СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В КОМПАНИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация. В статье дается краткий обзор стратегических направлений развития компаний нефтегазовой отрасли, исследуется значение международных стандартов на системы менеджмента в достижении стратегических целей отрасли. Рассматриваются преимущества использования требований и рекомендаций стандартов в системах управления нефтегазовых корпораций, приводятся примеры. Акцентируется внимание на изменениях в требованиях на системы менеджмента качества и их влияние на системы менеджмента нефтегазовых корпораций.
Ключевые слова. Нефтегазовые компании, управление качеством, системы менеджмента качества, система экологического менеджмента.
Gorbashko E.A., Rykova U.A., Skripko L.E. MODERN ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT IN OIL AND GAS COMPANIES
Abstract. In the article the overview of strategical trends of oil and gas companies is given. The importance of international standards for quality management systems in achievement of strategical branch goals is investigated. It is noted the advantages of standards requirements implementation in management systems of oil and gas companies with samples. Also the attention is stressed on the changes in quality management systems requirements.
Keywords. Oil and gas companies, quality management, quality management systems, environmental management system.
Одним из основных направлений перспективного развития экономики России является переход на инновационный путь развития и интеграция в мировую экономическую систему. При этом в настоящее время топливно-энергетические и экологические проблемы приобретают все большую актуальность. Предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) являются стратегическим партнерами практически любой промышленной организации, использующей энергетические ресурсы для выпуска продукции, а на первое место выходит не просто поставка энергетических ресурсов, а обеспечение стабильности, надежности и качества поставок, что невозможно без соответствующей инфраструктуры качества ТЭК.
Значительная часть организаций ТЭК относятся сегодня к газовой промышленности и являются основой развития экономики. От эффективности их функционирования зависит и уровень благосостоя-
ГРНТИ 44.01.75
© Горбашко Е.А., Рыкова Ю.А., Скрипко Л.Е., 2017
Елена Анатольевна Горбашко - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Юлия Алексеевна Рыкова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, академический директор магистерской программы «Менеджмент качества и конкурентоспособности» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Лариса Евгеньевна Скрипко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Рыкова Ю.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 307-29-16. Е-mail: [email protected].
ния общества, и деятельность других отраслей народного хозяйства, а также показатели конкурентоспособности страны в международной сфере. Ожидается, что в ближайшие годы во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. По мнению Международного энергетического агентства, нефть и газ сохранят свои доминирующие позиции как важнейшие энергоносители. Особенно возрастет потребление природного газа - более чем в два раза по сравнению с нынешним уровнем [4].
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций [1]. Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность экономики; бюджетная эффективность энергетики; экологическая безопасность энергетики. Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.
В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений [1]. В состав ТЭК России входят электроэнергетика и топливная промышленность, которая подразделяется на нефтяную, угольную и газовую. По объемам нефтедобычи Россия занимает 2-ое место в мире, а по поставкам газа - лидирующее (в настоящий момент в России разведано около семи сотен газовых месторождений).
Как известно, основной показатель, по которому можно определить перспективы той или иной нефтегазовой компании, - это запасы углеводородного сырья. По величине разведанных запасов газа «Газпром» - лидер среди нефтегазовых корпораций мира. Его доля в мировых запасах составляет 17%, в российских - 72% [3]. Поэтому ПАО «Газпром» является ведущим глобальным поставщиком энергоресурсов как на отечественном, так и на зарубежном рынке.
Основные направления стратегии развития ПАО «Газпром» связаны с исследованием перспектив внешних и внутренних рынков и формированием маркетинговой стратегии; развитием системы корпоративного планирования; совершенствованием методов идентификации и оценки рисков, сопряженных с деятельностью компании, с учетом методов и моделей формирования перспективных планов и программ газовой промышленности России. В связи с чем в 2014 году в рамках работы Петербургского международного экономического форума председатель правления ПАО «Газпром» и руководитель Росстандарта подписали дорожную карту по внедрению в компании «Газпром» и дочерних предприятиях наилучших практик в сфере стандартизации, метрологии и обеспечения качества продукции. Основной целью реализации Дорожной карты, срок действия которой рассчитан на период до 2018 года, является «использование научного и технического потенциала системы технического регулирования и стандартизации для повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и продвижения «Газпрома» на мировые энергетические рынки» [7].
На начальном этапе реализации дорожной карты возник ряд трудностей, связанных с проблемами отрасли в целом, а именно: отсутствие дифференцированного подхода к объектам недропользования различного качества, единое налогообложение различных объектов; старые, выработавшие срок службы, изношенные основные фонды, на которые уже нельзя начислять амортизацию; высокая аварийность оборудования, обусловленная старением инфраструктуры; практическое отсутствие стимулов для внедрения современных инновационных технологий нефтедобычи и нефтепереработки, а также высокая капиталоемкость и длительность реализации таких проектов; политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса [2]; необходимость разработки механизмов государственной поддержки компаний нефтехимического комплекса в направлении развития импортозамещения; рост количества предприятий и заводов, входящих в структуру ТЭК, негативно сказывается на окружающей среде, усиливается негативное влияние на атмосферу и животный мир.
Сознавая собственное влияние на формирование подходов к поддержанию качества продукции и с целью проведения единой технической политики по защите интересов потребителей, ПАО «Газпром»
разработало и внедрило корпоративную Систему добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТ. Она позволяет проводить оценку соответствия систем менеджмента дочерних предприятий, а также поставщиков компании «Газпром» с учетом специфичных требований энергетического сектора.
Сложности работы в системе ГАЗПРОМСЕРТ связаны с большим количеством дополнительных требований. Основой внутренних стандартов СТО ГАЗПРОМ 9000 являются требования стандартов ИСО серии 9000, а также технической спецификации ИСО/ТУ 29001, разработанной для предприятий -поставщиков нефтяной, нефтехимической и газовой индустрии [9]. Кроме того, дополнительно в состав системы ГАЗПРОМСЕРТ входят 15 комплексов стандартов, а общее количество разработанных и применяемых стандартов и рекомендаций организации превышает 1,5 тыс. документов, что вызывает дополнительные сложности при работе в системах менеджмента качества, а также при проведении их сертификации.
Следует учитывать особенности продукции, которую предоставляют предприятия ТЭК, в частности ПАО «Газпром», поскольку, в отличие от большинства промышленных предприятий, эта продукция включает в себя услуги различного типа (доставка, хранение и т.п.), а также материальную и нематериальную продукцию. Кроме того, ПАО «Газпром» - это глобальная компания, деятельность которой охватывает практически весь жизненный цикл продукции, начиная от геологоразведки до утилизации продуктов газо- и нефтепереработки. Соответственно, создание эффективно действующих систем менеджмента становится для многих компаний отрасли жизненной необходимостью.
Использование международных стандартов на системы менеджмента в сфере нефтегазовой отрасли, в частности в ПАО «Газпром», приводит к следующим преимуществам:
• улучшение качества управления на предприятии в целом. Использование процессного подхода, матрицы распределения ответственности и полномочий, других инструментов, предлагаемых, например, стандартами ИСО для систем менеджмента качества, позволяет оптимизировать деятельность предприятий, улучшить качество менеджмента и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание, главным образом, на стратегическом управлении;
• возникают условия для повышения надежности, безопасности и эффективности функционирования производственных объектов, предупреждения претензий и жалоб потребителей, так как значительно сокращается уровень брака. Конструктивные принципы международных стандартов ориентируют предприятие на формирование четкого механизма управления рисками и корректирующих мер в области качества продукции [4];
• система менеджмента на предприятии позволяет значительно сократить затраты на исправление брака и, соответственно, снизить себестоимость продукции. Так называемое скрытое производство (т.е. исправление брака), которое на многих предприятиях составляет от 30 до 40% трудозатрат производства, при внедрении системы менеджмента значительно сокращается [4];
• обеспечиваются предпосылки для вовлечения всего персонала организации в управление качеством во всех процессах создания продукции/оказания услуги (от маркетинговых исследований до сервисного обслуживания), что способствует повышению ответственности за качество труда. Это особенно актуально в крупных холдинговых структурах, таких, как ПАО «Газпром»;
• наличие системы менеджмента на предприятии способствует росту его активов. Нематериальные активы предприятия могут возрастать за счет повышения стоимости торговой марки производителя, стабильно выпускающего высококачественную продукцию. Финансовые активы, соответственно, могут повышаться за счет капитализации дохода, вызванной ростом оборота (рост цены высококачественной продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.);
• оптимизация процесса организации закупок, при котором к участию в тендерах допускаются предприятия, имеющие сертификат соответствия на систему менеджмента качества, в то же время наличие на предприятии поставщика сертифицированной системы менеджмента позволяет ему без дополнительных финансовых, временных и организационных издержек преодолеть ряд устанавливаемых нетарифных (технических) барьеров в торговле [4].
Для реализации обозначенных требований на предприятиях ТЭК страны проводится разработка и внедрение систем менеджмента на соответствие требованиям международных (ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества», ISO 14001 «Системы экологического менеджмента»), национальных (ГОСТ Р ИСО серии 9000) и корпоративных стандартов.
Внедрение систем менеджмента качества (СМК) в крупных объединениях целесообразно проводить централизованно, по единому корпоративному стандарту. Однако мало разработать корпоративный стандарт, его еще нужно грамотно внедрить, особенно в условиях работы крупных холдингов и объединений. И начинать процесс внедрения нужно с управляющей компании. Это проще сделать корпорациям, имеющим развитую структуру дочерних производств, таким как ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл» и т.п. Такие предприятия могут улучшить, ускорить и удешевить внедрение стандартов организации и создание корпоративной системы менеджмента, поскольку все затраты на обучение, консалтинг, разработку типовой документации можно распределить между участниками [4]. В связи с этим разработка, внедрение и дальнейшее развитие управляющих систем предприятий ведущей отрасли страны является необходимым условием реализации Энергетической стратегии России.
Комплекс стандартов СТО Газпром 9001 на системы менеджмента качества разработан со следующими целями:
1. Создание механизмов и процедур объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов ПАО «Газпром», как со стороны потребителей, так и органов по сертификации систем менеджмента качества.
2. Повышения эффективности и результативности деятельности организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ПАО «Газпром» во всей цепи поставок.
3. Повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ПАО «Газпром» [4].
Стандарты СТО Газпром серии 9000 разрабатывались в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9000, что дает возможность: движения и совершенствования деятельности организации за счет создания условий открытой конкуренции между поставщиками ПАО «Газпром», как внешними, так и внутренними; согласования требований к системам менеджмента качества внешних и внутренних поставщиков с международно-признанными требованиями, установленными стандартами ИСО серии 9000 (ГОСТ Р ИСО серии 9000); обеспечения возможности объективного контроля выполнения требований ПАО «Газпром» в области менеджмента качества.
Необходимо отметить, что стандарты ИСО серии 9000 пересматривались пять раз, последний пересмотр произошел в 2015 году: международный стандарт ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества - Требования» был принят 23 сентября 2015 года, а уже 28 сентября был введен в действие русскоязычный аналог данного стандарта - ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [10].
В стандарте сохранен фокус на потребителей, но теперь они рассматриваются как одна из заинтересованных сторон, а построение системы качественного менеджмента ориентируется на определение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон и создание условий для повышения удовлетворенности и, по возможности, учета всех интересов. В ситуации с компаниями нефтегазовой отрасли, безусловно, на первый план выходят интересы государства, общественности и населения страны [4].
Еще одно изменение требований стандарта связано с контекстом организации (или в другом переводе - организационным устройством и средой организации). Большинство современных управленческих практик (реинжиниринг [11], концепция организационного развития [12], теория корпоративной устойчивости, управление организационными изменениями [13] и др.) ориентировано на анализ контекста организации как необходимой информации при принятии решений в отношении любых изменений. Даже системы самооценивания, включая такие наиболее известные, как Премия М. Болдрид-жа, Европейская премия в области качества, Японская премия качества им. Д. Джурана, Премия Правительства РФ в области качества, рассматривают анализ и изменение внутренней и внешней среды организации как неотъемлемую часть качественного менеджмента и достижения устойчивого успеха.
И если при принятии решений в отношении изменений и улучшений невозможно обойтись без анализа факторов контекста организации, то вполне логичными представляются требования стандарта в отношении необходимости определения, мониторинга и информированности о «внешних и внутренних проблемах, которые могут помешать выполнению ее <организации> стратегических целей и повлиять на достижение намеченных результатов» [10], тем более, что большинство компаний и без формализации данных требований занимаются такой деятельностью, например, при принятии решений о проектировании и выпуске новой продукции, освоении новых рынков, реализации различных видов инвестиционных программ. [4]
Ориентация новой редакции стандарта ISO 9001 на мышление сквозь призму рисков, без сомнения, одно из наиболее известных и ожидаемых изменений. С одной стороны, требования в отношении менеджмента рисков могут служить основой для интеграции систем менеджмента, поскольку в наиболее распространенных системах (экологический менеджмент и менеджмент производственной безопасности и охраны здоровья) управление аспектами на основе рисков является одним из основополагающих принципов построения. Собственно данный подход уже реализовался на многих предприятиях РФ, в т.ч. на предприятиях нефтегазовой отрасли, в частности, в области промышленной безопасности, где риски несчастных случаев, сбоев в производственных процессах особенно значимы и опасны. При анализе рисков здесь применялись такие инструменты как диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, FMEA-анализ и другие методы управления качеством.
Еще одно изменение требований стандарта ISO 9001, представляющееся концептуальным, касается документирования систем и данных. В стандартизированной терминологии неудачный термин «документ» будет отменен с одновременным введением понятий «документированная информация» и «информационная система». И, несмотря на то, что объем этой документированной информации несколько увеличивается по сравнению с действующей версией стандарта, каждой организации предоставляется возможность выбирать как формат документирования, так и его объемы с учетом корпоративной культуры, компетентности персонала, существующих информационных систем и других особенностей. Представляется, что такой подход должен сделать системы менеджмента менее формальными, а обмен информацией - более результативным, и обеспечить «лучшее понимание и управление процессами организации» [10].
Таким образом, изменения требований к системам качественного менеджмента нацелены на создание единой бизнес-среды компании и интеграцию всей деятельности для получения ценности. Эти изменения еще следует учесть в стандартах СТО Газпром, переходный период для организаций, сертифицированных на ИСО 9001 предыдущей версии, составит три года со дня принятия новой версии стандарта.
Особенно важным представляется тот факт, что стандарт ISO 9001 рассматривает качественный менеджмент как часть общего менеджмента компании: устанавливается четкая связь политики качественного менеджмента со стратегией организации, ее результативностью в краткосрочной и долгосрочной перспективе (конкурентоспособностью и конкурентной позицией), деятельность рассматривается во взаимосвязи и зависимости от организационного устройства и контекста компании; возникает необходимость организации единого информационного и коммуникационного поля; структурируется управление изменениями с учетом стратегии развития, возможностей (внутренних и внешних), рисков и их последствий, организуется переход от взаимодействия с поставщиками и партнерами к взаимному получению выгод и созданию общих ценностей. Внедряя систему качественного менеджмента, организации придется ориентироваться на стратегию, долгосрочные цели, связанные с постоянным улучшением и увеличением конкурентоспособности, оперировать понятиями рисков и возможностей [4].
Практически одновременно со стандартом ИСО 9001:2015 был принят в новой редакции стандарт ИСО 14001:2015 «Системы экологического менеджмента - Требования» (вступление в силу 5 сентября 2015 г.) [8]. Стандарты ИСО серии 14000 были созданы для сохранения экоструктуры и поддержания благополучного экологического состояния окружающей среды. Эти стандарты, как и ИСО 9001, универсальны: они применимы как в сфере производства, так и в сфере обслуживания, как в государственном, так и в частном секторе. Они дают ответ на вопрос: что следует сделать, чтобы рационально управлять результатами человеческой активности и их влиянием на окружающую среду? Причем, они не ограничивают это узкими рамками традиционных способов менеджмента [4].
Главная цель системы экологического менеджмента - поддерживать меры по охране окружающей среды и предотвращению её загрязнения при сохранении баланса с интересами организации. Успех функционирования системы экологического менеджмента зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации, особенно её высшим руководством. Стандарты ИСО серии 14000 направлены на уменьшение неблагоприятного воздействия организации на окружающую среду на трёх уровнях [4]: организационном - через улучшение экологической деятельности организаций; национальном - через создание существенного дополнения к национальной природо-
охранной нормативной базе как компоненту государственной экологической политики; международном - через улучшение условий международной торговли [4].
В соответствии со Стратегией энергетического развития РФ до 2030 г., одними из приоритетных аспектов энергетики определены инновационность и экологичность. Хорошим примером инновационной политики, учитывающей экологические факторы, может служить все большее распространение альтернативных источников энергии, таких как использование компримированного и сжиженного природного газа (КПГ и СПГ). Безусловно, со временем происходит, истощение нефтяных месторождений, с другой стороны мы можем наблюдать непрерывное увеличение потребления продукции нефтепереработки, что ставит новые задачи перед предприятиями нефтепромышленной отрасли. Использование КПГ и СПГ позволяет решить и экологические, и экономические проблемы.
Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Кроме того, существуют заправочные станции, на которых осуществляется заправка как КПГ, так и СПГ. Это могут быть криоАЗС с рега-зификацией или АГНКС с криогенным оборудованием. Для реализации КПГ в качестве моторного топлива компанией «Газпром газомоторное топливо» разработан и запатентован бренд БеоОа8. Стилистика бренда указывает на экологическую составляющую этого продукта и позволяет выделить его среди остальных видов топлива [5]. К преимуществам использования природного газа в качестве моторного топлива следует отнести:
• Экономичность. Природный газ - это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. Стоимость природного газа, используемого на транспорте, в среднем по России составляет 12 рублей за 1 куб. м;
• Экологичность. Двигатель транспортного средства, работающего на природном газе, соответствует стандарту Евро-5. При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду значительно снижается;
• Безопасность. Согласно классификации горючих веществ по степени чувствительности МЧС России, природный газ отнесен к самому безопасному, четвертому, классу. Кроме этого, природный газ в 2 раза легче воздуха, поэтому, в случае утечки, он быстро улетучивается;
• Технологичность. Использование природного газа в качестве моторного топлива увеличивает срок службы двигателя в 1,5-2 раза. Этому способствует чистый состав природного газа, который при сгорании не только не образует отложений в двигателе, но и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя.
Таким образом, использование КПГ и СПГ позволяет достичь решения одновременно нескольких стратегических задач на макроуровне. Их использование ведет к уменьшению вредных выбросов в выхлопных газах, уменьшает себестоимость перевозок за счет меньшей цены газомоторного топлива, способствует увеличению безопасности эксплуатируемых объектов, потребляющих газомоторное топливо. На уровне корпораций формируется новый привлекательный рынок сбыта, который является также социально значимым для населения страны в целом.
В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 г., главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат: создание благоприятной экономической среды для функционирования ТЭК (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования); введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах; повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.
Таким образом, оптимизация систем управления нефтегазовыми корпорациями с использованием требований и рекомендаций международных стандартов на системы менеджмента качества, экологического менеджмента, в совокупности с инновационной политикой, нацеленной на бережное природопользование, а, соответственно, и на будущее нашей страны, способны вывести как корпорации, так и в целом нашу страну на качественно новый уровень жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 20.11.2016).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energystrategy.ru/ projects/ES-28_08_2003.pdf (дата обращения 18.11.2016).
3. Правосудов С. Мировой лидер по запасам газа - «Газпром». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.rU/f/posts/28/174557/gazprom-magazine-6-2016.pdf (дата обращения 16.11.2016).
4. Горбашко Е.А., Рыкова Ю.А., Скрипко Л.Е. Управление качеством. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
5. Федеральный портал «Газпром газомоторное топливо». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gazprom-gmt.ru/about/products (дата обращения 18.11.2016).
6. Федеральный портал PROTOWN.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.protown.ru/ information/hide/hide_573.html (дата обращения 18.11.2016).
7. Информационный портал ПАО «ГАЗПРОМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/ press/news/2014/may/article191681/ (дата обращения 19.11.2016).
8. ИСО 14001:2015. Системы экологического менеджмента - Требования.
9. ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001:2007. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
10. ISO 9001:2015. Quality management systems - Requirements.
11. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
12. Adizes I. Management corporate lifecycles: an update and explanted look at the corporate lifecycles. NJ: Prentice Hall Press, 1999.
13. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2005.