения, предполагающий преимущественно опосредованное взаимодействие педагога и обучающихся с активным использованием информационных и коммуникационных технологий, который направлен на развитие личности обучающегося и усвоение стандарта знаний, умений и навыков, согласованных сторонами процесса обучения [4, с.301]. Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на качество обучения студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения[5, с.141]. Будучи одной из наиболее перспективных и активно развивающихся информационных образовательных технологий, дистанционное обучение является одной из важнейших образовательных технологий 21-го века. Проведенный анализ использования дистанционных технологий в образовательном процессе позволяет представить преимущества данной формы обучения: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материального положения обучающегося; возможности одновременного обращения ко многим источникам

учебной информации (элек-тронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) большого количества обучающихся; возможности постоянного доступа обучающихся к учебному материалу; возможности студентов в выстраивании индивидуальной образовательной траектории; в управлении временем, затрачиваемым на изучение дисциплин в рамках учебного года; в управлении последовательностью изучения дисциплин в рамках учебного года в соответствии со своей внутренней логикой и интересами; формирование у студентов самостоятельности; их познавательной мотивации, развития умений добывать информацию из разнообразных источников, развития навыков проектной деятельности, качественного выполнения трудоемких работ исследовательского или творческого характера за счет расширения временных рамок; эргономичность и экономичность [8].

В связи с совершенствованием новых информационных технологий дистанционное обучение получает широкое развитие и в нашей стране. Реальные потребности дистанционного образования в России заставляют все большее количество образовательных учреждений в сфере высшего образования внедрять элементы дистанционного обучения. Ведущие российские вузы предлагают данную форму получения образования как по различным специальностям, так и по отдельным дисциплинам. Дистанционное образование становится средством взаимопроникновения знаний, обучающих технологий, подходов и методов - инструментом борьбы за рынок образовательных услуг. Потребители этого рынка выбирают образовательное учереждение, предлагающее более высокое качество обучения, более современные образовательные информационные технологии и лучший дидактический продукт, соответствующий наивысшим отечественным и мировым стандартам.

Признавая значимую эффективность использования дистанционного обучения для повышения уро-вня и качества образования, необходимо указать на серьезные проблемы в организации данной формы образования. «Внедрение дистанционного обучения будет связано с огромными интеллектуальными усилиями и материальными затратами. Фактически речь идет о замене педагогической системы на новую, существенно отличающуюся от действующей» [7, с.71]: - ограниченные возможности постоянного личного, субъект-субъектного взаимодействия с преподавателем, т.е. серьезное ограничение условий для создания преподавателем особой эмоциональной атмосферы, благопрятного психологического климата обучения;

- необходимость в обеспечении разработанных преподавателями вуза комплектов учебно-методи-ческих комплексов (кейсов) специально для организации дистанционного обучения. Специальный учебно-методический комплекс (кейс) состоит из учебного плана обучающегося; программы по учебной дисциплине или учебному курсу; учебника по соответствующей дисциплине или учебному курсу; практикума или практического пособия; тестовых материалов для контроля качества усвоения материала, методических рекомендаций по изучению соответствующей учебной дисциплины или учебного курса; организации самоконтроля, текущего контроля; учебных (дидактических) пособий и задачников;

- необходимость в обеспечении особых требований: наличия руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки (прошедших курсовое обучение с целью овладения современными методами, технологиями обучения, знающими особенности дистанционных учебных программ); специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных технологий;

- необходимость внедрения Интернет-технологий, основанных на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения студентов сведениями организационного характера, сведениями о текущей успеваемости и для ускорения процесса получения учебно-методических комплексов (кейсов), которые предоставляются обучающимся как в печатном, так и в электронном виде в соответ-ствии с рабочим учебным планом на текущий год;

- легитимность только в сочетании с другими формами образования [8].

- разработка и утверждение образовательных стандартов, методическое обеспечение учебного про-цесса, процедуру сертификации тьюторов, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, реализующих деятельность в данной сфере получения образования [4, с.298].

В настоящее время дистанционное обучение развивается преимущественно в сфере технического образования, что связано, во-первых, со сложно формализуемым характером учебного материала гуманитарных дисциплин и, во-вторых, с большей компетентностью научного и педагогического персонала технических учебных заведений в вопросах использования новых информационных и коммуникационных средств и современного программного обеспечения. В сфере же гуманитарного образования делаются только первые шаги в исследуемом направлении. Основной проблемой в развитии данного направления является несоответствие возможностей индивидуализации образования в современной информационной среде и практического уровня развития дистанционного обучения в сфере гуманитарного образования.

Обращение к зарубежному опыту использования дистанционного обучения показывает, что развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для формирования высококачественной образовательной среды. С этой целью нами был проанализирован ряд обзорных и специальных отчётов и статей за период 2000 - 2012 гг., касающихся проблематики дистанционного образования в США, Европе и Азии и опубликованных в разные годы в рамках международных симпозиумов, правительственных и межгосударственных инициатив, в виде докладов и публикаций специальных образовательных профессиональных ассоциаций. В результате данного исследования были выявлены особенности и современные тенденции развития дистанционного образования в Европе, США и Сингапуре.

Анализ образовательной политики в странах Западной Европы показывает, что в настоящее время

образование в Европе имеет тенденцию к интеграции традиционных и удаленных (дистанционных) форм обучения, а также к большему вовлечению удаленных университетов в область новых форм взаимодействия образования и бизнеса. Для общеевропейских инициатив характерна многоукладность и сочетание с проектами в масштабе всей страны. Общий вектор развития разных форм высшего образования стремится к согласованности с Лиссабонской Стратегией построения общеевропейской инновационной экономики, основанной на предпринимательстве и знаниях [9]. Дистанционное образование в США насчитывает почти столетнюю историю и прочно занимает свое место в образовательной системе. По дистанционным программам обучаются около 20% всех студентов в стране и темпы роста этого показателя существенно выше, чем у традиционных форм обучения. В 2004-2005 г. рост студентов дистанционных программ вырос на 35% (850 000 студентов) и темпы роста сохраняются на этом уровне. Дистанционное образование в США, переживающее с начала 21 века бурный рост, решает ряд стратегических вопросов, касающихся планирования строительства учебных корпусов, 2х-3х кратного бронирования учебных корпусов под смешанные учебные программы (дистанционные и очные) государственных и региональных объединений, а так же пересмотра вопросов государственной образовательной политики в этой области законодательства.

Особый интерес представляет развитие дистанционных форм образования в странах Южной Азии, в частности, в Сингапуре, который является не только региональным, но и мировым лидером в сфере образования. Так, например, компания МсК^еу в своем отчете в 2007 году называет сингапурскую систему школьного образования лучшей в мире, а в 2007 и 2008 гг. в Глобальном отчете о конкурнетоспособности система образования Сингапура оценена как самая качественная в мире. Сделав ставку на экономику, основанную на знаниях, Сингапур неуклонно развивает и модернизирует свою систему образования. Развитие дистанционного образования направлено на создание общей благоприятной единой образовательной среды, обеспечивающей вместе с традиционными учебными заведениями процесс обучения и переобучения в течение всей жизни как для самих сингапурцев, так и для иностранных студентов[6].

Анализ образовательной политики в странах Западной Европы, Сингапура и США показывает, что опыт зарубежного дистанционного образования имеет довольно высокую степень применения в условиях развития и повышения качества российского профессионального образования. Интегрирование образования и высокотехнологичной информационно-образовательной системы сети Интернет предоставляет возможность для создания и развития единой системы дистанционного обучения в России. Признавая большую роль дистанционного обучения как фактора повышения качества образования в системе высшего профессионального образования, необходимо иметь в виду, что развитие и интенсивное использование данной формы организации учебного процесса должно рассматриваться не как самоцель, а как достаточно эффективное средство формирования основ образования в России в XXI веке.

Литература

1. Ибрагимов Г.И. Высшая школа в условиях становления экономики знаний/Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практической опыт. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителю: под. науч. ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI», 2010. - С. 49-53

2. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения. - Казань: Магариф, 2005.- 319 с.

3. Мухаметзянова Г.В. Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение интеграции образования, науки и производства// Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практической опыт//Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителю: под. науч. ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI», 2010. - C.16-26

4. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Структура и содержание дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования//Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября-2 октября 2013 года в 2-х ч./под общей редакцией чл.-корр. РАО, д.п.н.,проф. Ф.Ш. Мухаметзяновой и чл.-корр. РАО, д.п.н, проф. Г.И. Ибрагимова. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2013. - С. 296-301

5. Буланова-Топоркова М.В. Духавнева А.В. Кукушкин В.С. Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей /

1. Ibragimov G.I. Vysshaja shkola v uslovijah stanovlenija jekonomiki znanij//Modernizacija professional'nogo obrazovanija: voprosy teorii i prakticheskoj opyt. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj Godu uchitelju: pod. nauch. red. G.V. Muhametzjanovoj. - Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis-XXI», 2010. -S. 49-53

2. Muhametzjanova G.V. Professional'noe obrazovanie: Problemy kachestva i nauchno-metodicheskogo obespechenija. - Kazan': Magarif, 2005.- 319 s.

3. Muhametzjanova G.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i nauchno-metodicheskoe obespechenie integracii obrazovanija, nauki i proizvodstva// Modernizacija professional'nogo obrazovanija: voprosy teorii i prakticheskoj opyt//Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj Godu uchitelju: pod. nauch. red. G.V. Muhametzjanovoj. - Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis-XXI», 2010. -C.16-26

4. Huziahmetov A.N., Nasibullov R.R. Struktura i soderzhanie distancionnogo obuchenija v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija//Sovremennye problemy didaktiki srednej i vysshej professional'noj shkoly: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 30 sentjabrja-2 oktjabrja 2013 goda v 2-h ch./pod obshhej redakciej chl.-korr. RAO, d.p.n.,prof. F.Sh. Muhametzjanovoj i chl.-korr. RAO, d.p.n, prof. G.I. Ibragimova. - Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis XXI vek», 2013. - S. 296-301

5. Bulanova-Toporkova M.V. Duhavneva AV. Kukushkin V.S. Suchkov G.V. Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih special'nostej / pod obshh. red. V.S. Kukushkina . - Izd. 4-e, pererab. i dop. - rostov n/D: Izdatel'skij centr «MarT»; Feniks, 2010. - S. 141-157

под общ. ред. В.С. Кукушкина . - Изд. 4-е, перераб. и доп.

- ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. -С. 141-157

6. Валеева Р.З. Развитие дистанционного образования за рубежом: Состояние и перспективы. Аналитический обзор. Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та культуры и искусств, 2010.

- 44 с.

7. Кулемина Е.Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты. Учебник для вузов. - М.:Фонд Новое тысячелетие. 2007. - 121 с.

8. Валеева Р.З. Формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения вуза: автореф. дис... канд. пед. наук. Казань, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

http://www.dissercat.com/content/fomiirovame-

inoyazychnoi-rechetvorclieskoi-deyatelnosti-kak-

kompetentnosti-budushchikh-spets#ixzz2RDXCxqh2

9. The Bologna Process and the Lisbon Agenda: the European Commission's expanding role in higher education discourse // European Journal of Education, Vol.41, No.2, 2006.

6. Valeeva R.Z. Razvitie distancionnogo obrazovanija za rubezhom: Sostojanie i perspektivy. Analiticheskij obzor. Kazan': Izd-vo Kazan.gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2010. - 44 s.

7. Kulemina E.N. Distancionnoe obuchenie i ego social'nye aspekty. Uchebnik dlja vuzov. - M.:Fond Novoe tysjacheletie. 2007. - 121 s.

8. Valeeva R.Z. Formirovanie inojazychnoj rechetvorcheskoj dejatel'nosti kak kompetentnosti budushhih specialistov v sisteme zaochnogo obuchenija vuza: avtoref. dis... kand. ped. nauk. Kazan', 2011. Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-rechetvorcheskoi-deyatelnosti-kak-kompetentnosti-budushchikh-spets#ixzz2RDXCxqh2

9. The Bologna Process and the Lisbon Agenda: the European Commission's expanding role in higher education discourse // European Journal of Education, Vol.41, No.2, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.