Наконец, правомерно констатировать наличие процесса самоизменяемости человека под знаком социального или антисоциального вектора (саморазвитие, самосовершенствование, саморазрушение и др.) в соответствии с имеющимися ресурсами и учетом объективных условий жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Балл Г.О. Ддалопчт ушверсалп сучасного гумашзму / Г.О. Балл // Гумант. науки. - 2001. - № 1. - С. 4-11.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.
4. Бех 1.Д. Особистюно зор1ентоване виховання: Науково-метод. по-абник. - К.: УЗМН, 1998.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003.
6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 99-105.
7. Запорожец А.В. Научная концепция исследования НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Психология в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 10.
8. Краснова О.В., Лидерс А. Т. Социальная психология старости. - М., 2002.
9. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.
10. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.
11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.
12. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // Lifeline и др. Новые методы психологии жизненного пути. - М., 1993.
13. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.
14. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
15. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. - 2-е изд. - СПб., 1996.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
© Шипилова Е.В.*
Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград
Современный этап развития дефектологии предполагает поиск путей поддержки каждой категории лиц с особыми образовательными по-
* Старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и психологии.
требностями. В статье освящены современные аспекты развития ло-гопсихологии (психологии лиц с нарушениями в развитии речи) как отрасли специальной психологии. Актуальным представляется освящение проблем профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи.
На современном этапе развития специальной психология большое внимание придается определению аспектов такой ее отрасли как психология детей с нарушениями речи. Нередко эту область научных знаний называют логопсихологией.
Термин «логопсихология» в специальной психологии используется по аналогии с терминами «тифлопсихология» (психология слепых и слабовидящих), «сурдопсихология» (психология глухих слабослышащих), «оли-гофренопсихология» (психология умственно отсталых), т.е. психология лиц с речевой патологией.
Однако, учитывая дословный перевод термина «логопсихология» (от греч. корня 1оgos - слово, речь), некоторые специалисты под логопсихологией понимают психологию речи. Мы полагаем, что такое отождествление неправомерно, поскольку психология речи рассматривает речь и механизмы речи как психический процесс, т.е. «концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи» [1].
В нашем понимании логопсихология - это психология лиц с нарушениями речи, поэтому эти термины можно рассматривать в одинаковом контексте.
Кроме того, следует разграничивать понятие «логопсихология» от понятий «психолингвистика», «нейропсихология», «нейролингвистика», «логопедия», «логопедагогика». Специалисты этих областей рассматривают лиц с нарушениями речи под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Психолингвистика - наука, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятие структурой соответствующего языка (или языка вообще).
Нейропсихология (от греч. пеигоп - нерв, psyche - психика) - это наука о мозговой организации высших психических функций (ВПФ) человека, которая изучает: психологическую структуру и мозговую организацию неречевых ВПФ и речевую функцию; нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного и межзональных связей); нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития и в период зрелости.
Нейролингвистика (от греч. пеигоп - нерв, лат. lingua - язык) - отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те из-
менения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Логопедия - педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Логопедагогика - раздел специальной педагогики о воспитании и обучении детей с первичными речевыми нарушениями.
Вышеперечисленные научные дисциплины напрямую или косвенно изучают речь (речевое развитие), но не рассматривают особенности психического развития, обусловленные нарушениями речи.
Логопсихология - это отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития людей, имеющих речевую патологию первичного характера, механизмы компенсации речевых дефектов и занимается разработкой системы психокоррекционной помощи этим людям.
Логопсихология помогает видеть не только речевое расстройство, а, прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевого нарушения с особенностями психического развития в целом; устанавливать контакт с детьми разного возраста; выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и личностного развития; проводить психокоррекционно-развива-ющую работу с учетом ведущего для данного возраста вида деятельности.
Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX - началу XX в.в.
Калягиным В. А. (2006) выделены следующие этапы развития логоп-сихологии [2].
I этап (конец XIX - до 70-80-х гг. XX в.) - накопление фактов и создание концептуальных установок. Этот период характеризуют только отдельные упоминания в литературе психологических проблем лиц с различными нарушениями речи (прежде всего страдающих алалией, афазией, заиканием). Широко известны работы Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лу-рия, Н. Г. Морозовой, Шохор-Троцкой и др.
II этап (последняя четверть XX в.) - формулирование концепций, структурирование фактического материала благодаря применению различных экспериментально-психологических методик. В поле зрения психологов включаются такие расстройства как дизартрия, ринолалия, нарушения голоса. Появляются специальные работы, посвященные отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Т.В. Ахутина, Т. А. Ви-зель, В. А. Калягин, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, и др.).
III этап (конец XX - начало XXI в.) - развитие разнообразных методов практической помощи на базе формируемых теоретических представле-
ний. Среди современных отечественных исследований в рамках проблематики логопсихологии можно отметить работы по изучению особенностей ощущений и восприятия у детей с речевыми нарушениями (Г.Ф. Сер-гева, Л.И. Белякова, А.П. Воронова, О.И. Усанова, Л.С. Цветкова и др.); особенностей внимания (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.); особенностей памяти (И.Т. Власенко, Э.Л. Фигередо и др.); особенностей мышления и воображения (Т.Н. Синякова, М.А. Фотекова, Ю.А. Элькин, В.П. Глухов и др.); особенностей коммуникативных навыков у детей с речевой патологией (О.С. Павлова. Л.Г. Соловьева и др.); личностных особенностей детей с нарушенным речевым развитием (В.М. Шкловский, В.И.Селиверстов, Г. А. Волкова, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова и др.).
Потребности обучения и воспитания детей с нарушениями речи определили круг задач логопсихологии. На современном этапе развития отечественной специальной психологии можно выделить следующие задачи логопсихологии:
- систематизация речевых расстройств;
- раскрытие общих и специфических закономерностей психического развития детей с первичными речевыми нарушениями различной степени тяжести и этиологии;
- установление зависимости психического развития от характера, механизмов и степени выраженности речевого дефекта первичного характера;
- изучение развития конкретных психических процессов, свойств и состояний у лиц с речевой патологией;
- определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств обучения и воспитания;
- разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие от сходных по внешним проявлениям состояний (аутизм, задержка психического развития, мутизм, нарушения слуха, умственная отсталость);
- разработка методов психологической коррекции и профилактики психических нарушений в детском возрасте.
Теоретическим аспектом логопсихологии является изучение психического развития детей-логопатов и разработка научных методов профилактики, выявления и преодоления отклонений в психическом развитии. Ло-гопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е, Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ре-
бенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводить к целому ряду отклонений». Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка с речевым нарушением могут приводить к трудностям общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром.
Практическим аспектом логопсихологии является профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи. В процессе коррекционно-развивающей работы предусматривается: развитие сенсорных функций; развитие моторики (речевой); развитие познавательной деятельности (внимания, мышления, памяти, воображения); формирование личности ребенка с одновременной регуляцией; коррекция социальных отношений (в том числе воздействие на социальное окружение); использование компенсаторных возможностей ребенка.
Педагогу-психологу, а также специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи важно знать: закономерности психического развития ребенка; владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста - для дифференциации различных форм речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, задержка психического развития), эмоциональными и поведенческими расстройствами.
На современном этапе развития логопсихологии особое внимание придается разработке и совершенствованию методов практической помощи лицам с нарушениями речи.
В настоящее время широко применяются такие психологические технологии как игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, куклотерапия, психогимнастика. Однако психологами в практической деятельности не всегда учитываются психологические особенности детей с нарушениями речи, в связи с этим остается актуальным адаптация методов психологической помощи с учетом категории лиц. Мы полагаем, психологам, работающим с лицами с речевой патологией, необходимо владеть не только психотерапевтическими методами, но и знаниями о речевых нарушениях (их механизмах, тяжести, структуре), об особенностях психофизического развития лиц с нарушениями речи, а также знать современные подходы к классификациям речевых нарушений и к организации практической помощи.
Спиоск литературы:
1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Лабиринт, 2001.
2. Калягин В.А. Становление логопсихологии // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4.
3. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 224 с.