Научный обзор DOI: 10.24412/2226-0757-2024-13155
Современные аспекты использования препарата Анвифен в детской неврологической практике
С.А. Немкова
Высокая распространенность неврологической патологии у детей обусловливает необходимость своевременной медикаментозной коррекции, обладающей комплексным действием, с целью снижения выраженности патологических симптомов, улучшения обучаемости и адаптации ребенка. Одним из таких ведущих эффективных лекарственных средств с комплексным положительным действием при лечении заболеваний нервной системы у данной категории пациентов является оригинальный препарат аминофенилмасляной кислоты - Анвифен. Анвифен характеризуется клинически ценным сочетанием ноотропного, противотревожного и умеренного транквилизирующего действия, а также психостимулирующего, мощного антиастенического, нейрометаболического, вегетостабилизирующего и анальгетического эффектов, повышает адаптационный потенциал нейронов, улучшает энергетический обмен, усиливая синтез макроэргических соединений (аденозинтрифосфорная кислота, аденозиндифосфорная кислота) и нормализуя соотношение аэробных и анаэробных процессов. Анализ результатов исследований с использованием Анвифена при разных заболеваниях показал, что его целесообразно назначать при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, тиках, последствиях черепно-мозговой травмы, детском церебральном параличе, при развитии астенического синдрома, когнитивных и тревожных нарушениях, расстройствах адаптации. Таким образом, приведенные в данном обзоре результаты многочисленных исследований убедительно доказывают, что препарат Анвифен является эффективным и безопасным средством при лечении функциональных и органических заболеваний нервной системы у детей.
Ключевые слова: нейропедиатрия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, последствия черепно-мозговой травмы, детский церебральный паралич, астения, когнитивные нарушения, расстройства адаптации, Анвифен.
В Российской Федерации каждый 3-й ребенок имеет различные нервно-психические нарушения, что определяет большую социальную значимость данной проблемы [1, 2]. Высокая распространенность неврологической патологии у детей обусловливает необходимость своевременной терапии препаратами, обладающими комплексным действием, с целью снижения выраженности патологических симптомов, улучшения обучаемости и адаптации ребенка. Ноотропные средства играют ведущую роль в лечении патологии нервной системы у детей, что обусловлено высокой пластичностью мозга ребенка, с возможностью значительной компенсации неврологического дефицита, особенно при своевременной и ранней коррекции, в условиях минимизации лекарственной терапии, благодаря максимально широким положительным эффектам и относительной безвредности этих препаратов [3]. Фармакологическое действие ноотропов носит мультимодальный характер и может включать метаболическое, вазоактивное, антигипоксантное действие [3, 4]. Клиническая активность ноотропных препаратов характеризуется целым рядом положительных эффектов, таких как ноотропное, адаптоген-
Светлана Александровна Немкова - докт. мед. наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики им. акад. Л.О. Бадаляна педиатрического факультета ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва. Контактная информация: [email protected]
ное, антиастеническое, антидепрессивное, седативное действие [3, 4].
Комплексным положительным действием при лечении заболеваний нервной системы у детей обладает Анвифен [5, 6]. Анвифен является оригинальным препаратом аминофенилмасляной кислоты (АФМК) (по химической структуре соответствует производным у-аминомасляной кислоты (ГАМК) и фенилэтиламина: у-амино-р-фенилмасляной кислоты гидрохлорид) и относится к группе анксиолитиков, обладая при этом ноотропным действием [7]. Анвифен характеризуется клинически ценным сочетанием ноотроп-ного, противотревожного и умеренного транквилизирующего действия, а также психостимулирующего, мощного антиастенического, нейрометаболического (антигипокси-ческого), вегетостабилизирующего и анальгетического эффектов, повышает адаптационный потенциал нейронов, улучшает энергетический обмен, усиливая синтез макро-эргических соединений (аденозинтрифосфорная кислота, аденозиндифосфорная кислота) и нормализуя соотношение аэробных и анаэробных процессов [7, 8].
Анвифен имеет высокую абсорбцию, хорошо проникает во все ткани организма и через гематоэнцефалический барьер, облегчает ГАМК-опосредованную передачу нервных импульсов в центральную нервную систему (ЦНС) путем прямого воздействия на ГАМКергические рецепторы и оказывает транквилизирующее действие (способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства,
нормализует сон), сочетающееся с активирующим эффектом, а также антиоксидантное воздействие [9-11]. Результаты исследований свидетельствуют о том, что Анвифен улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие) [7]. Препарат не куму-лируется, уже через 3 ч начинает выводиться почками, при этом его концентрация в ткани мозга не снижается и он обнаруживается еще в течение 6 ч. Соответствие препарата естественному нейромедиатору ГАМК обусловливает его высокую эффективность и хорошую переносимость [9, 11].
Анвифен разрешен к применению у детей начиная с 3 лет. Препарат выпускается в капсулах по 50, 125 и 250 мг, что обеспечивает высокий профиль безопасности и делает его удобным в подборе дозировки для пациентов разного возраста: дети 3-8 лет - 125 мг до 3 раз в день; 8-14 лет -по 250 мг 3 раза в день; старше 14 лет - по 250-500 мг 3 раза в день.
В ряде исследований продемонстрировано, что Анвифен обладает широким диапазоном терапевтического действия: улучшает общее состояние и когнитивные функции у детей с функциональной и органической неврологической патологией, способствует коррекции вегетативных нарушений, снижает тревожность и уменьшает проявления астенического синдрома [5-7, 12].
Препараты АФМК включены в клинические рекомендации и федеральные стандарты по лечению следующих неврологических заболеваний у детей [13, 14]:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- тики;
- последствия черепно-мозговой травмы (ЧМТ);
- детский церебральный паралич (ДЦП).
Как показали результаты исследований, наиболее частыми причинами обращения к детскому неврологу являются СДВГ, последствия перинатальных поражений ЦНС, астенический синдром, когнитивные и тревожные нарушения, расстройства адаптации [15].
Проявлениями СДВГ в РФ страдают более 2 млн. человек [1]. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у 3-10% детей школьного возраста [14]. В соответствии с DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition - Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания, 2013), для установления диагноза СДВГ требуется выявление не менее 6 симптомов невнимательности и/или не менее 6 симптомов гиперактивности/импульсивности, при этом симптомы должны быть значительно выражены и приводить к нарушению функционирования ребенка по крайней мере в 2 сферах (к примеру, дома и в школе) [16]. Клинически СДВГ подразделяют на подтипы с преобладанием невнимательности, гиперактивности/импульсивности, а
также возможен комбинированный вариант [16]. Средний возраст детей при обращении к врачу составляет 7-10 лет, при этом частыми жалобами со стороны пациентов и родителей являются трудности в сохранении внимания при выполнении заданий, неспособность сосредоточиться на деталях и ошибки из-за невнимательности, забывчивость в повседневных ситуациях, отвлекаемость при учебе и в общении, неаккуратность, неорганизованность, сложности в поддержании порядка, частая потеря вещей [16]. Распространенными жалобами могут быть беспокойные движения в конечностях, ребенок находится в постоянном движении, болтлив, отвечает на вопрос, не дослушав его, нетерпелив, проявляет беспечность и легкомысленность и не оценивает адекватно последствия своих импульсивных поступков. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью негативно влияет на школьную успеваемость, так как ребенок не может выполнить требования, предъявляемые к обучению: задания выполняет небрежно, мешает работе класса. Синдрому дефицита внимания с гиперактивностью часто сопутствуют и специфические трудности обучения -дислексия, дискалькулия, дисграфия. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью препятствует успешной социальной адаптации ребенка ввиду непредсказуемости поведения, агрессивности, неподчинения общественным нормам, неспособности успешно устанавливать дружеские контакты, что является частой причиной проблем во взаимоотношениях со сверстниками и родителями [16].
Этиологическими факторами возникновения СДВГ являются поражение мозга в перинатальном периоде (более 30% случаев), наследственные, социально-средовые и нейрохимические особенности [1, 16]. В патогенезе СДВГ наряду с нарушениями в дофаминергической, норадренер-гической и холинергической нейропередачи значимыми являются расстройства функционирования ГАМК-систем мозга, предположительно обусловленные снижением уровня ГАМК в таламусе и мозжечке, что в сочетании с незрелостью ассоциативных лобных отделов мозга (ответственных за планирование и управляющие функции) может приводить к развитию гиперактивности и невнимательности и делает патогенетически обоснованным применение ГАМКергических препаратов АФМК, которые включены в клинические рекомендации по диагностике и лечению СДВГ [13, 14].
Анвифен - единственный препарат АФМК, который зарегистрирован в РФ с показанием к применению при СДВГ у детей. При использовании препарата Анвифен при СДВГ у 62 детей в возрасте 5-13 лет (при этом дети в возрасте 3-8 лет получали препарат в дозе 300 мг/сут, в возрасте 9-13 лет - в дозе 750 мг/сут в течение 2 нед) его эффективность в купировании основных проявлений заболевания была на 33% выше, чем в группе плацебо (62 ребенка, которым проводилась только нейропсихологическая коррекция) [17], что открывает значительные перспективы
использования Анвифена в комплексной терапии СДВГ у детей.
По результатам еще одного исследования, у пациентов с гипердинамическим синдромом эффект лечения Анвифеном выражался в уменьшении раздражительности, тревоги, плаксивости, неусидчивости и в улучшении продуктивности психической деятельности, сна, у части больных уменьшились, исчезли или стали реже тики, заикание и энурез [9].
Помимо СДВГ к числу распространенных нарушений у детей и подростков относятся тики [18-20]. Тикозными гиперкинезами, по данным разных авторов, страдают 5-25% детей, при этом у 90% пациентов тики начинаются в возрасте 3-15 лет, а чаще всего они диагностируются у детей 6-7 лет [18]. Предложено несколько классификаций тиков [18, 20]. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра выделяются транзиторные тики, хронические моторные и вокальные тики и синдром Туретта [21]. По этиологии тики разделяются на первичные (наследственные), вторичные (как последствия пре- и перинатальной патологии, посттравматические, лекарственные) и криптогенные [21]. В соответствии с топико-клиническими проявлениями тики могут быть типизированы как локальные, распространенные и генерализованные, в сочетании с вокальными тиками - синдром Туретта. Феноменологическая классификация выделяет простые и сложные тики, при этом простые моторные тики захватывают одну группу мышц, в основном мимической мускулатуры, а сложные -несколько групп мышц [21]. К простым вокальным тикам относится произнесение отдельных звуков, к сложным вокальным тикам - произнесение слов, словосочетаний и предложений, имеющих определенный смысл. Течение тиков может быть транзиторным, ремиттирующим, стационарным либо прогредиентным, при этом по степени тяжести выделяются единичные, серийные и статусные тики [18]. Помимо перинатального фактора этиопатогенетиче-ские особенности тиков включают генетический, социально-психологический и нейрохимический аспекты [21, 22]. Предполагается, что в основе патогенеза тиков лежат дис-регуляция кортико-стриато-паллидо-таламо-фронтальных кругов и модулирующих их активность восходящих моно-аминергических систем, а также задержка созревания пре-фронтальной коры [18, 20]. На нейрохимическом уровне тики являются следствием избыточного возбуждающего влияния ацетилхолина при недостаточности дофаминер-гических систем и/или избыточности серотонинергических нейромодуляторных систем в экстрапирамидной системе, дополнительно подкрепляемого снижением ГАМКерги-ческого тормозящего контроля неокортекса, что делает обоснованным применение препаратов АФМК с целью нормализации ГАМКергической трансмиссии [19]. Амино-фенилмасляная кислота включена в клинические рекомендации по диагностике и лечению тикозных гиперкинезов у детей [13, 14]. В исследованиях показано положительное
влияние Анвифена в коррекции тиков, а также сопутствующих психоневрологических нарушений у детей [19]. Помимо уменьшения тиков в этих случаях специалисты отмечали нормализацию речи, улучшение сна, исчезновение ночных страхов, психомоторного возбуждения, упорядочение поведения, ослабление вегетативных расстройств. В одном из исследований авторы использовали Анвифен для лечения 25 больных тиками в стадии дебюта в возрасте 5-10 лет с целью действия на тормозные ГАМКергические системы мозга. Дозы составляли для детей 5-8 лет 50-100 мг 3 раза в день, для детей 8-10 лет - 250 мг 3 раза в день, курс лечения - 3-6 мес. Использование Анвифена приводило к полному исчезновению единичных локальных тиков в период приема, одновременно препарат оказывал положительное воздействие на заикание клонической формы [19].
Частой причиной обращения к детскому неврологу также является синдром вегетативной дисфункции (СВД) -патологическое состояние, которое проявляется расстройством вегетативной регуляции сосудов, внутренних органов, обменных процессов в результате первично или вторично возникших морфофункциональных изменений в вегетативной нервной системе [23-25]. В настоящее время, по разным данным, распространенность вегетативных расстройств в детском возрасте варьирует от 43 до 57% (встречаясь у девочек в 2,5 раза чаще, чем у мальчиков), в подростковом возрасте она составляет до 95% [23, 26].
Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков может клинически проявляться разнообразными синдромами, при этом можно выделить несколько наиболее часто встречающихся вариантов. Синдромы, связанные с проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, включают артериальную гипертонию и/или гипотонию (так называемая вегетососудистая дистония по гипертоническому, гипотоническому или смешанному типу), функциональную кардиопатию, ангиотрофоневроз. Синдромы, связанные с дыхательной системой, могут проявляться в виде гипервентиляционного синдрома, функциональной легочной гипертензии. Синдромы, связанные с пищеварительной и мочевыделительной системами, могут быть представлены как дискинезия верхних или нижних отделов желудочно-кишечного тракта, нейрогенный мочевой пузырь. Синдром вегетативной дисфункции в детском возрасте может проявляться также пароксизмальными состояниями, такими как цефалгический синдром (мигрень, головные боли напряжения (ГБН)), вегетативные кризы (панические атаки), нейрогенные обмороки [24]. Довольно часто у детей и подростков наблюдаются гипергидроз, вестибуло-атактический синдром, относительно редко - нейрогенная (центральная) гипертермия, нейроэндокринный синдром [4]. Многие специалисты отмечают высокую частоту встречаемости у детей психовегетативного синдрома, что обусловлено легкостью возникновения отрицательных эмоциональных реакций в детском возрасте. Этот синдром исследователи трактуют как психофизиологическую реак-
цию на избыточное эмоциональное напряжение с преобладанием вегетативных проявлений, обозначив тесную взаимосвязь вегетативной и психической регуляции и отдавая при этом приоритет именно психическим нарушениям [24]. На современном этапе в развитии психовегетативного синдрома, в основе которого лежит хронический эмоциональный стресс, исследователями предполагается влияние нескольких факторов, таких как психотравмирующие события, генетическая предрасположенность (в соответствии с биологической моделью тревожных нарушений), а также условно-рефлекторный механизм, способствующий закреплению негативных эмоциональных и неадекватных поведенческих паттернов, развивающихся как ответ на определенный стимул (согласно поведенческой модели тревожных расстройств) [23]. В ряде исследований отмечена взаимосвязь между психоэмоциональными нарушениями и расстройствами вегетативной регуляции [26, 27]. К примеру, показано, что частота тревожных расстройств у детей с СВД составляет более 40%, что в 1,5 раза превышает таковую у здоровых школьников [26]. У детей с СВД также была выявлена сопутствующая психоневрологическая патология: тики - у 6%, СДВГ - у 4%, энурез - у 3%, заикание - у 2% [26].
Исследователи, использовавшие препараты АФМК для лечения вегетативной дисфункции в случаях транзиторного повышения артериального давления у детей и подростков, отмечали в результате терапии улучшение самочувствия и сна, уменьшение головных болей и симптомов астении, повышение общей активности, нормализующее действие препаратов на разнонаправленные изменения гемодинамики. Применение АФМК у пациентов с нейроцирку-ляторной дистонией и жалобами на повышенное чувство тревоги, страха, внутреннее напряжение способствовало уменьшению психовегетативных реакций и проявлений гиперреактивности сердца, улучшению показателей адаптивных гемодинамических реакций [23].
При анализе эффективности 2-недельного курса терапии Анвифеном у детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями сна, общим беспокойством, тревожностью, ночными кошмарами отмечалась значительная положительная динамика в виде улучшения сна, уменьшения частоты ночных пробуждений и жалоб на ночные страхи, повышения аппетита, а также улучшения когнитивных функций [28].
Частым проявлением СВД в детском возрасте служит цефалгический синдром, который наиболее часто представлен хроническими ГБН и значительно реже - мигре-нозными приступами [25].
Головные боли напряжения встречаются в 2/3 всех случаев цефалгии в детском возрасте. Провоцирующими факторами являются стресс, переутомление (в том числе из-за чрезмерно насыщенной школьной программы, перенапряжения зрения, неудобно обустроенного рабочего места, вызывающего напряжение перикраниальных мышц), затяжные семейные конфликты. Механизмы психологиче-
ской защиты у ребенка и подростка еще не сформированы, что может приводить к возникновению цефалгии даже после незначительного стресса [25].
Имеются данные о положительном эффекте Анвифе-на у подростков при лечении церебрастенического синдрома, невротических расстройств в сочетании с ГБН при приеме по 250-500 мг 3 раза в день в течение 3 нед. В подгруппе с эпизодической ГБН боль "совсем прекратилась" у 79% пациентов, "стала меньше" - у 21%. В подгруппе с хронической ГБН боль "совсем прекратилась" у 41% пациентов, "стала меньше" - у 59%. Все пациенты отметили хорошую переносимость препарата, отмены препарата из-за нежелательных эффектов не было. Таким образом, было показано, что Анвифен является эффективным и безопасным препаратом для коррекции дезадаптационных (психовегетативных) расстройств у детей и подростков с СВД и ГБН [29].
Еще в одном исследовании проводилось клиническое изучение эффективности Анвифена у подростков 13-16 лет с церебрастеническим синдромом - реконвалесцентов гриппа, ангины, острых респираторных инфекций [5]. Препарат назначался в капсулах, с постепенным увеличением дозы с 250 до 500-750 мг/сут в течение 1-2 мес. Улучшение состояния отмечалось у 80% подростков, при этом значимо повысилось качество засыпания, снизилась выраженность тревожности перед сном [5].
Известно, что у детей астенический синдром часто сочетается не только с когнитивными нарушениями, но и с неврозоподобными расстройствами, что обусловливает необходимость применения ноотропных средств с транквилизирующим эффектом. Препараты АФМК, которые сочетают ноотропный и умеренно транквилизирующий эффект, продемонстрировали высокую результативность в лечении когнитивных и неврозоподобных расстройств, а также эмоциональных нарушений в 73% случаев [9]. Установлено, что препараты АФМК при лечении больных с невротическими расстройствами достоверно повышают индекс памяти, снижают индекс неадекватных повторений, сокращают среднее время репродукции. В ассоциативном эксперименте начиная с 7-го дня лечения наблюдалась тенденция к усилению и достоверному повышению стабильности возбудительного процесса, что сопровождалось улучшением слухоречевой памяти, графомоторной функции, которая увеличивалась в результате лечения с 61 до 72% от максимально возможной [9].
При изучении эффективности Анвифена (дозировка 300 мг/сут, курс лечения 4 нед) у 40 детей в возрасте 5-7 лет с фобическим расстройством было показано, что уровень тревожности уменьшился на 43%, количество ошибок в результате импульсивности - на 36%, нарушения сна - на 30%. Применение Анвифена у детей с фобическим расстройством приводило к значимому и достоверному улучшению сна, уменьшению выраженности тревожности и улучшению качества бодрствования [27]. Данные резуль-
таты делают возможным применение препарата Анвифен в качестве терапии тревожных расстройств у детей.
Установлено, что АМФК, демонстрируя транквилизирующие свойства, действует мягко, в отличие от других транквилизаторов не угнетает ЦНС, не вызывает зависимости и синдрома отмены. Исследователи констатируют, что у 82% детей в результате лечения АФМК был достигнут не только транквилизирующий, но и активирующий эффект: отмечалось улучшение концентрации внимания, повышение интеллектуально-мнестических способностей, исчезли вялость, сонливость, наблюдалась тенденция к улучшению индекса оперативной памяти, в ассоциативном эксперименте - тенденция к уменьшению плохих ответов, в моторном рефлексе снизилось количество ошибок [7].
В исследованиях выявлено, что ГАМКергическая ней-ромедиаторная система участвует в выработке и реализации внутреннего торможения, необходимого для обучения и эффективной адаптации [10]. Препараты АФМК стимулируют память и обучаемость, повышают физическую работоспособность, устраняют психоэмоциональную напряженность, тревогу, страх и улучшают сон, увеличивая продолжительность фаз медленного и быстрого сна [11, 30].
Аминофенилмасляная кислота давно и достаточно широко применяется для лечения детей с органическими поражениями мозга (при сочетании двигательных и когнитивных нарушений с вегетативными и эмоционально-поведенческими расстройствами), в том числе при ДЦП, последствиях ЧМТ и инсульта, особенно при проведении длительной интенсивной реабилитации, при этом, по результатам исследований, у пациентов отмечалось существенное улучшение умственной и физической работоспособности, повышение интереса к жизни, внимания, целенаправленной активности, улучшение сна на фоне уменьшения чувства напряженности и страха, эмоциональной лабильности, соматовегетативных расстройств [7, 9, 12].
К примеру, при лечении АФМК 127 детей с органическими заболеваниями головного мозга в возрасте от 1 мес до 14 лет стойкий положительный эффект наблюдался у 54% пациентов, значительный - у 30%, что выражалось в оживлении интереса к игре, повышении общей активности и целенаправленности поведения, уменьшении двигательных нарушений, исчезновении страха, раздражительности, плаксивости, головной боли, симптомов вегетативной лабильности [7].
Анвифен является одним из базовых препаратов, широко применяемых у детей с последствиями перинатальных поражений головного мозга и ДЦП. По данным эпидемиологических исследований, диагноз "перинатальное поражение нервной системы" отмечается у 42% новорожденных [31]. Патология перинатального периода в 60% случаев является причиной формирования неврологической инвалидности в детском возрасте, при этом 24% составляют случаи ДЦП [1, 32]. Как известно, ДЦП -это полиэтиологичное заболевание ЦНС, возникающее в
результате поражения головного мозга в перинатальном периоде либо аномалии его развития, характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [32]. В клинической картине ДЦП ведущими являются двигательные нарушения (при этом спастические формы заболевания с повышением мышечного тонуса составляют более 70%), когнитивные расстройства (80%), неврозоподобные проявления (практически у всех пациентов), что определяет необходимость применения препаратов АФМК, обладающих комплексным мультимодальным действием, которые включены в клинические рекомендации, а также в стандарты первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при ДЦП [13, 14, 32-34]. По химическому строению препараты АФМК близки к баклофену (отличаясь от него отсутствием атома хлора в фенильном кольце, что определяет их центральное миорелаксирующее действие, снижение тонуса спастичных мышц), но в отличие от последнего способствуют снижению повышенного мышечного тонуса, не влияя при этом на нормотонию, что определяет значительную ценность их применения при органических заболеваниях ЦНС у детей, сопровождающихся спастичностью (ДЦП, последствия ЧМТ и инсульта) [35]. К примеру, при использовании АФМК для коррекции спастичности было продемонстрировано, что ее эффект не уступал таковому баклофена, а в некоторых случаях даже его превосходил: у 55,5% больных отмечалось снижение тонуса мышц на 2 балла, что расценивалось как значительное улучшение, а у 19,5% пациентов наблюдалось умеренное улучшение [35]. Препараты АФМК оказывали миорелаксирующее действие только при спастичности пирамидного генеза, при этом положительный эффект проявлялся как в уменьшении повышенного тонуса спастических мышц, увеличении силы мышц и объема произвольных движений, так и в повышении общей двигательной активности больных [35]. Анвифен является базовым препаратом при лечении не только спастических, но и дискинетических форм ДЦП, поскольку способствует уменьшению гиперкинезов [32].
Еще одной актуальной проблемой детской неврологии является реабилитация детей с последствиями ЧМТ. По данным Росстата (2021), отмечается неуклонное увеличение детского травматизма: за последние 15 лет возрастание количества впервые зарегистрированных случаев травмы у детей в возрасте до 1 года составило более 50%, в возрасте до 14 лет - 26% [31]. Ежегодно в РФ травмы головы отмечаются более чем у 1 млн. человек, что определяет высокую социальную значимость этой проблемы [31]. В клинической картине последствий ЧМТ отмечаются: астенические явления - у 64% больных, СВД - у 58%, лик-вородинамические нарушения - у 39%, церебрально-очаговые расстройства - у 36%, психопатологические наруше-
ния - у 27%, синдром посттравматической эпилепсии - у 12% [13, 36].
Патогенез последствий ЧМТ обусловлен не только травматическим поражением головного мозга, но и комплексом нарушений работы нейротрансмиттерных систем в виде так называемой "нейромедиаторной бури", с активным выбросом нейромедиаторов в 1-е сутки заболевания и с последующим длительным истощением их синтеза (в течение недель и даже месяцев), что может лежать в основе формирования хронических когнитивных и эмоциональных расстройств в исходе заболевания [13, 14, 36]. Анвифен способствует восстановлению нейромедиатор-ного баланса, увеличивает количество митохондрий в клетках перифокальных тканей и улучшает биоэнергетику мозга после ЧМТ, что определяет его высокую эффективность при использовании в комплексной реабилитации [36]. При изучении эффективности Анвифена (в дозировке 250 мг 3 раза в день в течение 2 мес) у 20 подростков (в возрасте 13-16 лет) с церебрастеническим синдромом после перенесенной ЧМТ было достоверно установлено, что Анвифен способствует регрессу проявлений церебрастенического синдрома (с уменьшением трудностей выполнения умственной работы на 50%, улучшением сна на 60%, снижением проявлений эмоциональной лабильности на 60%), а также уменьшает проявления тревожного синдрома у данной категории пациентов [5].
Как известно, у детей с поражениями нервной системы часто отмечается дисфункция вестибулярной системы. При экспериментальном изучении влияния препаратов АФМК на различные компоненты вестибулярных реакций было выявлено, что они способствовали улучшению функционирования вестибулярного анализатора, увеличивали латентное время появления постротационного нистагма, сокращали продолжительность постнистагма, уменьшали амплитуду, число биений и скорость медленного и быстрого компонентов нистагменной реакции, а также подавляли моторно-вегетативные корреляты вестибулярных реакций, угнетая как центральные, так и эфферентные звенья дуг соответствующих рефлексов [37].
Можно выделить следующие преимущества применения Анвифена в детской неврологической практике:
- сочетание ноотропного и умеренно транквилизирующего эффектов (лечение когнитивных и неврозоподобных расстройств, эмоциональных нарушений);
- антиастенический эффект (лечение проявлений психической и физической астении, особенно при проведении длительной интенсивной реабилитации);
- вегетостабилизирующее действие (лечение и профилактика проявлений вегетативной дисфункции);
- антиспастический эффект (способствует нормализации повышенного мышечного тонуса);
- коррекция тиков и гиперкинезов;
- аналгезирующее действие (в составе комплексной терапии болевого синдрома);
- коррекция вестибулярной дисфункции. Таким образом, по результатам многочисленных исследований убедительно продемонстрировано, что препарат Анвифен является эффективным и безопасным средством при лечении функциональных и органических заболеваний нервной системы у детей.
Список литературы
1. Заваденко Н.Н., Немкова С.А. Нарушения развития и когнитивные дисфункции у детей с заболеваниями нервной системы. М.: МЕДпресс-информ; 2016. 360 с.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал 2018;99(4):698-704.
3. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста. Методическое пособие для врачей. Под ред. Кузенковой Л.М., Мас-ловой О.И., Намазовой-Барановой Л.С. М.: ГУ НЦЗД РАМН; 2010. 54 с.
4. Энциклопедия РЛС. Ноотропы. Доступно по: https://www. rlsnet.ru/library/articles/nevrologiya/nootropy-63?ysclid= lyo8w7vr4538545730 Ссылка активна на 25.10.2024.
5. Лукушкина Е.Ф., Карпович Е.И., Чабан О.Д. Аминофенилмас-ляная кислота (Анвифен): клинико-фармакологические аспекты и опыт применения в детской неврологии. Русский медицинский журнал 2014;3:228-31.
6. Зыков В.П., Комарова И.Б. Возможность использования ами-нофенилмасляной кислоты в практике детского невролога. Русский медицинский журнал 2013;24:1166.
7. Мехилане Л.С., Ряго Л.К., Алликметс Л.Х. Фармакология и клиника фенибута. Тарту: ТГУ; 1990. 148 с.
8. Латипова Н.К., Усманова Ф.Т. Феномен аминофенилмасляной кислоты. Экономика и социум 2022;12(103)-1:693-6.
9. Хаунина Р.А., Лапин И.П. Применение фенибута в психоневрологии и его место среди других психотропных средств. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1989;89(4):142-51.
10. Шульгина Г.И. Участие ГАМК-ергической нейромедиатор-ной системы в выработке и реализации внутреннего торможения. Материалы VII междисциплинарной конференции по биологической психиатрии "Стресс и поведение" (Москва, 26-28 февраля 2003 г.). Доступно по: https://mosmedclinic.ru/ conf_library/2003/4/446/ Ссылка активна на 25.10.2024.
11. Багметова В.В., Бородкина Л.Е., Тюренков И.Н., Берестовиц-кая В.М., Васильева О.С. Сравнительное экспериментальное изучение ноотропных свойств аналога ГАМК фенибута и его метилового эфира. Фундаментальные исследования. Медицинские науки 2011;10:467-71.
12. Немкова С.А. Астенические расстройства у детей: современные подходы к диагностике и лечению. Методическое пособие. М., 2022.
13. Детская неврология. Клинические рекомендации. Под ред. Гу-зевой В.И. М., 2015. 332 с.
14. Федеральное руководство по детской неврологии. Под ред. Гузевой В.И. М., 2023. 656 с.
15. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Геворкян А.К., Маслова О.И., Мамедьяров А.М., Сергиенко Н.С., Осипо-ва Л.А., Гогберашвили Т.Ю. Амбулаторная обращаемость за детской специализированной неврологической помощью: структура и основные закономерности. Педиатрическая фармакология 2014;11(5):82-92.
16. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт; 2018. 274 с.
17. Корабельникова Е.А. Современные подходы к диагностике и терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского 2019;98(5):114-22.
18. Зыков В.П. Тики детского возраста. М.: Антидор; 2002. 176 с.
19. Зыков В.П., Каширина Э.А., Наугольных Ю.В., Комарова И.Б., 29. Новикова Е.Б. Современные подходы к диагностике и лечению тикозных гиперкинезов у детей. Русский медицинский журнал 2019;1:1-7.
20. Студеникин В.М., Шелковский В.И., Кузенкова Л.М. Тикозные 30. расстройства и роль препарата аминофенилмасляной кислоты в их лечении. Фарматека. Спецвыпуск Психиатрия/Неврология 2013;S4:20-4.
21. Чутко Л.С. Тики у детей. Медицинский совет 2008;11-12:36-8. 31.
22. Зыков В.П. Тики и синдром Туретта у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2020;120(5):11624.
23. Хайтович М.В. Вегетативные дисфункции у детей. Социальная 32. педиатрия. Киев, 2001.
24. Чутко Л.С., Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Волов М.Б. Синдром вегетативной дисфунк- 33. ции у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова 2018;118(1):43-9.
25. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические прояв- 34. ления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского 2012;91(2):92-101.
26. Чекалова С.А. Синдром вегетативной дистонии у старше- 35. классников. Ремедиум Приволжье. Охрана здоровья матери и ребенка. Специальный выпуск 2006;136-7.
27. Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., 36. Польская А.В., Чередниченко Д.В. Особенности эмоциональной регуляции у детей с тревожными расстройствами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2021;121(11):95-102. 37.
28. Делягин В.М. Ночные кошмары у детей. Русский медицинский журнал. Педиатрия 2012;16:822-4.
Есин Р.Г., Есин О.Р., Шамсутдинова Р.Ф. Современные подходы к коррекции дезадаптационных (психовегетативных) расстройств у детей и подростков с головной болью напряжения. Педиатрия 2015;9(1):106-12.
Есин О.Р., Хайруллин И.Х., Есин Р.Г., Малова Л.А. Эффективность короткого и пролонгированного курсового лечения тревожного расстройства препаратом Анвифен. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2022;122(12):68-73. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Российский статистический ежегодник, 2021. Статистический сборник. М.: Росстат; 2021. 692 с.
Немкова С.А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика-М; 2013. 439 с. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2015 N 340н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при детском церебральном параличе". Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.06.2015 N 349н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза медицинской реабилитации)".
Голыпблат Ю.В., Лапин И.П. Усиление ноофеном лечебного действия антипаркинсонических средств. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1986;8:986-7. Немкова С.А. Современные подходы к диагностике и лечению последствий черепно-мозговой травмы у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2022;122(6):20-9.
Такунов В.П. Влияние фенибута и гаммалона на моторно-ве-гетативные корреляты вестибулярных нарушений. Фармакология и клиника ГАМК и ее аналогов. Труды ВГМИ 1979;31(3).
Modern Aspects of Using Anvifen in Pediatric Neurological Practice
S.A. Nemkova
High prevalence of neurological diseases in children necessitates timely pharmacological correction with complex action in order to reduce the severity of pathological symptoms, improve child's learning capability and adaptation. Anvifen, an original drug of aminophenylbutyric acid, is one of such leading efficient medications with complex positive effect in the treatment of neurological diseases in this patient category. Anvifen is characterized by clinically valuable combination of nootropic, anxiolytic, and moderate tranquilizing effects that increases the adaptive potential of neurons, improves the energy metabolism by enhancing the production of high-energy compounds (adenosine triphosphate, adenosine diphosphate) and normalizing the balance of aerobic and anaerobic processes. The analysis of results of studies using Anvifen in different diseases proved its applicability for attention-deficit/hyperactivity disorder, tics, consequences of traumatic brain injury, cerebral palsy, asthenia, cognitive impairments, anxiety, and maladaptation. Therefore, the results of numerous studies presented in this review demonstrate that Anvifen is an effective and safe drug for the treatment of functional and organic disorders of nervous system in children.
Key words: neuropediatrics, attention-deficit/hyperactivity disorder, tics, consequences of traumatic brain injury, cerebral palsy, asthenia, cognitive impairments, maladaptation, Anvifen.