Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов Института традиционного прикладного искусства – вектор развития'

Научно-исследовательская работа студентов Института традиционного прикладного искусства – вектор развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный государственный стандарт высшего образования / студенческое научное общество / конференция / научные исследования / технология / публикации / научная школа / перспектива / методика / вектор развития / federal state standard of higher education / student scientific society / conference / scientific research / technology / publications / scientific school / perspective / methodology / development vector

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архангельская О. В.

Статья посвящена формированию у студентов навыков научно-исследовательской деятельности, представлен ретроспективный анализ деятельности студенческого научного общества Института традиционного прикладного искусства. Описаны мероприятия, способствующие научно-исследовательской деятельности студентов, проведен качественный и количественный анализ результатов работы студенческого научного общества. Приведены примеры участия студентов в научно-творческих мероприятиях института. По итогам исследований предложен вектор развития студенческого научного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архангельская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research work of students of the Institute of traditional applied art – development vector

The article is devoted to the formation of research skills among students, a retrospective analysis of the activities of the student scientific society of the Institute of traditional applied art is presented. Measures promoting research activities of students are described, qualitative and quantitative analysis of results of student scientific society is carried out. Examples of student participation in scientific and creative events of the Institute are given. According to the results of research a vector of development of student scientific society is proposed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов Института традиционного прикладного искусства – вектор развития»

Архангельская О.В., кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательского отдела Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академия), 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: chaika_olga@l ist. г и

Arkhangelskaya O.V., candidate of pedagogical sciences, head of the Research department of the Institute of traditional applied art - Moscow Branch of the Higher School of Folk Arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Jalil St., Building 2, e-mail: [email protected]

Научно-исследовательская работа студентов Института традиционного прикладного искусства - вектор развития Research work of students of the Institute of traditional applied art -

development vector Аннотация. Статья посвящена формированию у студентов навыков научно-исследовательской деятельности, представлен ретроспективный анализ деятельности студенческого научного общества Института традиционного прикладного искусства. Описаны мероприятия, способствующие научно-исследовательской деятельности студентов, проведен качественный и количественный анализ результатов работы студенческого научного общества. Приведены примеры участия студентов в научно-творческих мероприятиях института. По итогам исследований предложен вектор развития студенческого научного общества.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт высшего образования, студенческое научное общество, конференция, научные исследования, технология, публикации, научная школа, перспектива, методика, вектор развития.

Abstract. The article is devoted to the formation of research skills among students, a retrospective analysis of the activities of the student scientific society of the Institute of traditional applied art is presented. Measures promoting research activities of students are described, qualitative and quantitative analysis of results of student scientific society is carried out. Examples of student participation in scientific and creative events of the Institute are given. According to the results of research a vector of development of student scientific society is proposed.

Keywords: federal state standard of higher education, student scientific society, conference, scientific research, technology, publications, scientific school, perspective, methodology, development vector.

Осмысление научно-исследовательской деятельности студенческого научного общества в вузе не может происходить вне анализа основных тенденций, определяющих развитие современного высшего образования. Нормативной базой для осуществления исследовательской научной деятельности студентов являются документы, описывающие политику, цели, задачи научных, экспериментальных исследований в науке и образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) содержит исследовательский компонент, в соответствии с которым выпускник должен обладать навыками научно-исследовательской деятельности. Федеральный закон «Об образовании в РФ» регламентирует экспериментальную и инновационную деятельность в вузе, которая осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы высшего образования [7].

Студенты Института традиционного прикладного искусства в процессе обучения осваивают следующие виды профессиональной деятельности: художественную, проектную, исполнительскую, организационно-управленческую и, в соответствии с современными требованиями, научно-исследовательскую [9].

Количественный и качественный показатели научно-исследовательской деятельности студентов в области традиционных художественных промыслов неразрывно связаны с сущностью исследований. Логично, что студенты и магистранты института еще не могут сделать глобальные «открытия» в области традиционного прикладного искусства, но под руководством опытного исследователя постигают тонкости исследования в области традиционных художественных промыслов, их специфику. Как отмечал академик А.Н. Колмогоров, студент, который впервые начинает заниматься наукой, нацелен сделать что-либо оригинальное в исследуемой области [4].

Интересен опыт исследовательской работы студентов вузов различных направлений и профилей. В соответствии с ФГОС информация о научной деятельности вузов, в том числе и студенческой науке, представлена на сайте вузов. С целью выявления наиболее успешного опыта работы студенческих научных обществ был проведен анализ двадцати сайтов вузов, из них треть составляли художественно-творческие. Систематизирована информация о работе студенческих научных обществ гуманитарных и многопрофильных технических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Биробиджана. Анализ показал, что цели и задачи работы студенческого научного общества этих вузов схожи, отличаются формы организации работы.

Основной целью работы научных обществ рассмотренных вузов является подготовка востребованных специалистов отрасли посредством включения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Специфика образования студентов вузов технической направленности позволяет формировать навыки научно-исследовательской деятельности на базе кружков научно-технического творчества.

Анализ сайтов: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств; Московского художественно-промышленного института; Санкт-

Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица; Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова; Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки показал, что деятельности студенческих научных обществ в вузах художественной направленности не всегда уделяется достаточное внимание. Сайт Высшей школы народных искусств (академии) и ее филиалов содержит подробную информацию о студенческом научном обществе, объединяющем студентов, магистрантов и аспирантов.

Научная деятельность вуза традиционного прикладного искусства в силу своей специфики имеет эксклюзивный характер и требует научных исследований в этой области. Как отмечает в своих работах академик РАО В.Ф. Максимович, внешнее научное сопровождение вуза завершилось более 30 лет назад с закрытием Научно-исследовательского института художественной промышленности. В настоящее время профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства стало предметом научных исследований только в Высшей школе народных искусства и ее филиалах [5]. Это определяет значимость проводимых в вузе научных исследований, в том числе и студенческим научным обществом. Весь комплекс научных исследований по видам прикладного искусства выступает компенсаторным механизмом неразработанных научных проблем.

Работа студенческого научного общества Института традиционного прикладного искусства имеет организованную структуру, обеспеченную нормативными документами 2009-2020 гг., определяющими его цели и задачи. К нормативным документам относятся: «Положение о Студенческом научном обществе ИТПИ»; «Положение Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»» 2018 года; «Положение Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»» 2019 года.

Теоретические основы в области традиционного прикладного искусства, структуру и особые средства научной деятельности, организации исследований, многоаспектное значение научно-исследовательской деятельности, аспирантов и студентов описаны Н.М. Александровой [1]. Учебник используется студентами и магистрантами в процессе научной работы. На лекциях и семинарах, проводимых для молодых исследователей, рассматриваются основные проблемы, связанные с постановкой научных целей, задач, планированием эксперимента, методами анализа результатов научных исследований, содержанием и правилами оформления научных статей.

Научные исследования магистрантов, студентов в институте осуществляются по четырем профилям: художественная вышивка, художественный металл (ювелирное искусство), художественная роспись

ткани, декоративная роспись [4, 8]. В соответствии с планом работы результаты исследований магистрантов, студентов обсуждаются на заседаниях кафедры, отборочных турах научно-практических конференций.

Например, на кафедре «Художественная вышивка» студентами рассматривались темы, связанные с различными аспектами прикладного искусства. В центре внимания студентов оказались история формирования и развития стилистических особенностей русской набойки, особенности цветочного орнамента. Важное место отведено было отведено проблеме реновации искусства набойки и народного костюма. В сфере научных интересов будущих ювелиров оказалось исследование возможности использования современных технологий в ювелирном искусстве, в частности 30 технологий, их влияния на развитие традиционных художественных промыслов.

Студенты Института традиционного прикладного искусства активно участвовали в научных экспедициях. В 2006 г. студенческое научное общество осуществило экспедицию в Архангельскую область в Каргополь (рис. 1-2), в 2008 г. - в Рязань. Поездке в Каргополь предшествовала кропотливая

подготовительная работа руководителя общества по установлению творческих и научных контактов с сотрудниками «Дома традиционных народных промыслов "Берегиня"».

Пространством, связанным с исследованием научной проблемы развития творческого потенциала художника, стал Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей рукописных старопечатных книг. Перед студентами изучение деревянного культовой

Рис. 1. Сретено-Михайловская церковь в деревне Красная Ляга, Архангельская обл.

были поставлены задачи: памятника архитектуры и каменного зодчества архитектуры ХУ1-Х1Х вв.;

Рис. 2. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей. Фрагмент экспозиции

художественный анализ росписи по дереву; изучение глиняной игрушки, каргопольской вышивки, золотного шитья.

В ходе исследования памятников архитектуры студенты делали зарисовки, записи наблюдений, фотографии памятников и пейзажей Русского Севера, обмеры. Были предложены темы

исследований: «Особенности каргопольской вышивки», «Архитектура Русского Севера», «Традиционная глиняная игрушка», результаты обсуждали на семинарах и в ходе проведения мастер-классов. Материалы наблюдений, связанные с исследованиями особенностей деревянной архитектуры, стали творческим импульсом для творческих работ: так родился мотив росписи шали «Каргополь» и панно «Воспоминание об архитектуре Русского Севера».

В 2008 г. студенты участвовали в научно-творческой экспедиции в г. Рязань, цель которой - исследование проблемы вопросы реновации Михайловских кружев и скопинской керамики. Во время встречи с мастером кружевоплетения A.A. Смирновой студенты не только глубоко вникли в историю возникновения кружева и сравнили изделия, выполненные в разных техниках, но сумели понять особенности и характерные отличия Михайловского кружева от других видов. Опыт и результаты организации студенческих исследований в экспедициях обобщен руководителем Л.П. Калининой в докладе на научно-практической конференции; особо подчеркнуто, что подобные научные экспедиции являются источником рождения художественных образов, способствуют росту творческого потенциала студентов.

Для раскрытия темы важны и качественные показатели деятельности студенческого научного общества

С 2010 г. студенты Института традиционного прикладного искусства представляли результаты научных исследований на конференциях вуза, городских и межвузовских мероприятиях. Количество таких выступлений было более ста (график 1). Методом наименьших квадратов построена регрессионная прямая, которая свидетельствует о возрастании количества участников конференций. При этом пик, который наблюдался в 2018 г., сильного влияния на угол наклона прямой регрессии не оказывает. Количество студентов, участвующих в научно-практических конференциях, имеет тенденцию возрастания, что свидетельствует о росте заинтересованности студентов в этой деятельности.

График 1. Количество участников конференций студентов

итпи

С 2019 г. в практику работы Студенческого научного общества института введена новая форма организации научной работы - практико-ориентированные конкурсы. Первый конкурс: «Разработка эмблемы Студенческого научного общества». Целью проведения является развитие творческого потенциала студентов, формирование навыков исследовательской деятельности. По условиям конкурса основное пространство эмблемы должно занимать изображение, в котором необходимо соединить теоретические и практические аспекты работы СНО: изображение должно иметь визуальную легкость прочтения, оригинальный графический элемент и шрифтовое название.

Студентами была изучена литература, определены теоретические понятия: эмблема, структура эмблемы, бренд. Было представлено более двадцати вариантов эмблемы. В институте состоялось публичное обсуждение представленных вариантов, в нем принимали участие студенты и сотрудники вуза (рис. 3).

Рис. 3. Преподаватели, сотрудники научно-исследовательского отдела Бутов А.Ю., Архангельская О.В. и студенты - участники конкурса Института традиционного

прикладного искусства Вторая часть конкурса была проведена в 2020 г. Цель - воплотить эмблему «Студенческого научного общества ИТПИ» в художественной вышивке, художественной росписи ткани, ювелирном искусстве, декоративной росписи.

Специфика данного научного исследования связана с объединением теоретических исследований, поиском художественных образов и практическим воплощением идеи.

Студенты в аннотациях к своим работам представили дорожную карту подготовки к конкурсу: поиск формы - брошь, настольный флажок, панно, шкатулка; поиск образа; отбор техники вышивки, подходящей для фетра, кожи, фланели; отбор техники росписи ткани по шелку; отбор технологий в ювелирном искусстве. Группа студентов художественной росписи работали

над выбором объема, так появилась шкатулка «ловушка мудрости». Ювелиры создали брошь в классическом стиле. На конкурс были представлены завершенные коллективные и индивидуальные работы (рис. 4-5).

Рис. 4-5. Эмблемы в материале - работы, представленные на конкурс

На этом этапе конкурса научно-практическое сопровождение осуществляли преподаватели, члены творческих союзов, аспиранты, магистранты и выпускники Высшей школы народных искусств. В институте складывается традиция, объединяющая студентов среднего профессионального образования, высшего образования, магистрантов, аспирантов, молодых ученых. Работы студентов были представлены в видеоролике на сайте института.

Современное общество предъявляет новые требования к высшему образованию. В институте накоплен положительный опыт работы со студентами в области научных исследований. К перспективным направлениям работы следует отнести разработку исследований, позволяющих воспроизвести на электронных носителях технологии высокохудожественного ручного труда с целью сохранения исторического и культурного наследия.

Литература

1. Александрова I I.M. Основы научно-исследовательской деятельности: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Н.М. Александрова. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 43 с.

2. Архангельская О.В. Формирование экономической составляющей знаний выпускников художественных вузов в сфере социальнокультурной и досуговой деятельности / О.В. Архангельская // «Aima mater» (Вестник высшей школы). - 2019. - № 7. - С. 98-102. - URL: https//doi.org/10/20339/AM.07-19.098 (дата обращения: 29.11.2020).

3. Камнева С.Ю. Особенности художественно-творческой проектной работы студентов в процессе создания композиций с художественной вышивкой / С.Ю. Камнева // Традиционное прикладное искусство и образование. -2020. -№3. - С. 144-153. -URL: http://dpio.ru/stst/2020_3/2020-03-16.pdf (дата обращения: 29.11.2020).

4. Колмогоров А.Н. Публицистика / А.Н. Колмогоров. - Москва: Научно-издательский центр «Луч», 2018. - 496 с.

5. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России... И очень успешно! / В.Ф. Максимович // Ректор ВУЗА. -2011.-№10.-С 22-27.

6. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре, XX XXI век / М.А. Некрасова, авт.-сост., науч. ред.; [Рос. акад. Художеств, науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств]. - Москва: Коллекция М, 2003. - 254 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ с изм. На 26 июля 2019 г. -URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 27.10.2020).

8. Салтанова Ю.С. Профессиональная подготовка в области художественной росписи тканей в Институте традиционного прикладного искусства: специфика педагогической деятельности / Ю.С. Салтанова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 1. - С. 103-113. - URL: http://dpio.ru/stst/2020_l/2020-01-14.pdf (дата обращения: 29.11.2020).

9. Шаповалова И.А. Научно-исследовательская деятельность как ресурс развития творчества будущих художников в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов / И.А. Шаповалова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2010. - № 3. - С. 43-51. - URL: http://dpio.ru/stst/2019_3/2019-03-05.pdf (дата обращения: 29.11.2020).

References

1. Aleksandrova N.M. Osnovy nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» / N.M. Aleksandrova. -Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 43 s.

2. Arhangel'skaya О. V. Formirovanie ekonomicheskoj sostavlyayushchej znanij vypusknikov hudozhestvennyh vuzov v sfere social'nokurturnoj i dosugovoj deyatel'nosti / O.V. Arhangel'skaya // «Alma mater» (Vestnik vysshej shkoly). -2019. - № 7. - S. 98-102. - URL: https//doi.org/10/20339/AM.07-19.098 (data obrashcheniya: 29.11.2020).

3. Gatal'skaya E.A. Specifika prepodavaniya discipliny «Istoriya iskusstv» v kolledzhe / E.A. Gatal'skaya // Nauchnyj elektronnyj zhurnal «Innovacii. Nauka. Obrazovanie». - 2020. - № 18. - S. 506-510. - URL: http//innovjourn.ru/nomer/18-nomer/ (data obrashcheniya: 29.11.2020).

4. Kamneva S.YU. Osobennosti hudozhestvenno-tvorcheskoj proektnoj raboty studentov v processe sozdaniya kompozicij s hudozhestvennoj vyshivkoj / S.YU. Kamneva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 3.

- S. 144-153. - URL: http://dpio.ru/stst/2020_3/2020-03-16.pdf (data obrashcheniya 29.11.2020).

5. Kolmogorov A.N. Publicistika / A.N. Kolmogorov. - Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr «Luch», 2018. - 496 s.

6. Maksimovich V.F. Vozrozhdaem tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Rossii... I ochen' uspeshno! / V.F. Maksimovich // Rektor VUZA. - 2011. - № 10.

- S 22-27.

7. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture, XX XXI vek / M.A. Nekrasova, avt.-sost., nauch. Red.; [Ros. akad. Hudozhestv. nauch.-issled. In-t teorii i istorii izobraz. iskusstv], - Moskva: Kollekciya M, 2003. -254 s.

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273 - FZ s izm. Na 26 iyulya 2019 g. - URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (data obrashcheniya: 27.10.2020).

9. Saltanova YU.S. Professional'naya podgotovka v oblasti hudozhestvennoj rospisi tkanej v Institute tradicionnogo prikladnogo iskusstva: specifika pedagogicheskoj deyatel'nosti / YU.S. Saltanova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 1. - S. 103-113. - URL: http://dpio.ru/stst/2020_l/2020-01-14.pdf (data obrashcheniya: 29.11.2020).

10. SHapovalova I.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak resurs razvitiya tvorchestva budushchih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva i narodnyh promyslov / I.A. SHapovalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2010. - № 3. - S. 43-51. - URL: http://dpio.ru/stst/2019_3/2019-03-05.pdf (data obrashcheniya: 29.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.