Тихомиров С.А., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: [email protected]
Tikhomirov S.A., PhD in culturology, associate professor, associate professor of the department of art history, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: naukavshn i@mail. ru
Современные философско-педагогические основы научных исследований в традиционных художественных промыслах Modern philosophical and pedagogical foundations of scientific research
in traditional artistic crafts Аннотация. Статья посвящена анализу векторов научных исследований традиционных художественных промыслов, а также корректировке целей и ценностей профильного профессионального образования, которые рассматриваются в контексте формирующейся философии метамодернизма. В центре внимания две тенденции: глокализация и «неоромантизм», их сущность и конкретные проявления. Данные тенденции выступают своеобразным фильтром при обновлении подходов к изучению традиционных художественных промыслов как приоритета отечественных гуманитарных наук: междисциплинарности, «педагогического поворота», повышения удельного веса прикладных исследований. Авторы акцентируют внимание на том, что каждый из обозначенных подходов находит преломление в научно-исследовательской деятельности, реализуемой Высшей школой народных искусств (академией) как профильного вуза подготовки кадров в сфере традиционных художественных промыслов.
Ключевые слова: философия образования, метамодернизм, постмодернизм, традиционные художественные промыслы, глокализация, «неоромантизм», глобализация, междисциплинарность, «педагогический поворот», фундаментальные исследования, прикладные исследования, профессиональное образование, региональное развитие, культурный код нации, культурное наследие.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the vectors of scientific research of traditional artistic crafts, as well as the adjustment of the goals and values of specialized professional education, which are considered in the context of the emerging philosophy of metamodernism. The focus is on two trends: glocalization and "neo-romanticism", their essence and specific manifestations. These trends serve as a kind of filter when updating approaches to the study of traditional artistic crafts as a priority of domestic humanities: interdisciplinarity, "pedagogical turn", increasing the share of applied research. The authors draw attention to the fact that each of these approaches is reflected in the research activities implemented by the Higher school of folk arts (academy) as a specialized university for training personnel in the field of traditional artistic crafts.
Keywords: philosophy of education, metamodernism, postmodernism, traditional artsistic crafts, glocalization, "neo-romanticism", globalization, interdisciplinarity, "pedagogical turn", fundamental research, applied research, professional education, regional development, cultural code of the nation, cultural heritage.
Любое научное исследование - результат преломления в практике фундаментальных философских методологических оснований, актуальных для конкретного исторического периода. Философская концепция постмодернизма, актуальная для второй половины XX и осмысляющая наследие прошлых эпох и современность посредством цитирования, иронии, игры, деконструкции и комбинирования отдельных культурных форм в связи с происходящими событиями - прорывами в науке и технологиях, цифровизацией, кризисами во многих сферах общества и культуры -постепенно была вытеснена философской концепцией метамодернизма [1; 11].
Два постулата метамодернизма имеют непосредственное отношение к сущности научных исследований, осуществляемых в Высшей школе народных искусств (академии):
• «глокализация» как выявление и сохранение региональных характеристик культуры в противовес процессам глобализации и унификации;
• «неоромантизм» [1] как «новая чувственность» [16, с. 3], предполагающая поиск оснований устойчивости в новых реалиях, которые дают ценности, воплощенные в традиционной культуре.
Глокализация предполагает признание и утверждение своеобразия истории и культуры региона, побуждая ученых исследовать национальные историко-культурные и историко-художественные традиции, в значительной степени сопротивляющиеся глобализационным процессам, поскольку именно они являются фундаментом, на котором возводится все «здание» национальной культуры, формируется «ДНК великих народов» [20].
«Неоромантизм» предполагает уважительное отношение к образцам искусства прошлого, апелляцию к «вечным» ценностям [12]. Как отмечает М. Оже, «ссылка на прошлое делает настоящее более сложным» [15, с. 75]. Метамодернизм стремится преодолеть дисгармоничность существования человека в мире предыдущей эпохи, в поисках утраченной целостности закономерно обращаясь культурному наследию, традициям, актуализируя их в современном культурном пространстве.
Существенно, что, по мнению М.А. Некрасовой, одной из важнейших функций народного искусства является «восстановление нарушенной гармонии», повторение того, «что выверено веками в целесообразности и совершенстве» на «новом уровне эстетической уникальности» [13, с. 15]. Именно народное искусство в ситуации метамодернизма позиционируется как обладающее культуросозидательным потенциалом: так, в традиционных художественных промыслах находит яркое и образное воплощение коллективное осмысление добра и зла, жизни и смерти, конечного и
бесконечного, хаоса и космоса. В каждом отдельном произведении художник традиционного прикладного искусства воплощает не только собственное мировосприятие, но и результаты коллективного познания всеобщих вечных законов бытия [14].
Идеи философии метамодернизма и контекст современной эпохи с ее ориентацией на базовые ценности и обращение к опыту национальной культурной традиции, превращают исследование традиционных художественных промыслов в один из приоритетов российской науки. Иными словами, в научной иерархии меняется значимость традиционных художественных промыслов как объекта исследований. Они становятся фундаментальным основанием культурного кода нации - отшлифованной «веками исторического развития народа системы уникальных архетипов, образов и ценностей, характеризующих его идентичность, менталитет и духовно-нравственные установки» [2, с. 48].
Обозначим некоторые подходы к исследованию традиционных художественных промыслов в контексте формирующейся философии метамодернизма.
Во-первых, традиционные художественные промыслы становятся объектом изучения гуманитарных наук в целом: искусствознания, педагогики, культурологии, истории, культурной географии, социологии, музееведения и др. Междисциплинарностъ - ведущий принцип исследования традиционных художественных промыслов, поскольку в ситуации кросскультурности [6], активизации взаимодействия различных дисциплин, не отрицающей специализации отдельных наук, приращение нового знания осуществляется в стыковых и пограничных сферах. Именно междисциплинарные исследования позволяют целостно и непротиворечиво осмыслять традиционные художественные промыслы как систему, уникальную в своей региональной (краеведение, культурная география), исторической (история), технико-технологической (материаловедение), колористической (цветоведение), образно-эстетической (эстетика, искусствознание), ценностно-смысловой и духовно-нравственной (аксиология, культурология), профессионально педагогической (педагогика) специфике. Междисциплинарные исследования предполагают не только выявление глубинных и не всегда отчётливых историко-генетических связей, исторических параллелей и преемственности традиционных художественных промыслов, но и позволяют зафиксировать их место, роль и значение в культуре региона и страны в целом, сфокусировать внимание на вопросах бытования, конструирования и кодификации художественных традиций в условиях метамодернизма.
Как отмечает A.B. Павлов, «поиски нового языка ... проходят, прежде всего, в сфере искусства» [17]. Трансформации художественных, эстетических, исследовательских программ во второй половине XX века получили название «поворот» - «лингвистический», «коммуникативный», «антропологический», «визуальный» как обозначение подхода, при помощи которого гуманитарные науки описывают и объясняют социокультурные
феномены и явления [5, с. 16-17]. Современные философы отмечают, что воспроизводство и трансляция культурного кода нации осуществляется при помощи педагогов и творцов искусства: «целой армии художников, писателей, поэтов, юмористов, профессоров», которые дают «жизнь ... идеям и символам, делая их активными в своем обществе» [19] и это позволяет с осторожностью предположить формирование «педагогического поворота» в современных гуманитарных науках.
«Педагогический поворот» предполагает, что фактически все феномены и явления культуры оказались в фокусе внимания образовательной и культурной политики, нацеленной на поиск эффективных способов формирования национального самосознания. Последнее предполагает выявление педагогических аспектов в изучаемых феноменах, осмысление при помощи инструментария гуманитарных наук их педагогического потенциала для формирования жизненных целей и ценностей личности.
Педагогические исследования позволяют осознать и научно обосновать потенциал традиционных художественных промыслов для жизнестроительства личности. Сформулированный тезис является одной из теоретических основ научно-педагогической школы В.Ф. Максимович, в рамках которой сотрудниками Высшей школы народных искусств (академии) разрабатывается «единая замкнутая система образования - обучения и воспитания - средствами традиционного народного искусства», являющаяся «серьезной и неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, а для отдельных личностей - мотивацией к будущей профессиональной деятельности в области избранного конкретного вида традиционного народного искусства» [8].
Ручной художественный труд позволяет будущим художникам традиционного прикладного искусства создавать произведения, для которых характерно единство формы и содержания, контролировать все этапы создания вещи, стадии художественно-технологического процесса, итогом которого становится появление шедевра - не только как высокохудожественного произведения, но и произведения, «рожденного» художником, в отличие, к примеру, от фабричной вещи, где создающий ее рабочий контролирует только форму на определенном этапе производственного процесса, но не содержание («вещь, не им рожденная»). Именно ручной художественный труд позволяет будущим художникам традиционного прикладного искусства осознать самоценность труда как такового, осмыслить непосредственную сопричастность к процессам сохранения и развития этого вида искусства.
Одна из ключевых задач Высшей школы народных искусств (академии) заключается в повышении доступности высшего образования в регионах [10] - непосредственно в исторических центрах бытования и развития традиционных художественных промыслов. Это обстоятельство позволяет закрепить местную молодежь на местах, снижая риски для региона, связанные с миграцией молодых людей в крупные города, повысить престиж и
перспективность получаемого ими высшего образования, развивая чувство гордости за свою малую родину и ответственности за сохранение традиционных художественных промыслов, носителями традиций которых и является молодежь.
Острие практической деятельности научно-педагогической школы В.Ф. Максимович направленно на исполнение Поручений Президента В.В. Путина Правительству РФ (2017 г.), в которых на государственном уровне зафиксирована необходимость создания дорожной карты «по включению народных промыслов в программы дополнительного образования и воспитания детей, в развитие профильного профессионального образования в области народных художественных промыслов» [8].
Таким образом, мы наблюдаем ситуацию уникального сопряжения научного поиска, педагогической практики и государственной политики, что является мощным импульсом организации профильных фундаментальных и прикладных исследований в сфере традиционных художественных промыслов.
Глобальность проблемы судеб традиционных художественных промыслов в современном мире обусловлена комплексом нелинейных и многомерных вызовов гуманитарным наукам как в теории (фундаментальные исследования), так и на практике (прикладные исследования). При этом конкурентоспособность фундаментальных исследований в сфере традиционных художественных промыслов обеспечивается, с одной стороны, возможностью успешной трансляции их результатов в художественную, технологическую, педагогическую практику, а с другой - возможностью системного дополнения фундаментальных исследований прикладными, вкупе позволяющими достичь максимального социокультурного эффекта.
Обновленные концептуальные подходы и методологический инструментарий, порожденный философией метамодернизма, позволяют стратегически планировать и осуществлять прикладные исследования, нацеленные на решение проблем сохранения, возрождения, актуализации, популяризации и ревитализации традиционных художественных промыслов в современном мире на качественно ином уровне. Первоочередная иерархическая задача - осознание роли традиционных художественных промыслов как некомпенсируемого ресурса стабильного и устойчивого развития региона - центра их исторического бытования.
Философия метамодернизма ставит под сомнение тезис предшествующей эпохи о «смерти места» [18, с. 16], вызванной глобализацией. Различия между регионами не стираются и не исчезают: напротив, регионы активно «специализируются», стремятся акцентировать свою специфику, предлагая местному населению и туристам специфичный «набор услуг ("общественных благ")» [18, с. 18]. Фактически каждый регион обладает культурным капиталом, который может быть конвертирован в экономические и социальные блага [7].
Традиционные художественные промыслы являются аутентичной национально-культурной основой региона, дополняющей его технологическую и инновационную специализацию. Усиление удельного веса прикладных исследований в сфере традиционных художественных промыслов обуславливается объективной потребностью их осмысления как ресурса устойчивого развития территорий средствами собственной культуры, обеспечивающей экономическое благосостояние, формирование социальной солидарности у местного населения, позитивное брендирование территорий на общероссийском и мировом уровнях, привлечение российских и зарубежных туристов. Миссия прикладных исследований в сфере традиционных художественных промыслов - создание и реализация стратегии освоения традиционных художественных промыслов как драйвера развития российских регионов.
Сформулированные теоретические положения фундируют векторы, по которым осуществляется научно-исследовательская деятельность в Высшей школе народных искусств (академии). После закрытия НИИ художественной промышленности именно академия взяла на себя функцию научного сопровождения профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, а также проведения научных изысканий в сфере традиционных художественных промыслов, связанных с реновацией произведений искусства, восстановлением утраченных техник, возможностями применения компьютерных технологий при проектировании художественных произведений и т.д. [4, с. 27-28; 9].
С учетом достигнутых академией с 2003 года результатов в сфере научно-исследовательской деятельности обозначим некоторые перспективные направления исследований1: Фундаментальные
• концептуальные основы философии традиционного прикладного искусства;
• дидактика профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (по конкретным видам);
• профессиологические основы высшего образования в области традиционного прикладного искусства;
• художественная педагогика как теоретическая основа изучения истории искусств и теории и истории традиционного прикладного искусства в вузе традиционных художественных промыслов;
Прикладные
• разработка дистанционных форм обучения и интерактивных учебно-методических комплексов по конкретным видам традиционных художественных промыслов;
1 Перспективные направления исследований в Высшей школе народных искусств
(академии) сформулированы проректором по научной работе, д.п.н., проф. Н.М. Александровой
• поддержка головным вузом и филиалами традиционной национально-культурной основы регионов в местах исторического бытования художественных промыслов как компоненты устойчивого развития территорий;
• Художественно-педагогический музей им. Н.Д. Бартрама Высшей школы народных искусств (академии) как научный и социокультурный ресурс профессионального образования;
• общекультурное и профессиональное воспитание студентов разных уровней профессионального образования в области традиционного прикладного искусства;
Опытно-экспериментальные
• разработка технологических условий лабораторного производства папье-маше в Научной конструкторско-технологической лаборатории;
• разработка серии патентов на изобретение и промышленные образцы по художественной вышивке и косторезному искусству.
Очерченный круг перспективных исследований разного уровня убеждает, что метамодернизм целесообразно понимать не столько как агрессивный и враждебный контекст, в котором традиционным художественным промыслам приходится с трудом выживать, сколько в качестве культурной конфигурации, привносящей новые идеи, способные стать мощным стимулом [3, с. 344] для их развития при условии обновления спектра фундаментальных и прикладных научных исследований в профильной сфере.
Литература
1. Vermeiden Т., van den Akker R. Notes on metamodernism / Т. Vermeulen, R. van den Akker // Journal of Aesthetics & Culture. - 2010. - P. 1-14.
2. Бабосов E. Культурный код нации: сущность и особенности / Е. Бабосов // Наука и инновации. - 2016. - №3(157). - С. 48-50.
3. Боас Ф. Эволюция или диффузия / Ф. Боас // Антропология исследований культуры. Интерпретации культуры. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 343-347.
4. Высшая школа народных искусств (академия) - гарант сохранения и развития национальных традиционных художественных промыслов. Коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019. - 178 с.
5. Ищенко E.H. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии / E.H. Ищенко // Вестник воронежского государственного университета. Серия: философия. -2016. -№2(20). - С. 16-27.
6. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Судаков Д. - URL:
https: //worldskills. ru/assets/docs/media/WS_summary_ 12_rus. pdf (дата
обращения: 01.12.2020).
7. Лэндри Ч. Креативный город. / Пер. с англ. - Москва: Издательский Дом «Классика XXI», 2006. - 399 с.
8. Максимович В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства. - 2018. - № 1. - С. 55-60. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vospitanie-detey-i-molodezhi-sredstvami-tradicionnyh-hudozhestvennyh-promyslov-v (дата обращения: 01.12.2020).
9. Максимович В.Ф. Высшая школа народных искусств (академия) и наука в традиционных художественных промыслах / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. -2019. -№4(31). - С. IIIS. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-03.pdf (дата обращения: 01.12.2020) DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00062
10. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения / В.Ф. Максимович // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2011. -№1. - URL: https://dpio.ru/stat/Maksimovich.doc (дата обращения: 01.12.2020).
11. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма / Под редакцией Р. Ван ден Аккера, Т. Вермёлена и Э. Гиббоне; перевод В.М. Липка. - Москва: Рипол-Классик, 2019. - 494 с.
12. Митрошенков O.A. Постпостмодернизм как предчувствие / O.A. Митрошенков // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - №4. - С. 52-61. -URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/postpostmodernizm-kak-predchuvstvie (дата обращения: 15.09.2020).
13. Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии). Коллективная монография к юбилею академика Российской академии художеств Марии Александровны Некрасовой / Под научн. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 164 с.
14. Некрасова М.А. О целостности и ценностях // Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 е.: ил.
15. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / М. Оже. - Москва: Новое литературное обозрение, 2017. - 136 с.
16. Павлов A.B. Образы современности в XXI веке: метамодернизм / A.B. Павлов // Философско-литературный журнал «Логос». - 2018. -№6 (127). - С. 1-19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm (дата обращения: 08.09.2020).
17. Павлов A.B. Постмодернистский ген: является ли посткапитализм постпостмодернизмом? / A.B. Павлов // Логос. - 2019. - № 2(219). - Т. 29. - С. 1-24. - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/301613413 (дата обращения: 01.12.2020).
18. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Пер. с англ. - Москва: Strelka Press, 2014. - 368 с.
19. Фрейнахт X. Четыре сферы развития / X. Фрейнахт // Metamodern. 06.06.2020. - URL: http://metamodernizm.ru/the-four-fields-of-development/ (дата обращения: 01.12.2020).
20. Экспедиция «ДНК великих народов» посетила Городецкий район // Рамблер.Новости. - URL: https://news.rambler.ru/other/44966884-ekspeditsiya-dnk-velikih-narodov-posetila-gorodetskiy-rayon/?article_index=l (дата обращения: 01.12.2020).
References
1. Vermeulen Т., van den Akker R. Notes on metamodernism / T. Vermeulen, R. van den Akker // Journal of Aesthetics & Culture. - 2010. - P. 1-14.
2. Babosov E. Kul'turnyj kod nacii: sushchnost' i osobennosti / E. Babosov // Nauka i innovacii. - 2016. - №3(157). - S. 48-50.
3. Boas F. Evolyuciya ili diffuziya / F. Boas // Antropologiya issledovanij kul'tury. Interpretacii kul'tury. - 2-е izd. - Sankt-Peterburg: Izd-vo SPBGU, 2006. -S. 343-347.
4. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya) - garant sohraneniya i razvitiya nacional'nyh tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Kollektivnaya monografiya / Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2019. - 178 s.
5. Ishchenko E.N. «Vizual'nyj povorot» v sovremennoj kul'ture: opyty filosofskoj refleksii / E.N. Ishchenko // Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: filosofiya. -2016. -№2(20). - S. 16-27.
6. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Navyki budushchego. CHto nuzhno znat' i umet' v no vom slozhnom mire / E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko, I. Smagin, Sudakov D. - URL: https : //worldskills. ru/assets/docs/media/WS_summary_ 12_rus. pdf (data obrashcheniya: 01.12.2020)
7. Lendri CH. Kreativnyj gorod. / Per. s angl. - Moskva: Izdatel'skij Dom «Klassika XXI», 2006. - 399 s.
8. Maksimovich V.F. Vospitanie detej i molodezhi sredstvami tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov v obrazovatel'noj praktike Vysshej shkoly narodnyh iskusstv / V.F. Maksimovich // Pedagogika iskusstva. - 2018. - № 1. - S. 55-60. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vospitanie-detey-i-molodezhi-sredstvami-tradicionnyh-hudozhestvennyh-promyslov-v (data obrashcheniya: 01.12.2020)
9. Maksimovich V.F. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya) i nauka v tradicionnyh hudozhestvennyh promyslah / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - №4(31). - S. 11-18. -URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-03.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2020) DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00062
10. Maksimovich V.F. Problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti narodnyh hudozhestvennyh promyslov i puti ih resheniya / V.F. Maksimovich // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2011. - №1. - URL: https://dpio.ru/stat/Maksimovich.doc (data obrashcheniya: 01.12.2020).
11. Metamodernizm. Istorichnost', Affekt i Glubina posle postmodernizma / Pod redakciej R. Van den Akkera, T. Vermyolena i E. Gibbons; perevod V.M. Lipka. - Moskva: Ripol-Klassik, 2019. - 494 s.
12. Mitroshenkov O.A. Postpostmodernizm kak predchuvstvie / O.A. Mitroshenkov// Social'no-gumanitarnye znaniya. -2013. -№4. - S. 52-61. - URL: https://cyberleninka.ni/article/n/postpostmodernizm-kak-predchuvstvie (data obrashcheniya: 15.09.2020).
13. Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii). Kollektivnaya monografiya k yubileyu akademika Rossijskoj akademii hudozhestv Marii Aleksandrovny Nekrasovoj / pod nauchn. red. V. F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018.-164 s.
14. Nekrasova M.A. O celostnosti i cennostyah // Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika / M.A. Nekrasova. - Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.-343 s.: il.
15. Ozhe M. Ne-mesta. Vvedenie v antropologiyu gipermoderna/ M. Ozhe. -Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017.- 136 s.
16. Pavlov A. V. Obrazy sovremennosti vXXI veke: metamodernizm/A. V. Pavlov // Filosofsko-literaturnyj zhurnal «Logos». - 2018. - №6 (127). - S. 1-19. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm (data obrashcheniya: 08.09.2020).
17. Pavlov A.V. Postmodernistskij gen: yavlyaetsya li postkapitalizm postpostmodernizmom? / A.V. Pavlov // Logos. - 2019. - № 2(219). - T. 29. - S. 1-24. - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/301613413 (data obrashcheniya: 01.12.2020).
18. Florida R. Kto tvoj gorod? Kreativnaya ekonomika i vybor mesta zhitel'stva / Per. s angl. - Moskva: Strelka Press, 2014. - 368 c.
19. Frejnaht H. CHetyre sfery razvitiya / H. Frejnaht // Metamodern. 06.06.2020. - URL: http://metamodernizm.ru/the-four-fields-of-development/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
20. Ekspediciya «DNK velikih narodov» posetila Gorodeckij rajon // Rambler.Novosti. - URL: https://news.rambler.ru/other/44966884-ekspeditsiya-dnk-velikih-narodov-posetila-gorodetskiy-rayon/?article_index=l (data obrashcheniya: 01.12.2020).