ю
%
<N
тН
о
(N
УДК 377(571.53) ББК 74.474.7(2Рос)
В.М. Рыков Е.В. Пономарева
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА БИЗНЕСА И ПРАВА БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА)
Рассмотрен опыт организационно-методической работы Колледжа бизнеса и права Байкальского государственного университета экономики и права по переходу на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Ключевые слова: внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; Колледж бизнеса и права; Байкальский государственный университет экономики и права.
V.M. Rykov E.V. Ponomareva
SS1
2нё Яз =
Ин5|
н£ї
Н51
Ой"
%<s ^ і
5s 1
^ Л £
« V I
8s!
о
ЕнО а
£м§|
МО I
нее
н
н
о
н
PQ
со
Н
CONTEMPORARY ASPECTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF COLLEGE OF BUSINESS AND LAW BAIKAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW)
The article describes organizational and methodical practices of transfer to the new Federal Standards at College of Business and Law of Baikal State University of Economics and Law.
Keywords: introduction of the new Federal Standards of Secondary Professional Education; College of Business and Law; Baikal State University of Economics and Law.
В современных условиях подготовки специалистов среднего профессионального образования приоритетным направлением становится организационно-методическая работа по внедрению федеральных государственных стандартов нового поколения.
Колледж бизнеса и права (далее — Колледж) с сентября 2010 г. осуществляет учебный процесс на базе основного общего образования (9 классов). Для этого организация методической работы потребовала кардинальных перемен. Первоначально был принят курс на переход от вузовской организационной модели к ссузовской. А именно: на базе трех факультетов и четырех кафедр были организованы два отделения и четыре цикловые комиссии, назначены заведующие отделений, председатели цикловых комиссий, разработаны положения и должностные инструкции для сотрудников, закреплены специальности (табл. 1).
Для открытия набора студентов на базе основного общего образования были подготовлены учебные планы по 13 специальностям в программе GosInsp, которые прошли двойную проверку автоматизированного контроля соответствия РУПов требованиям ГОС СПО в ФГУ «ИМЦА» (г. Шахты). На сегодняшний день в программе GosInsp разработаны и внедрены учебные планы по девяти направлениям ФГОС и ведется работа по разработке методического обеспечения внедрения ФГОС.
© В.М. Рыков, Е.В. Пономарева, 2012
%
тН
о
<М
Таблица 1
Распределение специальностей по отделениям и цикловым комиссиям
«К1
2нё ЯЧ г
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к 1
«Л*
ь Е
« V I
8Н! Й§ о
ЕнО а
£мЦ
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Цикловая комиссия Председатель Специальность
Экономическое отделение
Бухгалтерского учета и экономической оценки Кобелева Александра Николаевна 080110 — Экономика и бухгалтерский учет
120714 — Земельно-имущественные отношения
080110 — Банковское дело
030912 — Документационное обеспечение управления и архивоведение
Финансово-экономических дисциплин Диденко Людмила Васильевна 080109 — Финансы
080201 — Менеджмент
080118 — Страховое дело
Информационно-гуманитарное отделение
Социально-гуманитарных дисциплин Головных Ирина Анатольевна 030912 — Право и организация социального обеспечения
030503 — Правоведение
Информационных и технических дисциплин Абалакова Людмила Михайловна 250110 — Лесное и лесопарковое хозяйство
220417 — Автоматизированные системы обработки информации и управления
230701 — Прикладная информатика
250109 — Садово-парковое и ландшафтное строительство
С 2011 г. Колледж организует профессиональную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов нового поколения для базы основного общего образования (9 классов) и для базы полного общего образования (11 классов).
На сегодняшний день в Колледже ведется интенсивная работа по освоению и внедрению ФГОС в учебный процесс. С этой целью разрабатывается полный комплект методического обеспечения:
1. Так, освоение компетентностного подхода Колледж начал с анализа ФГОС и составления матриц компетенций. За основу была взята структура, принятая в вузе. Экспертные комиссии провели кропотливую работу с каждым преподавателем по изучению текста ФГОС, общих, профессиональных компетенций и профессионального опыта выпускника по каждой специальности. Итог этой работы позволил систематизировать работу по разработке рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей. Для удобства организации методической работы матрицы были расположены на сайте Колледжа (http://kbp.isea.ru/ Metod-rabota/Matricy-kompetencij).
2. Нами подготовлены к внешней экспертизе ОПОП специальностей, включающие программы дисциплин и профессиональных модулей, а также программы всех видов практик. Аннотированный вариант ОПОП специальностей СПО, реализуемых в Колледже доступен на нашем сайте (http://kbp.isea.ru/Metod-rabota/OPOP), а также, для удобства работы приемной комиссии, была добавлена перекрестная ссылка с сайта университета (http://abiturient.isea.ru/college/forms.aspx), что существенно облегчает навигацию абитуриенту.
3. Одной из многочисленных трудностей перехода на ФГОС стал переход к рыночным условиям хозяйствования, а именно, отсутствие в свободном доступе примерных программ. Рынок образовательных услуг диктует свои условия. Но, несмотря на эту трудность, преподавателями Колледжа были первоначально разработаны примерные программы дис-
%
Ю циплин и профессиональных модулей, которые легли в основу ОПОП,
которые станут базисом для последующей ежегодной их доработки.
4. В целях расширения материально-технической базы и, как следс-
N твие, повышения результативности работы по формированию общих/
^ профессиональных компетенций, а также формирования конкретных
5^ видов профессиональной деятельности студентов были созданы новые
лаборатории «Естествознания» и «Специальных компьютерных дисциплин», закуплены и установлены семь мультимедийных установок, активно используемых преподавателями на ежедневных занятиях.
5. Сотрудники колледжа участвовали в практико-ориентированном семинаре по теме «Разработка критериально-ориентированных контрольно-оценочных средств в рамках ФГОС нового поколения» с получением квалификации сертифицированного эксперта по разработке контрольно-оценочных средств для ОПОП НПО и СПО. В настоящее время в Колледже организуется работа экспертных групп по разработке КОС и формированию фонда оценочных средств по специальностям.
В целом методическая работа имеет системный характер и вариативные организационные формы.
Ежемесячно проводятся заседания Методического совета. Так, тема методической работы на 2012-2013 учебный год — построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Цель методической работы — обновление содержания педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Основные задачи методической работы:
1. Совершенствовать методический уровень педагогов по переходу на ФГОС, внедрению компетентностного подхода.
2. Приведение методического обеспечения в соответствие с требованиями новых руководящих документов, учебных планов и программ.
3. Обеспечить оптимальный уровень квалификации педагогических
§ЦЦ¥ кадров в области качества, инновационных подходов к процессу обуче-
== ния и воспитания.
«н“
4. Создать необходимые условия для адаптации вновь принятых пе-
ой § дагогов, их успешной адаптации в коллективе.
^1 5. Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта
й* | творчески работающих преподавателей.
о§1 6. Создание условий для научно-методической деятельности препо-
в ^ | давателей и учащихся.
| Ежегодно преподавателями разрабатываются и публикуются методи-
в ческие материалы: УМКд; КТПд; РПд; аннотация дисциплины; ОПОП;
йоэ КИМы/КОСы. На сайте Колледжа работает ссылка для организации
к®Э просмотра методической документации преподавателями и студентами
(http://college.isea.ru/Учебно-методические материалы). На цикловых комиссиях ежегодно обновляются в полном соответствии с учебными 23 планами рабочие программы, КТП, программы практики, КИМы, би-
леты выпускных экзаменов. На сегодняшний день актуальными задачами становится разработка методических рекомендаций к написанию и защите выпускной квалификационной работы, разработка контрольно-оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям, пополнение фонда оценочных средств. со т В 2010 г. в Колледже проведена большая работа по систематизации
Н Рейтинговой системы оценивания результатов обученности: по всем дис-
циплинам учебных планов была унифицирована форма требований критериев рейтинговой оценки. Рейтинговая оценка используется в учебном
н
о
н
Р5
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
процессе Колледжа с пропедевтической целью — облегчение адаптационного периода прологнированного обучения Колледж ^ Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП). Эта работа стала хорошим подспорьем при разработке ОПОП-специальностей в соответствии с ФГОС. Нами априори был определен разноуровневый подход освоения дисциплины:
- репродуктивный уровень (соответствует, как правило, — 41 баллу);
- частично-поисковый уровень (соответствует, как правило, — 71 баллу);
- творческий уровень (участие в НИРС, как правило, — 91 балл и выше).
Ежегодно преподаватели и сотрудники Колледжа повышают квалификацию по общепедагогическим и узкопрофессиональным программам. На сайте Колледжа (http://kbp.isea.ru/Nauka/Povyshenie-kvalifikacii) абитуриенты, их родители могут получить информацию о росте компетентности наших сотрудников.
Одной из актуальных задач, стоящих перед учреждениями профессионального образования, является наличие у преподавателей педагогического образования. Наш Колледж так же столкнулся с этой проблемой. Большинство преподавателей, организующих учебный и воспитательный процесс являются профессионалами в своей предметной области, но не имеют профессионального педагогического образования. Поэтому на базе Колледжа в 2009 г. были организованы курсы по тематике «Современные педагогические технологии» объемом 72 ч для всех преподавателей. Ведущие сотрудники Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Иркутского государственного педагогического университета провели курсовую подготовку по наиболее актуальным вопросам педагогической практики:
1. Государственная политика в области педагогической деятельности.
2. Основы педагогической деятельности в современных условиях.
3. Педагогические технологии.
4. Психология личности современного студента.
Преподаватели Колледжа, после выполнения и защиты, итоговой работы получили удостоверения государственного образца.
Огромной сложностью стало теоретическое и методологическое осмысление внедрения компетентностного подхода и перехода на ФГОС нового поколения. Новая терминология, требования, роль преподавателя в современных условиях потребовали на базе Колледжа организации курсов повышения квалификации по программе «Внедрение ФГОС в педагогический процесс СПО». С весны 2011 г. и по сегодняшний день Колледж сотрудничает с кафедрой профессионального образования ОГАОУ ДПО «ИИПКРО». Сотрудники кафедры проводят лекции и практические занятия, круглые столы и мастер-классы по проблемам:
1. Модернизация системы профессионального образования РФ.
2. Переход на прерывное ВПО. Слияние уровней НПО и СПО.
3. Изменения в структуре ФГОС, ОПОП.
4. Цели профессионального образования, в связи с переходом на ФГОС.
5. Разработка программ учебной и производственной практики.
6. Современные подходы к организации и проведению учебной и производственной практики в соответствии с требованиями ФГОС. Современные требования к уроку производственного обучения.
7. Система требований к оценке деятельности студентов в процессе прохождения учебной и производственной практики.
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
Ен^ 1
ой-
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§|
« ЦТ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
8. Взаимодействие образовательного учреждения и работодателя при организации практики в соответствии с требованиями ФГОС.
9. Система оценки достижения планируемых результатов обучения в соответствии ФГОС.
10. Система сертификации профессиональных квалификаций.
11. Требования к процедуре итоговой аттестации выпускников в соответствии с ФГОС нового поколения.
12. Отчетная документация по практикам, которая нужна на квалификационный экзамен.
13. Методика проведения квалификационного экзамена.
14. Методика проведения ГЭК и защиты ВКР.
15. Методика проведения экзаменов по МДК.
Колледж не прекращает своего сотрудничества и с Восточно-Сибирской государственной академией образования, запланирован методологический семинар «Экспертиза тестовых материалов» с обсуждением вопросов:
1. Основные квалиметрические характеристики педагогических тестов.
2. Основные требования к заданиям в тестовой форме.
3. Анализ качества тестовых материалов.
Таблица 2
Сводные показатели повышения квалификации ППС Колледжа бизнеса и права за 2007-2011 гг.
Год Прошедшие повышение квалификации, чел. Общий объем повышения квалификации, ч
2011 35 2 344
2010 11 376
2009 35 2 507
2007 12 848
Всего 93 6 075
Новизной в работе Колледжа стала работа по внедрению элементов системы менеджмента качества, реализуемой в университете. В 2010 г., впервые в Колледже было проведено мониторинговое исследование «Учебный процесс глазами студентов». С 2010 г. в Колледже проводится работа по методическому сопровождению учебного процесса, а именно, посещение занятий методистом с последующим психолого-педагогическим анализом. В связи с переходом на ФГОС изменилась и сама схема анализа занятия. За 2010 г. посещено 43 занятия, в 2011 г. — 6 занятий вновь принятых преподавателей, в 2012 г. — 11 занятий вновь принятых преподавателей. Ежегодно проводится взаимопосещение занятий преподавателями. Так, каждый преподаватель посещает 2-4 занятия коллег за год. Этот вид работы необходим не столько для внешнего контроля, сколько для обмена опытом между коллегами. В помощь молодым специалистам, принятым в штат Колледжа, организована «Школа молодого преподавателя».
Сегодня Колледж работает в направлении формирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников. Уже стало доброй традицией сертифицировать навыки и умения студентов Колледжа в области владения компьютерными технологиями. Ежегодно студенты проходят квалификационные испытания и получают сертификаты от компании «Консультант Плюс». Информацию за последние два года можно получить на сайте Колледжа (http://kbp.isea.ru/Nauka/Sertifikacija).
Ю
%
тН
о
«К1
2нё Яч > нД
ОЙ"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« Я" I
8Н! й§ о
ЕнО а
£М1| МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Ежегодно в Колледже проводятся социологические опросы первокурсников с целью выяснения мотивов выбора нашего образовательного учреждения.
Хорошие отзывы
Поступили на бюджет
Дальнейшее поступление в БГУЭП
Территориальная расположенность
Престижный Друзья, знакомые (учатся или поступили)
Понравился Колледж в целом Понравилась специальность и будущая профессия
1 18
1
24 I 33
1 27
61
\ 1 1 1 1
0 20 40 60
Мотивы выбора Колледжа первокурсниками в 2012 г.
80
Ежегодно в Колледже так же проводятся опросы выпускников, которые обсуждаются на заседаниях методического совета и имеют следующие цели: совершенствование учебного процесса и построение преемственных связей Колледж ^ БГУЭП (табл. 3, 4).
Таблица 3
Выбор специальностей БГУЭП (по ГОС) выпускниками Колледжа бизнеса и права (результаты опроса за 2009-2011 гг.)
Направление подготовки 2009 2010 2011
030501 — Юриспруденция 61 17 63
030601 — Журналистика 0 0 1
080104 — Экономика труда 0 0 3
080505 — Управление персоналом 3 0 4
030301 — Психология 0 1 2
040101 — Социальная работа 0 1 2
080105 — Финансы и кредит 59 17 41
080107 — Налоги и налогообложение 21 2 13
080115 — Таможенное дело 8 0 16
080109 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит 9 6 10
080111 — Маркетинг 9 7 2
080301 — Коммерция (торговое дело) 6 0 6
080102 — Мировая экономика 1 0 2
080102 — Европейская экономика (русско-французский факультет) 0 1 2
080103 — Национальная экономика (корпоративное управление) 0 0 1
080507 — Менеджмент организации 9 1 6
080502 — Экономика и управление на предприятиях транспорта, связи и лесного комплекса 10 12 5
080502 — Экономика и управление в инвестиционностроительном бизнесе и недвижимости 23 21 4
080401 — Товароведение и экспертиза товаров 0 0 4
080504 — Государственное и муниципальное управление 0 3 4
080801 — Прикладная информатика в экономике 0 8 2
Всего 219 97 193
ю
%
тН
о
<М
Таблица 4
Выбор специальностей БГУЭП (по ФГОС) выпускниками Колледжа бизнеса и права (результаты опроса за 2012 г.)
«К1
Яч >
Мн8|
«31
Ой"
^ 1
1
«Л*
« ЦТ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£мц
ЙО I
йй-1
Н®п
И
н
н
о
н
м
со
Н
Направление подготовки 2012
Лесное дело 3
Гражданское право 12
Уголовное право 21
Государственное и международное право 1
Социальная работа 2
Экономика предприятия и предпринимательская деятельность 23
Мировая экономика 1
Финансы и кредит 48
Налоги и налогообложение 6
Бухгалтерский учет, анализ и аудит 10
Экономика нефтегазового комплекса 1
Экономика строительства и недвижимости 6
Экономика в сфере торговли и общественного питания 1
Управление инвестиционно-строительным бизнесом и недвижимостью 11
Менеджмент на предприятиях транспорта и связи 1
Менеджмент в сфере услуг 2
Управление малым бизнесом 1
Управление персоналом 3
Государственное и муниципальное управление 5
Туризм 2
Землеустройство и кадастры по профилю «Управление недвижимостью» 11
Прикладная информатика 5
Таможенное дело 1
Всего 177
С 2010 г. Колледж подключился к системе АСУ вуза. Через АРМ «Кафедра» учебные планы из программы GosInsp (Шахты) были преобразованы для внутренней организации учебного процесса. На сегодняшний день можно смело утверждать, что в учебных планах, сформированных в двух разных программах, имеется полное соответствие по часам, формам отчетности. У каждого преподавателя установлено приложение АРМ «Преподаватель», где индивидуально доступна информация об учебной нагрузке, рейтинге и результатах опроса «Преподаватель глазами студента». Сегодня преподаватели Колледжа активно осваивают электронный индивидуальный план преподавателя. Ближайшей перспективой станет переход на составление электронного расписания занятий и освоение электронного журнала нагрузки преподавателя.
Одной из сильных сторон в организации методической работы в Колледже является тесная связь с работодателями, а именно: ведущие эксперты ОАО КБ «Радиан», ООО «Диамант», УПФ РФ (ГУ) Иркутской области, ОВД по Иркутскому району, Следственная часть ГУ МВД РФ по Сибирскому округу, ОАО «Байкальский банк Сбербанка РФ», ИФНС РФ по Иркутской области, СК «МАСКи», ОАО СК «ВостСибЖАСО», БТИ Иркутской области, АУ «Иркутский лесхоз», МУПЭП «Горзеленхоз», «Ботанический сад ИГУ», ООО «Истленд», Государственный архив Иркутской области, «Агентство лесного хозяйства Иркутской области», «Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству» принимают участие во внедрении компетентностного подхода, разработке учебных планов, программ производственных практик, заданий и форм итоговой аттестации выпускников. Ежегодно выпускные квалификационные работы студентов специальности 230103 — АСУ внедрены на производство (табл. 5).
%
(N
тН
О
(N
Выпускные квалификационные работы 2011 г. с внедрением на производство
Таблица б
SS1
2нё ЯЧ г
BhSI
HSS
«Зі
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
«Л* g§! h Е
S Я" I
8s!
M g! о
СнО!
£яц
МО I £И4
See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
ФИО студента Руководитель практики от отделения Тема дипломного проекта/работы
Китин Артем Владимирович Н.Г. Бурдина Аукцион государственных закупок Администрации п. Тыреть
Кувайшин Матвей Станиславович Т.Г. Журавлева Начисление заработной платы в программе 1С: Предприятие 7.7 (на примере МУЦБ № 5 г. Иркутск)
Олейников Владимир Сергеевич Л.П. Веретенина Автоматизация работ на СВП с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС (на примере СВП «Баргузин»)
Такчинаков Родион Витальевич Л.В. Казанцев Автоматизированная система управления заказами типографии (на примере ООО «Сибполиграфсервис»)
Шевченко Павел Олегович Л.П. Веретенина Расчет заказов контрагентов (на примере ООО «Автокран»)
В последнее время нами взят курс на слияние методической, научной и профориентационной работы. Первым интеграционным мероприятием стала первая научно-практическая конференция школьников «Иркутск и Иркутская область», в которой приняли участие 112 участников из школ гг. Иркутск, Ангарск и Шелехов. Для участия в конкурсе было получено 149 заявок и 112 статей школьников, из которых эксперты секций отобрали лучшие статьи в сборник. Информация о мероприятии расположена на сайте Колледжа (http://kbp.isea.ru/Nauka/NPK-shkolqnikov). Педагогическое мастерство преподавателей оттачивается и при организации разных форм научных мероприятий (http://kbp.isea.ru/Nauka/Formy-raboty). Новшеством в научно- и учебно-исследовательской работе Колледжа в 2011-2012 учебном году стала организация серии предметных олимпиад для студентов подготовительного отделения, в которых приняли участие 178 первокурсников. Развитию научного мировоззрения студентов способствовали 179 докладов на девятнадцати секциях семьдесят третьей научной конференции студентов в Колледже. Фотографии и отчеты об участии студентов размещены на сайте Колледжа. За 2011-2012 учебный год 238 студентов Колледжа приняли участие в тринадцати олимпиадах. На базе Колледжа была проведена одна региональная олимпиада. 214 студентов были задействованы в прочих научных мероприятиях на базе Колледжа.
В текущем 2012-2013 учебном году приоритетными направлениями станут:
1. Привлечение работодателей к методической работе.
2. Совершенствование программ всех видов практик.
3. Пополнение ФОС.
4. Стажировки преподавателей на базах работодателей.
5. Сертификация компетенций студентов.
Информация об авторах
Рыков Виктор Михайлович — доктор экономических наук, профессор, директор Колледжа бизнеса и права Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Пономарева Елена Владимировна — заведующая методическим кабинетом Колледжа бизнеса и права Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Authors
Rykov Viktor Mihailovich — Doctor of Economics, Professor, Director, College of Business and Law of Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
Ponomareva Elena Vladimirovna — Head of the Curriculum Office, College of Business and Law of Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].