Научная статья на тему 'Корпоративные стандарты в нефтегазовом секторе экономики России: основные проблемы и методы их реализации'

Корпоративные стандарты в нефтегазовом секторе экономики России: основные проблемы и методы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / OIL AND GAS SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурганов Евгений Олегович

Статья посвящена корпоративным стандартам в нефтегазовом секторе экономики России. Рассматриваются основные проблемы системы управления качеством в нефтегазовой отрасли. В качестве примера приведены корпоративные стандарты одного из лидеров отрасли ОАО «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чурганов Евгений Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate standards in oil and gas sector in Russia economics: basic problems and methods of their implementation

This article is dedicated to corporate standards in the oil and gas sector in Russia. It addresses the key issues and the complexity of the quality management system in the industry. The main example of consideration of this issue is corporate standards of one of the industry leaders of OAO Gazprom.

Текст научной работы на тему «Корпоративные стандарты в нефтегазовом секторе экономики России: основные проблемы и методы их реализации»

Е.О. ЧУРГАНОВ

Евгений Олегович ЧУРГАНОВ — аспирант кафедры экономики и управления качеством СПб ГУ ЭФ. В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — стандартизация и управление качеством продукции; управление инновациями.

^ ^ Ъ

КОРПОРАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ*

Нефтегазовый сектор в настоящее время характеризуется высокой степенью социальной, экономической и политической значимости не только в России, но и во всем мире. Так, нефтегазовые запасы России составляют почти 20 % от общемировых запасов, большинство нефтегазовых предприятий являются градообразующими, также этот сектор в значительной степени является бюджетообразующим сектором экономики нашей страны. В настоящее время нефтегазовый сектор экономики приобретает политическую окраску.

Россия — уникальная нефтегазовая держава, обладающая одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13 % территории Земли, в стране, где проживает менее 3 % населения мира, сосредоточено около 13 % мировых разведанных запасов нефти и 34 % запасов природного газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12 % от мирового производства [1].

Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших в нашей стране. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, примерно треть объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. Как и в большинстве отраслей российской экономики, здесь существует ряд проблем, которые носят правовой, экономический, социальный и экологический характер. Вследствие этого российский нефтегазовый сектор развивается недостаточно быстро и эффективно, используя свой потенциал всего на 38 %. В условиях глобальной экономики эти проблемы обостряются. Между тем соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс — финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. В связи с этим актуальными становятся задачи завоевания новых рынков, укрепления доверия инвесторов, снижения издержек, повышения экономической эффективности производства и менеджмента. Для решения поставленных задач предприятия должны не только выпускать качественную продукцию, но и демонстрировать высокий уровень менеджмента. Это достигается усовершенствованием систем менеджмента качества, соответствующих российским и международным стандартам [2].

Нефтегазовый сектор имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, способствующая формированию промышленности,

ГРНТИ 06.75.02 © Е.О. Чурганов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Е.А. Горбашко.

росту городов и поселков. Но на долю нефтегазового сектора приходится около 90 % выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых в воду, что, бесспорно, вызывает тревогу. Это первая проблема, на которую следует обратить внимание, говоря об усовершенствовании системы менеджмента качества на предприятиях нефтегазового сектора РФ.

Для данного сектора характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа). Нефтегазовый сектор взаимодействует со всеми отраслями народного хозяйства — использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом.

В настоящее время нефтегазовый сектор России переживает свое второе рождение, что обусловлено множеством причин. Назовем некоторые из них. Это более высокие требования к качеству сырья, современные экологические требования, истощение старых месторождений — источников сырья, более масштабная глобализация отрасли, передел рынков сбыта, современные технологии работы нефтегазовых компаний, появление качественно нового оборудования, модернизация стратегии нашей страны в развитии данной отрасли и т. д.

Одной из тенденций развития современного менеджмента качества стала разработка на основе стандартов ИСО серии 9000 отраслевых или корпоративных (фирменных) стандартов, более полно и конкретно учитывающих отраслевую специфику, а также требования и интересы конечных потребителей.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях нефтегазового сектора предполагает идентификацию (выделение) процессов, их развертывание (определение их характеристик), документирование процессов (их описание в процедурах или стандартах предприятия), определение последовательности и взаимодействия процессов (составление матрицы ответственности по процессам и цепочек взаимосвязи процессов).

Отраслевой особенностью нефтегазовых предприятий является многообразие процессов на всех этапах жизненного цикла продукции, включающих добычу, переработку, транспортировку, продажу сырья и т. д. Каждый из процессов по своей структуре сопоставим с деятельностью отдельно взятой крупной компании, работающей в рамках своей деятельности [5]. Систематизация всей этой «промышленной машины», создание единых стандартов управления, единой системы качества всех участников промышленного процесса предприятия — ключевая задача менеджмента компании. В силу отраслевой специфики нефтегазовые предприятия являются крупными предприятиями с огромным количеством задач, большой ответственностью за каждый используемый процесс и с немалыми ограничениями своей деятельности, например экологическими, техническими, природными и т. д. Большинство компаний нефтегазового сектора работают на международном рынке, поэтому им необходимо соответствовать международным требованиям качества.

В настоящее время ОАО «Газпром» реализует более 800 различных проектов, в том числе ряд крупных международных, направленных на увеличение добычи газа и расширение газотранспортной системы [4]. Для осуществления столь масштабного строительства необходимы закупки значительного количества оборудования и материалов надлежащего качества. В поставках материалов и оборудования для нужд отрасли участвует около 3000 предприятий, причем около 85 % общего объема поставок осуществляют отечественные предприятия [6].

Комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества разработан в Российской Федерации впервые. Он получил высокую оценку российских и зарубежных специалистов и был одобрен Правительством РФ. Необходимость их применения предприятиями — поставщиками продукции определяется политикой, проводимой ОАО «Газпром» в области управления качеством потребляемой продукции, а также контрактными и тендерными условиями. Общая структура стандартов СТО Газпром серии 9000 приведена на рисунке.

ОБЩИЕ

Основные положения и словарь ИСО 9001:2008 + СТО Газпром 9000

Руководящие указания по оценке СМК

ИСО 19011:2011 + СТО Газпром 9001

НОРМАТИВНЫЕ

Требования

ИСО 9001:2008 + СТО Газпром 9001 Часть 1. Общие требования Часть 2. Специальные требования

Рекомендации по улучшению деятельности

ИСО 9004:2010

+

СТО Газпром 9004 Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ

Рис. Общая структура стандартов СТО Газпром серии 9000

На вопрос самой системы менеджмента качества хотелось бы обратить особое внимание. При выставлении требований стандартом СТО Газпром 9000 основа бралась из государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, но с определенными дополнениями и критериями. По государственным стандартам организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандарта.

С точки зрения стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, п. 4.1, организация должна:

а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов [7].

Представленные выше требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром», были уточнены и дополнены специалистами корпорации. К дополнительным требованиям относятся:

• внедрение и использование информационных технологий;

• организация кооперации при капитальном строительстве;

• обеспечение промышленной безопасности и охраны окружающей среды;

• централизованное материально-техническое обеспечение;

• проектирование объектов капитального строительства.

Выделение указанных выше направлений и соответствующих процессов обусловлено:

1) их влиянием на общую организационную, структурированную и экономическую эффективность деятельности ОАО «Газпром»;

2) взаимосвязью основных (производственных) и сопутствующих процессов в деятельности организации и внутренней и внешней корпоративной политикой ОАО «Газпром», направленной на создание единых интегрированных систем менеджмента.

Следует более детально рассмотреть цели в области качества стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 и СТО Газпром серии 9000 (см. табл.). Представленные дополнительные требования ОАО «Газпром» регламентируют деятельность организаций поставщиков в корпоративной политике, системе развития, технологических рамках и т. д.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что системы менеджмента качества на предприятиях нефтегазового сектора носят глобальный характер. Корпоративные и отраслевые стандарты сектора системно ужесточают требования к работе всех процессов компании, регламентируют более четкую

и слаженную политику, задачи и цели деятельности. Вместе с тем основа международных стандартов остается присуща отраслевым и корпоративным стандартам системы менеджмента качества.

Таблица

Сравнительная таблица целей в области качества: ГОСТ Р ИСО 9001 и СТО Газпром серии 9000

Цели в области качества относительно ГОСТ Р ИСО 9001 Цели в области качества с редакцией и дополнением СТО Газпром серии 9000

Высшее руководство организации должно обеспечивать условия, при которых цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества [1] Цели в области качества должны быть документально оформлены и включены в документально оформленный бизнес-план, в котором следует отразить: • анализ рынка; • планы продаж; • планы удовлетворения потребителей; • развитие инфраструктуры и трудовых ресурсов; • планы по разработке и исследованиям; • ключевые показатели качества и эффективности работы; • финансовое планирование. Цели и бизнес-планы могут составляться как на короткий срок (1-2 года), так и на более длительный (3 года и более). Цели в области качества должны учитывать требования и ожидания как непосредственных, так и конечных потребителей и быть достижимыми в течение установленного периода [3]

[ГОСТ Р ИСО 9001-2008, п. 5.4.1] [СТО Газпром серии 9000]

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов А.К. Управление качеством. М.: Логос, 2008. 288 с.

2. Ильенкова С.Д. Управление качеством. М., 1998. 113 с.

3. Jlanudyc В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года, ООО «Центр Приоритет АДМ», 2005. 88 с.

4. Миронов М.Г. Управление качеством. М.: Проспект, 2006. 206 с.

5. Михеева E.H., Сероштан М.В. Управление качеством. М.: Дашков и К°, 2009.

6. Христенко В.Г. Россия на мировых рынках нефти и газа. М., 2003. 216 с.

7. ЭвансД. Управление качеством. М.: Юнити-Дана, 2007. 703 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.