Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 66-70. УДК 37
М. А. Лебедев, Л. А. Колосова, Р. И. остапенко
Современные формы организации деятельности преподавателя-служащего в условиях военно-инженерного вуза
В статье рассматривается проблема совершенствования современных форм организации обучения и воспитания будущих офицеров в военном вузе. Подтверждается актуальность исследования, показаны пути совершенствования, определены тенденции такие как усиление влияния отбора изучаемого материала, стиля общения преподавателя и курсанта, использования компьютерных и цифровых технологий.
Ключевые слова: Формы, обучение, воспитание, офицер, военный вуз, курсант, преподаватель, современный, профессиональное образование, эксперимент.
Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 66-7°.
M. A. Lebedev, L. A. Kolosova, R
I. ostapenko
Modern forms of organization of activity of the teacher-an employee in the military engineering University
In the article the problem of improvement of modern forms of organization of training and education of future officers at the military College. The relevance of the study shown ways to improve, trends such as the growing influence of the selection of study material, communication style of the teacher and the student, use of computer and digital technologies.
Keywords: Forms, training, education, officer, military University, student, teacher, modern, education, experiment
современных условиях актуализируется Л ^ проблема совершенствования форм ор-{/^у ганизации деятельности преподавателя-служащего в военных вузах. Особое внимание привлекает проблема совершенствования форм организации деятельности в военно-инженерном вузе. Это связано с приведением в соответствие стандартов инженерного образования, рассмотрение вопросов, связанных с дополнительным образованием, решением проблемы сопряжения программ общепрофессиональных, специальных инженерных и военных дисциплин.
В решении выдвинутой проблемы основным направлением модернизации военного профессионального образования видится в интеграции в общую систему образования.
Не только в общей системе образования, но и в военно-профессиональной школе необходимо обеспечить повышение профессионализма педагогов, расширение возможностей получения ими профессиональной информации, создание условий для саморазвития, самореализации,
для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, социальной и профессиональной мобильности.
В последнее десятилетие министерством обороны РФ принят ряд документов, определяющих организационно-методические требования и механизмы их реализации в системе высшего военного профессионального образования.
В Приказе Министра Обороны РФ «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352"Об утверждении федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации»» (2002 г., №236) перед вузами ставятся задачи совершенствования организации, содержания и обеспечения образовательного процесса, приведения его в соответствие с требованиями профессиональной деятельности офицеров и государственным требованиям к профессиональному образованию.
Содержание и организация методической работы в вузе, наряду с руководящими документа-
ми министерства образования и науки, агентства по образованию, определяется приказами, руководствами Министра Обороны РФ, главнокомандующего вида вооруженных сил.
Например в Приказе Министра Обороны РФ «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352"Об утверждении федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации»» (2002 г., №236) поставлены задачи перехода на многоуровневую структуру военного образования, повышения роли самостоятельной работы курсантов, внедрения новых информационных технологий, преодоления ведомственной разобщенности, совершенствования системы контроля качества подготовки. Обращается внимание на необходимость повышения эффективности послевузовского и дополнительного образования, усиления роли фундаментальных знаний.
По решению ученых советов, а так же на кафедрах под руководством предметно-методических комиссий организуется экспериментальная работа. Основным формами методической работы в военном вузе являются следующие мероприятия: учебно-методические сборы, методические совещания, научно-методические конференции, семинары, семинары, методические занятия (инструктивно-методические, показные, открытые, пробные).
Немаловажным направлением учебно-воспитательного процесса является наличие в военном вузе такой организационной формы, как самостоятельная работа. Основной акцент в деятельности курсантов на самоподготовке придается решению целевых практических задач-моделей, что позволяет им освоить практические действия, овладеть способами самостоятельной работы в условиях ограниченности учебного времени.
В XIX столетии в военных вузах приоритетное положение занимали репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения, что привело к некоторому отставанию военных вузов от изменений, осуществляемых в гражданских вузах. Это в некоторых случаях приводит к снижению качества обучения, снижению престижа военного инженерного образования.
В настоящее время востребована острая необходимость профессионализации и гуманитаризации образовательной среды вуза, повышения степени ее информатизации, внедрение передовых цифровых технологий. В современных условиях актуализируется проблема разработки технологии на базе «метода погружения в среду» с помощью компьютерных цифровых технологий.
Важно подчеркнуть, что жизнедеятельность военного вуза, курсантов, преподавателей, офицеров-воспитателей имеет определенную специфику. Они значительно больше времени, по сравнению с преподавателями и студентами
гражданского вуза, находятся в определенном педагогическом пространстве. Это требует учета при проектировании, организации современных путей образовательного процесса. Поэтому в образовательно-профессиональной среде военного вуза доминирует «военный профессиональный корпоративизм»: единство интересов, солидарность, взаимопомощь, совместная ответственность, коллективизм.
«Военный корпоративизм - это особая среда, обычаи, традиции, нормы поведения».
В настоящее время важным направлением является повышение активности курсантов. Это значит осуществлять дифференцированный подход, сотрудничество, уважать позицию курсанта, опираться на диалогический способ общения, что требует разработки соответствующего психологического и педагогического сопровождения образовательного (в том числе и воспитательного) процесса, внедрения новых педагогических технологий, повышения общей профессионально-педагогической культуры, мастерства преподавателей, офицеров-воспитателей.
Немаловажным направлением профессионального образования является и тот путь, где военные специалисты должны быть хорошо подготовлены к выполнению не только исполнительских, но и управленческих функций. Такой путь требует применения специальных мер по подготовке профессорско-преподавательского состава к управлению образовательным процессом (педагогическому, методическому управлению). Сущность управления заключается в особой роли принципов единоначалия, единства требований, определяемых воинскими уставами, что определяет командно-административный характер управления.
Особое внимание в образовательном процессе, а следовательно и в содержании деятельности преподавателей, уделяется к организации воспитательной работы.
Социально-психологическая подготовка курсантов в соответствии с Приказом МО РФ «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых силах РФ» (№ 235, 1995г.) осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе, т.е. курсант включен в реальный педагогический процесс, наблюдает реальную воспитательную деятельность командиров и преподавателей, участвует в её оценке, анализе, что позволяет приобрести основы педагогического опыта, который впоследствии используется в будущей деятельности как командира и воспитателя. Таким образом, происходит реализация принципов тесной связи обучения с жизнью, теории и практики. Теоретические знания, полученные при изучении «Военной педагогики и психологии», подкрепляются участием курсантов в воспитательной деятельности при исполнении должностей младших командиров, при выполнении приказов, поручений командиров.
Сущность и содержание в организации воспитательной работы в военно-инженерном вузе направлена на решение задачи общего воспитания (политического, экономического, экологического, нравственного и др.), воспитания профессионально компетентного инженера, а также воспитания будущего офицера, способного решать специфические задачи, командовать и управлять личным составом в боевой обстановке и в мирное время. Причём воинское воспитание в военном вузе играет системообразующую роль в системе профессиональной подготовки [1].
В соответствии с Приказом МО РФ №10 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ» (2000г.) перед педагогическими коллективами поставлены следующие организационно-педагогические задачи:
- анализ уровня воспитанности слушателей и курсантов на основе изучения документов, поведения и поступков обучающихся;
- согласованная практическая работа должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных форм, методов и средств воспитания, своевременная корректировка содержания воспитательной работы;
- анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, её совершенствование.
С целью повышения эффективности воспитательной работы необходимо обеспечить соответствующий комплекс мер, условий, факторов: образцовая воинская дисциплина и внутренний порядок, создание условий для успешной учебы, информационное обеспечение, организация культурно-досуговой деятельности.
В науке охарактеризованы принципы организации и управления воспитательной работы:
- единство воспитательной и учебно-методической работы;
- единство индивидуального и дифференцированного подходов;
- единство процессов формирования профессионально-важных качеств и индивидуальных личностных особенностей каждого курсанта;
- комплексность планирования воспитательной работы, анализ и оценка результатов.
В военно-учебном заведении существуют особые требования к регламентированности учебно-воспитательного процесса, определяемые взаимоотношениями курсантов и преподавателей, особая роль принадлежит организационно-распорядительным методам руководства. Это определено не только особым статусом военно-учебного заведения, но и характером жизнедеятельности. Поэтому в условиях военного вуза «организация образовательного процесса, в ходе которого решаются воспитательные задачи, приоритетную роль играют военно-административные меры», однако это не только не исключает, но и предполагает актуализацию со-
циально-психологических методов управления педагогическим процессом.
Таким образом, учет особенностей высшего военно-профессионального образования не позволяет прямое перенесение опыта гражданских вузов на военную систему, так как есть определенная специфика в подготовке офицерского состава. Вместе с тем это не исключает необходимость изучения опыта, творческой переработки и адаптации рациональных идей в воспитании и обучении курсантов.
Принципиально важно подчеркнуть, организация воспитательной работы с курсантами тесно связана и с другой особенностью: курсант-то не только объект воспитательных воздействий, формируемый с заданными профессиональными свойствами и качествами. Он и субъект воспитания, которому в перспективе самому предстоит стать воспитателем.
Становление психолого-педагогической компетентности будущих офицеров осуществляется с помощью различных дисциплин, особенно социально-экономических и гуманитарных (в частности «Военная педагогика и психология»), включение курсантов в практическую деятельность в процессе всего обучения в вузе, в период стажировки в войсках.
Современные формы социально-психологической подготовки в вузе направлены на формирование у курсантов морально-психологической, эмоционально-волевой устойчивости, готовности оптимально эффективно действовать в боевой обстановке. Подготовка направлена на вооружение курсантов психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками организации взаимодействия подчиненных, влияния на людей, применения социально-психологических методов, современных форм практической организации учебно-воспитательного процесса.
Важной особенностью осуществления учебно-воспитательного процесса в военном вузе являются меры по его морально-психологическому обеспечению. Психолого-педагогической основой воспитания будущих офицеров составляют следующие современные формы работы: профессиональный отбор, изучение личных дел, собеседование, психолого-педагогической мониторинг, психопрофилактическая работа (психопрофилактика правонарушений, психологическая помощь военнослужащим (в том числе курсантам) и членам их семей).
В содержании инженерной подготовки есть своя специфика. Целью военно-инженерной подготовки предусматривают не только формирование специфических профессиональных компетенций, творческого потенциала будущего офицера, но и развитие морально-психологической готовности к профессиональной работе, эксплуатации и обслуживанию военной техники, готовности к различным областям боевой, учебно-плановой, служебно-повседневной дея-
тельности. Эффективность подготовки военного инженера является глубокое, осознанное представление преподавателями структуры, информационной базы инженерной военно-профессиональной деятельности, ее специфических особенностей.
Профессиональной целью военного инженера, например специалиста РЭБ-нахождение профессионального инженерного решения, содержащего информационную основу для выполнения поставленной боевой задачи.
Современные требования к военно-профессиональной подготовке специалистов определяются государственными стандартам. Выпускник военного вуза, как будущий офицер, должен знать: основы поддержания боевой готовности; основы организации воспитательной работы; методику боевой подготовки; основы общевойскового боя и др.; должен уметь: оценивать боевую готовность; воспитывать подчинённых; поддерживать воинскую дисциплину и правопорядок; планировать и проводить боевую подготовку и т.д. Данные требования предъявляются к выпускникам военных вузов и военных кафедр гражданских вузов, что требует соответственно и особой организации учебного процесса, адекватного содержания, управления.
Отличительные особенности имеет и система управления военно-учебными заведениями.
Военные вузы, как сложная социально-педагогическая система, только тогда будут эффективны, когда в них действует имеющая военно-командный характер система управления.
Современная система управления имеет следующие черты: включенность вуза в общую систему образования и в образовательно-воспитательную среду Вооружённых сил РФ; достаточная профессиональная компетентность управленческого состава; наличие системы оценивания, контроля эффективности управления качеством образования вуза, каждого его подразделения.
Особенность также и в том, что выпускники вуза - военные специалисты - должны быть хорошо подготовлены к выполнению не только исполнительских, но управленческих функций. Поэтому система управления и система обучения и воспитания неразрывно связаны. Чем лучше подготовлено управление в вузе, тем лучше будут подготовлены к выполнению управленческих функций курсанты
Следовательно, воинский учебный коллектив представляет собой устойчивую систему. Управление воинским коллективом представляет условия, позволяющие формировать его деятельность для реализации поставленных в военной организации целей. Важно в таких ситуациях выявить неформального лидера и выбирать его в формальные руководители, назначать на должности младших командиров [2].
В воинском коллективе эффективным средством воспитания является общественное мне-
ние. Формирование позитивного коллективного мнения требует от преподавателей, командиров создания комплекса различных форм: построение собрания, диспута, семинара, конференции, с постановкой актуальных вопросов жизнедеятельности коллектива; изучение мнений и представлений по этим вопросам; активность и целенаправленность в обсуждении вопросов, проблем; повышение авторитета, компетентности командира, преподавателя.
Важнейшими критериями, влияющими на качество подготовки специалистов, является начальный уровень знаний курсантов, качество обеспечения учебного процесса по всем направлениям, мастерство преподавания, эффективность использования времени, отведенного для самостоятельной работы, эффективность управления.
Необходимость активизации учебно-познавательной деятельности курсантов обусловлена, прежде всего, сложностью, объёмом решаемых курсантом задач - овладения общепрофессиональными, специальными инженерными и командными компетенциями. Преподаватель, используя весь арсенал имеющихся средств, способов, приёмов активизации учебно-познавательной деятельности, создаёт необходимые условия для мотивации учащихся к изучению преподаваемой им дисциплины: даёт им новые и более эффективные средства для реализации своих установок; обеспечивает соответствие организационных форм содержанию, производит отбор подлежащего усвоению содержания, оптимизирует процесс усвоения; учитывает индивидуальные особенности курсантов, особенности распорядка дня.
Важным средством активизации являются технические средства, компьютерные программы и современные цифровые технологии [3], позволяющие внедрять активные и интерактивные обучающие и контролирующие методики. ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средств повышения эффективности обучения: технические средства предъявления информации; контроля, управления обучением. Компьютеры также могут рассматриваться как технические средства обучения.
Успешность обучения курсантов зависит от степени овладения ими арсеналом технологических средств, от умения комбинировать их в зависимости от ситуации, имеющихся возможностей, условий.
Таким образом охарактеризован процесс совершенствования современных форм организации обучения и воспитания будущих офицеров в военном вузе. Подтверждается актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валилин Е.Г., Мулява О.Д. Социальные проблемы военного образования / Военная мысль. 2001. - №1. - С.
2. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
3. Бережной В.В., Самус М.В. Использование компьютерных технологий при проведении практических и лабораторных занятий//Новые образовательные технологии: Сб. докл. и тез. Ставрополь, 2004. - С. 77-78.
4.
1. Wallin E. G., Mulawa O. D. Social problems of military education / Military thought. 2001. - No. 1. - P. 45 - 51
2. Drummers A.V., Davydov V. P., Fedenko N. F. Fundamentals of military psychology and pedagogy. M.: Education, 1988. - 271 p.
3. Berezhna V. V., Samus, M. V. the Use of computer technology in conducting practical and laboratory studies//New educational technologies: Sat. Dokl. and TEZ. Stavropol, 2004. - PP. 77-78.
45 - 51
LITERATURE
Информация об авторах Лебедев Максим Алексеевич
ВУНЦ ВВС «ВВА» E-mail: [email protected]
Information about the authors
Lebedev Maksim Alekseevich
VUNTS VVS "VVA" E-mail: [email protected]
Колосова Любовь Андреевна
доктор педагогических наук, профессор, старший
научный сотрудник. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Kolosova Lyubov Andreevna
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, senior research. Department of the research center Military training and research center air force "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin" (Voronezh).
Остапенко Роман Иванович
кандидат педагогических наук, руководитель редакционно-издательского центра Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа
Ostapenko Roman Ivanovich
the candidate of pedagogical Sciences, head of editorial-publishing centre of Voronezh state industrial-humanitarian College