СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
УДК 640.41
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10107
СКАБЕЕВА Лариса Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат педагогических наук доцент; e-mail: skabeeva@mail.ru ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: 6199900@mail.ru
Современные аспекты и тренды подготовки кадров для гостиничной отрасли
Подготовка руководителя/управляющего гостиничным комплексом/сети гостиниц характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело»особую значимость приобретает процесс информатизации образования. Также процесс подготовки руководителей гостиничного комплекса/гостиничной сети необходимо осуществлять, учитывая основные этапы гостиничного девелопмента, - деятельности по реализации любого гостиничного инвестиционного проекта, включающего этапы поиска земельного участка под строительство гостиничного комплекса и инвестиций, подготовки исходно-разрешительной документации, разработка бизнес-плана, и последующее управление и эксплуатация.
Формирование компетенций бакалавров по управлению текущей деятельностью сотрудников служб, отделов гостиничного комплекса, контроля и оценки эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса необходимо осуществлять с применением средств ИКТ. При подготовке магистров для осуществления трудовых функций руководителей гостиничного комплекса/гостиничной сети по анализу и оценки деятельности и управления проектами и изменениями; разработке концепции и стратегии развития сети гостиниц также необходимо использовать средства ИКТ.
Особое внимание обращено на возрастающую роль использования различных информационно-коммуникационных технологий в процессе взаимодействия с гостями отеля путем использования современных мобильных гостиничных приложений, способствующих успешному развитию гостиничного бизнеса сегодня и ориентированных на повышение эффективности функционирования гостиничного предприятия, укрепления его позиций на конкурентном рынке. Авторы на основе анализа проведенных исследований приходят к выводу ,что информационно-коммуникационные технологии для современного выпускника направления подготовки «Гостиничное дело» являются неотъемлемым фактором его конкурентоспособности на современном гостиничном рынке.
Ключевые слова:
руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц, подготовка кадров, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), гостиничный девелопмент, мобильные приложения, программное обеспечение
кадров
Тенденции современной жизни показали, что на фоне растущей международной напряженности и экономической блокады РФ необходимо развитие внутреннего и въездного туризма и отечественной гостиничной отрасли, развитие новых туристско-рекреаци-онных зон. В связи с этим возникает потребность подготовки кадров - руководителей гостиниц и специалистов способных создавать инновационный гостиничный продукт, собственные гостиничные управляющие компании, сети, а также гостиничные комплексы и отели. Развитие гостиничной отрасли, управление любым отелем характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому особую значимость приобретает процесс информатизации образования при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело».
Данная проблема изучена и представлена в виде результатов научного исследования в трудах таких авторов, как Нестеренко Т.В., Булавиной С.М., Силаенкова А.Н. и др.
В исследовании Нестеренко Т.В. отмечается, что на сегодняшний день степень владения навыками современных информационных технологий у большинства обучающихся студентов по направлению подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» достаточно низкая и не соответствует требованиям туристского и гостиничного рынка. Данное исследование было проведено в нескольких вузах Российской Федерации. Базой для проведения научного исследования стали Адыгейский государственный университет , Кубанский государственный университета физической культуры, спорта и туризма, Южный институт менеджмента. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов, было опрошено 800 человек. Данное исследование позволило получить следующие результаты. Почти 70% опрошенных студентов отмечали, что:
- обладают всего лишь базовыми знаниями по использованию программного обеспечения (Word, Excel) и работе с глобальной
компьютерной сетью Internet;
- испытывают значительные проблемы при обработке больших объемов информации;
- в учебном процессе ими достаточно редко используется специализированное программное обеспечение, что вызывает затруднения при поиске учебной и специализированной информации в Интернете [6].
В исследовании Силаенкова А.Н. отмечается, что в процессе подготовки бакалавров по направлению подготовки «Гостиничное дело» существует ряд системных проблем. Автор подчеркивает важность и значимость не только базовой подготовки будущих бакалавров, но и особое внимание уделяет грамотности и компетентности студентов в области информационно-коммуникационных технологий. Одной из ключевых проблем, по мнению Силаенкова А.Н., является отсутствие систематического взаимодействия между вузом и представителями гостиничного бизнеса в части формирования необходимых отраслевых навыков в области информационных технологий у будущих специалистов отрасли. В процессе отбора кадров работодатели отмечают, что у значительного количества соискателей на позиции менеджеров среднего и высшего звена отсутствуют такие качества, как ориентирование на результат, оперативность принятия решения и их исполнения, объективность в оценке собственных навыков и умений, коммуникативность, стрессоустойчи-вость, владение информационными технологиями [8].
При разработке основных профессиональных образовательных программам (ОПОП) подготовки бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело» решающая роль должна отводиться практикоориен-тированным ОПОП, формирующих профессиональные компетенции учитывающих не только требования профессиональных стандартов1, но и современные тенденции в проектировании и создании инновационного гос-
1 Закон №273-Ф3 "Об образовании в РФ", гл. 12, ст. 96.
- 85
тиничного продукта и гостиничного предприятия (гостиничного комплекса).
В новых профессиональных стандартах, утвержденных Приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 282н. «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель / управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц» определено, что на должности руководителей департаментов и отделов гостиниц и иных средств размещения могут претендовать выпускники, получившие средне специальное образование, на должность руководителя гостиницы - выпускники бакалавры, а для управления гостиничной сетью - магистры.
Исследовать процесс подготовки будущих руководителей гостиниц и руководителей гостиничных сетей необходимо с практической точки зрения, а именно учитывая все основные этапы деятельности гостиничного оператора (управляющей компании), независимого отельера по созданию гостиничного комплекса (гостиничной сети). Процесс создания и запуска гостиничного комплекса (ГК) включает: анализ целесообразности инвестиционного проекта: расчет сметных, оценочных и других показателей эффективности будущего ГК; разработку основных архитектурно-планировочных, технических и технологических решений; бизнес-план, объединяющий общие и специфические элементы функционирования гостиничного предприятия; выбор стратегии, тактики конкуренции; оценку финансовых, материальных и трудовых ресурсов; разработку технологических процессов (с технической и организационной документацией), а также управленческие решения и мероприятия по их выполнению.
Таким образом, процесс подготовки руководителей гостиничного комплекса/гостиничной сети необходимо осуществлять, учитывая основные этапы гостиничного девелопмента, под которым будем понимать деятельность по реализации любого гостиничного инвестиционного проекта, включаю-
щего этапы поиска земельного участка под строительство ГК и инвестиций, подготовки исходно-разрешительной документации, разработка бизнес-плана, и последующее управление и эксплуатация(рис. 1.).
Важно отметить, что будущие руководители гостиничных комплексов/гостиничных сетей должны иметь представление об основных принципах создания гостиничных концепций и современного архитектурного проектирования, строительства; уметь взаимодействовать с проектировщиками и строителями на разных уровнях жизненного цикла гостиниц.
Также после строительства и ввода в эксплуатацию необходимо подготовить «Start-up»(запуск) ГК. Процесс запуска гостиницы включает в себя разнообразные мероприятия, охватывающие все аспекты управления: экономический, финансовый, планирование мероприятий по управлению персонала, разработка корпоративных норм и стандартов деятельности, разработка маркетинговой стратегии, выбор и установка автоматизированных систем управления всеми процессами гостиницы и пр. [10].
В нашем исследовании рассмотрена подготовка руководителей, топ-менеджеров проектов ГК (гостиничных сетей) и наиболее важные функции основных этапов гостиничного девелопмента, осуществляемые с использованием ИКТ.
Например, для эффективного взаимодействия с проектировщиками и строителями необходимы знания теоретических основ и практических навыков архитектурно-планировочных решений с использованием автоматизированной информационной системы(АИС) «ArchiCad» и предназначенной для архитектурного и ландшафтного проектирования. В основе АИС используется концепция виртуального здания, которая представляет собой выполненную в натуральную величину объёмную модель реального здания, существующую в памяти компьютера рис. 2.
Предпроектный анализ: исследование гостиничного рынка и выбор земельного участка
Управление и эксплуатация ГК
Подготовка
запуска «Start-up» и разработка концепции управления и стратегии развития ГК/ гостиничной сети
Разработка концепции гостиничного комплекса/
Строительство -у
Подготовка исходно-
разрешительной документации ИРД
Разработка архитектурно-планировочного решения и технического задания на проектирование ГК
Разработка ТЭО проекта ГК и бизнес-планирование
АСУ проекта ( MS Project, OpenPlan)
Проектирование технических стандартов экстерьера, интерьера
, оснащения ГК/ гостиничной сети
Архитектурное и инженерное проектирование ГК. Согласование проектной-сметной документации. Разрешение на ._строительство__ _У
Рис. 1 - Основные этапы гостиничного девелопмента
Рис. 2 - Главное окно «ArchiCad»
С целью ее выполнения пользователь на начальных этапах проекта практически «строит» здание гостиницы, используя при этом все необходимые реальные аналоги: перекрытия, окна, лестницы, стены здания и другие архи-
тектурные элементы. Параллельно данному процессу в системе автоматически заполняется вся необходимая строительно-техническая документация.
После завершения работ программа да-
ет возможность извлекать разнообразную информацию о спроектированном объекте: поэтажные планы, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, презентационные материалы и пр., что важно при дальнейшей разработке ТЭО и бизнес-плана (рис. 3).
После завершения этапа архитектурного проектирования и разработки ИРД необходимо разработать ТЭО и/или бизнес-план, с ис-
пользованием Microsoft Excel. Электронные таблицы Microsoft Excel - это средство создания и обработки цифровой информации и финансовых документов, которое позволяет не только автоматизировать расчеты, но также на их основе получить графическую интерпретацию. Например, для расчета экономических показателей также используется таблица Ехсе! (рис.4).
Рис. 3 - Разработанный генплан гостиницы на 21 номер с использованием «ArchiCad»
В1 • К </ fx: 1 гостиница 1
A I В е F H ' I * 1 К L |М N С
1 гостиница 1 ■ D ■
2 3 Прогноз прибыли
4 5
6 в USD Год 1 ГОД 2 Год 3 Год 4 Год 5 Год 6 Год 7 Год 8 Год 9 Год 10 ill%%
7 Доход 762 210 777 835 793 781 810 053 826 650 843 606 860900 878548 896559 914 338 100%
S размещение з номерах 500 025 £10 276 £20 706 £01 411 £42 005 550 422 £64 766 576 3 45 566160 600213 66%
9 еда ни а пи™ 209 t4s 214 043 210 406 222 914 227 430 202 1 47 206 906 241 762 246 719 251 776 23%
10 услуги 52 437 53 £12 54 609 55 726 £6 371 56 037 59 226 60 441 61630 62 944 7%
11 Прямые затраты (131900) (134 604) (135 064) (137 323) (140 650) (143 529) (146467) (149 466) (15 2 530) (155 648) 17%
12 Валовой операционный доход 630 310 643 232 658 717 672 225 686010 700077 714433 729 033 744029 75 9 290 S3%
13 валовая прибыль ез% 83% 83% 83% 83% 83% 83% 83% 83% 83%
14 Трудовые затраты (82 800) (84 497) (86 230) (87 997) (89 801) (91 642) (93 521) (95 438) (97 394) (99 391) 11%
15 Администрагтивно-управленческие расходы (17 ООО) (17 349) (17 704) (18 067) (18 437) (is 815) (19 201) (19 595) (19 996) (20 406) 2%
16 Затраты на маркетинг и организацию деятельно (40 601) (41 434) (42 283) (43 150) (44 034) (44 937) (45 858) (46 798) (47 758) (48 737) 5%
17 Налоги на прибыль (16293) (16 627) (16 968) (17316) (17671) {1S 033) (1S 403) (18 780) (19166) (19 558) 2%
IS Прибыльдоуплаты налогов 473 616 483 32S 499 S33 905 695 516066 526 650 537450 548 472 559 715 571198 62%
13 рентабельность до уплаты налогов 62% 62% 62% 62% 62% 62% 62% 62% 62% 62%
20 Снижение стоимости и амортизация (23 625) (23 624) (23 623) (23 622) (23 621) (23 620) (23 619) (23 618) (23 617) (23 616) 3%
21 Чистый доход от союзной деятельности 449 931 459 701 471910 432 073 492445 503 030 513331 524 354 536098 547532 am
22 Прибыль от дохода от основной деятельности 58» 59% 59% 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60%
23 Налог на прибыль (53 999) (55 164) (56 629) (57 349) (59 093) (60 364) (61 660) (62 982) (64 332) (65 710) 7%
24 Прибыль после уплаты налогов 395992 404 S37 41S 281 424 224 433 352 442 666 452171 461871 471767 481872 53%
Рис. 4 - Пример расчета планируемой прибыли
Современные аспекты и тренды подготовки кадров С|ТЛ\/ии1 1М
для гостиничной отрасли х1х\/пи лпНЫ
ЖУРНАЛ
В гостиничной сети важно управлять не только действующими гостиничными комплексами, но и строящимися объектами. Процесс управления проектом гостиницы осуществляться с помощью АСУ «MS Project». Данная система используется, когда строящаяся гостиница находится на инвестиционной стадии. При этом важно решение следующих задач: календарное планирование; бюджети-
рование; бюджетный контроль (по доходам и расходам (БДР) и по движению денежных средств (БДДС); хранение, согласование и быстрый поиск проектной документации; ведение делопроизводства; анализ ключевых показателей (KPI); и др. Наиболее простым вариантом является планирование и составление различных отчетов в табличной форме в Microsoft Excel (рис. 5).
16 Проектирование АСУ ГК
Рис. S - Календарное планирование проектирования ГК
Для решения задач бюджетного управления существует множество специализированных программных продуктов, представленных, в том числе, и на российском рынке, таких как: «Oracle Financial Analyzer (OFA)», «Hyperion Pillar», «EPSProphix Budgets» и «EPS Prophix Enterprise», «Инталев: Бюджетное управление», «Bplan» и другие. Другим решением являются модули бюджетирования, встроенные в системы управления предприятием - такие системы как: Парус, Галактика, SAP - R 3, Scala, Platinum и некоторые другие. Наиболее простым вариантом является составление различных отчетов в табличной форме в Microsoft Excel и используется небольшими гостиничными предприятиями [6].
Важно отметить, что в международной практике сетевых гостиничных комплексов
используется программа отчетности «USALI» (Uniform Systemof Accountingin Lodging Industry). Информационная система представляет собой комплекс программных средств, объединенных в единую систему. Система предназначена для своевременного получения бухгалтерской, налоговой, оперативной отчетности, а также управленческой отчетности USALI. Центральным модулем данной системы является современная бухгалтерская система, отвечающая всем требованиям ПБУ РФ.
Далее осуществления организационного проектирования и разработке мероприятий по управлению персоналом используются средства ИКТ. Например, формирование штатного расписания может осуществляться с помощью программы 1С (рис . 7).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
KoHapvKTop управленческой отчетности
Ацаттец [Ь 4 ] С тйг подолимгаманерикь мпр
ПЕРИОД 01 Р1Я115-31123015
Парауклры I ^j-braiKcat ^Анализ ада
Отчет Ы[1.4.) Отчёт по доходам на номе
Период: 2015 г
Отбор. Организации Равно" 3WJ Чуррис' •" И Ц'РО Равно "фМД Номернсй фощ "Бал
Объём доходов за период
10
п Источник
12 Стетьм БДР
13 ВЫРУЧКА
14 j>it(iibi or вопмнитетше; wr госи-щ-кго сизнк*
I $ Дй£ДЯЫ ОГ Р55М9ЦЯ-1!:н
J_Ичи<м.-пк я
Проформа "USALI! Доходы на номер и на мотр (Основной)г 00000000103 от 16,12,2014 Li5l!5Q
Пршжгни аш^ыгъ I | I * Прикпн A,, ¡¡¡¡* ^ — И С Ркечпиы"
0ИД1Н-ГТ1И1' ■'■
Hi«ii imorig-
Дана |1Е12Д1Д 1:И:И g
РЬАОТи Jilftjhfiitnj
ОЬинсгвраияры-
OITWllfMJffil ЦФП:
ЗШ Ми [и:-".
I ПэдвмярыНоиряпочиив-ГмтаСтлийЕЕР
Раалшаа^даам^у ...Si Ниам 01.111.2015 ВО.
|LI,UN fl, Hjv^jrtM «М ii'Tiiu"
сижарй f мн. Fhjaihii» |пп^ГВДЕ1иЙлейпйв11.мй
lufnsfw ноьцюгофй^а lufnifmilffcii-h«-.
Кшн, ГЦлШД 31.122013 JQ.
4MH PE3IПЬТАТЫ HM Ftflfl ФОНД
УДгбмнть j i X v $ Кдпцюы1Ъ*«Л11б» Srowt'
м Сзгицыимфнгштш* Кййкапгцмнм Кв№юншидо|№ра*нсмйрсш>.й.м] BLWUCI шпора i Апвртшмы АР 1 20
СтЕОДотаищтЗннпн FOB л №
3 ПИКСиристичзгОЬЛв! НИ 113 230
5203 177 В ИВ 377 5203 377
17 Показатели доходов на номер и ко. м.
л Квгегарни кшров гостиниц
Дп^та«!птв1 д Дсухмрстныйсгдндчтт
уд Даут(ц«тныйсган^д1т1т>лг>1
Код НФ. Квтегррин HuMipce taiero|*iti ПЛАН; ПЛАН: номера Колнч&ст&о Площадь (ы. «пирров s re) эксплуатации
др
КО
Ф^Т
номеров в эксплуатации
ФАКТ;
П.ЮЩЭДЬ (м.
КБ.)
Bbf)v4f.a с 1 номера и м. кв.
ПЛАН ПЛАН ФАКТ: ФАКТ
Вьручнанв1 Быруч<а на 1 Выручки не 1 Эьручиэ на 1
ном&р М te HOUPp V. KB
5 2Й37? M16S,DD
17
340
2 2Ю
Рис. 6 - Пример отчета по доходам на номер и м2в проформе «USALI»
[4*~1 Унифицированная Форма Т-3 ¡Унифицированная форма T-3J _ П X
Произвольная дета дата: . . Ш □рганизщч я: ЗАО "Дельтаон" ... х
► Сформировать НЗ Ю Настройки <?>
Закрытое акционерное общество "Де.пьтаон" Унифицированная форм Утверждена Постанов л России от 5 января 200* Форма ПО ОКУД по ОКПО а № Т-3 ением Госкомстг г. № 1 Код 0301017
Номер документа 1 Дата составления ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ на период Март 201 1 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом организации от " " 20 года № штат в количестве 43 единиц
Структурное подразделение Должность (специальность, профессия}, разряд, класс Скатегори я) квалификации ш татных единиц Доклад} и пр., руб. Надбавки, руб Всего, руб. Примечание
---- код Надбавка за проезд по Москве
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0
Администрация 1 Водитель 2 24 ЭОО.ОО - 32 400,00 1 0% 54 780,00 - 71 280,00
Администрация 1 Генеральный директор 1 D 000,00 - 21 0 000,00 1 50 ООО ,00 - 21 0 ООО ,00
Администрация 1 Заместитель генерального 1 □ 000,00 - 11 2 750,00 90 ООО ,00 - 11 2 750,00
Администрация 1 1 5 000,00 - 1 45 000,00 115 ООО ,00 - 1 45 ООО ,00
Администрация 1 1 50 200,00 - 65 000,00 50 200,00 - 65 000,00
Администрация 1 Секретарь 1 25 300,00 - 32 000,00 25 300,00 - 32 000,00
Бухгалтерия 2 Бухгалтер 34 1 1 0,00 - 43 900,00 68 220,00 - 97 800,00
Бухгалтерия 2 Главный бухгалтер 1 30 470,00 - 82 150,00 60 470,00 - 82 1 50,00
II*
Рис. 7 - Пример штатного расписания по форме Т-3
Программа 1С помогает формировать необходимую штатную структуру предприятия, как в разрезе юридических лиц, так и в разрезе центров финансовой ответственности. При этом важными функции подобных программ является возможность просмотра сведений о занятости сотрудников на различных мероприятиях и их отсутствии на рабочем месте, просмотр отчетов по использованию рабочего времени и др. [8]. Для этого используются программы контроля за компьютером и персоналом, например с помощью «Мфко
Employee Monitor». Данные программы позволяют контролировать производительность труда сотрудников по следующим действиям: фиксируется каждое действие, произведенное на компьютере, каждое нажатие клавиши; осуществляется невидимый режим работы; регулярное создание снимков экрана в которых производится запись общения сотрудников в социальных сетях и в чатах, снимки с вебкамеры, запись звонков и разговоров в Skype, отслеживание всех посещённых сайтов (рис. 8) [9].
Рис. 8 - Контроль общения сотрудников в соцсетях и в чатах, снимки с вебкамеры
Следует отметить, что при планировании мероприятий по управлению персоналом разрабатываются мероприятия по мотивации персонала с расчетом KPI - «ключевых показателей эффективности» (сокращенно - KPI), которые являются частью системы сбалансированных показателей, и в которой устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями деятельности для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния. Например, система KPI является инструментом контроля и оценки результатов труда, которая предполагает четкую постановку задач при планировании с измеримыми критериями ее выполнения. Для этого в таблице Excel результат выполнения каждого показателя (балл, определяемый по 10-ти балльной шкале оценки) умножается на вес данного KPI. Итоговый балл определяется простым суммированием (рис. 9) [3].
Следует отметить, что важным аспектом подготовки магистров, которая предполагает (согласно новым профессиональным стандар-
\ Индивидуапьн ый номер показателя Показатель (возможно написаше с целью и подцелью) Вес jri | ¥ I V 1 S X Р Ф in 8 а : S 8 = i 1 $ X 1 ¥ х а 1
1 1 5 1 а i
1 СПР 1.22 Среднее время поселения! / выписки клиента А<т 16 % 12 мин 1-4 млн в, 57 7
2 СПР 1-24 Удельный вес удовлетворенных заявок по службе консьержей &о% 24 98% 91% 9.59 2,3 □
3 СПР 2.76 План / факт по времени обслуживания в ресторане 70% 28 % 0,95 1,20 7,92 2,2 7
СПР 2.81 План / факт по времени выполнения заказа по обслуживанию в номерах 30% 12 ЧЬ 0,90 1,10 аде 0,9 8
5 СПР 3.186 Эффективность использования горничных 20% 100 % 20 ЧЬ 85% 75% 3,32 1,7 6
Z = 100% Общ.оценка 3,6 4
Рис. 9 - Пример заполнения оценочного листа руководителя службы приема и размещения за 1 квартал в таблице Excel
там), что в трудовые функции будущего выпускника должны входить управленческий контроль не только гостиничного комплекса, но и гостиничной сети. В связи с этим в ОПОП «Гостиничное дело» необходимо включать курс управления гостиничной сетью с помощью информационной системы управления сетью гостиниц. Например, компания «Вест Концепт» разработала информационную си-
стему управления сетью гостиниц на базе Microsoft Share Point Server-Управление Сетью Гостиниц», с помощью которой строятся отчеты, разработанные для эффективного управления, на основании международных стандартов финансовой отчетности USALI. По средствам интеграции с системами «фронт- и бэк- офиса» в системе «Вест Концепт - Управление Сетью Гостиниц» осуществляется управление гостиничной сетью (см. рис.10): расчет средней выручки за номер (AverageRate); расчет загрузки гостиницы (Occupancy); определение эффективности деятельности гостиничного комплекса, а так же
каждого из его подразделений; формирование затрат гостиничного комплекса, а так же каждого из его подразделений; получение информации по движению денежных средств в гостиничном комплексе, а так же каждого из его подразделений; сравнение фактических и плановых показателей по всем вышеописанным пунктам на основании бюджетов; ценообразование на основе анализа безубыточности и удельных затрат, корректное сравнение с результатами деятельности других гостиничных комплексов сети; возможность отслеживать работу гостиниц и подразделений в режиме он-лайн из любой точки мира [7].
| ittD //de«M»s$ihotei.fciisiteHaie$(•'«du%j.^ou7=t»i%diToarw%oo-%duъьгъагьныикнгла.-лве-йсi--ад* ял «а сичь DYobdVedTOiftF'Adl'ïbSfJSpx *г К \А япо*
Фгйя Правка Вид Иэ6рэи.ов Сервис Сгроокз
. Избранное .- Цйв«с»г: л.-mif саг.Ы'» Бесплатная почта Hotmail е. к . ^ . < ..•№ *
1остинииа2 | Гостижиа] | /гргеляющгякомпания х | ^Новаявклагка • —. - Сгрэгица • Бскпаспочв " Серсис - «<
Действия сайта • К Страница WESTCONCEPTlXvbaryshkov •
M HoteLBI » Управляющая компания (•j) fy ноавится ээыск
Hotel_BI Гостиница t гцстымиа 2 Управляющая компания
Scenario План | Yno,
Процент загрузки EBIT Налог на прибыль Процент загрузки EBIT Налог на прибыль Процент EBIT Налог на прибыль Процент загрузки EBIT Налог на прибыль
январь 2010 г. 78,6« 880 093 1 176 01Э 825% 1435 231 100,0% 17402301 | 3480460 84,2% 16847163 3 656 479
февраль 2010 г. 71,494 126740С 32,5% 2 676130 100.0% 10112097 2022419 78,9% 6168 567 2 022 419
март 2010 г 71.4% 3 645960 : 729 192 87.5% 1 434 205 штат ю 456 825 2091 365 79,9% 12 668 580 i 2 820 557
апрель 2010 г. 71.4% 4 902 500 9.30 500 1312025 262405 t00,0%| 12 005070 2401014 80,5% 18219595 3 643 919
май 2010 г. 75,0% 15 389 660 3077932 1343 60С 268 720 95,0% 1682446 336489 82,3% 18415 706 3 683 141
июнь 20101. 85,7% 27 691500 5 538 300 3 130 650 626130 90,0% 1791161 _88Д% 29030 989 6 164 430
ИЮЛЬ 2010 г. 36,4« 36 336200 7267240 3 542 03С 728 406 2776943 555 389 91,9% 42755173 | 8 551035
dBiyci 2010 Г. 89,3% 38 928 905 7 785 781 5 431580 1086 316 65,0% 125011S 89,3% 43110 367 8 872097
сен жбрь 20101 _89,3% 40 931810 8186 362 ewrcr 2403 54С 480 708 81.0% 1 853 629 88,3% 41481721 8 667 070
октябрь 2010 г. 78,6% 28 702800 5710 560 кшз ВЖ1 4 226 160 815 232 85,5% 6 587 637 1317527 82.1% 39516 597 7 903 319
ноябрь 20101. 71,4% 20 865 730 i 4 173 150 315080С 630160 90,0% 7432602 1486520 78.6% 31449152 6 289 830
декабрь 2010 г. ш 15 475298 3 095 060 ШГТ7- 3 497980 699 596 90,0% 10 722087 2144417 71.7% 29 695 365 5 939 073
20101. 78,3% 232 483070 46 750 095 95,7% | 22 592 800 5 627 673 91,0% 74 283 100 15 835602 83,0%: 329 358975 68 213 370
Рис. 10 - Отчет для управляющей компании
Сегодня информационно-коммуникационные технологии между отелем и гостем осуществляются при помощи использования мобильных информационных технологий.
Мобильные информационные технологии сегодня представляют собой определенную систему, включающую в себя технические средства, организационно-распорядительные мероприятия и документы, персонал, обеспечивающий функционирование данной системы, а также комплекс стандартов, методы и способы, обеспечивающие возможности передачи беспроводной информации, текста, голосовых сообщений, графических элементов, мультимедийной информации от одного
пользователя к другому пользователю информационной системы.
Стоит отметить, что мобильные приложения давно уже перестали быть дополнением к основным функциям мобильного устройства, превратившись в незаменимый инструмент управления повседневной жизнью и бизнес-процессами.
Типы мобильных приложений: 1. Нативные приложения. Нативные приложения загружаются через магазины приложений (AppStore, GooglePlay, Windows и т.д.) и устанавливаются в программное обеспечение смартфона. Важное отличие - натив-ные приложения разрабатываются специаль-
но под конкретную платформу (под iOS для iPhone, под Android, Windows для WindowsPhone и т.д.) и требуют от разработчика специальных знаний и умений для работы в конкретной среде разработки (xCode для iPhone, eclipse для устройств на Android). Приложения могут использовать все функции ПО смартфона (камера, микрофон, акселерометр, геолокация, адресная книга, плеер и т.д). В зависимости от назначения приложения предполагают или не предполагают наличие интернет-соединения (приложение Shazam, Instagram и др.).
2. Веб-приложения. Пользовательский интерфейс создается при помощи стандартных веб-технологий. Их не нужно загружать из магазина приложений, но они могут находиться в специальных магазинах веб-приложений, которые есть в некоторых современных браузерах, например у Chrome. Веб-приложения используют для работы браузер телефона. Главной особенностью таких приложений является их кросспплатфор-менность - возможность работать на всех устройствах, без дополнительной адаптации. Такие приложения не могут использовать ПО смартфона. Для обновления информации в приложении необходимо подключение к интернету. Например, maps.google.com - вебсайт, но в тоже время это и веб-приложение.
3. Гибридные приложения. Данный вид приложений содержат функции нативных и веб-приложений. Удобство данного типа приложений заключается в возможности доступности, так как могут быть загружены через магазины приложений с возможностью независимого обновления информации. Гибридные приложения требуют подключение к интернету, представляют собой самые популярные и широко используемые способы построения мобильных приложений, так как разработка гибридного приложения быстра и доступна по цене, при его разработке используется «родной язык» программирования.
Исходя из разделения приложений по технологии создания и функционирования,
можно провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков трех типов, и выявить подходящий тип мобильного приложения для использования на гостиничных предприятиях. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 1.
На основе сравнительного анализа можно сделать вывод, что для гостиничных комплексов наиболее эффективен и продуктивен в использовании будет гибридный тип приложения, так как его возможности позволят клиентам гостиницы без труда загружать и пользоваться услугами приложения. В свою очередь, руководству отеля потребуется затратить меньше времени и денег на внедрение такого приложения, чем потребовалась бы на установку нативного. Еще одно преимущество в том, что приложение действует на независимой платформе и это позволит отелю создавать и распространять собственные программы лояльности.
Современные мобильные информационные технологии сегодня - это не только глобальная система мобильных коммуникаций и интернет, а обширный сегмент технологий, такие как мобильные терминалы сбора данных, различные мобильные устройства (планшеты, смартфоны) и программы для организации досуга, работы и отдыха. Они все чаще применяются в самых различных отраслях - управление транспортом, мобильные платежи, туризм, финансы, бизнес, производство, культура и досуг и другие.
По прогнозу ведущих экспертов IT-индустрии, у отельеров сегодня существует множество возможностей осуществлять эффективные взаимодействия с посетителями отеля путем использования мобильных приложений. Это технологии быстрого check- in и check- out, мобильный консьерж, мобильное меню ресторана или бара, мобильный перечень услуг отеля. Главной целью данных технологий является интуитивное распознавание и предоставление информации из огромного массива источников, направленное на удовлетворение потребностей гостя и повышение
эффективности деятельности гостиничного предприятия. Для того, чтобы мобильное приложение было максимально эффективно и
В базовый набор обычно входят следующие модули мобильного приложения: общая информация; описание номерного фонда; план этажей, внешний вид или галерея с фото и видео; специальные предложения, новости; полезные номера телефонов и форма обратной связи; чат (связь) с персоналом отеля; карта, мероприятия, погода; плагины страниц соцсетей; перечень дополнительных услуг и меню ресторана.
В зависимости от ориентации и типа отеля можно добавлять модули. Мобильное приложение можно создавать с минимальным набором модулей и опций и развивать виртуальную платформу коммуникации и возможностей.
В современном мире рынок мобильных приложений прочно вошел в стадию динамичного и прогрессивного развития, демонстрируя активный рост в течение последних нескольких лет. Безусловно, данному процес-
приносило реальную пользу для отеля, оно должно содержать необходимые базовые и опционные модули.
су способствует расширение рынка мобильных устройств и рост потребительского спроса на данный тип устройств.
Гостиничная индустрия активно осваивает мобильные технологии, применяя их в управлении и автоматизации процессов на предприятии, привлекая гостей и улучшая качество предоставляемых услуг.
Рост мобильного рынка сегодня составляет 375% в год и с каждым годом он непрерывно растет. Сегодня практически у каждого человека есть мобильный телефон, и по статистике, для 95% гостей отеля это - неотъемлемая вещь, своего рода коммуникативный интерфейс с окружающим его миром, а так же 80% подключений к гостевому Wi-Fi происходят посредством мобильных устройств [10].
Самые активные гости, пользующиеся мобильными устройствами для бронирования номеров в отелях, получения услуг гостиницы во время проживания и обратной связи, пред-
Таблица 1 - Преимущества и недостатки типов приложения
для внедрения на гостиничном предприятии
Типы Преимущества Недостатки
Нативное Максимальная функциональность и скорость работы. Не всегда требуется интернет для использования. Имеет доступ к ПО смартфона. Распространение через магазины приложений. Дорогая стоимость и долгие сроки разработки. Требует от разработчика знаний определенной среды программирования. Работает только с одной платформой. При косметических изменениях необходимо выпускать обновление.
Веб Кроссплатформенность. Не требует загрузки из магазина мобильных приложений. Можно легко адаптировать обычный сайт. Простота создания и поддержки. Требует подключения к интернету. Не имеет доступа к ПО смартфона. Не может отправлять push-уведомления. Всегда требует доступ к интернету. При продаже требуется использование своей платежной системы.
Гибридное Вся функциональность нативного приложения на независимой платформе. Распространяется через магазины приложений. Запускается не из браузера. Возможность независимого обновления. Разработчик должен быть знаком с разными API
кадров
ставляют такие страны как: США, Япония и Швеция (30 %) - на первом месте. Вторую позицию занимает группа стран - Великобритания, Испания и Франция (не более 22 %). На третьем месте туристы из Дании и России (10 %). Данные представлены на рис. 11.
На сегодняшний день нет сомнения в высокой степени востребованности мобильных приложений как среди международных, так и среди российский гостиничных цепей. Возможности мобильного приложения достаточно широки : это получение информации о наличии свободных номеров в отеле в разных городах, доступ к раннему бронированию и коммуникации с персоналом отеля.
В крупных международных гостиничных цепях мобильные приложения уже давно стали необходимым условием и символом комфорта гостя. Примером может служить опыт международной гостиничной цепи Marriott, внедрившей практику использования мобильных приложений уже более чем в 300 гостиницах в разных странах мира.
Стоит отметить, что сегодня специализированные мобильные приложения присутствуют не только в практике крупных международных гостиничных цепей, но и могут использоваться небольшими бизнес-отелями в Российской Федерации и за рубежом. Мобильное приложение, созданной специально
2 http://www.westconcept.ru/pdf/setotelei.pdf (Дата обращения: 12.02.2019).
для конкретного гостиничного предприятия в большей степени обладает возможностью учесть особенности данной гостиницы, а значит может в значительной степени повысить конкурентоспособность гостиничного предприятия.
Определяя основные функции работы, можно провести сравнительный анализ применения мобильных приложений отечественными и зарубежными гостиницами и сетями, на основе данных магазина приложений AppStore от разработчиков IOS.
Необходимо выделить 6 основных возможностей и направлений эффективного использования гостиничного мобильного приложения:
• бронирование;
• процесс регистрации и выписки гостя;
• виртуальный ключ;
• возможности управления личным профилем в программе лояльности гостиницы;
• возможность ассоциации с брендом;
• консьерж сервис отеля;
• мобильные карты и путеводители.
Приведем сравнительную характеристику применения данных функций в приложениях в российских и международных гостиничных цепях. Данные сравнительного анализа представлены в табл. 2.
Собственные приложения гостиниц с функцией бронирования не многочисленны и в основном принадлежат сетевым отелям. В отличие от Европы и США, в России есть много независимых отелей, для которых процесс разработки и внедрения приложения займет больше усилий и затрат, этим объясняется нехватка мобильных приложений с функцией бронирования на отечественном гостиничном рынке.
Подобную технологию преимущественно используют в статусных отелях, принадлежащих крупных гостиничным сетям, из-за безопасности и дорогостоящего внедрения такая программа только тестируется на зарубежном гостиничном рынке.
США,
35% Япония
30% 25% 20% 15% 10°% 5% 0%
Рис. 11 - Использование мобильных технологий гостями отелей в отдельных странах2
Таблица 2 - Характеристика функций и особенностей применения гостиничных мобильных приложений3
Функции
Гостиницы и сети отелей
Отечественные или представители _зарубежных сетей в России_
Международные
Бронирование
Бронирование номеров и пакетных предложений в LOTTE Отель Москва. Сеть отелей по МО «Бонжур» предлагает бро нирование номеров за несколько часов до заезда. В приложении Cosmos Hotel-Moscow бронь отменяется нажатием значка отказа в приложении без телефонного разговора с персоналом
В приложении сети «^^г» предусмотрены фильтры поиска по цене, бренду, расстоянию от настоящего местоположения и демонстрация выбранных объектов на карте. Предоставляется подробная информация о каждой гостинице и право самостоятельного выбора расположения номера внутри неё по схеме этажа и номеров
Регистрация или выезд из номера и виртуальный ключ
Возможности процедуры заселения и выписки гостя - гостиница « Ararat Park Hayat», «Ritz - Carlton»_
Возможности предоставления услуги «виртуальный ключ» - гостиницы сети «Marriott International»
Управление профилем в программах лояльности
Гостиница «Салют» Москва размещает в своем приложении персональную бонусную карту, которой гость может расплачиваться за услуги и накапливать баллы, при следующем посещении получать подарки от отеля
У сетей «Hilton» и «Marriott International» есть такие приложения, в которых удобно смотреть накопленные бонусные баллы, понятен механизм их получения и легко высчитывается итоговая стоимость проживания после списания баллов. А так же, гостиничный оператор Hilton представил программу FunFinder, которая будет ориентироваться на профили гостей, и определять самые актуальные предложения и сообщения для отправки путешественникам в приложении_
Ассоциация с брендом
Возможность встроить в приложение систему опроса гостя позволяющую руководству проанализировать степень удовлетворенности гостя качеством предоставления гостиничных услуг - гостиница «Максима Ирбис»
Мобильное приложение с музыкальными каналами, позволяющее использовать различные пространственные концепции W Hotels. Широкое использование системы QR- кодов в информировании гостей в отелях «Ritz-Carlton»
Консьерж сервис
Комплекс «Барвиха» Москва предлагает в приложении не только заказывать дополнительные услуги, но и посмотреть удобное время, сделать бронь, получить расчет по времени, предпочтениям и сложности оказания услуг, получить оповещение
Использование мобильных консьержей для оказания услуг по заказу еды и напитков, бронирования дополнительных услуг и т.д. Активно используется в сетях «Mandarin Oriental» и «Four Seasons»
Путеводитель по городу
Гостиница «Валс» предлагает гостям путеводитель, который познакомит пользователей с историей и особенностями культуры московского района «Замоскворечье». Отель Азимут Сочи в приложении разработал сервис построения маршрута достопримечательностей в соответствии с предпочтениями гостя, подборка ресторанов и баров, магазинов на карте города_
Гостиничный оператор AccorHotels совместно с профессиональной сетью LinkedIn разработали новый мобильный сервис BusinessCheck,: у гостя отеля будет возможность узнать, кто из его рабочих «контактов» находится в данный момент в одном городе и контактировать с ним
3 https://www.mipko.ru/employee-monitor/ (Дата обращения: 5.03.2019).
96 И-
В настоящее время почти каждая гостиница имеет свою программу лояльности и накопления бонусов, однако разница между такими программами в гостиничных международных брендах и самостоятельных отелях есть существенная. Она заключается в больших возможностях держать связь с клиентом по всему миру, предоставляя скидки, подарки, предложения по всем отелям сети.
Ассоциируя оригинальность бренда или особенности отеля в визуальном и чувственном восприятии, сохраняется связь клиента с гостиницей.
Мобильный консьерж сейчас разрабатывается на многих самостоятельных платформах и каждый отель может приобрести этот сервис для своих гостей, однако, услуги собственного мобильного консьержа будут эффективным дополнением к сервисам мобильного приложения отеля, что позволит выделить его от конкурентов.
Таким образом, мобильные приложения стали неотъемлемой и эффективной состав-
ляющей гостиничной индустрии для России и большинства других стран мира, как технологичный и инновационный инструмент коммуникации с гостями, автоматизации предоставления и получения услуг. А также, простые и стандартизированные интерфейсы делают их доступными и привычными в использовании.
Подводя итог данного исследования, стоит отметить, что используемые информационные и коммуникационные системы позволяют осуществить подготовку бакалавров для выполнения трудовых функций по управлению текущей деятельностью сотрудников служб, отделов ГК в должности руководителей служб гостиничных комплексов и управляющих ГК, а также осуществлению контроля и оценки эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. При подготовке магистров также необходимо использовать средства ИКТ для анализа и оценки деятельности ГК и управления проектами и изменениями, разработке концепции и стратегии развития сети гостиниц.
Список источников:
1. Булавина С.М. Современные информационно-коммуникативные технологии в подготовке специалистов ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса // В сб.: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Мат. III междунар. Интернет-конф. 2009. С. 265-268.
2. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т.8. №7(54).
3. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V., Andreeva A.I., Seredina M.I.
Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 5 S2. Рр. 58-64.
4. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. М.: ИНФРА-М, 2009. 446 с.
5. Практические методики управления качеством работы и мотивации персонала в основных сегментах гостиничного предприятия: Информационно-методическое пособие. М., 2012.
6. Лизунова Е.А. Организационный механизм управления гостиницами на стадии запуска. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2009.
7. Нестеренко Т.В. Применение учебного проектирования для повышения степени владения современными информационными технологиями будущими специалистами гостиничного и туристского бизнеса // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 5-3 (10). С. 54-56.
8. Лихолетов В.В. Основы проектирования гостиничных комплексов и предприятий общественного питания. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 184 с.
9. Силаенков А.Н. Повышение качества подготовки специалистов ОГИС в области туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса на базе информационных технологий // В сб.: Эко-
номика сферы сервиса: проблемы и перспективы: Мат. II Межвуз. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.). 2016. С. 165-167.
10.Скабеева Л.И., Лагусев Ю.М. Современные тенденции формирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Гостиничное дело» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т.10. №1. С.4-11.
Larisa I. SKABEEVA a, a-b Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
Liliya L. DUKHOVNAYA b a PhD in Pedagogic, Associate Professor; e-mail: skabeeva@mail.ru
b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: 6199900@mail.ru
PERSONNEL TRAINING FOR THE HOTEL INDUSTRY: CURRENT ASPECTS AND TRENDS
The training of the head/ manager of the hotel complex / hotel chain is characterized by the active using the tools of information and communication technology (ICT), therefore, in the preparation of bachelors and masters in the field of "Hospitality" the process of informatization of education is of particular interest. Also, the process of preparing managers of a hotel complex or hotel chain should be carried out, taking into account the main stages of hotel development, namely activities to implement any hotel investment project, including the stages of finding a land plot for the construction of a hotel complex and investment, preparing initial permits, developing a business plan, and subsequent management and operation.
The formation of the bachelors' competencies in managing the current activities of employees, monitoring and evaluating the effectiveness of the departments of the hotel complex should be carried out using ICT tools. ICT tools are useful in the masters' training for implementing the labor functions of the managers of the hotel complex or hotel chain on the analysis and evaluation of activities and project management and changes, in the development of the concept and strategy of the hotel network.
Particular attention is paid to the growing role of using various information and Keywords: communication technologies in the process of interaction with hotel guests by
head/manager of a hotel using modern mobile hotel applications that contribute to the successful devel-complex/hotel chain, opment of the hotel business today and focus on improving the efficiency of the
personnel training, hotel enterprise and strengthening its position in the competitive market.
information and communica- The authors, on the basis of the analysis of the research conducted, conclude tion technologies (ICT), that information and communication technologies for a modern graduate in
hotel development, the sphere of hospitality are an integral factor of its competitiveness in the
mobile applications, software modern hotel market.
References
1. Bulavina, S. M. (2009). Sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v podgotovke specialistov restorannogo, gostinichnogo i turisticheskogo biznesa [Modern information and communication technologies in the training of restaurant, hotel and tourist business professionals]. Strategija razvitija industrii gostepriimstva i turizma [The development strategy of the hospitality industry and tourism]: Materials of the third international Internet conference, 265-268. (In Russ.).
2. Duhovnaja, L. L., Kholodtsova, I. I. (2014). Innovacionnye tehnologii v gostinichnom biznese [Innovative technologies in the hotel business]. Servís v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 8(7). (In Russ.).
3. Dukhovnaya, L. L., Kholodtsova, I. I., Polyakov, V. V., Andreeva, A. I., & Seredina, M. I. (2015). Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(5 S2), 58-64. (In Russ.).
4. Ivanov, V. V., & Khan, O. K. (2009). Upravlenie nedvizhimostju [Property Management]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
5. (2012). Prakticheskie metodiki upravleniya kachestvom raboty i motivacii personala v osnovnyh segmentah gostinichnogo predpriyatiya [Practical methods of quality management and staff motivation in the main segments of the hotel enterprise]: Information and methodological manual. Moscow. (In Russ.).
6. Lizunova, Е. A. (2009). Organizacionnyj mekhanizm upravleniya gostinicami na stadii zapuska [Organizational mechanism of hotel management at the initial stage]. Candidate of Economics thesis. Moscow: RSB. (In Russ.).
7. Nesterenko, T. V. (2015). Primenenie uchebnogo proektirovaniya dlya povysheniya stepeni vladeniya sovremennymi informacionnymi tekhnologiyami budushchimi specialistami gostinichnogo i turistskogo biznesa [The use of educational design to improve the degree of modern information technology in the future experts of the hotel and tourism business]. Nacional'naya Associaciya Uchenyh [National Association of Scientists], 5-3(10), 54-56. (In Russ.).
8. Likholetov, V. V. (2009). Osnovy proektirovaniya gostinichnyh kompleksov i predpriyatij obshchestvennogo pitaniya [Basics of designing hotel complexes and catering enterprises]: A tutorial. Chelyabinsk: Publishing house of SUSU. (In Russ.).
9. Silaenkov, A. N. (2016). Povyshenie kachestva podgotovki specialistov OGIS v oblasti turizma, gostinichnogo i restorannogo biznesa na baze informacionnyh tekhnologij [Improving the quality of training of specialists of OGIS in the field of tourism, hotel and restaurant business based on information technology]. Ekonomika sfery servisa: problemy i perspektivy [Service Economy: Problems and Prospects]: Materials of the II Interuniversity Scientific Practical Conference (with international participation), 165-167. (In Russ.).
10.Skabeeva, L. I., & Lagusev, Yu. M. (2016). Sovremennye tendencii formirovaniya osnovnyh obrazovatel'nyh programm podgotovki bakalavrov i magistrov po napravleniyu podgotovki «Gostinichnoe delo» [Current trends in the formation of basic educational programs for the bachelors and masters training in the education area "Hospitality"]. Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service], 10(1), 4-11 (In Russ.).
Скабеева Л.И., Духовная Л.Л. Современные аспекты и тренды подготовки кадров для гостиничной отрасли // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 84-99. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10107.
Skabeeva, L. I., & Dukhovnaya, L. L. (2019). Personnel training for the hotel industry: current aspects and trends. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 84-99. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10107. (In Russ).