%
СО УДК 378.1 О.Н. Баева
ББК 74.58
ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ:
<М ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
^ БАКАЛАВРИАТА (СПЕЦИАЛИТЕТА) ИЛИ ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ?*
<М ___
Приводятся данные, характеризующие становление нового для российского образования института магистратуры в Иркутской области.
Ключевые слова: магистратура; профессиональное образование; второе высшее образование.
O.N. Bayeva
MASTER’S COURSE:
FURTHER EDUCATION FOR BACHALOR’S AND SPECIALIST COURSE GRADUATES OR SECOND HIGHER EDUCATION?
The article contains data that characterize the establishment of Master’s University Education in Irkutsk region as a novelty in Russian educational system.
Keywords: master’s; vocational education; second higher education.
Современная модель профессионального образования основана на концепции непрерывности («обучения в течение жизни»), предполагающей доступ к различным формам образовательной деятельности на всех этапах трудовой карьеры работников разных возрастных групп. Право на «обучение в течение всей жизни» для работников обеспечивается через систему профессионального образования, в том числе дополнительного, ssf деятельность структур по обучению персонала в рамках организаций и
Mg« предприятий, а также путем неформального обучения в процессе работы.
нЦ| Реализуя принцип доступности образования в течение всей жизни,
gyi на основе имеющейся правовой базы, с 2002 г. вузы предлагают освое-
^ | ние основных образовательных программ в заочной форме, в том числе в
к^м | сокращенные сроки обучения на базе среднего специального и высшего
ой § образования, а также обучение по программам магистратуры [1].
1нн| Доля взрослых в численности студентов вузов Иркутской области
ок! традиционно значительна и составляла в разные годы от 24,7 до 30,9%
«О | от общей численности студентов вузов (рис. 1).
>*м| Институциональные изменения в сфере высшего образования, пере-
ход России на двухуровневую систему подготовки вызвали ряд явлений и наметившихся тенденций в сфере формального образования в части программ, ориентированных на взрослых.
До 2011 г. взрослые, имеющие высшее образование, рассматривали две альтернативы: обучение в магистратуре и на специалитете. Выбор, преимущественно, осуществлялся в пользу программ, расширяющих область компетенций на том же образовательном уровне.
И
н
н
о и
Мк * Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках вы-
полнения НИР «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их со влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» по государственному зада-
Ннию Байкальскому государственному университету экономики и права (Номер госрегис-трации в ЦИТиС 01201256018).
© О.Н. Баева, 2012
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к I
«Л* ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0
2004 2007 2010
■ В том числе в возрасте 24 года и более
Рис. 1. Численность студентов вузов Иркутской области, чел.
(по данным Комитета статистики:
2001, 2004,2007 гг. — государственные вузы,
2010 г. — государственные и негосударственные вузы)
Байкальский государственный университет экономики и права начал осуществлять подготовку магистров по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция» в 2000 г. За 12 лет развития число направлений достигло 14, а число программ — 26 (в том числе, одна программа двойного дипломирования). В настоящий момент вуз занимает ведущие позиции в регионе по подготовке студентов магистратуры (рис. 2).
3 000
2 500 2 000 1 500 1 000 500 0
2 58 58 2
3 5 9
1 365
701? 838 1
786 433 6 586 624
231122 271145 11830594 |т ^44 ^03 1 1 1
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
■ Иркутская область БГУЭП Рис. 2. Численность студентов магистратуры, чел.
700
600
500
400
300
200
100
0
6 15 »
404
3 21 1
171 231
68 65 73 77 98 120 100
■ 13 ■ 18 ц26 щ^2 1^9 36 56 ■ 1
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
■ Иркутская область ■ БГУЭП Рис. 3. Выпуск магистров, чел.
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
Мн8|
нйе
«31
Ен^ I
ой-
^ 1
I
^ Л £ ё§|
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
Появление новых институтов способствовало возникновению ситуации некоторой неопределенности как для работодателей, так и для абитуриентов.
Что касается работодателей, то по данным НИУ ВШЭ, позиции вы-пускников-бакалавров, выпускников с дипломами специалистов и вы-пускников-магистров представляются им малодифференцированными [2, с. 14]. Для 81% работодателей не имеет значения, имеет ли молодой специалист диплом бакалавра или специалиста. У выпускников со степенью магистра и дипломом специалиста одинаковые шансы получить работу — для 86% работодателей это не имеет значения.
Мотивация самих студентов магистратуры пока остается малоизученной. Данное исследование фокусировалось на трех основных вопросах:
1. Совмещение работы и учебы в магистратуре (работающий студент или обучающийся сотрудник).
2. Мотивация обучения (формальное образование или возможности для профессионального развития).
3. Взаимосвязь работы и обучения.
Для ответа на поставленные вопросы в апреле 2012 г. был проведен опрос студентов магистратуры очной формы обучения первого курса всех направлений подготовки, реализуемых в БГУЭП (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение генеральной и выборочной совокупностей, %
Группы Генеральная совокупность Выборочная совокупность
По полу Мужчины 32,8 30,9
Женщины 67,2 69,1
По возрасту на момент поступления в магистратуру До 24 лет 40,4 42,9
От 24 до 30 лет 33,4 32,3
От 30 до 35 включительно 16,2 15,1
От 36 лет и старше 9,9 9,7
По типу финансирования обучения Бюджетное 72,5 67,8
Внебюджетное 27,5 32,2
По месту получения (первого) высшего образования (специалитет, бакалавриат) БГУЭП (ИГЭА, ИИНХ) 41,7 39,6
Другие вузы 58,3 60,4
Всего 100,0 81,5
Дополнительно контролировался факт наличия перерыва между поступлением в магистратуру (очная форма обучения) и окончанием вуза (очная форма обучения). Согласно Международной классификации образования, формальное образование людей до их первого выхода на рынок труда, т.е. до тех пор, пока они получают образование в очной форме, называется первоначальным или предварительным (направлено на тех, кого общество считает юношеством или взрослыми молодыми людьми, как правило, до 25 лет) [3].
К образованию взрослых принято относить:
- вовлеченность в образование и обучение людей в возрасте от 25 до 64 лет (согласно методике Евростата);
%
тН
о
<М
«К1
2нё ЯЧ г
«Зі
ОЙ"
^ 1
5к І
^ Л £ ё§! ь Е
« ¡Ґ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
- участие в образовании и обучении людей в возрасте от 23 до 60 лет (согласно методике Мониторинга экономики образования) [4; 5].
Доля студентов, продолживших обучение, т.е. не имевших перерыва между обучением в очной форме по программам специалитета или бакалавриата составила в генеральной совокупности 34,1% (103 чел.), в выборочной совокупности — 33,7% (83 чел.).
Согласно имеющимся данным, треть студентов магистратуры можно отнести к категории продолжающих свое обучение в вузе. Для них обучение в магистратуре является следующей ступенью высшего образования, на которую они переходят сразу же после завершения обучения на предыдущей ступени (далее «первоначальное образование»). Для 66% студентов магистратура, являясь формальным образованием, может рассматриваться и как обучение для взрослых (второе высшее образование), здесь и далее — образование взрослых.
Предложенная классификация является условной, однако, позволяет учесть сложившуюся практику, не искажая смысла понятия первоначального образования.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Обучение в магистратуре для большей части студентов является фактически обучением для взрослых, продолжением образования после выхода на рынок труда. Для значительно меньшей части студентов (не более 25%) обучение в магистратуре является основным занятием (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики занятости студентов магистратуры
Характеристики Первоначальное образование Образование взрослых
Доля работающих, % 73,0 90,4
Доля работающих, имеющих официально оформленные отношения с работодателем, % 87,4 94,9
Занимаемые должности, %: Руководители 9,3 24,6
Специалисты 68,0 55,7
Служащие, занятые умственным трудом 12,0 13,9
Работники, занятые физическим трудом 4,0 1,6
Размер организации, % До 100 чел. 47,2 38,0
101-1 тыс. чел. 34,7 38,0
Свыше 1 тыс. чел. 13,9 19,0
Уровень удовлетворенности работой, баллы по пятибалльной шкале 3,6 -
2. Необходимость обучения, как правило, связана с повышением конкурентоспособности на внешнем или внутрифирменном рынке труда. Среди продолжающих обучение студентов значительно выше доля тех, кто ориентируется на потенциальные выгоды обучения, предпочитая инвестировать в себя в условиях относительно низких издержек, в то время как взрослые более четко определяют возможные карьерные изменения. В то же время в обеих группах образование используется как сигнал о стремлении работника к профессиональному и карьерному росту.
Студенты магистратуры (работающие, как правило, в организациях малого и среднего бизнеса) стремятся реализовать свою потребность в профессиональном развитии в условиях доступности высшего образо-
%
со вания и недостаточного инвестирования работодателей в организацию
внутрифирменных систем обучения и развития сотрудников. Обучение в вузе для значительной части студентов, предположительно, позволяет М получить знания и умения, необходимые либо для текущей или предпо-
лагаемой работы в рамках организации, либо рассматривается как усло-5^ вие, необходимое для смены места работы.
3. Магистратура оказалась востребована, в первую очередь, как образование для взрослых, большая часть которых обучается по программам, существенно отличающимся от специальностей, полученных ранее. В то же время более половины получающих первоначальное образование продолжают обучение по ранее выбранному направлению. Сложившаяся ситуация создает определенные трудности в организации учебного процесса, диктует необходимость организации дополнительных (не предусмотренных ФГОС) учебных курсов.
4. Большинство студентов магистратуры — взрослые, имеющие определенный опыт, стремящиеся к систематизации накопленного опыта, повышению самооценки. Оценка удовлетворенности образованием для них зависит в значительной степени от возможности использовать полученные знания в практической деятельности. Сложившаяся ситуация потенциально создает дополнительные стимулы для преподавателей к использованию активных форм обучения, развитию собственных компетенций обучения взрослых, однако, требует и от руководителей программ более тщательно относиться к процессу их отбора.
5. Большая часть студентов магистратуры нацелена на получение качественных теоретических знаний и формирование практических навыков, востребованных в работе. Для имеющих значительный опыт работы студентов важной является систематизация знаний, приобретенных в процессе работы. Ожидания от обучения связаны не только с получением диплома, как формального подтверждения квалификации, но и
§ЦЦ¥ ростом самооценки и улучшения коммуникативных навыков. Подобные
; установки обучающихся предполагают использование активных мето-
дов обучения, вовлечение студентов в дискуссии, решение практических ой § задач, участие в исследовательских проектах.
^1 6. Наиболее важными компетенциями, на формирование которых
^ | должен быть нацелен учебных процесс, с точки зрения студентов явля-
1 ются аналитические и организационно-управленческие. Вместе с тем,
в студенты магистратуры (особенно взрослые) нуждаются в помощи при
§к§ решении исследовательских задач, связанных с подготовкой диссерта-
| ции. Для значительной части студентов магистратуры (половины провоз должающих обучение и четверти взрослых) формирование исследова-
к®Э тельских компетенций продиктовано дальнейшими планами обучения в
аспирантуре, каждый четвертый рассматривает возможность педагоги-72 ческой деятельности.
23 7. Около половины работающих студентов магистратуры используют
полученные в процессе обучения знания в профессиональной деятель»- N ности. Среди студентов, получающих в процессе обучения образование,
соответствующее занимаемой должности, доля использующих знания в работе значительно выше.
8. Обучение в магистратуре, как правило, является личной иници-со ативой работника и осуществляется, чаще всего, без значительной под-
Ндержки со стороны работодателя. Однако организация работы и, имеющиеся в распоряжении работника, ресурсы могут способствовать более
%
(N
тН
О
(N
комфортному совмещению работы и учебы. Улучшение соответствия между структурой рабочих мест и образовательной структурой работников происходит в результате реализации индивидуальных стратегий.
Список использованной литературы
1. Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки: Приказ Министерства образования РФ от 13 мая 2002 г. № 1725 [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/184875/.
2. Стратегии работодателей: кадры и образование: информ. бюл. — М.: НИУ ВШЭ, 2011. — 34 с.
3. Международная стандартная классификация образования 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/ UNESCO_GC_36C-19_ISCED_RU.pdf.
4. URL: epp.eurostat.ec.europa.eu.
5. URL: www.hse.ru.
References
1. Ob utverzhdenii uslovii osvoeniya osnovnykh obrazovatel’nykh programm vysshego professional’nogo obrazovaniya v sokrashchennye sroki: Prikaz Minis-terstva obrazovaniya RF ot 13 May 2002 g. № 1725 [Elektronnyi resurs]. — URL: http://base.garant.ru/184875/.
2. Strategii rabotodatelei: kadry i obrazovanie: inform. byul. — M.: NIU VShE, 2011. — 34 s.
3. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikatsiya obrazovaniya 2011 [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/UNESCO_ GC_36C-19_ISCED_RU.pdf.
4. URL: epp.eurostat.ec.europa.eu.
5. URL: www.hse.ru.
SSI
2sê
KS г
“Is1
НА
Ой"
^ 1
І
«Л*
« р I
Ssî
ЕнО а
£м§|
МО I
аи-i
нее
К
н
н
о
н
PQ
СО
Н
Информация об авторе
Баева Ольга Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Bayeva Olga Nikolayevna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].