Научная статья на тему 'Современные формы организации практик студентов в вузах туристского профиля как фактор, влияющий на трудоустройство выпускников'

Современные формы организации практик студентов в вузах туристского профиля как фактор, влияющий на трудоустройство выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казьмина Л. Н., Карич Л. В.

Трудоустройство выпускников вузов сервисного профиля требует начальной профессиональной подготовки ввиду прикладной направленности специальностей, поэтому наиболее пристальное внимание в процессе обучения должно уделяться совершенствованию форм организации практики студентов с перспективой на их будущее трудоустройство. Гарантией этого является взаимодействие вузов и предприятий в процессе подготовки специалистов, что требует возрождение на новом уровне традиций целенаправленного распределения выпускников, подготовленных не только в общем как специалистов определенной квалификации, но и под запросы конкретных предприятий туристского, гостиничного и ресторанного профиля. Для этого необходимы стимулировать данный процесс включением в планы как вузов, так и предприятий мероприятий и статей расходов, необходимых для совершенствования образовательного процесса в адресном направлении. В статье представлены первые результаты подобной работы, предпринятые в ГАС ЮГ ГУЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казьмина Л. Н., Карич Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы организации практик студентов в вузах туристского профиля как фактор, влияющий на трудоустройство выпускников»

УДК 378.14

Современные формы организации практик студентов в вузах туристского профиля как фактор, влияющий на трудоустройство выпускников Л.Н. Казьмина, Л.В. Карич,

Ростовская академия сервиса (филиал) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», г. Ростов-на-Дону

Трудоустройство выпускников вузов сервисного профиля требует начальной профессиональной подготовки ввиду прикладной направленности специальностей, поэтому наиболее пристальное внимание в процессе обучения должно уделяться совершенствованию форм организации практики студентов с перспективой на их будущее трудоустройство. Гарантией этого является взаимодействие вузов и предприятий в процессе подготовки специалистов, что требует возрождение на новом уровне традиций целенаправленного распределения выпускников, подготовленных не только в общем — как специалистов определенной квалификации, но и под запросы конкретных предприятий туристского, гостиничного и ресторанного профиля. Для этого необходимы стимулировать данный процесс включением в планы как вузов, так и предприятий мероприятий и статей расходов, необходимых для совершенствования образовательного процесса в адресном направлении. В статье представлены первые результаты подобной работы, предпринятые в РАС ЮРГУЭС.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, взаимодействие вузов и

работодателей, производственная практика.

Трудоустройство молодых специалистов — важная часть работы каждого вуза в современных условиях развития и изменения нашего образования. Уход от советской системы обязательного трудоустройства выпускников вузами по распределению привёл к ослаблению связи с работодателями. В настоящее же время в рамках любой из приоритетных социальных программ особое внимание должно уделяться проблемам социальной защищённости молодёжи, значимым компонентом которой для студенческой молодёжи является гарантированное место работы после окончания вуза. Высшие учебные заведения сервисной направленности, к числу которых относится Ростовская академия сервиса ЮРГУЭС, уже несколько лет ведут целенаправленную работу по изучению проблем трудоустройства своих выпускников с целью оказания им помощи и

для разработки специальных программ по трудоустройству для будущих выпускников. При этом используются хорошо налаженные связи с работодателями в процессе организации всех видов практик. В процессе организации практик возникла насущная необходимость изучить рынок Ростова-на-Дону, а потом и начать изучение рынка Ростовской области, чтобы выявить потребности предприятий индустрии гостеприимства в кадрах среднего и высшего звена с квалификацией «специалист социально-культурной сферы и туризма», это привело к активному взаимодействию и установлению прочных связей с работодателями. Практические навыки для студентов, получающих указанную квалификацию, имеют не меньшее, если не большее значение, чем теоретические знания, поэтому заинтересованность во взаимодействии вуза и работодателей одинаково важна для обеих сторон.

В настоящее время одним из приоритетных направлений подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма является разработка новых форм практик-стажировок.

За перестроечный и постперестроечный период времени многие вузы утратили годами выработанную классическую систему организации и проведения практик, что объясняется в основном сокращением объемов финансирования вузов, которые часто вынуждены были урезать именно эту статью расхода. Практика должна была оплачиваться и отнимала время и силы у предприятия, которое обязано было заниматься практикантами. Для вуза это стало экономически проблематично, порой невыполнимо, а для предприятий невыгодно. Ушла, как уже было отмечено, в прошлое традиционная система распределения студентов, в чем всегда больше были заинтересованы предприятия, так как они имели возможность подготовить нужного себе специалиста на гарантированный законом период обязательной трехгодичной отработки. Это позволяло предприятию регулировать процесс обновления кадрового состава и решать еще целый ряд социальных проблем.

В это же сложное время появилось много новых вузов по востребованным временем направлениям, к числу которых относится социально-культурная сфера и туризм. Новые вузы в период становления столкнулись с рядом организационных проблем. Если теоретическое обучение можно было строить по существующим типовым государственным стандартам, и это зависело только от усилий руководства и профессорско-преподавательского состава вуза, то организация практик стала одной из наиболее сложных проблем. Это свойственно ряду вузов, в том числе и вузам именно туристского профиля. Турфирмы — небольшие (по количеству сотрудников) предприятия, форма работы на которых такова, что в сезон (а именно на этот период и

приходятся сроки практики) новые, необученные люди — только помеха, за редким исключением; рестораны и гостиницы тоже не могут одновременно принять на практику большое количество студентов из-за специфики организации их деятельности. Следовательно, усложнился процесс поиска баз практик и заключения с ними договоров о сотрудничестве.

Тем не менее, стремительное развитие туристской индустрии в России нашло свое отражение в возросшей популярности туристского образования среди молодежи, что еще больше усугубило проблему организации практик постоянно увеличивающегося количества студентов.

Несмотря на то, что в стране около 250 вузов готовят специалистов с высшим образованием для туристской отрасли, недостаток профессионально-подготовленных кадров весьма ощутим. Прежде всего из-за того, что подавляющее большинство этих вузов не являются профильными и практике как системе подготовки не уделяют должного внимания, поэтому выпускники не находят достойного (по уровню зарплаты) места работы по специальности из-за отсутствия необходимого минимума практических знаний, навыков и умений. В результате сейчас весьма серьезно стоит вопрос, в основном, о качестве подготовки молодых кадров, а не об их количестве.

Содержание современного профессионального туристского образования должно создавать условия для развития туристской отрасли, так как «спрос на профессиональную квалификацию, знания, а также на многофункциональные умения и навыки в туризме будет быстро и неуклонно расти» [1].

По последним данным, каждое шестое новое рабочее место в мире создают именно туристские организации и индустрия гостеприимства в целом. Поэтому работодатели, прежде всего, должны быть заинтересованы в развитии профессионального туристского образования, так как современный туристский рынок диктует новые подходы к формированию кадров.

Обращает на себя внимание и тот факт, что традиционная система образования и обучения не приведена в полное соответствие с требованиями индустрии гостеприимства в условиях рынка. Здесь один из важнейших моментов подготовки специалистов — это грамотное соединение теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для российского высшего образования в вузах туристского профиля характерна большая доля теоретического обучения, а ведущим образовательным учреждениям этой направленности в западных странах — практическое обучение студентов. Причем практика и стажировка во многих из них достигает 50% общего объема учебного времени.

Отличительная особенность зарубежных моделей туристского образования — построение обучения, начиная с профессиональной подготовки специалистов первого звена. К тому же, практика часто предваряет теоретический курс обучения.

Анализ зарубежного опыта подготовки специалистов для туристской индустрии показывает, что он может и должен быть использован в России, так как это особенно актуально в связи с формированием открытого общеевропейского пространства высшего образования.

Обновляющаяся в последнее время отрасль туризма выдвигает современные, отвечающие сегодняшнему моменту требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Высокие темпы развития отрасли свидетельствуют о необходимости быстрой смены способов работы и активного введения и использования новых технологий в этой сфере деятельности. Это требует от молодых специалистов, работающих в области туризма, наряду с хорошей теоретической подготовкой такой же, а иногда и более качественной — практической. Практическое обучение, во-первых, должно включать в себя особую психологическую подготовку студентов, так как производится методом погружения в деятельность и приобретения навыков и умений в живом процессе и часто не рядом с профессионалом, а в одиночку и самостоятельно и, во-вторых, должно проводиться в течение длительного времени, так как навык нужно отработать, закрепить, а природные способности к быстрой ориентации развить. Это не недостатки организации современных практик, а важное требование профессии: умение быстро ориентироваться в часто меняющейся ситуации, находить новые решения и воспринимать эти умения не как одноразовые ситуативные проявления сообразительности (еще и сопряженные с негативными ощущениями и желанием быстро переключиться на что-то иное, более спокойное), а постоянное, требующее психологического, эмоционального и интеллектуального подъема состояние готовности к динамичной и разнообразной по функциям деятельности. В-третьих, нужно активно развивать у студентов способности к самостоятельному обучению и умению применить эти знания и навыки в работе.

Практики, организованные на высоком уровне (на самых современных с точки зрения технологии организации и функционирования предприятиях; с вовлечением студентов в работу по методу «погружения», соединяющему обучение с работой; с прохождением всех обязательных ступеней профессионального роста от специалиста низшего звена до среднего управленческого уровня), позволяют эффективно расширять и углублять теоретические знания, а также обязательно становятся важными стимулами для дальнейшего роста студентов в профессии. Кроме того, практика, бесспорно, является лучшей проверкой необходимости и значимости в работе полученных теоретических

знаний и подчас очень ценна тем, что дает обоснованные и мотивированные основания для их корректировки. Таким образом, ее значение заключается и в том, что она пополняет багаж теоретических знаний туристской профессии, динамично развивающейся год за годом.

Практика у нас предусмотрена ежегодно в течение пяти лет обучения и приходится на летний период времени — в основном июль-август, когда туристский сезон уже в разгаре и перевалил за середину, а это снижает спрос на стажеров и практикантов. Это один из первых серьезных недостатков организации практики. Но к положительным особенностям планирования практики следует отнести логическую сочетаемость ее видов и их последовательность.

Логика постижения профессии хорошо отражается в обоснованной последовательности разных видов практик: учебно-ознакомительная (1 курс), учебная (2 курс), учебно-производственная (4 курс) и преддипломная (5 курс).

Длительность практики — очень важный момент, диктуемый спецификой отрасли, ориентированной на большой объем практических знаний и умений. Поэтому рационально внедрять методику непрерывных практик в течение учебного года, особенно для студентов младших курсов, чтобы выбор конкретного направления деятельности в туристской отрасли формировался осмысленно и был глубоко мотивирован тем, что студент все может попробовать сам и оценить себя самостоятельно, а также получить оценку своей деятельности профессионалами.

Организованная подобным образом практика позволяет устанавливать продолжительные связи с учреждениями туристской индустрии, что впоследствии обеспечивает гарантированное трудоустройство части выпускников (например, в гостиницы «Ростов», «Турист», «Дон Плаза», в туристские фирмы «Самсон»,

«Волшебный остров», «Ростовтурист», «Золотые купола», «Розовый слон», в рестораны «Каскад», «Париж», «Тоннель» и т.д.)

Современные требования рынка предъявляют необходимость быстрой адаптации молодых специалистов в профессии, поэтому у них мало времени на старт в профессиональной деятельности, а практика как раз обеспечивает будущего специалиста знаниями, умениями и навыками, это повышает рейтинг выпускника при трудоустройстве и гарантирует уверенное с профессиональной точки зрения начало трудовой деятельности.

Все указанные особенности практики (ее многоступенчатость и длительность, сложность и многофункциональность) позволяют организовать уникальные с точки зрения возможности получить бесценный опыт, зарубежные стажировки, являющиеся,

кроме того, хорошей базой для совершенствования знаний иностранных языков, знакомства со спецификой сервиса западных туристских предприятий и самыми современными технологиями сервисной деятельности, которые еще не получили широкого распространения в нашей стране и недоступны студентам для освоения на практиках, проводимых на предприятиях индустрии туризма России.

Если все виды практики, предусмотренные для студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» учебным планом, проведены в предложенном непрерывном графике, и студенты осознано произвели выбор своего конкретного направления будущей профессиональной деятельности, то и качество преддипломной практики значительно повышается. Указанная практика может быть проведена как организационно-управленческая, т.е. предполагать сбор и обработку материала, необходимого для практической деятельности определенного для прохождения практики предприятия, что формирует реальный производственно значимый (нередко оплачиваемый) заказ данного предприятия на выпускную квалификационную работу.

Такой подход к практике как составляющей учебного процесса позволяет подготовить высококлассных молодых специалистов, не требующих длительной адаптации в начале их трудовой деятельности.

В Ростовской академии сервиса ЮРГУЭС было проведено исследование роли практики в выборе специализации студентами социально-гуманитарного факультета. Выбор осуществляется обычно по трем направлениям: туризм, гостиничный сервис, ресторанный сервис. Данные опроса студентов выпускников последних четырех лет показывают, что роль практики в этом процессе становится все значительнее, и, начиная с 2005 года, составляет 100%, т.е. является единственной причиной изменения первоначальных планов студентов по специализации. В настоящее время вузы выпускают ежегодно около 25 тыс. дипломированных специалистов. Однако время диктует свои условия, и насыщенность рынка специалистами уже сейчас позволяет представителям туристской отрасли отбирать, как правило, на конкурсной основе хороших специалистов, имеющих не только базовые теоретические, но и практические навыки в профессии, которые студент приобрел за время обучения в вузе при прохождении практик, включенных в учебный процесс в качестве одного из основных звеньев обучения. Поэтому организованная на высоком уровне практика позволяет эффективно повышать качество подготовки молодых специалистов, которые уже сейчас составляют достойную конкуренцию многим западным коллегам — молодым специалистам-сервисникам. Нашим студентам не хватает только практических площадок для приобретения достойного

практического опыта. Тут нам нужно активно пользоваться зарубежным опытом и внедрять его у нас.

За годы работы Ростовская академия сервиса заключила ряд долгосрочных договоров по практике с большей частью ведущих предприятий индустрии гостеприимства Ростова-на-Дону и несколькими в Ростовской области. Целенаправленная работа по организации практик студентов позволила создать банк мест для трудоустройства выпускников, постоянно обновляющийся через взаимодействие с работодателями. В течение всех лет, начиная с первого года выпуска, вуз отслеживает судьбу выпускников, изучая все современные проблемы трудоустройства молодых специалистов. Результаты этой деятельности можно представить в виде диаграмм (рис. 1).

Анализ представленных схем, отражающих данные по трудоустройству выпускников РАС ЮРГУЭС пяти выпусков с 2003 по 2007 год, позволяют сделать вполне конкретные выводы. Самый высокий процент трудоустроенных студентов по специальности «социально-культурный сервис и туризм» отмечается в последнем выпуске 2007 года (81% — см. последнюю диаграмму в схеме), что вполне обосновано. За время учёбы студенты хорошо сориентированы в процессе практик на профильные предприятия, а работодатели охотно принимают на работу уже проявивших себя в годы учёбы студентов, которые, кроме того, ещё и прошли практическое обучение на данных конкретных предприятиях индустрии гостеприимства. Для РАС ЮРГУЭС такими предприятиями являются гостиницы «Ростов», «Don-plaza», «Юг Руси», «ВертолОтель», «Турист»; рестораны этих гостиниц, а также рестораны «Тоннель», «Петровский причал», «Азия», «Евразия», «Золотая рыбка», «Имперский дворец», «Париж», «У Бориса», «Эрмитаж», «Замешательство», «Баскин Роббинс», «Джонка», «Ле балкон»; туристские фирмы «АИШ», «Альбион-тур», «Волшебный остров», «ДМТ», «Ёлки-пальмы»,

«Евролюкс», «Золотые купола», «Круиз», «Магеллан», «Маслины с жемчугом»,

«Мэверик», «Рейна-тур», «Россо-тур», «Ростов-турист», «Ростов-тур», «Розовый слон», «Росинтур», «СК-Интур», «Тур-Дон», «Эланд», «Юрта», «Руссо туристо».

Высокий процент трудоустроенности отмечается и среди выпускников 2003 года (73%) — первый выпуск.

Снижения показателей трудоустроенности по специальности отмечается у выпускников 2004 г. (58%), 2005 г. (68%), 2006 г. (57%) (через год, два, три после выпуска), поэтому колебание процента трудоустроенности можно представить по годам на графической схеме (рис. 2).

Изучение причин такого колебания процента трудоустроенности позволяет сделать определённые выводы. После первого года работы у молодых специалистов часто

наступает разочарование от неудовлетворённости условиями работы, из-за заработной платы, поэтому в последующие 2—3 года наблюдается сокращение числа трудоустроенных выпускников с 80 до 55%. В течение двух-трёх лет идёт интенсивный поиск работы, сопровождающийся частой сменой мест работы, количество таких выпускников в каждом выпуске колеблется от 16 до 29% (см. диаграммы в схеме 1). Относительная стабилизация отмечается через 3—4 года после выпуска, о чём и свидетельствует повышение процента трудоустроенных по специальности выпускников до 70—75%. К этому времени выпускники набираются опыта работы, более профессионально представляют себя на рынке труда, научаются реально соотносить свои возможности и притязания, формируют систему своей профессиональной самооценки, что и обеспечивает гарантированное трудоустройство по специальности в соответствии с осмысленными и правильно оценёнными желаниями и требованиями.

Этот показатель (70—80% трудоустроенных по специальности выпускников) должен зафиксироваться как относительно стабильный на период 5—7 лет, что можно будет считать свидетельством грамотно выстроенной профориентационной работы во время практик, а также экономической стабильностью общества. Второе условие является серьёзным стабилизирующим (при позитивных тенденциях в экономическом развитии страны) или дестабилизирующим (при негативных тенденциях в экономическом развитии страны) фактором, который всегда даёт погрешность в представленных расчётах в количестве 10—20%.

Таким образом, работа по взаимодействию с выпускниками после окончания ими вуза позволяет получить результаты и произвести на их основе оценку деятельности вуза по организации практики как действенного механизма гарантии трудоустройства молодых специалистов, и в то же время помогает постоянно совершенствовать работу по организации практик на основе возникающих новых тенденций экономического и общественно развития.

Литература

Чичкина С.А. Кадровый дефицит в российском турбизнесе. Пути решения проблемы. // Туристская газета. 2006. № 4.

□ работают по

специальности

16%

□ работают не по

11%/ X. специальности

^Учъ% □ в процессе

перехода на

другую работу,

декретный отпуск,

домохозяйка

/ Ч

29% X V/ /58% 13%\/ У □ работают по специальности □ работают не по специальности □ декретный отпуск, домохозяйка

ВЫПУСК 2002-2003 гг. выпуск 2003-2004 гг.

□ работают по специальности

□ работают не по специальности

□ в процессе перехода на другую работу декретный отпуск, получает 2 -е образование

□ работают по специальности

□ работают не по специальности

□ в процессе перехода на другую работу, декретный отпуск, получает 2-е образование

ВЫПУСК 2004-2005 гг. ВЫПУСК 2005-2006 гг.

□ работают по специальности

□ работают не по специальности

□ в процессе перехода на другую работу

ВЫПУСК 2006-2007 гг.

Рис. 1. Диаграмма трудоустройства выпускников по специальности

1

к._ /

2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2. График трудоустройства выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.