Научная статья на тему 'Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении'

Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / HEALTH CARE / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / BASIC RESEARCHES / APPLIED RESEARCHES / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовой Михаил Анатольевич, Кан Вадим Вадимович, Казаков Роман Александрович, Латуха Ольга Александровна, Мамонова Екатерина Владимировна

В статье отражены актуальные для современного этапа развития отечественного здравоохранения и медицинской науки теоретические аспекты инновационной деятельности. Выявлены актуальные определения основных терминов, наиболее полно отражающих инновационную деятельность в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садовой Михаил Анатольевич, Кан Вадим Вадимович, Казаков Роман Александрович, Латуха Ольга Александровна, Мамонова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN HEALTH CARE

Theoretical aspects of innovative activity that are actual for the present stages of domestic health care developments and for the medical science are presented in the article. Actual definitions of the main terms which fully reflect innovative activity in health care are revealed.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении»

№ 4 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 614.2:338

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

М. А. Садовой1, В. В. Кан1, Р. А. Казаков1, О. А. Латуха1, Е. В. Мамонова2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) Инновационный медико-технологический центр (г. Новосибирск)

В статье отражены актуальные для современного этапа развития отечественного здравоохранения и медицинской науки теоретические аспекты инновационной деятельности. Выявлены актуальные определения основных терминов, наиболее полно отражающих инновационную деятельность в здравоохранении.

Ключевые слова: здравоохранение, инновация, инновационная деятельность, фундаментальные исследования, прикладные исследования, инновационная деятельность медицинской организации.

Садовой Михаил Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «НИИ травматологии и ортопедии», заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 224-54-74, е-mail: [email protected]

Кан Вадим Вадимович — ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и 1111В ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]

Казаков Роман Александрович — ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и 1111В ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]

Латуха Ольга Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]

Мамонова Екатерина Владимировна — кандидат экономических наук, генеральный директор Инновационного медико-технологического центра, рабочий телефон: 8 (383) 363-24-39, e-mail: [email protected]

Введение. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях глобализирующегося мира и бурно развивающегося научно-технического прогресса путь

развития связан с переходом к экономике инновационного типа, предполагающей интенсивное проведение исследований, разработку на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере. Такая модель развития уже взята на вооружение многими развитыми странами. В рамках этой модели экономический рост достигается за счет технологического фактора, обеспечивающего от 75 до 90 % прироста ВВП. Этому способствует высокий уровень развития науки, технологии, индивидуальная свобода и развитая информационная инфраструктура. Именно такая модель позволяет странам Запада укреплять свои конкурентные позиции на мировых рынках наукоемкой продукции, получать огромные ежегодные доходы и успешно решать социально-экономические задачи. Развитые страны концентрируют у себя более 90 % мирового научного потенциала и контролируют 80 % глобального рынка высоких технологий. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США около 700 млрд долл., Германии — 530 млрд долл., Японии — 400 млрд долл. [1, 3].

В современных условиях практически во всех сферах общественной жизни возрастает роль инновационной деятельности. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды человечеством предъявляет особые требования к созданию и внедрению инновационных продуктов. Инновационная деятельность способствует повышению экономичности и эффективности деятельности человека. Более того, практически любое учреждение для успешной работы рано или поздно столкнется с проблемой замены морально устаревших технологий и продуктов, вследствие чего возникнет потребность в инновационной деятельности [4, 5].

Материалы и методы. В основу исследования легли результаты анализа материалов зарубежной и отечественной литературы по вопросам инновационной деятельности в здравоохранении.

Результаты исследований. В научной литературе существует широкий спектр подходов к определению понятий «инновация», «инновационная деятельность».

В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея или новация (от англ. novation) с момента внедрения приобретает новое качество — становится инновацией [9].

Большой вклад в фундамент теории инноваций заложил Н. Д. Кондратьев. Излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, он обосновал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования. Н. Д. Кондратьев увязывает технологические и экономические инновационные волны с радикальными переменами в других сферах жизни общества: «...войны и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления» [8].

Другим основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н. Д. Кондратьева в этой области, обратил внимание и стал развивать понятие «инновация», как новую экономическую категорию. Он стал использовать этот термин в 30-е годы ХХ века. При этом под инновацией Й. А. Шумпетер подразумевал трансформацию хозяйства на любой момент времени с целью внедрения новых технологий, методов производства, видов товара и т. п. для последующего использования. По Й. А. Шумпетеру, в результате выполнения «новых комбинаций»

(инноваций) предприниматель получает прибыль, так как «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Работы Й. А. Шумпетера принято считать «отправной точкой» в череде последующих научных трудов, посвященных проблеме инноваций. [8]

Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать определенными критериями: научно-технической новизной, практической применимостью и коммерческой реализуемостью [7] (рис. 1).

Рис 1. Критерии инноваций

Данные критерии означают, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена в схемах и чертежах — это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах [2].

Одним из основополагающих документов систематизации инновационной деятельности является «Руководство Осло», являющееся методологическим документом, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD — Organization for Economic Co-operation and Development) совместно со Статистическим бюро Европейских сообществ, Евростатом (Eurostat — Statistical Office of the European Communities) и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, принятым в 2005 году [OECD and Eurostat, 2005] и переведённым на русский язык в 2006 году. Так, в данном документе уже заложено разделение инноваций на четыре основных вида [6]:

• продуктовые,

• процессные,

• маркетинговые, организационные.

Под продуктовой инновацией понимается внедрение товара или услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. С точки зрения системы здравоохранения выделяются следующие группы товаров и услуг: фармацевтическая продукция, изделия медицинского назначения, медицинская техника и медицинская услуга [9].

Процессная инновация — это внедрение и использование нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта потребителю. В здравоохранении это могут быть новые методы лечения, например операции

на открытом сердце, вызов врача частной клиники на дом к пациенту для планового осмотра [9].

Под маркетинговой инновацией понимается внедрение нового эффективного метода маркетинга, который предполагает значительные изменения в дизайне или упаковке товара, его складировании, транспортировке, продвижении на рынок, назначении продажной цены. Применительно к медицине примером может быть доставка пациентов на диагностическое обследование в ночное время [9].

Организационная инновация рассматривается в «руководстве Осло» как внедрение нового организационного метода в деятельности фирмы или предприятия, в организации рабочих мест или внешних связях.

В частности, в медицине может служить примером упразднение аптечной службы в медицинской организации и привлечение фармацевтических фирм на условиях аутсорсинга [6, 9].

В силу того, что здравоохранение — это отрасль социальной сферы, экономический эффект (т. е. коммерческая реализуемость) становится менее очевиден. Поэтому, создавая инновационный продукт или услугу, исследователь, прежде всего, ориентируется на медицинский и социальный эффекты.

Таким образом, применительно к здравоохранению можно дать следующее определение: инновация — это конечный результат инновационной деятельности, внедренный в работу медицинской организации и приносящий положительный эффект (медицинский, социальный или экономический) [9] (рис. 2).

ИННОВАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

1 1

МЕДИЦИНСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

■ЭКОНОМ11ЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Рис. 2. Эффективность инноваций в здравоохранении

Проанализировав инновационную деятельность в здравоохранении, все инновации в этой отрасли можно распределить в три следующие группы (рис. 3).

Новая м^пшшсиая техника

_/

>

Новые иш.шя

н .значен ня _

-\

Новая медицинская услуга

Новый фармаыевтичесшш

препарат --

Рис. 3. Основные направления инноваций в здравоохранении

В полном объеме инновационная деятельность в здравоохранении включает все виды научно-исследовательских работ (фундаментальные, поисковые, прикладные), опытно-конструкторские разработки, деятельность по освоению новшеств и внедрения в практику медицинской организации, т. е. реализацию инноваций. Исходя из конечного продукта, в медицинской отрасли инновационный цикл имеет свою специфику.

Первая стадия научно-исследовательских работ имеет обобщенные признаки у всех трех инновационных циклов.

Фундаментальные исследования в медицине представлены изучением закономерностей и базовых принципов, которые в свою очередь изменяются и корректируются в зависимости от цели развития и задачи отраслей медицинской науки.

Прикладные исследования характеризуются узконаправленным изучением и выделением из фундаментальной науки областей, направлений для достижения практических целей и решения конкретных задач здравоохранения.

Фаза опытно-конструкторских разработок в здравоохранении характерна для всех инновационных продуктов и проводится, как правило, в порядке реализации результатов НИР.

Выпуск малой партии или фаза внедрения в практику организации определяет готовность новшества соответствовать требованиям и спросу необходимому в медицинских организациях.

Широкомасштабное производство (диффузия инновации) определяет внедрение и распространение инновационных продуктов в другие медицинские организации.

Спад производства (фаза рутинизации) предполагает стабильную реализацию инновации в медицинских организациях.

Необходимо отметить, что для всех инновационных продуктов в области здравоохранения инновационный цикл имеет свои особенности, которые отличают его от инновационного цикла, реализуемого в других отраслях.

Инновационный цикл, характерный для нового фармацевтического препарата, представляет собой комплекс последовательных научно-исследовательских работ, в которых определяется возможность создания и применения нового лекарственного препарата. После чего идет этап доклинических исследований, характеризующийся проведением испытаний на лабораторных животных и этап клинических исследований, который находит свое применение в проведении исследований на человеке. Следующим элементом цикла является выпуск малой партии фармацевтического препарата. На этом этапе по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, цель которых заключается в подготовке рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции. И только при успешном завершении предыдущих этапов инновационный процесс переходит в следующий этап — широкомасштабное производство, которое предполагает освоение фармацевтического препарата потребителем. Поскольку на смену одним инновациям приходят другие, то естественным этапом данного инновационного цикла является пятый этап — спад производства.

Научно-исследовательская работа для новой медицинской услуги и будет включать в себя этапы фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, которые в свою очередь будут направлены на поиск решения задач в определенной медицинской сфере. Следующий этап в цикле связан с регистрацией новых медицинских технологий, которые носят практический характер и выражаются в применении и апробации данных прикладных исследований на пациентах. Регистрация НМТ выражается в оформлении и представлении разрешения на внедрение медицинской технологии. Следующим звеном в цикле является этап внедрения технологии. Завершающим элементом в данном инновационном цикле является предоставление новой медицинской услуги для пациентов.

Выводы. Таким образом, рассматривая особенности инновационного цикла в здравоохранении, мы пришли к выводу, что он имеет ряд своих особенностей в зависимости от конечного продукта. Так инновационный цикл создания новой медицинской техники мало чем отличается от классического цикла, описанного нами раньше. Создание фармацевтического препарата включает дополнительные стадии: доклинических и клинических испытаний, а цикл создания новой медицинской услуги имеет урезанный характер.

Список литературы

1. Бездудный Ф. Ф. Сущность понятия «инновация» и его классификация / Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева // Инновации. — 1998. — № 2 (13). — С. 12-14.

2. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестн. Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — С. 59-82.

3. Ленчук Е. Б. Управление инновациями в организации. Инвестиционные аспекты инновационного роста. Мировой опыт и российские перспективы : учеб. пособие / Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин. — М. : Изд-во «Либроком», 2009. — 288 с.

4. Медынский В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов. — М. : Изд-во «Юнити», 1999. — 416 с.

5. Пшеничников С. В. Взаимосвязь организационной культуры и стимулирования труда / С. В. Пшеничников // Вестн. Омского университета. Серия Экономика. — 2007. — № 1. — С. 100-102.

6. Руководство Осло // old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf

7. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А. А. Трифилова. — М. : Финансы и статистика, 2005. — 304 с.

8. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. — М. : Эксмо, 2007. — 864 с.

9. Яголковский С. Р. Психология инноваций : подходы, модели, процессы / С. Р. Яголковский. — М. : НИУ ВШЭ, 2011. — 272 с.

MODERN ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN HEALTH CARE

М. А. Sadovoy1, V. V. Kan1, R. A. Kazakov1, O. A. Latukha1, E. V. Mamonova2

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk c.) 2Innovative medical & technical center (Novosibirsk c.)

Theoretical aspects of innovative activity that are actual for the present stages of domestic health care developments and for the medical science are presented in the article. Actual definitions of the main terms which fully reflect innovative activity in health care are revealed.

Keywords: health care, innovation, innovative activity, basic researches, applied researches, innovative activity of the medical organization.

About authors:

Sadovoy Mikhail Anatolyevich — doctor of medical sciences, professor, head of FSBE «Scientific research institute of traumatology and orthopedics», head of chair of health care organization and public health at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 224-54-74, e-mail: [email protected]

Kan Vadim Vadimovich — assistant of chair of health care organization and public health of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e -mail: [email protected]

Kazakov Roman Aleksandrovich — assistant of chair of health care organization and public health of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e-mail: [email protected]

Latukha Olga Aleksandrovna — candidate of economic sciences, assistant professor of public health services organization chair of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e-mail: [email protected]

Mamonova Ekaterina Vladimirovna — candidate of economical sciences, general director of Innovative medical & technical center, office phone: 8 (383) 363-24-39, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Bezdudny F. F. Concepts «innovation» and its classification / F. F. Bezdudny, G. A. Smirnova, O. D. Nechaeva // Innovations. — 1998. — № 2 (13). — P. 12-14.

2. Latukha O. A. Formation of the effective economic base of higher education institution on the basis of development of innovations: theoretical concepts // Bull. of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — № 4. — P. 59-82.

3. Lenchuk E. B. Management of innovations in the organization. Investment aspects of innovative body height. World experience and Russian prospects: practice guidance / E. B. Lenchuk, G. A. Vlaskin. — M: Publishing house «Librok», 2009. — 288 P.

4. Medynsky V. G. Reengineering of innovative business / V. G. Medynsky, S. V. Ildemenov. — M: «Unity» publishing house, 1999. — 416 P.

5. Pshenichnikov S. V. Interrelation of organizational culture and labour motivation / S. V. Pshenichnikov // Bull. Omsk University. Economy series. — 2007. — № 1. — P. 100102.

6. Oslo Management // old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf

7. Triphilova A. A. Assessment of efficiency of innovative development of the enterprise / A. A. Trifilova. — M: Finance and statistics, 2005. — 304 P.

8. Shumpeter Y. A. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy / Y. A. Shumpeter. — M: Eksmo, 2007. — 864 P.

9. Yagolkovsky S. R. Psychology of innovations: approaches, models, processes / S. R. Yagolkovsky. — M: NRI HES, 2011. — 272 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.